Но при строительстве Николо- Введенского храма образом, скорее всего, был предшественник: старый деревянный Введенский храм, имеющий также два престола (и соотв. двухчастный алтарь) на втором уровне. На фотографии А.Б. Виноградова хорошо видны бочечные завершения двух апсид. Покрытие алтарных прирубов системой бочек -отличительная черта каргопольского зодчества XVIII в. Такие завершения апсид можно встретить на многих из указанных выше деревянных, и даже не нескольких каменных храмах. Бочками завершены алтари двух каменных церквей Каргополя: Иоана Предтечи, выстроенный на Соборной площади в 1740-1752 гг., и церкви Вознесения Господня, построенной в 1734-1751 гг. Криволинейную форму «бочки» выложить из кирпичей достаточно сложно, поэтому зодчие, применяли привычную им бревенчатую конструкцию бочки. Вот и на старом фотоснимке Макарьевского храма видно, что бочки были срублены «в реж». Тема бочек в Никольско-Введенском храме перекликалась с завершением наличников над окнами. Пример подобного решения можно встретить на Успенском Соборе Александро-Ошевенского монастыря. Как мы видим, несохранившийся Никольско-Введенский храм был чрезвычайно интересен, и обладал целым рядом уникальных особенностей. Он совместил в себе материал и формы каменного и деревянного зодчества, черты провинциальной и городской архитектуры Каргополья. Осталось только вкратце затронуть его печальную судьбу. XX в. и настоящее время После коллективизации макарьевские угодья отдали думинскому колхозу. После этого приехал из Москвы какой-то представившийся уполномоченным мужчина, взял в сельсовете лошадь и вывез всю золоченую церковную утварь (иконы, позолоченные чаши, серебряные ложечки). Позже оказалось, что это был вор. Потом приехали двое с Гужово, колокола опускать стали, да уронили - край отломился. Иконы содрали, а остатки - решётку алтарей - бросили в скотник. Божественные книги кидали в озеро. Они не тонули - как чайки по озеру долго плавали... После войны в Николо-Введенской церкви жили лесорубы - вблизи велись лесозаготовки, - в результате она приобрела внутри вид сарая. В начале 1970-х гг. ее и колокольню разобрали на кирпичи. Ныне на месте Николо- Введенского храма, заросший холм; на нем валяются деревянные кружала.

http://sobory.ru/article/?object=37705

Кроме того, в числе памятников русской истории и культуры, сохранившихся в пределах улицы, необходимо назвать установленный в 1899 году бронзовый бюст А. С. Пушкина , уникальность которого заключается в том, что он является одним из немногих скульптурных произведений, сохранившийся в городе с дореволюционного времени. Дискуссия, связанная с процессом переименования улицы Январского восстания лишний раз демонстрирует, что для представителей власти любые напоминания об общих корнях ныне разделенных Украины и России, а также русском прошлом современной украинской столицы, являются нежелательными. Так, провластные СМИ, неоднократно высказываясь против возвращения улице Январского восстания ее исторического названия Никольская, приводили возражение киевских чиновников, что в настоящее время на карте города уже имеются такие названия как Притиско-Никольская, Никольско-Слободская, а также Никольско-Ботаническая. Между тем, наличие в одном населенном пункте целого ряда похожих названий, причины появления которых представляют большой интерес и заслуживают отдельного внимания, было характерной особенностью городов дореволюционной России. Например, в 70-е годы 18 века, спустя 70 лет после провала аферы гетмана Мазепы, верные своему долгу малороссийские казаки, поселившись в Ставропольском укреплении, дали начало городу Ставрополь. Несмотря на то, что со временем этот город утратил свой статус административного центра казачьего края, причудливые названия его улиц - 1-ая, 2-ая и 3-я Станичная, служили напоминанием об участии наших православных предков в освоении южнорусских земель. Что касается Киева, то здесь возникновение топонимов, которые объединяет использование популярного на Руси имя Николай, в значительной степени связанно с почитанием Святителя Николая Мирликийского и является отражением традиционной системы взглядов и ценностей нашего народа. Не подлежит сомнению, что данная группа киевских топонимов, выступая неотъемлемой частью нашего культурного наследия, остро нуждается в защите от посягательств со стороны украинских националистов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/25/...

В Херсонской губернии три священника были распяты на крестах. В Ялте зверски большевиками убит популярный священник Сергей Щукин . В Крыму шайка большевиков захватила трех священников – Николая Попова , Агафона Гарина и Александра Казанчева – и после долгих истязаний и глумлений убила их. Настоятель Островского собора Псковской епархии Ладинский , когда его большевики вели на смерть, пел псалмы и пред кончиной проклял большевиков. Священника Котурова при эвакуации Чердыни мучители схватили, сорвали с него одежды и до тех пор поливали его на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую. И страстотерпец не проронил ни одного жалобного стона, ни одного слова. Архимандрит Вениамин , последний настоятель Соловецкого монастыря, жил отшельническою жизнью в одинокой избе в окрестностях Архангельска. Ночью местные большевики сожгли его избу вместе с ее насельником, предварительно забив окна и двери. Архимандрит Матфей , ректор Пермской духовной семинарии, изрублен шашками. Священник Андрей Зимин со всей семьей (село Черниговка, Никольско-Уссурийский край) убит в 1918 г. Священник Иоанн Литвинцев убит со всей семьей (село Вишневка, Никольско- Уссурийский край) в 1918 г. Священник Петр Дьяконов у Надеждинского завода Верхот. у. Пермской губернии в 1918 г. закопан в землю по голову и в нее расстрелян. Отец Феодор села Голышмановского Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Отец Павел села Усть-Ница Турин, у. Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Священник Георгий Паргачевский с. Ивановки Амурской области расстрелян разрывными пулями в 1918 г. Священник Симеон Ионин (Троицкий уезд Оренбургской епархии) расстрелян в 1918 г. Протоирей Николай Русанов расстрелян в Кустана Оренбургской епархии в 1918 г. Протоиерей отец Александр Земляницын , отец Иоанн Евстратьев , отец Петр Холмогорцев (кафедральный протоиерей), отец Михаил Пеньковский и некоторые другие в 1918 г. были увезены из Челябинска и пропали без вести. Многие из священников, бежавших при отступлении добровольцев из Воронежской губернии, вернулись и заняли свои места, но и многие из них расстреляны. Один из видных воронежских священников отец Митрофан Девицкий , не добравшись до Воронежа, был схвачен и расстрелян на глазах родителей, жены и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Окончательно храм был закрыт 3 ноября 1929 г., 10 декабря с колокольни сбросили все колокола, 11 декабря в Музейный фонд забрали все церковные сокровища: иконы, складни, кресты, платы, облачения, 13 декабря — мебель и несгораемый шкаф, 14 декабря из храма были изъяты серебряные венцы, кадила, лампады, оклады, лжицы, звездицы общим весом в 10 кг, а напоследок экспроприаторы захватили с собой даже неисправную пишущую машинку фирмы «Смис», что аккуратно отразили в протоколе. Так закончилась семнадцатилетняя деятельность храма Николы Мирликийского Никольско-Рогожской общины древлеправославных христиан-старообрядцев. При советской власти здесь размещался клуб швейного объединения «Пионер». Храм неоднократно подвергался варварским разрушениям и переделкам: уничтожена колокольня, главы и барабаны сломаны, внутренняя и внешняя отделка полностью истреблена. В 1993 г. здание храма было признано постановлением правительства Москвы аварийным. Дом молитвы стал одним из первых, но не последним в г. Москве старообрядческим храмом, построенным в свое время на народные деньги, который после самоликвидации советской власти был незаконно приватизирован при попустительстве новых «демократических» властей столицы. Корпорации недвижимости «Рескор», которая почему-то стала его собственником, именует отнятую церковь «проектом коммерческой недвижимости» под названием «офисный центр на Малой Андроньевской площадью в 2500 кв. м». После неоднократных изуверских «евроремонтов» здесь за плотным и высоким забором из бетонных плит и железных листов находилась штаб-квартира политической партии «Союз правых сил» и еще целая масса ее дочерних фирм, фактически и юридически числящихся по адресу отобранного древлеправославного храма — Малая Андроньевская улица, дом 15. Даже после многочисленных переделок в здании легко просматриваются церковные очертания. Руководству СПС неоднократно ставился вопрос, как оно себя чувствует в храмовом здании старообрядцев. На что пресс-служба СПС заученно отвечала, что здание было построено накануне революции и не успело стать старообрядческим храмом, потому что жестокие большевики его сразу же отобрали. По сообщению газеты «Коммерсант» в конце 2007 г., «особняк» был продан крупной финансовой компании, которую партийное руководство СПС не открывает общественности. Недавно Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры внесло здание в свой «Перечень вновь выявленных памятников истории и культуры, предложенных к постановке под охрану государства». Материал по истории храма подготовлен А.В. Знатновым, историком старообрядчества. http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html Комментарии и обсуждение Церковь Введения Пресвятой Богородицы в доме Спиридонова Москва, ул. Малая Андроньевская, 24 (не сохранилась). Сейчас тут - трансформаторная будка. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25767

Москва. Колокольня церкви Екатерины. Церковь Святой Екатерины Федосеевского старопоморского согласия в бывшем Девкином переулке /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Екатерины (Никольско-Рогожской старообрядческой общины) в бывшем Девкином переулке Церковь Святой Екатерины существовала в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н. Благовещенского была построена отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой " беглопоповской " ). Считается, что верхняя часть колокольни - это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась. По распоряжению Правительства Москвы 932-РП от 16 мая 2007 года «О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы» Колокольня принята под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия регионального значения. Однако сейчас, как и раньше, башня поросла кустарником и никем не охраняется. Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX – начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением. Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. , на втором этаже здания, в пристройке к западной части дома. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.

http://sobory.ru/article/?object=05200

1926–12.1926: Синезий Зарубин 1927–14(27).03.1928: Алексий Буй Уразовская (григ.) 09(22).12.1925–1925: Митрофан Русинов Уральская 07(20).11.1908–05.1926: Тихон Оболенский 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1926–20.03(02.04).1929: Павел Павловский 27 .02(12.03).1929–13(26).08.1930: Иоанн Братолюбов 13(26).08.1930–04(17).08.1931: Памфил Лясковский 05(18).10.1931–27.12(09.01).1932: Модест Никитин Уральская (обн.) 08(21).06.1923–24.06(07.07).1923: Николай Амассийский, в. у. 24 .06(07.07).1923–18.02(03.03).1925: Георгий Крашенинников 19 .08(01.09).1925–09(22).09.1926: Корнилий Попов 25 .02(10.03).1925–1926: Михаил Постников 16(29).09.1926–04(17).12.1926: Георгий Крашенинников, в. у. 1926–1929: Иоанн Ильин 19 .12(01.01).1926–1928: Сергий Шубин 04 .1928–19.08(01.09).1929: Виктор Путята 19 .08(01.09).1929–03(16).10.1929: Николай Орлов 07(20).09.1929–29.07(11.08).1932: Антоний Лебедев 1930–1930: Николай Алявдин 1933–: Иосиф Ясковский Уральский Митрополичий Округ (обн.) 07(20).11.1925–04(17).08.1926: Христофор Сокольский Уржумская 26 .12(08.01).1919–1923: Виктор Островидов 03(16).09.1923–1929: Авраамий Дёрнов Георгий Анисимов, в. у. Уржумская (обн.) 08(21).12.1923–1924: Филарет Домрачев 1924–1927: 25 .01(07.02).1927–11(24).04.1928: Иннокентий Копейкин 09(22).06.1928–15(28).03.1930: Палладий Бельтюков 17(30).04.1930–10.1935: Иннокентий Копейкин, паки Усольская (обн.) см. Верхне-Камская (обн.) Уссурийская (Никольско-Уссурийская) 24 .06(07.07).1912–1918: Павел Ивановский 1918–1922: 21 .11(04.12).1922–24.08(06.09).1923: Павел Введенский 1923–1931: 06(19).11.1931–12.1931: Тарасий Ливанов 1931–1932: Герман Коккель Уссурийская (Никольско-Уссурийская) (обн.) 30 .06(13.07).1924–1927: Василий Макушев 12 .1927–1928: Александр Спасский 1928–1930: 03(16).06.1930–04(17).10.1930: Константин Соболев 17(30).11.1930–11(24).06.1931: Владимир Сычёв 19 .03(01.04).1931–1931: Константин Знаменский Усть-Вымская (обн.) Александр Усть-Катавская 06(19).06.1925–1925: Антоний Миловидов Усть-Медведицкая 1920–1922: Модест Никитин, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Венёв-Монастырь. Никольско-Успенский женский монастырь. Венёв-Никольский монастырь Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Венёв-Монастырь - мужская обитель во имя св. Николая Угодника и одновременно крупный оборонный центр Московской Засечной черты в 33 км к северо-востоку от Тулы. Впервые упоминается в грамотах под 1407 г. в связи со смертью смоленского князя Юрия Святославича, домогавшегося жены своего вассала, удельного вяз. кн. Семена Андреевича, Ульяны, убившего их обоих, а после, ужаснувшись содеянному, постригшегося в этом глухом монастыре. В этом же монастыре в заточении умер в 1571 г. опальный новгородский архиепископ Пимен. Предание донесло до наших дней легенду о гробницах князя и архиепископа, которые якобы находятся где-то под развалинами монастыря. Венев-Никольский монастырь располагался в полукилометре к северу от дороги Тула-Венев. Вначале он был приписан к Астраханскому Спасскому монастырю, а в 1667 г. - к дому патриарха Иакима. Обитель была в большом почете у жителей Тулы, Москвы, Рязани и др. Бояре, служилые дворяне и городские жители, умирая, завещали в монастырь крестьян, земли и имущество, лишь бы их похоронили у стен монастыря. В XVII в. монастырь был крупным вотчинником, к нему были приписаны многие села и деревни, в частности, с. Бортники на р. Осетр, д. Анишино, Хавково и др., с количеством крестьян, превышавшим 2 тыс. душ, поэтому внутреннее убранство и внешний вид обители говорили о ее цветущем состоянии, но во 2-й пол. XVIII в. она был упразднена, а монастырская церковь во имя св. Николая Чудотворца была превращена в приходскую. Она дошла до нас почти в своем первоначальном виде: это - каменный двухэтажный храм, построенный и освященный по благословению патриаха Адриана, причем 1-й этаж (во имя Успения Пресвятой Богородицы) - в 1696 г., а 2-й (во имя св. Николая Чудотворца) - в 1701 г. До середины XVII века монастырь играл видную роль в защите южных рубежей Московского государства, находясь почти в центре Веневской Веркушской засеки и имея достаточно мощные оборонительные сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=02415

В 1919 г. Пермский епископ опубликовал список, в котором числилось 42 представителя православной церкви, расстрелянных и замученных большевиками. Священник о. Вячеслав Лашков, 49 лет, убит в с. Зеньковка, Никольско-Уссурийского уезда Приморской области, после праздника Сретения Господня, в полночь с 3-го на 4 февраля в 1924 г.. Выгнанный из церковного дома он жил с семьей в доме крестьянина. Ночью постучал кто-то в дом со словами: «батюшке доложите, церковь горит». О. Вячеслав вскочил с постели и, набросив на себя шубу, бросился к церкви. Когда он поравнялся с б. церковным домом, то из засады раздалось два выстрела, которыми он был убит наповал. Батюшка обличал безбожие и насилия большевиков с церковного амвона и когда крестьяне говорили ему, чтобы он пожалел себя и своих детей, он отвечал: «я пастырь, если буду молчать, то Бог меня покарает». На улице, где о.В. был убит, крестьяне поставили крест с трогательной надписью, но он, конечно, вскоре был уничтожен властями. В с. Спасском Никольско-Уссурийского уезда Приморской области в 1923 г. большевики привязали местного священника к кровати и ножом сдирали с него кожу, и так замучили до смерти. Жену и детей заперли в соседней комнате. Священник Феодор Богоявленский, села Голышмановскаго, Ишимского у., Тобольск, губ., весною 1918 г., при изгнании большевиков из Сибири, отступающими красноармейцами арестован и подвергнут всяческим издевательствам: водили по селу, заставляли петь похабные песни, играть на гармонике и плясать. Наконец приказали рыть могилу. О. Феодор выкопал яму глубиной около аршина. Здесь его убили и свалили в яму вниз головой, запретив хоронить. В таком виде мученик находился около 5 суток. Погребен по занятии села чехословаками. Священник о. Павел, села Уссениновского уезда, Тобольской епархии. Окончил два курса Казанской духовной академии. Убит большевиками весною 1918 г., во время изгнания их из Сибири чехословаками. Священник Николай Вридьев Тобольской кладбищенской церкви, бывший фельдшер, обращенный в православие из иудейского вероисповедания. Был начальником Тобольской красной милиции и по некоторым сведениям членом коммунистической партии. Отказавшись от должности начальника милиции и порвав связь с коммунизмом, принял сан священника. Убит большевиками за измену и из опасения разоблачений в 1922г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Николая Мирликийского - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.). В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи XVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу XIX века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце XIX века в псевдорусском стиле. Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам.

http://sobory.ru/article/?object=01639

16(29)09.1926 04(17)12.1926 19.12.1926(01.01.1927) 04.1928 19.08(01.09)1929 Виктор Путята 19.08(01.09)1929 03(16)10.1929 07(20)09.1929 22.12.1931(04.01)1932 Антоний Лебедев 07(20)01.1932 21.01(03.02)1932 Нил Ушаков 21.01(03.02)1932 29.07(11.08)1932 Иосиф Яцковский (Ясковский) Уральский митрополичий округ, обн. Учрежден 26.03(08.04)1925. Был составлен из епархий: Пермской, Свердловской, Ирбитской, Тобольской, Тюменской, Челябинской, Ишимской и Курганской. 30.03(12.04)1925 04(17)08.1926 Урбнисская Присоединена в 1811 г. (местопребывание – в г. Урбнис, Картли, Грузия). Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). 1811 Иустин Уржумская Основана в 1919 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена после 1929 г. 13(26)12.1919 Сщмч. Виктор Островидов 03(16)09.1923 Уржумская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1935 г. 08(21)12.1923 Филарет Домрачев 25.01(07.02)1927 11(24)04.1928 Иннокентий Копейкин 09(22)06.1928 15(28)03.1930 Палладий Бельтюков 17(30)04.1930 10.1935 Урмийская (см. Тер-Гяварская) Усольская, обн. (см. Верхнекамская обн.) Уссурийская Основана в 1912 г. Именование – по г. Уссурийск (с 1898 – Никольск, с 1926 – Никольск-Уссурийский, с 1957 – Уссурийск). Владивостокское викариатство. Упразднена в 1931 г. Восстановлена 13(26)12.2006. Именовалась: в 1912–1923 – Никольская; в 1931 – Никольско-Уссурийская; с 2006 – Уссурийская. 24.06(07.07)1912 04(17)09.1918 08(21)11.1922 24.08(06.09)1923 Павел II Введенский 14(27)07.1931 Сщмч. Герман Коккель 06(19)11.1931 12.1931 Тарасий Ливанов 13(26)12.2006 Уссурийская, обн. (см. Никольско-Уссурийская, обн.) Усть-Вымьская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Усть-Вымь (Коми АССР). Александр (1928) Усть-Катавская Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Усть-Катав (Челябинская область). Челябинское викариатство. 24.05(06.06)1925 Антоний Миловидов Усть-Медведицкая Основана 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010