Митрополит Каллист (Уэр): Я люблю – следовательно, я существую Мне нужен Другой, чтобы быть самим собой. Потому что без любви я – пустыня одиночества 15 сентября, 2014 Мне нужен Другой, чтобы быть самим собой. Потому что без любви я – пустыня одиночества Большую часть времени нам кажется, что мы знаем, кто мы есть. Но действительно ли мы знаем в полном и глубоком смысле этого слова, кто мы такие? В одном из текстов, который очень важен для православного понимания человеческой личности – в псалме 63 говорится (Пс 63:7): «Сердце глубоко». Это означает, что человеческая личность – глубокая тайна. Внутри меня есть глубины или, если хотите, высоты, о которых я мало, что знаю. Кто я? Ответ совсем не очевиден. Моя личность изменяется в пространстве и времени. Она выходит за пределы пространства в бесконечность и за пределы времени в вечность. Человеческая личность создана, но она превосходит созданный порядок. Я призван стать «причастником Божеского естества», как пишет апостол Петр в своем втором послании. Иначе говоря, я призван разделить нетварную энергию живого Бога. Наше человеческое призвание – обожение, обоготворение, обожествление. Как сказал Василий Великий: «Человек – это создание, которое призвано стать Богом». Я вспоминаю историю падения в начале книги Бытия, обещание змия, который сказал Еве: «Вы будете как боги». Ирония ситуации заключается в том, что именно таков и был Божий замысел. Люди на самом деле были призваны к божественной жизни. Но падение состояло в том, что Адам и Ева самовольно взяли то, что Господь в Свое время и Своим путем даровал бы им Сам. Границы нашей личности меняются. Следует динамично рассматривать, что это такое – быть личностью. Не стоит думать, будто бы наша личность – это что-то неизменное. Быть личностью означает расти. Идти вперед. Этот путь не имеет конца, он длится бесконечно и продолжается даже на Небесах. Некоторые думают, что Небеса – это такое место, где ты не делаешь почти ничего. Это, без сомнения, обманчивое представление. На Небесах мы продолжаем восходить, по милости Божией, от славы к славе. Небо – это конец без конца.

http://pravmir.ru/ya-lyublyu-sledovateln...

Н. Василиадис Воскресение – Вознесение – Пятидесятница Победа была утверждена Если Божественным Воплощением Спасителя началась битва с диаволом, грехом и смертью, если Его крестной смертью было дано это спасительное для мира сражение, если сошествием Его во ад открылись врата адовы, то светоносным Воскресением Его была утверждена победа. Ибо когда иудейские первосвященники в своем злонамеренном ослеплении ...поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ), Господь, оставив нетронутыми печати, восстал из гроба таким же образом, как во время рождества Своего Он не повредил девства Своей неискусомужней Матери. Он воскрес и нам открыл врата рая. 466 И, конечно, Он воскрес светлым и прекрасным, как жених, выходящий из брачных покоев. Он воскрес нетленным, богосильным и непорочным Своим телом, в котором таилась вся сила Небес ( Кол.2:9 ), «беспредельная Ипостась Слова, богосильная полнота троичной энергии». 467 Как пишет столп Православия святитель Афанасий Великий , Господу не подобало, чтобы Его тело долго пребывало в гробу; оно пребывало там столько, сколько требовалось ввиду Его борьбы со смертью, чтобы показать, что Он действительно мертв. В третий же день пренепорочное тело воскресло, облеченное символами победы над смертью, то есть нетлением и бесстрастием, которые оно стяжало. Ибо Господь мог воскреснуть из мертвых и без этих качеств и вновь явить тело цветущим и полным сил, но Он предусмотрительно этого не сделал. 468 Он воскрес «из гроба красен», сияющий и светозарный, и осветил мир духовным (нетварным) светом Своей Божественной силы. 469 Зло полагало, что умертвило Царя славы. Он же Крестом и Воскресением Своим обновил человечество. Ибо «Воскресением завершилось Воплощение как откровение Жизни в человеческой природе». 470 Ибо Воскресением Он сокрушил планы неверных; провалились происки вождей и правителей народа, Воскресение разрушило их черные замыслы и преступные цели. 471 Домостроительство Божье о Христе – от божественного Рождества до славного Вознесения – замечательно обобщает святитель Василий Великий , который пишет: «Он родился от Женщины, чтобы возродить рожденных. Он был добровольно распят, чтобы собрать около Себя тех, кто был распят не по своей воле. Он умер добровольно, чтобы восставить умерших против воли. Он принял смерть, к которой не был восприимчив, чтобы оживотворить подлежащих смерти. Смерть, не ведая, поглотила Его, но тотчас узнала, Кого она поглотила. Она поглотила Жизнь, и сама была поглощена Жизнью. Она поглотила Единого за Всех, и через Единого лишилась всех. Она похитила, как лев, и раздробила себе зубы. Поэтому мы и презираем смерть как немощную. Мы больше не боимся ее, как льва, но попираем, как содранную шкуру!» 472

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Николай Медведев Содержание Введение § 1. Биографические сведения о В. Н. Лосском § 2. Гносеология в понятии В. Н. Лосского Часть первая. Гносеологические принципы в усвоении истин о Боге и человеке Глава первая. Пути богопо3нания § 1. Античная мудрость и откровение. § 2. апофатизм § 3. мистический элемент в Богословском познании § 4. Катафатизм § 5. Значение христианской жизни в деле Богопознания Глава вторая. Антропологический этюд § 2. Учение о человеке в богословскои концепции В. Н. Лосского § 3. Проблема грехопадения Часть вторая. Антиномии в онтологическом аспекте, или предел познания человеком духовных структур Глава первая. Тринитарное богословие § 1. Пролог Евангелия от Иоанна § 2. Учение о Софии в трудах русских богословов. § 3. о нетварных энергиях Глава вторая. Христологический обзор § 2. Кенозис воплощения § 3. Искупительный подвиг Христа Спасителя. § 4. Славное воскресение Христово Глава третья. Экклезиологический очерк § 1. Пятидесятница – утверждение личностно и множественности § 2. Сознание соборности Церкви Заключение Богословие Владимира Николаевича Лосского Список принятых сокращений Список опубликованных трудов В. Н. Лосского Посмертные издания Статьи В. H. Лосского помещенные в различных периодических изданиях с 1929 по 1974 гг. (кроме приведенных выше) Неопубликованные труды В. Н. Лосского Библиография     ВВЕДЕНИЕ § 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ Божественное Провидение в разные исторические моменты являло миру своих светильников на ниве христианского просвещения. И никогда нельзя было предугадать: где, когда и как предстоит нести свет евангельского учения тому или иному избраннику. Судил Бог и Владимиру Николаевичу Лосскому родиться в России, получить первоначальные сведения о вере православной в недрах Русской Православной Церкви, а потом свидетельствовать о ней во Франции, а через нее и во многих странах Запада. Подробная биография В. Н. Лосского еще не написана, поэтому в настоящем введении будут предложены фрагменты из жизни этого замечательного человека-христианина, взятые из мемориального выпуска «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» за 1959 год, статьи А. В. Ведерникова, помещенное в сборнике «Богословские труды» за 1972 год и некоторых данных из Ε. Г. Παπαδπουλος. Λσσκυ Νικολεβιτς Βλαδμηρος. " Θρησκευτικ κα θικ εγκυκλοπαιδεα», τ. 8, A­ θηναι, 1966, σ.350. Hildegard Schaeder. Weltkirchenlexikon. Stuttgart, 1960, p.837.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Мария Магдалина не была блудницей, по мнению афонского старца-исихаста Иерофея Загорейского Житие Марии Магдалины Вниманию читателя предлагается публикация перевода жития святой равноапостольной Марии Магдалины (греч. еще не издан и остается в рукописи), принадлежащего перу афонского старца -исихаста Иерофея Загорейского (кон. XVIII — нач. XIX в.). Предлагаемое Житие представляет собой своеобразный сплав ранних источников и местных преданий (например, о просвещении мироносицей острова Закинф). Богословские его идеи — это идеи круга исихастов XIV-XVI веков: учение о Фаворском свете, о сущности Божества, о нетварности божественных энергий. - Афон Житие святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Возлюбленной ученицы, наперсницы и сотайнницы христовой, которое служит и энкомием этой святой. Блаженного старца Иерофея Загорянского Эпиграммы монаха Гликерия Спилеота. О добрый и достойный ученик мой Геласий! Я, смиренный старец твой, Иерофей, пишу тебе ныне, дабы рассеять твое сомнение (вернее, сомнение, ввеянное в твою боголюбивую и богоявляющую душу латиномудрствующими, зараженными древней язвою помраченных гностиков и ночеликих мессалиан, лишенных Луча постижения) относительно возлюбленной ученицы и служительницы Христа Бога нашего Марии Магдалины. Будто была она блудницей, похотливо подступившей к Богомужнему Сиянию, и была одержима сквернейшими и гнуснейшими нечистотами, о них же и калам отшельнический не смог бы писать, и сами чернила устыдились бы и окаменели, словно жена Лотова, обернувшаяся ко граду нечистых и сланых помышлений падшего естества. Ибо жене Лотовой уподобились ныне хулители чистейшего сосуда Небесного Царя, Христа. Ведь всякий понимающий божественную любовь (которую словно манну в пустыне, в ночи сего мира вкушала божественная Магдалина, и которую, словно нетленный мед Духа источало Само Божество ее Учителя) как человеческое влечение, томление, низменное разгорячение крови, а тем паче, как подчревную похоть, воистину безумен и духовно слеп! Разве не убоятся такие безумцы гнева ее Учителя, сказавшего: " Се, грядя скоро, и возмездие Мое со Мною " . Разумей в этих словах Господа возмездие таким людям за осмеяние Ее возлюбленной таинницы!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1572

Обожение возможно посредством нетварных божественных энергий В Православной Христовой Церкви человек может достигнуть обожения, потому что благодать Божия, по учению Священного Писания и отцов Церкви, нетварна. Бог есть не только сущность, но и энергия. Если бы Бог был лишь сущностью, то мы не смогли бы соединиться с Ним, не смогли бы иметь с Ним общение, ибо сущность Божия страшна и неприступна для человека, по написанному: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Приведем из человеческой жизни один схожий пример. Если схватишь оголенный электрический провод – умрешь. Но, подсоединив к проводам лампу, мы получаем свет. Мы видим энергию электрического тока, радуемся его помощи. Но сущность тока схватить мы не можем. Нечто подобное, если можно так сказать, происходит и в отношении нетварной энергии Божией. Если бы мы могли соединиться с сущностью Божией, то мы сами стали бы богами по существу, по природе. То есть все стали бы богами, произошло бы смешение, и, по сути, никто бы не был настоящим богом. Такова вера восточных религий, например, в индуизме, где Бог не есть личностное бытие, а некая сила, растворенная во всем мире: и в людях, и в животных, и в неодушевленных предметах. Это пантеизм. Если бы Бог , с другой стороны, обладал лишь одной неприступной сущностью без энергий, то Он остался бы единственным Богом, самодостаточным, закрытым в Себе, несообщающимся Своему творению. По представлению православного богословия, Бог – это Единица в Троице и Троица во Единице. Как точно характеризуют Его преподобный Максим Исповедник , святитель Дионисий Ареопагит и другие святые отцы, Бог проникнут святой любовью к Своим творениям. По причине такой безграничной и экстатической любви Он исходит из Себя и ищет соединения с нами. Это выражается и осуществляется Его энергией, а лучше – энергиями. Своими нетварными энергиями Бог сотворил мир и продолжает поддерживать Его. Он дает миру сущность и ипостась Своими энергиями, подающими сущность. Он пребывает в природе и сохраняет вселенную Своими охранительными энергиями. Он просвещает человека Своими просвещающими энергиями. Он освящает его Своими освящающими энергиями. Значит, благодаря Своим нетварным энергиям святой Бог входит в природу, в мир, в историю, в жизнь людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Воскресение плодов покаяния В духовном мире есть тайны недоступные рассудку. Одна из таких тайн заключается в том, что в Воскресении останется только то, что испытано огнем нетварных энергий (плоды, которые достигаются покаянием). Эту мысль совершенно ясно выражает Лествичник. К сожалению, и русский, и новогреческий переводы искажают смысл этого знаменательного отрывка (О покаянии, 133). В русском переводе мысль Лествичника передается следующим образом: " Образом, примером, правилом и образцом покаяния да будут тебе прежде помянутые святые осужденники (скорее всего, здесь имеется в виду глава «О покаянии», а именно, описание темницы); и ты во всю жизнь не будешь иметь нужды ни в какой книге, доколе не воссияет в тебе Христос, Сын Божий и Бог, в воскресение истинного покаяния. " Понятие " истинного покаяния " по меньшей мере удивляет. Что же, покаяние может быть неистинным? Наконец, заглянув в первоисточник, мы обнаруживаем, что такого слова вообще нет в тексте... Давайте разберемся, зачем его придумали переводчики?! Новогреческий перевод еще более искажает смысл: " …в день духовного воскресения, которое тебе обеспечит (твое) усердное покаяние " . Само понятие " духовного воскресения " (эн ты анастаси) вызывает настороженность по той причине, что у Лествичника речь идет о всеобщем Воскресении, которое есть Воскресение не только душ, но и тел. Это очевидно. Кроме того, слова «духовного» в тексте вообще нет. Мысль Иоанна Лествичника совершенно иная: " Если ты будешь подражать им (отцам), то не будешь иметь нужды в книгах (вивлион, возможно, здесь имеются в виду трактаты именно догматического содержания) по той причине, что в сердце твоем воссияет свет. Это произойдет во время воскресения плодов твоего покаяния, о которых ты прилагал попечение на протяжении всей жизни (эн ты анастаси тыс мемеримнеменис метаниас). " Таким образом, Лествичник имеет в виду то обстоятельство, что во время Воскресения все страстное вещество, связанное с проявлениями душевной жизни, сгорит как шелуха, останутся только плоды покаяния, они и воскреснут. Таким образом временное вещество, как пища огня, противопоставляется несгораемым вечным плодам Духа.

http://isihazm.ru/1/?id=260

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Раскрытие тайны Приобщения Святым Дарам Получение дара Благодати от Старца Афон. Григориу   Раскрытие тайны Приобщения Святым Дарам Получение дара Благодати от Старца Однажды Иерофей спросил у духовника, правильно ли он поступает, презирая телесные потребности? Тогда Старец открыл ему тайну приобщения Божественным Нетварным Энергиям, убеждая не обращать внимания на телесные нужды: – «Послушай, детка! Земной царь не оставляет без наград, великих и многоценных даров тех, кто служит ему с большой любовью и верностью. Разве Царь не прославит тех, кто строго исполняет его повеления и этим оказывает ему уважение и почтение?! Не более ли того Сам небесный Царь Христос не оставит Своих священников, верных диаконов и служителей Его Всесвятых Тайн?!   Не об этом ли говорит Сам Царь через божественного апостола богогласного Павла? Разве не дарует им Царь: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание…?»   По своей неизреченной любви к людям – О Христе Мой, помилуй меня за то, что я сейчас скажу – Он Самого Себя отдает им, через причащение Всесвятому Его Телу и Всечестной Его Крови! Это как раз то, чего не может сделать никакой земной царь! Сам Бессмертный Бог, по естеству Благой и Человеколюбивый, предает Себя им для освящения каждый день, через возлюбленных иереев, для исполнения всей полноты христианского мира и спасения всей вселенной! Поэтому, детка, поистине блаженны те, которые служат и литургисают Ему с сокрушенным духом и умиленным сердцем, и те, кто принимают Его с чистой совестью, ни в чем их не обличающей. Но и это только задаток, потому что, согласно Апостолу, мы еще не прияли воздаяния здесь, на земле.   Поверь мне, в день общего Воскресения и раздаяния Христом окончательных наград, верные служители чают упокоения, как верные домостроители Божественных Тайн, верные хранители Божественных дарований и точные исполнители животворящих Заповедей Христовых. Я имею в виду Нетленные Блага Небесного Царя, Которые ни очи не видели, ни ухо не в состоянии услышать, - у людей, пребывающих во тьме страстей и опасно шествующих, определяя свое направление по обманным движениям ума.

http://isihazm.ru/?id=259

Православные против папства После проведенного краткого анализа мы можем понять, почему православные заняли столь резкую позицию при самом появлении западных ересей. Господь пролил Свою Кровь не для того, чтобы основать религиозную антропоцентрическую систему, некий религиозный тоталитаризм. В папстве закон человеческий сильнее веры в Иисуса Христа. Так совершается переход от евангельской надежды к иному Евангелию – «человеческому». Именно поэтому все святые и богословы нашей Церкви так остро критиковали папство, ощущая кардинальное изменение или даже переворот Евангелия Христова в Западной Церкви. Как мы знаем, святитель Фотий мужественно боролся с Filioque, которое впервые официально заявило о своем существовании в его дни, и обличал его очень строго: «Господь и Бог наш говорит: Дух, Иже от Отца исходящий. Отцы же сего нового нечестия говорят: Дух, Иже от Сына исходящий. Кто не закроет уши, чтобы превозмочь эту хулу? Она – против Евангелия, она противится святым Соборам, она восстает против святых и блаженных отцов – Великого Афанасия, знаменитого в богословии Григория, Василия Великого – царского облачения Церкви, Златоуста – этих поистине златых уст вселенной, этого моря премудрости. Да и что я говорю о том или об этом? Эта хула и богоборческий глас вооружается против всех вместе святых пророков, апостолов, святителей, мучеников и самих Владычних слов» 23 . Когда папа Сергий IV в своем послании при интронизации привел Символ веры с до-Павкой Filioque, современный ему патриарх Константинопольский Сергий вычеркнул его имя из диптихов 24 . С тех пор ни одно имя папы не было в него внесено. Святитель Григорий Палама , богослов нетварных Божественных энергий, в своих великих богословских трудах вскрыл всю опасность латинских нововведений – веры в «тварную благодать». Что касается критики Filioque, он остался на позициях святителя Фотия, полагая, что этот догмат унижает Святой Дух: «Говорящий, что в Боге два начала, что Сын – это Начало от Начала, если говорить о творчестве, чего не случается в нашем исповедании, и Дух Святой извергает из творческой силы, а это то же самое, что и из Божества, потому что кто не Творец, тот и не Бог» 25 . О Варлааме он говорит, что, придя в Православие, он не принял «почти никакого освящения от нашей Церкви, которое бы стерло (с него) чуждые пятна» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17 :20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3 :1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6 :63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15 :3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапыевхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

протоиерей Владимир Рожков Глава VII. Дело «имябожников» Исторический очерк Еще не утихла история с епископом Гермогеном, когда внимание русской общественности было привлечено вопросом, весьма далеким по существу от интересов светского общества. Среди русских монахов на Афоне, продолжавших традиции «исихазма», возникло учение, утверждавшее, что Бог присутствует в Своем Имени Иисус, подобно тому, как, по учению Григория Паламы , Он присутствует в Своих энергиях, имеющих нетварную, божественную природу. Приверженцы этого учения получили название «имябожников» или «имяславцев». Учение это было развито в книгах духовных вождей движения – схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеромонаха Антония Булатовича «Апология веры в Имя Божие и Его Имя Иисус...». Афон принадлежал раньше туркам, которые только что вывели оттуда свой гарнизон, чтобы передать Афон Константинопольскому Патриарху. Монахи на Афоне были русские и греки. Учение «имябожников» разделяла часть русских монахов, с которыми остальные вели споры, первоначально не нарушавшие нормального хода монастырской жизни. Однако в 1912 г. с появлением на Афоне нескольких монахов с Волыни, направленных туда архиепископом Антонием, распря стала принимать шумный характер, особенно после того, как архиепископ Антоний поместил в журнале «Русский инок» несколько чрезвычайно резких статей, в которых обвинял «имябожников» даже в духовном хлыстовстве. Не ограничиваясь печатной политикой, архиепископ Антоний настоял в Синоде, чтобы для увещевания имябожников на Афон был послан архиепископ Никон в сопровождении магистра богословия Троицкого. По прибытии на Афон архиепископ Никон действовал настолько грубо и насильственно, что довел дело до открытого столкновения, в котором 25 человек было ранено. Был вызван воинский отряд, который силой погрузил на суда сначала 621, а затем дополнительно еще 212 имябожников для доставки в Одессу, откуда они были распределены по разным монастырям 342 . По возвращении архиепископа Никона с Афона стали открываться неблаговидные подробности о его экспедиции. Желая несколько смягчить тяжелое впечатление от проникающих в печать сведений, духовное ведомство стало уверять, что архиепископ Никон действовал по поручению Константинопольского Патриарха, в ведение которого был передан турками Афон. Однако еще в середине июля от Патриарха пришло в Россию уведомление, что подобных поручений он архиепископу Никону не давал и все его обращение к Русскому Синоду сводилось лишь к просьбе командировать на Афон русского епископа для увещания «имябожников» из русских монахов, языком которых Патриарх не владел 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010