Митрополит Навпактский Иерофей: Объединение Церквей на любых условиях недопустимо 23 декабря, 2014. Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) Недопустимо искать церковного единства на любых условиях, без решения догматических вопросов. В интервью газете «Экклисиологос» митрополит Иерофей (Влахос) прокомментировал перспективу межконфессионального диалога. В ответ на то, где начинается черта между экуменизмом и предательством веры, митрополит Иерофей, как передает Путеводитель по Афону , сказал: «В Церкви мы молимся о единстве, о “соединении всех”. Когда совершаем Литургию Василия Великого, сразу после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову молимся: «рассеянных собери, заблудших обрати и соедини со святою Твоей соборной и апостольской Церковью», то есть просим Бога, чтобы заблудшие вернулись в Церковь. Недопустимо обращаться к Богу со словами этой молитвы на Литургии и при этом искать церковного единства на любых условиях, без решения догматических вопросов. Старец Софроний Сахаров говорил мне, что всякий, кто ведет речь об “обьединении Церквей” без соблюдения православных экклесиологических и догматических предпосылок, не знает ни высоты православного богословия ни глубины падения папизма и протестантизма. Западные христиане отдалились от богословия пророков, апостолов и Святых отцов, от самого Откровения Господа нашего Иисуса Христа. Если не подвергнуть богословскому рассмотрению ересь actus purus – еретическое мнение западных христиан, в соответствии с которым нетварная сущность и нетварная энергия в Боге тождественны и как следствие Бог входит общение с человеком через Свои тварные энергии, не может быть и речи об “объединение Церквей”. Эта ересь – источник всех западных заблуждений: filioque, непогрешимость папы и т.д.». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/mitropolit-navpaktskiy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стяжание благодати Святого Духа и обожение: в чем суть учения о синергии? 3 мин., 31.03.2024 В рубрике «Толковый словарь» мы писали про слово νργεια (energeia) — энергия . Оно по-древнегречески дословно означает «действительность», «деятельность», «действие». Также очень важным для православия словом и понятием является и родственное древнегреческой энергии слово συνεργα — синергия, которое переводится на русский как «содействие», «сотрудничество», «соработничество». Оно образовано при помощи приставки συν — «с», «со», и существительного νργεια. Это малопонятное для неспециалистов слово крайне важно для верного понимания православного богословия и аскетики. Учение о синергии существовало в Церкви всегда, но подробно было сформулировано в традиции исихазма , являющегося сердцевиной православной духовности. Особая роль в этом принадлежит Григорию Паламе , учившему о соединении нетварной Божественной энергии и энергии тварной, человеческой. Впервые же похожий на синергию термин употребляется уже в Новом Завете, в Первом Послании к Коринфянам Павел говорит: «Мы соработники (συνεργο) Бога» (1 Кор 3, 9). Фундаментальной установкой паламитского богословия была следующая идея: благодаря синергии, то есть соединению энергий Бога или Его благодати и покоряющихся ей энергий человека, в результате длительного и крайне трудного аскетического пути для подвижника становится возможным обожение. Так в исихазме называется реальная встреча человека с Богом, приобщение к Божественной жизни и созерцанию нетварного Божественного света. Но для этого удивительного результата в равной степени необходимы как действия и стремления самого человека, так и Божия благодать. Как еще в V веке говорил святой Иоанн Кассиан, «мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно... В деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободное произволение наше... оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы».

http://foma.ru/sinergiya-sodejstvie-sora...

Разделы портала «Азбука веры» Икономия (от греч. οκονομα (икономиа) — домостроительство): 1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы – см.  Акривия ; 2) икономия Божия, Божественное Домостроительство – а) Промысл Божий ; б) учение о действиях Бога в отношении созданного Им мира и человека (учение о Промысле Божьем). Икономия как Божественное Домостроительство В древней Церкви было принято разделять богословие и икономию. Это разделение восходит уже к IV веку. При этом под богословием понималось учение о Триедином Боге в Самом Себе (св. Афанасий Великий , св. Василий Великий , св. Григорий Богослов ), а областью икономии – познание внешних действий Бога в тварном мире – учение о творении , промысле , искуплении ,  спасении . Но это вовсе не означает, что икономия не затрагивает богословских вопросов. С икономической точки зрения, учение о Триипостасном Боге, Божественных энергиях также подлежит рассмотрению. Однако рассматривается оно исключительно во внешнем аспекте, применительно к Божественным действиям в тварном мире. Исходным моментом икономии является учение о нетварной Божественной  благодати , сообщающейся человеку в целях его спасения. Подчеркнем, что только через Божественную благодать человек постигает действия Бога в истории, только через Божественную благодать человек воспринимает само Божественное откровение. Учение о Божественной благодати или Божественных энергиях, нисходящих к человеку, ведет к учению о домостроительстве (икономии) Святого Духа. При этом в икономическом аспекте рассматривается не вопрос об исхождении Святого Духа, а Его миссия в мире. Благодатью Святого Духа пророчествовали пророки. От действия Святого Духа рождается Сын Божий Иисус Христос. Силой Святого Духа апостолы получают дар проповеди по всей вселенной. Святым Духом образована Церковь . «Где Церковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Церковь», – учит святой Ириней Лионский . Домостроительство Святого Духа неразрывно связано с домостроительством Сына, поскольку Дух Святой приходит в мир как ниспосланный Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ).

http://azbyka.ru/ikonomiya

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какое отношение учение о Фаворском свете имеет к моему личному спасению 3 мин., 30.03.2024 В церковном календаре каждое воскресенье Великого поста связано с событиями или людьми, которые не только оставили глубокий след в истории Церкви, но и несут в себе смыслы, имеющие прямое отношение к практике духовной жизни. Второе великопостное воскресенье, Неделя святителя Григория Паламы, не исключение. Казалось бы, какая связь между высоким богословием Паламы, теологическими спорами XIV века и повседневной жизнью современного христианина, который ходит в церковь и пытается худо-бедно соблюдать пост? На самом деле самая непосредственная. Григорий Палама известен как автор богословского учения о Фаворском свете и нетварных энергиях. В XIV веке в Византии разгорелся спор, был ли свет, который созерцали апостолы во время преображения Спасителя на горе Фавор, тварным по своей природе, то есть чем-то прекрасным и чудесным, но отдельным от Самого Христа, или нетварным, то есть Самим Богом. Последнее утверждение и защищал Григорий Палама. Этот спор не был чем-то отвлеченным, оторванным от реальности, как может показаться на первый взгляд, — в центре полемики стоял вопрос о возможности богопознания, о том, насколько человек может реально приобщиться Богу в течение своей жизни. В своем учении о нетварном свете Палама, возражая своим оппонентам, говорившим, что Бог непознаваем, свет на Фаворе был сотворенным, а человек не может стать сопричастником Божественной реальности, предложил антиномичное решение: Бог действительно непознаваем в своей сущности, однако Его энергии — а Фаворский свет как раз и является, по мнению Паламы, проявлением такой энергии — доступны и познаваемы для человека. Понятие «энергия» у Паламы не имеет отношения к популярным сегодня энергетике или ауре, а означает действие Бога, Божественную реальность. Энергия Бога, нетварная и неотделимая от Его сущности, но при этом и несводимая к ней, есть Сам Бог, учил святитель Григорий, а поэтому познание Бога возможно через приобщение к Его энергиям, Божественной благодати и жизнь с Ним.

http://foma.ru/kakoe-otnoshenie-uchenie-...

архим. Мефодий (Алексиу) Духовное наследие святителя Григория Паламы и вневременность его учения В XIV веке Византии угрожали три опасности: во-первых, западная схоластика, представленная Варлаамом, который учил тому, что человек не может по настоящему соединиться с Богом, во-вторых, оттоманские взгляды на Византию и, в-третьих, славянские набеги на Македонию, соединённые с духом эгоцентризма и суеверий, которые господствовали в тех краях. Таковы были обстоятельства, в которых подвизался святой Григорий Палама . Святитель Григорий почитается нашей Церковью в воскресенье, следующее после Недели Торжества Православия, как образец православной жизни и учения. Действительно, если бы в его эпоху возобладали воззрения Варлаама, то жизнь христианина была бы не путём к обожению, а простым человеческим движением, лишенным свежести веяния Духа Святого. Личность боговидца святого Григория Паламы и его православное богословие, которое основывается на обожении человека посредством нетварных энергий в Церкви Христовой, делают святого исключительным явлением и в его эпоху, и сейчас. Святой Григорий Палама отвечает на основной вопрос каждого христианина: «Могу ли я увидеть Бога?» И его ответ таков: «Да, ты можешь увидеть Его в себе, увидеть духовно, если со всем своим покаянием и смирением, с болью душевной, ты обратишь к Нему свою молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“». В своих проповедях святой Григорий никогда не ставит себя самого вне человеческой немощи. Он обращается к Богу с сильным чувством и глубоким смирением. Чем больше святитель преуспевал в аскезе и чем больше он принимал внутреннее просвещение, тем меньше он был подвластен тем немощам, которые характерны для человеческой природы. Однако, его сокрушение и смирение были глубоко укоренены в нём благодаря вниманию к сердечным движениям. Именно по этой причине он ощущал себя слабым грешником и не готовым к тому, чтобы пережить внутреннее озарение Божественным Светом. Находясь в таком смиренном расположении духа, святитель Григорий в молитве своей просил: «Пресвятая Богородице, просвети тьму мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вопрос: Прикасаясь к святыням, или находясь в святых местах, мы, по возможности, пытаемся приобрести или просто взять какие либо предметы, соприкоснувшиеся со святыней (песочек, кусочки ткани, вода и т.д.).Делаем это, дабы через освященный видимый предмет, прикоснуться к источнику Божией благодати и конечно, как источником этой благодати, по возможности освятить свой дом (принеся его туда). Не получается ли нечто подобное, но только со знаком минус когда мы приносим домой или пользуемся предметами с мест отмеченных мерзостью блуда, идолопоклонства и богоборчества. Допустим, соли, грязи Мертвого моря, с места гибели Содома и Гоморры, так активно сейчас распространяющиеся в России, не привносят ли в жизнь пользующихся ими людей частичку той, древней мерзости разврата. Конечно, я подразумеваю тот народ, который не защищает себя крестным знамением и молитвой, и которого сейчас большинство. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Бог не только сотворил мир, но и хранит его и освящает. По определению преподобного Максима Исповедника: «Бог создал нас для того, чтобы мы стали причастниками Божеского естества, для того, чтобы мы вошли в вечность, для того, чтобы мы уподобились Ему, будучи обожены благодатью, которая производит все существующее и призывает к существованию все, что не существовало». Источником всякой святыни являются исходящие от Творца нетварные Божественные энергии, пронизывающие мир. Благодать, освящающая человека и окружающий мир, является реальной силой. Особенно велико действие Божественных энергий в святых таинствах. Напротив, грех оскверняет человека. Он делает мир безблагодатным, ибо мерзость порока не совместима со святостью. Мысль эта многократно подается в Священном Писании и раскрывается святыми отцами. Воспринимая это учение, мы, однако должны удержаться от попытки приписать людям, живущим в грехе или демонам какую-либо способность продуцировать отрицательную, темную энергию или некую «антиблагодать». Такое мнение может привести к дуализму.

http://pravoslavie.ru/6523.html

Дух Святой Дух Святой как Божество был явлен в Новом Завете. Жизнь Господа Иисуса Христа была целиком связана с Третьей Ипостасью Святой Троицы. Сын Божий был зачат от Девы Марии и Святого Духа. В Евангелии мы читаем, как при Крещении Иисуса Христа Дух сошёл не Него в виде голубя (Мф 3:16). Затем Он «был ведён Духом в пустыню» (Мф 4:1), где постился сорок дней. Это послужило прообразом Великого поста для христиан. Дух Святой сошел на землю благодаря жертве Христа. Если бы Он не ушел от нас, Дух Святой бы не пришел (Ин.16:7). Господь называет Духа Святого Утешителем (Ин 14:16-17), который пребудет с верующими людьми. Он будет укреплять их, наставлять «на всякую истину» (Ин 16:13), вдохновлять на проповедь (Деян 1:4,8). Дух сошёл на верующих в день Пятидесятницы, и в них открылся дар пророчества и дар говорения на разных языках. Святой Дух исполняет верующих сокровищами благодатных даров: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием.1 Дух Божий руководит Церковью, предохраняя её от заблуждений. Исполненный Духа человек становится Божиим храмом. Поэтому верующий должен хранить себя в святости и чистоте. Обожение Обожение – это соединение человека с Богом. Боговоплощение, или пришествие Христа на землю, открыло человеку путь на Небо. Как писал Ириней Лионский, Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Человек, сотворённый по образу Божию, призван достичь подобия Божия. Таково высокое предназначение человека, таково его место во Вселенной! Святые Отцы Восточной Церкви пишут об обожении как о цели человеческой жизни. Правда, эта цель не достижима для человека, полагающегося только не свои силы. Обожение совершается действием благодати Божией, или нетварной Божественной энергии. Конечно, со стороны человека необходимы усилия к этому. Нужно очистить своё сердце соблюдением заповедей, сделать свою душу сосудом веры, надежды и любви. Только этот путь даёт человеку подлинное счастье. Никакие мирские развлечения, никакая слава или успех не могут заполнить внутренней пустоты. Бездна человеческой души может быть заполнена только бесконечным Богом.

http://predanie.ru/velikijpost/dary-hris...

На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух. 24 июня, ПРАВМИР. На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух. Согласно православному вероучению, ипостасной характеристикой Святого Духа является его исхождение от Отца (в отличие от католического богословия, по которому Он исходит от Отца и Сына). В день Святой Троицы празднуется схождение Духа на апостолов в виде огненных языков. Он сообщает Свои благодатные дары верующим, таким образом делая их Церковью. Дары Святого Духа, вводящие человека в Церковь, передаются новообращенному в Таинстве Миропомазания. В православном богословии следует различать Сам Святой Дух и нетварные Божественные энергии (благодать). В иконографии Святой Дух изображается чаще всего в виде голубя (в воспоминание Его сошествия на Господа Иисуса Христа во время Его Крещения). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Уничтожение русских монахов на Балканах как хлыстов и мессалиан   Уничтожение русских монахов на Балканах как хлыстов и мессалиан   Месяц июль и начало августа навсегда войдут в историю как разгром русского монашества на Балканах. - Святая Гора Афон       Спор между “имяславцами” и “имяборцами” выходил за рамки полемики о природе молитвы. По сути, это было продолжение споров между православными и евномианами в IV веке, между иконопочитателями и иконоборцами в VIII—IX веках, между Симеоном Новым Бо­гословом и его противниками в XI веке, между Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским в XIV веке. Во всех перечисленных случаях вопрос касался наиболее существенной темы восточно-христианского богословия — темы обожения.   Признание или непризнание Божества Сына Божия было вопросом не только догматическим, но и сотериоло-гическим: если Христос — не Бог, тогда невозможно обожение челове­ка. Вопрос об иконопочитании также имел прямое отношение к теме обожения: если воплотившееся Слово невозможно изобразить в красках, тогда Боговоплощение было “призрачным”, а следовательно, под сомне­ние ставится возможность обожения.   Спор между Симеоном Новым Бо­гословом и церковными властями его времени вращался вокруг все той же темы: отрицание святости своего духовного отца Симеон приравни­вал к отказу от идеи святости вообще, а потому и от идеи обожения.   На­конец, исихасты XIV века защищали не что иное, как доктрину обоже­ния, с которой были самым непосредственным образом связаны учения о сущности и энергиях Божиих, о созерцании нетварного божественно­го света и о молитве Иисусовой.   В XVIII—XIX веках, под влиянием киевской учености, восходя­щая к Симеону Новому Богослову и исихастам традиция “богословия обожения” была в Русской Церкви почти полностью забыта.   Даже на нашем сайте много пишут о том, что эта расправа зверская, но справедливая или, дескать, недоразумение... Так ли это?     Нет, это не так. Ведь известно, что 1913 году профессор Санкт-Петербургской духовной академии Б. М. Мелиоранский в своих лекциях оценивал мистический опыт исихазма как “афонское извращение мистика Симеона Нового Богослова напоми­нающее дервишей, хлыстов или мессалиан”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1175

Разделы портала «Азбука веры» Божественная сущность (греч. Θεα Οσα) – принятое в православном богословии обозначение природы Бога , отличной от Его внешних действий; онтологическое содержание Божественных Ипостасей . Согласно учению Церкви , сущность (естество, природа) нетварного Божества непознаваема для тварного мира. Св. Василий Великий указывает, что нет ни одного понятия, которое могло бы объять всю природу Бога и способно ее выразить. «…Я знаю, что Бог есть, – говорит св. Василий. – Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения». По мысли св. Григория Богослова , существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе». По слову св. Григория Нисского , «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, – изъясняет св. Григорий, – … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения». Следуя св. Григорию Паламе , сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что «Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества». Учение Церкви о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности не противоречит возможности Богопознания, не умаляет его значения и не свидетельствует о невозможности познавать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная таинственным мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» ( Дионисий Ареопагит ), обнаруживает свои свойства в Божественных действиях или энергиях . Именно в действиях Бог открывается тварному миру как Его Творец и Промыслитель. Цитаты о божественной сущности

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-sushhnos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010