Второе отношение: Бога истинна от Бога истинна . Однажды апостол Филипп дерзнул попросить Господа: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. На это милосердный Господь ответил: Видевший Меня видел Отца, и добавил: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 8–11). И снова сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16, 15), и еще раз повторил: Я и Отец — одно (Ин. 10, 30), когда евреи подняли на него руки с камнями, чтобы убить Его, сказав: за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (Ин. 10, 33). Что они, ослепленные грехом, видели, то и говорили. А они во Христе — или лучше сказать, на Христе — видели только тело человеческое, но то, что таилось за пеленой плоти, за багряницей крови, было скрыто от их глаз. Смотрите-ка, обычная медная проволока, брошенная на землю, и медный провод, передающий мысль и голос, выглядят одинаково для взора неразумных, неискушенных людей. Пелена заволакивала их духовное зрение, и они смотрели, но не увидели сущность Его Божественную в существе человеческом. Его могли видеть крещеные, очищенные и освященные. Его видели святые апостолы и все духовные люди на протяжении веков, подобно святым отцам Никейским. Бог во Христе, — свидетельствовал апостол Павел (2 Кор. 5, 19). Это Божие откровение. Но то, что Рожденный от Бога — Бог истинна от Бога истинна , разве не вытекает это из понятия о родителе и потомстве, существующего во всех царствах жизни? Истинный Бог мог родить только истинного Бога. Третье отношение: рожденна . То есть Сын Божий рожден от Бога. Свет рожден от Света, Истина — от Истины, Жизнь — от Жизни, Слава — от Славы, Бог истинный от Бога истинного. Разум человеческий в известной мере способен понять рождение плоти от плоти, но плохо постигает рождение духа от духа. Но Бог есть дух (Ин. 4, 24). Телесное рождение есть лишь тень, символ рождения духовного. Мессия, Спаситель наш — не смерть от смерти, не тьма от тьмы, не тлен от тлена, не немощь от немощи, но Свет от Света, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. И поскольку Он рожден в вечности, то и вам, если будет нужно, Он явится в вечности. Он явит Себя тогда, когда вы покинете мир сей и врата его захлопнутся за вами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

7–8. И когда Он снял четвертую печать, я слышал Голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными. Сообразно с пониманием первых трех печатей, объясняется обычно и символ четвертой. «По ее снятии Иоанн видит бледного коня, собственно серого, бесцветного», каковой цвет принимают трупы людей. За всадником, напоминающим смерть и так и называемым смертью, следовал ад. Ад является здесь олицетворением действительных обитателей ада, т. е. осужденных (Генгстенберг) по предварительному суду на временные мучения. Всаднику на бледном коне дан меч как орудие смерти; в его распоряжении голод, ему подчинены и бедствия мора (повальные и заразные болезни – Эвальд, Клифот, Лютард), и даже земные хищные звери. Бедствия эти падут на четвертую часть земли – это не математически точное измерение особого пространства; здесь определенное число в смысле неопределенного, для указания на действия этих явлений временно и по местам. Число же четыре употреблено в соответствие четырем животным, четырем коням и четырем странам света. Все это, – добавляет проф. Орлов, – подтверждает нам церковная история, история распространения христианства» 194 . Так и вообще, толкователи видений этих коней, и в частности темного, а за ним и бесцветно-бледного коня смерти четвертого, всецело склонны приурочивать знамения их к наиболее тяжелым эпохам гонений и притеснений христиан в первые века христианства от язычников и неверующих. «Явление это, – категорически заявляет Яковлев, – ясно изображало то время, когда свирепое язычество упивалось христианской кровью» 195 . И затем он перечисляет все главные гонения греко­римской империи, особенно оттеняя последние (Диоклетиана и его сотрудников). А св. Андрей Кесарийский , повторяя ссылку на эти последние гонения (называя здесь Максимиана Никейского), дополнительно приводит сюда и поражение мечом громадного числа людей, бывшее в его дни при восстании армян на римлян, где тела умерших поедались собаками и дикими зверями 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» ( Ин. 17:24 ); в) деятельность :«Отец Мой доныне делает и Я делаю» ( Ин. 5:17 ), или еще: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедовал Мне Отец, так и творю» ( Ин. 14:31 ); а также, когда говорит с подробностью, что Сын пришел в мире и воплотился для нашего спасения, что по вознесении на небо Он послал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа, что Он сообщил людям откровение и т.д. Все такого рода изречения показывают, что Сын Божий есть отдельное от Отца Лицо. Дух Святой также изображен в изречениях Нового Завета как личность, когда и Ему, как Отцу и Сыну приписывается: а) ведение: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ); б) воля : «ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян. 15:28 ); в) деятельность : «каждому дается проявление Духа на пользу... все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:7–11 ). В этом последнем изречении апостол, указывая различные духовные дарования, ясно различает от них их раздаятеля – Духа Святого, и притом так, что показывает в Воздаятеле разумение, свободную волю, могущество, – свойство личности. О  том же Святом Духе говорится в Писании, что Он поставляет епископов, говорит устами пророков, наставляет людей на всякую истину и т.д. Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признавать в Духе Святом личное существо, действующее с самосознанием и волею. Руководствуясь столь ясными свидетельствами Священного Писания, Церковь Христова с самого начала веровала в таинство Святой Троицы. Эту веру она выражала: а) в символах, употребляющихся еще до Никейского Собора в разных Церквях; б) в священнодействии Крещения, которое совершается через троекратное погружение крещаемых в воду;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Именно перед этой тайной, целиком озаренной светом Христовым, понимается столь глубокое высказывание Ш. Пеги: “Нужно совершить над собой насилие, чтобы не верить” 953 . Глава II. ЭСХАТОЛОГИЯ К счастью, педагогическая мудрость Церкви никогда не вдохновляла на какой-либо исчерпывающий догматический синтез эсхатологических данных. За исключением членов Никейского Символа веры , которые говорят о Втором пришествии, суде и воскресении, православие не обладает догматическими формулировками. Сталкиваясь с утверждениями о последовательности событий, с библейскими ссылками, ее богословское истолкование и само предание не являются достаточно ясными и единообразными. Существуют вопросы, которые с почтением обходят даже богословы... Однако, “если мудрости и свойственно знание действительности, никто не может считаться мудрым, если он не объемлет в своем гнозисе (познании) также и то, что грядет” 954 . Дело в том, что эсхатологический итог является итогом не только истории, но и Премудрости Божьей. Однако уже апостол Павел утверждает несоизмеримость мудрости Божьей и мудрости человеческой. В некотором смысле только человеческое безумие может предчувствовать неисповедимые пути Божьи. Мы стоим перед основной тайной божественного домостроительства, но как осуществляется согласие Божьей любви и Его правосудия, для нас непостижимо. Итог предполагает антиномическое мышление; однако схема школьных учебников весьма рационалистична и антропоморфна. Отец Сергий Булгаков называет “покаянным богословием” такое упрощенное решение, которое, забывая о тайне Божьей создает юридический кодекс. Так мы выигрываем в ясности, но она является сомнительной. Уместно вспомнить слова апостола Павла: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” ( Рим.13:33 ). “Проходит образ мира сего” ( 1Кор.1:31 ), “и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” ( 1Ин.1:17 ). Что-то исчезает, а что-то остается. Мы стоим перед преображением элементов мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Заметим, что упомянутые в тропаре апостолам пеленки Павла – это одна из многочисленных священных реликвий Константинополя, или, как называли их греки, «символов» 285 . По-видимому, эти священные реликвии появились после VII Вселенского Собора как реакция православного населения столицы на гонение императоровиконоборцев. Основанием к их появлению служил «Догмат трехсот шестидесяти седми святых отец Седмаго Вселенскаго Собора Никейскаго, о иконопочитании». Согласно «Догмату», допускалось почитание изображения, согласующееся с «повествованием евангельской проповеди… служащее нам к уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к общей пользе». Общую пользу иконопочитания Собор видел в том, когда позднейшие указания соответствуют и таким образом подтверждают предыдущее. («Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются».) Собор установил почитание изображений не только Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, но и бесплотных ангелов, и всех святых и праведных. Кроме икон в собственном смысле этого слова, Собор допустил такие изображения на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и при дорогах. Само иконопочитание Собор указал выражать целованием и почитательным поклонением «по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящаго Креста и Святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается». Странное на первый взгляд появление священной реликвии в виде пеленок апостола Павла имело глубокий смысл. В духе догмата VII Вселенского Собора оно было обосновано тем, что сам апостол о себе говорил: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» ( Деян. 22, 3 ). Скованный цепями, апостол этими словами начал свою речь к иудеям, в которой говорил о чудесном его обращении из гонителя христиан в апостола ( Деян. 22, 4–21 ). Кроме апостола Павла, о Гамалииле упоминает Дееписатель ( Деян. 5, 34 ) как о мудром законоучителе, который, будучи членом синедриона, выступил в защиту апостолов. Итак, с реликвией пеленок апостола Павла связаны два имени, «повествованию евангельския проповеди согласующий»: апостол Павел, который сам о себе говорил» что он «даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» ( Деян. 22, 4 ), и его учитель Гамалиил, который, увещевая членов синедриона не преследовать апостолов, говорил: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян. 5, 38–39 ). Кровавое гонение на иконопочитателей по ассоциации вызывало воспоминание о гонении в Иерусалиме на апостолов, а мудрые слова Гамалиила не преследовать апостолов, чтобы не оказаться богопротивниками, воспринимались как пророческие в отношении иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Принимай причастие Пречистых Христовых Таин, веруя, что это — воистину Тело и Кровь Христа Бога нашего, которые дал Он верующим во оставление грехов, ибо в ночь, в которую был предан, определенно завещал Он святым своим ученикам и Апостолам и всем Своим будущим последователям, сказав: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое… Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите… в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28; 1 Кор. 11:24–25). Это — Само Слово Божие, действующее и всё творящее силою Своею, действует и претворяет чрез священные слова и чрез снисшествие Духа Святого предложенные хлеб и вино в Его Тело и Кровь и подает во освящение и просвещение причащающимся с верою. Покланяйся, также, с верою и лобызай честное изображение (лика) вочеловечившегося нас ради Бога Слова, имея в мыслях, что в этом изображении ты видишь Самого Творца: ибо «честь, оказываемая изображению, — говорить святой Василий Великий, — переходит на первообраз». А первообраз, — это тот, чье лице изображается и кто послужил причиною изображения: так, взирая на написанное на иконе, мы умственными очами восходим к тому, кого эта икона изображает, и, благоговейно поклоняясь образу Принявшего на Себя плоть нашу, не обоготворяем самого написанного образа, но образ Воплотившегося Бога и Уничижившего Себя нас ради до образа рабского крепко и с любовью лобызаем; равно лобызай и образы Пречистой Матери Его и всех святых. Покланяйся с верою и изображению Честного и Животворящего Креста и целуй его ради Распятого на нем плотью, на спасение роду человеческому, Христа Бога и Спаса мира, даровавшего нам образ креста в знамение победы над диаволом, который боится и трепещет силы крестной. Вот чему должен ты верить и с этой верой ты принимаешь св. крещение: так сохрани же эту веру без всякого изменения и еретических добавлений до последнего издыхания… Возненавидь же все учения, противные этой непорочной вере и считай их враждебными Богу, так как, по слову Апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат. 1:8). — И действительно, нет другого Евангелия, нет другой веры, кроме проповеданной Апостолами и утвержденной Богоносными отцами на различных соборах и преданной Соборной Церкви. Сказав это и научив царского сына Иоасафа символу веры, изложенному на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа в водоеме, находившемся в царском саду. Таким образом сошла на Иоасафа благодать Святого Духа. Вошедши затем в спальню Иоасафа, Варлаам совершил там богослужение и приобщил его Пречистых и Животворящих Таин, и оба они пребывали в духовной радости, воссылая хвалу Богу. После того Варлаам научил царевича, как ему подобает жить после крещения, преподав ему учение о добродетели, и удалился к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Покланяйся и целуй с верою честное изображение воплотившегося за нас Слова Божия в той мысли, что ты видишь пред собою Самого изображенного. Ибо честь, воздаваемая иконе относится к тому, кто на ней изображен»; как сказал один из наших богословов (св. Василий Великий ). Так что мы в уме переносимся к живому, подлинному, истинному образу Того, Кто изображен на иконе. Мы не обожаем этих икон, но целуем их, как изображения воплотившегося за нас Бога, Который из любви к нам временно уничижил Себя. На том же основании мы лобзаем и поклоняемся изображениям Пречистой Его Матери и всех святых. Подобным образом, с верою целуй и поклоняйся изображению святого и Животворящего Креста ради Распятого на нем, распятого для спасения рода человеческого и давшего нам крест помощником для победы над диаволом, при виде которого диавол ужасается и дрожит, не перенося его силы. Следуя этому учению, прими св. крещение, сохраняя веру неизменной и чистой до последнего дыхания. Всякое же учение и мнение, противоречащее этой истинной вере, ты считай противным Богу, а потому отвергай его, ибо Апостол говорит: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали мне, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Знай, что нет другого Евангелия, другой истинной веры, кроме возвещенной нам Апостолами и утвержденной на различных соборах Божественными Отцами и принятой кафолическою Церковью ». Св. крещение Иоасафа, последние наставления, прощание и удаление св. Варлаама в пустыню Сказав все это и передав царевичу Символ веры, изложенный на Никейском соборе, Варлаам крестил его во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, погрузив в водоем с водой, находящийся в царском саду. Тогда низошли на крещенного дары Святаго Духа. Возвратившись же в спальню Иоасафа и совершив бескровное священное жертвоприношение, старец преподал ему Святых Таин Христовых, возрадовался он духом, прославляя Христа, Бога нашего. После этого Варлаам сказал: «Да будет хвален Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, утвердивший тебя в надежде на жизнь в бессмертном, вечном, святом наследии чрез Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Я писал о том, что Христос «обеспечивает» Искупление и указывает на то, что дары Его искупительной жертвы действительны только для тех, кто связывает себя с ними. И христиане, разумеется, всегда утверждают, что деяние Иисуса не будет иметь значения для нас, если мы некоторым образом не соединимся с Ним (см. цитированный выше фрагмент из Послания к Евреям: Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного»). Мы можем сказать Богу: «Пожалуйста, прими вместо жизни, которую я должен вести (и жизни, которую должны были вести мои предки), эту совершенную жизнь Иисуса в качестве моего искупления». Тем самым мы соединяем наше раскаяние и извинения с возмещением (и епитимьей), которые обеспечил Христос. Вхождение в христианскую церковь происходит через таинство крещения. Никейский Символ Веры отражает различные новозаветные тексты, в которых утверждается вера в «единое крещение» (т.е. это таинство не повторяется) «во оставление грехов». Это означает, что Бог дарует Свое прощение тем, кто стремится к этому. Принимая крещение, пишет Апостол Павел, христиане крестятся в смерть Иисуса ( Рим.6:3 ); при этом взрослые принимают его самостоятельно, а в случае, когда крестят детей, родители совершают его с молитвой о том, что, когда дети станут старше, они сами примут ту связь, которую родители осуществили за них. И эта связь, установленная крещением, возобновляется каждый раз в таинстве евхаристии, когда, как пишет Апостол Павел, всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор.11:26 ). Поскольку хлеб и вино евхаристии имеют статус «тела» и «крови» Христа (как бы это ни трактовалось), наше соучастие в жертве Христа аналогично соучастию в древних жертвоприношениях, когда участники ритуала съедали часть жертвы. «Тело» и «кровь» – это части жертвы, и поскольку слова «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» с очевидностью являются подлинными словами Христа, теория жертвоприношения основана – я полагаю – не только на том, что написано в Послании к Евреям, но и на том, что сказал сам Христос 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Бог открывается человеку как Истина в Слове и как Жизнь Духом Святым в Их диадической нерасторжимости. В Никейско-Константинопольском символе говорится о Дух Св.: «глаголавшего пророки». Дух не есть Слово. Но здесь слово Слова вдохновляется, «глаголется» в пророках Духом Св., и таково вообще двуединство Божественного откровения: оно есть слово, как известное содержание, но и вместе с тем вдохновение жизни, «многочастное и многообразное» ( Евр. 1,1 ). В отличие от «естественного откровения», которое есть самооткровение человека в его божественной основе, в Софии, хотя и тварной, откровение в точном смысле слова есть действие Бога в человеке, богоснисхождение . Оно есть акт воли Божией во исполнение любви Божией к человеку. Оно есть подлинно встреча Бога с человеком, и ее образ мы имеем в многочисленных событиях в жизни ветхозаветного и новозаветного человечества. При этом человек сохраняет всю человечность свою и, утверждаясь в ней, борется за нее с Богом, так как Израиль – в символическом образе В. З.-та – целую ночь боролся с таинственным Незнакомцем: «боролся Некто с ним до появления зари и увидел, что не одолевает его и сказал: отпусти меня, ибо взошла заря» ( Быт. 32, 25–27 ). И говорил Иаков-Израиль-богоборец: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (31). Но человек призван не только бороться с Богом, но и быть другом Ему: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33,11 ). Откровение совершается Богом по воле Божией, но оно осуществляется в человеке и, следов., имеет дело с его человечностью. Эта человечность имеет свои собственные судьбы. Важнейшей из них является тот переворот, который совершился в человеке в его грехопадении. Ранее его человек был способен к прямому богообщению, «беседовал» с Богом, и пути откровения были открыты (это выражено в массивных мифологических образах Быт. 1–3 : «и услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня...» (3,8). Но после грехопадения образ Божий затмился в человеке, человек стал противиться откровению, скрываться от Бога, и человеческая сторона богочеловеческого процесса откровения приняла тяжелый, трудный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010