Все, значит, унаследовали от своих прародителей старую ошибочную привычку – видеть смерть, но не бояться ее. «Не умрете». Да, живите, живите, радуйтесь, будьте спокойны, – вы не умрете, как прочие люди – вы другой природы, вы созданы из другой персти. Вы получили золотую грамоту от Самого Бога в том, что Он дарует вам бессмертие. Вы заключили условие со смертью, что она никогда не придет взять вас, как говорит пр. Исаия: сотворихом завет со адом и с смертию сложение (28,15). «Не умрете». Слепые, вы говорите ложь; прельщенные, вы надеетесь на пустое! Положили ложь упование ваше ( Ис.28:15 ). Вы люди – значит умрете: вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете ( Пс.81:7 ). Вы подняли в мире такой шум, чтобы создать себе бессмертную славу, но слава ваша, как молния, рассеется. Вы отягчили душу свою (грехами), чтобы разбогатеть, но вы нагими сходите в землю, а ваше богатство переходить в чужие руки. Вы настроили себе высоких хором, а обиталищем вашим будет мрачная могила. Вы обидели бедных, чтобы безмерно расширить свою недвижимость, а вам остаются только четыре аршина земли, чтобы вырыть могилу. Где же слава, где власть, где нега и услада прошлой жизни? – Все тень, все прошло. Видели ли вы, как летает птица в воздухе? Остается ли какой-нибудь след на ее пути? Видели ли корабль, плавающий в море? Оставляет ли он какой-нибудь след после себя? Видели цветы, растущие на земле – остается ли от них хоть листок? Видели ночное сновидение? Остается ли что-нибудь к утру? Тоже самое (представляет собою) и наша жизнь, по выражению Богослова (Григория): «сон неустойчивый, видение, которого нельзя запомнить, след птицы летящей, судно на море, не оставляющее следа, цветок, на время появляющийся, и вскоре тлеющий». Одно только имя остается, имя редко хорошее, а по большей части худое; имя, которое поносят обиженные бедняки, обманутые друзья, даже сами наследники, ради которых вы впали в " мучения. Пусть сатанинский змий говорит – «не умрете», – вы же, яко человецы умираете и яко един от князей падаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Вы настроили себе высоких хором, а обиталищем вашим будет мрачная могила. Вы обидели бедных, чтобы безмерно расширить свою недвижимость, а вам остаются только четыре аршина земли, чтобы вырыть могилу. Где же слава, где власть, где нега и услада прошлой жизни? Все тень, все прошло. Видали ли вы, как летает птица в воздухе? Остается ли какой-нибудь след на ее пути? Видели ли корабль, плавающий в море? Оставляет ли он какой-нибудь след после себя? Видели цветы, растущие на земле? Остается ли от них хоть листок? Видали ночное сновидение? Остается ли что-нибудь к утру? То же самое представляет собой и наша жизнь, по выражению Григория Богослова: «Сон неустойчивый, видение, которого нельзя запомнить, след птицы летящей, судно на море, не оставляющее следа, цветок, на время появляющийся и вскоре тлеющий». Одно только имя остается, имя редко хорошее, а по большей части — худое; имя, которое поносят обиженные бедняки, обманутые друзья, даже сами наследники, ради которых вы впали в мучения. Пусть сатанинский змий говорит не умрете, - но вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Нет ничего столь бесспорного, как смерть, все остальное обманчиво. Ты хочешь отправиться путешествовать; неизвестно, подвергнешься ли ты опасностям, или же благополучно возвратишься. Ты хочешь разбогатеть, но неизвестно еще, может быть, навсегда останешься нищим. Хочешь добиться почестей, но неизвестно, достигнешь ли желаемого. Дешево или дорого будет все, неизвестно; будет война или мир, тоже неизвестно. Нет ничего твердого, ни доброго, ни худого. Все, что ты видишь, на что надеешься, непрочно. Прочна одна лишь смерть. Хочешь или не хочешь, ты непременно умрешь. Земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Это естественное бедствие неустранимо. Лежит человеком единою умрети (Евр. 9, 27). О смерть, смерть, как ты горька! Амаликитский царь Агаг был побежден в битве и впал в руки израильтян. Было определено, что он своей кровью заплатит за великий разгром, причиненный народу Божию. Силой влекомый на смерть, он, весь дрожа, поднял глаза и увидал над собой обнаженный меч, вздохнул из глубины сердца и сказал: Тако ли горька смерть? (1 Цар.

http://zavet.ru/minat.htm

Не ищите и в человеке естественном чего-либо соответствующего его высокой природе: в нем один только облик человеческий, под которым находится пустота – отсутствие истинно человеческих достоинств. Действия, являемые призрачным видением, также суть одна праздная мечта – один обман чувств. Потому-то когда исчезает призрак, то вместе с ним исчезают и его действия, не оставляя после себя никакого следа. И в действиях человека, живущего по естеству, ничего не найдете действительного и существенного. Много он трудится и работает в продолжении своей жизни, но вся его работа исчезает во времени, теряется в веках и самый след её. Много носила на себе земля этих кратковременных обитателей, много видела она над собой их дел, предпринимаемых умом, силой и искусством, но она доселе остается все та же, как создал ее Творец, все те же являет перемены года и в том же остается круговидном состоянии, а те, которые владычествовали над ней, скрылись в неизвестности и прешли как тень все дела и труды их. Мы не будем уже говорить о той мелкой, совершенно пустой обыкновенности, из которой слагается жизнь каждого человека: если возьмем ко вниманию деяния тех людей, которые, по суду истории признаны великими, то и в них не найдем ничего истинно великого и славного. Что уцелело, сохранилось и пребыло доселе из великих дел их? Уже рассыпались и развеялись по пространству мира те города и царства, которые они воздвигали, и исчезли с лица земли те племена и народы, победой которых они прославили свое имя. Не стало ни пленников, ни победителей, ни следов их побед. Есть ли это величие и даже какая-нибудь существенность? Не тень ли это? Не мечта ли и призрак? А потому и самые эти, равно отжившие век свой, великие люди не с большей ли справедливостью могут быть названы не столько людьми, действительно существовавшими, сколько призраками, явившимися во образе и подобии людей и потом исчезнувшими, как ночное видение, когда оканчивается сон, и мы пробуждаемся к действительности? Так, вне благодатной жизни, человек не имеет ни истинного бытия, ни истинной деятельности, ни истинного величия и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

25 ст. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. Гл.20. Говорит Софар Минейский. Ст.5. Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна. Страшному падению других свойственно радоваться только людям злым, нечестивым. 6 ст. Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков [церк.-слав.: Аще взыдут на небо дары его, жертва же его облаков коснется]. Бог не принимает жертв от нечестивых. 8 ст. Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. 9 ст. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. 11 ст. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (грехи). 15 ст. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. 19. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил. 27 ст. Небо откроет беззаконие его (нечестивого), и земля восстанет против него. 28 ст. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. 29 ст. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! Гл.21, ст.7 [-9]. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. (А Софар утверждал противное; Иов против него.) 11 [-12] ст. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели [церк.-слав.: Пребывают же яко овцы вечныя, дети же их предыграют, вземше псалтирь и гусли (псалтирь – инструмент), и веселятся гласом песни]. 13. Проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. 14. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! 15. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? 17. Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? 18. Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В соответствии с раннехристианской традицией, идущей от св. Иустина Философа , все ветхозаветные Богоявления – это явления Бога Слова, второй Ипостаси Святой Троицы. Слово есть видимое невидимого Бога. Бог является миру, посылая Свое Слово, Своего единородного Сына. Так, в новом явлении Бога Аврааму таинственно является Божественный Логос, предвечное Слово Отца. 5.2. Ночное видение Было слово Ягве к Авраму в видении (ночью) ( Быт. 15:1 ) Таинственное видение Аврааму происходит в две ночи. Первая ночь ( Быт. 15:1–9 ). Бог посылает Свое слово Аврааму, дает ему обетование потомства от его чресл, множеством, как звезды на небе, и повелевает ему приготовить жертву рассечения. Днем Авраам рассекает жертвенных животных и отгоняет налетающих на них птиц ( Быт. 15:9–11 ). Вторая ночь ( Быт. 15:12–21 ). По захождении солнца и наступлении тьмы, Авраму дается пророчество о египетском рабстве его потомства, и в явлении дыма и пламени огня, с ним заключается завет. Слово Господа к Аврааму было в видении (ночью). Еврейский текст содержит только слово (ба-махазе) в видении. Слово ночью внесено в текст в LXX, и то не во всех кодексах. Несмотря на ночное время Богоявления, Авраам находится не в состоянии сна, а в особом экстатическом состоянии пророческого прозрения, при котором он не теряет ощущения реальности. Из контекста видно, что, находясь в экстатическом состоянии, видении (махазе), Авраам совершает и обычные действия – разговаривает, выходит из шатра, смотрит на звезды ночного неба, сердце его поверило словам Господа. Берман дает объяснение состояния Авраама, на основании значения еврейского слова «махазе»; «Махазе есть видение невидимого. «Хазе» – грудь, то, что вмещает сердце, откуда человек способен видеть то, что глазами не увидишь... это, именно, видение – откровение издалека» 458 . Авраам видит издалека, видит отдаленные в веках события судеб его потомков. Апостол Павел, находясь в подобном состоянии, не знал – был он в теле или вне тела ( 2Кор. 12:2 ). Авраам видит очами сердца, из глубин «хазе» (груди), вне тела, но при этом поднимает и очи телесные, смотря на звезды ночного неба. Одновременно ли, поочередно ли, но и дух, и тело участвуют в созерцании Богоявления. Опусти ум в сердце и оттуда умными очами зри Бога – аксиома святоотеческой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще учась на старшем курсе семинарии, Тимофей начал преподавать здесь греческий язык, а по окончании обучения получил место преподавателя риторики и философии. В 1758 году последовал постриг в монахи с именем в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского . Этому предшествовало два события, о которых он потом сам вспоминал и которые могли повлиять на решение принять постриг. Одним из них было ночное видение после молитвы, когда перед ним на время «разверзлись небеса». Второе произошло во время каникул в Александровском монастыре, куда Тимофей приехал погостить. Поднявшись на колокольню, молодой человек оперся на перила, желая лучше рассмотреть прекрасные виды монастыря. В тот же момент перила зашатались и упали на землю, а Тимофея как будто кто-то оттолкнул назад. Так чудом он остался жив. Однако последнее событие стало поводом для размышлений о быстротечности жизни и Промысле Божием . В том же году отец Тихон получил должность префекта духовной семинарии. Вскоре после этого он был рукоположен сперва в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Обе хиротонии были совершены в Петербурге. В 1759 году отца Тихона направили в Тверь, где в сане архимандрита он возглавил Желтиков монастырь. Однако вскоре последовал перевод в Успенский Отроч монастырь, а также назначение ректором Тверской духовной семинарии. На Воронежской кафедре Трижды тянули жребий, и трижды доставали имя архимандрита Тихона Сан епископа архимандрит Тихон получил в возрасте 37 лет. Произошло это 13 мая 1761 года, и также не без Промысла Божия. Когда выбирали епископа в Новгород, решили сделать это с помощью жребия. Кто-то предложил к числу семи других кандидатов добавить имя ректора Тверской семинарии Тихона. Вначале его не рассматривали в качестве претендента из-за слишком молодого возраста, к тому же для архимандрита уже готовилось другое место – в Троице-Сергиевой лавре. Однако решили написать и его. Трижды тянули жребий, и трижды доставали одно и то же имя – архимандрита Тихона. И еще одно немаловажное событие, предсказавшее ему епископство, предшествовало этому. Во время совместного богослужения епископ Афанасий помянул его пред престолом Божьим именно как епископа, а не архимандрита. Это произошло по ошибке, но вскоре ошибка стала действительностью. Архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Кексгольма и Ладоги, с назначением викарием Новгорода. Эту должность он занимал около двух лет.

http://pravoslavie.ru/105956.html

Мы не отпеваем инославных, когда они никакого к нам отношения не имеют. Но когда умирает муж православной жены или жена православного мужа, которые всю жизнь ходили к нам в церковь, но почему-либо не стали православными, то вопрос совсем иначе стоит. Существует синодальный чин отпевания инославных, но он очень неудовлетворительный. Это наш обычный чин, но из него вырезано «со святыми упокой» и в отпусте не дается никакого обещания вечной жизни. Это просто писарский подход: я не беру ответственности, и поэтому все то, что относится к молитве вообще, – пожалуйста, а обещать-то я ничего не обещаю. Ну, это очень, очень жидко… Тем более, что мы отпеваем и даем обещания, которые или имеют серьезное значение, или мы не должны бы их давать. Ведь каждый раз, когда мы совершаем панихиду, отпевание, в сущности, утверждается, что этот человек предается в вечную жизнь, а не в вечное мучение – так чин построен. Так что тут у нас впереди проблема: отпевание неправославного супруга православного человека. Есть вопрос венчаний – это еще более широкая область, и целый ряд таких чинов. И, наконец, есть вопрос личный. Где-то в православном сознании есть нечто, чего не делает Церковь как таковая, через большое «Ц», но член Церкви может делать (я, конечно, не говорю о том, чтобы нарушать что-то, что лежит в существе Церкви). Но есть, скажем, в житиях святых рассказ о том, как какой-то священник молился о самоубийцах, и его епископ ему запретил. И было ночное видение тому епископу: он видел толпы людей, которые кричали ему, что он – их мучитель. И когда он их спросил: но что я вам сделал? – они ответили: один человек за нас молился, и каждый раз, когда он молился и совершал литургию за нас, нам было облегчение, а теперь ты нас этого лишил… Всецерковно это ничего не меняет, а в порядке какой-то личной чуткости, личного чувства вещей – меняет. Я много лет был в приходе священника, который на литургии вставлял несколько прошений, с благословения нашего епископа, и, между прочим, молился о тех, которые «в безумии сердца и помрачении ума» руки на себя наложили.

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-sur...

Ирмос 3й песни: “ Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…”  — здесь древнее чудо, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извел воду из скалы — “неплодна камене”  ( Исх.17:1–7 ), — сравнивается с тем, как из каменного гроба Христа истекает, словно дождь, источник нетления. Стоит отметить, что темам дождя и странствия по пустыне соответствует, вообще говоря, не 3я, а 2я библейская песнь ( Втор.32:1-43 ) 8 . Ирмос 4й песни:  “На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…” , прямо отсылает к пророку Аввакуму, автору 4й библейской песни ( Авв.3:2–19 ). Ср. Авв.2:1:  “На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…”  Пророческое видение Аввакума отнесено в ирмосе к ангелу, возвещающему весть о Воскресении Христовом. Ирмос 5й песни:  “Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…” , содержит парафраз 5й библейской песни, пророка Исаии ( Ис.26:9-19 ):  “От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…”  Славянское слово “утреневати” буквально означает “пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]”. Тем самым ночное исполнение пасхального канона (по строгому уставу, утреня всегда должна служиться еще ночью, до рассвета) соотносится с тем, как мироносицы рано-рано утром спешили ко гробу Христа:  “вместо мира песнь принесем”. Ирмос 6й песни:  “Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…” —  упоминает пророка Иону, поскольку именно ему принадлежит 6я библейская песнь ( Ион.2:3-10 ). Согласно Священному Писанию, Иона воспел ее, находясь глубоко под водой во чреве кита. Пасхальный канон соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня — с тридневным Воскресением Христовым. Ирмос 7й песни: “ Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…” —  ссылается на историю о трех еврейских отроках, которые были брошены вавилонским царем Навуходоносором в раскаленную печь, но были спасены Богом. Рассказ об этом событии, молитва и песнь отроков составляют 7ю библейскую песнь ( Дан.3:26-56 ). В ирмосе подчеркивается, что Тот, Кто некогда спас отроков от неминуемой гибели, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления ( “в нетления облачит благолепие” ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Ст. 14 – 15. Единою бо (ν γρ τ παξ – однажды) возглаголет Господь: второе же во сне, или в поучении нощнем (ς φσμα εν μελτη νυκτεριν, рс: в ночном видении), или яко егда нападает страх лют на человеки, во дреманиих на ложи. Елиусу было известно, что Господь открывает свою волю трояко. Первый способ откровения, это – непосредственное слово Божие к человеку, выражающее определенную истину, определенный нравственный закон. А потом, по мере надобности, Господь некоторыми способами напоминает свое, прежде откровенное, слово и побуждает строго исполнять его. Таким способом напоминания воли Божией было чрезвычайное видение в ночное время; оно невольно оставалось в памяти человека и было внушительным истолкователем воли Божией. Иногда откровение сообщалось от Бога в глубокую полночь при некотором особенно сильном возбуждении духа в получающем откровение. Когда вся природа предается покою и наступает глубокая тишина, тогда и человек, чувствуя господство воли Божией над жизнью природы, глубоко благоговеет пред Вседержителем, и в таком настроении духа бывает более достоин и способен получить откровение Верховной Воли. Эти способы откровения божественного были известны в патриархальное время. Так Господь открывал свою волю не только патриархам еврейского народа ( Быт. 15:1, 5; 26:24 ) но и другим праведникам того времени – лучшим людям соседних народов. Так мудрый, строго честный и ревностно-правдивый старец Елифаз, почтеннейший из друзей Иова, откровенно и прежде всего заявляет о себе: «Ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него (Бога). Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои и дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, – но я не распознал вида его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос...» (гл. 4, ст. 12 – 16). Подобным образом Господь открывал свою волю знаменитому пророку востока Валааму, сыну Веорову из Пефора (на р. Евфрате): Господь «приходил к Валааму «ночью», «влагал слово в уста его,» и Валаам «говорил с открытым оком, слышал слова Божии, видел видения Всемогущего; падал, но были открыты глаза его...» (числ. гл. 22, ст. 9 13. 2 – 21; гл. 23, ст. 4 – 7. 16; гл. 24, ст. 3 – 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, — писал ее сын, — всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое — отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: «Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!» В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние». В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010