Скачать epub pdf Содержание Чужие и изгнанники «Я гряду скоро» Святость и благочестие Маранафа! Гряди, Господи Иисусе! Ей, гряди скоро!     Православные христиане верят, что Господь Иисус Христос «придет снова во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца». Это исповедание веры, содержащееся в Никейском Символе, было произнесено при нашем крещении. Мы подтверждаем его за каждой Божественной литургией. Надеюсь, что мы повторяем его хотя бы один раз ежедневно. Апокалиптические места в Евангелии, говорящие о конце времен, весьма трудны для понимания. Иисус связывает Свое распятие с разрушением Иерусалима и с последними временами. Он говорит нам, что мы должны не пытаться узнать, когда наступит конец, но быть всегда готовыми. Он говорит, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ). Действительно, это предупреждение нам быть всегда бдительными. «Итак, бодрствуйте, – говорит Он, – потому что не знаете ни дня, ни часа» ( Мф. 25:13 ). Ибо Сын Человеческий придет на облаках во славе со всеми ангелами Своими, чтобы судить живых и мертвых (см. Мф. 24 , Лк. 22 и Откр. 1–3 ). Чужие и изгнанники С тех пор как Христос, Сын Божий, был распят на земле и прославлен на Небе, конец веков пришел к нам. Прославленный Господь, сидящий по правую руку от Отца, посылает Святого Духа как залог и предвкушение грядущего Царства Божия. Будучи крещены во Христе во имя Святой Троицы и запечатаны даром Святого Духа, мы умерли для этого века со Христом и уже живем согласно веку грядущему. Мы проводим жизнь на земле, говорит Первое послание Петра, как чужие и изгнанники. Мы не имеем пребывающего града, как утверждает Послание к Евреям, но ищем грядущего, художник и строитель которого – Бог . Это – новый Иерусалим, приходящий с небес, как свидетельствует Книга Откровения. Каждый день мы молимся об окончании этого века. Мы взываем о пришествии Христа. Мы просим, чтобы День Господень явился в силе. Молитва Господня, данная Иисусом ученикам, – вопль о том, чтобы это произошло. Она предписывает нам умолять Бога словами: «Отче наш, Сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». Такова непрестанная просьба христиан во все времена и на всяком месте: «Гряди, Господи Иисусе! Ей, гряди скоро!» ( 1Кор. 16:22 , Откр. 22:20 ). «Я гряду скоро»

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/na-...

Мы с вами это исповедуем как таинство веры. Потому что при слове «рождение» у нас по аналогии с нашим рождением возникает мысль: «Да, рождается тот, кого не было до рождения». Вот и пришёл Арий к мысли, что «Христа до рождения не было». Вот видите, суть ереси: «Было, когда Его не было». Свет Никейского богословия: «Не было, когда Его не было». То есть Он был всегда. Вот на этом можно споткнуться. Поэтому, если вы встречаете для себя трудные для понимания тексты – в Евангелии ли, в Посланиях ли, тем более в Апокалипсисе, в апокалиптической литературе, в третьей книге Ездры, – вот все эти тексты вы обходите, прочитав с благоговением и чувствуя, что это не под силу: обходим. Обходим, не буравим своей мыслью, потому что мы можем заблудиться. Нужно или к кому-то обратиться, или подождать момента, когда Господь таинственным образом вам откроет Сам. Все будут научены Богом (ср. Ис. 54:13 )! Придёт такое время. И у пророков это сказано: Не будут учить друг друга и брат брата (см. Иер. 31:34 ). Открывайте, пожалуйста, книгу пророка Исайи. Посмотрим вот эти слова. Эти великие слова Господь обещает нам исполнить, да и примеры такого исполнения мы видим, но в единичных только случаях, когда люди удостаиваются за свою такую жизнь. Откройте 11-ю главу, 9-й стих: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей [а гора в данном случае символизирует Церковь . Посмотрите-ка – сколько зла сейчас! Как искушаются христиане! Да мы мало чем отличаемся от язычников. Но вот 9-й стих говорит: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей], ибо земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море». Вот какое бы должно быть с приходом Мессии! Вот третье тысячелетие пошло, как Он пришёл. Четвёртый год проживаем третьего тысячелетия. Где мы видим исполнение этого свидетельства, этих слов – «земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море»! Где мы такое видим? Не видим. Откройте 31-ю главу пророка Иеремии. 31-ю главу пророка Иеремии. Вот он говорит о Новом Завете, а ведь Новый-то Завет Господь заключил с нами! На Тайной Вечери Он заключил с нами Новый Завет. 33-й стих 31-й главы: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня [непосредственно от Бога], от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» ( Иер. 31:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Для меня нет сомнений: абсолютный критерий — это Христос. Это Он говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6). О Нем апостол Петр говорит: Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:12). В отличие от всех других основателей религий или духовных учителей человечества, Христос не просто человек, Он Богочеловек, и нет другого, подобного Ему. Воплотившийся Бог — вот тот краеугольный камень, на котором построена Церковь (Мф 16:16). Богочеловечество (теоантропия) — фундамент нашей веры и нашей духовности. Христианство абсолютно уникально, и невозможно его слияние ни с какой другой религией или духовностью, какими бы возвышенными они ни казались. В Откровении Христа воплощена вся полнота богопознания, и мы не должны искать “приправ” в другом месте для того, чтобы приспособить христианство к нашему вкусу. Хотя в Никейском Символе веры верующие исповедуют: “Верую во Единаго Господа Иисуса Христа Бога истинна Имже вся быша”, они недостаточно осознают, что Иисус Христос — не только Бог-Спаситель, но и Бог-Творец. Пролог Евангелия от Иоанна также говорит нам: В начале было Слово и Слово было Бог Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1–3). И апостол Павел в Послании к Евреям также подчеркивает, что через Сына Бог …и веки сотворил (Евр 1:2). Христиане часто думают, что Бог, Который открывается в Ветхом Завете, есть Отец или Бог “вообще”, и что Сын открывается только через домостроительство Своего Воплощения, только во Иисусе Христе. Однако согласно святоотеческой традиции явление Бога в Ветхом Завете есть на самом деле явление Логоса, Слова Божия. В Ветхом Завете Отец остается невидимым и неслышимым. Когда пророк получает откровение, то это Слово, Которое ему говорит, обращается к нему через Святого Духа, “является” ему: Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам (Исх 3:14). Тождественность Бога Ветхого Завета и Богочеловека Иисуса Христа составляет центральную тему литургических текстов праздника Сретения Господня (Принесения младенца Христа во храм, 2/15 февраля). Эту идею подтверждает и иконографическая традиция. Так, например, в Капелле Палатина в Палермо (Сицилия) можно видеть великолепную мозаику XII века, представляющую шесть дней творения по рассказу из первой главы Бытия. Каждый раз, когда в библейском тексте упоминается: “И сказал Бог”, этот Бог изображен с характерными чертами Христа, каким мы видим Его на иконах. Это верно не только для сотворения мира, но и для других изображений “встреч” Бога с человеком, например, явления Яхве Аврааму у Мамврийского дуба (Быт 18).

http://pravmir.ru/duhovnost-i-krasota/

Седьмой вселенский собор в 783 – 787 годах в Никее (второй никейский) против иконоборцев. На нем утверждено почитание св. икон, а вместе с тем окончательно подтверждены все правила и постановления прежних соборов. Кроме вселенских соборов были еще частные, на которые пастыри и учители Церкви собирались лишь из нескольких мест для обсуждения каких-либо местных недоумений по делам Церкви, которые потому и называются поместными. Главных, правила которых православная Церковь приняла в руководство, было девять. Были и на Руси соборы поместные. Теперь прочитаем Символ веры , и хоть коротко рассмотрим, чему он учит и чего требует от нас. О Боге Отце Член первый. «Верую во единого Бога-Отца, вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Это значит: я верю, что един Бог-Отец, первое лицо пресвятой Троицы, сотворил все, и все содержит в своей власти: все, что я вижу, т. е. землю и все что на ней есть, солнце, месяц, звезды, и то, чего не вижу, т. е. мир ангельский. Впрочем, если я только верю и исповедую, что есть Бог и что Он все сотворил и все содержит в своей власти, а между тем живу так, как бы ни думал о Боге, то такая вера называется мертвой и даже бесовской. «Вера, если дел не имеет, мертва сама по себе. Ты веришь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут», – вот что говорит св. апостол Иаков 130 . Значит, кто истинно, делом, а не словами, верует в Бога Отца, тот верует и в то, что Он всюду присутствует, все видит и все знает, а поэтому и наедине и в глубочайшей тайне страшится сделать что-нибудь противное Божьему закону. Верующий знает, что Бог премудр и благ, поэтому, безусловно уверен, что Он все делает премудро и все во благо людям. Верующий во всех скорбях, горях и несчастьях жизни не падает духом, и в радостях, и в довольстве, и на высоте земного величия не забывается. Мысль о Боге-Творце, промыслителе и распорядителе судеб человеческих, как луч солнца, должна разгонять все мрачное и вносить теплоту и жизнь во все существо наше. Вот мысли и убеждения истинно верующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:7–8 ). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:4 ). Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2:10 ). Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига. Что такое Антипасха? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово анти значит вместо. Празднуется в ближайшую неделю после Светлой седмицы. Называется также неделя св. Фомы, Фомина неделя. В народе этот день называют еще красная горка. Существует ли икона Божией Матери «Египетская»? иеромонах Иов (Гумеров) Египетская икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его, как бы не давая свитку полностью развернуться. Образ этот почитается как чудотворный. Академик Н.П. Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или что то же – Кипрской, и пр. и пр.» (Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133). Перед тем как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, никто не должен недуговать неверием, относительно учения о Божестве, никто, да не хромает в учении о домостроительстве, но каждый, да исповедует рожденного от Девы – Христом Богом и, вместе, человеком. Посему и Святая Дева учителями благочестия называется Богородицей и человекородицей: последним (именем называется Она) – потому, что родила, естеством подобного рабу, а первым – потому, что с образом раба соединился и Образ Бога. Таким образом, мы, учением и о Божестве, и о домостроительстве, да прославим, открывшего нам сокровенную тайну и, чистотой жизни уготовив себя в храмы Богу, да соделаемся Его обителями, и, просвещаемые лучами Его, как днем, будем вести себя благочинно ( Рим. 13:13 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). В «Изъяснении Символа веры », также, читаем у святителя Кирилла: По изъяснении того, что Сын единосущен Отцу, равен Ему по славе и действиям, Собор святых учителей (Никейских отцов) весьма благовременно говорит о вочеловечении Сына и изъясняет тайну домостроительства Его по плоти, справедливо постановляя, чтобы в подобном исповедании и впредь состояло совершеннейшее учение веры; ибо, верующим в Сына, не довольно верить и разуметь, что Он есть Бог, рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу и образ Ипостаси Его; им необходимо еще знать, что сей Сын, для спасения и жизни всех, уничижил Себя, приняв образ раба, и соделался человеком, родившись по плоти от жены. Посему, отцы прибавляют в своем Символе: Который (Сын) для нас человеков и для нашего спасения нисшел, воплотился и вочеловечился. Примечай, как хорошо и в каком приличном порядке изложено это учение отцов! Они говорят: нисшел, желая тем внушить нам, что Он есть Господь, высший всего по Своему естеству и славе. Далее: нисшел для нас человеков – этим показывают, что Он добровольно принял на Себя образ наш и явился миру с плотью, ибо в Книге псалмов сказано: Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен ( Пс. 49:3 ). Нисшествие Сына всякий может понимать и иначе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но и в мирных условиях разобщенность христиан наносит неподдающийся учету и даже описанию вред великому делу, которое Христос завещал Своей Церкви, как основную, важнейшую и неотложную задачу – призывать ко спасению тех, кто еще не просвещен светом Евангелия: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19 ). Легко представить не раз повторяющуюся трагическую ситуацию, когда в каком-то африканском или австралийском поселке один проповедник, католик, призывает не слушать другого, протестанта, и наоборот, хотя оба говорят об одном и том же Христе, распятом и воскресшем. Взаимное отчуждение, тем более борьба между различными христианскими вероисповедными (конфессиональными) объединениями становятся совершенно неоправданными, если вспомнить, что все они имеют одну и ту же основу, позволяющую им всем считать и именовать себя христианами: все Церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, исповедуют Единого Истинного Бога во Святой Троице славимого, Отца, Сына и Святого Духа, в Троицу Единосущную и нераздельную; все веруют в Иисуса Христа, Сына Божьего, воплотившегося и вочеловечившегося; страдавшего, умершего и воскресшего нас ради и нашего ради спасения (наш православный Никейский символ веры !); все имеют, читают, чтут одну и ту же Библию, воспринимая ее как Священное Писание , т. е. как преподанное Богом откровение; все принимают «едино Крещение во оставление грехов», все ожидают второго пришествия Христова и веруют в будущую жизнь, когда будет «новое небо и новая земля» ( Откр. 21:1 ). Этот перечень общих почти для всех христиан вероучительных положений может быть при желании значительно расширен, и невольно вспоминаются слова святого апостола Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Следует не упускать из виду факт, что подавляющее большинство христиан не принимает близко к сердцу (а многие даже не знают) детали догматического учения, свойственные их вероисповедному объединению, или иначе – их Церкви, и потому в большинстве не имеют оснований сколько-нибудь глубоко переживать особенности, характерные для других вероисповеданий, с представителями, учением и культом которых многим вообще никогда не приходится соприкасаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, согласно апостольским утверждениям, своим Богу и согражданином святых ( Еф. 2:19 ) является всякий верующий во Христа, как в Сына Божия, пришедшего во плоти и победившего смерть во Своем Воскресении; всякий, кто исповедует эту веру как основу своей жизни ( 1Кор. 3:11 ). Если же в таком человеке, согласно утверждению другого апостола, пребывает Бог, а он – в Боге, то отрицать принадлежность такого христианина к числу спасаемых, т. е. к истинной Церкви – Телу Христову ( Кол. 1:18 ), значит совершенно пренебрегать Словом Божиим, ставить его ни во что и вместо него руководствоваться традиционным конфессиональным самопревозношением, гордостью, которая как всякая гордость греховна и ничего общего с духом любви Христовой не имеет. Если же человек не христианин, то есть не находится еще в церковной ограде, то когда он подходит к купели крещения, Церковь говорит ему обращенными к эфиопскому сановнику словами апостола Филиппа: «Если веруешь от всего сердца – можно»; и услышавший эти слова эфиоп тут же крестился, исповедав свою только что приобретенную веру словами: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян.8:26 ). Такое же краткое исповедание веры явилось достаточным основанием для крещения и, следовательно, для вхождения в церковную ограду также и тюремщика, который обратился к апостолам с жгучим для каждого вопросом: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?» и услышал ответ апостола Павла: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься Ты и весь дом Твой» ( Деян.16:30–31 ). Опять-таки возникает вопрос: можно ли, признавая несомненный для христианина авторитет Священного Писания, отрицать принадлежность к основанной Христом Церкви людей крещеных, исповедующих веру в Христа как пришедшего во плоти Сына Божия, «распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию»? (из Никейского Символа веры ). Но именно такое исповедание, составляющее сущность всех приведенных выше свидетельств Слова Божия, является наследием не только нас, православных христиан, но и всего христианского мира! Если обратимся, наконец, к Божественному Первоисточнику всякой церковной истины, к Господу Иисусу Христу, то услышим прямое указание на тех, кто, исповедуя веру в силу Имени Иисуса Христа, избегал прямой принадлежности к узкому кругу учеников, к группе, являвшейся тогда зародышем будущей Церкви, как на людей, которых не следует отвергать, хотя сами они по каким-то причинам предпочитали держаться в стороне; на сообщение Иоанна «мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов и запретили ему, потому что он не ходит с нами» – последовал ответ Божественного Учителя: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лк.9:49–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

…„уголовная и судно-гражданская власть не должна принадлежать церкви — „церковь есть царство не от мира сего“…— Почти дословный пересказ статьи Горчакова: „Церковь — царство не от мира сего: уголовная и судно-гражданская власть не должна ей принадлежать и несовместима с природою ее, и как божественного установления, и как союза людей, соединенных для религиозных целей“ (Сборник государственных знаний. Т. 2. С. 237). 74 В святом Евангелии слова „не от мира сего“ не в том смысле употреблены. — Имеются в виду слова Христа, сказанные Пилату: „Царство мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда“ (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 36). 75 Церковь же есть воистину царство — на что имеем обетование… — Ср. например: „…Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…“ (Книга пророка Даниила, гл. 2, ст. 44). 76 Когда же римское языческое государство — языческимпо-прежнему…— Христианство сделалось государственной религией Римской империи в начале IV b. В 325 г. императором Константином I был созван первый (Никейский) вселенский собор, состоявший из представителей церковной иерархии. На соборе был выработан Символ веры — свод догматов христианской религии — и оформлен союз церкви с государственной, светской властью: император был признан главой церкви, представителем Христа на земле. В черновиках к „Братьям Карамазовым“ Достоевский записывает: „Государственное и языческое это всё равно“ (XV, 208). 77 Но в Риме, как в государстве, слишком много осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и основы государства. — Противоречие между „целями“ и „основами“ церкви и государства здесь рассматривается как продолжение борьбы между христианством и язычеством. Такое представление, которое разделял и Достоевский-публицист, восходит к славянофильским концепциям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Но вышло иначе: жители Мантинеи собрались в великом множестве и, вооружившись серпами, секирами, всем, что у кого случилось, вступили с войском в битву. Сражение было упорное, – и со стороны Пафлагонян пали весьма многие, а из воинов – почти все. После сего многие приближенные упрекали Македония, как виновника таких несчастий, да и сам царь отвратился от него и уже не имел к нему расположения. Негодование царя еще более увеличилось по следующему случаю: Македоний хотел перенести в другое место гробницу Константина; потому что храм, в которое она находилась, угрожал падением: но из народа одни соглашались на это, а другие противились, почитая такое дело нечестивым и похожим на раскапывание могил. К последним присоединились также принимавшие учение никейского Собора и не позволяли тревожить тело Константина – частию потому, что он был единоверный с ними, а частию и потому, что старались, думаю, действовать вопреки Македонию. Однакож Македоний не обратил на них внимания и перенес гробницу в ту церковь , в которой находился гроб мученика Акакия. Тогда жители, с одной стороны одобрявшие, с другой осуждавшие это, собрались, и в той самой церкви напали одни на других с такою жестокостию, что наконец и молитвенный дом, и близ лежащие места наполнились кровию и убийством. Царь, в то время живший еще в западной империи, узнал об этом и досадовал. Как оскорбление (останков) своего отца, так и бедствия народа приписывая Македонию, он сильно разгневался на него. Вознамерившись переехать на восток, отправился он в путь, а племянника своего Юлиана, поставил Кесарем и послал в западную Галию. Глава 22 О Соборе селевкийском. Между тем около ста шестидесяти восточных еписокопов, собрались в Селевкию исаврийскую. Это было в год консульства Евевия и Ипатия. К ним присоединился и Леона, занимавший при дворе высокую должность и явившийся на Собор по повелению Констанция, чтобы при нем состоялось определение о вере. Был там и предводитель областных войск Лаврикий, чтобы в случае нужды оказать Собору услуги; ибо указ царя требовал его содействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010