Разделы портала «Азбука веры» Божественные энергии ( нетварные энергии ) (от греч. νργειαι — (воз)действия, силы) – сущностное «движение» Божеской природы , проявления Божественной сущности (но не сама сущность), Божественные действия. Раскрывая учение о Боге , Православная Церковь указывает на непознаваемость Божественной сущности . Но это не значит, что Бог совершенно непознаваем. Будучи непознаваемым по сущности, Он познается по Своим действиям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама . Документальное закрепление это различие нашло в Актах Константинопольского собора 1351 г. Следуя св. Григорию и Соборным Актам, между сущностью и энергией присутствует различие. Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны. В то же время единство Божественной сущности и энергий неслиянно, а различие нераздельно. Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог. Энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать , исходящая из Божественной сущности. Именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно непричастна и некоторым образом причастна человеку. «Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, – объясняет св. Григорий Палама , – мы остаемся в границах благочестия». Таким образом, различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения человека. Цитаты о божественных энергиях «Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солнца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем соприкасаться с той огненной лавой, что представляет собой солнце, но чувствуем его энергию – свет, подающий нам день, и тепло, греющее нас. Человек не может стать частью Божией сущности. Только Святая Троица являет собой Свою сущность – три Лица одной сущности, а не три сущности. А Пресвятая Богородица, ангелы, святые и все прочие создания приобщены Божественной энергии. Это очень важно (и святой Григорий Палама богословски обосновал это, отстаивая православную веру), ведь человек спасается, будучи приобщен Божественной энергии.

http://azbyka.ru/bozhestvennye-energii

Разделы портала «Азбука веры» Перихорезис (от греч. περιχρησις (перихорисис) — взаимопроникновение) – богословский термин, используемый в триадологии для обозначения взаимообщения Лиц Святой Троицы , а в христологии для обозначения взаимного проникновения (взаимного общения) свойств двух природ, заключенных в Ипостаси Богочеловека, Иисуса Христа . Перихорезис в Христологии означает взаимное проникновение (взаимное общение)  свойств Божественной и человеческой природ в Богочеловеке  Иисусе Христе . Перехорезис в Христологии есть взамное проникновение действий (энергий) Бога и человека, охарактеризованное В.Н. Лосским как «энергетическое взаимопроникновение тварного и нетварного во Христе». В этом значении перихорезис является синонимом взаимообщения свойств двух природ во Христе (греч. αντιμεθστασισ των ιδιωμτων, лат. communicatio idiomatum). Цитаты о перихорезисе «Обе природы во Христе, не смешиваясь, обладают некоторой взаимопроникновенностью. Божественные энергии излучаются Божеством Христа и пронизывают Его человечество, отчего оно и обожено с самого момента воплощения; как раскаленное железо становится огнем, и все же остается по своей природе железом. Преображение отчасти открывает апостолам это пылание Божественных энергий, озаряющих человеческую природу Учителя. Это взаимопроникновение двух природ, проникновение Божества в плоть, и, отныне, навсегда приобретенная возможность для плоти проникновения в Божество, называется “перихорезой”, как пишет святой Максим Исповедник , или по-латыни, communicatio idiomatum. “Плоть, не утеряв того, чем обладала, стала Словом, отождествившись со Словом по Ипостаси”, – пишет святой Иоанн Дамаскин . Христос становится человеком по любви, оставаясь Богом, и огнь Его Божества навсегда воспламеняет человеческую природу; вот почему святые, оставаясь людьми, могут быть причастниками Божества и становиться богами по благодати». В.Н. Лосский «В учении о св. Троице говорится о взаимопроникновении и общении Ипостасей (Лиц) Святой Троицы как соучастии в действиях Друг Друга. Все Три Лица Святой Троицы обладают Единой Божественной природой. “Различаясь друг от друга по личным свойствам, все Лица пресв. Троицы находятся, однакоже, в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне” ( Ин.14:10 )».

http://azbyka.ru/perixorezis

Разделы портала «Азбука веры» Понирология (от греч. πονηρς (понирос) — дурной, плохой, негодный, злой, лукавый) — направление богословия , в рамках которого изучаются причины происхождения, условия проявления, плоды зла . протоиерей Сергий Антиминсов Вначале обратим внимание на некоторую часть поставленной проблемы – на разграничение понятий «зло», «смерть», «несовершенство». Согласно православному пониманию, несовершенство присуще всем тварным существам. Уже сам факт их созданности Богом « из ничего» , их тварность придает им ограниченность, несовершенство. Даже  ангелы в этом смысле несовершенны. Только благодать Божия, то есть нетварная Божественная энергия, поддерживает их в бытии; только по благодати тварные существа – ангелы и человеки – могут быть причастны совершенствам Творца, в том числе и бессмертию. Но несовершенство не есть зло. Бог Сам есть Абсолютное Добро, и все, что Он творит, также есть добро. Об этом особенно подчеркивается в 1й главе Книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (по-славянски – вся добра зело) ( Быт.1:31 ). Это одобрение относится не только в целом к законченному творению, но и к отдельным этапам его. В каждом из 6 творческих дней непременно говорится: И увидел Бог, что все это хорошо ( Быт.1, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ). Более того! Хотя в сотворенном мире не было недостатков, для него была предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования: человек получил заповедь не только хранить, но и возделывать рай ( Быт.2:15 ). Итак, несовершенство – это не зло. В созданном Богом мире, на любой степени совершенства, нет места злу. «В сущем (т.е. во всем существующем – авт.) нет ничего злого», – говорит преподобный Максим Исповедник . Согласно православному пониманию, зло возникло по причине злоупотребления свободой воли высшими тварными существами – ангелами, а потом и человеком. Пребывание этих существ в добре зависит от них самих: они могут подчиняться воле Божией и тогда оставаться и даже совершенствоваться в добре, но могут уклониться от послушания Богу, восстать против Него. Нарушение воли Божией – это грех. Грех и есть первопричина зла.

http://azbyka.ru/ponirologiya

Разделы портала «Азбука веры» Синаксарь (от греч. σναξις (синаксис) — собрание) – сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени , после шестой песни канона . В синаксарях содержится объяснение или описание празднуемого события (синаксари на все праздники, жития) или указывается значение и причина того или другого установления  Церкви (поминовения умерших и т. д.), или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание (синаксари в седмицы мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной седмицы и др.). Содержащиеся в синаксарях суждения о нравственном, догматическом и идейной содержании дней периода Триоди интересны и часто имеют несомненную ценность, или, как минимум, дают пищу для серьезных и плодотворных размышлений. Например, в синаксаре Недели сырной преступление Адама рассматривается как нарушение заповеди о посте; в синаксаре Недели 2й поста развернуто представлено учение о нетварных энергиях, а в синаксаре Великой Субботы есть замечательное рассуждение о высочайшем статусе этого дня: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота». С другой стороны, многие отечественные литургисты критически оценивают содержание синаксарей, особенно их историческую ценность. «Неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений этих синаксарей… давно уже получили надлежащую оценку со стороны различных авторов» 1 . В частности, «синаксари изобилуют апокрифическими преданиями, которые расцвечивают известные факты. К примеру, в чтении на Неделю о расслабленном говорится, что Мария Магдалина возвестила императору Тиберию о воскресшем Христе, и по ее слову Пилат и первосвященники были преданы казни. Это, конечно, противоречит всем историческим свидетельствам» 2 . А архиепископ Филарет (Гумилевский) даже предлагает удалить их из Триоди: «По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди» 3 .

http://azbyka.ru/sinaksar

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя Григория Паламы: в чем суть его учения? 4 мин., 31.03.2024 Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день). Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне. К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: « Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес 5, 16-18).

http://foma.ru/svyatitel-grigoriy-palama...

Элладская Церковь прославила в лике святых всех членов семьи святителя Григория Паламы Москва, 21 декабря 2009 г. 20 декабря в Верии (Элладская Православная Церковь) произошло знаменательное событие в жизни вселенского Православия — на праздничной литургии, которую возглавил архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, произошло сопричисление к лику святых всех членов семьи св. Григория Паламы: его родителей Констанция и Каллонис, двух сестер Епихарис и Феодоты и двух братьев Феодосия и Макария, сообщает Богослов.Ru . Перед началом Божественной литургии митрополит Севастийский Димитрий прочитал решение Вселенского Патриарха Варфоломея 1103). Затем архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним произнес специальную молитву и первым приложился к иконе новопрославленных святых (которую вынесли из алтаря и поместили в центре храма) и к сохранившейся частице мощей св. Григория Паламы. И, наконец, хор пропел тропарь в честь новопрославленных святых: «Каллони добрая отроковица и прямомысленный Констанций, великий подвижниче и боговидче иерарше Григорие, Епихарис, невеста Христова, преподобная Феодота и мудрая, Феодосие и Макарие священнее, ваши подвизи поем. Слава венчавшему вас, слава вам просиявшему, нетварный и вечный Его свет обожения». Данное прославление многозначно. Прежде всего, — как было ясно и из слова митрополита Пантелеимона, произнесенного после Литургии («нетварный Свет Божественной Благодати, который очищает и просвещает человеческое бытие. Это Свет Преображения, Воскресения воскресшего Христа. Свет смиренного святого православия... Обличение модернизма. ... Эта энергия Троицы приобщается тварью, а не сущность...»), и из слова предстоятеля Элладской Церкви («богословие св. Григория Паламы помогло сохранить православное богословие, помогло освободить совеменное погословие от схоластики и морализма... В Византии на первом месте был не философ, не моралист, а подвижник жизни во Христе...»), — оно подтверждает вселенскую значимость учения св. Григория Паламы о духовном созерцании Нетварного Света, о приобщении Богу, открывающему Себя в энергиях, но сокрытому по сущности. Также прославлена семья святого, в полном составе вставшая на путь монашеского подвига, что является добрым примером и для монашествующих, и для семей, живущих в миру. Семья великого богослова Православия, состоящая в совокупности из 7 святых, уже давно чтилась в месте их подвигов Верии. Тот факт, что в прославлении принимают участие представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, а также других Поместных православных Церквей является залогом вселенского почитания семьи святителя.

http://pravoslavie.ru/33230.html

«Если бы победили противники Паламы...» О святителе Григории Паламе и его богословии      «Для святителя Григория Паламы богопознание — это путь духовного богообщения, путь молитвы и безмолвия» Священник Василий Куценко Священник Василий Куценко , клирик храма во имя святых апостолов Петра и Павла г. Саратова: — Для человека, не искушенного богословием, бывает довольно сложно вникнуть в проблематику богословских споров Византии XIV в. Впрочем, при желании несложно ознакомиться с доступной литературой по богословию и церковной истории, описывающих события того времени. Отметим для себя лишь несколько моментов. Первоначально полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийцем началась с опровержения Паламой идеи Варлаама, высказанной им против католического учения о Filioque (учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына). Варлаам считал: если Бог непостижим, значит, и суждения о Боге недоказуемы. То есть невозможно в точности сказать, что именно происходит между Лицами Святой Троицы. Святитель Григорий раскритиковал агностицизм Варлаама. И только после этого начинается собственно исихастский спор, когда Варлаам, познакомившийся с практикой молитвенного делания монахов, нашёл ее неправославной и обвинил монахов в ереси. Варлаам критиковал и способ молитвы, и само учение о в и дении Нетварного Божественного (или Фаворского) света. По его мнению, речь шла не о выражении духовного опыта познания Бога, а о состоянии прелести, самообольщения. Святитель Григорий, будучи афонским монахом, встал на защиту монашеской молитвенной практики и объяснил, в чем именно заключается учение о в и дении Нетварного Фаворского света (или божественных энергий). В защиту монахов-исихастов Палама написал сочинение под названием — «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Оно делится на три части по три раздела в каждой (отсюда и название — Триады). Первая Триада посвящена вопросу о познании Бога. Святитель Григорий настаивает на том, что Бог в той мере, в какой это возможно, познается не внешним философским рассуждением, а путем духовного откровения во Христе. Христос спас и обновил всего человека, поэтому весь человек с душой и телом через молитвенный опыт получает и опыт познания Бога, опыт просвещения благодатью Божией .

http://pravoslavie.ru/69241.html

Разделы портала «Азбука веры» Мандорла (mandorla, итал. «миндалина» – символическое иконографическое изображение сияния Божественной славы, нетварного Божественного света, нетварных Божественных энергий, визуально обрамляющее фигуры Господа , Божьей Матери (или, гораздо реже, иных святых либо святынь), как правило, имеющее миндалевидную, эллипсовидную или круглую форму; нередко именуется облаком славы . На иконах, представляющих разные иконографические типы, мандорла, помимо главного символико-богословского значения, может нести дополнительную символическую нагрузку. Например, на иконах Преображения Господня, помимо обозначения нетварного Божественного света, изливающегося из Христа, обрамляющее Его фигуру облако славы (мандорла), напоминает и о том облаке, из которого, во время Преображения, раздался глас Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф.17:5 ). На иконах Вознесения Господня облако славы (мандорла), визуально окружающее образ Христа, указывает и на то облако, которое «взяло» Спасителя ( Деян.1:9 ). В христианской иконографии присутствует широкое разнообразие цветов мандорлы – синия и голубая, зеленая и бирюзовая, красная, золотая, белая, желтая и пр. Также мандорла довольно часто дополняется лучевым и радужным орнаментом и оформлением (чтобы подчеркнуть характер сияния). Одни из наиболее ранних образцов мандорлы встречаются в Риме в IV–V вв. н. э.: в римских катакомбах Домитиллы (мозаика «Христос между апостолами Петром и Павлом»), в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме (мозаики в нефе: «Гостеприимство Авраама» и «Моисей, побиваемый камнями») и пр. Отдельные образцы в это же время встречаются в Фессалониках, на Кипре и в Палестине. В средневизантийский период православного искусства (с X по XII вв.) в иконописи активно использовались и овальная, и миндалевидная, и круглая формы мандорлы. В поздневизантийском искусстве в XIII–XIV вв. сформировалась традиция, в рамках которой мандорлы круглой или овальной формы изображались с вписанными в них «прямоугольниками» и «ромбами», развернутыми друг относительно друга и наложенными один на другой таким образом, что напоминали (отдаленно) восьмиконечную звезду; при этом острые части данных фигур могли выступать за пределы мандорлы. Впоследствии такой тип «мандорлы» получил широкое распространение в православном изобразительном искусстве, в том числе в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/mandorla

Бытие Божие и Его действия – в единстве. Это учение Церкви по вопросу о Божественных энергиях. Когда я читаю дискуссии о Божественных Энергиях – создается впечатление, что понимание теряется среди изгибов и поворотов средневековой метафизики, или мы уходим в область видения «Нетварного света». Оба подхода не устраивают меня, и оба лишь затеняют то, что должно быть более очевидно. Частично мешает использование слова «энергии». Само слово – греческий термин, но он вызывает определенные неоднозначные образы в послеэйнштейновском мире. Когда я впервые прочел о Божественных энергиях, в моем сознании возникла картина – Бог, от которого исходят лучи и пучки сияющего света и т. п. Рассуждения о Нетварном Свете, явленном в Преображении, могли бы разъяснить значение слова «энергия». Но они тоже не помогают. Кто есть Бог и как действует Бог, не разнится. «Бог действующий» – это Бог Другое простое объяснение слова «энергии» – это действия, или дела. Корень греческого слова просто значит «действия». Действительно, наиболее часто оно переводится как «дело» или «поступок». «Действия» было бы тоже правильным переводом слова энергии. Понимание этого указывает нам на сущность исповедания Церкви. Кто есть Бог и как действует Бог, не разнится. «Бог действующий» – это Бог. Его действия не скрывают Его – они являются Его самооткровением. Действительно, это суть Церковного учения об энергиях. Церковь говорит, что Бог может быть наиболее полно познан в Его энергиях, но не может быть познан в Его сущности. Мы не можем проникнуть за завесу и узреть или постигнуть саму сущность (ousia) Бога. Он Бог «несказанный, непостижимый, невидимый, необъяснимый…». Тем не менее с Ним можно встретиться (и приобщиться) в Его энергиях, Его действиях. Это то, о чем святой Павел говорит: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Но как мы смогли бы лицезреть действия Бога? Мы обращаемся к Нему, чтобы разделить воды, или чтобы солнце двигалось вспять?

http://pravoslavie.ru/140927.html

Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1: 1). Святой апостол Павел употребляет два важных термина – благодать и мир, естественно, от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Хотелось бы немого поговорить о благодати (а тема эта неисчерпаема): слово благодать часто встречается в Церкви. Беседа Николая Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским Мы говорим, что в таком-то человеке чувствуется благодать Божия, а также: «благодать Божия да будет с вами». Когда благодать Божия присутствует, тогда все приходит в порядок. Еще мы говорим, что целью человеческой жизни является стяжание благодати Божией. Что же это такое – благодать, о которой говорит святой апостол Павел и которая постоянно упоминается как в Новом Завете, так и в наставлениях святых отцов? Благодать так называется, потому что это харизма, дар; она не то, что можно купить, не то, что продается, – это ниспосылаемая Богом милость. Благодать есть сила Божия, и, как верим мы, православные, – это нетварная Божественная энергия. Есть сущность и есть энергия, и это не одно и то же. Возьмем для примера солнце. Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солнца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем соприкасаться с той огненной лавой, что представляет собой солнце, но чувствуем его энергию – свет, подающий нам день, и тепло, греющее нас. Человек не может стать частью Божией сущности. Только Святая Троица являет собой Свою сущность – три Лица одной сущности, а не три сущности. А Пресвятая Богородица, ангелы, святые и все прочие создания приобщены Божественной энергии. Это очень важно (и святой Григорий Палама богословски обосновал это, отстаивая православную веру), ведь человек спасается, будучи приобщен Божественной энергии. Невозможно соединиться с Божией сущностью. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, мы причащаемся не сущности Бога, а Божественной и боготворящей энергии, которой обладают Тело и Кровь Христовы святой Евхаристии. Если бы мы становились частью Божией сущности, тогда у нас был бы политеизм – мы все были бы такими же богами, как Отец, Сын и Святой Дух.

http://pravoslavie.ru/58777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010