Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 9.04.1635, Вильно), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета, относившегося к гербу Pókozic. Отчество И.- Левонович дает основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской ц. свящ. Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609-1610 гг. от униат. митр. Ипатия Потея (Могилёвская епархия. 1905. Т. 1. Вып. 1. С. 125). В виленском братском уч-ще И. был учеником архим. Леонтия (Карповича) . И. принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), по-видимому, не позднее 1620 г. Как предполагает А. Миронович, И. был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова мон-ря Леонтием (Карповичем), скончавшимся в 1620 г. (его преемником стал архим. Мелетий (Смотрицкий) ). В нач. 20-х гг. XVII в. И. стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства . Для «духовных намов» неск. раз в год он ездил в Киев; входил в окружение свт. Петра (Могилы) . В 1622 г. И. пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском уч-ще таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) . Уровень преподавания в виленском уч-ще был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский обвинил И. вместе с др. руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV правосл. иерархов. Причастность И. к выпуску этих изданий представляется вероятной, но определить его личный вклад нет возможности. Перу И. исследователи определенно приписывают лишь одно произведение: «Kazanie na znakomity pogrzeb... pana Bohdana Martimiana Ogiskiego z Kozielska, podkomorzego trockiego etc., odprawowane przez oyca Jozepha Bobrykowicza, zakonnika monastera bractskiego wileskiego cerkwi w. Ducha, w cerkwi kroskiej ruskim jzyku, a po tym za daniem wielu na polski przeoone. 1625, maij 15» (Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т. д., произнесенная Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Св. Духа виленского братского мон-ря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведенная. 1625, 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского муж. мон-ря в мест. Евье близ Вильно (ныне г. Вевис, Литва), основанного кн. Б. Огинским в 1600 г. И. писал, в частности, о важности сохранения Православия белорус. дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. 2002 г. (Виленской и Литовской епархии), в Вильнюсе (Литва). Основан на рубеже XVI-XVII вв. членами виленского православного Свято-Духовского братства , первоначально существовавшего при виленском во имя Св. Троицы мон-ре . По распоряжению принявшего Брестскую унию митр. Ипатия Потея в окт. 1599 г. был закрыт принадлежавший братству придел Троицкого храма. Ок. 1600 г. братчики перешли в возведенную в Вильно в 1597 г. ц. в честь Сошествия Св. Духа. Хотя королевский указ 1596 г. запрещал строительство правосл. церквей, Свято-Духовский храм был возведен на земле и на средства правосл. дворянок Феодоры и Анны Волович, занимавших высокое общественное положение (Феодора была замужем за брестским воеводой, Анна - за смоленским). Не позднее 1605 г. при Свято-Духовском храме сложилась муж. обитель с небольшим жен. отделением. К авг. 1609 г. храм являлся единственной правосл. церковью в Вильно, остальные были переданы униатам. Под опеку В. м. перешли братские типография и школа, в к-рых трудились насельники мон-ря, в т. ч. Леонтий (Карпович), ставший одним из первых настоятелей обители, Мелетий (Смотрицкий) и др. С самого начала существования В. м. страдал от нападений со стороны униатов - насельников Троицкого мон-ря. В. м. являлся ставропигиальным, подчинялся К-польскому Патриарху. К обители перешли права ставропигии, данные виленскому братству посетившим Вильно в 1588 г. К-польским Патриархом Иеремией II . Мон-рь существовал за счет денежных сборов и вкладов, поступавших от членов братства. В 1616 г. кн. Б. М. Огинский пожаловал мон-рю 2 дома в Вильно с хозяйственными постройками, затем двор в мест. Евье Трокского у. (ныне г. Вевис, Литва) с постройками, садами, огородами, землями и крестьянами, а также 6 озер.

http://pravenc.ru/text/вильнюсский в ...

Современники высоко оценивали заслуги архим. Леонтия. По словам Мелетия (Смотрицкого), он " церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной… возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви... Падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился " . В соч. " Лямент у света убогих на жалосное преставление отца нашего Леонтия Карповича " говорится, что преподобный научил православных " литвинов постити, дни святыи, праздники честно обходити, на всеночных молитвах тръвати нетескливе, хутне ходить до церкви, жити святобливе. Грехов споведатися, Таемниц Христовых заживати начастей справил был готовых, што у наших пред леты было неподобно, на то душу и сердце отдал всех способно " . Петр (Могила) привел в " Записках " рассказы о подвижнической жизни архим. Леонтия. О почитании первого настоятеля Свято-Духова монастыря говорится также в " Палинодии " Захарии (Копыстенского) (1621), в " Мнемозине славы, дел и трудов... Петра Могилы " , в " Диариуше " прмч. Афанасия Брестского (1648). По-видимому, существовало изображение архим. Леонтия, описанное в Эпитафионе, которым заканчивается " Лямент у света убогих на жалосное преставление… Леонтия Карповича " : " Рукою держит кветок, другою книгу, там же кадило " . Приведено также толкование образа: " Живот нетръвалый значит тот квет опалый. Книга - чистость сумненья кажет мети. Збавенья в добрых делех чекати. За ним в небо ступати " . 4 апреля 2011 года Синод Белорусской Церкви принял решение о канонизации Леонтия, прославление было совершено 15 мая 2011 года в кафедральном Петропавловском соборе Минска . Сочинения В 1615 году в типографии кн. Богдана Огинского в Евье (ныне Вевис, Литва) были опубликованы проповеди Леонтия (Карповича): " Казанье двое " : одно на Преображение, другое на Успение, " которое мел отец Леонтий Карпович, архимандрит монастыря общежительного братского Виленского в церкви Сошествия Святаго и Животворящаго Духа, в року 1615, месяца августа 6 и 15 дня " . Издание содержит посвящение кнг. Анне Ходкевич Корецкой, которой автор выражает благодарность за щедрую помощь как ему лично, так и православной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13680630.h...

Последующие 7 разделов посвящены богословской полемике: критике лат. учений о примате папы, об исхождении Св. Духа от Сына, о Евхаристии, о чистилище и молитвах святых, а также изложению правосл. учения. В трактатах рассмотрены лат. аргументы о «неволе» Восточной Церкви, в связи с чем описывается совр. состояние Римской Церкви. Заключительный раздел книги - «Katechizm, albo Krótkie zebranie wiary i ceremonii Cerkwi witej» (Катехизис, или Короткое собрание веры и обрядов святой Церкви) - посвящен преимущественно изложению правосл. догмата о Св. Троице. Негативно оценивая античное философское наследие (труды Платона и Аристотеля), Смотрицкий демонстрировал знание схоластики: сочинений Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского и др. Он также вспоминает сочинения современных авторов - Петра Скарги , М. Сервета, С. Будного , М. Чеховица. После того как «Тренос...» был напечатан, его восприняли как выступление против московской политики кор. Сигизмунда III ; король приказал арестовать автора и издателей. Смотрицкий избежал ареста, в тюрьму был заключен издатель архим. прп. Леонтий (Карпович) и неск. печатников. Смотрицкий переехал в мест. Евье (ныне г. Вевис под Вильнюсом, Литва), куда православные перенесли типографию. «Тренос...» быстро стал чрезвычайно популярным. Православные считали, что в сочинении изложена «правда Божия словами с[вятого] Золотоуста» (Д. Наливайко). Суша утверждал, что православные передавали книгу своим потомкам в качестве ценнейшего наследия. На «Тренос...» отвечали католики и униаты. В 1610 г. Скарга издал в Кракове трактат «Na Threny i Lament Teofila Orthologa do Rusi greckiego naboestwa przestroga» (На Тренос и Плач Теофила Ортолога предупреждение людям греческой веры). Позже отвечал Смотрицкому И. Мороховский (Parygoria, albo Utulenie uszczypliwego Lamentu (Parygoria, или Утоление язвительного Плача). Вильно, 1612). Однако они не смогли уменьшить влияние «Треноса...». В 1615 г. М. Смотрицкий начал в Вильно работу над «Учительным Евангелием» (вышло в свет в 1616) и Грамматикой церковнославянского языка (         Евье, 1618/19), в к-рых защищал «руський» и церковнослав. языки от нападок иезуитов. Оба труда сыграли важнейшую роль в истории восточнославянской культуры. «Учительное Евангелие» - сборник объемом более 500 с. на «простой мове». Изданием этого сборника Смотрицкий попытался ограничить влияние польск. поучений (постилл) (напр., М. Рея и Я. Вуека), активно включавшихся во мн. западнорусские рукописные «Учительные Евангелия». М. А. Корзо считает, что переводы евангельских текстов на «просту руську мову», предпринятые Смотрицким для «Учительного Евангелия», зависели от переводов Будного. В 1637 г. книга была переиздана с поправками в Киеве под патронатом свт. Петра (Могилы) . Грамматика церковнославянского языка неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв., как учебник использовалась еще в 1-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/Мелетия ...

XVII в. перенесла туда свою деятельность (с этого времени братство именуется Свято-Духовским, см. Виленское православное Свято-Духовское братство ); др. их часть приняла униатство и осталась в Троицком мон-ре, монахи которого вскоре стали членами ордена василиан (базилиан), призванного вводить положения Брестской унии на практике. При Троицком мон-ре открылась василианская школа. К 1609 г. все виленские церкви и монастыри (в т. ч. кафедральный Успенский (Пречистенский) собор, Троицкий и Благовещенский жен. монастыри), а также имевший статус архимандритии трокский Рождество-Богородицкий монастырь были переданы под власть униат. митр. Ипатия Потея. Исключением стала Свято-Духовская ц. в Вильно и сложившийся при ней (не позже 1605) мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской мон-рь ), ставший главным оплотом Православия в Л. и Белоруссии. В свою очередь крупнейшим центром униатства был василианский Свято-Троицкий мон-рь (в Вильно), куда были перенесены святыни из переданных униатам церквей, в т. ч. из Никольской и Пятницкой и Пречистенского собора, который вместе с митрополичьим дворцом был одной из резиденций униат. митрополитов Киевских и всея Руси (наряду с Новогрудком и с XVIII в. Варшавой). В адм. отношении униат. приходы Л. образовывали митрополичью епархию униат. Церкви. Постепенно виленские правосл. храмы приходили в упадок, правосл. жители города, в т. ч. радцы (члены горсовета), терпели различные притеснения от католиков и униатов. В кон. XVI - нач. XVII в. число правосл. церквей и мон-рей в Л. существенно сократилось. Тем не менее церкви и мон-ри основывались в частных владениях (как, напр., Свято-Духовская ц., а затем и мон-рь). Кн. Богдан Огинский после того как в 1611 г. основал в своем имении Евье (ныне Вевис) издававшую правосл. книги типографию, восстановил находившийся там и пришедший в упадок Успенский муж. мон-рь, а в 1619 г. отдал его под начало Свято-Духовского мон-ря. Он же в 1610 г. в Кронях (ныне Круонис) близ Кошедар (ныне Кайшядорис) построил Троицкую ц., а в 1629 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Мина под Литву Особое внимание хочу обратить на заявление литовских прокуроров о том, что «в период 1940-1990 гг. Литовская Республика и СССР были различными государствами и субъектами международного права». Не вызывает сомнений, что это утверждение является плодом коллективных размышлений литовских ученых-юристов, собравшихся в Генпрокуратуре Литвы на помощь прокурорам после вынесения знаменательного оправдательного приговора по делу Б. Макутыновича и В. Разводова. Однако этим утверждением литовские правоведы заложили под территориальную целостность Литвы мину замедленного действия, которая рано или поздно взорвется. Что имеется в виду? Известно, что Литва вышла из СССР с территорией на треть большей, нежели она обладала в 1939 г. (65,2 против 50,0 тыс. кв. км.) Причем прирост территорий произошел благодаря доброй воле руководства Союза ССР. О том, как по распоряжению И. Сталина Литва обрела Мемельский-Клайпедский край, я уже рассказал в статье «Литва претендует на Калининград». Абсолютно ясно, что основная часть территорий была присоединена к Литовской ССР, как части Союза СССР. Если же СССР и Литва в период 1940-1990 гг. были различными государствами, то какое право имеет современная Литовская Республика претендовать на территории, предоставленные Союзом ССР Литовской ССР? Известно, что это Клайпедский край с городом Клайпеда, Вильнюсский край с городом Вильнюс и территории Белорусской ССР, переданные Литовской ССР при её вступлении в СССР. Сегодня речь пойдет о Виленском крае и городе Вильно-Вильнюсе. Они были переданы Литовской Республике в октябре 1939 г., то есть в период, когда Литва не являлась частью Союза СССР. Однако эта передача имела ряд правовых нюансов, о которых следует напомнить забывчивым литовским властям. Яблоко раздора: Вильнюс и Вильнюсский край Город Вильно и Виленский край издавна являлись территорией Великого княжества Литовского. В XVII-XIX веках культурная и этническая польская экспансия превратили город и край в территорию с преимущественно польским населением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Если вся концепция построена на признании Советско-германского договора недействительным с самого начала, то должно быть новое территориальное размежевание, ибо сегодняшнюю территорию Литва получила только в результате " Пакта Молотова-Риббентропа " . Именно в секретном протоколе говорилось, что " интересы Литвы в Виленской области признаются обеими сторонами " . Архивы свидетельствуют не о стыде литовцев за этот Договор, а о ликовании. Получив Вильно в последовавшем Договоре Литвы с СССР от 10 окт. 1939 г. вскоре после этого протокола, по донесению Временного поверенного в делах СССР Н.Г.Позднякова, Литва праздновала: " С утра весь город украсился государственными флагами… Люди целовались, поздравляли друг друга " . Посол в США в Литве Норем сообщал о " праздничном колокольном звоне " , манифестациях, о " воодушевлении, с которым встречено сообщение о возвращении Вильно " . Если Литва - довоенное государство, а пакт Молотова-Риббентропа " преступен " и признан несуществующим, то территория Литвы должна быть пересмотрена. Комиссия запретила ввести в рассмотрение Договора с Германией тот факт, что ему предшествовали безуспешные попытки СССР заключить Договор с западноевропейскими странами, гарантировавший бы западные границы прибалтийских государств. Те же заявили о своем стремлении " остаться вне коалиций, направленных против Германии " . По донесению посла США Литва и другие прибалтийские страны были " настроено резко против упоминания их в качестве государств, в отношении которых принимаются гарантии " , и относятся " крайне неодобрительно " к предложению, чтобы Великобритания гарантировала их границы с Советским Союзом " . Правительства этих государств занимали тогда откровенно прогерманскую позицию - это исторический факт. Легитимность нынешней литовской власти уязвима прежде всего из-за объявленного нынешней Литвой преемства по отношению к первому правительству - литовской тарибе в Ковно, которая провозгласила независимость в декабре 1917 г. Это правительство было создано кайзеровской Германией, которая в это время оккупировала эту часть России. Возникновение государства Литва в принципе противоречило намерениям Антанты. Англия и Франция рассчитывали создать вблизи границ России " крепкую Польшу " , в которую на федеративной основе вошла бы и Литва. Литовское представительство в Ковно сразу провозгласило " вечные прочные союзнические связи с Германией " . Но буквально через несколько месяцев вся Россия начала распадаться и через год в Вильно стихийно образовалось и другое правительство - советское, которое объявило цель идти " рука об руку " с Советской Россией, а потом приняло решение о соединении в одну республику с Белоруссией.

http://pravoslavie.ru/analit/kaliningrad...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Польша и Литва уже готовы придушить Белоруссию в своих горячих дружеских объятиях Голос Мордора 16.08.2020 576 Время на чтение 4 минуты Объятия «друзей» уже широко раскрыты. Всё готово к тому, чтобы принять «вырвавшуюся из под российского сапога» свободную Беларусь в семью братских восточноевропейских народов. Не всех конечно и не на полных правах, на полшишечки, так. Особенно усердствуют Литва и Польша. Чуть поодаль стоит процветающая Латвия, но там всё настолько «хорошо», что вроде как даже не до Белоруссии, отбрехиваются дежурными заявлениями за всё хорошее и против всего плохого Вообще, судя по активности польских и литовских властей, сразу становится ясно, кто главный интересант происходящего в Белоруссии. И главная цель этого действа – вовсе не вынос на свалку истории засидевшегося Лукашенко . Это всего лишь часть новеллы и далеко не самая главная. Скажем так – верхушка айсберга. А вот то, что под водой – белорусы к сожалению не видят. И этим вовсю пользуются условные ксёндзы, дабы охмурить коллективного Козлевича. Обещают рай, причём в отличии от рая обещанного настоящему Козлевичу – обещают его сразу, на земле, а не небе. Молочные реки и кисельные берега. Поляки уже объявили о дополнительной помощи Белоруссии на 50 миллионов злотых. Кроме этого аттракциона щедрости, поляки обещают белорусам доступ на свой рынок труда (представляете, как цены на рынке труда гастарбайтеров упадут?), стипендиальные программы для студентов и много других сладких ватрушек. Литва тоже обещает, но конечно поменьше. В первую очередь – конечно же горячую дружбу по старой памяти. Но не просто так. Литва, в самых сладких своих снах, видит новую АЭС в Белоруссии неработающей и ржавеющей. Согласитесь – не очень высокая цена за дружбу – всего-то зарубить передовую технологию у себя в стране, которая на долгие десятилетия обеспечила бы её дешёвой электроэнергией, да ещё позволяла экспортировать электричество в другие страны. Ерунда какая. Литовцы подтвердят – они сами, по требованию Евросоюза, закрыли у себя Игналинскую АЭС. И не очень то пострадали. Электричество же можно купить у добрых соседей, а те объёмы, которые давала Игналинская АЭС – стране вовсе не нужны. Ведь вся промышленность уничтожена на корню, а фермерские хозяйства потребляют энергии не так уж и много. Тем более, что и фермерские хозяйства особенно сильно не растут, работая лишь на внутренний рынок. На внешний – не пускают те самые соседи, у которых Литва покупает электроэнергию.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/16/polsha...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Литва претендует на Калининград? Обострение отношений с Москвой может дорого стоить Вильнюсу 16.06.2015 497 Время на чтение 12 минут В последнее время тема Украины отодвинула на задний план освещение происков других недругов России. Между тем взять, к примеру, Литву. Эту маленькую прибалтийскую страну Соединенные Штаты Америки пытаются сделать своим основным партнером, наравне с Украиной, в нарастающем противостоянии с Россией. Полагаю, нет смысла напоминать об истерических заявлениях президента Литвы Дали Грибаускайте по поводу российской угрозы и российского терроризма. Напомню лишь, что тактика Литвы в 1990-1991 г. оказала серьезное влияние на процесс распада СССР . Сегодня Штаты намерены реанимировать литовский опыт противостояния Кремлю, применительно к современным условиям. В роли американского рупора на этот раз выступил не пресловутый профессор Джин Шарп, а профессор Института мировой политики в Вашингтоне Дж. Майкл Уоллер. Этот ветеран информационной войны против России недавно дал интервью литовскому новостному порталу «Delfi. lt» под названием «Литва должна так раздразнить Россию, чтобы она начала защищаться». В нем Уоллер уверяет, что для Путина Литва, оказывается, является «костью в горле»! И предлагает несколько приемов, как досадить российским дипломатам и так «раздразнить Россию», чтобы она от информационных атак на западный мир перешла к обороне. По словам профессора, Литва, являясь непостоянным членом Совета Безопасности ООН, может инициировать множество резолюций о положении прав человека в России, праве самоопределения народов, экологической безопасности и многом другом. Например, поддержать бурятов в борьбе за экологическую безопасность озера Байкал. Заодно поднять вопрос о самоопределении Республики Бурятии в ООН, который могут поддержать ряд стран Центральной Азии. Россия, хотя и имеет в Совете Безопасности право вето на любые резолюции, будет вынуждена защищаться, а мир обратит внимание на проблемные вопросы в стране.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Лишь 19 % литовцев знали, что такое электричество. Керосиновые лампы считались показателем среднего достатка. Урожайность зерновых составляла немногим более 9 ц/га. В лучший период 1938/39 г. Литва произвела мяса (в убойной массе) 180 тыс. т, молока — 1240 тыс. т на 4430 тыс. га сельхозугодий. От одной коровы в среднем в год надаивалось 1400 кг молока. На мировом рынке Литва была поставщиком сельскохозяйственной продукции. Так, страна была третьим по величине производителем и экспортером льна на мировом рынке (экспорт льна составлял около 30 процентов от всей доли экспорта). В целом в 1930 году (перед экономическим крушением Великой депрессии) экспорт скота и продуктов животноводства составил 54% по отношению ко всей экспортной продукции Литвы. Экспорт Литвы был в основном ориентирован на две страны: Германию и Англию. Еще в 1930 году Германия забирала 60% литовского экспорта. После прихода к власти Гитлера Германия перестала быть основным покупателем литовской сельхозпродукции. При этом Литва так и не смогла найти замену Германии. В результате экономика рухнула еще более, превзойдя даже уровень падения времен Великой депрессии. Как видим, страна не отличалась промышленным развитием, а сельское хозяйство имело лишь внутреннее значение. Если Латвия поставляла на внешний рынок свой бекон, то Литва и это не могла предложить миру. Таким образом, Литва вроде бы была европейской страной, но с другой стороны ее вообще мало кто знал за пределами Балтийского региона. Правительство Сметоны пыталось привлечь к развитию страны иностранный капитал. Некоторые успехи в этом деле имелись. Однако все портило то, что вопрос допуска или недопуска той или иной кампании определял сам президент и (точнее) его окружение. Например, шведский капитал в этой балтийской стране был представлен в основном спичечной фабрикой Ивара Крейгера, о котором уже говорилось в предыдущих главах. В 1930 году правительство Сметоны продало монопольное право на производство спичек Шведскому спичечному тресту Крейгера.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010