Здание церкви состояло из собственно храмового пространства, алтаря, притвора, двух обязательно отдельных раздевален (мужской и женской), исповедальни и паперти. Великолепный иконостас был выполнен в древнерусском стиле, царские, южные и северные двери расписаны знаменитым мстёрским иконописцем Брагиным. Храм украшали тщательно подобранные редкие и древние иконы, среди которых было 20 икон XVII века. Храмовой святыней почиталась небольшая (25х25 см) икона Николы Чудотворца XVI века, находившаяся за правым клиросом и убранная в драгоценный оклад. Четырехъярусная колокольня высотой 18 метров была пристроена к храму с северной стороны, оставляя открытым его великолепный фасад. В нижнем первом этаже колокольни размещалось помещение для заседания Совета общины, а затем и Главного церковного совета, во втором этаже — библиотека, на третьем — комната с русской печью для пономаря. На колокольне размещались 9 колоколов общим весом почти в 300 пудов. Кроме этого, Никольско-Рогожская община владела собственным недвижимым имуществом. Ей принадлежал доходный дом и большой участок земли по 3-й Рогожской улице, 20, на котором располагались 22 лабаза, предназначенные для сдачи в аренду под товарные склады, а также 2 подвала, 2 погреба, 2 деревянные конюшни. Таким образом, община была обеспечена постоянным с этих владений доходом для содержания в должном благолепии как самой церкви, так и причта. Рядом с храмом находился жилой двухэтажный дом (в длину 27 метров, в ширину 17 метров), нижний этаж его был каменный, верхний — деревянный, крыт железом. Этот дом был выстроен Рогожской слободы ямщиком Василием Ширяевым в 1852 г. Его помещения предназначались для священников, диаконов, уставщиков, просвирни, он использовался также и как странноприимный дом. (Здание сохранился до настоящего времени и находится по адресу Вековая ул., дом 20). У ворот храма находилась небольшая сторожка в стиле старомосковского деревянного зодчества. В первые годы советской власти московский храм Николы Мирликийского, как и все христианские церкви, пережив немало напастей, продолжал оставаться главным приходом древлеправославных христиан-старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Это мы там основали епископскую кафедру. На нас указывают пальцами: в деревню послали епископа! Но кроме хорошего... говорить об этом ничего не приходится». 23/II-1924 г. постановлением обновленческого Синода Лебедев В. П. был запрещён в священнослужении. После смерти Антонина (Грановского) пытался воссоединиться с Московской Патриархией. Но переговоры были прерваны арестом 11 ноября 1928 г. Василий Лебедев отбывал наказание в Соловках, откуда писал митрополиту Сергию (Страгородскому) о раскаянии и просил о воссоединении. Был принят в общение с Церковью. Погиб в заключение после 1930 г. [Кат-ГУБ. С. 919,965. [Левитин. С. 543–554, 558, 571,575, 579, 584, 588, 589, 593–599.] ВАСИЛИЙ (Лысенко) Епископ Бийский Родился в 1889 году. Окончил Иркутский учительский институт. Принял священство и был настоятелем в соборе г. Славгорода. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 29/I-1923 г. хиротонисан во еп. Славгородского, вик. Омской епархии. С 23/VI-1925 года правящий Бийской епархией. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12. ФАОС дело 14. Кат-АМ 69. Кат-ЯВ 58. С. 30. Кат-ЕС С. 17. п/п 97. [Кат-ГУБ. С. 965.J ВАСИЛИЙ (Макушев) Епископ Никольско-Уссурийский Родился в 1893 году. Окончил Иркутскую духовную семинарию. Священствовал на разных приходах Дальнего Востока. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и состоял членом Дальне-Восточного Областного Церковного Управления. 13/II-1924 г. хиротонисан во еп. Никольско-Уссурийского. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10, 24. ФАОС дело 16. Кат-АМ 70. Кат-ЯВ С. 31. Кат-ЕС С. 11, п/п 62. [Кат-ГУБ. С. 965.] ВАСИЛИЙ (Некрасов [Василий Ильич]) Митрополит Новгородский и Старорусский Родился в 1868 году. Окончил Московскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата-магистранта. Овдовел. Был священником в г. Твери и законоучителем мужской гимназии. В 1922–1923 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Юридически оформив взаимоотношения с новой властью, Никольско-Рогожская община 5 июля 1920 г. произвела полную инвентаризацию церковного имущества и составила его подробную опись на 178 священных предметов. Через два года храм Николы Мирликийского, как и все старообрядческие церкви, был подвергнут первому большевистскому ограблению (так называемое «изъятие церковных ценностей»). После 8 апреля 1922 г. в Никольском храме появились представители Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей и конфисковали из церкви драгоценных святынь общим весом в 1 пуд 35 фунтов 74 золотника (т.е. более 30 килограммов). По свидетельству самих экспроприаторов, «работа прошла спокойно», т.е. в отличие от некоторых приходов новообрядческой синодской церкви, древлеправославные христиане не вступили с власть предержащими в открытое противостояние. За столетия притеснений они уже привыкли к постоянным ограблениям со стороны светской власти. Но наступали новые времена: 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», регламентирующий взаимоотношения государства и религиозных обществ. На этом заседании было принято также решение о создании при ВЦИК Постоянной комиссии по вопросам культов для рассмотрения всякого рода вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. Кипучая деятельность нового административного органа большевиков вскоре привела к массовому закрытию христианских церквей. В 1929 г. была закрыта древлеправославная молельня Николы Чудотворца в бывшем доме М.И. Карасева на углу Малой Андроньевской и 3-й Рогожской улицы. Опасность вновь нависла и над соседним храмом Николы Мирликийского. Но именно в «год великого перелома» в стенах Никольского храма произошло великое событие — прием в древлеправославие единоверческого епископа Стефана Расторгуева. (Архимандрит Стефан хиротонисан по благословению архиепископа Андрея Уфимского и Уральского в епископа Иргинской области епископом Вениамином Бирским, временно управляющим Уфимской епархией, и Руфином Саткинским в храме Рожества Пресвятыя Богородицы г.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Нижне-Ломовская (обн.) 26 .02(11.03).1923–04(17).03.1925: Иоанн Ягодинский 25 .05(05.06).1925–: Иоанн Ягодинский, паки 08(21).06.1925–1925: Иоанн Чернобаев 12(25).08.1929–: Георгий Лапшин 03(16).02.1930–07.1931: Викентий Никипорчук Нижне-Тагильская 26 .01(08.02).1923–1927: Лев Черепанов –1927: 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Никита Делекторский Николай Нижне-Тагильская (обн.) 25 .07(07.08).1925–23.10(05.11).1925: Серапион Сперанцев 9(22).12.1925–02(15).09.1926: Михаил Фивейский 14(27).07.1926–: Серапион Сперанцев, паки –1934: 1934–1934: Сергей Иванцов 09 .1934–1935: Михаил Вяткин Нижнеудинская 1924–1924: Виктор Богоявленский 1924–1925: Кирилл Соколов 1926–1927: Евсевий Рождественский 02(15).09.1927–19.06(02.07).1929: Киприан Комаровский Нижнеудинская (обн.) Антоний Семигановский-Диенти –1926: Андрей Нижне-Чирская 1921–1922: Николай Орлов 1 1922–1923: 22 .09(05.10).1923–1928: Захарий Любов Нижне-Чирская (обн.) 01(14).05.1923–1924: Пётр Добринский 06(19).01.1925–19.12(01.01).1925: Константин Запрудский 08(21).06.1926–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов Нижнедунайская см. Кишинёвская Николаевская (Самарское вик.) 1923–08(21).01.1924: Николай Амассийский Николаевская см. Херсонская н Николаевская Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 04 .1923–11.1924: Константин Спасский 02 .1925–1930: Рафаил Прозоровский 1930–23.09(06.10). 1937: Амвросий Нагорский Николаевская (укр.) –1923: Филипп Буцило 1923–1942: 08(21).07.1942–1944: Серафим Кушнерук Никольская 1926–1933: Варсанофий Вихвелин –1928: Иерофей Афоник 22 .03(04.04).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев Никольская (обн.) 1934–09(22).04.1936: Михаил Соколовский Никольско-Уссурийская см. Уссурийская Никольско-Уссурийская (обн.) см. Уссурийская обн. Ниноцминдская (обн.) 05(18).10.1925–1925: Нил Ушаков Новгород-Северская 16(29).10.1916–1923: Иоанн Доброславин 02(15).02.1923–1926: Матфей Храмцев Новгородская 05(18).11.1910–29.07(11.08).1933: Арсений Стадницкий 1922–1924: Серафим Велицкий, в. у. 1923–1924: Иоанникий Сперанский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Горьковской обл. в 1944-1945 гг. являлся Ф. А. Мосунов, который провел регистрацию уставов двадцаток всех фактически действовавших церквей региона. Как сообщал в докладе о положении церквей в Горьковской обл. от 18 янв. 1945 г. сотрудник Совета по делам РПЦ Г. Уткин, храмы действовали в 16 из 60 районов области, проявляли активность священники-нелегалы как «сергианской» юрисдикции, так и относившиеся к «непоминающим» , они служили в частных домах. К нач. 1945 г. совершалось богослужение в 22 храмах области, из к-рых 13 были открыты в 1944 г. (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 141. Л. 140). В 1945 г. открылись 6 церквей, в 1946 и 1947 гг.- по 9 церквей (Там же. Д. 322. Л. 50). По меньшей мере 2 из открытых в 1947 г. церквей (в пос. Катунки Чкаловского р-на (ныне село городского округа г. Чкаловск) и в с. Осиновка Гагинского р-на) фактически не закрывались: в течение 10 лет их прихожане совершали богослужения мирским чином. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской обл. А. М. Богданов (1945-1960) подчеркивал, что эти приходы не принадлежали ни к одному из катакомбных направлений (см. ст. Катакомбное движение ), являлись «стихийными» собраниями верующих, проводившимися в отсутствие священников. В 1944-1945 гг. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской обл. Мосунов отмечал деятельность в регионе нелегальных правосл. общин, нек-рые из к-рых принципиально избегали регистрации. Незарегистрированные общины регулярно объезжал бывш. секретарь ЕУ прот. А. Архангельский, имевший при себе печать покойного архиеп. Сергия (Гришина). Ею клирик скреплял составленные им указы о приеме незарегистрированных священнослужителей в юрисдикцию Московской Патриархии. Ввиду самочинности таких действий, а также по причине недовольства уполномоченного еп. Зиновий в 1945 г. почислил прот. А. Архангельского за штат, после чего последний покинул Горьковскую обл. и стал служить в Гомельской обл. (Белоруссия). Следующий уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской обл. Богданов не стал принимать административные меры против заштатного свящ. Николая Братанова, открывшего в апр. 1945 г. храм в Ворсме и заявлявшего о неподчинении Горьковскому архиерею. В 1955 г. свящ. Н. Братанов вернулся в клир РПЦ, его храм, действовавший 10 лет нелегально, был зарегистрирован.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

с. Подгородье Рогатинского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1607, с 1700 униатский), Задаровский Параскевинский (женский, с. Задаров совр. Монастырисского р-на Тернопольской обл.; основан в 1614, с 1700 униатский), Погонский Успенский (мужской, с. Погоня Тысменицкого р-на; упом. с 1634, с 1700 униатский), Крылосский Ильинский (женский, в с. Крылос совр. Галичского р-на; упом. с 1654, с 1700 униатский), Плиховский Крестовоздвиженский скит (мужской, в с. Плихов совр. Бережанского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1664, с 1700 униатский), Улашковецкий Богородице-Рождественский (мужской, в с. Улашковцы совр. Чортковского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1665, с 1700 униатский), Загвоздьевский Троицкий (женский, в с. Загвоздье Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1669, с 1700 униатский), Рипянский Успенский (женский, в совр. с. Рипянка Калушского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1682, с 1700 униатский), Крылосский (Старогалицкий) Успенский (мужской, кафедральный, в совр. с. Крылос Галичского р-на; упом. с 1690, с 1700 униатский), Пациковский Успенский (мужской, в с. Пациков совр. Долинского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1692, с 1739 униатский), Дороговский Воскресенский (мужской, в с. Дорогов совр. Галичского р-на; как православный упом. с 1699, с 1743 - как униатский), Старозбаражский Преображенский (мужской, в с. Ст. Збараж Збаражского р-на; известен с 1617, с 1700 униатский), Звинячский Параскевинский (мужской, в с. Звиняч Чортковского р-на; известен с 1650, упразднен в 1700), тарнопольский Успенский (мужской, в г. Тарнополь (ныне Тернополь); основан в 1550, с 1700 униатский), чортковский Троицкий (мужской, в г. Чортков; известен с 1676, с 1700 униатский), толмачский Михайловский (мужской, в г. Толмач; известен с 1629, с 1700 униатский), тысменицкий Рождество-Богородичный (мужской, в г. Тысменица; известен с 1629, с 1700 униатский), снятынский Успенский (мужской, в г. Снятын; известен с 1659, с 1700 униатский), косовский Николаевский (мужской, близ г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. в епархии продолжалось закрытие церквей. В Кировоградской обл. были упразднены храмы: в с. Попельнастом Александрийского р-на (31 окт. 1977), в с. Скалевая Новоархангельского р-на (29 мая 1981, здание решено снести), в с. Покровском Кировоградского р-на (23 нояб. 1983, здание решено снести), в с. Панчеве Новомиргородского р-на (21 февр. 1985, здание решено снести), в пос. Елизаветградка Александровского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести), в пос. Устиновка Устиновского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести). В Николаевской обл. закрылись церкви: в с. Тридубы Кривоозерского р-на (21 дек. 1977), в с. Матвеевка (с 1987 поселок, ныне в черте Николаева) (июль 1981), в с. Новоалександровка Баштанского р-на (13 окт. 1981), в с. Троицко-Сафонове Казанковского р-на (25 июня 1984), 27 марта 1979 г. принято решение о сносе церкви в с. Лиманы Жовтневого р-на. Несмотря на эти процессы, еп. Севастиан посещал приходы епархии, совершал соборные богослужения, что вызывало негодование уполномоченных. В 1980 г. архиерей в сослужении мн. клириков освятил ц. во имя св. Космы и Дамиана в с. Салькове Гайворонского р-на Кировоградской обл. В 1981-1986 гг. по инициативе еп. Севастиана был произведен масштабный ремонт Рождество-Богородичного собора Кировограда, храм был расписан бригадой иконописцев под рук. А. И. Корецкого. В 1985-1987 гг. в Кировоградской епархии действовали 82 общины: 42 в Кировоградской обл., 40 в Николаевской обл. (В годовых отчетах еп. Севастиана за 1984-1986 гг. указаны др. сведения: 86 приходских и приписных храмов в епархии, из них в Кировоградской обл. 44 храма, в Николаевской обл. 42 храма. При этом в частных беседах еп. Севастиан в нач. 1980-х гг. сообщал, что в епархии действуют 80 приходов, из них 20 не имеют священников и находятся на грани закрытия, т. к. уполномоченный отказывается регистрировать молодых клириков, старые постепенно умирают. Об этом упоминает в дневнике беседовавший с еп. Севастианом митр. Феодосий (Дикун) ( Феодосий (Дикун), митр. Щоденник//Apxibu i документальна спадщина Полтавщини. Полтава, 2003. С. 398-400)).

http://pravenc.ru/text/1841105.html

упразднен), Успенский Крепостной (мужской, близ Измаила, существовал в 1643-1856), Рождество-Богородичный скит (мужской, в с. Байталы (ныне Ананьевского р-на), существовал в 1700-1770), Рашковский (Загнитковский) скит (мужской, между с. Рашков Каменского р-на Молдавии и с. Загнитков Кодымского р-на Одесской обл, известен с 1660, упразднен к 1795), Никольский загородный архиерейский скит (мужской, близ г. Очакова (ныне Николаевской обл.), основан в 1849, упразднен в 1917), Никольский скит (мужской, существовал в 1864-1905 близ совр. с. Ларжанка Измаильского р-на), Андреевский скит (мужской, в Одессе, в 1882-1919 существовал как подворье Андрея апостола скита на Афоне, в 1919-1925 являлся самостоятельным скитом), Фуратовский Параскевинский скит (мужской (ныне с. Фуратовка Саратского р-на), основан в 1905, упразднен в 1949), Ферапонтовский Покровский скит (в с. Сатунова Измаильского у. (ныне Новосельское Ренийского р-на Одесской обл.), основан в 1907 как мужской, в 1934-1947 женский), Пасицельский Успенский (мужской, в с. Пасицелы (ныне Балтского р-на), существовал в 1909-1917 и в 1942-1949), Константино-Еленинский Антониевский Осиповский скит (женский, в с. Осиповка Тираспольского у. (ныне с. Йосиповка Захарьевского р-на Одесской обл.), основан в 1915 как скит эвакуированного из Подляшья Вировского Антониевского жен. мон-ря, с 1916 самостоятельный, упразднен в нач. 20-х гг. XX в.), Луполовский Крестовоздвиженский скит (мужской, на хуторе Луполово Балтского у. (ныне село Благовещенского р-на Кировоградской обл.), основан в 1917 как отд-ние балтского Покровского Феодосиевского муж. мон-ря, упразднен в 1929). Другие религиозные группы на территории Одесской области Старообрядчество В состав совр. Одесской обл., территория к-рой окончательно сформировалась в 1954 г., вошли старообрядческие общины исторических регионов: Юго-Вост. Подолья (г. Балта и с. Б. Плоское Тираспольского у. Херсонской губ. (ныне Великоплоское)), Буджака (до 1947 здесь существовала Бессарабско-Измаильская епархия Белокриницкой иерархии ), а также дореволюционной Херсонской губ.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Временно управляющим Таврическо-Николаевской епархией УАПЦ в 1997-2015 гг. являлся «епископ Львовский и Волынско-Ровенский» Макарий Малетич, его заместителем по управлению епархией был свящ. Леонид Сливканич из г. Цюрупинска Херсонской обл. После перехода Сливканича в 2005 г. в «УАПЦ обновленную» большинство приходов осталось в УАПЦ под рук. Мефодия Кудрякова. После избрания Малетича главой УАПЦ во «епископа Херсонского и Николаевского» был поставлен 23 авг. 2015 г. Борис Харко, получивший также должность управляющего Таврической епархией. С тех пор кафедральным собором Таврической епархии УАПЦ является Трехсвятительский храм в Херсоне. В ведении Таврической епархии УАПЦ находятся 5 приходов в Николаевской обл. и 15 приходов в Херсонской обл. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 9 общин УАПЦ и приход «УАПЦ обновленной». Украинская православная церковь (Киевский патриархат) (УПЦ КП). В июле 1992 г. была образована Николаевско-Херсонская епархия УПЦ КП, в 1992-1993 гг. ее возглавлял «епископ» Варсонофий Мазурак, в 1993-1994 гг.- «епископ» Алексий Царук. В янв. 1994 г. Николаевскую кафедру занял «епископ» Владимир Ладыка. Большинство приходов епархии были сосредоточены в Николаевской обл. 12 нояб. 1993 г. в ведение УПЦ КП был передан собор Касперовской иконы Божией Матери, ставший кафедральным (община УПЦ КП арендовала часть здания с 1992). В сент. 1997 г. была образована Херсонская епархия УПЦ КП. В кон. 90-х гг. XX в. в Николаевской обл. появились жен. монашеские общины УПЦ КП: св. Захария и Елисаветы в Николаеве, Владимирская в с. Матиясово Березанского р-на. Однако монашеская жизнь в них не сложилась. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 148 общин УПЦ КП. Иные расколы Под видом катакомбной правосл. общины в Николаеве 17 июня 1994 г. был зарегистрирован филиал российской тоталитарной секты Богородичный центр (совр. название - «Православна церква Божоï Mamepi, що (Православная церковь Божией Матери Преображающейся)). В ведении др. катакомбных юрисдикций состояли приход св.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Анандурдиев Атаржлан 1918 Чарджайская обл., Чарджайский р-н Чарджайский РВК, Туркменская ССР, Чарджоуская обл. 568 сп Умер 08.09.1942 Первичное место захороненияТульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, одиночная могила 237 Госпиталь 1975 ППГ Адонин Николай Демьянович 1904 Курская обл., Скороднянский р-н, с. Скороднянск Курская обл., Скороднянский РВК 1148 сп Умер 30.10.1942 Первичное место захороненияТульская обл., г.Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, одиночная могила 386 Госпиталь 1975 ППГ Башкарев Василий Афанасьевич 1901 Кировская обл., Уржумский р-н, Пустопольский с/с, д. Куприна Кировская обл., Уржумский РВК 131 сд 593 сп умер 30.06.1942 Первичное место захороненияТульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, одиночная могила 20 Госпиталь 1975 ППГ Баснев Александр Михайлович 1922 Архангельская обл., Плесатский р-н, Церковнический с/с, дер. Верхний Конец Плесецкий РВК, Архангельская обл., Плесецкий р-н зф 3 гв. мсп умер 03.09.1942 Первичное место захороненияТульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, район южной поляны, одиночная могила 211 (21) Госпиталь 1975 ППГ Блинов Андрей Михайлович 1895 Кировская обл., Макарьевский р-н, Шоменский с/с Кировская обл., Макарьевский РВК 3980 наб штаб зф Умер 26.10.1942 Первичное место захоронения Тульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, одиночная могила 274 Госпиталь 1975 ППГ Безобразов Сергей Александрович 1916 Камышенская обл., Молоковский р-н, д. Дубровка г. Ленинград, Сматинский РВК 744 сп Умер 02.03.1943 Первичное место захоронения Тульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, братская могила 113-116, 2 ряд, справа Госпиталь 1975 ППГ Бубыль Кондратий Георгиевич 1900 Орловская обл., Задонский р-н, д. Засновка Орловская обл., Задонский РВК 15 д Умер 02.03.1943 Первичное место захоронения Тульская обл., г. Тула, Всехсвятское кладбище, р-н Южная Поляна, братская могила 113-116, 1 ряд, слева Госпиталь 1975 ППГ Грищенко Михаил Михайлович

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/30/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010