Псков, сохраняя особый быт, должен был отдельно сноситься с литовским великим князем. Казимир ласкал псковичей, отпускал послов их с честию и с великими дарами; но в 1470 году псковские послы на съезде с литовскими панами толковали четыре дня и разъехались, ни на чем не согласившись. Весною следующего года Казимир объявил псковским послам, что так как паны не могли с ними уладиться, то он сам приедет на границы и своими глазами осмотрит спорные места. Когда послы сказали об этом на вече, то псковичам стало нелюбо, потому что ни один великий князь, ни король, сколько их ни бывало в Литве, сам не приезжал на границы улаживаться, а все обыкновенно присылали панов. Псковичи беспокоились, как видно, понапрасну, потому что до 1480 года не встречаем более известий о сношениях их с Казимиром; в этом году король прислал к ним с жалобою на обиды, которые терпят в Пскове купцы виленские и полоцкие, также на обиды, претерпеваемые от псковичей пограничными литовскими жителями. Псковичи отвечали жалобою на луцкого воеводу, пограбившего их купцов, на воевод и мещан других городов, которые их купцам с немцами торговать не дают, послы должны были сказать также королю: «И о том тебе, своему господину, честному великому королю, челом бьем и жалуемся, что немцы, князь местер, пришедши на миру и на крестном целовании на землю св. Троицы, на отчину великих князей, два пригорода взяли, волости пожгли, христианство пересекли и в полон свели. А теперь слышали мы, что князь местер тебе бьет челом на нас, просит у тебя силы в помочь на Псков, сам будучи виноват перед Псковом, и ты бы силы князю местеру в помочь не давал на Псков. Да и о том челом бьем, что князь местер наших псковичей полонил, и они чрез твою Литовскую землю бегают ко Пскову из Немецкой земли, а Литва их ко Пскову не пускает: и ты бы пожаловал, не велел своим их задерживать». При этом послы поднесли королю в дар от Пскова пять рублей да от себя полтора рубля, королевичам – по полтине, королеве от Пскова – рубль, старший посол от себя – полтину, младший – золотой венгерский. Король обещал во всем дать управу. В 1492 году Казимир прислал во Псков с требованием выдачи беглых литовцев и боярских людей, ушедших из Полоцкой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Редактор жития, переделывавший его для Миней Четьих, пошел еще дальше. В уста священников, воспевающих князя Александра, который возвращается с Ледового побоища, он вложил эпитет, существенно изменивший отношение к побежденным: «Пособивыи, Господи […] верному князю нашему Александру оружием крестным свободити град Псков от поганых иноплеменник» . Погаными (язычниками) называть ливонских немцев было странно, однако тенденция такова, что спустя еще полтора десятилетия псковский писатель Василий-Варлаам описал гибель священномученика Исидора Юрьевского в той же Ливонии как гибель христианина от рук язычников-латинян . Так же незначительно текстуально, но весьма заметно по содержанию оказался изменен и пассаж, посвященный посещению князя послом римского папы. Теперь описание кончалось апостольской проповедью, а Вселенские Соборы характеризовались как наследие сугубо восточное: «По сих же предания святых отец седми собор известен храним, словес же ваших не слушаем и учениа вашего не требуем» . В этой редакции Литва вообще не упоминается, местами заменена термином «поганые», что делает применение этого термина неоднозначным. Впрочем, здесь важен факт распространения понятия «язычник» на народы, которые таковыми в годы жизни св. Александра не были, но в глазах читателя становились чем-то более чуждым, чем понятная Литва. Похвала же, стоящая в конце текста, позволяет сделать определенные выводы о времени и обстоятельствах появления службы св. князю, поскольку здесь стоит испорченное заимствование из 3-й стихиры на стиховне: «Не от Рима бо, ни от Синая провозсиял еси, но в Рустей земли явися, чудотворец преславен» . Наконец, редактором, который более существенно вторгся в текст жития и окончательно превратил его в антилатинский памфлет, стал Василий-Варлаам. Он начал с того, что «краль части римския» (названный теперь по имени — «Нестером Велгером») пошел походом на Александра с «местеры и бискупы своя». Причиной похода его на Неву агиограф посчитал переход в атеизм: «Возвысився высокоумием без Бога» .

http://bogoslov.ru/article/6170599

—49— всей земли Литовской» 62 , был Миндовг, правивший до 1263 г. С сего Миндовга и начинается завоевание Руси Литовцами. Мы не знаем истории завоеваний Миндовга, но в конце своего правления он владел более или менее значительною частию княжества Полоцкого 63 . При его преемниках Тройдене (1270–1283) 64 и Витене (1283–1315) Литовцы докончили завоевание (в виде прямого покорения или же подчинения своей вассальной власти) княжества Полоцкого и овладели княжеством Туровским и частию княжества Волынского. Преемник Витеня знаменитый Гедимин (1315–1341 65 ), перенесший столицу княжества из Трок, где она дотоле находилась, в Вильно) в 1320 г. покорил все княжество Волынское, а в 1321 г. овладел древнею столицею Руси Киевом, так что к 1321 г. вся юго-западная Русь стала Литовскою, за исключением Галиции. История поставления при св. Петре отдельного митрополита Литовского, который, как со всею вероятностию должно думать, получил в свое заведывание и Галицию или был поставлен в митрополиты Галицко-литовские, остается нам в своих подробностях неизвестною. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежав к митрополии великой России, сделана особой митрополией при помянутом императоре Андронике и при патриархе Иоанне Глике 66 ; а Иоанн Глика занимал патриарший престол с Мая месяца 1316 г. по —50— тот же месяц 1320 г. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний Константинопольского патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит Литовский ( Λιτβδων) присутствовал на этом соборе в Августе месяце 1317 г. 67 . Из сейчас сказанного мы получаем те исторические данные относительно поставления отдельного митрополита Литовского, что он поставлен был в 1316–1317 г. и что его испросил у импер. Андроника и патр. Иоанна Глики великий князь Литовский Гедимин. Совершенно естественно было, чтобы этот последний, овладев весьма значительною частию Руси, находил неудобною и небезопасною в политическом отношении церковную зависимость своих Русских подданных от митрополита, жившего во Владимирско-московской Руси: а потому он и мог прийти к мысли искать для своей Литовской Руси особого митрополита. Кафедра отдельной Литовской митрополии учреждена была не таким образом, чтобы возведен был в сан митрополита один из существовавших Литовско-русских епископов, а таким образом, что митрополит поставлен был как новый против прежних архиерей, с новой епархией и с новой кафедрой. В епархию митрополиту была назначена самая Литва, сколько было в ней Русских и сколько было в ней православных христиан из самих Литовцев; а кафедра его помещена была в городе Новогрудке (Новом городке), нынешнем уездном городе Минской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После кровопролитной войны Польши с княжеством, король отправил в Литву серадзского каштеляна Зарембу, чтобы отнять у Свидригайла корону и поставить великим князем брата Витовтова, стародубского князя, Сигизмунда Кейстутовича. Краковский епископ Збигнев Олесницкий, прибыв в Литву, прочитал в виленском замковом костеле папскую буллу, разрешающую Литву от присяги Свидригайлу. Сигизмунд Кейстутович. – Сигизмунд занял Вильну, Троки и Гродно, а Свидригайло удалился в Смоленск. Новый великий князь признал над собой власть Польши и обязался по смерти передать ей великое княжество, за исключением только родовых земель, Трок и Стародуба, которые должны были перейти к его сыну и потомкам. Свидригайло старался возвратить потерянный престол, но потерпел неудачу и, ища помощи на западе, вступил в сношение с Папой, обещая унию, на которую соглашался и митрополит Герасим. Но вскоре между ним и митрополитом произошел разрыв. Свидригайло заключил Герасима в тюрьму, по подозрениям в сношениях его с Сигизмундом, и потом (1435 г.) сжег в Витебске. Литва истощалась во внутренних усобицах. Политические распри повели к религиозной нетерпимости. В 1436 г. под предлогом, что в Литве происходят религиозные волнения, поляки учредили в ней трибунал святой инквизиции 93 и президентом назначили доминиканского монаха Николая из Ленчицы с правом отыскивать и карать в Литве еретиков и отщепенцев. Разбитый и оставленный Свидригайло прибыл в Краков, ища милости короля, и получил Луцк, которым и владел до своей кончины, последовавшей в 1452 году. 94 Свидригайло вырос с ненавистью к польской короне и боролся против нее целую жизнь. Он продолжал стремления Витовта отделить Литву от Речи Посполитой. Став на величайшей степени могущества по смерти Витовта, он в продолжении борьбы свергнут был с престола и остался при одной земле Волынской. Но он уберег ее от порабощения Польше. Счастье не всегда благоприятствовало ему, а неровный характер увлекал в предприятиям поспешным и мало обдуманным. Возведенный поляками на литовский великокняжеский престол по низвержении Свидригайло, Сигизмунд, фанатический поборник флорентийской унии, страшно неистовствовал и не щадил крови тех, которые чем-либо навлекли гнев его, так что, наконец в 1443 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

История Литвы очень тесно связана с католической церковью. Даже первое упоминание топонима " Литва " (Litua), связано с католической миссией (он упоминается в связи с убийством в 1009 году камальдулского монаха-миссионера св. Бруно, произошедшем на границе с Litua). Однако при этом для литовцев остается предметом гордости и тот факт, что именно Литва оставалась длительное время единственным языческим государством Европы, и самой последней крещеной нацией являются литовцы. B XII-oм beke Папа Римский предоставил широкие права крестоносцам, воюющим с балтийскими язычниками (чей взор сперва обратился на пруссов и ливов). Первый крестовый поход против литовцев, организованный в 1236 году орденом Меченосцев, закончился для молодого ордена катастрофическим разгромом (после которого его остатки присоединились к более успешному Тевтонскому ордену). Первые контакты государственной власти с католической церковью были обусловлены исключительно политической конъюнктурой. В 1250 году в Риге крестился претендент на престол только что образовавшегося (1248) единого государства Таутвидас. Он сделал это исключительно с целью заручиться помощью окружающих Литву католических держав. С трудом выдержав осаду, князь Миндаугас пообещал обратиться к Папе и принять крещение (что и сделал в 1251 году). Был назначен и первый епископ Литвы (Кристиан), который однако не мог фактически собирать дань с выделенных ему земель, кроме того еще не была построена кафедральная церковь, и вообще нет сведений о том, что был создан хоть один приход. Епископ Кристиан покинул Литву в 1259 году и более в своей номинальной епархии не появлялся. Примерно в это же время литовским епископом был рукоположен доминиканский монах Вит, и именно его считает первым католическим иерархом Литвы польская традиция (после неудачной попытки утвердиться, он вернулся в Польшу в 1255). После убийства Миндаугаса в 1263 году католическое присутствие в Литве практически исчезло (следующий " литовский епископ " , тевтонский священник Иоанн, епископствовавший в 1271-1291, ни разу своей епархии не посетил). Также в 1285 году, после двухлетней проповеди в Литве, был убит немецкий священник Конрад, примерно в 1341 году – двое францисканских проповедников из Чехии, а в 1369 году убито еще несколько францисканцев и уничтожен их приорат в Вильне (основанный в 1347 году). Неудачной была и попытка крестить Гедиминаса в первой половине XIV beka. Можно констатировать что, до принятия волевого решения главой государства, все попытки католической миссии в Литве были безуспешными.

http://religare.ru/2_39166.html

по 1532 г.) . Наконец, из свидетельства короля Сигизмунда-Августа в 1552 г. о сожжении библейских книг «на русском языке» в Москве при его родителе узнаем, что они были напечатаны «подданным Римской Церкви» . Хотя здесь Скорина и не назван по имени, но это свидетельство признается заслуживающим доверия источником о неприятии его книг в Москве. Издания Франциска Скорины были широко известны и в Литовской Руси, и в Московской Руси. Однако, отдавая должное труду первопечатника из Полоцка, следует отметить, что в православной среде они не встретили особенного сочувствия. Коммерческий проект, осуществленный Скориной при поддержке купцов Якуба Бабича и Богдана Онкова из виленского магистрата, не окупился, и начатое дело книгоиздания было прекращено. В изданиях Ивана Федорова, в частности, в Острожской Библии 1581 г., сохранялось традиционное (не фонетическое как у Скорины) печатание церковнославянского текста, в них не было портретов издателей и иллюстраций-гравюр, схоластических предисловий. По количеству сохранившихся экземпляров они превосходят скорининские издания в несколько раз. Именно труды Ивана Федорова, Петра Мстиславца и Герасима Смотрицкого, а не Франциска Скорины заложили основу для последующего печатания славянской Библии. Думается, что конфессиональная принадлежность последнего сыграла не последнюю роль в том, что его книги не стали популярными в православной среде и никогда не переиздавались до конца XX в. Владимиров П.В. Доктор Франциск Скорина, его переводы печатные издания и язык. СПб.: Типография Академии наук, 1888. — С. 45. Примеч. 4. История БССР в двух томах. Под ред. Л.С. Абецедарского и др. — Мн.: Академия наук БССР, 1961. — Т.1. — С. 143. Пичета В.И. Белоруссия и Литва XV—XVI вв.: исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития. — М.: Академия наук СССР, 1961. — С. 660—661. Пичета В.И. Белоруссия и Литва XV—XVI вв.: исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития. — М.: Академия наук СССР, 1961.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/verois...

Казимир долго отказывался, потому что любил Литву и не любил Польши, и когда согласился на условиях считать Литву особенной страной, в самой Литве начался бунт 33 . Несмотря на все это, в первый раз соединилась Литва с Польшей: и там, и там был один владетель. Но соединение прочное еще было далеко. Казимир сам отстранил его, поселяя раздор между своими подданными двух стран: приверженность его к Литве рождала подозрение в польских магнатах; хотели ограничить власть короля, готовились на междоусобную брань и избавились от нее единственно за войной с Крестоносцами. Поляки негодовали на Казимира за пристрастие к Литовцам; Литовцы смотрели на него неприязненно, как на короля польского, особенно после того, как он вздумал ограничить власть высшего дворянства: киевское удельное княжество со смертью благочестивого Симеона Олельковича рушилось и обращено в воеводство 34 ; из Подолии и Волыни еще прежде образовались воеводства русское и бельжское. Удельные князья Северской земли, недовольные в Литве тем, что не давали им воли разбойничать и ссориться с родственниками, переходили в Московию и становились присяжниками хитрого Иоанна 35 . Казимир, принужденный бороться с политикой этого опасного соседа, в то же время должен был бороться с нелюбовью к нему подданных. Его не любили равно и любимые им непокорные Литовцы, и нелюбимые, но послушные Поляки 36 . Во все его царствование неприязнь двух народов не только не угасала, но еще растравлялась. Но при этой неприязни, как в гражданском устройстве, так и во внутренней жизни, Литва сближалась с Польшей. С ослаблением власти и значения удельной системы, с падением древних мелких княжеств, Русь уже перестала быть той Русью, какой мы видели ее в XIV веке. Исчезала прежняя раздельность и вражда владений; единовластие истребило пагубное право дворянства захватывать силою поместья и жить в них; страна получила вид единой страны. Учреждено генеральное собрание или сейм из депутатов от панов, шляхты или рыцарей и посполитых 37 . Эта конституция очень была сходна с польской; на подобие польских учреждены были также судебные инстанции и должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Это создавало ореол силы и, вполне возможно, некой божественности: раз Литва не подчиняется монголам, она имеет поддержку свыше. Во-вторых, независимое положение Литвы давало возможность мелким русским княжествам чувствовать себя более спокойно в её составе. Тем более, что для стимулирования добровольного вхождения земель в состав Великого Княжества Литовского великие князья проводили политику " старого не разрушать, нового не вводить " . В-третьих, в состав Литовской Руси в конце концов вошёл Киев – " мать городов русских " , культурно-религиозный центр, символ былого единства и величия Руси. Если Киев продолжал восприниматься в то время неким эталоном православия, русской культуры и т.п., тогда его вхождение в состав Литовского Княжества было большой идеологической победой последнего. Москва к тому времени могла похвастаться лишь тем, что она постепенно, преодолевая большие трудности, всё более верно становилась доминирующей в том регионе Руси, который был пусть и формально, но связан с Ордой. Огромным достижением московской политики был переезд в Московское княжество православного киевского митрополита. Русские митрополиты покинули свою древнюю резиденцию в Киеве в 1299 г., перебравшись во владения великих князей владимирских. А в 1322 г. русские митрополиты окончательно обосновываются в Москве. Москва получала огромное преимущество перед другими русскими землями, ведь сам митрополит своим присутствием как бы намекал на то, кого поддерживает Церковь в борьбе за центр русской силы. Однако в целом два полюса силы -Литва и Москва, являясь носителя одной и той же русской культуры, пусть и с региональной спецификой, – предлагали остальным землям примерно одни и те же лозунги для объединения, хотя не стоит забывать, что в Литве неславянского элемента в элите было достаточно. Культурным рубежом в противостоянии для Литовской Руси и Руси Московской стали 1380-е гг. События, произошедшие буквально в течение менее чем 10 лет, расставили всё на свои места. Русские земли, находящиеся под контролем Орды, накапливая силы, задумывались над тем, чтобы из-под этого контроля выйти.

http://religare.ru/2_120017.html

Категория : Литва Материал из Азбука паломники Литва (лит. Lietuva), официальное название — Литовская Республика (лит. Lietuvos Respublika) — государство, географически расположенное в Северной Европе. Столица страны — Вильнюс. Расположена на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке — с Белоруссией, на юго-западе — c Польшей и Калининградской областью России. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Литве [ править править код ] Православие в Литве имеет древнюю историю. Сегодня православие — вторая по численности религиозная конфессия Литвы после католичества. История [ править править код ] До образования Великого княжества Литовского [ править править код ] По замечанию современного литовского академика З. Зинкявичюса, восточнохристианская волна в Литве в XI—XIV веках «…была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа. (…) До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства. (…) Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы. (…) Видимо, и инициаторы введения в Литве христианства западного обряда, великие князья Ягайло и Витовт, до того также были крещены по восточному обряду». Католическое крещение Литвы в конце XIV века З. Зинкявичюс называет «в принципе, уже повторным». После образования ВКЛ и Литовской митрополии [ править править код ] Изображение святого на окладе Лавришевского Евангелия. Достоверно известно, что православными были второй великий князь литовский Войшелк (правил в 1264—1267) и следующий великий князь литовский (зять Войшелка) — Шварн Даниилович (1267—1270). Православными были многие родственники и приближенные великих князей литовских: например, по сообщению литовской летописи, православным был сын великого князя литовского Тройденя (1270—1282) Римунд; а по сообщению галицко-волынской летописи, все четыре брата Тройденя были православными. Православными были и сыновья великого князя литовского Витеня (1295—1316). По сведениям Литовской метрики, православной была сестра великого князя Гедимина, у нее был собственный монастырь в Вильне. Великий князь Войшелк около 1258 года основал близ Новгородка Лавришевский монастырь, в котором в конце XIII века был создан уникальный памятник белорусской средневековой книжности — иллюстрированное Лавришевское Евангелие, ныне хранящееся в Польше.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Литв...

Мужской хор Государственной филармонии Республики Северная Осетия — Алания (Владикавказ). Худ.рук. и дирижер — О.Джанаева 5 мая, 15.00 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Красноармейская, 2) Пасхальный звон 6 мая , 11.00 Благотворительная программа Пансионат для ветеранов труда 29 (Нежинская, 2) Мужской хор Государственной филармонии Республики Северная Осетия — Алания (Владикавказ). Худ.рук. и дирижер — О.Джанаева 6 мая, 19.00 Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина (Старый Арбат, 48) «Orthodox Singers» (Эстония). Худ.рук. и дирижер — В.Петров. Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва). Худ.рук. и дирижер — Г.Раманаускас. Приглашенный дирижер — Т.Ринкявичене 6 мая, 14.00 Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Средний Староданиловский пер., 3) Пасхальный звон 6 мая, 15.30 Данилов ставропигиальный мужской монастырь (Даниловский вал, 22) Пасхальный звон 7 мая , 15.00 Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1) Пасхальный звон 7 мая, 19.00 Концертный зал им. П.И. Чайковского (Триумфальная пл., 4/31) Хоровой гала-концерт «Orthodox Singers» (Эстония). Худ.рук. и дирижер — В.Петров. Шяуляйский государственный камерный хор «Полифония» (Литва). Худ.рук. и дирижер — Г.Раманаускас. Мужской хор «Валаам» (Санкт-Петербург). Худ.рук. и дирижер — И.Ушаков. Молодежный хор Киево-Печерской лавры (Украина). Худ.рук. и дирижер — Е.Соловей. Ансамбль «Благовест» (Москва). Худ.рук. и дирижер — Г.Кольцова. Ереванский камерный хор (Армения). Худ.рук. и главный дирижер — А.Топикян. Мужской хор Государственной филармонии Республики Северная Осетия — Алания (Владикавказ). Худ.рук. и дирижер — О.Джанаева 8 мая , 14.00 Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сретенка, 27/29) Пасхальный звон 8 мая, 14.00 Митрополичьи палаты московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (2-й Троицкий пер., 6-а, стр. 9) «Orthodox Singers» (Эстония). Худ.рук. и дирижер — В.Петров 8 мая, 15.15 Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры

http://e-vestnik.ru/culture/pashalnyj_fe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010