духовенства вместе с немцами, а также решить вопрос о передаче православным пустующих католич. церквей в ряде регионов БССР, особенно тех, которые в межвоенный период были отобраны у православных. В нач. 1945 г. по ходатайству архиеп. Василия Минский горсовет передал в ведение Минского ЕУ деревянный Казанский храм возле Дома правительства, при нем было разрешено разместить дом архиерея, поэтому и храм получил название домового, хотя находился отдельно от резиденции архиерея. В янв. 1945 г. архиеп. Василий обратился к Пономаренко с просьбой узаконить деятельность свечного завода при Минском ЕУ, просьба была исполнена. На 1 июля 1945 г. уполномоченным Совета по делам РПЦ по Белоруссии были «полноценно зарегистрированы» 209 приходов из 705 «фактически учтенных»; это означало, что остальные общины были зарегистрированы без настоятелей. По 12 областям Белоруссии 705 приходов распределялись следующим образом: Минск и Минская обл.- 42 прихода, Гомельская обл.-51, Витебская обл.- 25, Могилёвская обл.- 32, Бобруйская обл.- 36, Брестская обл.- 148, Пинская обл.- 81, Гродненская обл.- 74, Барановичская обл.- 98, Молодечненская обл.- 44, Полесская обл.- 23, Полоцкая обл.- 51 приход. Отдельно (как централизованные орг-ции) учитывались 3 мон-ря: мужской Жировицкий, женские Гродненский и Полоцкий. В отчете от 1 июля 1945 г. уполномоченный СД РПЦ Лобанов указывал, что ряд священников отказываются признавать власть архиерея и патриарха, только в Гомельской обл. отмечены 4 таких прихода (позже стало известно об их принадлежности к истинно православным христианам ). Также иногда службы в церквах совершали лица, не имевшие на это права, без духовного сана, напр. бывшие псаломщики или церковные старосты. Данная практика распространилась в неск. селах Минской обл. Так, в с. Бродец Березинского р-на с 1945 г. богослужения в кладбищенской часовне совершал бывш. церковный староста А. Лапицкий (по нек-рым данным, самосвятский «священник» одной из катакомбных юрисдикций). В с. Погост того же района служил самозваный «духовный старец» Х.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

81. Поддерживают Обращение к Президенту в защиту почитаемой матушки Феодосии: 1. Трухачев Евгений Евгеньевич, офицер, Московская обл., пгт. Монино 2. Трухачева Валентина Николаевна, экономист, Москва 3. Филиппова Александра Михайловна, пенсионер, ветеран Великой отечественной войны, Московская обл., Солнечногорский р-н, пгт. Поварово 4. Мелоян Гаяна Виленовна, филолог, г. Москва 5. Трусова Леонора Михайловна, пенсионер, г. Москва 6. Стариков Владимир Николаевич, предприниматель, Москва 7. Соловьева Татьяна Сергеевна, бухгалтер, Москва 8. Бондаренко Александр Александрович, инженер, Москва 9. Демина Нина Владимировна, массажист, Нижегородская обл., г. Навашино 10. Лупулова Мария Вячеславовна, продавец, Нижегородская обл., г. Навашино 11. Гноевая Клавдия Павловна, пенсионер, Нижегородская обл., г. Навашино 12. Студеникина Раиса Петровна, пенсионер, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово 13. Полетаев Петр Кузьмич, пенсионер, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово Полетаев Василий Петрович, начальник железно-дорожной станции, Липецкая обл., Тербунский р-н, ст. Тербуны 14. Полетаев Иван Петрович, сотрудник железно-дорожной станции, Тамбовская обл., г. Жердевка 15. Тимохина Нина Михайловна, пенсионер, Липецкая обл., пос. Солидарность 16. Полетаев Александр Иванович, сотрудник железно-дорожной станции, Тамбовская обл,. г. Жердевка 17. Полетаева Вера Васильевна, домохозяйка, Тамбовская обл,. г. Жердевка 18. Логвинова Валентина Викторовна, Липецкая обл., Елецкий р-н, с. Каменское 19. Буравова Елена Николаевна, рабочая птицефабрики, Липецкая обл., Елецкий р-н, ст. Хитрово 20. Коробкина Евгения Николаевна, пенсионер, г. Переславль 21. Кузьмин Вадим Сергеевич, пенсионер, г. Москва 22. Кузьмина Людмила Ивановна, пенсионер, г. Москва 23. Кузьмин Алексей Вадимович, шеф-повар, г. Москва 24. Кузьмина Марина Анатольевна, менеджер, г. Москва 25. Алиева Елена Борисовна, домохозяйка, г. Переславль 26. Алиев Алексей Джалалович, водитель, г. Переславль 27. Алиев Максим Алексеевич, аспирант, г.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/16/zh...

Воскресенский (мужской, ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основан ок. 1371 прп. Димитрием Прилуцким и его учеником Пахомием, вскоре оставлен ими), Николаевский Святолуцкий (мужской, ныне с. Погост Лука Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.; основан прп. Дионисием Глушицким и его учеником Пахомием в 1393, в 1479 приписан к Спасо-Каменному мон-рю), Глушицкий Леонтиев (женский, близ совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.; основан в 1-й пол. XV в. прп. Дионисием Глушицким, дальнейшая история неизв.), Коптево-Сретенская Николаевская пуст. (мужская, на р. Великуша, ныне незаселенная местность близ дер. Анохино Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основана не позднее 1481, с 1547 под упр. Корнилиево-Комельского мон-ря, официально приписана к нему в 1596), Николаевский Озадский (мужской, на Азатском оз., близ дер. Ватаманово Белозерского р-на Вологодской обл.; основан не позднее нач. XVI в.). Прекратившие существование в XVII в. (за исключением возрожденных впоследствии) Николаевская пуст. (мужская, в Судбищах на р. Шексне, ныне Череповецкий р-н Вологодской обл.; упом. со 2-й трети XV в., последнее упоминание под 1682, обращена в приходскую церковь), Николаевский с Клинска (Тёсовский) (мужской, близ. совр. пос. Тёсово-4 Лужского р-на Ленинградской обл.; упом. с кон. XV в., последнее упоминание под 1626), Успенский Тёсовский (мужской, ныне дер. Ям-Тёсово Лужского р-на Ленинградской обл.; впервые упом. в 1500, в 20-30-х гг. XVII в. упом. как пустой), Петропавловский особный (мужской, позднее женский, в совр. г. Белозерске Вологодской обл.; упом. с 1572, разорен в Смутное время, в 1620 обращен в приходскую церковь), Преображенский (мужской, на р. Пчевжа, в совр. Тихвинском р-не Ленинградской обл. (точное местоположение неизв.); упом. в 1577-1589), Середокоротный Стефановский (мужской, на р. Пчевжа, близ совр. дер. Белой Киришского р-на Ленинградской обл.; существовал в кон. XVI в.), Покрова Пресв. Богородицы Шухтовский (мужской, ныне с. Покров Череповецкого р-на Вологодской обл.; основан в 1603 прп. Сергием Шухтомским, после его смерти в 1609 запустел и был разорен), Благовещения Пресв. Богородицы (первоначально, вероятно, мужской, затем женский, в г. Устюжне Вологодской обл.; дата основания неизв., последнее упоминание под 1624). Прекратившие существование в 1764 г. (за исключением возрожденных впоследствии)

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В ходе кампании храмы отнимали у верующих в основном под предлогом их возвращения довоенным владельцам - колхозам, совхозам, школам, клубам и др. орг-циям. Постановление СНК СССР от 1 дек. 1944 г., запрещавшее закрывать действующие церкви и молитвенные дома без согласия СД РПЦ, в Белоруссии очень часто нарушали местные власти, самовольно закрывавшие храмы. К 1947 г. в Минской обл. насчитывалось 39 зарегистрированных правосл. общин, к 1948 г.- 45 общин. Этот рост был связан с тем, что по требованию республиканского уполномоченного В. С. Менькова все кладбищенские часовни в 1947 г. должны были зарегистрировать в облисполкомах «двадцатки», в противном случае они подлежали закрытию. Директива уполномоченного СД РПЦ была выполнена почти всеми общинами уже действовавших к тому времени церквей, к-рые числились приписными, а также общиной закрытого 2 годами раньше кладбищенского Георгиевского храма в с. Могильно Узденского р-на, остававшегося бесхозным и в это время возобновившего свою деятельность. В 1947 г. также был зарегистрирован в виде отдельной «двадцатки» домовый архиерейский храм при новом здании Минского ЕУ по ул. Мясникова (через неск. лет был закрыт). Соответственно к 1948 г. рост числа зарегистрированных общин наблюдался и в целом по Белоруссии. В 12 областях республики было зарегистрировано 1066 общин: в Барановичской обл.- 181 община, в Брестской обл.- 190, в Гродненской обл.- 105, в Молодечненской обл.- 142, в Полоцкой обл.- 58, в Пинской обл.- 141, в Бобруйской обл.- 41, в Витебской обл.- 30, в Гомельской обл.- 63, в Минской обл.- 45, в Могилёвской обл.- 49, в Полесской обл.- 24 общины. В 1948 г. по рекомендации Совнаркома Белоруссии Меньков решил отменить регистрацию приписных и домовых церквей. Это решение стало началом нового наступления властей на Церковь: под «домовыми» церквами (или «молитвенными домами») подразумевались храмы тех общин, к-рые обустроили временные молитвенные помещения в сельских хатах или же, как в Минске, в здании Минского ЕУ. В итоге в 1948-1950 гг.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

В 1963-1964 гг. Кировоградская кафедра понесла огромные потери. К нач. 1963 г. в Кировоградской обл. было 107 общин и 103 священника, в Николаевской обл.- 67 общин и 53 священника. В нач. 1964 г. в Кировоградской обл. действовало 86 общин, в Николаевской обл.- 54 общины, в 1965 г.- 59 общин в Кировоградской обл. и 53 общины в Николаевской обл. Т. о., вслед. антирелиг. кампании 1958-1964 гг. число храмов в Кировоградской обл. уменьшилось в 3 раза, в Николаевской обл.- в 2 раза. В Кировограде действующим оставался кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Лучше ситуация была в Николаеве, где действовали 4 храма: Никольский греч. собор в Фалеевском предместье, храм Всех святых на старом городском кладбище, Михайловский в предместье Варваровка и Свято-Духовский храм в Жовтневом (ныне в черте Николаева). В этих условиях активизировались нелегальные православные общины - не только группы «истинно православных христиан», но и лишенные регистрации общины РПЦ. В с. Лиманы Березанского р-на Николаевской обл. (в этом районе все храмы были закрыты) незарегистрированная община арендовала частный дом для религ. целей, в доме имелись иконостас, плащаница, иконы, хоругви, кресты, подсвечники, религ. книги. Каждое воскресенье в нем собиралось до 15 верующих, по праздникам - в неск. раз больше. Аналогичное положение было в селах Тузлы и Рыбаковка Березанского р-на. В с. Никольском Братского р-на в частном доме действовал незарегистрированный молитвенный дом, который опекали монахини Христина и Мария. В том же районе в с. Обуховка также имелся незарегистрированный домовый храм. Незарегистрированные молитвенные дома были обнаружены во Врадиевском, Кривоозерском и Первомайском р-нах Николаевской обл. (ГА Николаевской обл. Ф. Р-4760. Оп. 1. Д. 72. Л. 177). В с. Родниковка Кировоградской обл. в кон. 50-х гг. XX в. существовала нелегальная «истинно православная» община, к-рой руководил заштатный свящ. Чернецкий, поддерживавший связи с подпольным центром «истинно православных христиан» в Днепропетровске.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

пожертвовали в Фонд обороны 4853 тыс. р. Общее количество денежных средств, внесенных церковными общинами на гос. счета в 1941-1946 гг., составило 15 579 тыс. р. В 1946 г. еп. Товия, протоиереи Николай Адриановский и Димитрий Фесвитянинов за патриотическую деятельность были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1945 г. Совет по делам РПЦ ввел обязательный учет выполнения религ. обрядов. В Свердловской обл. в 1945 г. было совершено 11 216 крещений и 476 венчаний, в 1946 г.- 15 047 крещений и 1101 венчание. В июне 1947 г. приходы Челябинской обл. были выделены в самостоятельную епархию. К 1 янв. 1947 г. в клире Свердловской епархии состояли 47 священников и 7 диаконов, к 1 янв. 1949 г.- 58 священников и 12 диаконов. Поскольку в 1948 г. рукоположения не совершались, увеличение состава духовенства объясняется тем, что вышли на свободу священнослужители, арестованные в 1937-1938 гг. и приговоренные к 10-летнему сроку заключения. В 1947 г. в составе епархии имелось 4 благочиннических округа: 3 округа - в Свердловской обл. и 1 - в Курганской обл. К 1958 г. епархия была разделена на 6 благочиннических округов: 5 округов - в Свердловской обл. (33 прихода) и 1 - в Курганской обл. (14 приходов). В 1958 г. в клире епархии состояли 58 священников и 15 диаконов. В кон. 50-х гг. государственно-церковные отношения ухудшились, в печати усилились нападки на Церковь и духовенство. В 1960-1962 гг. в епархии было закрыто 16 церквей: 12 церквей - в Свердловской обл. и 4 - в Курганской обл. 3 священнослужителя епархии публично сняли сан. В 1959 г. в клире епархии состояли 74 священнослужителя, в 1960 г.- 67, в 1961 г.- 58 священнослужителей. В 1960 г. были рукоположены 2 священника, в последующие 3 года не было ни одного рукоположения. К нач. 1963 г. в епархии имелся 31 приход: 21 - в Свердловской обл. и 10 - в Курганской обл. В связи с закрытием приходов число благочиннических округов было сокращено до 3 (2 - в Свердловской обл., 1 - в Курганской обл.).

http://pravenc.ru/text/189617.html

В 1953-1954 гг. настоятель Рождество-Богородичного кафедрального собора Кировограда прот. Петр Тарановский провел реставрацию росписей в соборе. В 1953 г. еп. Иларион (Прохоров) сделал пристройку к зданию Кировоградского ЕУ при соборе, расширенную в 1958-1959 гг. С того времени при Рождество-Богородичном соборе находилась не только епархиальная канцелярия, но и резиденция правящего архиерея. В 1955-1956 гг. еп. Иннокентий (Леоферов) получил нарекания со стороны уполномоченных Совета по делам РПЦ по Кировоградской и Николаевской областям за то, что он зачислял в штат епархии десятки вернувшихся из мест заключения клириков; выговор также получил секретарь К. е. прот. Иоанн Крыжановский. Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г. Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г. В 1950 г. насчитывалось 162 зарегистрированные общины в Кировоградской обл. и 69 общин в Николаевской обл. В 1954 г. к Николаевской обл. из соседней Одесской обл. были присоединены Доманевский, Врадиевский, Кривоозерский, Лысогорский, Мостовской и Первомайский районы. В связи с этим, несмотря на закрытие церквей, их количество в Николаевской обл. значительно увеличилось. К нач. 1956 г. в Кировоградской обл. действовали 155 храмов, в Николаевской обл.- 101 храм. Почти столько же церквей было в 1958 г.: в Кировоградской обл.- 155 храмов, в Николаевской обл.- 100 храмов (1 церковь была закрыта в 1956). В 1957 г. за «незаконное» возведение нового молитвенного помещения был снят с регистрации свящ. Мирослав Вдодович из с. Ровного Кировоградской обл., проводивший миссионерскую деятельность среди молодежи. В 1957 г. государство начало принимать меры по охране памятников культуры. В Николаевской обл. 6 храмов были признаны памятниками архитектуры (3 республиканского, 3 областного значения). Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. привела к массовому закрытию церквей. В 1958 г. в Кировоградской обл. было снято с регистрации 5 храмов, в 1959 г.- 7 храмов.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Закладка храма во имя святителя Николы Чудотворца состоялась 16 мая (ст. ст.) 1910 г. при громадном стечении молящихся. Чин совершали три священника: о. Александр Ковалевский, о. Никола Никулин и о. Василий Царев. На празднике присутствовали все члены совета общины во главе с его председателем и пожизненным почетным членом общины Иваном Ивановичем Карасевым, архитектор И.Е. Бондаренко и многочисленные гости. Однако первой в древней столице церковью христиан, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, над котором воссиял животворящий крест Господень, был храм во имя святой великомученицы Екатерины в доме И.И. Карасева, находившийся в Девкином переулке (ныне — Бауманская ул., дом 18). 27 ноября (ст. ст.) 1910 г. состоялось перенесение из дома наследников М.Ф. Ясашнова, что по Ирининской улице (ныне — ул. Ф. Энгельса, дом 56) походной церкви и святого антиминса. На следующий день совершилось торжественное освящение древлеправославного храма, также принадлежавшего московской Никольско-Рогожской общине. Изящный в древнем стиле постоянный иконостас и внутренняя отделка храма были устроены усердием и иждивением И.И. Карасева и его сестры Наталии Ивановны Капыриной, которая пожертвовала много ценных и древних икон и была ближайшей блюстительницей этого храма. В 1915 г. по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского рядом с домом была возведена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Распоряжением правительства г. Москвы от 16 мая 2007 г. колокольня взята под государственную охрану. Торжество освящения главного столичного древлеправославного храма во имя святителя Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины состоялось 17 декабря (ст. ст.) 1912 г. Его совершал настоятель храма иерей Александр Ковалевский в сослужении пяти священников, прибывших из Ростова-на-Дону, Городца, Нижнего Новгорода и других мест. По окончании литургии отец Александр возгласил многолетие государю императору Николаю II и всему его августейшему семейству. Все присутствовавшие на торжестве особо отметили благолепное пение вновь организованного, при участии певчих Московской старообрядческой книгопечатни, смешанного хора.

http://sobory.ru/article/?object=25767

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010