В 1795 г. литов. земли, отошедшие Российской империи, были объединены в Виленскую губ., а с 1796/97 г. входили в состав Литовской губ. (вместе с территорией бывш. Слонимской губ.), которая в 1801 г. была разделена на Литовско-Виленскую (с 1840 Виленская) и Гродненскую губернии. В 1842 г. из зап. части Виленской губ. была образована Ковенская губ. Юго-зап. часть Л. (Занеманье и Белосточчина) в 1795 г. отошла Пруссии, в 1807 г. включена в Варшавское герц-ство, а в 1815 г.- в Августовское воеводство Царства Польского, к-рое в 1837 г. было преобразовано в Августовскую губ. Очередные административные изменения произошли после подавления восстания 1863-1864 гг.: в 1866 г. Августовская губ. была упразднена; все ее литовские уезды вошли в состав новообразованной Сувалкской губ. При этом часть территории совр. Л. входила в Гродненскую губ. (Друскеники, ныне Друскининкай), Курляндскую губ. (Поланген, ныне Паланга) и Пруссию (М. Литва). В кон. XVIII - нач. XIX в. на Л. была частично распространена сословная и адм. система Российской империи: на местную шляхту распространено действие Жалованной грамоты дворянству 1785 г., городская власть подчинена губ. властям (1808), часть вопросов из компетенции магистратов перешла в ведение городских дум, организована полиция. При этом были сохранены сословные суды (городские и земские), действовал Третий Литовский статут 1588 г. Одной из составных частей политики Екатерины II по интеграции земель бывш. ВКЛ в состав Российской империи было ослабление влияния католич. Церкви в стране. С этой целью в ее правление проводился курс на изоляцию католич. Церкви от Римского престола и ее подчинение светской власти в духе идей иозефинизма , осуществлению к-рого содействовал Могилёвский католический еп. Станислав Богуш-Сестренцевич (с 1781/83 архиепископ; с 1798 митрополит). Его власть в 1795 г. была распространена на земли Л., отошедшие России; автономия мон-рей была ликвидирована, а их земли конфискованы. В 1798 г. указом имп. Павла I Петровича было учреждено католич. Могилёвское архиепископство-митрополия с 5 католич. епископствами-суффраганами: Виленским, Жямайтским, Луцким, Каменецким, Минским. Т. о., Виленское и Жямайтское еп-ства были выведены из подчинения Гнезненскому архиепископу. На землях Л., ранее входивших в Виленское и Жямайтское еп-ства и отошедших к Пруссии, в 1797 г. было учреждено Вигрское еп-ство, напрямую подчиненное папе Римскому (просуществовало до 1818, когда вместо него было учреждено Августовское, или Сейнское, еп-ство).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Княжество Мансура включало в себя нынешние Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Белгородскую и Курскую области. Княжество вошло в состав Великого Княжества Литовского. Во время Третьей Русско-Литовской войны, князья Глинские пришли в Россию. В Москве в Черниговском переулке стоит храм Черниговских святых, который построил Михаил Глинский, бежавший из Литвы в 1514 году со своей племянницей, ставшей русской царицей Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного правнучкой Мамая. В ее сыне русском царе Иване Грозном слилась кровь Мамая, и Дмитрия Донского. Я был судим заочно в Харькове, в том числе и за то, что не перестаю напоминать о важнейшей исторической дате харьковского региона 7 апреля 1503 с года. После Второй Русско-Литовской войны было заключено Благовещенское перемирие между Иваном III Великим и его зятем Литовским князем Александром территория Харьковской области вошла в состав России. Именно после той войны Литва перестала быть Великим княжеством, на треть ужалась в своих границах. За моей спиной находится карта и на ней написано «Русско-Литовская война 1500-1503 гг». мы видим на ней и Чернигов, который вошел тогда в состав России. А до этого Вязьма, Можайск — это была Литва. Вязьма и Калуга — когда то были Литовскими городами. В первую Русско-литовскую войну (1487—1494) мы взяли Вязьму закрепились в Калуге. Вторая Русско-Литовская война, (1500-1503) это самая огромная победа Ивана III Великого за всю его сорокалетнюю эпоху правления. Об этой победе никто никогда не говорил в Советский период времени по одной простой причине, потому что нельзя было нарушать пресловутую дружбу народов, которая выстраивалась в ущерб русскому народу. Вдруг литовцы обидятся, и украинцы могут обидеться, и еще кто-то обидится. У нас были дружеские отношения с Польшей и т.д. по этой причине вся эта история была зарыта. Я нашел эту историю совершенно случайно. Увидел, что исторический герб Чернигова двуглавый орел. И задался вопросом. Как это может быть? Стал искать в источниках и выкопал целую эпоху Ивана III Великого. Именно Иван Великий из Московского княжества создал русское государство.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/05/pochem...

В конце XII b. размах освободительного движения в Прибалтике возрастает. Из-под власти Руси выходит независимая Литва. Земля пруссов в результате походов со стороны Ордена, Польши и Руси утрачивает самостоятельность 617 . Подобно тому как отдельные русские княжества некогда переросли рамки древней Руси и привели к его расчленению, теперь власть отдельных княжений потрясают ранее втянутые в них национальные территории. Развитие феодальной эксплуатации в коренной Руси совпадает с возросшим натиском древнерусских феодалов на народы. Если на раннефеодальном этапе дело ограничивалось «рядом» с национальной знатью и включением ее в вассальную иерархию на условиях уплаты дани и военной службы, то на втором этапе энергично растет подвластная сфера, строятся города, крепости; с принятием христианства – монастыри, церкви. В наступлении феодалов на национальные окраины были две струи, основная – государственная и частная – боярско-ушкуйническая. Крестьянская колонизация использовалась как средство утверждения феодальной власти над трудящимися (включая и русских переселенцев) национальных окраин. Народная колонизация была подчинена политике правительства. Русские холопы и смерды искали спасения от гнета на землях язычников, на что указывала дальновидная церковь : «Душегубьства же различна суть: не едино то, еже убити человека, но и се, еже не по вине челядь казнити, и не по силе делом или наготою или гладом, или должника резы насиловати, они же ли удавятся, или потопятся, или в поганыа забежат» 618 . Не исключено, что подобные беглецы участвовали в движениях народов. Понятно, что окрепшие народы, почувствовав стеснение своих прав, начали борьбу. Социальное размежевание этой борьбы – дело далекого будущего. Характер общественного строя подвластных Руси народов позволяет думать, что правящая знать, используя выступления трудящихся, домогалась безраздельного присвоения даней. На беду, обеим сторонам – и Руси, и подвластным ей народам – этим кризисом воспользовались иноземные завоеватели. Вторжение сперва немецких, а затем датских рыцарей в Прибалтику осложнило политическое положение. Древние связи русского народа с народами Прибалтики оказали огромное влияние на ход событий. Истребительная политика Ордена открыла и прибалтийской знати глаза на то, чья сторона предпочтительнее. Литва заключила прочные союзы с Русью. Эстонские нобили тоже выбрали Русь и оформили соглашения с Полоцком, Новгородом и Псковом. Латыши вместе с русскими защищали опорные пункты в Подвинье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Заруцкой по благословению старцову ис-под Москвы побжалъ, гонимъ Божиею благодатию – силою невидимою. А литва и прибылые люди идут з запасы к Москве к сидлцем. И слышавъ князь Дмитрий Трубецкой, прислалъ гонца ко князю, чтобы шел наспхъ на помощь под Москву со всею ратию. И во другий день приидоша литовские люди под Москву, и воеводы помоляся Святй Троицы и московским чудотворцем, и далъ имъ Богъ помощь свою на литовския люди, и литву побили. И стоя князь Димитрий под Москвою, и Божиею помощию взяли град Китай, и литва сли въ Кремли-град, и помал сидлцы здалися. И князь Димитрий вниде въ Москву въ Кремль-градъ и помолися Пречистй Богородиц и московским чюдотворцемъ. И бысть радость на Москв велия, что Господь Богъ очистил град Москву от литовских людей. А в монастыр у Бориса и Глба на Устье – кручина великая, что правят коръмы на ратных людей, а в монастыр от раззорения литовских людей нть ничево. И игуменъ прииде з братиею, и крестьяны и почали бити челомъ старцу, чтобы отпустилъ къ Москве бити челом ученика своего Александра. И старецъ не презр моления ихъ, и постави на их воле, и отпустил ученика своего Александра к Москве бити челом, и повеллъ взяти у князя Димитрия Михайловича честный крестъ, что дан на помощь. И ученикъ Александръ приде къ Москве, и бысть в то время на Москв радость, что король литовъской побжал во свою землю изъ Вязъмы. 741 И ученикъ старецъ Александръ прииде ко князю и привезе ему от старца благословение и просфиру. И князь рад бысть и далъ ему грамоту, что не давать на ратных людей корму – никаких запасовъ за раззорение литовское. 742 И ученикъ взя грамоту и честный крестъ, возвратися в монастырь, и даде игумену грамоту, и игуменъ радъ бысть. И старецъ Александръ прииде в клию ко учителю своему Илинарху, и далъ ему честный крестъ, и отъ князя исправил челобитье. О государ-цар и великомъ княз Михаиле Феодоровиче 743 всеаРосии. По устроению Божию и по приговору всей земли: князей, и бояр, и воевод, и преосвященных митрополитов, архимандритовъ и игуменов, во 121-мъ году излюбленъ бысть государь-царь и великий князь Михайло Феодоровичь всеа Росии и поставленъ бысть во цари на Москв и надо всми Ордами, и над цари, и над короли, и царьским внцемъ внчанъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Тверской, занимавший Владимирский стол, принял Петра враждебно и даже через своего Тверского епископа завел против Петра судебное дело с привлечением епископа представителя патриарха Вселенского. Судебный Собор оправдал Петра, но после этого, ясно, Петру не сиделось в земле Михаила. Он постоянно обходит все свои земли, в том числе Волынь и Галичину, что, по-видимому, и мирит Галицкого князя с тем, что у него нет своего митрополита. Однако Петр в Галицко-Волынском княжестве не задерживается, поскольку к тому времени Галичина уже входит в сферу влияния католической польской короны. Сближается он с Московским князем Юрием Даниловичем, защищавшим его на суде. В маленькой Москве он проживает подолгу, там же и умирает уже при Иване Калите в 1326 г., за два года до получения Иваном великокняжеского ярлыка, и при этом завещает похоронить себя в Москве. Так, став через два года держателем Владимирского великого княжения, Москва обеспечила себе символическое право стать и юридической великокняжеской столицей мощами и завещанием законного и выдающегося Митрополита всея Руси. Тем временем германские тевтонские рыцари, захватив литовско-язычную Пруссию и частично уничтожив коренных жителей, частично крестив насильно и германизировав, начали продвигаться в юго-западную Литву Жмудь. Это заставило остальных литовцев объединиться вокруг талантливого национального вождя князя Гедимина, образовав единое воинственно-агрессивное княжество, компенсировавшее свои западные потери территориальным распространением в земли бывшей Киевской Руси. В 30-х гг. XIV века Литва захватила всю Белоруссию, Киевщину и большую часть Волыни и Подолии, а Польша Галичину, западную Волынь и западную часть Подолии. В течение XIV века Литва оставалась языческой, но ее княжеский род и часть аристократии постепенно крестились в православие. Официальным языком был русско-славянский и оставался таковым почти до конца XVI века. Более 80 процентов ее населения было западнорусским по национальности и православным по вероисповеданию до самой Брестской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая во внимание все эти обстоятельства и отвечая на жалобы митрополита Алексия, патриарх в 1361 году составляет изложенное выше соборное определение и посылает на Русь своего экзарха Георгия Пердику для разбора дела. Тон определения и грамоты, посланной митрополиту Роману, с требованиями явиться на суд, ясно дает понять: этот суд будет не в его пользу. Патриарх полностью встал на сторону русского митрополита и великого князя. Но суда митрополит Роман не дождался, в 1362 году он умер 242 . Теперь рассмотрим, что же побудило патриарха к подобным действиям. Несмотря на сильную позицию Литвы в западнорусских землях, ориентация на Московское княжество Византии обусловлено православной солидарностью. Православие на Руси существовало уже давно. Литва же еще оставалась языческой, и ее обращение в христианскую веру являлось проблематичным. А поддержка Руси была для Византии традиционной политикой. Помимо того, здесь, несомненно, просматривается и расчет. При всех уступках Литве, когда дело касалось целостности и стабильности русской митрополии, Византия оставалась непреклонной. В соборном определении 1361 года мы находим еще одно интересное известие. В 1356 году, когда были проведены границы между киевской и литовской митрополиями, литовскому митрополиту, наряду с епи-скопиями Полоцкой, Туровской и Новогородком, были отданы епископии Малой Руси 243 . Какие именно, определение 1856 года не сообщает, скорее всего, все. Если бы под юрисдикцию литовской митрополии отдавалась какая-то часть епископии, тогда эти епископии были бы обязательно перечислены. Если это действительно так, то постановление 1347 года фактически аннулировалось. Галицкая митрополия опять отделялась от киевской, но под новым названием – литовская. Данное решение патриарха, на наш взгляд, вполне объяснимо. Если в противоборстве Литвы и Руси он преимущественно занимал сторону православной Руси, то в борьбе Литвы и Польши его поддержкой пользовалась Литва. Завоевание католическим королем Казимиром западнорусских земель могло заметно ухудшить положение православной церкви. Поэтому и логична, и оправдана попытка Византии опереться на противостоящую польскому католическому королю Литву, которая еще не определила своего вероисповедания и могла склониться к православию 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литва была побеждена православной Москвой. Литва допустила православную княгиню во внутренние покои своей династии. Латинская душа короны польской и литовской не могла не повести оборонительной политики в смысле возврата к вожделенной для всего Запада церковной унии. Метод был прежний, испытанный. Нужно было опять найти кандидата на митрополию из людей компромисса. Такого и нашли: в лице Смоленского епископа – Иосифа Болгариновича. Он был родственник Ивана Сапеги, канцлера великого князя и княгини Елены. Сапега был русский, но уже из рода окатоличенного. По-видимому, Сапега издавна отдал Иосифа на обработку Виленскому римо-католическому епископу Альберту Войтеху Табору. Последний был искренно благочестивым и фанатичным миссионером, державшим под своим контролем великого князя Александра, особенно в этот для него тревожный момент брачной и вероисповедной сложности около короны Литовской. Дипломатическая международная разведка в эту минуту располагала благоприятными для нее сведениями о будто бы униональных возможностях в самом КПле в лице самого патр. Нифонта. И вот, еще при жизни митр. Макария придворная латинская партия с еписк. Войтехом во главе, через отдавшегося ей еп. Смоленского Иосифа, ведет переписку с КПльским патриархом Нифонтом. Ответ Нифонта пришел еще за месяц до трагической смерти митр. Макария. Кто знает, не толкали ли придворные круги митр. Макария с провокационными целями – экстренно ехать в Киев навстречу убийцам – татарам, чтобы освободить место заговорщику Иосифу Болгариновичу? И когда Макарий пострадал, то не потому ли особенно православные иноки Киево-Печерской Лавры так усердно прославляли память священномученика, что им небезызвестна была скрытая причина его поспешной и роковой поездки в Киев? А Иосифа I Болгариновича поманили уравнением прав православного духовенства с латинским, что, конечно, было нужно для привлекательности и осуществимости унии. Что же дало агентам Литвы в Константинополе основание – вдруг поверить, что они именно через патр. Нифонта осуществят униатскую интригу?

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

4 . Со времени флорентийского собора греческая вера поставлена в неизбежное столкновение с католической. Выше заметил я, что это сближение происходило по мере политического сближения Руси с Польшей. До сих пор вопрос о соединении Литвы с Польшей был спорным, – Русские только видели неизбежность соединения, но, имея своих особенных властителей, думали отклонить его: теперь они хотели уже освободиться от соединения. В лице Казимира как Польша, так Русь признавали одного властителя, но зато никогда Литва с Польшей не была еще в такой неприязни: прежде она враждовала с ней, как отдельное целое, теперь – как половина одного целого, готовая не только оторваться, но и увлечь другую половину на гибель. Долговременное царствование этого государя есть эпоха установления польской конституции, следовательно, польского безначалия: все, что начало при нем существовать, носило уже в самом зародыше разрушительный яд; и в самую эпоху соединения двух стран приготовляется будущее верное их разъединение. Неприязнь Литвы к Польше усилилась под правлением Казимира, московская политика питала ее; еще раз образовалось в Западной Руси отдельное государство; но решительного переворота быть не могло; ненавидя Поляков, Литовцы сближались с ними; все становилось одним и тем же, все принимало более и более польского 42 . Между Литовцами и Поляками терялись, кажется, все видовые отличия и в нравах, и в языке, и в законах, и во всем внутреннем быте – не угасала закоренелая вражда друг к другу. Подобное состояние характеризует и русскую Церковь в это время. Флорентийский собор сблизил ее с католичеством; духовные следовали общему направлению, сближались с неприязненным вероисповеданием, как народ сближался с неприязненным народом. Хотели польские короли завладеть Литвой и не могли; оставили все на волю обстоятельств, начали в самом деле на Литву смотреть, как на особое, и вот Литва сама идет с Польшей об руку. Хотел Ягейло обратить в католицизм греко-россиян, и поселил в них ненависть к католицизму; теперь требования со стороны католичества были и умереннее, и благовиднее, и законнее. Хотели только соединить веры, с оставлением каждой своих прав и обрядов; ссылались на определения собора, названного вселенским, представляли всю справедливость такого дела, всю важность его для христианства. Если Русские принимали от Поляков обычаи и нравы, то могли перейти к ним и эти понятия; но если же, при всем сближении с Поляками по внутренней жизни, питали к ним ненависть, то, естественно, не могли не чувствовать еще сильнейшей к покушениям неприязненной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

За те года, в течение которых все внимание Св. Александра было занято востоком, меченосцы и Литва оправились от поражения и снова начали воевать с Новгородом. В 1253 году Литва напала на Шолону. Князь Василий с новгородцами настиг ее у Торопца и разбил, отняв весь плен. Тем же летом меченосцы пришли под Псков и подожгли посады. При приближении новгородской рати они отступили. Тогда князь Василий вернулся в Новгород и, пополнив свое ополчение, перешел через Нарову и опустошил орденские земли вокруг Корелы. Вскоре в Новгороде разгорелись и внутренние смуты. В 1255 году был изгнан князь Василий и на княжение призван был из Пскова Ярослав Ярославович, младший брат Св. Александра. Посадником младшая братия избрала своего любимца — Ананию. Узнав о своеволии новгородцев, Св. Александр с суздальской ратью пошел к Торжку и, соединившись там с бежавшим из Новгорода Василием, двинулся на Новгород. По дороге он встретил новгородца Ратекшу, который привез ему весть от новгородских бояр, державших его сторону: «пойди, княже, борзее: брат твой князь Ярослав побегл». По-видимому, Ярослав побоялся вступить в борьбу со старшим братом и ушел назад в Псков. Подойдя к Новгороду, Св. Александр стал с ратью у Городища. Видя смятение и раздоры среди новгородцев, Св. Александр прислал на вече своего боярина сказать младшей братии: «выдайте ми Онанию посадника, или не выдадите, и я ваш не князь, но враг, иду на город ратию». Тогда новгородцы послали к князю на Городище владыку Далмата и тысяцкого Клима, прося увести рать и оставить им Ананию. Св. Александр, отвергнув просьбу новгородцев, прождал еще три дня, в которые обе рати — суздальская и новгородская — стояли друг против друга. На четвертый день он опять послал на вече сказать: «оже Онаниа лишится посадничьства, и аз вам гнева отдам». За эти три дня рвение младшей братии ослабло, и она начала прислушиваться к голосу бояр, убеждавших покориться. Анания увидел колебание своих сторонников и, добровольно сложив посадничество, ушел из Новгорода. Св. Александр двинулся из Городища в город и был встречен архиепископом, духовенством и народом у Прикуповича двора.

http://pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-prav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010