Все, кто бывает в храме хотя бы и нерегу- лярно, слышали: «Пророчества Исаиина чтение…» или «Притчей чтение…». Это значит, что сейчас на вечерне (как пра- вило, именно на ней) будет читаться па- ремия (или паримия – оба написания допустимы) – фрагмент Ветхого заве- та, связанный с тем новозаветным собы- тием, которое Церковь начинает праздно- вать вечером (литургические сутки начи- наются с вечера, как известно) и продол- жит на следующее утро. Наш собеседник Алексей Кашкин расска- жет о том, какой может быть эта связь, о паремиях, включенных в последование двунадесятых праздников. Зачем в храме читается Ветхий Завет в виде паремий? Без паремии не может быть полноценно раскрыто содержание христианского праздника; ведь два Завета неразделимы, Ветхий Завет – неотрывная часть Священного Писания. Празднуя событие новозаветной истории, Церковь всегда находит в Ветхом Завете какой-то прообраз этого события, иногда явный, иногда более скрытый. Почему паремия читается на вечерне? Вечерня – это по содержанию своему богослужение ветхозаветное, оно символически отражает время до рождения в мир Спасителя. В современном богослужении паремия используется не так часто, как в древности. Например, сегодня на Литургии паремии не читаются: чинопоследование святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого этого не предусматривает. А чинопоследование древней Литургии святого апостола Иакова обязательно включает паремию. Видимо, ранние христиане в большей степени, нежели мы, ощущали необходимость чтения Ветхого Завета за богослужением. Кроме того, чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. В первые века христианства Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. Сегодня у нас есть три праздника, богослужение которых включает большое число паремий, а остальные великие и двунадесятые праздники – по три паремии. Много паремий читается на Рождество Христово, на Богоявление и в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

" Московский комсомолец " в тот же день (10.12.99) публикует интер-вью с ним под названием, в котором уже есть ложь: " Святейшая опала. Два года без права причащаться " . Как известно, о. Георгию никто не запрещал причащаться, ему Указом Патриарха предложено естественное для право-славного человека дело – покаяться в содеянном, и после этого запрещение в служении будет немедленно снято. Кочетков же в интервью вводит, как все-гда, в заблуждение общественность, пытаясь уверить всех в том, что епархи-альный духовник " не находит никаких препятствий для снятия с нас пре-щений " , в то время как " Святейший Патриарх так и не нашел возможно-сти с нами встретиться " . Естественно, епархиальный духовник – о. Владимир Жаворонков – такого вердикта никогда не произносил, иначе бы он письменно сообщил Патриарху о выполнении Указа. Так обстоит дело почти со всеми фактами, сообщенными о. Георгием в этом интервью. Например, его собеседник А.Колпаков говорит: " Церковь, как один из госдепартаментов, формально отделенных от государства, традиционно недолюбливает интеллигенцию, церковную в том числе " . Вме-сто того, чтобы возмутиться клеветой " московского комсомольца " и расска-зать ему, что в Москве более половины священников — люди, окончившие светские Вузы (из них более ста — МГУ), и кто, как ни эти люди — церков-ная интеллигенция, что московские храмы заполнены интеллигенцией и мо-лодежью, Кочетков с удовольствием поддакивает: " Интеллигентность раз-дражает, просвещение раздражает, в них видится гордыня, авторитар-ность, сектантство... Увы, в последние годы сделано многое для того, что-бы отпугнуть от церкви и молодежь, и интеллигенцию. Это достойно слез " . О. Георгий, почти по Хармсу, считает оптическим обманом все эти факты, в том числе и то, что за последнее десятилетие ежегодно в России ос-вящается по тысяче храмов и ежегодно рукополагается по тысяче священни-ков. Неужели и это свидетельствует об оттоке людей от Церкви? А что касается " сектантства " , то оно здесь упомянуто не случайно. 25-26 ноября 1999 года в гг. Раменское и Жуковский Московской области прошла научная конференция по проблемам сект и оккультизма, на которой в итоговом Заявлении участников есть следующий, неприятный для о. Георгия пункт: " 6 . К сожалению, сектантские тенденции и сектантский менталитет порой проявляет себя и в православной среде, что видно на примере нездоровой атмосферы, сложившейся в общине запрещенного в служении священника Георгия Кочеткова. Такое положение является след-ствием его глубоко ошибочных воззрений в экклезиологии и серьезных иска-жений вероучения Православной Церкви " . В преддверии юбилейных торжеств, посвященных 2000-летию Рожде-ства Христова, мы видим, как активизировались самые различные силы, в том числе и темные, для которых нынешнее время, являющееся для христиан небольшой передышкой после чудовищных кровавых гонений, воспринима-ется невыносимой мукой и сущим адом.

http://pravoslavie.ru/press/obzor1.htm

Примеры исповеди мирян в монастырях идут от IV ст., т. е. от первого века монашества, даже больше того (как сейчас увидим) от первого поколения египетского подвижничества. На исповедь к старцам шли простые верующие. Уже Антоний Великий принимал исповедь борющих помыслов —16— может быть не от одних монахов. О преп. Иоанне Ликопольском в „Истории монахов“ рассказывается: „согражданам, которые постоянно приходили к нему по своим нуждам, он предрекал будущее и обнаруживал тайные дела каждого... обличал виновных“. Старец подвижник занимается исцелением больных человеческих совестей своих посетителей мирян, вероятно, предписывает и покаяние. Дело здесь обходится без исповеди только вследствие его прозорливости 1565 . – Один знатный араб V столетия, обратившись ко Христу, дал обет не вкушать никакой мясной пищи, а потом раз соблазнился и хотел есть птицу. Но птица превратилась в камень и, вразумлённый этим чудом, араб отправился к преп. Симеону Столпнику († 459), „открыл ему тайную вину свою, объявил пред всеми нарушение обета и, взывая к Богу о помиловании, просил святого старца, чтобы, он своими молитвами исходатайствовал ему разрешение от уз сделанного греха“ 1566 . – В Луге Духовном расска- —17— зан такой случай. К авве Иоанну, игумену монастыря Гигантов, пришёл молодой человек. „Ради Бога прими меня, говорил он; я желаю раскаяться (θελ γρ μετανοσαι)“. В смущении он не мог рассказать своего греха, а игумен настаивал на этом, говоря, что епитимии, которые могут исцелять грешную совесть, должны точно соответствовать виду греха и, значит, грех должен быть открыт духовному врачу: „одним способом врачуется блудник, другим – убийца, третьим лживый врач (φαρμακς – чародей) и совсем иное нужно для сребролюбца“. Юноша покаялся в гробокопательстве 1567 . Справедливо подмечено, что игумен Иоанн здесь представляется уже опытным совершителем покаяния и, судя по сделанному им перечню смертных грехов (особенно убийства и чародейства), – покаяния мирских людей 1568 . – Феодор Студит , который, как известно, был саном пресвитер, принимал на исповедь к себе как монахов, так и мирян. Когда подвижник помирал, его спросили „о монахах и мирянах, бывших под епитимией“, значит, у него покаявшихся, и преподобный простил и разрешил их 1569 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смысл его сводился к следующему: нет, ничего апокалиптического во всем этом не находим. Номера ведь и у паспортов имеются. Я опубликовал об этом небольшую опти–мистическую заметку. И бодро добавил уже от себя лично, что пора положить конец всем этим несвоевременным раз–говорам о „печати антихриста“ и пр. При этом я ощущал себя чуть ли не ставящий заслон всевозможным „кликушам“… Через несколько месяцев после публикации я увидел неожиданный сон. Я увидел во сне, что ко мне домой пришел известный православный старец, ныне здравствующий отец И. Он расска–зал мне о том, что только что приехал из Башкирии. Там всем раздают „соци–альные номера“. Православные не берут их, и за это подвергаются гонениям. Проснувшись, я резко не изменил сво–его отношения к проблеме. Но хотя бы задумался: а прав ли я был со своими скороспелыми выводами? И неужели все так серьезно? Оказалось, серьезнее не–куда» " (Жоголев А. Знамение времени//Благовест.1999, Понятно, что «богословие», зиждущееся на «снах», приводит к глупостям. преподобный Макарий Египетский. Беседа 15//Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880. с.157. Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. О Кресте. М., 1855, С.318. Святитель Ипполит Римский. Слово о кончине мира и об антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа.28 и 29//Творения: В 2 в. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997 Ч.2.. с.75. См.: Посмертные поучения преподобного отца нашего Нила Мироточивого Афонского. Афон, 1912. С.57. Владимиро-Суздальская епархия против ИНН. Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Путину В. В.//Русский вестник.2001, 7. Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр.13, 15-18) в связи с проблемой ИНН. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии. Студент Петербургской Духовной Академии " иерей А. " вместе со своей матушкой делится с читателями журнала «Сербский крест» своим открытием: «число зверя» это не число, обозначащее имя зверя, а число, выданное зверем. И если кто получил любой номер из рук «зверя» – тот уже и заклеймлен «числом зверя», т.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

«Первым историческим документом, подробно сообщающим нам о том, как была найдена «Казанская икона Божией Матери…». - С.88. Острый угол: Диакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). Фанатики как источник жизни, или размышления о демографии миссионерстве. Фото Павла Смертина, Вячеслава Лагуткина, Павла Кузнецова//Фома. - – ноябрь 2005. – С.89-91. – (рубрика « Острый угол »). Галерея: История с «Диафильмом» . (Заметки о студии «Диафильм», которой 1 декабря 2005 года исполняется75 лет)/Автор - Марина Нефёдова //Фома. - – ноябрь 2005. – С.92-97. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.98-105. Чтение: Сергей Щербаков . Встречи. Расска з/Рисунки Веры Маханьковой//Фома. - – ноябрь 2005. – С.98-101. – (рубрика « Чтение »). Имеется биографическая справка « Сергей Антонович Щербаков …» (С.99). Строфы: Светлана Кекова. Истоки и последствия любви . Подборка стихотворений/Автор вступительной заметки Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир»; Иллюстрация – Екатерина Гаврилова «Небо над Питером» (2004 г.)//Фома. - – ноябрь 2005. – С.102-103. – (рубрика « Строфы »). Что читать: Предлагаются развернутые аннотации на книги: « Всенощное бдение и Литургия »; Борис Ширяев « Неугасимая Лампада »; Протоирей Константин Островский « Умереть нам не удастся»/ Автор информации Юрий Максимов //Фома. - – ноябрь 2005. – С.104-105. – (рубрика « Что читать »). Священник Александр Шантаев « Асина память »/Автор аннотации Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2005. – С.105. – (рубрика « Что читать »). Большой детский молтвослов /Автор аннотации Ксения Мельникова //Фома. - – ноябрь 2005. – С.105. – (рубрика « Что читать »). Путеводитель: С.106-107. Объявления и реклама: С.108-113. Отклики: На статью С. Лукьяненко о книге Дэна Брауна «Код да Винчи» (Фома, 2005, с.86-88)/Михаил, Нижний Новгород//Фома. - – ноябрь 2005. – С.114. – (рубрика « Отклики »).   На новый дизайн журнала «Фома» - 2005 - «серьезно меня расстроил»)/ Александр , Тула; Тут же ответ редакции //Фома. - – ноябрь 2005. – С.114. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-31-n...

— Это ты называешь работой? — всхлипывая, ответила хозяйка разрушенного гнездовья, и вправду чем-то напоминавшая маленькую обиженную птичку. — Сломать дом, в котором человек жил двенадцать лет! «Жил — не тужил, никого не обижал, никого не осуждал и всем мое почтение». — Ты что это стихами заговорила? Сказал тебе — уходи! — еще более распалился работяга. — Мне сказали, что это незаконная постройка и подлежит сносу. Делаю что велели. — Эх ты, а ведь и твою бабушку с матерью когда-то так выгнали из родного дома. Отобрали все и пустили по миру. Она же тебе рассказывала, ты что, забыл? От этих слов грубое, как будто вытесанное из деревянной колоды лицо парня резко изменилось, в глазах промелькнуло смущение и удивление: «Откуда ты это знаешь? Кто тебе расска-зал, что мы из раскулаченных?» — Откуда знаю, это неважно. Бог открыл. А ты иконы не трогай. Дай я их соберу. Домик мой уже не воротишь, а святых так оставлять нельзя. Озадаченный бульдозерист развернул свою машину и покинул место разрушения, а опущенный ковш его чудовища, как будто стыдясь содеянного, склонился к земле. «Ну вот и пришел конец моему житью в городке!» — сказала самой себе Александра Павловна, но слезы на ее глазах высохли, потому что в душе своей она ясно услышала: «Была ты всю жизнь от рождения странницей, так будь ей до конца. Это твой удел, не ропщи. Дом-то у нас на небе, а здесь — только временное пристанище». Она села на скамейку у одной из восстановленных ею могилок, и вдруг вспомнила, что в раннем детстве она уже видела такую же картину разрушения родного крова. В дом, где она жила с мамой в Новочеркасске, попала бомба. Девочка в это время играла на улице, а мама осталась под развалинами. Глава вторая. Сиротская доля Дети войны, сироты — какими словами сказать о вас? Не может сердце вместить ту боль, которая выпала вам на долю. Недаром так любили вы петь песню, родившуюся еще в годы первой волны сиротства в России — после революции: Ах, умру я, умру, похоронят меня, И никто не узнает, где могилка моя.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Кроме того, не все подвижники читают полную восьмисловную молитву — встречаются различные формы сокращений. При обычной практике обучения рекомендуется начинать с очень медленного чтения молитвы и выдержки пауз, на чем настаивает свт. Игнатий. Но возможны иные подходы. Старец Иосиф Исихаст, например, советует некоторым начинающим быстрое чтение, чтобы в паузах не успевали вклиниваться помыслы: «Делание умной молитвы — это принуждение себя [поначалу] говорить непрестанно молитву устами без перерыва. Вначале быстро, чтобы не успел ум образовать помысел рассеяния» . Свт. Игнатий пишет: «На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут; некоторые подвижники нуждаются и в еще более продолжительном времени» . Схиигумен Герман (Гомзин), определяя правило начинающего, советует творить молитву Иисусову неспешно с поклонами или без оных: «Так делать можно четверть часа, полчаса, больше или меньше, как удобнее. Чем усерднее потрудиться, тем скорее молитва привьется к сердцу. Молитва умная есть болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении» . Прп. Никон Оптинский предостерегал своих чад от спешки и советовал: «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением … Правило лучше [иметь] небольшое, но чтобы его непременно исполнить. Духовная жизнь требует, чтобы идти все вперед, а если слишком большое правило, то можно и назад пойти, что уже очень нехорошо. Пятисотницу лучше одной справлять, времени на нее требуется не менее 1 ч. 10 мин. или даже 1 ч. 30 мин… Однообразие для проходящих молитву Иисусову очень важно — ум не рассеивается, собранность ума» . Отец Иоанн (Маслов) расска     зывал, что лично он, как человек уже опытный, проходит пятисотницу за 45 минут. При этом он пояснял, со ссылкой на свт. Игнатия, что «для новоначальных требуется больше времени, молиться им надо медленно» . В наставлениях отшельника Никодима Карульского мы читаем: «Определи себе время: каждую ночь, или когда спать ложишься, возьми себе полчасика, со вниманием, так, чтоб не подпустить ни одного помысла… И с поклонами… По полчаса одну ночь, другую, третью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Митроп. Анастасий (Грибановский) Осенью того же года армия адмирала А. В. Кол­чака вошла в Алапаевск. Здесь белогвардейцы нашли тела мучеников. Рядом с телом Елизаветы Фёдоровны были обнаружены три неразорвавши- еся гранаты — Господь уберег её святые останки целыми. При этом обнаружилось, что упала она не на са­мое дно, а на выступ на глубине пятнадцати ме­тров. На груди у неё был спрятан образ Спасителя, подаренный Александром III в день её присоеди­нения к нашей Церкви. Рядом с Матушкой, на том же выступе лежал ве­ликий князь Иоанн Константинович. У него была забинтована голова — это Великая Матушка, сама вся побитая-покалеченная, как-то сумела в пол­ной темноте, преодолевая собственные боли, пе­ребинтовать голову страдальца, разорвав свой апо­стольник. Пальцы правой руки у троих: Елизаветы Федоровны, Варвары и великого князя Иоанна — были сложены в молитвенное троеперстие. Гробы с телами мучеников поставили в кладбищенской церкви и совершили над ними заупокойное богослужение. В 1919 году Красная армия перешла в наступле­ние, и колчаковцам пришлось отступать. При их отступлении игумен Серафим (Кузнецов) вместе с двумя послушниками во избежание осквернения вывезли тела мучеников в Китай и доставили их в Русскую Православную Миссию. Князь Кудашев, императорский наместник в Китае, свидетельствовал: «По прибытии в Харбин все тела были в состо­янии полного разложения — все, кроме великой княгини… Великая княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с ней в Москве. Толь­ко на одной стороне её лица был большой крово­подтек от удара при падении в шахту.» В 1921 году гробы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были доставлены в Иеруса­лим. Местом их упокоения стала церковь святой равноапостольной Марии Магдалины — та са­мая, построенная в 1888 году на средства её мужа и его братьев. «Как я хотела бы быть похороне­на здесь!» — тридцать два года назад, по расска зам, изрекла она эти слова, посетив Гефсиманию с этим прекрасным храмом. Если это так — жела­ние великой княгини Елизаветы Фёдоровны ис­полнилось, и Господь дал ей это в награду за её земной подвиг и за любовь к Святой Земле.

http://azbyka.ru/deti/matushka-velikaja-...

Можно предполагать, что дело обстояло не совсем так, как расска-1Вает Николай Соловей. Дело в том, что после своего отъезда за границу Николай Соловей попал в очень тяжелое положение. Эмигранты ему не доверяли и его не признавали. В России обновленцы от него отвернулись В Монтевидео (где и эмигрантов-то почти не было) странный иностранец именующий себя архиепископом неизвестно какой церкви, никого не интересовал. Таким образом, Николай Соловей очутился в тяжелом положении генерала без армии, архипастыря без паствы, священника без прихожан Фраза о “сослужащих ему епископах” не что иное, как пыль в глаза. В этой ситуации Николай Соловей, видимо, стал подумывать о возвращении в Москву. Какие-то “друзья”, видимо, подсказали ему возможность выхода из положения. Так родилось знаменитое письмо. Все факты, сообщенные в нем, видимо, представляют собой лишь досужую выдумку изголодавшегося авантюриста, попавшего в трудное положение. Для Николая Соловья характерно, что он несколько лет назад (он был жив до самого последнего времени) обратился из Америки в Московскую Патриархию с просьбой принять его в общение с Русской Православной Церковью (с “тихоновцами” – подобными варварам) в сане епископа. К счастью, в Русской Православной Церкви места для Николая Соловья не оказалось... Речь А.И.Введенского и сделанные им сенсационные разоблачения ошеломили Собор. Впрочем, не все были ошеломлены: один за другим стали подниматься на трибуну ораторы присяжные, которые солидаризировались с докладом А.И.Введенского . Список сторонников Введенского на Соборе – это худшая рекомендация для его тогдашней позиции. Петр Сергеев, Алексей Дьяконов, Николай Платонов – все трое, заведомые агенты ГПУ – такова “партия” Введенского. К чести Собора, не все соглашались с позицией А.И.Введенского . Сразу же после открытия Собора в Президиум была подана петиция, подписанная 42 членами Собора. В петиции содержалось требование – немедленно послать делегацию к митрополиту Петру Крутицкому и начать переговоры о немедленном примирении двух враждующих течений. Главным выразителем взглядов 42-х стал ленинградский протоиерей о. Евгений Запольский ... Старый священник из Казанского собора, о. Евгений был честным, мужественным человеком и глубоко религиозным пастырем. Его речь на Соборе, а также реплика по личному вопросу хорошо передают взгляды наиболее честных обновленцев того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «клубной комнате» закончилось кино, и я увидела сотоварищей Ярмилы, моей симпатичной героини, такой домашней и моложавой, полной скромного достоинства. Марта Коутна сама представилась – «91 год и 4 месяца». Белая блузка, аромат французских духов, почти прямая осанка. В прошлом учитель музыки в детской школе, дочка румынского посла в Чехии, которого Германия отправила на фронт. Но в мирном детстве Марта успела поучить в школе русский язык. Супружеская пара – адвокат Милош Коцман 90 лет, серьезный, молчаливый, крепко опирающийся на трость, и его жена Зузка Подмелова, хрупкая, улыбчивая с очень живыми глазами, передвигается легко и как бы непринужденно с помощью двух полукостылей. Оба они прошли гетто и концлагерь Терезин. Теперь там мемориал. Этот концлагерь на болоте был первым в истории человечества, к тому же он был интернациональным. Среди его узников были и русские. Лора Расска. Это – наша! Пожалуй, самая молодая. Спортивного вида, острая на язык. Вацлав Гавел, тогдашний президент Чехословакии, посетив Чернобыль сразу после катастрофы, пригласил пострадавших к себе, в свою страну. Лора – из них. Со временем она вышла замуж за чешского ветерана. Когда он заболел, они поселились здесь вместе. Лора ухаживает за ним. Что меня удивило и порадовало – мои знакомцы живут днем сегодняшним. Ярмила сказала: «Война – это стресс, не надо жить со стрессом». А Марта Коутна как-то очень легко (чтобы не сказать легкомысленно) о том же: «Я думаю, что там ничего нет (она подняла палец над головой), я живу сегодня, а буду ли завтра – неизвестно, поэтому я буду жить сегодня!» Потом улыбнулась и, взяв меня под руку, отправилась провожать. Посреди рассказа о себе она вдруг остановила меня: «Никто не может мне ответить на вопрос: где был Он (палец над головой), когда гибли невинные дети? Все это я девочкой видела своими собственными глазами». В ее мудрых и все еще красивых глазах отражалось так много – прожитая эпоха и мука вечных человеческих вопросов. Молчала и я, глядя на голубые купола соседствующего православного храма Святых апостолов Петра и Павла. Из письма Тамары Тетериной (г. Москва)

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010