При кончине отца пришло много народу, чтобы при исходе его святой души из тела вверить ей свои собственные души. Собравшиеся стояли вокруг смертного одра: одни видели явившихся ангелов, но не в состоянии были вымолвить ни слова, другие же ничего не видели, но всех охватил страх. И как обычно, кто видел что-нибудь и кто ничего не видел, но от превеликого страха все разбежались. Никто не смог находиться там и вынести отделения святой души от тела. Было очевидно, какие силы принимали эту исходящую святую душу, и ее исход ни один смертный был не в состоянии вынести. Да будет тебе также известно, что достоинства души не всегда проявляются при исходе ее (из тела), но со всей очевидностью открываются лишь после смерти. Вот почему даже мертвые кости святых мучеников, претерпевших многие жестокости от иноверцев, сияют чудесами и знамениями. Иногда же, напротив, после кончины всемогущий Бог укрепляет некоторые робкие умы некими откровениями, чтобы во время явления смерти ничем не напугать их. В одном монастыре со мной находился брат по имени Антоний. Своими ежедневными беспрерывными скорбями и плачем он стремился удостоиться радости (пребывания) в небесном отечестве. С особым рвением и упорством брат постигал откровения Священного Писания , искал в нем не познания глаголов, но плача и сокрушения, дабы с этими мыслями вразумиться и, оставив земное, переселиться в небесное отечество через созерцание вознесения смертных. И вот во время ночного видения ему было сказано: – По повелению Господа приготовься в дорогу. Он сказал, что у него еще не все готово в дорогу. И тотчас услышал в ответ: – Если ты говоришь о своих грехах, то они отпущены тебе. Такое он уже слышал однажды, и его охватил великий страх и трепет. На другую ночь он услышал те же слова, а через пять дней у него поднялся жар. Окружившие его братья со слезами молились за него, и он, ликуя, отошел ко Господу. В том же монастыре был брат по имени Мерул. Он отличался постоянным плачем и милосердием. Молитва почти никогда не переставала исходить из его уст, кроме разве что еды и сна. И вот ночью ему было видение: с неба спустился на его голову венок белых цветов. Вскоре после этого его поразил телесный недуг, и душа его отошла (ко Господу), легко и радостно. А через четырнадцать лет настоятель этого монастыря Петр начал копать могилу рядом (с покойным Мерулом) и (тут), по его словам, из могилы Мерула изошло такое благоухание, как будто там были собраны ароматы всех цветов. Это явление показало: то ночное видение было истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Аналогичное можно сказать и о праздновании Пасхи в нашем Отечестве. Народ вовсю печет куличи и красит яйца, но в храм большинство идет не ради того, чтобы в день Светлого Христова Воскресения причаститься Святых Тайн, а чтобы освятить эти атрибуты праздничного стола. Немалая часть приходящих на ночное богослужение предпочитает уйти после крестного хода и Пасхальной заутрени, не оставаясь на главную службу – Божественную литургию. Психология потребителя прочно укоренилась в сознании многих наших соотечественников, считающих себя православными христианами, но являющихся таковыми разве что по факту крещения, но не по образу жизни. Так, на праздник Крещения Господня храмы полны людей, жаждущих набрать святой крещенской воды, а чуть ли не наиважнейшим делом для себя в это день многие считают необходимость окунуться в прорубь. На праздник Входа Господня в Иерусалим, известного большинству как Вербное Воскресенье, народ спешит в храмы «освящать» вербы. Широко известны и чтутся яблочный, ореховый, медовый «Спасы», люди несут в храм для «освящения» плоды нового урожая, но мало кто задумывается о том, что эти дни в Церкви посвящены совсем не яблокам и меду, а Господским праздникам (отсюда и Спас). Православная психология Но есть и иная психология – та, что основывается на фактах и достаточно достоверных гипотезах, с большой осторожностью относясь к толкованиям этих фактов. Та, что проверяет догадки ученых психологов в серьезных исследованиях. Та, что описывает реальность и пытается понять закономерности, мотивы, причины, механизмы, факторы психической жизни не как угодно бурной фантазии отдельных психологов, не подстраиваясь под личные цели отдельных личностей, а руководствуясь благоразумием и научным подходом, отсекая то, что категорически противоречит фактам, не навязывая свое видение смысла жизни человека. Забавно, но такая психология порой критикуется за свою «ненаучность» во многом из-за того, что, в отличие от оккультных околопсихологических практик, у неё отсутствует возможность унифицировать и прогнозировать реальность: слишком уж особенны, разнообразны, неповторимы объекты внимания психологов – люди, слишком непредсказуемо их поведение, даже с учетом всех накопленных психологами знаний.

http://azbyka.ru/zdorovie/religija-i-psi...

Домашняя церковь Крестьянкиных жила Богом и ясными понятиями о цели настоящей жизни. Достаточно вспомнить трагический момент из жизни их семьи. Когда в 1922 году в России разразился небывалый голод, в доме их не нашлось ничего ценного, что можно было бы обменять на хлеб, кроме иконы Божией Матери «Знамение». Уже пожаловали и скупщики. Трезвый ум властно оправдывал необходимость распрощаться с семейной святыней, надо было кормить детей. А скорбь младших и туга, объявшая сердце мамы, вопреки человеческим суждениям, напоминали о Правде Божией. Ночное видение уходящей из дома Царицы Небесной положило конец терзаниям души. Решительное «нет» встретило пришедших за иконой людей. И на все доводы, самые убедительные и соблазнительные, звучало: «Нет, нет и нет». Икона осталась дома, именно она сопровождала Ивана всю жизнь как родительское благословение. Вера вдовы и ее чад не была посрамлена. В тяжкое голодное время предстательством и покровом Матери Божией пришла им помощь. Уроки богопознания и молитвы являлись детям в примерах ежедневно. Позднее отец Иоанн воскрешал из глубин памяти опыт прожитой жизни и говорил уже своим духовным детям: «Слова назидают, примеры влекут». Пример мамы увлек сына на путь служения Богу. И это стало целью всей его жизни. Отец Иоанн бережно хранил письма и открытки, присланные ему из дома. С трепетом прикасался он к этим пожелтевшим листочкам. От них веяло давно забытым теплом. Кроткие, простодушные слова, трогательные обращения: «Милый мой Ванечка», «Дорогой мой сыночек». Видно, как постепенно менялся мамин почерк. Как удивительно красивые кругленькие буковки становились менее уверенными, свидетельствуя об уходящих жизненных силах. Но ее подпись была неизменной: «Остаюсь твоя мама». И она осталась в сердце сына навсегда: в его материнском проявлении к людям, в умении утешать человека как малого ребенка, в способности прощать и покрывать несовершенства своих духовных чад так, как может только мать. Даже батюшкин почерк удивительно повторял материнский. Став в свое время многодетным отцом духовным, отец Иоанн говорил, что его сердце больше материнское, чем отцовское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Елиманов В.Е. Проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (Часть 1)//Христианское чтение. 2023. С.12–31. Автор предпринимает попытку показать, как решается проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника. Для разрешения этой проблемы в первой части статьи анализируется Ambigua 19 прп. Максима, где святой отец рассматривает три вида пророческих видений: «дневное представление», «неложное ночное видение» и «запечатление владычественного», разбираются понятия «представления» и «ум» в контексте антропологии прп. Максима. Как выясняет автор, по мысли прп. Максима при «дневном представлении» и «неложном ночном видении» Бог Сам воздействует на «представление» пророка и формирует в нем «представление» о Самом Себе или о сообщаемом Им откровении. При этом Бог воздействует не только на «представление» неразумной души, но и на «ум», то есть «владычественное», в котором также Сам формирует определенный «отпечаток», соответствующий целям Божественного откровения. Клецов А. А. От ψυχ λογικ Платона к σωµατικς ψυχ Климента Александрийского и τρα ψυχ Макария Великого: анализ развития концепции «неразумной» души в раннехристианской антропологии//Актуальные вопросы церковной науки. 2023. 2. С. 58–60. В своей статье А. А. Клецов предлагает гипотезу, по которой концепция «неразумной» души Платона были заимствована Климентом Александрийским в форме «телесной души», а впоследствии переработана прп. Макарием Великим в концепцию «другой души».  Макаров Д. И. О новейших тенденциях в зарубежной историографии паламитских споров (Я. Димитракопулос, П. Ж. Кальварью)//Церковь. Богословие. История. 2023. 4. С. 188–213. В статье Д. И. Макарова описываются новые тенденции в изучении паламитских споров, которые проявляются в трудах Я. Димитракопулоса, Э. С. Майнольди, Д. С. Бирюкова, П. Ж. Кальварью. Автор статьи отмечает, что наша степень понимания паламитского учения о различении между сущностью и энергиями Божиими ограничивается нашей способностью преодолеть ограничения классической формальной логики и концептуальных моделей Божественной реальности, выработанных неоплатонизмом и схоластикой. Согласно выводам автора, активное изучение интеллектуальной и духовной составляющей паламитских споров продолжается с привлечением новых ученых из новых стран; вместе с тем, в этом процессе выясняется, что исследователи-патрологи подходят к логическому потолку мышления, после чего становится необходимым расширение используемого научного и логического инструментария.

http://bogoslov.ru/article/6195456

Но Господь удержал своего избранника от конечного падения в бездну совершенного забвения о Нем, за что он впоследствии благодарил Создателя в одном из своих гимнов: «Когда я, неблагодарный и презритель, как лошадь, сорвавшаяся с привязи, поверг себя в пропасть, убежав от Твоей власти, Ты не оставил меня лежать… но… послал за мною и вывел меня оттуда» . Возненавидев прежний образ жизни, юноша захотел познакомиться со святым человеком, который бы взял его под свое духовное руководство. «Но когда я слышал всех, единодушно, без исключения, говоривших мне, что такого святого не существует в настоящее время на земле, то от этого я впадал в еще большую печаль… Я никогда, однако, этому не верил… И говорил: Господь мой, помилуй! Неужто диавол стал настолько сильнее Владыки Бога, что всех привлек к себе и сделал всех своими сторонниками, так что никто не остался на стороне Бога?» Он встретил духоносного подвижника в Студийском монастыре – это был старец Симеон, прозванный Благоговейным Скепсис окружающих относительно присутствия святых в современном им мире не удержал его от поиска духовного наставника, и Господь увенчал эти его поиски успехом. Он встретил духоносного подвижника в Студийском монастыре – это был старец Симеон, прозванный Благоговейным. Оставаясь в миру, преподобный Симеон Новый Богослов посещал старца и стремился следовать его поучениям, прислушиваясь к голосу своей совести, подолгу предаваясь молитве в дневное и ночное время. И, как пишет его биограф, «во время одного из этих ночных молений преподобный Симеон имел первое мистическое видение света, затопившего его, наполнившего радостью, он перестал ощущать и себя, и все окружающее» . Но порыв молитвенного воодушевления скоро иссяк, и в его жизни наступила полоса, о которой он вспоминал впоследствии с сердечным сокрушением: «Я вновь бросил себя, несчастный, в ров и глубокую тину постыдных мыслей и действий. И, сошедши туда, я впал во власть тех, кто скрывался во тьме, так что не только я сам себя, но и весь мир, сошедшийся воедино, не смог бы вывести меня оттуда и избавить из их рук» . По замечанию архиепископа Василия (Кривошеина), «эти покаянные признания не должны быть понимаемы буквально: несмотря на все расслабление, испытанное им, преподобный Симеон сумел сохранить свое целомудрие» . Сам Симеон писал о своем тогдашнем состоянии: «Я любил все другие житейские (вещи), которые приятны для зрения и услаждают гортань, и украшают тело… Но нечистые действия и бесстыдные желания, Ты стер их из сердца моего, о Боже мой, и соделал к ним ненависть в моей душе, если даже произволением моим я был расположен к ним, и сотворил, чтобы я скорее имел бездеятельное желание и действия без желания, величайшее чудо во всяком случае» . В 27 лет преподобный Симеон сделал решительный шаг, поступив послушником в Студийский монастырь, где подвизался его духовный отец Симеон Благоговейный. За дарованную ему способность освободиться от уз, привязывавших его к жизни в миру, полной искушений, он благодарил Бога:

http://pravoslavie.ru/148700.html

По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Иеговы есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предызображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, – всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама ( Быт. 15 ), в котором также (но более конкретно) предызображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных. Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25; евр. 25–26) – сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Иеговы – применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378). Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью – «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» – по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», – по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), – путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр. 5:7 ) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Иеговы, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя, давая понять, что из самого дела Иаков мог узнать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Филарет Московский четко раскрывает возможную мотивацию слов Авраама о наследовании ему Елиезера и ответ на то Божий: «Домочадец мой будет моим наследником... Дабы войти в его [Авраама – Г.Ф.] истинное чувствование, должно представить: – что отец верующих мог отличать от рождения по плоти рождение и наследие по обетованию ( Гал. 4:23; 3:29 ); – что он мог, некоторым образом, сделать Елиезера своим семенем через усыновление, которое было в обычаях древности ( Быт. 48:5 ); – что он предложил свое избрание на суд Богу, наконец; – что он не отвергает обетований Божиих по неверию, но только уменьшает их по смирению. Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. Здесь, под видом и по случаю устроения дома Авраамова, Господь бросает новый луч света на Свое благодатное обетование: Он показывает, что семя обетования будет, вкупе, и естественное семя его». 5.5. Неисчислимость потомства Аврамова, как звезд небесных Авраам в некоем отчаянии, смиряясь, готов умалить обетование Божие, помышляя о наследстве от Елиезера из Дамаска. Господь же не только настаивает на потомстве именно от чресл его, но и усиливает еще Свое обетование: И вывел Господь его вон, и сказал (ему): посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков ( Быт. 15:5 ). Когда вера Авраама дошла до пределов ей возможного, тогда Бог открыл беспредельность Своей силы и Своей милости. Продолжается ночное видение. По преданию, дух Авраама, при этом, вышел из тела и в Небесной Книге прочитал будущее. Слово (хабет) посмотри, по мнению Бермана, предполагает взгляд сверху вниз. Дух Авраама созерцал звезды с высоты духовного мира. Св. Иоанн Златоуст видит происходившее в ту ночь таким образом: сначала Бог является Аврааму в видении, а потом выводит его из шатра, показывая звезды ночного неба. Златоуст: «Для чего замечено: изведе его вон? Так как выше было сказано, что Бог явился ему ночью в видении и беседовал с ним, а теперь Он хочет указать ему на бесчисленное множество звезд на небе, то и сказано: изведе его вон, и рече: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое " 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После такого недоверия к обстоятельству, которое должно было, может быть, по расчетам самого Мухаммеда, так много обезопасить его в будущем, Мухаммед расстроил бы, как замечает один ученый, 11 и дальнейшие свои планы, если бы Абу-Бакр не был порукою истинности рассказа. Мухаммед наградил Абу-Бакра за это легковерное доверие к нему тем, что назвал его «siddik», что означает человека прямой (искренней) веры. Пример Абу-Бакра не остался без последователей: многие переменили свои убеждения. рассказ Мухаммеда о его путешествии возбуждал различные мнения. Мнения ученых мусульман особенно различны относительно вознесения на небо, как различны были убеждения и самих современников этих событий. Большая часть мусульманских толковников утвердительно говорят, что путешествие из храма Мекки в храм Иерусалимский было действительное и в доказательство действительности ссылаются на первый стих 17 главы корана, считая кяфиром, т. е. неверным того, кто стал бы отвергать действительность этого путешествия. Что же касается до вознесения Мухаммеда на небо, то большинство толкователей является на противоположной стороне, именно большая часть ученых мусульман утверждают, что этого вознесения вовсе не было, и если допускают его, то не более как видение. Надобно, впрочем, заметить, что мусульманские ученые, не находя в коране ясного свидетельства о путешествии Мухаммеда на небо, не клеймят отвергающего оное поносным именем «кяфира» т. е. неверующего. Вот что читаем мы на это в книге «Рисаляи-Азиза»: кто отвергает мирадж –ночное путешествие Мухаммеда в храм Иерусалимский, тот да будет «кяфир» – неверный; потому что сказано: если кто отвергнет путешествие от святилища (в Мекке) до святилища, отдаленного (в Иерусалиме), тот есть неверный, но если кто отвергнет путешествие на верх (на небо), тот, как говорят ученые, не будет не верующим. Другие же, напротив, более ревностные и слепо преданные Мухаммеду, утверждают, что это вознесение Мухаммеда действительно совершилось вместе с его телом и что, следовательно, это было вовсе не видение, а действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению (после Мекки и Медины) религиозным центром всего исламского мира, и мечеть аль-Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня. В большой степени этому способствовало мусульманское предание (сунна) собрание устных рассказов о Мухаммеде (хадисов); сунна сформировалась постепенно и приняла окончательный вид в IX веке. Дело в том, что в Коране имеется краткое упоминание о «ночном путешествии» Мухаммеда; 17-я сура так и называется: «Перенес ночью». В первом стихе этой суры говорится: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17,1). Первоначально под «отдаленнейшей мечетъю» (аль-Масджид аль-Акса) понимались небеса, куда Мухаммед якобы был вознесен однажды ночью. С конца VII в. складывается традиция рассматривать это путешествие как «ночное путешествие» Мухаммеда в Иерусалим, отличая его от последующего вознесения Мухаммеда на небеса. Согласно преданию, Мухаммед спал около Каабы, когда к нему явился архангел Джибрил (Гавриил) с крылатым конем Бураком. В сопровождении Джибрила Мухаммед отправился на Бураке в Палестину. В Иерусалиме он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) и руководил их совместной молитвой. Среди мусульманских комментаторов Корана имеется и другое мнение, согласно которому это «ночное путешествие» было только видением, о чем упоминается в той же 17-й суре: «Видение, которое Мы дали тебе узреть, служило только к тому, чтобы испытать людей» (17, 62). Как свидетельствовал в начале ХХ в. авторитетный исламовед А. Е. Крымский, «до сих пор между мусульманами существует разногласие насчет того, считать ли это событие за видение (как указывает Коран), или за путешествие действительное и телесное» 10 . Поэтому вполне понятно, что мусульмане отождествили отдаленнейшую мечеть (аль-Масджид аль-Акса), упоминаемую в Коране, с иерусалимской, которая стала называться аль-Акса. По преданию, именно сюда Мухаммед был якобы чудесным образом перенесен на Бураке перед вознесением (мираджем) на небо. И в XI веке арабский писатель Насир-и-Хосров (ум. в 1088 г.) определил религиозное значение Иерусалима для мусульман следующим образом: «Это место – третий дом Божий. Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам намазов» 11 . Куббат-ас-Сахра (Мечеть «Купол скалы»)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Присоединим к этим суждениям ученых мусульман мнение историка XIV в. Абульфеды об этих путешествиях. Этот историк, который в отношении к чудесам является более умеренным, говорит: «путешествие пророка Аллаха от Мекки до Иерусалима в одну ночь и его вознесение на седьмое небо относятся различными авторами к различным эпохам. Не соглашаются также и в том, действительно ли пророк совершил это путешествие, или это было одно только видение». Не смотря на все эти воззрения, некоторые из мусульман придают вообще этому путешествию Мухаммеда такую важность, что считают оное самым сильным доказательством, ручающимся за божественность посольства их лжепророка, признают это путешествие одним из самых разительнейших чудес, совершенных для Мухаммеда всемогуществом Божиим. Но очевидно, что все эти мнения должны иметь какие-либо основания. Самое разногласие или различие в воззрениях предполагает уже и самое различие оснований. Поэтому рассмотрим основания, вследствие которых происходят те или другие мнения об этих обстоятельствах в жизни Мухаммеда. В подтверждение путешествия Мухаммеда в храм Иерусалимский приводят, как уже было сказано, первый стих 17 главы корана, и это свидетельство корана, казалось бы, должно обезоружить всех противников; но эти последние не замедлили явиться и заподозрить действительность и этого путешествия, по известным причинам, коих мы коснемся в последствии. За тем указывают на возлюбленную супругу Мухаммеда Аишу, которая, будто бы, не видала его на своей постели в ту ночь, в которую долженствовало совершиться путешествие. В тоже время и другие ссылаются на туже Аишу, утверждая, что этого путешествия не было, и что Аиша объявила, что в показанную ночь тело Мухаммеда оставалось совершенно спокойным и что ночное путешествие, следовательно, совершалось только в духе, было просто видением. Другие утверждают подлинность, а вместе и чудесную кратковременность этого путешествия тем, что Мухаммед так скоро возвратился из этого путешествия, что успел предотвратить совершенное пролитие воды из кружки, которую едва не опрокинул крылом своим Архангел Гавриил, отправляясь с Мухаммедом в далекий путь и что постель Мухаммеда не успела остынуть во время путешествия. Наконец указывают на то, будто патриарх Иерусалимский подтвердил посещение Мухаммедом храма Иерусалимского, подтвердил в то время, когда находился в Константинополе у императора Ираклия, когда к этому последнему явились послы от Мухаммеда с приглашением принять ислам .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010