митрополит Иоанн (Снычёв) МОЛИТВА (СЛАДОСТЬ И ВИДЕНИЕ МОЛИТВЫ) 1. В чем состоит сладость молитвы и видение молитвы и что ценнее – первое или последнее? Иное – сладость молитвы и иное – видение молитвы. Второе ценнее первого настолько, насколько совершенного возраста человек ценнее несовершеннолетнего дитяти. Иногда услаждаются стихи во устах, и слова какого-либо стиха молитвы повторяются многократно (бесчисленно), не попуская молящегося насытиться и перейти к другому стиху. Иногда же от молитвы рождается некое видение, пресекает молитву уст и соделывается молящийся в том видении исступленным от ужаса, как бы несуществующим. Такое состояние называем видением молитвы, в котором не является никакого вида и зрака или образа, представленных мечтанием, как то утверждают не знающие дела. И опять: в этом молитвенном видении имеются различные меры и разделения дарований. До пришествия в это состояние действует молитва, потому что еще не прекратились мысли, без прекращения которых не может прекратиться молитва и наступить состояние превыше молитвы: ибо движения языка и сердце в молитве суть ключи ее, а совершающееся после сего есть вход в клеть. Здесь да престанут действовать всякие уста и всякий язык, и сердце – этот хранитель помыслов, и ум – этот кормчий чувств, и мысль – эта скоро и повсюду летающая птица; всякое искусство и знание их да прекратятся; здесь да остановится ищущий: пришел Домовладыка. (Преп. Исаак Сирский). Стр. 259 (32). Когда ум сподобится ощутить будущее блаженство, тогда забывает и самого себя и все здешнее; он уже не движется в чем-либо. Посему с уверенностью можно сказать, что всякую добродетель и всякую деятельную молитву, совершаемую или телом или мыслию, уставляет и движет свободная воля чувствами; она движет и самый ум, этого царя страстей. Когда же восгосподствует управление и смотрение духа над умом, правителем помыслов и чувств, тогда отъемлется свободная воля у естества; тогда ум не руководит, а руководится. Где ж тогда будет молитва, когда естество не может иметь власти над собою, но иною силою руководится в области неизвестного ему, ниже может дать движений мыслям по желанию своему, но обладается в то время пленившею его силою и бывает Ею водимо вне своего ощущения? Ниже воли имеет оно тогда, ниже ведает в теле ли оно, или вне тела, по свидетельству Писания. Может ли быть молитва у плененного таким образом и неведущаго себя. (Преп. Исаак Сирский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Подпишитесь на наш Телеграм Нас ужасает, когда подростки блудят, дерутся, курят, воруют. Мы сажаем их в колонии, называем резкими словами, ставим на них крест. Реакции понятные, но не христианские и не помогающие покаяться. Что же действительно можно сделать, чтобы дети стали другими, размышляет преподаватель воскресной школы. Дети грешат. Это было первое знание, которое я усвоила, придя волонтерить в центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних еще студенткой филологического факультета. В семь лет, распрощавшись с мечтой о балете, я решила стать учителем. И вот передо мной мои первые дети. Я помню их лица, имена и истории. Мне до сих пор больно. Дети грешат страшно. И страшно видеть их грехи. Тогда, в 21 год, я не знала, что делать с этим, поэтому просто ушла из педагогики, тогда думала, что навсегда. Но… но если о чём-то мечтал с семи лет, то не так просто от этого отказаться. Я вернулась, уже много лет работаю с детьми. И теперь я знаю, что делать. Любить. Любить детей. Так уж вышло, что возвращение к педагогической деятельности произошло в храме. Я начала вести воскресную школу. Казалось бы, какие тут могут быть у детей грехи и какие ужасы могут встретить меня тут? О, вы даже не представляете. Начали мы с того, что давали показания в милиции по факту воровства. Это был первый месяц моего возвращения к детям. За последующие годы я увидела столько, что теперь считаю воровство незначительным детским прегрешением. Да, я работаю в воскресной школе. Что же это за дети у меня? Обычные. Из неблагополучных и неполных семей. Приводят их бабушки. Часто дети находятся под опекой бабушек, а родители лишены родительских прав. Есть, конечно же, и дети из полных семей, в которых оба родителя воцерковлены, много многодетных, есть дети священства. Вы думаете, проблемы бывают только с детьми из неблагополучных семей? Нет. Проблемы бывают с теми детьми, которых не любят, с детьми, которые несчастны, с детьми, у которых конфликты с родителями. Как узнать ребенка, у которого проблемы дома? Очень просто – повышенная агрессивность, а с определенного (часто очень раннего, 12-15 лет) возраста сексуальная активность, наличие раннего сексуального опыта. Конечно, связка не сто процентов, но в моем опыте стремящаяся к ним.

http://blog.predanie.ru/article/detskie-...

Спасается ли человек одною верою или верою и делами? Никогда этот спор, бессмысленность которого слишком очевидна пред светом апостольского предания, не волновал Церкви, да и не мог волновать ее [Хотя некоторые православные богословы целиком перенесли его с Запада в нашу школу]. В самом деле, вера не есть действие одного постижения, но действие всего разума, т.е. постижения и изволения в их внутреннем единстве. Вера - жизнь и истина в одно и то же время - есть такое действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом праведным, с Богочеловеком. Вера есть начало, по самому существу своему, нравственное; нравственное же начало, которое бы не заключало в себе стремления к обнаружению, обличило бы тем самым свое бессилие, точнее - свое ничтожество, свое небытие. Обнаружение веры и есть дело, ибо и молитвенный вздох, едва зачавшийся в глубине сокрушенного сердца, есть такое же дело, как и мученичество. Различие этих дел только во времени и в обстоятельствах, при которых Бог дозволяет человеку воспользоваться дарами благодати. Какое дело мог совершить разбойник, прикованный на кресте? Или дело его - раскаяние и исповедание в то же время - было недостаточно? Или Бог милует в виде изъятий?.. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна, ибо в истинной вере Христос, истина и живот; если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание. А ложь ли может спасти? Если же истинная, то живая, т.е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела потребны? Боговдохновенный апостол говорит: " Покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих? " Признает ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. " Ты веришь в Бога, но и бесы веруют. " Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. " Как тело без души мертво, так и вера без дел. " Сравнивает ли он веру с телом, а дела с духом? Нет; ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком назваться не может, но трупом; так и вера, не творящая дел, истинной верой назваться не может, но ложною, т.е. знанием внешним, бесплодным и доступным даже бесам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/334/...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 92. Каким образом можно предполагать наличие в Боге добродетелей 400 Последовательность изложения требует от нас теперь показать, каким образом следует предполагать в Боге добродетели. Поскольку бытие Божье во всех отношениях совершенно и некоторым образом заключает в себе совершенства всех сущих, постольку и благость Божия должна некоторым образом заключать в себе благости всех [вещей]. Но добродетель есть некая благость добродетельного [существа], ибо именно благодаря ей «называется добрым человек и дело, которое он делает». 401 Значит, Божья благость должна, на свой лад, содержать все добродетели. В отличие от нас, Бог не может добродетелью обладать, 402 [ибо категория обладания предполагает прибавление чего-то извне]. Богу не подобает быть благим благодаря чему-то, прибавленному к нему извне; он должен быть благом по самой своей сущности: ведь он абсолютно прост (1,18.38). То же самое относится к его действию: он действует не благодаря чему-то, прибавленному к его сущности, ибо его действие есть он сам и его сущность, как было доказано (1,45.73). Следовательно, добродетель для Бога не есть нечто, чем он обладает, но есть его собственная сущность. И еще. Обладание – это несовершенный акт, нечто среднее между потенцией и актом. Поэтому [Аристотель] сравнивает обладающих со спящими. 403 Но в Боге акт – наисовершеннейший. Следовательно, акт в Боге представляет собой не обладание, как знание [у ученого человека], а как созерцание, [когда ученый человек созерцает умом истину своей науки], то есть последний и совершенный акт. К тому же. Обладание – это усовершенствование какой-либо потенции. Но в Боге нет ничего потенциального, в нем все только актуально. Следовательно, в нем нет обладания. Кроме того. Обладание относится к роду акциденций. 404 Но в Боге вовсе нет акциденций, как было показано (1, 23). Следовательно, ни одна добродетель не может сказываться о Боге как [категория] обладания, но только как [категория] сущности. Человеческие добродетели управляют человеческой жизнью. Но человеческая жизнь [состоит] из двух [частей]: созерцательной и деятельной. 405 Так вот, добродетели, которые относятся к деятельной жизни, то есть усовершенствуют эту жизнь, не могут быть присущи Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Иоанн подразумевает под А. как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, которые уже сейчас, как предвестники собственно А., приходят (или уже пришли) в мир ( 1Ин. 2:18 ; 2Ин. 1:7 ). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что А. уже сейчас присутствует в мире своим духом ( 1Ин. 4:3 ). А. и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Т.о., здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос ( 1Ин. 2:22 ; 2Ин. 1:7 ). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, которое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя – несовершенными (ср. Быт. 1:18 ). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе – «для Еллинов безумие», 1Кор. 1:23 ). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греч. логос – «небесный Христос», ср. Ин. 1:14 ) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» – от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Т.о., на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по которому люди могли бы прийти к Богу ( Ин. 14:6 ; ср. Ин. 1:29 ; Ин. 3:16 ). Искупление, согл. этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения – гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим. 6:20 ). Лжеучителя (гностики), которых Иоанн называет А., проникли не извне, а вышли из Церкви ( 1Ин. 2:19 ). II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Статистика Ириней Лионский, сщмч. Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. " В короткое время, - писал о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский! " Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: " Обличение и опровержение лжеименного знания " , или сокращенно: " Пять книг против ересей " . В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова " гнозис " - " знание " ) учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий - лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет " плирому " , т.е. " полноту " . Мир сотворен не самим Богом, а эонами или " демиургом " , который ниже " плиромы " . В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. " Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней, - Иисус- Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом " . Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

http://lib.cerkov.ru/authors/730

Лет 10 назад прочла книгу Марины Журинской «Мишка и другие коты и кошки». Как и автор книги, я никогда не была кошатницей. И даже огребла пару лет назад с полдюжины гневных откликов на рассказ «Апофеоз стройки». Но здесь было много такого непредвзятого желания понять живое существо... такого самоотверженного и богоугодного желания! Праведник, как известно, и скотов милует. Ту самую бессловесную тварь, которая «покорилась тлению (из-за падения человека) и доселе стенает и мучается, ожидая избавления» (Рим. 8, 20). Ту самую тварь, которая может нагадить в неположенном месте, заупрямиться, боднуть... Но праведник всегда всему найдет объяснение, которое поможет потерпеть от бессловесных данную неприятность. А мы, грешники, часто и человека не желаем понять, хотя разве человек в этом падшем мире не стенает и не мучается? И у человека в подавляющем большинстве случаев есть причины, по которым он неправильно себя ведет – то гадит, то бодается... И нам, между прочим, обещано, что если мы будем считать, что у других людей есть извинительные причины быть неправыми, то Господь найдет, чем оправдать нас. Проще говоря: «Не судите, и не будете осуждены». Если мы будем считать, что у других людей есть причины быть неправыми, то Господь найдет, чем оправдать нас Восьмой год работая в городской Комиссии по делам несовершеннолетних, я помню множество примеров того, как страшно и практически непоправимо деформируются люди от дурного воспитания. Как Господь будет судить таких людей?! Не знаю. Но пусть тему воспитания поднимет кто-то другой, потому что у меня нет права рассказывать эти истории. Я приведу примеры того, что люди ведут себя раздражающе по причине простых физиологических особенностей своей психики. Возможно, кого-то это знание тоже примирит с другими... Непослушный мальчик Сеня – мальчик доверчивый и открытый, и в этом плане с ним легко. Но у него дефицит внимания. Это значит, что внимание его рассеивается. Конкретно у него это происходит из-за ускорения ассоциативных связей. То есть особенность мыслительных процессов, которая сделала его родителей докторами наук, у него идет чуть-чуть иначе и приводит к тому, что мысль постоянно убегает куда-то в сторону. Скорее всего, он со временем научится с этим как-то управляться, и даже достаточно продуктивно, но в 5 лет всё выглядит так:

http://pravoslavie.ru/137567.html

Почему жизнь Церкви можно менять Традиция — это не застывшая лава, а живая река 8 июня, 2017 Традиция — это не застывшая лава, а живая река Почему не стоит идеализировать Средневековье и бояться изменений в церковной жизни, и как воспитать адекватного христианина, размышляет священник Евгений Дорофеев. Человек годами ходит в храм и не знает главного Священник Евгений Дорофеев Одна  из проблем современного православного сообщества в России — слаборазвитая церковная педагогика. Человек может годами ходить в храм, ездить в бесчисленные паломничества, даже приобщаться к Таинствам Церкви и при всем этом не знать каких-то основополагающих истин. А отсутствие этих знаний приводит к серьезному искажению основ религиозной жизни. Один из признаков такого искажения — непонимание главных смыслов веры Христовой. В итоге личность  не возрастает во Христе и не исправляет свою жизнь в соответствии с Евангелием, а зацикливается на каких-то второстепенных вопросах. По причине отсутствия полноценного  приходского образования, «средний прихожанин», как правило, очень мало знает и историю Церкви, и ее  догматическое учение (которое есть не просто отвлеченная от жизни истина, но знание, непосредственно влияющее на домостроительство спасения). Ориентиром правильности  для такого христианина является либо привычная внешняя форма, либо слова авторитетного лица. Забывается, что привычная форма стала такой совсем недавно, до этого она многократно изменялась. претерпевая изменения.  А высказывание авторитетного лица может быть совсем не позицией Церкви, а лишь его частным мнением. Более того, мнение может быть ошибочным, ведь как говорит Священное Писание: «Всяк человек ложь» (Пс. 115, 2). Мерилом правильности и форм,  мнений  может быть только исторический опыт Церкви, ведомой Духом Святым. Но Церковь в себе самой имеет две составляющие: Божественную – незыблемую и самодостаточную, и человеческую — видоизменяемую  в процессе исторического бытия. В линейном историческом процессе несовершенный человек периодически меняет церковную форму для того, чтобы более приблизить несовершенное человеческое естество к совершенному — Божественному. Так существует в земном бытии Богочеловеческий церковный организм. Правильность внешнего весьма условна

http://pravmir.ru/pochemu-zhizn-tserkvi-...

Разделы портала «Азбука веры» психолог Наталья Ярасова 17.01.2022 18.04.2023 ( 11  голосов:  4.5 из  5) Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП, специально для «Азбуки здоровья» Сексуальное насилие: что, кто, почему? Сексуальное насилие – это любая сексуальная активность, к которой человека принуждают против его воли. То есть это не только изнасилование – нападение с совершением сексуального акта, но и любые сексуальные посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу человека. Кто может стать жертвой сексуального насилия? При определенных обстоятельствах – любой человек! Есть то, что каждый человек может сделать для обеспечения своей личной безопасности и безопасности своих близких. В первую очередь – это знание о том: Чаще всего жертвами насилия становятся те, кто слабы или находятся в зависимом положении, те, кто неспособен адекватно оценивать происходящее: женщины, дети, больные и люди, находящиеся под действием различных препаратов (алкоголь и т. п.). При этом неверно думать, что представители «сильного пола» не бывают жертвами сексуального насилия. Просто женщины сталкиваются с сексуальным насилием примерно в пятнадцать раз чаще. Мужчины переживают насилие в основном в юном возрасте и чаще от рук взрослых мужчин. Женщины подвергаются насилию с самого детства и до весьма зрелого возраста, но максимальное число жертв насилия среди женщин от 16 до 35 лет. Чаще всего они сталкиваются с посягательствами со стороны мужчин, в том числе, членов своей семьи. Интересен тот факт, что подавляющее большинство женщин, осужденных в нашей стране за убийство, являются жертвами различных видов насилия и убили своих истязателей. Однако бывают и женщины-насильницы в отношении как мужчин, так и других женщин. Самими резонансными в обществе становятся случаи изнасилования несовершеннолетних детей. Но такие посягательства часто остаются скрытыми до тех пор, пока ставший взрослым человек не признается, что в детстве подвергался сексуальным домогательствам. И то, далеко не все раскрывают такие подробности своей жизни, разве что анонимно или конфиденциально психологу.

http://azbyka.ru/zdorovie/seksualnoe-nas...

Демократические процедуры 14.01.2013 23:44:10 Протоиерей Андрей Ткачев Демократические процедуры – вещь хорошая, но вряд ли такая уж безальтернативная. Демократия и торжество личных свобод диалектически превращаются в свой антипод, если их пытаются изобразить чем-то единственно правильным, часто не к месту цитируя Черчилля. Демократия, мол, несовершенна, но лучшего, дескать, никто не придумал, и так далее, и тому подобное. Все это достойно сомнений. И можно Черчиллю предпочитать Станиславского, говоря «не верю» Вас не смущает голосование? То есть сам принцип, при котором побеждает большинство? Меня смущает. Что-то подсказывает мне, что большинство вовсе не обязано быть правым по сути. Большинство способно чудовищно заблуждаться. А ему вручают санкцию на  непогрешимость суждений на основании одного лишь количественного перевеса. По меньшей мере – странно. По большей – чудовищно. Предположим, что мы заблудились в лесу. «Мы» это некая разношерстная группа людей, случайно оказавшихся вместе, как пассажиры поезда. «Сумма избирателей» часто именно такова. Темнеет. Есть нечего. В душу заползает страх. Нужно куда-то двигаться, поскольку пребывание на одном месте угрожает смертью. Начинается галдеж и обмен мнениями. Один говорит, что надо идти «туда». Другая вопит, что надо бежать в противоположную сторону. Один человек пытается объяснить, что немного знаком с ориентированием на местности. То ли он был скаутом, то ли работал геологом. Короче, у него есть некие практические и неэмоциональные соображения. Одна беда – его не слышно. Вместо того, чтобы послушать компетентного человека, заблудившиеся решают голосовать: идти «туда» или бежать в противоположную сторону. Бывший геолог подчиняется законам массы. Далее – сценарий триллера или картина на тему «Толпа линчует несогласного одиночку». Выбор направления исторического движения чем не аналог голосования заблудившихся людей. Мы все исторически «блуканули». Надо искать жилье, людей, хоженые тропы, надо спасаться. И один голос более-менее компетентного человека в этой каше испуганных голосов стоит больше, чем единогласное или большинством полученное решение людей, руководимых лишь эмоциями. Простой сумме невежественных воплей должно противостоять умное слово знающего человека. Так технолог на кондитерской фабрике не обязан устраивать митинг на тему определения количества изюма, закладываемого в массу для будущего кекса. Голосование здесь ни к чему. Есть знание специалиста. И так повсюду.

http://radonezh.ru/analytics/demokratich...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010