При искусном перемежении текстов экзегетическими или герменевтическими изъяснениями, исторических примеров теоретическими суждениям, при сердечном сочувствии автора доказываемой истине, при живой пламенной речи (изобилующей фигурами вопрошения), у него выходит дельное рассуждение, составленное если не по правилам искусственной книжной, то по всем требованиям естественной логики и не чуждое риторических украшений. По поводу странного учения еретиков, будто не должно читать жития подвижников и мучеников, автор замечает: сам Христос исповесть некогда пред Отцем небесным их свитую жизнь и подвиги мученичества и там на небесах, пред позорищем ангелов и человеков, как бы прочтет их, а нам что, кроме высшего назидания и благодатного освящения, может дать это священное чтение? (л. 194–202). В виду лжеучения, будто пророчества и чудеса прекратились с Иоанном Крестителем, автор рассуждает: закон и пророчества о грядущем Искупителе имеют свою последнюю грань в Иоанне Крестителе, но в новом завете начинается новый нескончаемый ряд пророков. Свидетельства Марка и Павла о чрезвычайных дарованиях, пророчествах, чудесах и объяснения свидетельств (202–204). Против лжеучения, что святые мертвы и что живым у мертвых помощи просить грешно, автор выставляет следующие немногие изречения священного писания, с объяснениями их: Бог несть мертвых, но живых, все бо живы суть перед Ним; под мертвыми, у которых воспрещается просить помощи, разумеются у пророка бездушные языческие истуканы. Пример Иезекии царя, спасшего свой город от Сеннахирима ради молитв Давида, и пример трех отроков, спасшихся в пещи ради молитв Авраама, Исаака и Израиля (л. 205–208), свидетельства Василия Великого (л. 209), Григория Богослова (210–220) и Златоуста (221–224) об установлении апостолами обычая чтить день кончины святых. Первая треть рассмотренного сочинения есть наименее удавшаяся, кап по логической силе мыслей, так и по способу раскрытия их. Но было бы несправедливо безусловно обвинять в том автора. Известно, что лжеучители оклеветали Зиновия как «единомудрствующего с ними в злой прелести».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Вот что писали о нем современники (офицер Векслер): «…очень скоро нас представили шт.-кап. В. Д. Парфенову, который на нас, маль­чишек, произвел очень сильное впечатление: совсем молодой, лет 25, с Георгиевским солдат­ским крестом 1-ой степени. Позже мы узнали о нем следующее: перед войной, будучи сыном очень богатых родителей, он увлекался конским спортом и по-видимому на этой почве сошел­ся со знаменитым скакуном л. гв. Измайловско­го полка полковником Руммель, что и повли­яло на его решение при объявлении войны поступить добровольцем л. гв. в Измайловский полк, в команду конных разведчиков. Своей исключительной храбростью он заработал все четыре Георгиевские креста, при чем крест 1-ой степени ему пожаловал сам Государь и за боевые отличия произвел его в офицеры. Остав­ленный в полку, он в 17-м году был уже штабс-капитаном…» В октябре 1917-го Парфенов вступил в тайную монархическую организацию и начал формировать Особый юнкерский батальон. Славно воевал до лета 1920 года, дослужившись до звания полковника. На момент гибели ему было всего 28 лет… Но какая жизнь!..» В 1931 году последних оставшихся в России офицеров-измайловцев арестовали по обвинению в заговоре и расстреляли… С момента организования полка минуло триста лет… Стоит вспомнить известных людей, служивших в Измайловском полку. Их много, очень много. Помимо известнейших генералов, здесь служил дед Гоголя — Иван Матвеевич Косяровский, дядя Пушкина — Василий Львович (отец Поэта — Сергей Львович был приписан к Измайловскому полку, но служить, по факту, не служил). Кстати: эти полковые «связи» помогли Пушкину упросить священников открыть все тот же Троицкий собор в час ночи для венчания его сестры Ольги. (Ольга Пушкина-Павлищева) Дело в том, что родители были против ее брака с Павлищевым, и «посадным отцом» на венчании был сам Александр Сергеевич, благословляя сестру «Иверской» иконой Божьей Матери. Свидетелями были офицеры Измайловского полка. Так же, в Троицком соборе, венчался Федор Достоевский с Анной Сниткиной

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-pod-z...

3 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила о частичной мобилизации 9 Царская Семья в это время пребывала на берегу Финского залива в Петергофе. На Нижней даче «Александрии». Не сохранился. 14 Н.П. – Саблин Николай Павлович – флиг-адъютант, кап. 1-го ранга, ст. офицер, а с 1916 г. командир Императорской яхты «Штандарт». 16 Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Старом Петергофе. Основано в апреле 1904 г. по Высочайшему указу Его Императорского Величества Николая II. 17 Св. Серафим Саровский канонизирован в 1903 г., благодаря настойчивости Государя Императора, который вместе с Императрицей присутствовали на всех Богослужениях в торжественные дни прославления Преподобного Серафима в Саровском монастыре в июле 1903 г. 23 Лейб-гвардии Драгунский полк. Образован 3 апреля 1814 г. Полковой праздник – 19 марта Св. мчч. Хрисанфа и Дарии. Шеф полка – Великая княгиня Мария Павловна. 24 Лейб-гвардии Финляндский полк. Образован 12 декабря 1806 г. Полковой праздник – 12 декабря Св. Спиридона. Шеф полка – Великий князь Наследник Цесаревич – Алексей Николаевич. 25 20 июля (2 августа) был назначен верховным главнокомандующим Великий князь Николай Николаевич 26 Храм Свв. апостолов Петра и Павла Лейб-гвардии Уланского Ее Величества Императрицы Александры Федоровны полка в Петергофе. Воздвигнут из камня по проекту архитектора К.А. Тона в 1876 г. с дальнейшими перестройками. В 1930 г. снесен. 27 Третья яхта с таким названием, построена на Балтийском заводе в Петербурге в 1903 – 1906 гг. Взамен яхт эпохи Николая I. 30 Гвардейский Экипаж. Образован 16 февраля 1710 г. из команд придворных гребцов, моряков Балтийского и Черноморского флотов. Дислоцировался в Петербург. Праздник экипажа – 6/19 декабря, память Святителя Николая Чудотворца. Храмом Гвардейского экипажа был Никольский Морской собор в Петербурге. 31 Уланский Лейб-гвардии Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк. (Шефство Императрицы с 14 ноября 1894 г.) Сформирован в 1803 г. Полковой праздник – Вознесение Господне. 9 мая 1918 г. полк расформирован. В полку было шесть эскадронов, первый эскадрон обозначался как эскадрон Ея Величества (ЕВ). Во 2-м маршевом эскадроне служил поэт Николай Гумилев. (См. Н. Гумилев «Записки кавалериста».) Уланский полк входил в состав 2-й Гвардейской кавалерийской дивизии, которая в свою очередь входила в состав 1-й Армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вячеслав 17 марта 2020, 16:51 Александр17 марта 2020, 08:14 Поговорим о 10-20 годах. Вины Сталина в том что Россия ввязалась в мировую войну как поставщик пушечного мяса нет. Так же нет вины и в распаде РИ который началался сразу после свержения Николая 2. Нет вины и в восстании чехословацкого корпуса, послужившего причиной усиления гражданской войны. Нет вины и в интервенции союзников на нашу землю. А известно ли вам о захвате польскими русских земель (Сталин помниться их потом вернул), о претензиях на Киев, после " развязанной большевиками войны " они сошли на нет. Ну а голод в поволжье... это засуха, серьёзная засуха, Поволжье зона рискованного земледелия + разорение хозяйства после нескольких лет войны. Александр 17 марта 2020, 08:14 При этом, Вячеслав, почему мы говорим только о 30х, 40х? Никто не снимает с Джугашвили ответственность за всё, происходившее в стране с 10-е и 20-е годы, поскольку данный " товарищ " входил в высшее партийное руководство и несёт огромную часть вины (не всю конечно) за многомиллионные жертвы гражданской, за грандиозные жертвы голода Поволжья, за развязанную коммунистами советско-польскую войну, казнь царской семьи. Ссылками на то, что " время было тяжёлое " ничего оправдать нельзя, поскольку время это создал в том числе и Джугашвили с подельниками. А дальше больше.. Но думаю - хватит пока. Вячеслав 17 марта 2020, 07:08 Александр16 марта 2020, 19:29 Всё таки сказки про голод из-за коллективизации это сказки.Не исключено,что перестройка системы с мелких частных хозяйств на крупные была с проблемами,но не это было причиной голода.Стране нужны станки,электричество,самолёты. Надвигается очередная война,она не просто так случилась, кап страны к ней готовились и всем было это ясно, что мир будут делить по новой.Нас не окружали милые соседи, нас окружали те кто не прочь был взять наше и не отдать ничего взамен.А вспомним план Гитлера насчет уничтожения славян? Тут тоже злые большевики виновны?Катынский расстрел это все же дело немецких спецслужб. Это было доказано и ясно всем,пока не началась холодная война...

http://pravoslavie.ru/128986.html

Указатель рисунков Рис.1 Икона Б. М. в ц. Св. Марии Новеллы во Флоренции, в капелле Ручеллаи, фот. Андерсона Рис.2 Чудотворная икона Б. М. в абб. Монте-Верджине бл. Авеллино в Ю. Италии      Рис.3 Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо             Рис.4 Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов        Рис.5 Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Рис.6 «Рождество Х-во» на иконе Нац. Галл. (Корсиниевской) в Риме, XIV в., фот. Алинари 27442   Рис.7 Складень греко-итальянской иконы «Материалы Η. П. Лихачева», т. LXXX, 141.) Рис.8 «Рождество Христово» – фреска собора м. Ставроникитского на Афоне, 1789 г.                Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы (« Материалы Η. П. Лихачева». LXIII, 103) Рис. 10 Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора Рис. 11. Явление Господа М. Магдалине – тябло иконы Б. Рис. 12. Икона «Явление Господа М. Магдалине» греко- итальянской школы («Материалы», LXVI, 106) М., письма Дуччио в Сиене. Рис. 13. Икона Б. М. в соборе Старой Руссы. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728 Рис. 17 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

По мере частого упражнения в молитве, расположение её к ней было так велико, что она молитвенный подвиг называла отдыхом: «Мне нужно отдохнуть», это значит – молиться. И действительно, после молитвы она – вся сияющая, бодрая, точно освеженная; в особенности, если увидеть утром рано её лицо, то можно было прийти в изумление. Что с ней? сидит… книга перед ней… Сама – вся благодать, тихо поет, или глядит в книгу молча, – можно было догадаться, что в тиши келейного безмолвия она вполне духовно напиталась и насладилась чтением своего любимого псалтиря. На вопрос: отчего она так бодра и точно не существовало ночи, когда в это время так трудно проснуться и встать, – она загадочно посмотрит и, улыбаясь, ответит: Даяй милость молящемуся… Однажды спрашивала преосв. епископа Сергия: не грех ли мне всегда говорить «Христос воскресе»? Не грех-ли мне каждую субботу приобщаться Святых Таин? Стоя в церкви во время приобщения Святых Тайн, нередко говорила: «всякий раз, когда вижу приобщающихся, меня влечет к Св. Тайнам, и я могла бы рыдать, отчего я не приобщаюсь». Следила за собою до такой степени, что уже трудно было рассуждать о чем-нибудь, всё казалось осуждением; обличит ли сестру, чтобы исправить, беседует ли с посетителем, всякий раз, входя в келью, говорит: «Вот и осудила опять! Даждь ми зрети моя прегрешения и т. д.». Наконец, после беседы с преосв. епископом Сергием в одно время она говорит: «Преосв. – спаси его Господи! – разграничил осуждение от рассуждения, сказал коротко и ясно: осуждение порок, а рассуждение добродетель, – теперь остается только следить, чтобы не перейти границу. Теперь, по его разрешению, матушка приобщалась Святых Таин каждую субботу, а когда слегла, то каждый день. 25 марта Её Высочество, как бы прощаясь с дорогими ей больничными учреждениями, посетила все палаты и бараки. 26 марта она поехала, чтобы посетить больную жену генерала Косича, которую очень уважала. Возвратившись, не чувствовала никакой перемены в состоянии своего здоровья, – немного обедала, пила кофе, слушала вечернее богослужение и села писать. Около 8 ч. вечера вдруг почувствовала тошноту, просила не больше 3 кап. гофманских. Через 5 минут хлынула масса рвоты, темного цвета, видна была уже разложившаяся кровь и жилочки свежей, с небольшим количеством примеси пищи. После чего она сказала: «чувствую такое облегчение, про которое давно забыла, хотя наступила большая сразу слабость. Обыкновенный её пульс – 82 после рвоты показывал 62. Ночью спала, но очень часто просыпалась, видно, что она очень была взволнована.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

вел. кн. Николая Николаевича в Тульской губ. 14-го июля. Среда. Погода была скверная, сильный ветер с дождем. Утро было занятое. После завтрака на Ферме происходило заседание по вопросу о железнодорожном строительстве на будущий год. Катал Аликс в кресле и гулял с Мама. Пили у нее чай. Вернулись домой в 6час. Читал до 8 ч. Обедали вдвоем. Милица, Стана, Петюша и Юрий провели у нас вечер. Ночь была лунная. 15-го июля. Четверг. Утром П. П. Гессе принес тяжелое известие об убийстве Плеве, брошенною бомбою, в Петербурге против Варш. Вокзала. Смерть была мгновенная. Кроме него убит его кучер и ранены семь чел., в том числе командир моей роты Семеновского полка кап. Цвецинский — тяжело. В лице доброго Плеве я потерял друга и незаменимого министра вн. д. Строго Господь посещает нас Своим гневом. В такое короткое время потерять двух столь преданных и полезных слуг! На то Его святая воля! Тетя Маруся завтракала. Принял Муравьева, с подробностями этого мерзкого случая. Гуляли с Мама. Покатался с Мишей в море. Обедали на балконе — вечер был чудный. 16-го июля. Пятница. Стояла чудная погода. Завтракали одни. В 2 1/2 поехали на военное поле, где стояли Новочеркасский и Царицынский полки в боевом составе. Мама и все семейство присутствовали. Все происходило в прежнем порядке; церемон. марш, благословение иконами и прощание с офицерами и нижними чинами. Вернувшись домой, катал Аликс. Д. Владимир пил у нас чай. После обеда Милица, Петюша и Стана провели у нас вечер. 17-го июля. Суббота. Серый прохладный день. Имел три доклада до завтрака, а после принял гр. Кутайсова. Пошли гулять, встретили Мама, кот. искала грибы. Много занимался. Обедали вдвоем у меня в кабинете. К вечеру небо прояснилось. 18-го июля. Воскресенье. В 10 час. утра отправился в Петербург с Мама и другими и со станции в дом Мин. Вн. Д. на Фонтанке на отпевание Плеве. Вся грустная обстановка напомнила мне похороны Сипягина там же. На станции Мама прощалась с сестрами милосердия, кот. едут на войну. Завтракали на обратном пути. Гулял с Аликс и затем покатались вдвоем в шлюпке до белого бакена. Погода стояла идеальная, море как зеркало. После чая много читал. Ездил в байдарке с Мишей. После обеда еще погуляли. 19-го июля. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

На половине лестницы оба солдата ударили меня прикладами и толкнули вниз, где, сильно ударившись о каменную мостовую, я лежал без чувств – не знаю, сколько время. Когда же несли меня 4 солдата из обители, то около св. ворот я мог открыть глаза и увидел стоявшего там консула Шебунина, который говорит солдатам: «Несите его, «чёрта», на пристань и отправьте на пароход «Херсон». Многие монахи, кельи которых находились в ближайших к этому месту коридорах, спрятались у себя дома, заперев за собою дверь. Но такая предосторожность не помогла им, так как солдаты, по указанию монаха Никанора, выбивали двери запертых келий (всех около тридцати), обливали иноков и всю обстановку келий водой, а после с бранью выгоняли их оттуда через коридор на лестницу, где уже нещадно колотили прикладами. Для примера приводим показания трёх иноков: Иннокентия Голубова, Савватия Сальникова и Ваптоса Недашковского. В келье первого из них выбили крепкую дверь, залили всё, что там было, и его самого – водой; затем шт.-кап. Мунзов, поднося револьвер ко лбу и груди о. Иннокентия, грозил тут же убить его. После чего выгнали его в коридор, где один солдат несколько раз ударил его прикладом в спину, а другой вырвал из рук св. крест и с силой бросил на пол, вследствие чего св. крест рассыпался на мелкие части и был попран ногами. В келье о. Савватия также разбили дверь, облили всё и его самого водой, выгнали в коридор, и, при спуске с лестницы, солдаты прикладами по голове сбили его с ног, и он, падая на землю, потерял сознание. В таком виде его доставили на пристань, а оттуда на «Херсон». Отца Ваптоса с такими же обливаниями и побоями выгнали из кельи; а при спуске с лестницы один солдат ударил его железной палкой, которой разбивали двери, по голове; кроме того, он получил пять ударов прикладами в спину и бока, вследствие чего потерял сознание и покатился вниз по лестнице, где был поднят солдатом и отправлен на набережную. Здесь уже были собраны все избитые, измоченные водой и окровавленные исповедники, откуда их перевезли на пароход «Херсон». Говорят, что четыре инока убито, но только это тщательно скрывают; 65 монахов ранено, из которых 42 оставили на пароходе, а тяжелораненых отправили в монастырскую больницу. На другой день с парохода «Херсон» было снято насильственно около 50 человек стариков, больных и других иноков и вернули их в монастырь; причём тех, кто не хотел возвращаться, пеший офицер клялся приколоть штыком.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Из монастыря я отправился на несколько часов в Горицы, где просил священника – о. Михаила Ивановича Любимова отслужить по моим родителям и родственникам панихиду. Затем вместе с ним ездил осматривать церкви села Дунилова. По возвращении оттуда, вместе так же обедали у купца А.М. Никулина, моего сверстника по летам. Вечером возвратился я в монастырь, а на другой день оттуда опять приехал в Иваново. Из Иванова чрез Шую проехал в село Хотимль. В Шуе получил я письмо из Москвы от своего помощника, иеродиакона Иосифа. Он писал мне от 24-го сентября: «Честь имею известить ваше высокопреподобие, что все мы вашими молитвами пребываем в добром здравии и благополучии. В отношении церкви так же все благополучно, все в добром порядке и благочинии; дела по ризнице и библиотеке текут также благополучно и в прежнем порядке; ученые приходят изредка заниматься рукописями библиотеки, чаще других приходит г. Гезен 160 ; раза два приходил и Шевырев 161 , но он только поручал делать снимки с славянск. рукопис. XIII в., приходят и Алексей Егорович 162 , и Иван Дмитрич 163 заниматься вашею библиотекою; Кап. Иванович 164 продолжает брать к себе на дом рукописи библиотеки; на днях он взял между прочим Изборник Святославов, конечно под расписку, и кажется на долгое время. Бумаг, касающихся до ризницы и библиотеки, никаких не было, только прислан пакет с неделю тому назад на ваше имя из Петербурга, за печатью Канцелярии обер-прокурора Св. Синода, – он хранится у меня. На сих днях о. архимандриту Агапиту 165 угодно было зайти ко мне и вместе со мною посмотреть починку ризничных вещей. —398— 1858 г. Он, между прочим, сообщил мне словесное утверждение конторы Св. Синода, касательно особого помещения для ученых, состоящее в том, чтобы перевести кого-либо из братии нашей в Петрову палату, а какую-либо комнату сделать свободною для помещения ученых. – дальнейших же сведений о сем я не имею. В настоящее время началась у нас большая работа по случаю устройства печей для Успенского собора. Из-под нашего Синодального дома ведут большую канаву к собору для духовых труб, так что теперь нельзя к нам ни пройти, ни проехать свободно; чиновников и солдат, живущих под Мироварной палатой, вывели вон и теперь тут началась страшная ломка полов, печей и пр., копают большие ямы, так что и видеть ужасно, – ибо здесь предположено делать духовые печи для Успенского собора».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перенесемся мысленно на несколько минут в древний Псков и посмотрим, каков был наш город 300 лет тому назад, во второй половине XVI столетия, и что в нем происходило. Вот что говорит о нашем городе один иностранец, любовавшийся Псковом издали около этого времени: «Мы любуемся Псковом. О Боже! это нечто величественное, как бы другой Париж. Город чрезвычайно большой; в Польше нет ему равного по величине; весь обнесен стенами; церкви часты, как лес, и все каменные; домов за стенами не видно» (Это пишет секретарь Стефана Батория, короля польского, Петровский). На стенах были окна для огнестрельных орудий, а в башнях – ворота, дли входа в город. В самом городе дома почти все были деревянные, низенькие: древние псковитяне считали для себя вредным жить в домах из плиты. Кремль иди «Детинец» был необыкновенно величественен. Он расположен на самом высоком холме над рекою Великой, при слиянии ее с Псковой и обнесен стенами. Стены были усеяны церквами; среди них возвышался главный храм Святой Троицы, центр единения псковитян. Около этого храма в давние, седые времена шумело мощно, кап дремучий бор во время бури, псковское вече, решались гражданские и военные дела; около своей святыни предки поповичей почерпали военную и гражданскую доблесть. В Детинце вблизи этого храма хранилось все, что было ценного для псковичей: ларь, иди по нынешнему, архив всех договоров, заключенных Псковом с разными: государствами и владетельными особами; здесь находились запасы хлеба и артиллерийских принадлежностей, пороховые погреба и вообще все, что относилось к безопасности, целости и величию Пскова. Каждое старое здание иди даже его развалины, каждое местечко, каждый уголок во Пскове воскрешает светлые воспоминания из далекого прошлого и не вольно погружаешься в него душой: сколько в нем было своеобразного, оригинального, самобытно-русского по всем! Возьмем, например, храм Снятой Троицы. „Святая Троица“ это дорогое для псковитян имя, какое многообъемлющее значение имело! Под ним разумели прежде всего (в собственном смысле) Бога, в Троице славимаго, затем (в переносном значении, в каком оно употребляется в исторических памятниках),-свою веру православную с её определенным учением, богослужением и обрядами, свой отечественный город, где главный храм был храм Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010