Тарасия , IX в. Фотия патриарха , † 891 г. Феостирикта, инока вифинского, IX в. Феофана палестинского, после митрополита никейского, † ок. 847 г. Кап. Месяцеслов при греч. евангелии капуанской церкви 991г. Каппон. Славянские лицевые святцы у Ассемани XVII в. под именем Каппонианских. Киев. 1672 г. Месяцеслов в полууставе, изданном в сем году в Киеве. Киев. мес. Полный христианский месяцеслов, изд. в Киеве 1839 и 1868 г. Клар. Греческий пролог пергаменной Кларомонтанской (клермонской) иезуитской коллегии, XI-XII в. Коал. 1. Месяцеслов при апостоле парижской коаленевой библиотеки, X-XI в. Коал. 2. Месяцеслов при апостоле той же библиотеки XII в. Комбеф. Синаксарь греческий, издан. Комбефизием. Конд. XI в. Кондакарь при типограф. уставе XI в. Конст. Месяцеслов при греч. евангелии IX в., константинопольского происхождения. Копт. 1286 г. Месяцеслов при коптском евангелии 1286 года, изданный Сельденом. Копт. 1388 г. Месяцеслов при коптском евангелии 1338 г., изд. Маем. Копт. 1425 г. Пролог коптский, написанный в 1425 г., у Мая. Копт. у Люд. Коптский месяцеслов, изд. Иовом Людольфом, см. выше: Абис. Крак. 1491 г. Печатные святцы, изд. в Кракове в 1491 г. по иерус. уставу. КСоф. Книга глаголемая: Описание о российск. святых, XVIII в. в библиотеке Киево-софийского собора. Лавр. Пергаменный славянский пролог в Троицкой лавре, XIV в., 1 редакция месяцеслова Василия, сентябрь-ноябрь, – XI в. в восточн. памятях. Лавр. св. 363, 364, 366, 367 . Святцы в Троицкой лавре XV-XVII в. по иерусал. уставу. Лаврент. Сборник житий святых антиохийской церкви за последние 14 дней месяца мая в лаврентиевской библиотеке в Медиолане, приводимый болландистами. Линд. Линдеброгианский древний восточный месяцеслов у болландистов. Лоб. Лобковский пролог в Хлудовской библиотеке, 1197 г., за сентябрьское полугодие, – XI в. в восточных памятях. Львов. Месяцесловы, изданные в Львове в 1648 и 1839 г. Указания из Мартынова. Любоп. Мес. Любопытный месяцеслов полный в Москве, 1794 и 1795 г. М. Р. Мартиролог римской церкви Барониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Более раннее упоминание о новой церкви в «Екатеринославских Епархиальных ведомостях» 1878 г. Отдел официальный. Стр. 14-15». «Благочинный протоиерей Николай Ручкин от 12-го ноября рапортует Его Преосвященству следующее «поставляю долгом благопочтительнейше донести, что в Вознесенской церкви с. Койсуг Ростовского уезда иконостас, перенесенный в 1872 году из упраздненной Успенской церкви, усердием и заботливостью прихожан в настоящее время окончательно возобновлен и благоприлично украшен. Возобновление онаго, обошлось сельскому обществу, как формально от 30 октября за 420, уведомило Койсугское сельское управление, в пять тыс. руб. серебром. Испрашивая архипастырского благословения и разрешения на освящение возобновленного иконостаса, смиреннейше прошу Ваше Преосвященство преподать Ваше архипастырское благословение прихожанам Вознесенской церкви за их усердие и любовь к благолепию храма Господня». На этот рапорт от Его Преосвященства от 15 ноября 1877 года за 4023, последовала следующая резолюция «Поручаю о. благочинному освятить новопоставленный иконостас, по церковному чиноположению; а прихожанам Вознесенской церкви с. Койсуг, за усердие их ко храму Божию, объявить от меня, через Епархиальные Ведомости, искреннюю благодарность и преподать благословение Божие. В Справочной книге Екатеринославской Епархии за 1913 год стр. 367, там о Вознесенской церкви написано «…церковь деревянная, обложена кирпичом (т.е. за прошедшие пять лет, уже и кирпичом обложили) устроена в 1872 г. Архиерейская ревизия в 1911 г.; церковь вблизи усадьбы священника; прихожан 3627 мужского пола 3631 женского. Крещений 448, браков 71, погребений 285. Сектантов хлыстов 60 человек обоего пола, баптистов 20 человек обоего пола. Церковной земли 40 десятин, в 8 вер., приносимый доход 600 р.; кап. цер 612 руб., кружечный доход 1400 руб. Дома с хозяйственными пристройками в порядке; школ 2, 1 - приходская, 1 - земская. Братство с 1912 года, церковно-приходское попечительство с 1880 года. Местность низменная, сырая. Причт священник и псаломщик. Священник Павел Дмитриевич Чехранов 36 лет, окончил духовную семинарию, псаломщик с 1899 года, священник с 1902, на этом месте 4 года с 1909 г. Жена, 5 детей, 2 ученика, 3 маленьких. Казенного жалованья нет. Псаломщик Дмитрий Максимович Турчинов, 64 г. из среднего отделения духовной семинарии. Псаломщик с 1870 года, на этом месте с 1895 г. Жена, дети пристроены, казенного жалованья нет. Церковный староста крестьянин Захарий Плотников, с 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=30912

Дитерихсом!» Судьба Мих. Ал. возбуждала еще меньшие опасения. Мы видели, как Милюков с Юга рекомендовал москвичам отыскать вел. кн., выдвигаемого лидером конституционалистов в кандидаты на занятие престола. Диктатор далекой Даурии знаменитый бар. Унгерн в одном из своих «приказов» даже в 21 г. объявлял «императора» Михаила «единственным хозяином земли русской». Сибирское следствие, которому картина происшедшего скоро стала ясна, впоследствии склонно было заподозрить источник происхождения этих легенд – их распространяли агенты большевиков. Такое обвинение легко предъявляли «зятю Распутина» и иже были с ним из «петроградско-немецких» организаций… При взятии Екатеринбурга из красной армии перебежало много офицеров. В числе их был кап. ген. шт. Симонов, занимавший пост начальника штаба армии Берзина и помогавший офицерам перебегать на «белогвардейскую» сторону. В Омске при содействии нач. Воен. Академии ген. Андогского он занял должность нач. контрразведывательного отдела. Он официально докладывал Верховному Правителю, повествует Дитерихс, что «слышал от комиссаров, что наследник и великие княжны живы, но неизвестно, где находятся». Лично Симонов «твердо верил» в это. Симонов был знаком с Соловьевым и встретился с ним во Владивостоке. Соловьев сохранял «большое инкогнито», но открылся начальнику паспортного пункта полк. Макарову, прося у него четыре незаполненных бланка заграничных паспортов, «для отправления августейших детей за границу». Дитерихс говорит, что фантазиям, «походившим по абсурдности на умышленно-злостное распространение сведений с преднамеренной целью», больше верили, чем обоснованным на фактах докладам следователя Соколова. Помощник Соколова, человек скорый на заключения, уже обвиняет Соловьева в том, что последний подготовлял самозванца, как это ни абсурдно было для «агента большевиков»! [Между прочим, тогда еще среди всякой молвы распространился слух о спасении по крайней мере дочери Анастасии. В эмиграции был свидетель (сообщение в «Руле»), что об этом он слышал, между прочим, в семье, близкой к вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Дальнейшее осложнение получилось, когда, вместо одной птички, явились две, – как толковали, «два птенца голубиных», а потом уже вокруг голубя появился нимб или сияние – Св. Духа, в виде голубином, хотя такое положение Св. Духа не отвечает догме и хотя ручке Младенца трудно держать голубя. Прориси Коневской иконы, нами виденные 27 , представляют иконы московских писем конца XVI в., Петровского времени – все с птичкою, Палеховской фрязи – уже две птички. Но, как видно из прилагаемого 20-го рисунка (прорись левая, т. е. обратная) Младенец держит птичку, с привязанною к ножкам веревочкою, что даже в поздних копиях не допускало произвольной символики. Как видно, списки  Коневской иконы были в старину почитаемы. Рис. 17. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. 2 . Переходим к образу Б. М. Млекопитательницы. В Риме, в ц. Св. Марии в Транстевере, по фасаду базилики фризом протянутая мозаика представляет Б. М. (рис. 21), питающую грудью Младенца, и по сторонам Дев мудрых и безумных со светильниками мозаика выполнена при папе Евгении III (1145–1153 28 ). В Сиенской школе был также распространен тип Б. М. «Млекопитательницы». Впоследствии Ломбардская школа восприняла пристрастие к сюжету и отчасти, подчиняясь влияниям фламандским и германским, специально предалась задаче оживления религиозных композиции этою чертою. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. В сиенской и флорентийской живописи XIV и XV века известны одинаково два перевода «Млекопитательницы»: с Младенцем, полулежащим на руках Матери 29 и с положением Младенца, сидящего на ее коленях (см. прилагаемые образчики рис. 22 и 23 джиоттовской школы начала и конца XIV ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1801 г. Вост. Грузия включена в состав Российской империи. Несоответствие церковно-административного устройства Русской (управлявшейся светским лицом, обер-прокурором Святейшего Синода, и Синодом) и Грузинской (управлявшейся католикосом-патриархом) Православных Церквей вызывало многочисленные сложности, к-рые в полной мере отражены в процессе назначения нового настоятеля Н. Из письма от 10 апр. 1804 г. главнокомандующего Грузии кн. П. Д. Цицианова католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) известно, что Антоний II по представлению еп. Ниноцминдского и Руставского Стефана (Джорджадзе) поставил на место настоятеля Н. архим. Доментия (Давиташвили-Багратиони), возглавлявшего мон-рь Шиомгвиме, и известил главнокомандующего о смерти прп. Евфимия и о новом назначении. Католикос-патриарх также просил Цицианова «предписать кап.-исправнику о приведении в послушание помянутому архимандриту крестьян, той пустыне принадлежащих». Цицианов расценил подобные действия как самоуправство. Он указал католикосу-патриарху на то, что раньше «на таковые важные места поступали всегда настоятели с согласия светского начальства» (очевидно, имея в виду груз. царей). Далее он писал Антонию II о том, что к нему «уже вошел с просьбой» еп. Никозский Афанасий (Мачавариани), который в силу преклонного возраста затруднялся управлять епархией и просил место настоятеля Н. либо право проживать в мон-ре на пенсии в 120 р. в год. Цицианов счел эту просьбу «богоугодной» и был намерен назначить еп. Афанасия настоятелем Н. (и епархию присоединить к Самтаврской), а архим. Доментия - его викарием. Если же католикос-патриарх не согласится с назначением, Цицианов просил выделить епископу в Н. «приличные по сану его келлии» и уведомить главнокомандующего о причинах несогласия с его решением, чтобы он мог донести об этом императору, «не скрывая неустройств здешнего духовенства и небрежения оным пользы церковной» (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию от 10 апр. 1804 г., 296//АКавАК. Т. 2. С. 268-269). Антоний II не изменил своего решения и оставил настоятелем архим. Доментия. Обстоятельства этого дела проясняет доклад прокурора Верховного груз. правительства Плахотина главнокомандующему в Грузии А. П. Тормасову, посвященный раздаче католикосом-патриархом церковных земель, которую российское правительство считало незаконной. В частности, в пункте 52 Плахотин писал, что Антоний II «архимандриту Доментию отдал монастырь Иоанна Крестителя со всеми принадлежащими к оному крестьянами; за сие в подарок с него взял 150 р с (рублей серебром.- Авт.), а за ходатайство племянник его (Цицианов.- Авт.) получил 100 р с», на основании чего император «повелеть соизволил, дабы е свят (Его Святейшество.- Авт.) впредь не смел посвящать ни в который сан никого» (Донесение прокурора Верховного груз. правительства Плахотина ген. Тормасову, от 23 июля 1810, 108//АКавАК. Т. 4. С. 154. 52).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Жара была превеликая с горячим ветром. В 3 1/2 отправился с ними же на Графскую пристань и на автомобиле к Херсонескому монастырю, где осмотрел интереснейшие раскопки Археолог(ической) ком. Граф Бобринский показывал. Посетил собор и к 5.45 был обратно на яхте. Обедали гражданские чины и следующие командиры по старшинству. Вечером поиграл в домино. 12-го августа. Понедельник. Жара и сильный NO. В 9 1/2 поехал купаться. В 11 час. произвел смотр Брестскому и Белостокскому полкам, 13й арт. бригаде и остальным креп. частям. Войска представились отлично. Пыль летела ужасная. Завтракало военное начальство. В 3 1/4 отправился с Ольгой и дочками с Графской пристани по военной дороге мимо Георгиевского монастыря к вновь оканчиваемой батарее 21й. Она имеет огромный обстрел и находится близко над Балаклавой. Осмотрев ее, поехал по шоссе Севастополь — Ялта и остановился недалеко от древней часовни Св. Георгия, в кот. течет источник целебной воды. Оттуда проехал в Балаклаву к дому Моти Апраксина. Он, жена и сын встретили, угостили богатым чаем и показали свой дом и сад. Имение их очень красиво расположено, как раз против выхода из бухты. Вернулся на яхту к 7 час. Начал читать бумаги. Обедали моряки последней очереди. Вечером стихло. Кости. 13-го августа. Вторник. В 9 ч. отправился купаться. Вернувшись на яхту, принял Григоровича и начальника отряда болгарских судов кап. II р. Добрева. До завтрака посетил и осмотрел лин. корабли: “Три Святителя”, “ Иоанн Златоуст ” и “Евстафий”. Вернулся около часа. В 3 часа на “Ките” с Ольгой и дочками отправился в конец бухты в Черную речку. Осмотрел древнюю церковь в скале, в кот. был в 1911 г. и в моторе объехал поля сражений в 1854 г. Инкерманского, Балаклавского и на Черн[ой] речке. Интересные объяснения давал Зайончковский. Пыль была ужасная. Вернулись оттуда же на “Ките” в 6 1/2. Дочитывал бумаги. Во время обеда отлично играл хор балалаечников-мальчиков Меньковского училища. После чтения бумаг сидел наверху с Аликс, наслаждаясь дивным вечером. 14-го августа. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Через 2 года в Петербурге, по сдаче экзаменов, я почувствовал порыв к о. Иоанну. Живший со мной капитан Д., готовясь к экзамену, говорит: «не имею сил готовиться, впереди 200 страниц формул, – попросите за меня о. Иоанна. В Андреевском соборе, в алтаре, я прижался к его одежде, мысленно прося его. Он, служа, взглянул на меня. Во время Херувимской, о. Иоанн стоял на коленях перед Престолом. Он поразил меня прозрачным розоватым лицом, излучающим какой-то свет свыше, выражение беседы с небесным миром. Необычайность этого момента была подтверждена много раз при последующем десятке моих посещении, вызванных невольно тяготением быть с ним еще и еще... В тот момент, когда о. Иоанн из кружки с теплотою – поил вином дюжину людей, стоявших в алтаре, я сказал ему просьбу друга об экзамене, он переспросил ввиду невероятного шума. По возвращении первый вопрос друга: «в котором часу вы просили за меня? Около полудня я почувствовал такое вдохновение! – смотрите сколько страниц нагнал, поразительно!» – Это время было моментом моей просьбы. «Завтра утром я снова еду, – сказал я удивленному этим другу, – я чувствовал тоску, жажду видеть о. Иоанна, – и так повторялось ежедневно более недели. Один раз с капитаном Жерве и шт.-кап. Колосовым, заинтересовавшимися моим вдохновением, съездили мы еще раз. Я и К. получили благословение о. Иоанна взять для него каюту, чтобы ехать в Петербург. С трудом протискались мы в нее, едва удалось затворить двери, ибо десятки рук мешали, и две женщины ворвались. «Постелите изголовье», – сказал о. Иоанн мне; по неожиданности я не понял, но женщины в момент выполнили и ссорясь просили о чем-то. «Не могу», – отвечал он и лег на 15–20 минут. Вставши, он высунулся в окно на свежий воздух. Однажды я последовал за о. Иоанном, спускавшимся в подвал церкви, где он выговорил за сырость старосте, а 10 минут спустя, в алтаре дал ему 10 рублей. Другой раз на берегу, входя в паровой военный катер, о. Иоанн воскликнул матросам «здорово, братцы!», показав мне пример обращения с военными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Этот памятник встречается в рукописных кормчих с XIII в., именно в Софийской кормчей 1284 г. л. 583. По этой рукописи он издан проф. Павловым в памятн. кап. права стр. 102–110. О других предшествовавших изданиях там же. Свиток законный есть святительское поучение, которое должен вручать епископ новопоставленному иерею вместе с требником, когда отпускает его на паству. Свиток этот, по своему происхождению, древние тех кормчих, в которых сохранился до нас. На это предположение наводит, между прочим, то обстоятельство, что в этом свитке говорится только о шести вселенских соборах. Значит, он составлен еще в то время, когда употреблялись сборники церковных правил, еще не заключавшие в себе правил VII всел. собора, в роде номоканона Иоанна Схоластика или номоканона в XIV титулов в до-Фотиевой редакции. В этом свитке излагаются кратко права и обязанности священника по отправлению священно служения и управлению вверенным ему приходом, и начертан образ жизни, который он должен вести. Не будем входить в подробности; укажем только на одну особенность заслуживающую внимания, именно на то, что в свитке законном священнику усвояется право наложения публичной епитимии. С XVI века появляются поучения новопоставленному иерею местных епископов, представляющие перифраз древнего образца с большими или меньшими уклонениями от него, напр. поучение Киевского митрополита Сильвестра (Акты Зап. России т. III), поучение Киевского митрополита Макария 1538–1555. При издании печатной кормчей в ней помещено и святительское поучение под заглавием „о хиротонии» в главе 60, а по издании XVIII века – в главе 59. В XVII веке явилось также издание святительского поучения отдельной брошюрой, с некоторыми, впрочем несущественными, отступлениями от текста печатной Кормчей. С тех пор до 1782 года издание повторено до 19 раз, почти без всяких перемен. В настоящее время едва ли практикуется выдача святительского поучения новопостановленному иерею. В этом нет особенной надобности, так как права и обязанности священника могут быть известны ему из других источников, а прежде всего из его ставленой грамоты. А в прежних ставленых грамотах не было подробного перечня прав и обязанностей приходского священника (Павлов. Памятники кан. права, стр. 915–916). 48. Чины избрания и постановление в епископы, священники и диаконы XV в

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Рис. 45. Мозаика ц. Св. Франчески Римской в Риме, 1130–1143 г. Рис. 46. Барельеф Б. М. в кап. Зенона в баз. Св. Марка в Венеции. Рис. 47. По поводу этой надписи высказывалось соображение, что как самый памятник был, по всей вероятности, привезен из Константинополя после 1204 года, так и надпись, по всей вероятности, называет какого-либо Михаила из византийских императоров, так как барельеф, по этим догадкам, должен был украшать какую-либо Константинопольскую площадь, а на площади, будто бы, никто не мог ставить памятников, кроме императора. На самом деле, все соображения эти совершенно произвольны и, как мы надеемся впоследствии показать, среди барельефов ц. св. Марка не мало собственно венецианских изделий, а также, кроме константинопольских, добычи из всяких других местностей востока. Поэтому, кто был этот Михаил – судить мы в настоящее время не можем, но и утверждать того, что это был император, между тем, как в надписи этого совсем не указано, не имеем основания, так как обычай для этого был, несомненно, совсем иной 44 . Рельеф этот больших размеров, с фигурой Б. М. почти в натуральную величину, представляет ее сидящею на престоле и обнимающею Младенца, Который, стоя на ее правом колене и бросившись к ней, охватил ее шею. Обнявши Младенца правой рукою, Мать в трогательном умилении прижала левую руку к груди, как бы стараясь подавить в себе начавшееся скорбное волнение. Таким образом, настоящая композиция представляет один из наиболее любопытных по своему лиризму византийских типов Богородицы, воспроизведенный несколькими русскими иконами. В поле иконы наверху, в рельефе, изображены по грудь два ангела, а с боку читается вырезанная с краю надпись: νκητος. Что может значить этот украшающий эпитет «Непобедимой» Богородицы мы не можем сказать, пока особым расследованием не будет выяснено, какой местности Византии принадлежала икона этого имени. Рис. 48. Икона Умбрийской школы конца XIV в., в галл. Перуджии. Итальянская иконография Б. М. в первой половине XIV столетия в начале естественно подчиняется основному византийскому оригиналу – Одигитрии т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Не смотря однако на эти доводы, мы держимся прежнего определения местности Кадеса, и не отрицая, что древняя Петра могла носить имя святого города, мы думаем, что только Аин-ель Вейбе отвечает географии книги Чисел. Заметим, что в списке станов израелевых главы XXXIII Чисел, мы после Асирофа находим стан Рифма, который считают настоящим именем Кадеса. Станы упомянутые в гл. XXXIII Чисел, считаются пунктами более или менее продолжительных остановок израильтян, кочевавших в пустыне после объявления им наказания Господня, и которые они в продолжении 38 лет посещали периодически в своих странствованиях. Кадес упомянут лишь в ст. 36 главы XXXIII Чисел, пред самою смертью Аарона, т.е. уже не задолго до движения в землю обетованную. Полагают, что урочище Рифма получило имя Кадеша, т.е. святого, в следствии того, что долго стоял ковчег, и здесь совершились великие и решительные для народа события, записанные в книге Чисел. Весьма вероятно еще мнение, что упомянутый ныне в кн. Бытия XIV, 7 источник Мишпат или источник судный, по географическому положению своему также соответствует положению Кадеса, при чем мы должны понимать, что в пустыне изобильные источники весьма редки и те местности в которых они находятся, неизменно остаются местностями важными для живущих в пустыне племен и проходящих караванов, составляя постоянные центры торговли и в продолжении многих веков не утрачивают своего значения 131 (Ст. 28–29). Состояние Палестины во время Исхода и странствования Израиля хорошо выяснено, на основании египетских памятников в опыте Кап. Кука (в прилож. к нашей кн. Исхода). По видимому вся Палестина состояла из множества племен и народцев которых главные города были укреплены весьма сильно, в виду постоянного движения через Палестину египетских войск, но главная цель египтян была не Палестина, служившая лишь большим путем их движения, а Сирия, в которой существовало сильное царство Кхетов, постоянных врагов египтян, и которое на столько было сильно и важно, что с ними позже Рамзес II заключает договор. (Текст этого любопытнейшего документа см. у Chdas. Voyage d’un Egyptien; p. 332 ef suiv. ed 1866). Из документов египетских, относящихся ко времени XVIII и XIX династий не видно, чтобы вся Палестина когда-нибудь находилась по властью Египта, хотя по пути в Сирию цари египетские иногда овладевали городами Палестины, вероятно наказывая, те племена, которые делали нападение на войска их. Но в списках этих мест на памятниках, доселе не найдено ни одного места Палестины, которое было бы особенно известно или важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010