«Люди боятся сомнения. И напрасно боятся». Редкое видео беседы митрополита Антония Сурожского о сомнении. Сомнение — одно из самых сложных чувств для христианина. Митрополит Антоний Сурожский часто возвращался к этой теме в своих трудах и беседах. Публикуем малоизвестное слово владыки Антония. Текст публикуется впервые. Редакция Правмира благодарит редакцию  архива Митрополита Антония Сурожского   за предоставление видеозаписи. Вот мне был поставлен вопрос о сомнении. Люди боятся сомнения . И напрасно боятся. Потому что сомнение рождается оттого, что мы истину полностью не знаем и ставим вопрос. Я приведу пример. Я когда-то занимался наукой, и одна из характерных черт прогресса науки – в том, чтобы ставить под вопрос все то, в чем ты уверился до сих пор. Владыка Антоний Если ученый собирает факты, они сначала разрозненны. Потом он их собирает вместе, и получается какая-то общая картина. И как будто она цельная. В тот момент, если он настоящий ученый, он поставит перед собой вопрос: где трещина? Буду искать какой-нибудь факт, который разобьет цельность моего представления, потому что мое представление ограничено. И вся наука заключается в том, чтоб собирать факты, составлять из них одно целое и ставить это целое под вопрос для того, чтобы оно стало глубже, шире и полнее. И с верой у нас то же самое. Каждый из нас имеет какой-то опыт о Боге. И этот опыт достоверный, его отрицать нельзя. Он может быть несовершенный, но он чистый. Но он не является полнотой знания о Боге. И тогда начинает вкрадываться вопрос. Вот, мне представляется Бог таким-то образом. Такой ли Он на самом деле? Сомнение в чем – в моем представлении , а не в Боге. Вот что важно. Так же, как вопрос для ученого – в объективной истине или в его представлении о ней. И поэтому, когда сомнения у нас появляются, это значит, что я перерос свое неполное представление о Боге, свое несовершенное о Нем знание. Что Бог мне говорит: да, ты это все теперь познал, а смотри на Меня, я больше этого. Ты не можешь удовлетвориться той картиной, которую ты себе составил, она такая же малая, как ты сам, как твой ум, как твое образование, как твое воображение. Ты откройся и поставь вопрос: что могут другие думать об этом? Какие бывают другие ответы? И не бойся, Я не обижусь, если ты поставишь Меня под вопросом, потому что не Меня, как Меня ставишь, а твое представление обо Мне.

http://pravmir.ru/o-somnenii-2/

Православные епископы Франции выступили с совместным коммюнике Париж, 17 марта 2015 г. 11 марта 2015 года по итогам очередного заседания Ассамблеи православных епископов Франции - консультативного органа, объединяющего архиереев всех канонических православных административных единиц Поместных Церквей, представленных на территории Франции - было опубликовано официальное коммюнике, в котором православные иерархи выразили озабоченность в связи с возобновлением обсуждения законопроекта о введении на территории Франции контроля по реализации принципа светскости в частных образовательных структурах. Об этом сообщает сайт Корсунской епархии.      Перевод официального коммюнике представлен ниже: " Коммюнике православных епископов Франции В связи с возобновлением обсуждения законопроекта о расширении законодательной базы, позволяющей принуждать частные структуры для несовершеннолетних к [светской] нейтральности (т.н. « законопроект Лаборд »). ------- Париж, 11 марта 2015 года – Возобновление обсуждения законопроекта Лаборд в четверг 12 марта в Национальном собрании в столь тревожное время, в котором мы сегодня живем, не может не вызывать обеспокоенности и изумления. Вновь подчеркивая свою приверженность к основополагающему принципу светсткости – республиканскому базису жизнедеятельности общества – православные епископы Франции выражают беспокойство в связи с существующими рисками постепенного перехода от «принципа светскости, порождающего доверие», который примиряет и понимает, к «принципу светскости, порождающему страх», который клеймит и не уменьшает, а увеличивает [социальную] напряженность. Пытаясь в течение нескольких лет распространить концепцию светской нейтральности – изначально распространявшуюся на государство и сотрудников сферы общественных услуг – на «потребителей» этих услуг, а также на многие аспекты частной жизни, эта новая агрессивная форма светскости стремится исключить из общественной жизни любую форму проявления религиозности. Это служит причиной систематических нападок на религии, вызывающих к ним недоверие и подозрительность, что не может не отразиться на « общественном договоре » во Франции. Не стоит обольщаться. Проблемой является не присутствие религиозных символов в общественных местах, а скорее их « инструментализация » в тех целях, которые не имеют ничего общего с духовностью. Речь идет скорее о поддержании общественного порядка, нежели о проблеме светскости – основной концепции жизнедеятельности общества, которая все чаще реализуется исходя из конъюктурных соображений. Не будем противопоставлять « веру » и « знание ». Гражданское человеческое сознание нуждается в обоих. Для соблюдения общественного порядка « вера » и « знание » должны обладать « гражданскими правами » в современном демократическом мире! " 17 марта 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77946.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Замечательная подростковая проза. Кто то скажет, что может быть слишком «жесткая», «сложная». Захолустье, рыбацкий поселок, крепкая христианская община. Две сестры — одна (как кажется) удачливая,  всеми любимая, другая — «наоборот»: библейские аналогии с Иаковом и Исавом понятны. Подростковая обида на мир (тем более что здесь — как уверена героиня — оправданная), искание правды и полнейшее смятение тут доведены до некоторого предела (чуть не до богоборчества). Н. Трауберг писала в предисловии: «Знать, что безмерно и безоговорочно нас любит только Бог — как-то страшновато. Достигается это знание большой кровью, примиряются с ним нелегко, хотя только после этого можно порадоваться и несовершенной человеческой любви. […] Однако жизнь Сары Луизы идет не по мирской логике. Все спасает ее — и дружба с добрым Криком, и красота бессловесных тварей, и мужество Капитана, и беззащитная женственность Труди, и поразительные, как бы белым на белом написанные родители. Когда же, не замечая, что ветхий человек почти осыпался, она уходит служить другим, действительно забыв о себе, ей дается все, как Иову в конце книги — муж, такой же немыслимо хороший, как ее отец, сын, тяжелый и успешный труд. Тогда она и совершает будничное библейское чудо, где уже не различишь мужскую твердость и женскую мягкость, трезвый разум и какое-то фольклорное действо, силу — и слабость. На этих страницах куда-то делся, осыпался ветхий мир мнимостей, и мы — не в «хэппи энде», а в том слое бытия, где беспредельно царствует Бог и больше нет ни бездомных, ни обездоленных.»   Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/iakova-ya-...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 94. О том, что в Боге есть созерцательные добродетели Созерцательные добродетели в высшей степени подобают Богу, на этот счет и сомневаться не приходится. Мудрость состоит в знании наивысших причин; так определяет ее Философ в начале Метафизики. 426 Бог знает самого себя в первую очередь; только через знание себя он знает что-либо другое, как было доказано (1, 47 слл.). При этом он сам – первопричина всего. Очевидно, что именно ему должна быть приписана мудрость в первую очередь. Об этом сказано у Иова: «Премудр сердцем» (9:14). И у Екклесиаста: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сирах., 1:1). И Философ говорит в начале Метафизики, что мудрость – «достояние божественное, не человеческое». 427 И еще. Знание есть «познание вещи через ее собственную причину». 428 Бог знает весь порядок причин и их следствий, а тем самым знает и собственные причины всех единичных [вещей], как показано выше (1, 64 слл.). Ясно, что он обладает знанием в подлинном смысле слова, – но знанием, причиной которого не являются умозаключения, как у нашего знания, причина которого – доказательство. – Об этом сказано в Первой книге Царств: «Господь есть Бог ведения». К тому же. Нематериальное познание каких-либо вещей без дискурса есть ум. 429 Бог обладает именно таким знанием обо всех [вещах], как было показано выше (1,57). Следовательно, в нем есть ум. Об этом говорится в Книге Иова: «У Него совет и разум» (12:13). Эти добродетели в Боге – прообразы наших [соответствующих добродетелей]; в Боге они совершенны, а в нас несовершенны. 426 Аристотель, Метафизика, 982 b 9: «... Имя мудрости необходимо отнести к одной ... науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины [т.е. метафизика]». 427 Аристотель, Метафизика, 982 b 28: «...Обладание ею [мудростью] можно по справедливости считать выше человеческих возможностей, ибо во многих отношениях природа людей рабская, так что, по словам Симонида, «бог один иметь лишь мог бы этот дар», человеку же не подобает искать несоразмерного знания». Читать далее Источник: Сумма против язычников/Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004./Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Высказывания старца Кирилла из книги иером. Симона (Безкровного)     Высказывания старца Кирилла из книги иером. Симона (Безкровного)   Высказывания старца Кирилла из книги иером. Симона (Безкровного ) «Человек святой души архим. Кирилл (Павлов)»:     Слова старца, сохраненные монахами   Вера — корень спасения, благодать - ствол, а рассуждение -ветви спасения. Отцы и братья, будьте искренни друг ко другу, а наипаче пред Богом. Искренняя вера передвигает горы, чистосердечная молитва отворяет небеса! Только благодатный человек может быть поистине рассудительным, без благодати — откуда возьмется рассуждение? Который час на дворе, петух тоже понимает, а в суп попадает. Чем без конца разбираться в разногласиях и в спорах, досадуя друг на друга, лучше сказать одно слово; «Прости». Худой мир всегда лучше доброй ссоры. Наше знание несовершенно, понимание греховно, как можно этому доверять? Совершенство возможно лишь в познании Христа, ибо Христос совершенен. Понимание становится святым богопостижением лишь в единении с Отцом Небесным, ибо Отец наш, сущий на небесах, свят. Наставление «сделай свои помыслы чистыми» означает — не загрязняй свой ум дурными измышлениями. Монах прилежно трудится над своим умом: отсекает молитвой все дурные мысли, когда он один, а когда он с людьми, работает над своим поведением. Так он сопрягается с благодатью Святого Духа. Порок желает действовать без свидетелей, забывая, что есть один всегдашний свидетель — Бог. Поэтому монах бдительно очищает свое сердце от всех помышлений в свете Божественного свидетельства, и Господь свидетельствует о его чистоте, посылая Духа Святого для совершенного просвещения монашеского сердца.   Добродетель украшает душу человека, благодать просвещает ум человека, а блаженство чистого, светлого сердца соединяет человека с пречистым и пресветлымБогом. Ох, как бдительно надо монаху смотреть за собой! Ох, как усердно надо монаху трудиться над собой! Это и есть трезвение, отцы и братья! Будьте бдительны, честные отцы: одно дурное слово—и все пропало! Один человек, которому мы не оказали милости, — и все катится под откос! Но любовь все же сильнее, да, сильнее! Все покрывайте любовью... Комментарии Всего комментариев: 2 2019/07/26, 19:06:04 Царство Небесное схархимандриту Кириллу! Николай 2019/07/12, 10:31:27 Отче,моли Бога о р.Б.Елене,Александре,Апполинарии! Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.Аминь.Аминь. Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3058

Суть этого назидания помогает понять замечательный богослов, аскет и подвижник преподобный Максим Исповедник. Он выделяет в познании Христа знание Христа по плоти – это знание Бога, опосредованное буквой, текстом, обрядом, историей, традицией. Знание Христа по плоти – несовершенное, так как несовершенно «плотское» измерение само по себе. Здесь Слово Божие присутствует, но не напрямую, а преломляясь сквозь толщу языковых, культурных и прочих человеческих напластований. Несовершенен в познании Божественного тот, кто знает Христа только по плоти, пусть он знает все церковные догматы, каноны, текст Священного Писания. Дело в том, что человеческий язык (какой бы он ни был) не может выразить Слово Божие безукоризненно, во всей полноте. В полной же мере, совершенно Слово Божие выражается Само из Себя, в Духе, а быть сопричастным Духу – удел тех, кто стремится к Живому Богу сквозь множество отблесков и образов Божественного Слова в сфере «человеческого»; стремится зреть Слово Божие непосредственно, прикоснуться своим умом к Божественному Слову, сняв с Него покровы, окутывающие Его. Именно об этом, по мысли преподобного Максима, свидетельствует апостол Павел: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5: 16) . Знание Слова Божиего таковым, каково Оно есть, преподобный Максим называет знанием Христа Воскресшего. Это знание может осуществляться только в личном опыте, в отличие от знания Христа по плоти, доступного всем. Подвиг преподобной Марии превосходит аскезу Зосимы именно своей всепобеждающей устремленностью к Воскресшему Христу; это уже даже не подвиг как набор каких-то самоотверженных действий, это состояние предельной открытости Богу, Его действию, которое делает возможным любой подвиг, любое действие во имя Творца. Искренне убежден, что на удивительной службе «стояния Марии» можно ощутить, осмыслить, понять суть христианского подвига, со-стоя преподобной Марии в ее пламенно-дерзновенном устремлении к Спасителю, взыскивающему душу грешника. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1053 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/92457.html

Апостолам, как ближайшим ученикам Христовым, дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока и несовершенное знание, до сошествия на них Духа Святого. Народу же не дано это прямое знание таин Христовых, не дано не потому, что Бог не хотел этого, но потому, что народ сам не способен был принимать эти тайны (как это далее и объясняет Господь); неспособен же потому, что нравственно неразвит и по этой причине, его мысли о царствии Мессии были грубы: так он думал, что это царство будет подобное земным царствам. Апостолам дано знать тайны царства Христова потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих таин. Выражение видя не видеть и слыша не слышать значит не понимать того, что говорится или делается, и еще перетолковывать то по-своему. Так многие из евреев не понимали учения и дел Христовых, хотя видели и слышали их; и при этом еще перетолковывали, говоря, напр., что Он изгоняет бесов силою князя бесовского ( Мф.9:34 ), и что Он не от Бога ( Ин.9:16 ). У еванг. Матфея тут прибавлено: И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышать, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем. и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Ис.6:9, 10 ). Слова эти сказаны были пророком его современникам. 600 лет протекло со времен пророка, но иудеи оставались и во времена Христовы и апостольские такими же, какими были тогда: сердце их было грубо (отолсте); были они глухи к слышанию Божественной истины (ушима тяжко слышать), и закрывали очи ума своего (очи свои смежиша), чтобы не видеть необыкновенных дел или чудес Христовых. Разумеются очи и уши, т. е. зрение и слух, не чувственные, а духовные, умственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

При построении проповедей о непостижимости святитель Иоанн Златоуст пользуется примечательным гомилетическим приемом. Для каждой проповеди он выбирает какой-то опорный текст Священного Писания (как правило, из Нового Завета) и разворачивает речь, ориентируясь на него. Панагиотис Христу так представляет себе создание гомилий о непостижимости: они не были предварительно записаны; Златоуст произнес их в церкви с амвона, имея перед глазами лишь отдельные места Писания 22 . Для понимания мысли Святителя необходимо учитывать это обстоятельство, в противном случае последовательность рассуждений остается непонятной. Златоуст очень внимателен к отбору своих опорных текстов и к их последовательности. Так, первая гомилия вводит в круг проблем полемики, сосредотачивая внимание слушателей на особенностях познавательных способностей человека. Однако начинается гомилия с темы любви, которая есть “начало, основание, источник и мать всякого блага” 23 . На первый взгляд, связь любви и знания кажется неожиданной, однако ниже загадка разрешается введением в текст 13-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Тогда-то становится понятным ход мысли Святителя, который устанавливает некое соответствие между знанием и добродетелью любви. Тактическая цель Златоуста заключается в том, чтобы ввести в дело следующий необходимый фактор богословской достоверности — понятие веры. Именно в послании Павла понятия веры и знания сведены к единой последовательности: Если я говорю, — пишет апостол Павел, — языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (уступив место полному знанию — П. М.). Аномеи претендуют на совершенное знание, но сам Апостол говорит, что ныне наше знание ущербно и несовершенно. Оно будет полным, но в будущем веке, а сейчас его недостаточность восполняется верой и любовью.

http://pravmir.ru/svyatitel-ioann-zlatou...

Всякий ищущий доказательств церковной истины тем самым или показывает свое сомнение и исключает себя из Церкви, или дает себе вид сомневающегося, и в то же время сохраняет надежду доказать истину и дойти до нее собственной силой разума, но силы разума не доходят до истины Божией, и бессилие человеческое делается явным в бессилии доказательств. Принимающий одно Писание 10 и на нем одном основывающий Церковь действительно отвергает Церковь и надеется создать ее снова собственными силами, принимающий только Предание и дела и унижающий важность Писания действительно отвергает также Церковь и становится судьей Духа Божия, говорившего Писанием. Христианское же знание не есть дело разума пытающего, но веры благодатной и живой. Писание есть внешнее, и Предание внешнее, и дело внешнее; внутреннее же в них есть один Дух Божий. 11 От Предания одного, от Писания или от дела может черпать человек только знание внешнее и неполное, которое может в себе содержать истину, ибо отправляется от истины, но в то же время и необходимо ложно, потому что оно неполно. Верующий знает истину, неверующий же не знает ее или знает ее знанием внешним и несовершенным 12 . Церковь не доказывает себя ни как Писание, ни как Предание, ни как дело, но свидетельствуется собою, как и Дух Божий, живущий в ней, свидетельствуется собою в Писании. Не спрашивает Церковь : какое Писание истинно, какое Предание истинно, какой собор истинен и какое дело угодно Богу, ибо Христос знает свое достояние, и Церковь, в которой живет Он, знает внутренним знанием и не может не знать своих проявлений. Священным Писанием называется собрание ветхозаветных и новозаветных книг, которые Церковь признает своими. Но нет пределов Писанию, ибо всякое Писание, которое Церковь признает своим, есть Священное Писание 13 . Таковы, по преимуществу, исповедания соборов, и особенно Никео-Константинопольское. Посему было до нашего времени Священное Писание и, если угодно Богу, будет еще Священное Писание. Но не было и не будет никогда в Церкви никакого противоречия ни в Писании, ни в Предании, ни в деле, ибо во всех трех единый и неизменный Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Всякий, ищущий доказательств церковной истины, тем самым или показывает свое сомнение и исключает себя из Церкви, или дает себе вид сомневающегося, и в то же время сохраняет надежду доказать истину и дойти до нее собственною силою разума; но силы разума не доходят до истины Божией, и безсилие человеческое делается явным в безсилии доказательств. Принимающий одно Писание и на нем одном основывающий Церковь, действительно отвергает Церковь и надеется создать ее снова собственными силами; принимающий только предание и дело и унижающий важность Писания, действительно отвергает также Церковь и становится судьею Духа Божиего, говорившего Писанием. Христианское же знание не есть дело разума пытающего, но веры благодатной и живой. Писание есть внешнее и предание внешнее и дело внешнее; внутреннее же в них есть один Дух Божий. От предания одного, от Писания или от дела может черпать человек только знание внешнее и неполное, которое может в себе содержать истину, ибо отправляется от истины, но в то же время и необходимо ложно, потому что оно не полно. Верующий знает Истину, неверующий же не знает ее или знает ее знанием внешним и несовершенным Церковь не доказывает себя ни как Писание, ни как предание, ни как дело, но свидетельствуется собою, как и Дух Божий, живущий в ней, свидетельствуется собою в Писании. Не спрашивает Церковь: какое Писание истинно, какое предание истинно, какой собор истинен и какое дело угодно Богу, ибо Христос знает свое достояние, и Церковь, в которой живет Он, знает внутренним знанием и не может не знать своих проявлений. Священным Писанием называется собрание ветхозаветных и новозаветных книг, которые Церковь признает своими. Но нет пределов Писанию, ибо всякое Писание, которое Церковь признает своим, есть Священное Писание. Таковы, по преимуществу, исповедания соборов, и особенно Никео-Константинопольское. Посему было до нашего времени Священное Писание и, если угодно Богу, будет еще Священное Писание. Но не было и не будет никогда в Церкви никакого противоречия ни в Писании, ни в предании, ни в деле: ибо во всех трех единый и неизменный Христос.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/08/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010