Et illis annuentibus, iterum rogat an testimonium ab omuibus habeat, quod dignus sit magna illa et illustri praefectura, an quae ad pietatem in Deum spectant, recte peregerit, an jura fuerint ab eo adversus homines servata, an domesticae ipsius res probe dispensatae, an vivendi ratio integerrima. Cumque omnes simul secundum veritatem, non autem ex opinione praejudicata testificati fuerint talem eum esse, tamquam sub judice Deo et Christo, etiam coram sancto Spiritu, atque omnibus sanctis administratoriisque spiritibus, rursus tertio sciscitentur an dignum vere sit ministerio, ut in ore duorum vel trium testium stet omne verbum: atque iis tertio assentientibus, dignum eum esse, petatur ab omnibus signum assensus. Quo alacriter dato, audiantur. Tum, silentio facto, unus ex primis episcopis cum duobus aliis stans prope altare, reliquis episcopis ac presbyteris tacite orantibus, atque diaconis divina evangelae super caput ejus, qui ordinatnr, tenentibus, dicat ad Deum: Oratio» (Pitra, Op. cit, I, 49–50). Мы нарочно привели это место, так как оно представляет нам прекрасный и достойный порядок, каким выбирались и поставлялись епископы в первые века христианской церкви. О сборнике, содержащем это описание, см. сказанное нами в § 37 под 3 (стр. 76). 1264 См. послание Первого Вселенского собора Александрийской церкви и христианам Египта, Ливии и Пентаполя у Сократа, Ист. церкви, кн. I гл. 9 (по изданию Migne). 1268 Ап. кап. 36, Антиох. соб. 18 и толкование на 36 Ап. кан. (ив. I, 55). В этих канонах разумеются особые беспорядки, производимые еретиками при избирании епископа, которого они боялись, вследствие чего и восстановляли против него народ. Ср. толкование архим. Иоанна на 36 Ап. кан. (уп. кн., И, 184). 1270 Лаод. соб. кап. 13. В оригинале стоит χλοκ, по латыни: turbis. В русском переводе толкований Зонара и Аристина стоит: сборищу черни. «Такой толпе», говорит Зонара, «воспрещается избрание не только епископов, но и священников». (Аф. Синт., III, 183). 1271 Nov. 123, cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Вот он и стал их ковырять, плел, плел, а там взял их да и отбросил к сторонке, примолвив с неудовольствием: «Зело, – говорит, – дело многодельное и малоприбыльное.» – Так вот, мой батюшка, захотелось Царю лапти плесть, а как не царское то дело, то пришлось и бросить. И оба старца опять засмеялись, до слез без слов рассмеялись, и только старец-даритель, сквозь смех, успевал, нет-нет, да и вставить словечко: – Ну и о Н й! Ну и затейник! и откуда только он все это знает? А у меня слезы – кап, кап! Надо знать, как я, глубину смиренномудрия и духовного разума обоих святых старцев, чтобы по достоинству оценить успех и для них, и для меня этих невинных шуток, этого наивного смеха – всей этой евангельской чистоты сердца, этой детскости духа во плоти Ангелов, выну зрящих лице Отца Небесного... Вот она, старая великая Россия! Не поймет и не оценит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В красоте твоей смиренной 155 ... " Когда архимандрит Агапит принял схиму, осталось неизвестным – по-видимому, незадолго до кончины. Он отошел ко Господу 23 феврала 1922 года – через пять дней после того как в 50-й раз отметил в монашестве день Ангела, – и похоронен за алтарем Введенского собора Оптиной Пустыни. На деревянном кресте была сделана надпись: «Схи-архимандрит Агапит, в мире Андрей Иванов Беловидов, из духовного звания Тамбовской епархии». На средней перекладине: «Много трудился в книгоиздательстве Оптиной Пустыни. Прилежал усердно безмолвию и молитве». А на подножии креста: Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ) и Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ). Евгений Лукьянов 16/29 июня 1995 года – священномученика Тигрия пресвитера, преподобного Тихона Калужского, схиархимандрита Моисея Оптинского Библиография 1. Архимандрит Агапит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, в двух частях. М., 1900, ч. 1, с. 14–16, 45–46, 50–51, 92–93; ч. 2, с. 138–139. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще: —    Нельзя, господин, нельзя! —    Как нельзя? В церковь нельзя? —    Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за-ради Бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч. Я сунул ему рубль — он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, — уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот. 12 мая 1944 Иван Шмелёв (1873-1950) Лето Господне (Отрывок) Великий пост Чистый понедельник Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филен-щик» Горкин, сказал вчера, что Масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В середине V в. сирийские христиане обитали по обе стороны постоянно изменявшейся границы между Римской и Персидской империями. Сирийское христианство представляло собой особый мир, в культурном отношении совершенно отличный от той цивилизации, которая в границах римской oikoumene постепенно созидала синтез между христианством и эллинизмом. Такие духовные лидеры, как Афраат (ок. 270–345) и святой Ефрем (ок. 306–373), не знали греческого языка. Все епископы Антиохии, великого имперского города, говорили по-гречески, но языком большинства населения был сирийский 223 . Здесь существовала мощная традиция христианской учености, ничего не получившей от греческого или латинского Запада, но непосредственно связанная с традицией еврейских синагогальных школ. Одна из таких школ существовала-во всяком случае, до ГУв. – в Нисибисе. Одним из учителей в ней был святой Ефрем, до того как в 363г. переселился в Эдессу из страха преследований при захвате Ниси-биса персами. Это «проримское» движение сочеталось с поддержкой святым Ефремом никейской православной веры и установлением связи с Отцами-кап-падокийцами. В Эдессе он открыл новую школу, пользовавшуюся большим уважением и влиянием. В соответствии с еврейскими образцами, которым она следовала, школа эта была дисциплинированной, по сути монашеской, литургической общиной, и обучение в ней основывалось прежде всего на запоминании и чтении текстов Священного Писания 224 . Однако в Эдессе она была неизбежно вовлечена в интеллектуальную жизнь греческого христианского мира, особенно Антиохии, и восприняла экзегетические методы греческих западносирийских «истолкователей», Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского, сочинения которых были переведены на сирийский язык. В то же время эдесская школа продолжала притягивать многочисленных учеников из-за персидской границы. В VB. многие ее питомцы (Варсаума Низибийский, Раввула Эдесский, Филоксен Маббугский, Акакий из Беит-Аранье и другие) встанут во главе сирийского христианства. Деятельность эдесской школы между 363 и 457г. несла огромный потенциал взаимного обогащения греческого и сирийского миров и могла сыграть решающую роль в сохранении единства между этими традициями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Преподобномуч. Анастисия из Янины пострадавшего в Царьграде в 1743 году. Солов. III. Прокопия юродивого устьянского. Мощи в Устьянской церкви вельского уезда. Свидетельствованы в 1696 и 1739 г. 209. Ксоф. Погод. Сн. Русские св. Филарета 10 окт. об Андрее тотемском, с коим он иногда смешивается. Филим. 20 июля. Нижнеломовской казанск. иконы Богоматери. Явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от Пензы. Карповской казанской иконы Богоматери. В 1725 году из жерновской пустыни пренесена в курений Знаменский монастырь. Казанской иконы Богоматери в Каташинском николаевском монастыре Черниговской губерния. Явилось до 1622 года. Каплумовской Казанской иконы Богоматери. Явилась в Каплуновке в 20 верстах от Ахтырки в 1698 году. Казанской иконы Богоматери в Вознесенском московском женском монастыре. Казанской иконы Богоматери в селе Павловском Звенигородского уезда. Казанской иконы Богоматери в Иркутске . Казанской иконы Богоматери Каргополе . Казанской иконы Богоматери в Тобольске . Явилась в 1661 году. Казанской иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре. Явилась в 1588 году. IV. Мучч. ( Авды и) Савы . Петр. 1345. 51 (сн. 7 июля. Авдя ныне в греч. минеях). V. Панкратия тавроменийского. Неан. (9 июля). Муч. Исавра и дружины его. 1345 (6 июля). Прокопия клятвенного (заклинателя) в Кесарии палестинской. 1345 (22 нояб.) Пр. Мелании римляны. 50 (31 дек. или лучше 8 июня). Свв. мучч. Патермуфия и Коприя . Кал. (9 июля). Оковицкой ржевской иконы Богоматери. Руков. четьимении. Любоп. и полн. Месяц. 1795 года (11 июля). Иоанна . устюжского. Белоз. 493 (29 мая). Убиение благоверных князей Василия и Константина ярославских. 201. Св. 382 (3 июля). 9 Св. священномуч. Панкратия , еп. тавромейского, ученика ап. Петра. Син. 1. Кал. Кап. Флор. 1. 43. Готф. Мст. Вен. и др. Типогр. М. 12 в. По Гр. Мин. 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба (Зак. 9 февр. ЧГр. 28 февр. 1621 мая 19. Белоз. 516 авг. 9. Неап. Иерон. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 3 апр. Болландистам известен другой инок Иосифа. См. Деян. св. 3 апр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом, По- плонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахатные и сенокосные угодья на 3 кв. вер. по рч. Ордынке. В цветущее состояние пустынь приведена в 1844 – 1866 г. трудами игум. Палладия, погребенного здесь рядом с благотворительницею м-ря вдовою шт.-кап. Глазовой. В пустыни с 1859 г. находился на покое архиеп. Смоленский Тимофей, скончавшийся в 1862 г. и погребенный в каменном склепе в приделе Казан. Бож. Матери Софийского собора. В 2 вер. от м-ря находится Предтечевский скит. “Ордынская пустынь Смолен. епархии», Спб., 1873 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 259; V, 601; Ратшин, 594; “Опис. монаст.», 1817 г., 19; “Воен. стат. обозр. Смол. губ.», 127; Цебриков, “Смолен. губ.»,404; “Памятн. кн. Смол. губ.», 1862 г., Отд. II, 35; “Извл. из отч. Об.-Прок.», 1853 г., 18 (разреш. постр. церковь); “Смол. губ. в.», 1853 г., 20 (Н. Е., “Ордын. пуст.»); “Ист. стат. опис. Смол. епар.», 352 (опис. м-ря), 373 (слово преосвящ. Тимофея), 376 (слово преосв. Антония); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 604 (основ. 1720 г.; строит. Александр, 1737 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 301 душ. крест.). 1029. Оскуйская или Оксуйская – Спасская, мужская пустынь, ныне погост Спасо-Оскуйский или Спасский, Новгородской губ., Тихвинского у., в 98 вер. к юго-зап. от Тихвина, близ границы Новгородского у., среди болот, известных под именем Спасских мхов, при оз. Спасском, из которого вытекает рч. Озеренка, впадающая в р. Оскую слева. Уже существовала в 1583 г., когда по писцов. книгам Обонежской пятины значилась под именем «Преображения Спасова Оксуей в погосте Спасском на Коломне». По переписи, произведенной в 1615 г. после шведского разорения, значится «монастырь на Оскуи два храма, Спас да Никола чудотворец деревяны.» До упразднения ее в 1764 г. была приписана к Духову Новгор. монастырю. “Ист. Росс. Иер.», V, 374; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 36; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Окончательная победа Спасителя в битве с диаволом была одержана на кресте, и после нее грех был истреблен. Через воскресение осуществилось прославление человеческой природы во Христе 73 . И, наконец, вознесение Христа, как венец Его домостроительства, привело человеческую природу в славу Отца 74 . Это новое состояние прежде всего проявилось в личности Богоматери. «Стоящая между сотворенной и несотворенной природой» и первая из людей достигшая в Своей жизни обожения, Она являет Собой путь и прообраз человека, устремленного к Богу 75 . Если святитель Григорий Нисский в сочинении «Жизнь Моисея» изображал Моисея образцом совершенства для верующих, то Григорий Палама в гомилии на Введение Пресвятой Богородицы во храм представляет таким образом Божию Матерь 76 . Из сказанного следует, что умаление божественной или человеческой природы Христа – не абстрактный богословский вопрос. Непосредственно связанный с антропологией, он всегда был в центре внимания святых отцов. Святитель Афанасий Великий давал отпор арианам, которые, подвергая сомнению божественность Христа, разрушали и основание для обожения человека. Если бы Христос был сотворенным существом, Он не мог бы соединить с Богом другие сотворенные существа, ибо Он Сам нуждался бы в таком соединении 77 . Отцы-кап- падокийцы выступали против сторонников Аполлинария, отрицавших наличие у Христа разумной души. Если бы Христос не был совершенным Человеком, не произошло бы обожения всего человека: «То, что не воспринято, не уврачевано, но что соединилось с Богом, то спасено» 78 . Конечно, противники Паламы не выступали открыто против божественности Христа; однако они считали обожи- вающую благодать тварной. Верный святоотеческому преданию, святитель Григорий понимал, что новое учение опять ставит под угрозу истину обожения человека. Как сотворенные существа могут обожиться тварными средствами? Другими словами, если тварна благодать Сына Божия, то тварно и Его божество 79 . Не колеблясь, святитель Григорий называл своих противников арианами, евномианами, евтихианами и в целом считал, что они возрождают старые ереси 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

418 Подносить руку ко лбу или щеке, вообще, к голове, было движение, выражавшее, в мире классическом, печаль и огорчение; в этой позе представлены, аллегорическими фигурами, покоренные народы, на обороте некоторых римских медалей. Известно также, что перед храмом Софии премудрости, в Константинополе, император Юстиниан поставил статую царя Соломона, склоняющего голову на руку, как бы, опечаленного тем, что храм, построенный византийским императором, превзошел великолепием, воздвигнутый им в Иерусалиме. 420 До десятого столетия, но, более, в западной, чем в восточной церкви, сохранилось обыкновение представлять агнца ниже ног распятого Спасителя, или по другую сторону креста, если он был передвижной. 422 Изображение головы Спасителя среди крестообразного сияния, над крестом, поддерживаемым двумя ангелами, вырезано рельефно на византийской камее овальной формы, украшающей теперь золотой потир, Московского Успенского собора. Камея эта, как свидетельствует надпись, сделанная на ней, принадлежит также VII веку. Приблизительно к тому же времени, следует отнести другую византийскую камею, сохраняющуюся в собрании антиков и медалей, при национальной библиотеке в Париже, с изображением лика Спасителя в крестовидном нимбе, над крестом, по обе стороны Которого стоят два архангела. Орудие искупления тут водружено в шар, окруженный четырьмя райскими реками. (Вестник общества древнерусского искусства, при московском публичном Музее, издаваемый под редакцией Г. Филимонова . Москва 1875. 6 – 10 стр. 58). 423 Их шестнадцать, и они находятся теперь в сокровищнице собора города Монца, около Милана, в Италии. (Mozzoni. Tavole cronologiche critiche della Storia della chiesa universale. Venezia, Roma 1861. Secolo VII). 424 Предполагают, что эти сосуды – восточного происхождения, и были присланы в Рим из Иерусалима, с маслом из ламп, горящих у Гроба Господня. 425 Солнце и луна, переданные колоссальными масками, иногда, в фригийских шапках, находятся на углах некоторых языческих саркофагов. В мире классическом, эти небесные светила были эмблемами жизни человеческой и вечности, они являются также на христианских памятниках, в сценах распятия, воскресения Лазаря, Вознесения и пр. под видом планет, или кап человеческие головы, из которых одна окружена лучами или увенчана короной, а другая – серповидным месяцем. Так изображены они, напоминая фигуры Дианы и Аполлона, на глиняной лампе первых веков христианства, вместе с добрым Пастырем (Bellori Antiche lucerne).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После завтрака говорил Коля, народу собралось до пяти тысяч. Всё продолжалось до поздней ночи. Николай Михайлович говорил о необходимости им присоединиться к «большой Православной Церкви», о том, что им надо называть себя не «Сирийской», а «Индусской Православной Церковью», о единстве нашей веры, о их миссионерских задачах. Когда мы уехали, они ещё долго распевали свои песнопения. 6. Языческая Индия (М.В. Зернова) Столица В один из коротких перерывов в занятиях колледжа мы были приглашены Джоном Филипосом в Тривандрум, столицу Траванкора, чистый, красивый и культурный город на самом юге Индии. Там мы посетили музей, картинную галерею с произведениями Рериха (1874–1947), парк и ездили на знаменитый мыс «Кап Камерон». Дом Филипоса, удобный и обширный, напоминал нам старинную русскую помещичью усадьбу. На его широкую веранду всегда кто-то приходил. Мы встретили там много его интересных друзей и вели с ними нескончаемые беседы. Тут неожиданно появился, занесённый из Японии, как на сказочном ковре самолёте, Иоанн Шаховской , епископ Сан-Францисский. Мы все горячо обсуждали с ним возможности соединения Малабарской Церкви с Православной. Магараджа Мы попали в Тривандрум в период больших языческих празднований «онам» и прикоснулись к миру индуизма, которого почти не видели в нашей деревушке. Прежде всего мы сделали визит Магарадже Траванкора в его новом дворце. Его теперь называют Раж-Промук, он лишён прежней власти, но не богатства. Он принял нас очень любезно. С ним была его мать – «магарани». Мы много говорили и о нашем колледже и об искусстве Индии и выразили наше сожаление, что не можем входить в храмы и видеть храмовых танцев. Академия музыки Магараджа посоветовал нам посетить академию музыки. В специальном классе для более талантливых девушек, который нам показали, они сидели на циновках скрестив ноги, одетые в яркие сари, с цветами в волосах и играли на инструменте, похожем на мандолину с очень длинной ручкой. Мы погрузились в стихию восточной музыки, в которой индивидуальное творчество сжато в тисках традиционных форм. Начальный мотив повторяется на миллион «трансмутаций» и музыка страстна и однообразна. Она течёт как поток, гипнотизирующий душу своей непонятной магией. Всё играется на слух и по памяти, которые у них необычайно развиты. Курс длится три года, по окончании его музыканты и музыкантши или учат других, или составляют труппу при храме или участвуют на свадьбах и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Не столь радикально разрешается вопрос об исповеди женщин в номоканоне Котельера (Eccl. gr. Monumenta, I, кап. 40): женщины должны исповедываться в притворе (νρθηξ), при открытых дверях, для избежания соблазнов велиара, и монахи вообще должны принимать женскую исповедь только при таких обстоятельствах, когда никакого места для подозрений и соблазнов не будет. Но и котельеровский номоканон, очевидно, свидетельствует о том же, о чём говорит Никон, т.е. что с женскою исповедью пред монахами дело обстояло не совсем благополучно, и что появление в конце первоначального устава ограничительной приписки, как результат опыта, может быть объяснено без особого труда. Стоит также обратить внимание на определение, читающееся в первом славянском переводном уставе, относительно снисхождения, оказываемого людям слабым, не могущим воздерживаться от грехов. Это определение, как указано было в своём месте, имеет в венск. cod. theol. gr. 333 особый заголовок: περ τς γας κοινωνας συγκατβασις μετ διακρσεως κατ ποραν. Нет ничего невероятного, что «снисхождение» к таким людям внесено было в устав позднее, по указанию опыта, а быть может сначала существо­вало в виде отдельной статьи, подобно статье об евнухах. В венской рукописи замечается: τοτο (т.е. снисходительное определение) κατ ποραν επομεν το μηδποτε αυτος π σαρκικν μολυσμν κρατσαι δνασθαι. В соответствующем месте κολουθας, в пояснение слов: κατ ποραν, а в Λογος’е, в пояснение синонимических слов: «κατ αθυμαν κα λιγωραν, говорится: κα ου κατ’ λλην γνεσθαι λγομεν διαφορν 116 . В славянском переводе это пояснение получает ещё более характерное выражение: се же по недомыслью же никъгда же имъ сквьрнъ плътьскыхъ дьржатис немощи, а не иного ради paзлuчuz нкъгде бывающаго глемыихъ 117 , т.е. мы это говорим просто в виду крайней необходимости, а не выходя из какой-нибудь новой теоретической категории, или новой διαφορ, где-то и у кого-то другого выраженной. Выступает таким образом до некоторой степени полемический элемент, рассчитанный может быть на Василия-Иоанна с их десятью разновидностями исповедующихся и с тремя епитимийными διαφορα. Во всяком случае из всех, известных в настоящее время, уставов древнейшим, в смысле историко-литературном, мы должны, как мне кажется, считать мюнхенское «учение отцов» с продолжением его в первом славянском переводном уставе, при помощи которого оказывается теперь возможным различить элементы первоначального греческого устава в изданных Морином и Минем Λογος’е и κολουθα, а в венск. cod. theol. gr. 333 признать слегка изменённый конец этого устава. 22 марта 1901 г. 1 Л. 175. Никон Черногорец, имя которого будет часто называться в моей работе, цитируется по печатному изданию Московского Единоверческого Никольского монастыря 1889 г. Издание, как видно из заявления издателей, перепечатано с почаевского издания 1795 г., быв проверено по рукописи начала XVI в., принадлежащей библиотеке Никольского Единоверческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010