388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

15 Литература по Каппадокийцам на рус. яз. (см. также ниже библиографию к отдельным авторам): [Аноним.] Жизнь вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, как пример борьбы с современным направлением в делах христианской веры и нравственности//Донские епархиальные ведомости, неоф. часть. 1884. С. 804 сл., 839 сл., 938 сл.; Карпов С., свящ. Уроки из жизни великих Святителей: (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустова)//Воронежские епархиальные ведомости. 1888. 6. С. 284-294; 9. С. 435—450; Лосев С. Учение свв. Отцов Церкви о познаваемости Бога в опровержение ариан ских заблуждений//ВиР. 1898. 6. С. 399-416; Рождественский Д., свящ. Элемент современности в словах и беседах Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сергиев Посад, 1907; А. С. Учение Каппадокийцев о единстве лиц Святой Троицы//ВиР. 1911. 15. С. 301—315; [Аноним.] 1600-летний юбилей рождения великих учителей и святителей Василия Великого и Григория Богослова//ЖМП. 1931. 2. С. 4; Хроника церковной жизни [празднование 1600-летия со дня рождения святителей Василия Великого и Григория Богослова]//Там же. С. 7; Миллер Т. А. Образы моря в письмах каппадокийцев и Иоанна Златоуста (Опыт сопоставительного анализа)//Античность и современность. М., 1972. С. 360-369; Майоров. Латинская патристика. С. 150—163 (Гл. 5. Начало классической патристики. § 1. Христианская спекуляция и неоплатонизм: каппадокийцы); Лосский В. Н. Каппадокийцы//БТ 25. 1984. С. 161—168 (глава из книги, переизд.: Лос-ский В. Боговидение. М., 1995. С. 50-62); Смирнов Е. С. Каппадокийцы. Вильнюс, 1992; Чуковен-ков Ю. А. Антропология классической патристики (по сочинениям грекоязычных авторов)//Историко-философский ежегодник 1994. М., 1995. С. 34-50; Константин, еп. Новогрудский и Лид-ский, ректор Минской духовной семинарии. Речь на торжественном акте, посвященном дню Небесных покровителей семинарии вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (12 февраля 1996 года)//ЖМП. 1996. 4/5. С. 27-30; Бычков. Византия. Гл. 3. Всеобъемлющий символизм. (С. 316—348); Гл. 4. Парадигмы символического мышления. (С. 349-373); Гл. 5 Искусство в духовном свете. (С. 374—416); Афанасий (Евтич), еп. Кап-падокийские отцы//АиО. 2003. 2. С. 138-151. — Изд. 1204

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908. Ордынская-Богородицкая или Орденская и Ардынская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Смоленской губ., Поречского у., в 78 вер. от Поречья и в 4 вер. от самой ближайшей дер. Закеевой, расположена среди вечно зеленеющих лесов и болот, на левой стороне р. Межи, при впадании в нее рч. Ордынки. Начало её неизвестно; по одним преданиям, она основана в XV ст. иноками, укрывшимися от нашествия Ордынцев в 1451 г; по другим же — начало положил ей в XVII ст. известный дипломат царя Алексея Михаиловича Афан. Лавр. Ордын-Нащокин, принявший иночество в Новгороде под именем Антония и построивший здесь церковь, в которую поставил и до сего времени находящуюся здесь чудотв. икону Владимирской Бож. Матери. Следы старых построек не изгладились и по сие время. Достоверно же известно, что пустынь уже существовала в начале XVIII ст., когда она находилась в краинем упадке, так что некому было совершать богослужение, почему протоиерей села Устья и двор. Никифор Поплонский, церковный ктитор, взяли в свою церковь чудотв, икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом, Поплонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахатные и сенокосные угодья на 3 кв. вер. по рч. Ордынке. В цветущее состояние пустынь приведена в 1844-1866 г. трудами игум. Палладия, погребенного здесь рядом с благотворительницей м-ря вдовою шт.-кап. Глазовой. В пустыни с 1859 г. находился на покое архиеп, Смоленский Тимофей, скончавшийся в 1862 г. и погребенный в каменном склепе в приделе Казан. Бож. Матери Софийского собора. В 2 вер. от м-ря находится Предтечевский скит. По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1892. Протокол реставрационного заседания 7 ноября 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=38515

Делать... то, чему учишь, не принуждай их, но возвещай им слова Мои и увещевай соблюдать их, так кап Они доставляют Жизнь Вечную (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 116). Как в телесных болезнях никто не может точно узнавать причины их и врачевства против них без большой опытности во врачебном искусстве, так и в душевных – без долгого подвижничества. Ибо как удобопогрешительным кажется и на деле очень немногим доступно бывает телесных болезней распознание, в коем упражняется искусство врачей, тем более удобопогрешительно и более трудно, чем оно, распознание болезней душевных. Ибо чем душа превосходнее тела, тем труднее узнавать болезни ее, чем тела сего, всеми чувственно видимого (прп. Никита Стифат , 93, 114–115). Есть некоторые пределы моря, которые прокармливают великих зверей – китов. Посему плавающие в их пределах подвешивают к своим кораблям колокольчики, чтобы вследствие звона их устрашенные звери бежали. И море нашей жизни кормит многих и более опасных зверей, я имею в виду дурные страсти и патронов их – лукавых бесов; пересекает же это море, как бы некий корабль, Божественная Церковь , которая вместо колоколов обладает духовными наставниками, так чтобы гласом священного их учения обратить в бегство духовных зверей. И вот, как образ сего, и Аароново одеяние имело подвешенные благозвучные колокольчики, и торжественно должно было быть слышно их в то время, когда Аарон священнодействовал. Мы же, прекрасным образом обращая букву в дух, соответствующе будем «звенеть» для вас в духовном смысле, и особенно в это постное время, в которое видимые и невидимые звери особенно ополчаются на нас. Видимые: чревоугодие, пьянство и подобное, другие же невидимо сидят в засаде: тщеславие, гордость, самомнение и лицемерие. «Звон» же сей является и приводящим в бегство сих зверей, и охранителем для соблюдающих пост (свт. Григорий Палама , 26, 129). Источник. С членами Христовыми – христианами – должно обходиться очень осторожно и благоразумно: должно сострадать им в недугах их, и отсекать только те, которые не подают никакой надежды к выздоровлению, лишь заражают недугом своим других (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 313). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Будучи профессором, А. В-ч на старшем курсе давал одно или несколько месячных сочинений по церковной истории. Когда с 1842 г. введены были так называемые курсовые сочинения, его предмет был особенно популярным, и по нему много писалось курсовых сочинений. «На третьем году академ. курса одно из сочинений всегда писали на тему из церковной истории, по назначению А. В-ча», говорит Н. И. Субботин 587 . Сочинением этим всегда занимались студенты с особенным вниманием, и здесь-то в первый раз приходилось испытывать, с какой готовностью давал он нужные советы, пособия и указания для назначенной работы. Студентов, с особенным успехом написавших сочинение, он имел обычай потом приглашать к себе и беседовать с ними по поводу их работы. Тут большей частью определялось, кто будет писать ему и «курсовое» сочинение, как называли тогда сочинения «на степень». Трудное было это дело. Самые темы для сочинений были не из легких, касались новых, неисследованных вопросов. Из переписки Горского с Невоструевым видно, что студенты с рекомендательными письмами А. В-ча отправлялись в Чудов монастырь, и здесь, в кельях Кап. Ивановича или комнатах письмоводителей, читали рукописи. Так работал Ник. Кир. Соколов, писавший о патр. Иове, или В. Нечаев, писавший о св. Димитрии Ростовском . Другой раз А. В. просил Невоструева прислать тетради описаний прологов, чтобы это хоть сколько-нибудь помогло «бедному студенту, у которого совсем не было пособий!» Студента писавшего ему сочинение, Горский не просто снабжал источниками, а заваливал книгами, наделял рукописями. Если догадливый студент редко встречался с строгим и требовательным профессором, то последний нередко вызывал его к себе. «Нередко был вызов: «Пожалуйте к о. ректору», говорит А. П. Смирнов 588 . Являвшийся обыкновенно встречаем был вопросом: «Имели ли в виду такого-то и такого автора», и уходил нагруженный книгами». Горский не сразу давал студенту все нужное, а старался приохотить его к работе, постепенно вводил в понимание вопроса. «Снабжая студента щедрой рукой всякого рода пособиями для ученых работ, пишет дальше А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

804 Об этом говорится во 2 каноне Конст. собора в храме св. Софии; «хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства и таковые действия оставляемы были без внимания; но сей святый и Вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил; аще который епископ или кто иный архиерейского сана, восхощет снити в монашеское житие и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзает сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимого ныне определения: таковой, сам себя устранив от архиерейского места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самым делом отложил». 805 «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, никогда ему порученного, таковой совсем да отсечется от церкви», говорит 28 Ап. кан. Ср. II Всел. соб. кан. 6, Антиох. 4. 808 Ап. кап. 39, Ант. соб. 15, 16, 17 и 18. Викарные епископы или хорепископы, не имея самостоятельной юрисдикции, могут самостоятельно рукополагать только тогда, когда им даст на это власть епархиальный епископ (Анк. соб. прав. 13, Ант. 10, VII Всел. соб. 14). Епископ, не занимающий уже престол, на котором был раньше и живущий на покое, не имеет права рукополагать самостоятельно (послан, Ефесск. собора); так же и тот, который по каким-нибудь причинам не может занять престол, на который назначен (Ант. соб. кан. 18). 809 Ап. пр. 35, II Всел. соб. 2, III Всел. 8, IV Всел. 5, Анкирск. 13, Антиох. 13 и 22, Сардик. 3 и 15, Карф. 48 и 54. Такое рукоположение, совершенное епископом в чужой епархии, называется в канонах: κυρος κα ββαιος (irrita et ипйгта. Сардик. соб. Пр. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

За несколько дней до занятия Екатеринбурга чехами я ушел к ним в составе офицерской роты полк. Румши и участвовал во взятии Екатеринбурга». Офицеры Академии фигурируют в такой же роли и в других свидетельствах. Наличность некоторой конспиративной организации с большой определенностью выступает в рассказах кн. Елены Пет., переданных ее приближенным Смирновым. Елена Петр., королевна сербская, бывшая замужем за кн. Иоан. Конст., добровольно последовала в ссылку за своим мужем. Три недели вся великокняжеская семья, прибывшая в Екатеринбург через 3 дня после перевоза Николая II, внешне пользуясь полной свободой, оставалась в Екатеринбурге. Затем была переведена в Алапаевск 395 . Отсюда Ел. Пет. приезжала вновь в Екатеринбург хлопотать о своей поездке к детям в Петербург. Ел. Пет., пользовавшаяся относительной свободой 396 , в дни пребывания в Екатеринбурге довольно широко посещала общество, и в частности Академию, где она была знакома с бывшим стрелком императорской фамилии. Из своих разговоров с этим офицером Е. П. передавала Смирнову, что в Екатеринбурге организован отряд «белой гвардии» и уже разработан план освобождения Царя (к этому плану мы еще вернемся). Эта организация и была той самой, которой, очевидно, руководил П. К. Л., так как именно она ушла к чехам, чтобы «ускорить падение Екатеринбурга» и тем освободить членов царской семьи. По словам жены офицера А. Г. Семчевской (ее воспоминания были напечатаны в 21 г. в «Двуг. Орле»), удалось создать активную группу в 37 офицеров. На «интимных вечерах» этой группы бывали и великие князья. В эту местную заговорщицкую группу не входили офицеры под началом ген. X., посланные Марковым 2-м из Петербурга, – эти «марковцы» (среди них был Седов) стали стягиваться к Уралу только в двадцатых числах июля. Было уже «поздно». Опоздали также и другие отправленные в Екатеринбург боевые люди, связанные с Москвой. В их состав входил тот самый кап. л. гв. Петроградского полка Булыгин, который сделался помощником Соколова. Булыгин сам рассказал о своей поездке в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Уступив настойчивости Московской Патриархии, Патриарх Афинагор в 1966 г. все же согласился допустить в русский монастырь 19 монахов из России, однако, многоступенчатая пропускная система не допустила даже столь мизерного числа новых насельников. Греческое министерство иностранных дел сократило это число до 13, а Кинот – до пяти. В июле 1966 г. в Руссик прибыли четверо монахов из Псково-Печерского монастыря, в 1969 г. – двое монахов из Троице-Сергиевой лавры. Однако это мало помогло обители – старые монахи уходили один за другим, а новые были явно отобраны в КГБ, старавшемся максимально опорочить Церковь . Вскоре эти люди стали создавать монастырю проблемы, и через год одного из них пришлось изгнать со Святой Горы как человека невменяемого. Однако выгонять остальных нерадивых иноков было неудобно – монастырю были нужны любые рабочие руки. Приходилось терпеть и ждать нового, более благочестивого пополнения. В конце 1971 г. русских на Афоне было 32 человека. К тому времени закрылся Андреевский скит, где находился всего один монах – полупарализованный отец Сампсон. После его смерти в 1972 г. скит не действовал, а в 1992 г. был заселен греками. «Жутко смотреть, – писал отец Давид, – на развалины русских когда-то цветущих обителей, скитов и келий (...). Ватопед, как господствующий монастырь, не постеснялся обобрать все храмы, ризницу, книги и прочее и увезти в свой монастырь Ватопед. Деньги от метоха, от аренды за школу – все забирает Ватопед. В Ильинском скиту еще живы отец Николай и отец Иоанн, но и те уже при отходе (...) Из русских келий существует еще Крестовская и Архангельская (архимандрит Евгений), на Крестовской еще 2 человека, а Евгений один. Белозерка занята греками, а остальные все если не совсем, то полуразвалены. Пустынников русских есть еще на Карули 2 и на Кап-сале 2. Нас в монастыре всего 24 человека (из них 5 молодых), и если бы мы не обратились за помощью к Московской Патриархии, то наша судьба приближалась к тому же исходу». Приехавших в Ильинский скит из Америки монахов греки умышленно не регистрировали, желая дождаться смерти стариков. Впоследствии Ильинский скит также был заселен греками. В 1972 г. в Пантелеймоновом монастыре было уже 18 человек, из них два грека, один болгарин и один серб, в 1974 г. – 12 человек 1073 . Некоторого улучшения своего положения обитель дождалась лишь во второй половине 1970-х гг., когда число братии более или менее регулярно стало пополняться за счет иноков из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из духовенства, кроме о. Зосимы, диакона в Бордо и монаха Серафима 360 в Мурмелоне, арестован о. Константин Замбржицкий. Чтобы дело в Клиши не прервалось, туда будут ездить о. Никон и о. Савва. Арестован С. Игнатьев, доктор Чекунов 361 (который лечил Плевицкую), все, участвовавшие в деле ген. Миллера: адм. Кедров 362 , полк. С.А. Мацылев 363 , кап. Григуль 364 , которым, видимо, ставится в вину недостаточная распорядительность в момент похищения ген. Миллера. Арестованы многие из окружения вел. князя Владимира Кирилловича, а сам он находится под охраной (как говорят, за отказ ехать сейчас с немцами в Россию). Во всяком случае, сидят В.Н. Се- нютович и адм. Граф 365 . Сидит и директор гимназии Дуров 366 . Из моих близких знакомых посажен Лев Ал. Зандер и Леня и Марк Виноградовы (они советские граждане, так как приехали только в 1930 году и не могли перейти на положение эмигрантов). Арестованы Адамович 367 , Игорь Кривошеин 368 и другие русские масоны, проф. Д. Одинец 369 , как имевший сношения с Полпредством в деле защиты Тургеневской библиотеки 370 . По городу ходят самые фантастические вести: то будто бы арестован Владыка митрополит, то Коковцов (об этом даже как будто сообщило американское радио). Число арестованных, во всяком случае, исчисляется сотнями. В провинции были даны распоряжения об аресте без указания кого именно, и во многих местах арестовали всех русских. Так, в Биаррице сидят все, включая Мейендорфов и о. А. Ребиндера 371 . Опять арестованы многие младороссы, в том числе Вова Красинский 372 . Вел. кн. [Андрей Владимирович] был у Маклакова, ходатайствовал за сына, но тот ничего не может. Воскресенье 16/29 июня 1941. Владыка получил письмо от Макарова. Все русские сидят в лагере в Compiègne (почтовый адрес, как у военнопленных: Frontstalag п° 122 (Фронт-сталаг 122). Отношение хорошее, кормят тоже хорошо. Понедельник 17/30 июня 1941. Из провинции отовсюду – вести об арестах. Очень многих арестовали в Бордо, в Бельфоре, в Сошо, но ни о. Пальмина 373 , ни о. Сильвестра не тронули.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1855 Алексей Дмитриевич Корольков, сын Д.Д. Королькова, см. Ср. о том же в письме К.П. Победоносцеву от 10 мая 1888 г. («Чт. в О-ве Ист. и Др. Рос.». id., стр. 495). По свидетельству Ел. Ег. Зверевой, Ник. Ив. Субботин был «хорошим отчимом». Никто из детей на него никогда не жаловался, он их хорошо вёл, считался с их желаниями в выборе учебных заведений. Алексея Дм-ча он отправлял лечиться в Крым...» Скончался А.Д. Корольков в апреле 1895 г. О том же см. «Переписку» Н.И. Субботина с архим. Павлом. Вып. 2, М. 1904, стр. 67. 1858 Иван Иванович Соколов, волонтёр Смоленской семинарии, 11-й магистрант XXXI (1872–1876 гг.) курса МДА по историческому отделению; в 1880 г. получил степень магистра за сочинение «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках», 1880. В монашества Сергий. 1860 А.Н. Коржавин (архиепископ Тверской Антоний), см. об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамбов, 1886. 1861 С.Д. Маргаритов, за своё сочинение «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера», изд. 2. Кишинёв, 1898 – был удостоен магистерской степени позже, в 1882 г. 1863 Впоследствии архиепископ Костромской Виссарион, Д.Ф. Касицын был зятем его, ибо был женат на дочери его Ольге Васильевне; другая дочь архиеп. Виссариона, Настасья Васильевна, была за преп. Академии, а потом – Московского Университета, – Алексеем Петровичем Лебедевым . – Сам же В. П. Нечаев был женат на Варваре Никифоровне Потаповой, сестре Василия Никифоровича Потапова, бакалавра МДА. 1866 Василий Михайлович Славский – священник в Москве у Нового Пимена на Пименовской. Он был женат на Надежде Ивановне Поспеловой и по жене приходился племянником Кап. Вас. Кудрявцевой, настоящий же он племянник Егору Васильевичу Амфитеатрову. См. 1871 Священ. Г.М. Дьяченко. – К апологии христианства. О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. Опыт богословского и историко-философского исследования. М. 1884. – Григорий Михайлович Дьяченко – волонтёр Витебской Семинарии, 16-й магистрант XXXII (1873–1877 гг.) курса МДА, по практическому отделению, впоследствии Московский священник, автор многочисленных компилятивных трудов. Вопреки сообщению В.Ф. Кипарисова , он получил магистерство, – в 1885 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010