2-е прав. предписывает женщинам, находящимся в очищении, не входить в таком состоянии в храм и тем более причащаться. Однако молиться, просить помощи у Господа не возбраняется в любом состоянии. Приступать же к тому, что «есть святая святых», запрещается «не совсем чистому душею и телом». 3-е прав. рекомендует вступившим в брак «воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве...». В обоснование этого правила Д. В. ссылается на ап. Павла (1 Кор 7. 5). На эти же слова апостола ссылаются 5-е и 13-е правила Тимофея, еп. Александрийского, уточняющие наст. правило Д. В. Феодор IV Вальсамон , разъясняя 3-е прав., пишет, что «не о всякой молитве слово, а об особеннейшей, то есть о молитве св. постов». 4-е прав. разъясняет, может ли тот, у к-рого случилось непроизвольное ночное истечение семени, причащаться Св. Таин. Таковые «да последуют своей совести, и да испытуют самих себя, находятся ли от сего в сомнении или нет». Т. е. судьей тому, с кем это случилось, комментирует Иоанн Зонара , являются совесть и собственное размышление; если истечению не предшествовало страстное возбуждение, если природа выделила излишек, если это произошло не вследствие пьянства и объедения, «то потерпевшему сие не должно быть воспрещено приступить к святому жертвеннику», если же истечению предшествовал страстный помысел, вызвавший ночное видение, или же это случилось от невоздержности в пище и питье, «такой нечист,- не по причине извержения семени (семя не есть не чисто, как и плоть, которой оно есть излишек), но по причине дурного пожелания» - такой не имеет чистой совести по причине похотения. Таков же комментарий к этому правилу и Феодора Вальсамона. Об этом пространно писал и свт. Афанасий Великий к мон. Аммуну ( Athanas. Alex. Ep. ad Amun.). Л. В. Литвинова Почитание Информация о Д. В., содержащаяся в греч. синаксарях, несколько расходится с данными др. источников. Д. В. почитается вместе с 8 учениками, из к-рых по именам известны диаконы Фавст, Гаий, Евсевий, Херимон, а также Петр и Павел. В синаксарях сообщается, что Д. В. за проповедь христ. веры подвергся преследованиям со стороны Эмилиана, был арестован и сослан вместе с учениками в Ливию. После того как Эмилиану донесли, что и в ссылке Д. В. продолжает проповедь, он был сослан в более отдаленное место, где прожил 12 лет, до самой кончины, терпя лишения. Об учениках известно, что они приняли мученическую кончину при различных (неизвестных) обстоятельствах.

http://pravenc.ru/text/178450.html

Народное название дня перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, 9/22 мая. Один из важнейших праздников в русской деревне, считался мужским праздником. От Николы Вешнего оставалось 12 утренников (заморозков). Шел средний посев яровых, а овес должен был быть уже отсеян; лошадей выгоняли в поле, совершая молебен с водосвятием. Парни в первый раз ехали в ночное и пировали у костров всю ночь. С Николы Вешнего заказывали луга, втыкая на межах ветки. Никола Вешний – покровитель лошадей, охраняет их от волков и медведей, дарует табунам здоровье, поэтому этот день был праздником конюхов. Лошадей выгоняли в ночное на пастбище. С этого дня начинается купание – Никола Вешний выступает здесь как властитель над водной стихией. Никола Зарайский Икона святого Николая Чудотворца. Согласно преданию, в 1224 служителю Корсунского храма, греку Евстафию было видение свт. Николая, который повелел ему взять его икону из храма и вместе с супругой Феодосией и сыном Астафием идти в Рязань: «Там хочу пребывать, и чудеса творить и место то прославить». Евстафий с семьей следовал по маршруту, указанному Николаем Чудотворцем, – по Черному морю, р. Днепру, через Кесь (латвийский г. Цесис), по Балтийскому морю в Великий Новгород, где сделал остановку. В 1225 Евстафий отправился в рязанские земли. Здесь, в сельце Красном на р. Осетр его почетно встретил князь Феодор Юрьевич. На месте встречи святыни он построил церковь в честь Николы Корсунского. Икона свт. Николая стала венчальным образом князя Феодора и княгини Евпраксии. В 1237 князь погиб в сражении с монгольским войском хана Батыя. Когда Евпраксия узнала о смерти мужа, она вместе с малолетним сыном Иоанном выбросилась из окна высокого терема или, как говорили на Руси, «заразилась». В память о трагической гибели княжеской четы городок Красный назвали «Зарайск», а венчальный образ княжеской четы «Николой Зарайским». Никола Зимний (Никола Холодный, Николин день) Народное название дня свт. Николая Чудотворца, 6/19 дек. Зимний Никола вел с собой никольские морозы. Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Сура 9:84) В Коране можно встретить достаточно много отрывков, когда откровения снисходили пророку при подобных обстоятельствах или соответствовали моменту (такие тексты известны как асбаб ан-нузул — «посланные для случая»), и именно наличие подобных явлений в тексте Корана оказывает серьезную поддержку мнению, что большинство стихов в книге, если не все они, были субъективны по своей природе. Традиционная догма, что Коран просто диктовался пророку без какого-либо личного вмешательства в его окончательное составление, не имеет под собой серьезного основания. Ал-Мирадж: ночное вознесение Ночное путешествие в Коране и хадисской литературе В последние дни жизни Мухаммада в Мекке, как раз перед его переселением в Медину, он пережил странный случай, который произошел с ним однажды ночью после того, как он уснул. Архангел Гавриил, как повествует предание, позвал его покататься верхом на небесном животном, которое называлось Бурак. Это создание представляло собой лошадь с человеческой головой и, по некоторым преданиям, павлиньим хвостом. Мухаммад отправился в небесное путешествие от Каабы на Великую гору в Иерусалиме, где находился иудейский храм. Оттуда его повезли, по легенде, на небеса, где по пути он встречал ангелов и пророков, пока не предстал перед Аллахом. Затем ему показали ужасы преисподней и вернули в Мекку. Реакцию арабов-язычников нетрудно предугадать — это насмешки и цинизм. Даже последователи Мухаммада с трудом принимали эту историю, поскольку она чересчур отличалась по характеру от всего того, что они до сих пор знали о его миссии. Однако самые близкие друзья пророка приняли эту историю безоговорочно, и она ежегодно отмечалась в исламе празднованием Лайлатул-Мирадж, Ночи Вознесения, которая приходится на 27ю ночь месяца раджаб. Но в Коране практически ничего не говорится об этом событии. Многие писатели и богословы пытались истолковать суру 53:6–18, в которой описывается удивительное видение, явленное Мухаммаду, как Ночь Вознесения. Но, вероятнее всего, эта сура имеет отношение к одному из внутренних видений пророка во время принятия им откровения. В любом случае, он написал эту суру задолго до ночного путешествия, живя среди курайшитов в Мекке еще до эмиграции в Абиссинию (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 363), следовательно, она не имеет никакого отношения к данному событию. Вот единственный отрывок текста Корана, косвенно указывающий на него:

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

В день погребения, вечером, святые апостолы были удивлены явлением им Царицы Небесной, которую узрели стоящей на воздухе, окруженную ангельскими силами и сияющей неизреченной славой. Она сказал им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало св. апостолов и бывших с ними, что они все воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался лествицей к небесам. Преподобный Марк, подвижник IV и начала V века, говорит о двух откровениях одному святому, которые, без сомнения, показывали вечную участь праведников. В первый раз святой видел, что к нему были принесены во время его молитвы три хлеба; «чем более он вкушал (эти хлебы), тем более они увеличивались». (Не предзнаменование ли это неистощимых наслаждений на том свете, которых удостоятся праведники?) В другой раз святой увидел самого себя в светлом одеянии по примеру одежд Иисуса Христа на Фаворе. Преподобный Ефрем , размышляя о суете нынешней жизни, однажды душевным взором своим усмотрел Господа, сидящего во славе небесной, и Господь сказал его душе: «Для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом..., благим, каким я уготовал тебе?» (по свидетельству Григория Нисского ). Упомянем здесь об откровении небесного рая святителю Тихону Задонскому . Святой Тихон в награду за свое богомыслие и благочестие даже дважды удостоился видеть Царство Небесное, каждый раз в часы ночи. Первое видение ему было еще до иноческого звания его. Однажды он вышел на крыльцо, чтобы насладиться тихой и светлой ночью. От красот майской ночи он перешел к размышлению о вечном блаженстве. И вот, вдруг, открылось пред ним небо: он увидел на небе необыкновенные сияние и светлость! Через минуту небо уже приняло свой прежний, обыкновенный вид. Несмотря, однако, на краткость времени, в которое продолжалось видение, он, когда только вспоминал об этом видении, приходил в великий восторг В другой раз, состоя уже в сане архиерейском и прогуливаясь по обычаю своему в ночное время кругом монастырской церкви, он остановился у алтаря. Здесь-то, после нескольких пламенных молитвенных слов к Господу Богу о том, чтоб ему было показано вечное блаженство праведников, он снова увидел свет с неба, простиравшийся на весь монастырь. Последовал к нему и глас с неба: «Виждь уготованное любящим Бога!» После настоящего видения праведник уже повергся на землю и едва-едва мог дойти до своей кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

В Прологе об этом видении Святого не упоминается, – у Епифания и Пахомия (последний дословно списывает из Епифания) в главе – «О видении святаго ученик своих» («Чт. Мин.», стол. 1536 и 1425). Приводим, по изложению о. Никона, этот прекрасный, трогательно-умилительный рассказ «жития» о чудесном пророческом видении Преподобному: «Святому игумену (Сергию) было уже за пятьдесят лет. Около тридцати лет он уже подвизался... Отовсюду стекались к нему искатели безмолвия, под его кров, и монашествующие, покидая свои прежние обители, считали для себя более полезным жить в послушании у такого аввы... И преподобный Сергий, видя над своею обителью благословение Божие еще с большим усердием и дерзновением молился о преуспеянии братии. И вот, однажды, в глубокий вечер, когда он совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он слышит голос, который звал его по имени: «Сергий!» Удивился преподобный столь необычному зову в тишине ночной; сотворив молитву, он открывает оконце своей келлии и видит дивное видение: на высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную так, что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь какое множество иноков собрано тобою под твое руководство по имя Живоначальные Троицы!» И Сергий видит пред собою множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!»... Небесная радость наполнила сердце Сергия; пророческое видение касалось не его одного, но и всего возлюбленного его братства, всех чад его по духу, и он пожелал разделить свою духовную радость с кем-нибудь из присных учеников своих. В соседней с ним келлии жил Смоленский архимандрит Симон: его и пригласил Преподобный быть участником чудного видения. Удивленный нечаянным зовом игумена в ночное время, Симон поспешил на его голос; но не сподобился полного видения, в только успел видеть некую часть чудного света. Тогда Преподобный поведал ему все, что сам видел и слышал, и оба они, по слову Псалмопевца, возрадовались о Господе с трепетом... (Иер. Никон, Жит., 2-е изд., стр. 123–125).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Жестокая гибель Маврикия и проявленная им сила духа в грозный час кончины вызвали впоследствии сострадание к нему, а кровавое правление Фоки усилило жалость к погибшему. Под влиянием этого настроения сложились легенды, которые нашли себе место в повестованиях историков. Иоанн Антиохийский рассказывает о видении, посетившем Маврикия. – Ему привиделось, что он стоял в зале Халки, украшенной пурпурным мрамором и Божий глас спросил его, где он хочет получить возмездие за грехи, в этой ли жизни, или будущей? Маврикий пожелал возмездия в этой жизни и услышал в ответ, что он будет выдан воину Фоке. 1174 Этот простой рассказ является у Феофана в обширной мотивированной разработке. – Смерть пленных, которых Маврикий отказался выкупить, была сознана им как великий грех, и он начал усердно молить Бога о том, чтобы кара постигла его в этой жизни. Чтобы вымолить у Бога эту милость, Маврикий разослал всем патриархам и монастырям грамоту, составленную в этом смысле, и щедро дарил золото, воск и ладан, прося молитв о себе пред Господом. Однажды после горячей молитвы он имел ночное видение. Ему казалось, что он стоит пред иконой Спасителя на медных воротах дворца и кругом множество народа. Из иконы раздался голос самого Иисуса Христа: «Дайте мне Маврикия». Служители подвели его к Господу, и Он спросил его, в какой жизни он желает возмездия. На ответ Маврикия, что в этой, божественный голос приказал выдать его, жену и детей воину Фоке. Проснувшись, Маврикий приказал препозиту опочивальни позвать Филиппика, который содержался под стражей по подозрению в злых умыслах и покушении на трон. Препозит отправился к Филиппику, разбудил его и потребовал к императору. Филиппик и его жена Гордия решили, что Маврикий зовет его на казнь. Жена разразилась рыданиями, Филиппик собрался в последний путь и, представ перед императором, бросился к его ногам. Вместо гневных слов, которых он ожидал от Маврикия, он услышал просьбу простить его, а когда вышел препозит, Маврикий сам пал к ногам Филиппика, просил простить его за дурные о нем мысли и спросил, знает ли он, кто такой Фока. Оказалось, что Филиппик знает, что это человек дерзкий и трус. Маврикий прибавил: «Если трус, то и убийца», и открыл зятю свое видение. В эту самую ночь на небе заблистала комета. На следующий день вернулся в Константинополь магистриан, побывавший в монастырях пустыни с грамотой императора и привез ответ от святых отцов в таких словах: «Господь, приняв твое раскаяние, спасает твою душу и упокивает тебя со святыми, но ты теряешь царство с позором и опасностью». Услышав это, Маврикий возблагодарил Господа за милосердие. 1175

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

за изречение высокомерных слов... зверь был убит в глазах моих, и тело его... предано на сожжение огню... у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок... "/7, 9-12/. Даниил называет Ягвэ " Ветхим днями " . К сожалению, эти слова часто неправильно истолковываются для обоснования изображения Бога Отца в виде старца. Бог в существе Своем не изобразим, а " Ветхий днями " означает Бесконечный во времени, Древнейший. Ночное видение пророка заканчивается самой удивительной картиной: " вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана была власть, слава и царство, чтобы все народы... служили Ему; владычество Его - ...вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится. "/7, 13-14/. Даниил называет Мессию " сыном человеческим " . Прежде всего в еврейском языке это понятие означает просто человека. Итак, Мессия - это человек, и вдруг мы видим, что этот человек дошел до Самого Бога, Который вручает ему царствование над всеми народами. Человек, входящий во внутренние завесы Ягвэ, и не сгоревший, и не ослепленный, а получающий особое благословение. Видение Даниила означает возможность для человека быть максимально близким с непостижимым бытием Сущего, но такой Человек только один. Интересно, что из всех мессианских титулов Господь Иисус по отношению к Себе наиболее часто пользуется именно Данииловым: " Сын Человеческий " . Он словно постоянно намекал на то, о чем почти догадался автор рассматриваемой книги: Мессия, будучи человеком, в то же время несет в себе Божественное, он Бог, происходящий от Бога, как камень, оторванный невидимой рукой в предыдущем видении. Тема отношений Сына Человеческого с Ветхим днями будет потом продолжена в Откровении св. Иоанна Богослова. В 9-ой главе Даниилу архангелом Гавриилом открывается еще одна тайна - время прихода Мессии на землю, и в отличие от многих подобных случаев, приведенные здесь сроки оказались отнюдь не символическими: " Семьдесят седмин/т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Но вот что я едва не упустил. По смерти императора, когда прошло еще не так много дней и беспорядки еще не вышли на свет, но только назревали, будучи вынашиваемы в умах [интриганов], матери Кантакузина случилось увидеть во сне, будто она берет в руки святое Евангелие и видит в нем не иное что, как сия измена десницы Вышнего 52 , написанное к тому же золотыми и всячески украшенными буквами, как всегда и везде [пишут текст Евангелия]. И вот, она удивилась про себя, как это, будучи святым Евангелием, [книга] не содержит в себе абсолютно никаких евангельских слов, а лишь малую часть из сказанного божественным Давидом. Проснувшись, она рассказала об этом нескольким друзьям, которые сказали ей, что это видение божественное и предвещает, что все закончится для нее благоприятно и весьма успешно. А получилось совсем не так. Это было одно знамение, которое в ночном сне предсказывало разрушение этого великого и славного дома. Второе же – также ночное, но не во сне, а наяву отчетливо привидевшееся видение. Ибо благородным и славным лицам обычно до середины ночи просиживать с приходящими к ним по тем или иным делам. А более всех это было привычно Кантакузине, поскольку она более всех выделялась славой и блеском и заведовала государственными советами и секретами. Вот и теперь, имея такую привычку, она засиделась за беседой до глубокой ночи, когда ей захотелось выйти наружу и посмотреть с высокой башни своего дома на недавно взошедшую над горизонтом луну, чтобы по ней определить время. Ибо луна в ту пору, совершив круговорот, снова вошла в перигей своей орбиты, и, став в конфигурацию второй квадратуры к солнцу 53 , в начале ночи не очень-то желала посылать свои лучи на землю, доколе время не перевалит за полночь. Так она стояла и смотрела [на луну], будучи в то же время полна дум о будущем, когда вдруг увидела вооруженного всадника, стоявшего внизу башни и отмечавшего копьем ее размер. Она была поражена внезапностью и неожиданностью видения и обернулась назад, чтобы позвать людей, которые бы пошли и задержали этого человека, задумавшего такое в столь неурочное время, и разузнали бы у него, чего ради и кем ему было велено делать это. Когда же ее люди вскоре вернулись и сказали, что абсолютно никого не видели, и что нет никакого прохода, через который [на территорию] могли бы проникнуть посторонние люди на лошадях, когда все ворота заперты, она уже пришла в смятение и была исполнена печали и близка к тому, чтобы заплакать, поскольку придала иной смысл этому предзнаменованию. 14-я глава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, Троица Всесвятая, В Триех Единый Бог! Томимся мы, желая В пресветлый Твой чертог... И молитва твоя, – продолжал говорить мне мой приснонезабвенный отец и учитель, – как колокольчик зазвенит на небо. Весьма полезно молиться Господу Богу в ночное время, в уединении, а наипаче сердечною, умною молитвою, относительно которой нами изложено выше. Еще относительно сей молитвы о. Макарий говорил следующее: «Эта молитва Иисусова требует от упражняющегося в ней чистоты сердца: молящийся сею молитвою должен пребывать в христианских добродетелях, во смирении, в любви к ближним: он не должен ни гневаться, ни раздражаться на кого-либо».... Видение о. Иоасафом о. Макария во сне Однажды говорю я о. Макарию: «Батюшка! Вы мне во сне приснились, обняли меня и сказали: сыне! дождь ми сердце твое»... Он оказал мне на это: «Да, нужно Богу отдавать свое сердце»... О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Однажды о. Макарий спросил меня о грехах моих. Я сказал ему, что грешен. Он на это заметил мне: «Ах, нужно тебя исповедовать», – и действительно, поисповедовал меня. После исповеди он сказал мне: «Клади по одному земному поклону в сутки пред Богом, для памяти». Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Однажды приехал в г. Болхов Высокопреосвященный Смарагд, Архиепископ Орловский. Его встретили с обычными почестями. Он остановился у городского головы, купца К. В. Губарева. На другой день приехал ко Владыке явиться о. архимандрит Макарий. При свидании с ним Владыка говорит ему: «Ну, прости меня, старец, что я не остановился у вас в обители». О. Макарий смиренно поклонился архиепископу и скромно сказал: «Прости и меня, Владыко святый». После того они оба служили вместе и в соборе, и в монастыре. По обозрении городских церквей. Владыка выехал обратно из Болхова в гор. Орел. Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария О. архимандрит Макарий неоднократно высказывался многим, что собирается выезжать из Болхова в Старый Иерусалим, на поклонение Гробу Господню и другим тамошним святыням.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Проснувшись, пресвитер помолился Господу, чтобы видение сие, если оно истинно, повторилось дважды и трижды, и наложил на себя строгий пост. Неделю спустя, опять представился ему тот же старец, спрашивая: отчего не известил он епископа Иоанна и на ответ его, что боялся быть принятым за обольстителя, возразил: «Повинуйся, повинуйся, повинуйся! Ты хотел знать, где наши мощи? – смотри, продолжал Гамалиил, принесший ему три золотые корзины и одну серебряную, с благоухающими цветами, это Стефан, почивающий у входа гробницы; другая корзина Никодим, положенный подле двери; белая корзина знаменует сына моего, в совершенной чистоте оставившего мир, и с ним соединена моя». После сих слов, он исчез; на третьей неделе, в тот же день и час, опять повторилось видение; но уже Гамалиил угрожал пресвитеру за его небрежность, говоря: «Или не видишь, какая засуха опечаливает мир? Сколько есть святых мужей в пустыне, гораздо лучше тебя; но мы их оставили и тебя избрали, чтобы нам открыться; для сего и перевели тебя из другого селения сюда в пресвитеры». Тогда испуганный Лукиан поспешил в Иерусалим, к епископу Иоанну, который со слезами прославил Бога, и пожелал перенести мощи св. Стефана в церковь Сионскую; он велел искать их под грудою камней, наваленных среди поля, где пресвитер надеялся их обрести; но старание его и собранного им народа остались тщетными; ничего не нашли под грудою камней. На другой день некто благочестивый инок Нугетий, имевший также ночное видение, указал настоящее место погребения первомученика, в развалинах древнего памятника, и в нем обрели три гроба с именами Стефана, Никодима, Гамалиила и Авива, иссеченными на камне. Лукиан поспешил о том уведомить епископа Иоанна, в Диосполисе, и он, с двумя епископами, Севастийским и Иерихонским, оставил собор, чтобы поднять святые мощи, при многочисленном стечении народа. Чрезвычайное благовоние пролилось из гроба Стефана, от коего сохранился один только остов, в совершенной целости, но без всякой плоти, и прикосновение к сим священным останкам исцелило внезапно более семидесяти болящих всякого рода; мощи архидиакона перенесены были в церковь Сионскую, где некогда принял он рукоположение от Апостолов, и память перенесения празднуется 2 августа 65 ; пресвитер же Лукиан изложил, в простом чистосердечном описании, повесть сего необычайного обретения, которая распространилась по всему Западу, чрез Орозия, бывшего тогда в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010