Буди Твоя воля с нами». И был ему голос от честных крестов: «Пойди к игумену и скажи ему, зачем ему бороться против судеб Божиих». Старец Александр пошел в церковь к игумену и стал ему говорить: «Отпусти старца Иринарха в свою келью на обещание с его учениками, да не зле испустишь душу свою, борясь против судеб Божиих». Игумен опять благословил старца Иринарха вместе с учениками его на затвор. Старец, взошед в келью, возблагодарил Бога в молитве своей так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, ведый вся тайная сердца, не сокроется от Тебе, Господи, ничто, и все находится в воле Твоей. Ты еси Бог наш и Тебе единому служим, избави нас такового гонителя, дай нам терпение по воле Твоей Владычней, Аминь», и был ему голос свыше: «Дерзай, старче, Я с тобою всегда: но ждал конца твоего подвига. Терпению же твоему удивились все Ангелы и Архангелы, видя твои великие подвиги. Отселе не будет тебе никакого зла и никакого гонителя». Старец слыша сей глас, не видя никого, только со слезами непрестанно творил молитву, крестясь: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! помилуй меня грешного от искушения». Вскоре после сего игумен Симон был выгнан из монастыря. §9. О приходе Литвы под Москву и сдаче Москвы лестью Литва, узнав о смерти князя Михаила Скопина-Шуйского, пошла опять к Москве и стала со своим войском под Москвой. Хитростью и лестью взяли в плен Москву. Царя Василия Иоанновича сдали врагам, которые сослали его в Литву. Таким образом Москва взята в плен, множество людей в ней истреблено. И сбылось видение преп. Иринарха, которое он видел в 1608-м году, о взятии в плен Москвы. §10. О приходе панов в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, в 1612 году и о рассказе ими о смерти пана Сапеги старцу Иринарху Осенью, после Дмитрова дня, пришла Литва в Ростов. В это время игумен Борисоглебский ушел с братиею на Бело-озеро от Литвы, боясь их мучения. Старец Иринарх остался с своими учениками в своей келье, молясь непрестанно Богу. Пришла Литва в Борисоглебский монастырь и пробыла здесь десять недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, людям спокойным тяжелый вопрос о том, кому целовать крест, представлялся недобрым делом, нарушавшим спокойствие и все добрые сношения между жителями одного государства. В то время как некоторые города переписывались, уговаривая друг друга подождать, не спешить присягою царю тушинскому, жители Железопольской Устюжны показали пример геройского сопротивления. 6 декабря 1607 года пришла к ним грамота от белозерцев о совете, чтоб веры христианской не попрать, за дом Богородицы, за царя Василия и друг за друга головы сложить и польским и литовским людям не сдаться. Жители Устюжны обрадовались такому совету и послали на Белоозеро подобную же грамоту. В это время приехали посланцы из Тушина кормов править: устюженцы им отказали и отослали их на Белоозеро, а сами решили сесть в осаде, хотя острога и никакой крепости у них не было. Они послали в уезды по бояр и детей боярских, поцеловали крест в соборной церкви не сдаваться Литве и выбрали себе в головы Солменя Отрепьева да Богдана Перского, да прикащика Алексея Суворова, потому что на Устюжне воеводы тогда не было; но потом приехал из Москвы Андрей Петрович Ртищев, и устюженцы выбрали его себе воеводою; тогда же пришел с Белоозера к ним на помощь Фома Подщипаев с 400 человек. Заслышавши о приближении поляков, черкас и русских воров, Ртищев выступил с войском к ним навстречу, но не хотел идти далеко, говоря, что литва и немцы в ратном деле искусны и идут с большим войском. Ратные люди с ним не согласились: «Пойдем, – кричали они, – против злых супостат, умрем за св. божии церкви и за веру христианскую!» Воевода должен был двинуться вперед и 5 января 1608 года встретился с литвою при деревне Батневке: устюженцы и белозерцы, не имея никакого понятия о ратном деле, по словам современника, были окружены врагами и посечены, как трава. Ртищев спасся бегством в Устюжну и не знал, что делать? Ратные люди побиты, под Москвою литва, под Новгородом Литва, на Устюжне нет никаких укреплений. Несмотря на такое отчаянное положение дела, устюженцы и белозерцы, оставшиеся от поражения, собрались и решили: «Лучше нам помереть за дом Божией матери и за веру христианскую на Устюжне».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Таким образом в состав этого государства постепенно стали входить не только северный части западной России, но и средняя, а также и южные области; а именно: в самом конце XIII века – Туровско-Пинское княжество, в начале XIV века княжество Витебское, а затем по смерти Даниила и Василька Романовичей Галицких Литва постепенно брала перевес на Волыни, которая вместе с Берестейскою областью, а также и Киевскими землями с Подолиею, равно и Северскою землею с Черниговом, входят при великом князе Ольгерде уже окончательно в состав Литовского государства. В половине XIV века это государство уже совершенно образовалось и оно явилось по своему пространству одной из могущественных держав на востоке Европы, так как в состав ее входили следующие губернии нынешней России: Виленская, Ковенская (коренная Литва), Гродненская, Витебская, Минская, Могилевская, часть Черниговской, Киевская, Волынская, Подольская, а при княжении Витовта (начало XV века), и Смоленская губерния. 242 Преобладающее значение в Литве русской народности и православной веры В этом новом государстве, образовавшемся из областей издревле русских, преобладающее значение даже в коренной Литве во всех отношениях имели русские племена, отличавшиеся большим умственным и техническим развитием, высшим гражданским и правовым строем, а что всего важнее, – объединенный уже несколько столетий одною православною верою. Литовцы, живя изначала с русскими в мире и согласии, охотно перенимали от них —204— веру, язык, право, письмена и обычаи, учились ремесленному и военному искусству и торговым оборотам, и делали все это вполне непринужденно, ибо русские никогда насильно не навязывали им ни свою веру, ни свою народность. 243 Литовские великие князья переносили постепенно центр своего государства все более на восток, так из Новогрудка (Литовского) в Троки, а при Гедимине – из Трок окончательно в Вильну, где они нашли население, состоявшее наполовину из русских, устроивших уже при этом государе древнейшую в городе православную церковь в честь чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти князья на территории бывшего Полоцкого княжества положили прочное основание для возвышения нового литовско-русского государства и успели остановить завоевательное движение немцев на восток. Все соседние страны стали постепенно подпадать под власть Литвы, которая возвышалась и расширялась, особенно со времени ослабления Галицко-Волынского русского центра, не столько завоеваниями, сколько добровольным подчинением русских областей, не терявших вследствие такого подчинения своей национальной самобытности, а также и путем брачных союзов литовских князей и княжон с представителями русских княжеских фамилий. Таким образом в состав этого государства постепенно стали входить не только северные части западной России, но и средние, а также и южные области; а именно: в самом конце XIII века – Туровско-Пинское княжество, в начале XIV века княжество Витебское, а затем по смерти Даниила и Василька Романовичей Галицких Литва постепенно брала перевес на Волыни, которая вместе с Берестейскою областью, а также и Киевскими землями с Подолией, равно и Северскою землею с Черниговом, входят при великом князе Ольгерде уже окончательно в состав Литовского государства. В половине XIV века это государство уже совершенно образовалось и оно явилось по своему пространству одной из могущественных держав на востоке Европы, так как в состав её входили следующие губернии нынешней России: Виленская, Ковенская (коренная Литва), Гродненская, Витебская, Минская, Могилевская, часть Черниговской, Киевская, Волынская, Подольская, а при княжении Витовта (начало XV века), и Смоленская губерния. 31 Преобладающие значение в Литве русской народности и православной веры. Литовские великие князья переносили постепенно центр своего государства все более на восток, так из Новогрудка (Литовского) в Троки, а при Гедимине – из Трок окончательно в Вильну, где они нашли население состоявшее наполовину из русских, устроивших уже при этом государе древнейшую в городе православную церковь в честь чудотв. и святит. Николая, долгое время остававшегося патроном Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Не подлежит. сомнению, что русские области, прилегающие к Польше, находились номинально в ведении латинских епископов, так как Папы всегда подчиняли страны, в которых хотели распространить латинство, ведению соседнего епископа, или же поставляли для них особых епископов in partibus infidelium. Таким епископом для Руси был, вероятно, краковский архиепископ, епархия коего, по свидетельству Дитмара, учреждена Болеславом Храбрым. – Но, кроме того, с давнего же времени положено основание особому латинскому епископству для Руси надвислянской и забужной, носившему название Русско-Любушского епископства. Первоначальная история его покрыта непроницаемым мраком. Есть даже предположение, что Любушский епископ имел пребывание в Киеве, но в XII в. выгнан из него великим князем Ярославом Изяславичем. Но, может быть, он выгнан из Руси (собственно из владимирского княжества) Романом, объявившим в 1205 г. что он уничтожит (на Руси) римско-католическую веру. 21 Вероятно, после этого изгнания Любушского епископа и в Руси учреждено русское епископство в Опатове. В 1236 г. силезский князь Генрих Бородатый, управлявший велико-княжеской областью (Малой Польшей) во время опеки над Болеславом Стыдливым, учредил, с соизволения Папы, Опатовское епископство для Руси надвислянской, живущей по обеим сторонам Вислы между Люблином и Опатовом. Готгард, аббат опатовского цистерского монастыря, был первым епископом. Таким образом заведование религиозными делами Руси перешло в руки цистерсов, монашеского ордена, заменившего в деле миссионерства бенедиктинцев, более заботившихся о пользе наук, нежели о распространении римско-католической веры. Но в 1244 г. Генрих снова отдал русское епископство, вместе с опатовским аббатством, Любушскому епископу в Силезии, который и заведовал религиозными делами русских до половины XIV века, когда папа Григорий XI уничтожил власть Любушских епископов на Руси и учредил в оной четыре самостоятельные латинские епархии. 22 II. Литовско-польское владычество I. Литва и Польша

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Главную роль в объединении русской православной диаспоры в межвоенные годы играла, безусловно, Русская Православная Церковь Заграницей, к которой принадлежала подавляющая часть эмигрировавших после революции в России священнослужителей и мирян. Возглавлявшаяся до 1936 г. одним из авторитетнейших и старейших по хиротонии русских иерархов – митрополитом Антонием (Храповицким) – Русская Зарубежная Церковь обладала значительным авторитетом у международного христианского сообщества, играла важную роль в определении общей церковной ситуации на Юго-Востоке Европы. Паства РПЦЗ была разбросана по всему миру. На первом Всезаграничном Соборе Русской Православной Церкви, проведенном в Сремских Карловцах в конце 1921 г., русские православные приходы мира были поделены на «округа» (Северная Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Германия, Франция, Италия, Сербия, Болгария, Турция, Дальний Восток), «районы» (Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Палестина, (Александрия), Греция, Бизерта) и «самостоятельные области, имеющие епархиальные управления» (Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша). 23 Одним из оплотов Русской Зарубежной Церкви была русская паства в Китае, исчислявшаяся по окончании Гражданской войны в России сотнями тысяч. В 1922 году в связи с наплывом в Китай русских православных беженцев Определением Российского Заграничного Синода была образована новая Пекинская и Китайская епархия и при ней два викариатства: в Шанхае и в Тяньцзине, перенесенное позднее в Ханькоу. Европейская паства РПЦЗ проживала преимущественно в Юго-Восточной Европе: в Болгарии, Румынии, Греции, Венгрии, Чехословакии, а в основном – в Югославии. На территории этого государства в начале 1920-х гг. поселилось около 85 тыс. русских эмигрантов (правда, затем их число существенно сократилось). Они построили шесть церквей и часовен, образовали более 10 приходов, духовные братства – святого Серафима Саровского , отца Иоанна Кронштадтского , императора Николая II, святого князя Владимира, Святой Руси и др. Монахи из России проживали во многих сербских монастырях и, кроме того, образовали еще два самостоятельных – мужской в Мильково и женский в Хопово. На богословском факультете Белградского университета преподавали пять русских профессоров и обучались десятки русских студентов. Как уже отмечалось, в городе Сремски Карловцы находился руководящий орган РПЦЗ – Архиерейский Синод во главе с его председателем митрополитом Антонием (Храповицким) , которого в 1936 г. сменил митрополит Анастасий (Грибановский) . 24 Заметной осталась роль РПЦЗ в церковной жизни на Балканах даже в годы Второй мировой войны. Общин Московского Патриархата в Юго-Восточной Европе к началу Второй мировой войны практически не осталось, немного было и евлогианских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсел до угор, 368 и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи 369 и от ятвязи до литвы, до немець, от нмець до корлы, от короли до Устьюга, 370 где тамо бяху тоймичи 371 погании за Дышючим морем, 372 от моря до болгар, 373 от болгар до буртас, 374 от буртас до чермис, 375 от чермис до моръдви, – то все покорено было Богом крестияньскому языку поганьскыя страны: великому князю Всеволоду, 376 отцю его Юрью, князю Кыевьскому, 377 дду его Володимеру и Манамаху, 378 которым то половьци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свт не выникываху. А угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не възхал. А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем. 379 Буртаси, черемиси, веда и моръдва бортьничаху 380 на князя великого Володимера. И кюр Мануил Цесарегородскыи 381 опас имя, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял. Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы – то все покорил Бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху , которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Литовская епархия: Общество в Литве ещё здоровое и люди мыслят в традиционных категориях В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. 17 декабря, 2013 В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. В системе электронных дневников литовских школ вместо указания матери и отца ввели обозначения «родители I и II». Всего системой пользуются около 500 литовских школ. Об этом сообщает Delfi.lt. Ранее сообщалось, что аналогичные обозначения пытались в Вильнюсе. При регистрации ребенка в детский сад на сайте самоуправления также предлагалось заполнить графы «родитель I» и «родитель II». Возможно ли, что Литва всерьёз отнеслась к рекомендации Совета Европы отказаться от использования слов «мама»  и «папа», как «проявления сексизма». Как относиться к подобным новшествам в школах ? Комментирует сообщение секретарь Виленской и Литовской епархии по внешним связям прот. Владимир Селявко. фото: russkie.org Пишут, что вышла новая версия электронного дневника. В планах – вновь вернуть понятия «папа», «мама». Возможно, это была попытка протащить этот вариант, так называемый европейский. Но, на самом деле, он вряд ли в ближайшее время может удаться, поскольку здесь ещё довольно сильные консервативные настроения в отношении традиционных христианских ценностей. Эту статью надо проверить, поскольку в СМИ нередко появляется информация, которая не соответствует реальности. Не исключено, что это была попытка внедрить этот момент, потому что многие не смотрят на такие вещи: папа, мама, какая им разница. На самом деле это какой-то единичный случай, или несколько их вылезло, а средствам массовой информации надо о чем-то писать. Все, что я вам могу сказать — литовское общество ещё вполне здоровое, и здесь очень много людей, которые все ещё мыслят в традиционных категориях. Отчасти это обусловлено тем, что Литва – христианская страна во многих поколениях, и даже советская власть не смогла все разрушить на корню.

http://pravmir.ru/litovskaya-eparxiya-ob...

Паны отвечали, что отправление великих послов задержано было смертью польского короля Яна Альбрехта, наследником которого провозглашен был Александр. Опять Литва соединилась с Польшею, но чрез это соединение, как и прежде, силы ее не увеличились. Александр по-прежнему желал прекращения войны с Москвою; явился новый ходатай: папа Александр VI писал к Иоанну, что немилостивый род турецкий не перестает наступать на христианство и вводить его в крайнюю пагубу, что турки взяли уже два венецианских города – Модон и Корон в Морее, а теперь покушаются напасть на Италию, что в таких обстоятельствах всем христианским правителям надобно быть в согласных мыслях. Эту грамоту привез новый венгерский посол, который от имени своего короля говорил, что общий поход христианских государей против турок задерживается единственно войною Иоанна с Александром. Иоанн отвечал: «Мы с божьею волею, как наперед того за христианство, против поганства стояли, так и теперь стоим и вперед, если даст бог, хотим, уповая на бога, за христианство, против поганства стоять, как нам Бог поможет; и просим у Бога того, чтоб христианская рука высока была над поганством. А что у нас с зятем война случилась, тому мы не ради, началась война не от нас, а от него. Короли Владислав и Александр объявляют, что хотят против нас, за свою отчину стоять; но короли что называют своею отчиною? Не те ли города и волости, с которыми князья русские и бояре приехали к нам служить и которые наши люди взяли у Литвы? Папе, надеемся, хорошо известно, что короли Владислав и Александр – отчичи Польского королевства да Литовской земли от своих предков; а Русская земля – от наших предков, из старины, наша отчина. Когда мы заключили договор с великим князем Александром, то для свойства уступили ему эти свои вотчины, но когда зять наш не стал соблюдать договора, то нам зачем свою отчину покидать и за нее не стоять? Папа положил бы то на своем разуме, гораздо ли то короли делают, что не за свою отчину хотят с нами воевать?» Венгерский посол просил опасной грамоты для больших польских и литовских послов, которые должны приехать для мирных переговоров, грамота была дана, и послы явились; то были: воевода ленчицкий Петр Мешковский и наместник полоцкий Станислав Глебович; Елена прислала от себя канцлера своего, Ивана Сапежича, который привез Иоанну такое письмо от дочери: «Господин и государь батюшка! Вспомни, что я служебница и девка твоя, а отдал ты меня за такого же брата своего, каков ты сам; знаешь, что ты ему за мною дал и что я ему с собой принесла; но государь муж мой, нисколько на это не жалуясь, взял меня от тебя с доброю волею и держал меня во все это время в чести и в жаловании и в той любви, какую добрый муж обязан оказывать подружию, половине своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

707 . Витовт, ставший впоследствии великим князем Литовским, до самой смерти (1430 г.) добивался независимости Литвы, вынашивая также широкие экспансионистские замыслы. 708 Изначальное соперничество с Ягайло заставило его прибегнуть к помощи Тевтонского ордена. Там он был крещен в католичество, но впоследствии принял православие с именем Александра. В 1386 году его вместе с Ягайло опять перекрестили в католичество. В 1392 году польский король был вынужден признать его автономию в качестве хозяина Литвы. Витовт, в тесном союзе со своим зятем Василием Московским, мечтал освободить Русь от татарского ига и осуществить замыслы Ольгерда – объединение Руси под литовской эгидой. Приютив у себя изгнанного из Орды Тохтамыша, он выступил против Тимура, но в 1399 году был разбит на реке Ворскле. Эта катастрофа заставила его удовольствоваться независимым положением в рамках польско-литовского сообщества, главой которого считался король Ягайло. Витовт и Ягайло совместно нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при Танненберге (или Грюнвальде) – 1410 год. Но сближение с Ягайло означало для Витовта разрыв с Москвой. Поэтому Витовт, как когда-то Ольгерд, попытался добиться автономии православных епархий своего государства от митрополита Киевского, находившегося в Москве (см. посвящение Григория Цамблака, 1415–1419 гг.). Но сепаратизм Витовта оказался нежизнеспособным, и в XIV веке польско-литовское сообщество стало развиваться в направлении к монолитной католической монархии. 3. МитрополитКиприан и упрочение связей с Византией Кревская уния радикально изменила расстановку сил в Восточной Европе. История длительного и бурного правления Витовта показывает, что Литва больше не могла претендовать на наследие Киевской Руси: культурная и религиозная зависимость от польской короны устраняла Литву как серьезного соперника Москвы. При этом усилия митрополита Киприана, как главы церкви «всея Руси», не дали развиться в Москве узко-эгоистическим настроениям, которые возникли в правление Дмитрия Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010