В апсиде может быть помещена также композиция «Maiestas Mariae» (Богоматерь во Славе), к-рая является вариацией на тему визант. образов Богоматери с Младенцем на троне, причем в Каталонии этот сюжет объединяли с «Поклонением волхвов» (Санта-Мария-де-Кап-д " Аран в Тредосе, пров. Льейда; Санта-Мария-д " Анеу, пров. Льейда; боковая апсида Сан-Кирзе-де-Педрет близ Берги, пров. Барселона; Санта-Мария в Тауле, пров. Льейда). В основном «Maiestas Mariae» встречается в ансамблях ранней романики, что может быть связано с итал. влиянием и заимствованием ломбардских иконографических схем. В частности, расположение персонажей вокруг Богоматери в этих памятниках очень похоже на то, что можно видеть в апсиде базилики Сан-Винченцо-ин-Галлиано (ок. 1007) на окраине Канту близ Комо. Важной иконографической особенностью испан. фресок является изображение Чаши Грааля, к-рую держит Богоматерь. Самое раннее изображение Грааля можно видеть в ц. Сан-Пере-дел-Бургал близ Эскало (пров. Льейда; кон. XI - нач. XII в., Музей Каталонии), а более поздние - в ц. Сан-Климен в Тауле (пров. Льейда; 1123, Музей Каталонии), в ц. Санта-Эулалия в Эстаоне (пров. Льейда; сер. XII в., Музей Каталонии) и ц. Сан-Рома в Лес-Бонс (Андорра; 1164, Музей Каталонии). Стены нефов украшались циклами на сюжеты из ВЗ и НЗ, а на западной стене располагалась композиция «Страшный Суд». На ее иконографию оказали влияние иллюстрации к «Толкованию на Откровение Иоанна Богослова» мон. Беата Лиебанского. Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Все фрески раннего этапа романики находятся на территории Каталонии. Фрески, приписываемые мастеру из Педрета,- свидетельство ломбардского влияния на рубеже XI и XII вв. и работы приезжей артели в Каталонии в это время. Под именем «мастер из Педрета» следует понимать скорее целую школу, нежели одного мастера; разные произведения этой школы при различии в качестве исполнения обнаруживают иконографическое и стилистическое сходство с памятниками Ломбардии, в особенности с фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Теперь между детьми графа идет раздел имущества — и Ольга Евфимиевна хочет доставшиеся ей золотые и серебряные вещи отдать в Миссию или передать в пользу Миссии; я удерживал ее сегодня днем от того. Утром во время чая говорили с Евфимием Васильевичем касально женитьбы Евгения; пришел и сам Евгений, и побранились почти отец с сыном; первый вскипел, что Евгений не хочет так быстро и решительно идти к цели, как требует он. Но Евгений положительно прав. После уезда отца он, бедный, заплакал. — Когда пришел домой, сначала явился Мадено Коодзи, при нем инспектор Семинарии Петр Иванович Нечаев — земляк, зашел от Митрополита; потом пришла еще Прасковья Николаевна Вестли, после того, как мы с князем японским пообедали монастырской трапезой, причем он рассказывал о жизни топографов на практических съемках («солдат» и «ухо сам себе откусил»). Бедная Вестли, как видно, мыкает горе. Рассказы ее о «папаше» очень подозрительны. Так–то вредит людям нынешнее верхоглядство! И она, оторванная от своей среды, гибнет, и муж, сочетавшийся с не принадлежащею к его среде, погиб. Вечером поехал на Петербургскую во 2–ю Военную гимназию к П. А. [Петру Александровичу] Лебедеву, которого жена Марья Михайловна сегодня именинница, что узнал от Нечаева. Были: Иван Васильевич Рождественский — член Синода, Павел Васильевич Рождественский — протоиерей Николаевского института (кажется, брат первого), Кап. В. [Капитон Васильевич] Белявский, сын Мих. Измайлов. Богосл. [Михаила Измаиловича Богословского] — чиновник, какие–то две дамы и я. Скучно было. Иван Васильевич рассказал о даме, сегодня бывшей у него: «Если закроете Церкви (в Московской епархии), я сделаюсь редстокистской», — и как он пристыдил ее, — о чуде от Иверской Божией Матери с протестантом–полковником (внезапно при поклонении выздоровел от пострела и ревматизма), — об угнетении бароном православных латышей на Эзеле (Церковь в конюшне), — о бывшем миролюбии шести законоучителей в дворянском полку (две муллы). До ужина уехал. Разнокалиберные стаканы к чаю, грязный виноград, ужин с подаваньем с правой руки, — три тощие блюда, осунутость, быть может скряжничество, вообще — невеселость жизни сказалась во всем этом. — С Капитоном Васильевичем, довольно хвастливым, мы доехали до Зимнего дворца в первом часу ночи.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Книга Ясевич-Бородаевской, несомненно, тенденциозная, тем не менее, это не помешало известному сенатору А Ф. Кони, вообще сочувственно относящемуся к сектантам (см. „На жизненном пути”, т. 1, стр. 600–632: „Штундисты” и его статью: „Из области религиозных исканий”, Вестник Европы, дек. 1912 г., стр. 114–139), расхвалить эту книгу, отнестись к автору её с благодарным чувством и указать своим читателям на то, что только такие труды, как, например, Бородаевской, могут способствовать приобретению правильных понятий о наших сектантах 319 . Самобытный философ, оригинальный мыслитель и талантливый ново-временский публицист В. В. Розанов , хотя и не соглашается с некоторыми сектантскими основаниями и критикует те или иные пункты их вероучения, тем не менее, он симпатизирует сектантам, располагает своих многочисленных читателей в их пользу, иногда отдаёт им предпочтение пред православными. Достаточно прочесть такие его произведения, как то: „Апокалипсическая секта”, СПб. 1914 г.; „Около церковных стен”, т. 1, стр. 175–229; „Единство или разделение” – „Новое Время” 1912 г., чтобы убедиться в этом. Профессора; И. Громогласов , Д. Коновалов, К. Линдеман, Л. Владимиров совместно с некоторыми московскими публицистами, присяжными поверенными и членами Государственной Думы взяли под свою защиту отлучённых от Церкви братцев-трезвенников Дм. Григорьева и И. Колоскова со всеми их единомышленниками и, вопреки церковным интересам, решили: „привлечь внимание русского общества к трезвенному движению, познакомить его с сущностью последнего, развить к нему сочувствие в обществе с тем, чтобы оно, общество, содействовало укреплению и росту названного движения” 320 . Е. В. Молоствова, сотрудница одного „прогрессивного” ежемесячника и действительный член „Русского географического общества” на днях выпустила на книжный рынок свой довольно увесистый труд „Иеговисты”, посвящённый описанию жизни и деятельности кап. В. С. Ильина, где пытается представить иеговистов „христианами” 321 , и где не однажды бросается укор по адресу православной Церкви. Что же касается её статей, изредка помещаемых в „Вестнике Европы”, например: „Апостол общечеловеческой религии любви” (к истории русского сектантства” 322 и др., то они имеют целью, как говорится, „обелить сектантов и осудить нашу Церковь за то, что она интересуется сектами исключительно для того, чтобы в случае „оказательства” ереси, во что бы то ни стало и как можно скорее искоренить её руками светской власти”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

238 В одном из своих более ранних публичных выступлений (лекция в Белграде в 22 году) Шульгин говорил (по крайней мере по газетному отчету), что у него скользнула «иезуитская» мысль при согласии на отречение в пользу Михаила: «если фактическия события пойдут так, что не сможет удержаться династия, то и тут положение Михаила будет легче, чем ребенка Алексея» («Руль.»). 239 Он показывает, однако, насколько прав чл. Думы Шидловский в утверждении, что проект об отречении в Петербурге не был даже серьезно обсужден. 240 Письмо через жену кап. Головкина Николай II получил 6-го, как видно из отметки в его дневнике. 241 Раньше Чернова легенду повторил в сов. России ген. Мартынов, автор, несомненно, лучшей работы по истории февральских дней, по крайней мере в смысле подбора материалов, но повторил ее только, как характеристику точки зрения Милюкова, без каких-либо добавлений от себя. Как связываются в сознании всех этих изследователей две столь противоположныя легенды, как легенда деникинская и легенда милюковская, довольно трудно себе уяснить: они воспроизводят обе. 243 Отмечаем это в противовес «уличным» суждениям о том, как «конвой Е.В.» во время продовольственных стеснений «обжирался жареными гусями и поросятами». Таких суждений набрался толстовец Булгаков, бродя в Петербурге перваго марта. 244 Отметим, как реагировала на все эти факты в своем дневнике Гиппиус, приходившаяся двоюродной сестрой Степанова. Она записала 2-го марта: «Демидов и Вася ... ездили в Царское от Дум. Ком. – назначить «коменданта» для охраны царской семьи. Поговорили с тамошним комендантом и как-то неожиданно глупо вернулись «вообще». Упоминавшаяся франц. журналистка Маркович проще отметила, что Царица у себя во дворце охранялась «двумя депутатами». 245 Пародию уже дал в своей изумительной по тенденциозности книге ген. Дитерихс, ярко живописавший расправы озверевшей многочисленной толпы черни в Царском Селе 28 февраля. 246 Среди документов «военной комиссии» можно найти сообщение, помеченное 4 ч. дня 28-го, что «собств. Е. И. В. жел. (д.) полк не присоединился, им охраняется царская ветка», это было в то время, когда револ. войска, по утверждению Керенскаго, заняли Царскосельский дворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Католич. часовня св. Девоты в Монако. 1871 г. Католич. часовня св. Девоты в Монако. 1871 г. В XIII-XIV вв. М. было ареной борьбы между гвельфами и гибеллинами . В 1297 г. сеньором М. стал знатный генуэзец, сторонник гвельфов Франческо Гримальди, чей отряд под видом францисканских монахов овладел крепостью, но уже в 1301 г. М. снова оказалось под контролем генуэзских гибеллинов. В 1331 г. в М. обосновался двоюродный племянник Франческо - Карл Гримальди; в 1346 г. он подчинил себе Ментону, в 1355 г.- Рокбрюн (ныне Рокбрюн-Кап-Мартен). В 1357 г. Генуя снова установила власть над М., но Гримальди сумели удержать Ментону и Рокбрюн. С 1419 г. они окончательно утвердились в М. В 1388 г., когда Ницца с прилегающими землями отошла Савойскому дому, М. оказалось с суши полностью окружено его владениями. В 1489 г. независимость М. была признана Савойей и Францией, а в 1507 г., после неудачной попытки вернуть контроль над М. силой,- также Генуей. Начиная с XIV в. семья Гримальди постепенно скупала имущество приората, а также избирала настоятеля и викариев прихода свт. Николая, к-рый тем не менее по-прежнему находился в юрисдикции еп-ства Ницца. Княжеский дворец. Худож. Д.-Ж. Брессан. 1732 г. (Княжеский дворец, Монако) Княжеский дворец. Худож. Д.-Ж. Брессан. 1732 г. (Княжеский дворец, Монако) В ходе Итальянских войн 1494-1559 гг. М. (в 1524) оказалось под протекторатом Испании, с 1605 г. в нем находился испан. гарнизон. В 1612 г. сеньор М. Оноре II (1604-1662) принял княжеский титул, вскоре подтвержденный испан. двором. В 1641 г. он заключил договор с Францией, по к-рому признал франц. протекторат над М., после чего изгнал испанцев из города. От франц. короля Оноре II удостоился титула герцога Валентинуа и получил ряд богатых поместий. По Утрехтскому миру 1713 г. княжество уступило баронию Ла-Турби Савойе. Кн. Антуан I (1701-1731) первым выдвинул идею о присвоении статуса «nullius diocesis» католич. общине на территории княжества, благодаря к-рому она не относилась бы ни к одному еп-ству, а находилась бы в непосредственном подчинении Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

Из авторов, хотя и враждебных старообрядчеству, но стремившихся к объективно научному рассмотрению истории раскола русской церкви, следует отметить Николая Федоровича Каптерева (1847–1917), в течение 30 лет занимавшего кафедру всеобщей гражданской истории Московской духовной академии. Кап-терев одним из первых сказал в своих сочинениях правду о происхождении старообрядчества и об истинном положении греческой церкви под властью турок, также о происхождении древних русских обрядов. В последнем вопросе он совершенно разошелся с официальными церковными историками и, основываясь на разного рода доказательствах, пришел к заключению, что отстаиваемые старообрядцами «старые обряды» есть истинные древние обряды, принятые в древности не только в русской церкви, но и в греческой. Главные его труды: «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях» (1884), где описан полный упадок греческой церкви; «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством» (1891, докторская диссертация); « Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» (1887), « Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» (1909–1912, в 2 томах). Все эти работы написаны на основании архивных и рукописных материалов, до тех пор мало, а иногда и совсем не известных. Книга Каптерева «Патриарх Никон», печатавшаяся ранее в виде статей в журнале «Православное Обозрение», из-за новых воззрений, высказанных им на время патриаршества предшественника Никона – патриарха Иосифа, и на действительное происхождение «старообрядческих особенностей», вызвала против ученого нападки со стороны приверженцев синодальных воззрений на историю старообрядчества. Миссионерские противостарообрядческие съезды требовали даже суда над автором. Дальнейшее печатание статей Каптерева о патриархе Никоне, по распоряжению обер-прокурора Синода Κ.ΓΙ. Победоносцева, было запрещено, что не помешало большинству ученых признать воззрения автора правильными. Лишь после 1905 г. профессор Каптерев смог снова печатать свои труды.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

г.-м. гр. Ламсдорфа, л.-гв. Уланского - Свиты Е. В. г.-м. Эттера, л.-гв. Гусарского Его Величества - фл.-ад. полк. барона Мейендорфа, командующего л.-гв. Драгунским полком полк. Ковалевского, командира 3-й бригады 2-й гв. кав. дивизии Свиты Е. В. г.-м. гр. де-Бальмена, командиров полков: л.-гв. Уланского Его Величества - фл.-ад. полк. барона Притвица и л.-гв. Гродненского гусарского - Его Высочество Принца Саксен-Альтенбургского, командира сводно-драгунской бригады г.-м. Краснова, командира 4-го драг. Екатеринославского полка полк. Ребиндера, командира сводно-казачьей бригады г.-м. Курнакова и всех командиров кавалерийских полков, командиров дивизионов, эскадронов, сотен и командиров конных батарей, генер. штаба кап. Храповицкого и всех вообще офицеров пехоты, артиллерии и кавалерии. Сих последних в особенности за молодецкие и лихие разведки. Благодарю также штаб и обер-офицеров всех штабов и офицеров, состоящих при мне ординарцами. Благодарю полк. Доманевского, благодаря трудам и распорядительности которого весь отряд никогда не нуждался в предметах продовольствия. Благодарю за неутомимые и полезные труды по санитарной части отрядного врача ст. сов. доктора медицины Энкгофа, уполномоченного при летучих отрядах для гвардейского корпуса и этапе от Государыни Цесаревны кол. сов. Петлина и всех врачей, состоящих при дивизионных лазаретах, при частях войск и в санитарном отряде Государыни Императрицы. Приказ этот прочесть во всех ротах, эскадронах и батареях. (С копии, - подлинный подписал: начальник отряда г.-ад. Гурко; скрепил: г.-м. Нагловский)» Приказ генерала Гурко, данный в Софии 25 декабря, произвёл неизгладимое впечатление на всех, кто его слышал или читал. Недаром многие участники похода в своих дневниках и воспоминаниях цитируют его, или дают текст полностью. Вот запись 25 декабря 1877 года «Из дневника лейб-гвардии сапёрного батальона» (1877 - 1878): «25-го декабря, по случаю праздника Рождества Христова, в Софийском соборе была отслужена Божественная литургия и молебствие, на котором присутствовали, в числе прочих, офицеры и нижние чины батальона.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Н.И. Большаков Пятидесятилетие священства о. Иоанна Торжество в Андреевском соборе ДЕКАБРЯ 12-го 1905 года в Кронштадте торжественно праздновалось 50-летие пастырской деятельности Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. С утра 11 декабря начался съезд в Кронштадт многочисленных паломников и духовенства. Торжество началось в воскресенье, 11 декабря, в Андреевском соборе всенощной, в которой участвовало все духовенство собора, а также многие приезжие священнослужители. В богослужении принимали участие, прибывший из Петербурга преосвященный Кирилл, епископ Гдовский, и о. Иоанн. С самого утра, около дома о. Иоанна стояла масса народу, с нетерпением ожидавшего выхода о. Иоанна. По Андреевской ул. и вокруг собора ездил небольшой отряд лейб-драгун при офицере, а также небольшие разъезды казаков. Порядок на улицах, несмотря на массу народа, не нарушался. В половине десятого часа утра о. Иоанн с псаломщиком выехал из церковного дома и направился к собору. Народ бежал за экипажем о. Иоанна. Собор к этому времени был уже полон народом. В алтаре собралось духовенство, местное и приезжее. Вскоре в собор прибыл с ключарем, протоиереем о. А. П. Поповым, преосвященный Кирилл епископ Гдовский, и был встречен собравшимся духовенством. Божественную литургию совершал преосвященный Кирилл в сослужении с о. Иоанном, архимандритом Корнилием, наместником Александро-Невской лавры, духовенством собора, других Кронштадтских церквей, а также приезжих. Всего участвовало 24 священника и 8 диаконов. Торжественное архиерейское служение, многочисленное духовенство в блестящих облачениях, пение двух хоров певчих: соборного под управлением Я. С. Космоделя, и морского, под управлением шт.-кап. Е. П. Александрова, все это производило глубокое впечатление на молящихся. В соборе присутствовали: и. д. главного командира Балтийского флота вице-адмирал К. П. Никонов , комендант крепости ген.-лейт. Т. М. Беляев с супругой, ген.-лейт. С. А. Зеленый, ген.-майор В. О. Ракинт, отставной ген.-майор Е. П. Тверитинов, городской голова В. Г. Гуляев, члены городской управы: отставной ген.-майор П. Н. Меньшой, М. А. Коровников, Ф. Г. Мурашев, директоры гимназии и реального училища д. ст. сов. О. Ю. Клеменчич и Л. А. Поморский, гласные думы, много офицеров и дам, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Для жидких тел употреблялись бочки и ведра. Ведро делилось на насадки. Для меры сукон и материй существовали локти, но эти товары чаще продавались кусками, носившими название материи; величина была разная. Вес в Новгороде для тяжелых товаров был кап – 8 пудов ливонских, а каждый пуд ливонский равнялся нашим 1 ½ и пудам. Другой более меньший вес был пуд. Еще меньший – гривна, или фунт. Гривна новгородская была более гривен других земель русских, потому что и впоследствии новгородская гривна равнялась 92-м золотникам, 92-м долям московской гривны. 376 Весы назывались скалвы. Для предотвращения недоразумений, в Новгороде существовали скалвы, утвержденные правительством при церкви Иоанна-на-Опоках. Была также и правительственная мера – локоть и находилась при той же церкви. В торговле с Немцами в употреблении был немецкий вес, который принимали Псковичи у себя, но Новгородцы не охотно принимали его, и если случалось им продавать на него свои товары в ливонских городах, то оставались в потери. Так в 1396 году возникли по этому поводу недоразумения и Новгородцы присылали своих послов; 377 вообще, торгуя с Немцами, Новгородцы охотнее продавали и покупали неопределенными единицами, сообразными разным товарам, например, материи штуками (stucke) и терлинками (terlink), на которые разделялись штуки, питья – бочками, сукна– кусками (laken); но здесь уже по самой неопределенности нельзя было избегнуть недоразумений. Новгородцы жаловались иногда, 378 что Немцы привозят к ним бочки маленькие или лакены короткие, и уменьшая массу или размер товара, брали за него ту же цену, как прежде. Меры и весы вообще существовали, собственно, только для предотвращения споров. Обыкновенно торговля в Новгороде редко происходила на вес и меру, а чаще всего на единицы, имевшие неопределенное значение, в роде пуза, пошева, короба, зобня, веника – для сена и соломы. Когда один покупал у другого, то размышлял, какой объем известного товара может удовлетворить его потребностям на известное время и поэтому делал покупку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

32 коп.; 2) проценты по государственным билетам: А) трем 4% непрерывно-доходным: а) на кап?? 3589 р. под 107.574/7.574 от 1867 года – 143 р. 56 коп.; б) на капитал?? под 107.574/7.574 1867 года, 2 р. 12 коп.; в) на капиталь 250 р. под 107.574/7.574 от 1867 года, 10 р. сер.; Б) по двух 5% билетам: а) на капитал 100 р. 309.686 от 1860 года – 5 р.; б) на капитал 100 р. под 309.687 1860 года 5 р. Всего 165 р. 68 коп. в год. Эти билеты составились из пожертвований разных лиц в пользу причта на поминовение их родителей и родственников; 2 ) доходы от приписанного к монастырю прихода, в котором в текущем году числится 228 дворов и 502 души мужского и?? душа женского пола. Прихожане Успенского монастыря живут: в селе Старой Ладоги, в селе Успенском, в деревнях: Ахматовой Горе, M?? кине, Велеше, Зеленой Долине, Хмелевой Горе, Киндереве, Трусове, А?? евщине, Межумошье, Замошье, Каменке, Окулове, Глинке, Подоле, Ив??ском Острове, Ивановской Подмонастырской Слободке и в усадьбе Б?? вой Горе. Священно и церковно служителям монастыря принадлежит 3 дес?? 411 саж. сенокосной земли. Земли, принадлежащие монастырю Монастырю принадлежат земли в Новоладожском уезде: 1) По плану и межевой книге на землю, состоящую в самом монастыре и около него, межевания 29-го сентября 1778 года, значится, за монастырем 4 дес. 2021 кв. саж. Из них – а) под строением 1 дес. 2010 кв. саж. 6) под огородами 2 дес. 1371 саж.; в) под бечевником реки B?? 1040 саж. 2) Под Алешевской кладбищенской церковью (в 55½ саженей к западу от монастыря) и под кладбищем 2 десят. 1761 кв. саж. Сведения о приобретении этой земли монастырем сообщаются ниже, при описан?? ксиевской кладбищенской церкви. 3) В селении Старой Ладоге – 1 дес. 1062 кв. саж, занятых ??дами. В прежнем описании монастыря (1865 года) значилось земл?? огородами 1 дес. 1238 кв. саж. В этом участке значились и 176 са?? родной земли, которую изъявили желание пожертвовать монастырю ново?? ские мещане Алексеевы, но принятие которой, как родовой, св. Синод?? основании 399 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010