Рассчитывать вообще на человеческую справедливость нельзя, потому что все человеческое — несовершенно, изменчиво (Пс. 11:2). А где компас для человеческого суда? Если судья боится Бога, если он постоянно сознает, что ему от Самого Бога вверено это дело: решать земную судьбу человека, — мы не смущаемся исходом нашего дела. Конечно, и знание законов тут необходимо. Но это уже имеет второстепенное значение, так как неверный и нечестный судья может извратить всякие статьи закона.... «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5:29).»    Жизнь богобоязненная, соблюдение заповедей Божьих ведет за собой великие блага для человека, и в этой жизни земной и в будущей — загробной. И не только для него самого, а и для его потомков. К чему же катятся бедные люди, забывшие Бога? К постоянно тревожной жизни здесь, на земле, и к вечному осуждению за гробом, готовя своим потомкам такую же жизнь, если они не образумятся. «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5:29).»    Как близко приложим этот Господень завет в наши дни! Забывшие Бога люди! Поймите, что в Боге — наше счастье и радость, что с Богом и благополучие в делах мирских: если будет Божие благословение на делах наших, то они станут успешны. Ведь Господь есть любвеобильнейший Отец наш Небесный, всюду расточающий неисчислимые блага и обещающий дать все, о чем попросим Его с верою.    Но люди упорно не слушают Божьего гласа. Все дальше и дальше мчатся они от Бога, а куда — сами не знают. Так знайте: если не остановитесь и не покаетесь, не обратитесь к милующему Богу — то погибнете во всех своих начинаниях. Так вагон, идущий с горы с неудержимой быстротою, — не имея руководителя, он стремится, сам не зная куда, пока не ударится в первую попавшуюся ему на пути преграду и не разобьется на части. Опомнитесь же все, забывшие Бога, пока каждый из вас еще не умер! Вразуми, Господи, всех несчастных, заблудших; поставь их на путь истины, для их же собственного блага и радости их и нашей! Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился (Пс. 73:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А выражение: «от Моего» значит: из того, что Я знаю, от Моего знания. Одно знание у Меня и у Духа. «И будущее возвестит вам». Этим Он ободрил их души, так как ни к чему столько не склонен человеческий род, как к знанию будущего. Об этом они постоянно спрашивали Его: «куда идешь?» Какой это путь? Итак, чтобы избавить их и от этой заботы, Он говорит, что предвозвестит вам все, чтобы ничто не постигло вас нечаянно. «Он прославит Меня». Чем? Тем, что во имя Мое совершит знамения. И так как ученики, по пришествии Духа, имели совершить большие чудеса, – то, чтобы опять выставить равночестие (с Духом), Христос говорит: «Он прославит Меня». Но о какой говорит Он всякой истине, когда свидетельствует, что наставит нас «на всякую истину»? Сам (Христос) часто не говорил о Себе ничего великого и явно не отступал от закона, и потому что был облечен плотью, и для того, чтобы не подумали, что Он говорит сам о Себе, и потому, что апостолы еще не ясно знали о Его воскресении и были еще несовершенны, а также и по причине иудеев, чтобы не дать им повода думать, будто они наказывают Его, как законопреступника. Когда же впоследствии ученики отделились от иудеев, и иудеи были уже отвергнуты, когда многие имели уверовать и получить отпущение грехов, когда уже другие говорили о Нем, а не сам Он о Себе, – тогда справедливо было сказано великое. Не Моему, значит, неведению, говорит (Христос), надобно приписать то, что Я не сказал всего, что следовало сказать, но – немощи слушателей. Поэтому, сказав: «наставит на всякую истину», прибавил: «не от Себя говорить будет». А что Дух не нуждается в научении – послушай, что говорит Павел: «так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). Следовательно, как дух человека знает не по научению от другого, так и Дух Святой. «От Моего возьмет», то есть, будет говорить согласно с Моим (словом). «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ). Если же Отчее – Мое, а Дух будет говорить от принадлежащего Отцу, то, значит, Он будет говорить от Моего. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

е. единой сущности, и Божеству, и силе, и действию (μαν οσαν κα θετητα κα δναμιν κα νργειαν) в трех Ипостасях». 23 Согласно прп. Максиму Исповеднику , каждая Ипостась Св. Троицы есть совершенный Бог , поскольку Божественная сущность находится в ней целиком, и все три Ипостаси вместе – один совершенный Бог: «Божество не отчасти в Отце, и Отец не отчасти Бог; Божество не отчасти в Сыне, и Сын не отчасти Бог, Божество не отчасти в Святом Духе, и Святой Дух не отчасти Бог . Ведь Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом (λη στν ατ τελεα τελεως) есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе; Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух суть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность, сила и действие (μα κα ατ οσα κα δναμις κα νργεια) Отца и Сына и Святого Духа; и Они не существуют и не мыслятся один отдельно от другого». 24 Это весьма напоминает рассуждения Августина в De doctrina christiana и De Trinitate, а также Псевдо-Афанасиевский Символ (Symbolum uicumque). 25 Помимо единства и совершенства сущности Ипостаси обладают единой, простой и нераздельной волей (θλησιν μαν πλν τε κα διαρετον) 26 и одним знанием: «Одно знание (μα γνσις) у Отца и Сына и Святого Духа, потому что одна сущность и одна сила». 27 У трех Ипостасей, обладающих «бесконечной соприродностью» (πειρον συμφυαν) 28 и равночестных по природе (μτιμος φσει Τρις), единое излияние славы (ν ξαλμα τς λαμπρτητος) 29 и «единовидно сияющий единый луч единого трисиянного света» (μαν νς τρισσοφαος κτνα φωτς μονοειδς πιλμπουσαν). 30 По словами прп. Максима Исповедника , «Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете (ср.: Пс.35:10 ), то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, и иной, и иной Свет, но как единый и тот же самый по сущности (κατ’ οσαν ν κα τ ατ), а по способу существования – трисиянный» (κατ τν τς πρξεως τρπον τρισσοφας).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ко Христу приходили грешники, нуждавшиеся в спасении, действительно бесплодные. Но они не прятали свою бесплодность за видимостью. Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Фарисей мог похваляться перед Богом разными делами. Он был благочестив, он исполнял даже больше, чем повелевал ему Бог через закон. Но он восхвалял Бога только за одно: что Бог создал его, человека, столь непохожего на мытаря. Он облекся, словно листьями, всеми похвальными делами, какие мог вообразить, — и все без пользы. Он ничего не понял. Внешность была, но ему надо было еще учиться реальности. И Бог его не осудил, потому что у него еще оставалось время. Но так ли с нами? Я ставлю вопрос о нас, потому что нам дано настолько больше, чем имел фарисей! Да, у него было много: весь Ветхий Завет — но только Ветхий Завет. Нам дано больше. У нас есть не только Новый Завет, его учение — у нас есть Сам Христос, Сын Божий, воплощенный в нашей среде как наш Наставник, наш Спутник, наш Спаситель, как пример нам, как Тот, Кто дает нам жизнь. Мытарь стоял на грани области Божией, потому что чувствовал, что ему нет места в этой области. Он не скрывал от Бога, насколько его жизнь дурна и несовершенна. Он стоял действительно во всей правде. И потому, что он был правдив, он мог быть принят Тем, Кто сама Истина. И он ушел домой более оправданным, чем фарисей, — оправданный Тем, Кто Сам есть путь и жизнь. Я собираюсь начать наше рассмотрение с краткого размышления о том, что такое Церковь. В том, что я буду говорить, неизбежно будут такие вещи, которые все мы знаем. И возможно, это самое худшее: да, мы их знаем. Но где результат нашего знания? В чем сказывается наше знание? Мы знаем, что для тех, кто смотрит на Церковь извне, она — общество людей, обладающих общей верой, исповедующих одно учение, совершающих те же таинства, какие совершались в ней издревле; общество с епископами и священниками и долгой линией апостольского преемства. Но это все, что увидит в ней человек внешний. Такое описание нужно людям, чтобы определить Церковь в пространстве и времени, точно так же, как можно описать внешний вид собора, храма или любого другого здания, чтобы люди могли узнать его. Но пока человек не вошел в здание, будь то храм или музей, он ничего не поймет о его сути.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Рассчитывать вообще на человеческую справедливость нельзя, потому что все человеческое — несовершенно, изменчиво (Пс. 11:2). А где компас для человеческого суда? Если судья боится Бога, если он постоянно сознает, что ему от Самого Бога вверено это дело: решать земную судьбу человека, — мы не смущаемся исходом нашего дела. Конечно, и знание законов тут необходимо. Но это уже имеет второстепенное значение, так как неверный и нечестный судья может извратить всякие статьи закона.... «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5:29).» Жизнь богобоязненная, соблюдение заповедей Божьих ведет за собой великие блага для человека, и в этой жизни земной и в будущей — загробной. И не только для него самого, а и для его потомков. К чему же катятся бедные люди, забывшие Бога? К постоянно тревожной жизни здесь, на земле, и к вечному осуждению за гробом, готовя своим потомкам такую же жизнь, если они не образумятся. «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5:29).» Как близко приложим этот Господень завет в наши дни! Забывшие Бога люди! Поймите, что в Боге — наше счастье и радость, что с Богом и благополучие в делах мирских: если будет Божие благословение на делах наших, то они станут успешны. Ведь Господь есть любвеобильнейший Отец наш Небесный, всюду расточающий неисчислимые блага и обещающий дать все, о чем попросим Его с верою. Но люди упорно не слушают Божьего гласа. Все дальше и дальше мчатся они от Бога, а куда — сами не знают. Так знайте: если не остановитесь и не покаетесь, не обратитесь к милующему Богу — то погибнете во всех своих начинаниях. Так вагон, идущий с горы с неудержимой быстротою, — не имея руководителя, он стремится, сам не зная куда, пока не ударится в первую попавшуюся ему на пути преграду и не разобьется на части. Опомнитесь же все, забывшие Бога, пока каждый из вас еще не умер! Вразуми, Господи, всех несчастных, заблудших; поставь их на путь истины, для их же собственного блага и радости их и нашей! Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился (Пс. 73:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

8. дрга же падоша на земл добрй и дах плодъ, во уб сто, во же шестьдестъ, во же тридесть: иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать Говорится, что семя, упавшее на хорошую землю, приннесло плод во сто крат, в шестьдесят и тридцать. Это конечно зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев. Сторичный урожай на востоке – дело обычное ( Быт. 26:12 ). 9. имй ушы слышати да слышитъ. Кто имеет уши слышать, да слышит! Эти слова нередко присоединял к Своему учению И. Христос. Они указывали на то, чтобы слышащие особенно обратили свое внимание на известное учение (см. объясн. 15 ст. 11 гл.) Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе (Троиц. лист.). Зач. 51. Объяснение притчи о сеятеле Читается в понедельник 6-й недели по Пятидесятнице 10. И пристпивше учнцы рекоша почто притчами глеши имъ; И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11. нъ же вщавъ реч имъ: к вамъ дано размти тайны нбнаг, нмъ же не дано Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано После произнесения притчи о сеятеле, еще прежде объяснения её, И. Христос разъясняет ученикам, вследствие их вопроса: почто (для чего) Он говорит им притчами: Вам дано есть, говорит Господь апостолам, разумети (знать) тайны царствия небесного, онем же (а им, т. е. народу) не дано есть. Тайны царствия небесного, это – истины относительно царства Христова (о царстве чит. объясн. 1 ст. 3 гл.) – истины совершенно непостижимые для человеческого, ума или и постижимые, но только сокрытые от других и известные не всем; таковы: тайна Св. Троицы, тайна воплощения Сына Божия, тайна крестной смерти Спасителя и распространения евангелия по всему миру. Апостолам дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока и несовершенное знание до сошествия на них Духа Святого. Народу же не дано это прямое знание тайн Христовых, и не дано не потому, что Бог не хотел этого, но потому, что народ сам неспособен был принять сии тайны (как это далее объясняет Господь); не способен же потому, что был нравственно неразвит, и по этой причине мысли его о царстве Мессии были грубы: так он думал, что это царство будет подобное земным царствам. Апостолам дано знать тайны царства Христова потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так что «объединение» религий и наук, прообраз современного экуменизма, с древних времён осуществлялся под явным или неявным противостоянием Церкви Христовой, проповедь которой всегда была иудеем соблазн, еллином же безумие ( 1Кор.1:23 ). Во всяком случае, «синтез» науки и христианской веры всегда шёл и идёт не в пользу утверждения чистоты церковного учения. Эстафету «синтеза» Библии и языческой мудрости восприняли гностики – представители одного из самых враждебных по отношению к апостольскому христианству духовных течений древности. Священномученик Ириней Лионский , главный обличитель гностицизма, не только вскрыл зловредность этого учения, но и предостерёг всех нас от увлечения постижением совершенного знания: «Если же кто не отыщет причины всех исследуемых вещей, пусть он подумает, что человек бесконечно менее Бога, что он только отчасти получил благодать, и ещё не равен и не подобен своему Творцу, и не может подобно Богу, обладать знанием и постижением всех вещей» 1163 . Великий церковный апологет приводит слова святого ап. Павла: Знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ). И далее, опираясь на эту апостольскую мысль, делает следующее заключение: «Некоторые, надмеваясь под предлогом знания, оставляют любовь Божию и, считая себя совершенными, вводят несовершенного Творца " 1164 . Здесь верно указан тонкий психологический переход от стремления к совершенному знанию (которое «надмевает»!) к исповеданию «несовершенного Творца», то есть к подмене библейского Бога иным богом. В самом деле, если нам кажется, будто мы постигли механизм Сотворения – значит мы «познали» действие Самого Непостижимого Бога Творца. Но эта безумная идея означает лишь то, что падший человеческий ум в ослеплении собственной гордыни умалил Бога Творца. Именно этот болезненный диагноз поставил святой Ириней Лионский современным ему гностикам и всем их духовным преемникам, стремящимся к «синтезу» философии и знания о Едином Боге. Подобное устроение встречается в еврейской Каббале и в некоторых других мистических школах средневековья. Этой идеей вдохновлялось масонство и теософия. Лидеры религиозных сект, чернокнижники, философы, алхимики, сохраняя каждый свою специфику и влияя друг на друга, создали целую систему тайного знания (с особыми обрядами, заклинаниями, посвящениями, мистериями), претендующего на причастность к Истине. Именно задача постижения комплексного «истинного знания» стояла в центре устремлений всех эзотериков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

а) Путь космологического умозаключения , когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» ( Прем. 13:1–2 ), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20 ). «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», – учит прп. Максим Исповедник 20 . По словам свт. Василия Великого , не познать Творца из созерцания мира – значит ничего не видеть в ясный полдень 21 . б) Путь самопознания . Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого 22 , знание, что Бог есть, нам от природы всеяно» 23 . Поэтому, «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» 24 , говорит свт. Василий Великий . 3. Сверхъестественное богопознание 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению «Пространного Катихизиса», Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В 28 стихе 15 главы Первого Послания к Коринфянам сказано о времени после Страшного Суда, что будет Христос всем во всем. В Царствии Небесном не будет места для греховного и несовершенного, но будет место для святых и для тех, кто стремится к святости, пусть не достигая конечных ее высот, и живет в традиции Православной Церкви в стремлении победить грех и его узы. По сути дела Победа – это синоним спасения во Христе, синоним Небесного Царствия и достижения обóжения. Эти общие для всей христианской аскетики мысли в то же время лишь подтверждают, что сама по себе аскетика является не самоцелью, а только путем к Небесной награде. Если мы начинаем размышлять над словом Победа и его использованием святыми отцами, то видим стоящий за ней христианский подвиг самоотречения. Ведь на любом этапе как малые победы, так и большая Победа усваиваются нами по дару и залогу, который преподается человеку с тем, чтобы он шел по пути духовного совершенства. Может ли, на Ваш взгляд, это богословское знание помочь человеку на настоящей войне, которая ведется с помощью оружия и военной техники? Или же оно необходимо только на поле духовной брани? Я думаю, что это знание очень сильно может помочь в любой войне. Возьмем для начала не военную ситуацию, а, может быть, не менее напряженную, но все же мирную. Всем известно, что высота Святой Горы Афон составляет 2033 метра и подняться на нее нелегко. Если человек не имеет специальной спортивной подготовки, то у него могут по дороге закончиться силы, он может начать задыхаться… Но если христианин поднимается с молитвой и считает свое восхождение восхождением сердца, подъем дается ему значительно легче. Так и в более трудном деле, в том числе связанном с риском для жизни, когда нужно надолго отрекаться от всякого комфорта и благополучия, вступать в мир военной дисциплины, отсекать своеволие, – с молитвой человеку проще преодолевать все препятствия, встречающиеся на этом пути. Обретая поддержку и подлинное духовное утешение в Священном Писании, он пытается проходить путь подвига вместе с Богом.

http://pravoslavie.ru/129037.html

пользу 17, 25. – иерусалимляне одобряются за то, что они исследуют даже само священное писание, призываемые к этому здравым умом, хотя и совсем невежественно и неразумно подвергают исследованию тайну 7, 27. Должно следовать одному только божественному писанию и одним только священным письменам 3, 31. а. 247, – что не говорится в богодухновенных писаниях, то отнюдь не приемлемо для веры 8, 44–45. 351, – ср. 6, 57. 61, –14, 11. а. 206, –14, 11. б. 232, –14, 18. 249, –14, 28. 305, –15, 1. 323, – со всею тщательностью должно внимать богодухновенным писаниям 17, 20–21. 104, – из св. писания преимущественно должно стараться извлекать доказательства на каждый вопрос 4, 22. 291, – еретики не в состоянии доказать своих измышлений из божественных и священных писаний 4, 22. 293, –14, 11. б. 212. 225, –14, 28. 305, –19, 7, – они искажают писание и противоречат ему 14, 28. б. 298–299, –15, 1. 323, – Писание не должно подвергать уничтожению или сечению чрез остроту ума неумеющих правильно толковать его, – оно не должно быть отвергаемо только на этом одном основании т. 1, стр. 5, – божественными и богодухновенными писаниями должно подтверждать учение и веру, но нельзя определять веру своим собственным мнением, как еретики 14, 28. б. 307, – они неразумно нападают на божественные и священные письмена 14, 23. 278, – на священных писаниях воспитываются чада Церкви 7, 31. 186, – велика сила божественного слова, оно охлаждает разжжение страстей и укрощает в нас пламень плотских вожделений 6, 32–33. 486, – Писание плодоносно и служит на помощь и пользу т. 1, стр. 5 – питаясь божественными писаниями апостолов, мы восходим к святой жизни 6, 51. 44, – следуя священному и богодухновенному писанию, мы имеем не несовершенное знание, которое никто и ни откуда не может получить без просвещения его Духом Святым 16, 23–24, – в нём содержится ясное учение 14, 20. 264, – без Христа-Света и Его просвещения нельзя понимать священное писание 8, 12. а, – не всякий может толковать Писание, но только просвещенный благодатию свыше т. 1, стр. 5, – призванные к священству обязаны не молчать, но изъяснять Писание т. 1, стр. 2 Писание древнее и новое – γραφ ρχαα κα νa 16, 17, –6, 15. 442, – знание древних и новых законов служит сугубым украшением человеческой души, но новая заповедь Христова лучше древней и для подзаконных была еще недоступна спасительная проповедь 13, 34. Священное Писание иногда употреб-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010