Накануне описанного события, то есть 30 декабря, у нас на кафедре было решено отметить наступление Нового года. Мне бы надо было тихонько уйти, но не смог. Сидел за столом раздражённый, наконец, сказал, что сейчас пост, что мне не до праздников и, извинившись, ушёл. В общем, испортил людям настроение. Превознёсся я над другими тем, что не встречаю Новый год, а встретить всё-таки пришлось. Особенный у меня получился праздник. Двойка на экзамене Когда на экзамене преподаватель ставит студенту двойку, это душевная драма и для того, кто её получает, и для того, кто её ставит. Девушки нередко плачут, парни более сдержанны, но и они тяжело переживают неудачу. Возникает обида на преподавателя, даже неприязнь, которая может продолжаться долго. Переживает и сам преподаватель из-за того, что огорчил человека. Конечно, проще не ставить двоек. При этом избавляешься от переживаний и от тягостной неоплачиваемой работы, которую сулит повторный экзамен. И студенты таких добрых преподавателей любят. Поэтому так и тянется рука поставить тройку и отпустить бездельника восвояси. Но что можно ждать от такого горе-троечника, когда он выйдет в жизнь? Когда-то я, закончив институт с дипломом инженера-физика, долгое время работал в радиопромышленности, занимаясь разработкой новой техники. Не раз приходилось видеть, как дорого обходится ошибка неграмотного инженера, а бывает, что оборачивается и большой бедой. Поэтому я и стараюсь поступать так, чтобы не вышел из стен вуза плохой специалист, даже если приходится огорчать студента и его родителей. Ну а как же заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя»? Заповедь эта – самая трудная, но она даёт единственно верную линию поведения: студентов надо любить. Тогда и двойка на экзамене – это всё равно что наказание, к которому с болью в сердце вынужден прибегать любящий отец, чтобы вразумить непутёвого сына. Учился у нас на физическом факультете один очень приметный парень: бойкий, крепкого телосложения, светловолосый и, видно, смышлёный, но учёба его не интересовала. Не знаю, как он добрался до третьего курса, может быть, на преподавателей действовали его успехи в спорте или напористость.

http://pravoslavie.ru/36634.html

Почему супруги не могут придти к миру и согласию в семье? Одна из главных причин – нежелание работать над своими недостатками, чтобы придти к единству в супружеской жизни. Ведь все прекрасно понимают: ссоры и конфликты – это плохо, нужно стремиться к миру и пониманию. Многие даже знают, как улучшить ситуацию, но нарушить привычный сложившийся, хотя и неправильный уклад жизни бывает очень трудно. Гораздо легче жить по инерции и надеяться на то, что проблема рассосется сама или супруга (супруг) чудесным образом переменятся. Слова «трудно», «труд», «трудиться» – однокоренные. Любой настоящий труд связан с трудностями, препятствиями. Но труд этот благодатный, и без труда, как известно, не вытащить даже «рыбку из пруда», тем более не улучшишь, не реконструируешь свою семейную жизнь. Ведь жить, ничего не меняя, смирившись с тяжелой, гнетущей семейной обстановкой, тоже нелегко, и еще как. Как говорится, «трудно жить ничего не делая. Но мы не боимся трудностей». В одной православной книжке прочел невыдуманную и весьма поучительную историю одной женщины. Имя ее Вера. Этот почти исповедь православной христианки, которая не смогла сохранить брак и рассталась с мужем. Вера подробно рассказывает историю их с мужем знакомства (они были прихожанами одного храма) и жизни в браке. Она детально анализирует те ошибки, которые они с мужем допустили в совместной жизни и которые впоследствии привели семью к распаду. И Вера, и ее муж имели весьма необременительную работу, у них было очень много свободного времени, что приучило их к праздному образу жизни. Их лень, непривычка к труду отразились и на их семейной жизни. Нежелание прийти к супружескому единству, поиск беззаботного и безответственного жития, неумение носить бремена друг друга и привели к разводу. За несколько лет совместной жизни они не сумели прийти к единомыслию и любви. Три года у них не было детей. И когда наконец должен был появиться долгожданный ребенок, муж не захотел ничего менять в своей привычной жизни, тем паче что взаимная напряженность в отношениях супругов, видимо, достигла своего предела. Он ушел из семьи, бросив жену с еще не родившимся младенцем. Вот такая печальная история. Особенно поучителен конец этого небольшого рассказа.

http://pravoslavie.ru/33956.html

Митрополит Николай (Ярушевич) Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату. Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века». Божьи искорки. Невыдуманные истории Невыдуманные истории объединены одной мыслью. Исповедальные по сути, они представляют собой радостное откровение человека, который видит в течении обыденной жизни ее глубинную соединенность с Небом. Что бы ни случалось с автором этих рассказов, его родными и близкими, коллегами, а порой и вовсе малознакомыми людьми – все проникнуто ощущением Божественного смысла бытия. Тепло любимых рук Денис Ахалашвили Денис Ахалашвили пишет о своем духовнике схиархимандрите Власии (Перегонцеве), вспоминает Пафнутьев Боровский монастырь. Рассказывает о возрождении храмов, о чудесных событиях в своей жизни и жизни знакомых ему людей, о святынях, с которыми соприкоснулся. Чиновник архиепископов Новгородских Настоящий том содержит полный текст уникальной богослужебной рукописи – древнерусского Требника (точнее, Постригальника) конца XIV века Рождество Христово. Крещение Господне В сборник входят тексты богослужебных последований праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также последования часов, совершаемых накануне праздников. В приложении печатаются поучения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на дни этих церковных торжеств. Прекрасная Аза Николай Лесков В 1880-х – самом начале 1890-х годов Николай Семенович Лесков работал над циклом легенд о ранних христианах Египта и Ближнего Востока. По сути, труд его явился художественным переложением пролога — сборника житий святых, составленного в Византии в X–XI веках (эти легенды и вошли в наш сборник). Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) В Ветхом Завете агнец был символом одновременно кротости и жертвы. Образ Агнца – один из тех образов, который придает цельность всему Евангелию от Иоанна, протягивая нить от его начала к его концу.

http://pravoslavie.ru/foto/image2172.htm

«Вот бы так умереть!» Здоровье владыки всё ухудшалось. И он, и близкие ему люди   хранили в памяти предсказание блаженной Матрёнушки. Вспоминает протоиерей Глеб Каледа: — История с Матрёнушкой хорошо известна. Она изложена в «Невыдуманных рассказах», которые ходили по рукам, а сейчас уже и опубликованы. Я хотел бы дополнить эту историю несколькими чрезвычайно важными фактами, касающимися непосредственно владыки Стефана. Когда Сергей Алексеевич вошел в ее тёмную избу, он услышал голос: «Проходи, владыка, проходи». А владыкой ведь он не был, был ли он в это время священником – не знаю. Она сказала ему, что он будет владыкой, епископом, но только два года. Поэтому когда состоялась хиротония во епископа владыки Стефана, то близкие с одной стороны радовались за него, а с другой стороны были огорчены, потому что оставалось жить ему только два года». Поэтому и владыка уже готовил себя к кончине. Рассказывает протоиерей Василий Евдокимов (†1993), бывший прихожанином храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке, прошедший ссылки и лагеря, хорошо знавший владыку Стефана по служению в Ташкентской и Среднеазиатской епархии: «Ну, потом с ним паралич случился. И его решили послать в Калугу. Там он немножко поправился, постоянно служил. И Александре Александровне Семененко он говорил: «Я ведь сейчас готовлюсь служить, читаю правила – как готовлюсь к смерти». Диакон Дмитрий Пономаренко: — Осенью у владыки Стефана начались жёстокие боли в сердце, но пока он мог, он служил и работал. Весь Великий пост 1963 года он не посещал церковь: очень плохо себя чувствовал. Служил на Пасху, в четверг на Светлой седмице, затем в Фомино воскресение. Всю последнюю неделю своей жизни вспоминал архиепископа Мелхиседека (Паевского), скончавшегося в храме рядом с престолом, и говорил «вот бы так умереть». Протоиерей Василий Евдокимов: — И был такой случай: он готовится к служению. А тётя Катя, старушка, которая была с ним в Самарканде, потом поехала за ним дальше, говорит: «Владыка, да ведь Вы же умрете». «Ну и очень хорошо». Понимаете? И он служил.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

Н.А. Павлова: “Попробуйте почувствовать этот дух времени, когда Церковь распинают требованием покрывать всё любовью, вплоть до стирания грани между добром и злом” «…Попробуйте почувствовать этот дух времени, когда Церковь распинают требованием покрывать всё любовью, вплоть до стирания грани между добром и злом. Тут может получиться интересная и актуальная история духовных поисков, написанная с присущим Вам юмором. Кстати, одна бабуля, не имеющая теологического образования, дает отпор иеговистам так: “Спичек нет”. – “При чем здесь спички?” – “Дак ведь сжечь ваши брошюрки надо. Приходите завтра – я спички принесу”. И еще. Избегайте сленга и нарочито грубоватых выражений в авторской речи. Удачи Вам! Н.П.» Мария Сараджишвили. Открытые небеса (невыдуманные рассказы) Нина Александровна очень радовалась успеху моего сборника «Открытые небеса». Это тоже не всякий может – радоваться за другого. «Маша, я буквально купаюсь в лучах Вашей славы: звонят люди, прочитавшие “Открытые небеса”, и сердечно благодарят за такую прекрасную книгу. В благодарность за книгу (кому-то я подарила, а кому-то дала почитать) я уже получила две банки меда, кедровые орехи, а наши лучшие оптинские иконописцы Анатолий и Людмила (муж и жена, трое детей, живут в своем доме возле Оптиной) снабдили меня на Рождественский пост такой вкусной медовой тыквой, какой я сроду не пробовала. Людмила сказала: “От этой книги так хорошо на душе, как бывает после встречи с хорошим и родным человеком. Мария теперь родная для нас, и мы будем молиться о ней”. Я попросила еще молиться о младенце Павле, рассказав о проблемах с речью. А Людмила просила передать Вам: “Ничего страшного. У меня младший сын начал говорить только в три с лишним года, а мама мужа начала разговаривать в пять лет, до этого ее считали немой”. Поздравляю Вас с наступающим Рождественским постом! Н.А.» «Открытые небеса» раскупились очень быстро. Ко мне стали писать читатели из России и Украины с вопросами: «После Вашей книжки захотелось приехать в Грузию. Где можно остановиться?»

http://pravoslavie.ru/87346.html

Например, хочется просигналить или обозвать человека на дороге. Но вспоминаю, что сам-то я ожидаю к себе снисхождения и понимания, поэтому стараюсь подавить в себе негатив. В такие моменты напоминаю себе, что я не идеален и что я еще хуже.  Стараюсь оправдывать людей в их поступках, я не имею права осуждать. Судить может только Господь.  Ехал на «полуторке» и думал о войне — Тимофей, вы дублировали актеров в четырех фильмах. Немало рассказывали о съемке в «Т-34». Сцена, когда «полуторка» уворачивается от взрывов, как раз ваша. Как это было? — Ситуация в этом фильме невыдуманная. Вот есть «полуторка», есть разбитая зимняя дорога и фашистский танк. Еду за рулем этой «полуторки» и с ужасом осознаю, что наши деды и отцы на ЭТОМ воевали. Машина абсолютно не хочет ехать по раскисшей дороге — недостаток мощности, плохое сцепление колес, да ее на руках надо нести! Я чудом разогнался с горки.  И вот водитель в военное время поставлен в такие условия. Настоящий русский мужик — смекалка, воля, чутье. Этому не научишь. Тебе это либо дано, либо нет. Их бомбили, а они должны были ехать, везти раненых, важный груз!  Это тоже героизм. Не только, когда под танки с гранатой. Впереди цель, позади — фашисты и оставленные города. Возможно, в одном из них твоя семья.  Даже сейчас рассказываю — голос дрожит. И тогда слезы наворачивались. О таком нельзя забывать. Надо говорить и снимать фильмы.  — Скоро выйдет на экраны «Огонь». Что можете сказать о своей работе в этом фильме? — Только то, что несколько дней провел в Карелии, находился рядом на площадке с гениальными актерами. Моя задача была несложная. Мне интереснее выполнять более сложные трюки. «Т-34» в этом смысле для меня более интересный опыт. — Есть разница, на какой технике выполнять трюк? — По большому счету — нет. В этом, наверное, и заключается основа мастерства — в способности адаптироваться в изменяющихся условиях.  В этом особенность ралли — условия постоянно меняются. От количества машин меняется колея, сцепление колес с дорогой, могут меняться погодные условия. 

http://pravmir.ru/razgonyayus-do-190-a-m...

Воины, не щадившие живота за други своя в войне с фашистскими захватчиками, становятся воинами Христовыми. Вот она – нить традиции и живого примера, вот оно – наше православное предание, – не умозрительное, не теоретическое, а живое и твердое, входящее в самую душу и в самое сердце. И наследники легендарного архимандрита, уже много лет спустя, смиренно и благодушно претерпев от распоясавшихся хулиганов оскорбления себе лично, вступают в самую что ни на есть реальную схватку с этими хулиганами, когда те дерзают на кощунство и богохульство. Живая традиция русского православного духа встает перед нами и в светлом образе старца Иоанна (Крестьянкина), и в смиренном облике Дивеевской матушки Фроси, в ее простом и незамысловатом, но потрясающем душу повествовании о том, чтó пришлось перенести дивеевским монахиням в пору советских гонений, и во многих и многих других, известных и неизвестных «несвятых святых». И еще одна линия ясно видится в этой энциклопедии внутренней церковной жизни России ХХ-го века. Это – удивительные пути Промысла Божия, чудесным образом укрепляющего нашу, порой столь слабую веру. В рассказе об Августине, ложном пустыннике Кавказских гор, интересно не только увлекательное повествование. Этот невыдуманный и почти детективный сюжет на самом деле весь пронизан Божиим Промышлением о человеке, попечением о его исправлении. Ведь Господь сделал всё, чтобы спасти для вечной жизни этого милого авантюриста Августина, сотворил, казалось бы, невероятное стечение обстоятельств, чтобы дать ему возможность покаяться и окончательно встать на путь исправления. Но собственная человеческая злая воля явилась причиной печального завершения его земного пути. Осталась лишь надежда на Божие милосердие к его посмертной судьбе. Этот рассказ, столь увлекательный по сюжету, стоит в одном ряду с другими, казалось бы, совсем на него не похожими, – рассказами о том, как освящали богатый дом и как почти в зримом образе вдруг появился там враг рода человеческого, чтобы вразумить хозяина и его домочадцев, слишком свободно и смело заигрывавших с темными силами. Это и совсем короткая автобиографическая зарисовка о том, как автор и его друг, сельский батюшка, застрявшие на машине в глухом лесу в морозную ночь, молятся о чуде, – чтобы «ими же весть судьбами» Господь спас их от неминуемой гибели. И вот уже тарахтит чей-то мотор на безлюдной дороге, как раз в том месте и в ту пору, когда этого просто не может быть. Это и «случайная» встреча епископа Василия (Родзянко) со своим только что погибшим в автокатастрофе духовным чадом, о котором он и не ведал никогда, но который всё эти годы считал именно его своим духовным отцом!

http://pravoslavie.ru/49744.html

Люди приходят на свежевспаханное поле, бросают пригоршни семян в землю, и они начинают прорастать. Пшеничное зерно переживает смерть, холод проникает до самых глубин его, и оно распадается. Но именно в этот момент пшеничное зерно начинает становиться подлинно живым, ибо если Бог есть, невозможно, чтобы было иначе. Мы непрестанно слышим вокруг: «Если бы Бог существовал, не было бы этого, не было бы того, не было бы страдания, не было бы смерти». Печально, что именно тогда, когда речь заходит об истинном Боге - Боге, преобразующем пшеничное зерно, чтобы оно стало колосом, существование Бога подвергают сомнению. Единственный Бог, Который существует, - Бог, берущий от нас эту жизнь, чтобы сделать нас способными быть причастниками Его жизни. По естеству своему мы этого никогда не можем достигнуть, это слишком очевидно. Можно стать великим писателем, художником, ученым или великим государственным деятелем, употребляя данный Богом талант и труд. Но стать Богом невозможно. Именно потому что Бог есть Тот, Кем невозможно стать. Но когда святые отцы говорят об обожении человека, о научении его Христовой любви, они имеют в виду тайну смерти и воскресения. Преображение невозможно без смерти. Речь идет прежде всего о каждодневном умирании нашему себялюбию, умиранию для себя. А воскресение? Увы, до сих пор слишком многие находящиеся вне Церкви люди думают, что речь идет о реанимации мертвых тел. Но воскресение это переход жизни Христовой в нашу смерть и в нашу жизнь. Явление истинной любви Божественной и человеческой. «Ибо проходит образ мира сего», - говорит апостол Павел. Не сам мир проходит, но его образ, его внешняя форма. Но есть преображение любви. Мир не погибнет. От вечности ему дано преображение во Христе распятом и воскресшем, и всякий любящий Христа совершает этот переход в Боге. Как Вам нравится телепрограмма «Пусть говорят» с полосканием грязного белья или выбор жениха или невесты по телевизору с бесстыдным сватовством, с откровенными рассказами о прежних любовных приключениях кандидатов на брак, где предпочтение отдается тому, у кого больше денег и значительнее положение? Вся страна, миллионы людей часами, не отрываясь, смотрят это представление. Так и хочется сказать, вовлекаются в это преступление. Еще бы, такое почище любых сериалов, поскольку перед ними - невыдуманные истории, живые и конкретные, такие же, как они сами, люди. И все учатся быть «как все». Как определить это духовное явление?

http://moral.ru/dom_0109.html

Остров надежды " , в котором рассказывается о человеке моего поколения, который был инженером, " технарем " , профессиональный парашютист... Короче, обычный наш современник, совершенно нецерковный человек. И вдруг, ни с того ни с сего, в начале 90-х годов он стал восстанавливать монастырь на маленьком острове Каменный на Кубенском озере близ Вологды. Он приехал на остров, увидел бесформенные развалины, груды мусора – отходы современного мировоззрения – и вдруг стал там убираться, вывозить мусор, разбирать обломки, очищать кирпич. Бросил работу, перебрался туда вместе с женой и сыновьями. И вот они жили в этих, как принято сейчас говорить, экстремальных условиях, и он просто тупо занимался очищением этого места. В фильме звучат удивительные слова главного героя: " Сначала место восстанавливает человека, а потом человек восстанавливает место " . Он не стал ни священником, ни директором этого места. Он умер несколько лет назад, и его провожали и мирские, и монахи, и священники, а отпевал епископ. 20 лет назад что-то коснулось многих людских сердец. Вдруг в развалинах люди увидели то, чем эти развалины являются на самом деле. Герой фильма ощутил благодать, которую стяжал некогда живший на этом месте молитвенник. Есть Церковь земная – воинствующая, и Церковь Небесная – торжествующая. И вот он увидел образ торжествующей Церкви. Благодать коснулась его души, восстановила его, и после этого уже он стал восстанавливать монастырь, святыню " по небесным чертежам " , и не мог поступить иначе, такой уж человек оказался. Нечто подобное произошло со многими нашими современниками, так что параллельно шел процесс восстановления храмов и восстановления человеческих душ. Те, кто снимал об этом фильмы, можно сказать, фиксировали этот процесс на пленку, и история нашего православного кинематографа – кинохроника, зафиксировавшая невыдуманную историю восстановления человеческих душ. Конечно, те, кто делал эти фильмы, вызывали насмешки профессионалов, потому что подчас у них получилась делать кино очень неловко, неуверенно.

http://religare.ru/2_91443_1_21.html

– Смотри-ка, – говорю я, – такой праздник, а наш мытарь поехал налоги собирать. – А ты фарисей, – отвечает жена. И верно, я тот самый фарисей, что стоял в храме и молился: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» В кого она такая? Стою на остановке. Из подъехавшего автобуса выходит знакомая девушка, студентка медучилища, подходит к киоску, покупает автобусные талоны, один талон разрывает и выбрасывает в урну. (Автобусы тогда ходили без кондукторов.) Я подхожу, здороваюсь и интересуюсь, что она такое делает. Очень смутившись, она объясняет, что у неё не оказалось талона, проехала бесплатно, а вот теперь с долгом рассчиталась. Просит никому не рассказывать. Я знаю, что девушка православная, часто вижу её с родителями в церкви, но чтобы так пунктуально соблюдать заповедь «не укради»… Однажды в разговоре с её отцом не удержался, поведал об этом случае и услышал его рассказ: – А она у нас всегда была такая честная. Бывает, ложусь подремать после обеда, прошу её: «Будут мне звонить – говори, что меня нет». Она отказывается: «Не могу обманывать». Не знаю, в кого она такая. Помню, когда она ещё в начальных классах училась, у них была учительница – ярая безбожница, редкость даже по тем советским временам. На уроках антирелигиозной пропагандой занималась. И вот на Светлой седмице приходит наша Лена из школы и говорит: – Сегодня Анна Петровна сказала: «Поднимите руки, кто ходил с бабушкой на Пасху в церковь». – Ну и много детей подняли руки? – Много. Но не все, некоторые испугались, что будут ругать. – А ты подняла? – Нет. – Как нет? Ты что, учительницу обманула? – Я не обманула: я не с бабушкой в церковь ходила, а с мамой и папой. Особенный праздник Случается иногда такое, о чём вспоминать не хочется. Но всё же решил рассказать эту историю, очень уж поучительной она кажется. К православной вере мы с женой пришли ещё в 70-е годы. Тогда в церковь ходить приходилось тайком, чтобы не узнали на работе. Постепенно отходили от советских праздников, демонстраций и других обычаев, хотя давалось это нам, преподавателям вуза, нелегко. Пришедшая в 1991 году новая власть, при всех своих недостатках, порадовала терпимостью к религии. Хорошо и то, что отменили праздник Октябрьской революции – страшный день, с которого начались в России неисчислимые беды, – заменив его Днём народного единства и совместив этот день с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Даст Бог, отменят у нас и другие праздники, установленные большевиками по случаю неблагодатных событий. День защитника Отечества можно отмечать не 23 февраля, когда столкнулись русские люди в братоубийственной бойне, а, например, 21 сентября – в память о Куликовской битве. А женщин можно поздравлять не 8 марта, когда большевичка К.Цеткин организовала шествие революционерок, а в день святых жён-мироносиц, во второе воскресенье после Пасхи. Думаю, что большинство населения не стало бы возражать против таких переносов.

http://pravoslavie.ru/36634.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010