Реклама: С.17-18 Реклама «Радио «Вера». - С. 19  Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала    «Фома» в YouTube - новые программы о вере, психологии, невыдуманные        истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона на QR-koд и     смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. - — февраль 2023. - С.20-21. - (рубрика « Смотрите новые видео от “ Фомы ”»). В материале предложены три видео:  Не могу найти достойного мужчину. Что будем делать? В новом выпуске программы«Что будем делать?» священники психолог Александр Гаврилов изреабилитационного центра «Крылья»отвечает на вопрос одинокойженщины, которая не видит средиокружающих мужчин того, с которымей по-настоящему хотелось бы создатьсемью. - С.20;   Мой отец — священник . В программе «Райсовет» дети священников откровенно рассказывают о жизни и воспитании в церковных семьях и сложном поиске собственного пути. – С.21; Как пережить трудные твремена? ПротоиерейАлексей Батаноговв программе«Райсовет тет-а-тет» рассуждаето том, как бытьхристианину, когдапривычный мирвокруг рушится. – С.21.          Вопрос номера: Нормально ли, когда священник берет деньги у прихожан? Разве он не получает зарплату? [Не так уж редко можно увидеть, как прихожане благодарят священника за совершение конкретного таинства или требы. Вручают ему пакетики, конверты, а иногда и просто деньги. Но разве священник не должен отказываться от такой благодарности? Неужели он не получает зарплату?]. Отвечает диакон Игорь Цуканов. Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Николая Емельянова. Фото из архива священника Петра Гурьянова // Фома. - — февраль 2023. - С.22-26. - (рубрика « Вопрос номера »).  Реклама: С.27. Читаем Писание:      Читаем Евангелие вместе с радио «Вера» .      Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания,      который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков     «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-238-...

Реклама: С. 17-19. Вопрос номера: Как пережить трудные времена? [Можно ли победить страх и, даже когда окружающий мир вошел в зону турбулентности, спокойно молиться Богу? Что делать, когда время, в которое живешь, кажется очень трудным, а ты сам себе — слабым и бепомощным?]. Отвечает протоиерей Алексей Батаногов , настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогирееве, Москва. Беседовал Александр Ананьев. Полную версию беседы смотрите на уоитиве-канале «Фомы», QR-koд. В коллажах фото: Patrick Fore, Randy Laybourne/Unsplash; Mika Matin, Sacre Bleu/Unsplash; Marek Szturc, Stijn-strake/Unsplash//Фома. - — сентябрь 2023. - С.20-25. - (рубрика « Вопрос номера »). Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в YouTube - новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона на QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. - — сентябрь 2023. - С.26-27. - (рубрика « Смотрите новые видео   от “ Фомы ”»). В материале предложены три видео: Как на наше тело влияет состояние души. В новом выпуске программы «Женский клуб» Алла Митрофанова беседует с человеком удивительной судьбы — Фредерикой де Грааф , рефлексотерапевтом Первого московского хосписа, духовной дочерью митрополита Сурожского Антония. - С.26; Священник о чудесах, которые видел. Иерей Николай Конюхов делится непридуманными историями — о чуде, вере, надежде и любви.– С.27; Главная заповедь Серафима Саровского. Протоиерей Александр Степанов в программе «Тет-а-тет» рассказывает о том, как понять главный совет святого Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». – С.27. ВЕРА(раздел). – С.28-43. Марина Борисова. Он провел в пещере 91 год. И его жизнь – важное напоминание для всех нас. [История этого святого, казалось бы, такая далекая от нас, по сути очень важна именно сегодня, когда незаметный внутренний подвиг отдельного человека кажется столь незначительным, что им с легкостью пренебрегают ради проблем «глобальной геополитики» и всевозможных идейных противоборств. А подвиг преподобного Павла Фивейского был только в одном: в борьбе с грехом в собственной душе. И тем не менее стал определяющим не только для него, но и для всего христианского монашества, для всей Церкви] . Ил.: Святой Павел Отшельник. Хосе де Рибера, XVII в; Святые Антоний и Павел в пустыне. Давид Тенирс Младший, XVII в//Фома. - – сентябрь 2023. – С.28-31. – (Раздел « Вера» ).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-245-...

Реклама: С. 23-24 Реклама «Радио «Вера». — С. 25 Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в УоиТиве — новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона ha QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. январь 2023. — С.26-27. — (рубрика « Смотрите новые видео от  „ Фомы “»). В материале предложены три видео: Не умею постоять за себя. Что будем делать? В новом выпуске программы «Что будем делать?» священник и психолог Александр Гаврилов из реабилитационного центра «Крылья» объясняет, как не путать смирение и неспособность защитить себя от манипуляций, агрессии и несправедливости. — С.26; Священники и горе: непростой и откровенный разговор. В программе «Райсовет» протоиерей Павел Великанов, иерей Димитрий Барицкий и иерей Стефан Домусчи рассказывают об опыте встреч и бесед с людьми, которые приходят к ним со своей болью. — С.27; Что происходит с душой после смерти ? Протоиерей Игорь Гагарин в программе «Райсовет тет-а-тет» рассказывает о том, что говорит Церковь о жизни после жизни.- С.27. ВЕРА (раздел). — С.28-41. Диакон Игорь Цуканов . Загадки Евангелия от Луки [Евангелие от Луки — самое длинное из четырех, а ведь этот апостол даже не входил в круг двенадцати ближайших учеников Христа! Откуда же он узнал о тех событиях, которые описывает? И как быть с теми событиями, о которых упоминает один только Лука, вроде покаяния разбойника, распятого рядом со Спасителем? Можно ли доверять этим рассказам в полной мере?]. Ил.: Графика Елены Черкасовой: Евангелисты, 2008; Эммаус, 2012; Распятие, 2006; Вхождение праведной души в рай, 2016// Фома. январь 2023. — С.28-35. — (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Леонид (Викторов) . 6.03.1891-10.01.1938 . На фото: Священник Леонид Викторов с супругой и дочерью; Священномученик Леонид с семьей; Выписка из приговора священномученика Леонида Викторова, 1936; Заключенные Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря на промывке песков при строительстве «Дальстроя» — треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы. 1936-1937. Фото с сайта sevvostlag.ru; Верхнее кладбище заключенных. Дальстрой, рудник Бутулычаг. Фото В. Шумкова, 1989// Фома. январь 2023. — С.36-39. — (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в УоиТиве — новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона ha QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. май 2023. — С.24-25. — (рубрика « Смотрите новые видео от  „ Фомы “»). В материале предложены три видео: Эмоциональное выгорание. Что будем делать? В новом выпуске программы «Что будем делать?» священник и психолог Александр Гаврилов из реабилитационного центра «Крылья» отвечает на вопрос зрительницы, которая перестала находить радость в своей работе, в семье, в помощи ближним. — С.24; Что-то новое! Журнал «Фома» представляет новый цикл видеоинтервью «Женский клуб». Искренние и глубокие разговоры с женщинами с удивительной судьбой. Смотрите выпуск со Светланой Дружининой, актрисой, кинорежиссером, сценаристом, народной артисткой России.— С.25; Как подготовиться к Причастию? Протоиерей Игорь Гагарин в программе «Тет-а-тет» рассказывает о том, как правильно подготовиться к таинству. — С.25. ВЕРА(раздел). — С.26-45. 50 псалом: какие смыслы в нем скрыты? [Этот псалом пророк Давид написал после того, как совершил два смертных греха — убийство и прелюбодеяние. Но удивительное дело: мы ничего такого не совершали, а читаем его так, словно это наши собственные, из самого сердца излившиеся слова]. О 50-м псалме беседуем с протоиереем Игорем Гагариным . Во вставках к материалу представлены текст псалма (С.29) на русском и церковнославянском языках и справка «Что такое Псалтирь?» (С.30). Беседовал Александр Ананьев. Полную версию беседы смотрите на уоитиве-канале «Фомы», QR-koд. Ил.: Покаяние царя Давида. Миниатюра, Парижская псалтирь, Х век. Фото Екатерины Соловьевой//Фома. май 2023. — С.26-31. — (Раздел «Вера» ). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает актер, режиссер и педагог Валерий Трошин //Фома. май 2023. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Говорят, что : Говорят, что. Фото Владимира Ештокина//Фома. май 2023. — С.32-33. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы:

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

Встреча третья Началась «взрослая» студенческая жизнь – аудитории, лекции, семинары, библиотеки, общага. Мои однокурсники рассказывали, что тогда в студенческих спорах я занимал откровенно атеистическую позицию, иронизировал над верующими в Бога. Интересно, что сегодня я этого не помню. Видимо, мой атеизм на первом курсе был слишком поверхностный, так что последующий приход к вере его просто вытеснил из сознания. На первом курсе я увлекся исторической наукой. Мне казалось, что изучение истории позволит мне понять самого себя, ответить на вопросы: кто я? почему и зачем существую? Однако уже к концу курса я разочаровался в способности истории быть учительницей жизни. Стало очевидно, что так называемая историческая наука крайне ограничена по своим источникам и методам исследования, противоречива, сомнительна и относительна по результатам. Сколько историков – столько и мнений, оценок, предположений. История в принципе не может стать основой для прочного систематического мировоззрения. На втором курсе у нас появился курс философии, преподавал который Георгий Юрьевич Поляков, сыгравший в моей жизни большую роль, ничего для этого особо не делая. Он просто был самим собой, преподавал в сократовской манере, вопрошая, выслушивая наши ответы, критикуя и высмеивая их, доводя до раздражения и интеллектуального ступора. В эти моменты его коронной фразой была: «А вы говорите “купаться”. Холодно купаться». С его подачи я живо заинтересовался философией, надеясь в ней найти ответы на свои экзистенциальные вопросы. Ницше, Сартр, Камю, Бердяев, Кьеркегор, Достоевский привели меня к осознанию того, что, видимо, Бог все-таки есть. Правда, для меня это было в целом убедительным выводом, теорией, а не опытом. Я уже принимал понятие о Боге, но еще не знал Самого Бога. Говоря словами Блеза Паскаля, я тогда имел дело с мертвым Богом философов, а не с живым Богом Авраама, Исаака и Иакова. В конце концов, я разочаровался и в философии. Во-первых, потому что философы не могут ни в чем друг с другом согласиться, прийти к общим твердым выводами. Напротив, каждый новый философ ставит под сомнение, опровергает предыдущих, стремится создать свое новое учение, которое будет раскритиковано и опровергнуто последующими. И так без конца.

http://pravoslavie.ru/158922.html

Вывод Лескова о громадной роли Тургенева в духовно-нравственной жизни страны: «Он представитель и выразитель умственного и нравственного роста России», – заострён против недостойных выходок тех, кем «многократно, грубо и недостойно оскорбляем наш благородный писатель» (2).  Либералы действовали «грубо, нахально и безразборчиво»; консерваторы «язвили его злоехидно» (2). Тех и других Лесков уподобляет, используя сравнение Виктора Гюго, хищным волкам, «которые со злости хватались зубами за свой собственный хвост» (2). «Осмеять можно всё, – замечает автор статьи, – как всё можно до известной степени опошлить. С легкой руки Цельзия было много мастеров, которые делали такие опыты даже над самым учением христианским, но оно от этого не утратило своего значения» (3). Лесков горячо выступил в защиту «генерала от литературы» Тургенева – «слишком крупного среди всех наших величин» – от всякого рода «литературных хамов» (2). Травлю великого русского писателя устраивала не одна литературная критика. Подключились дворянство и бюрократия – в гнуснейших проявлениях чиновничьего чванства. Лесков изложил подлинные факты неуважительного отношения к Тургеневу даже со стороны его земляков – орловского дворянства и чиновной братии: «Какие хамы у нас в двор собраниях и в думах: отчего ни Орёл, ни Воронеж не имеют на стенах этих учреждений портретов своих даровитых уроженцев? В Орле даже шум подняли, когда кто-то один заговорил о портрете Тургенева, а недавно вслух читали статью “Новостей”, где литературный хам “отделал Фета”. Сколько пренебрежения к даровитости, и это среди огромного безлюдья! Пусть бы люди знали, что литераторы достойны внимания не менее столоначальников департамента» (XI, 375).  В тургеневском творчестве видел Лесков «торжество нации» на всемирном уровне: «это “мирное завоевание” в образованной среде дали России мягкосердечный Тургенев и Лев Толстой. А что им за это дома? Шиш и презрение глупцов, презрения достойных» . Невыдуманный лесковский «рассказ кстати» на эту тему, практически не известный широкому кругу читателей, заслуживает того, чтобы детально с ним познакомиться.

http://bogoslov.ru/article/5598863

«Говоря простым языком», пишет Федотов, «русская интеллигенция " идейна’ и ‘беспочвенна’. Это ее исчерпывающие определения». Это особый тип или феномен – чисто русский, и распространившийся с эпохи Белинского, хотя намечавшийся и прежде. Идейность: плюс. Идеи интеллигента крайне радикальные, революционные, но не всегда атеистические. Достоевский тоже интеллигент, но его радикализм христианский. К. Леонтъев редкий тип реакционного интеллигента и, добавлю, революционера по темпераменту. Беспочвенность: минус. Беспочвенно трагическое непонимание народа, например, в народничестве разных типов, у славянофила Хомякова или западника Герцена, а также у многих других, включая Достоевского, Толстого. Беспочвенна идеализация общины, как потенциальной социалистической или христианской коммуны. Между тем, община эксплуатировала крестьян, порабощала их, что с разных точек зрения обнаружили марксисты и Столыпин... Отмечу: в литературе настоящие невыдуманные крестьяне появились, может быть, только в рассказе Чехова «Мужики» и во многих рассказах Бунина... Г. П. сознавал, что социально, психологически, он сам, прежде всего, русский интеллигент. У него было классическое для большинства русской интеллигенции недоверие к империи, недоверие, которого не было у Пушкина, что он и отметил в изумительном по проникновению очерке «Певец империи и свободы». Вспоминаю, – Г. П. как-то смущало, что его отец был крупный чиновник, правитель дел при губернаторе, а любимый дед – отставной полицмейстер. Еще в юности, в революционном Пятом году, Г. П. вступил в социал-демократическую партию и сочувствовал ее левому крылу. Он был марксистом, как до него Бердяев, Булгаков, П. Б. Струве, которые потом, как и Г. П., порвали с марксизмом и резко осудили вос- торжествовавший в Семнадцатом году большевизм. Его арестовали, и ему грозила ссылка, которая была заменена высылкой за границу. В 1907–8 г.г. Γ. П. учился в Иене. По возвращении в Петербург, он поступает на историко-филологический факультет, становится деятельным участником семинаров И.М. Гревса и изучает средневековую историю Запада. В те же годы Г. П. увлекается поэзией, в особенности Блоком, который был для него не одним из поэтов, а почти единственным Поэтом... Позднее он посвятил ему очерк, и, при всем своем увлечении им, критический («На поле Куликовом»).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Е.Никифоров: Вы правы совершенно. Я с большой горечью и негодованием смотрю, как на освобожденных территориях на Донбассе местам возвращают старые названия. Артемовск… если бы этот большевик был бы русским, по крайней мере, красный или какой-то другой, но ведь это партийная кличка.. А настоящее название города – Бамут. Приходит на ум сравнение. В моем детстве не было сегодняшних высоких технологий и, когда делали ремонт, меняли обои, сначала оклеивали стены газетой , «Известия» или “Правда”, а потом уже шли обои. Такое ощущение, что обои эти пытаются сейчас снять, а там не древние стены, а обнаруживается газета ‘’Правда’’. А.Трубецкой: У меня была квартира на Трехпрудном переулке. И когда я приобрел ее, то занялся капитальным ремонтом. Рабочие мне потом рассказали, что когда снимали обои, нашли газеты дореволюционные. Я бы кусочек вокруг обоев сохранил на память, увы меня не было, и они все ободрали. Квартира имела историю. Е.Никифоров: Как считаете, сейчас насколько русофобия оголтела, рациональная? Это действительность или просто впечатление после просмотра нашего телевизора? А.Трубецкой: Это не впечатление. Мы живем в Париже. Сын часто ездит на общественном транспорте на работу. Говорит, что там лучше по-русски не разговаривать, а то может быть провокация. Е.Никифоров: Настолько? А.Трубецкой: Да, да. Бытовое свидетельство о реальной ситуации. Но есть иное. Лично у меня в окружении появились люди, с которыми я был знаком и даже дружил, которые просто отвернулись от меня потому, что я русский. Но есть те, кто считают, что, слава Богу, что есть Россия, Путин, иногда даже от простых людей такое можно услышать. Вот нам бы Путина вместо Макрона – такое часто слышу от простых самых людей. Е.Никифоров: Почему же так странно складывается – отторжение, отмена русского всего? Отмена России – каково выдумали!? Отмена Рахманинова, всей великой культуры нашей. Какие мотивы, какая психология за этим? А.Трубецкой: Отвечу резко, словами Ленина. “Мне на Россию наплевать, меня интересует мировая революция”. Эту цитату когда-то напомнил Путин на очередном конгрессе на Валдае. Слова эти невыдуманные. Вот это и объясняет все остальное. Есть еще побочные объяснения. Смотрите, что в Армении сейчас произошло. Полностью спокойно без боя отдали свою территорию, культуру, быт, забыв, кто они – старинная христианская страна.

http://radonezh.ru/2023/12/04/nas-rusofo...

Митрополит Иларион: В Евангелии описано много случаев исцеления, в том числе там не раз говорится об изгнании бесов из одержимых. Некоторые современные светские исследователи Нового Завета часто видят в бесноватых симптомы психических болезней. Действительно, симптомы иногда почти полностью совпадают, например, симптомы раздвоения личности, когда в человеке как бы живут два разных субъекта, он их в себе ощущает и переключается то на одного, то на другого. Ведь все это очень похоже на симптомы беснования, которые описаны в Новом Завете. И нельзя исключить, что беснование, о котором там рассказывается, сопровождалось какими-то психическими расстройствами, ибо это тоже две пограничных области. С одной стороны, мы как православные христиане хорошо знаем, что феномен одержимости — невыдуманный, его нельзя свести к какому-то набору психических расстройств. Но, с другой стороны, мы понимаем, что это тоже две пограничных области. Когда мы читаем о евангельских чудесах, то видим, что Господь Иисус Христос не просто совершает чудо каким-то автоматическим магическим способом, а спрашивает: «А ты веришь, что Я могу это сделать?». Или Он говорит отцу бесноватого отрока: «Если ты веруешь, то все возможно верующему» (см. Мк. 9:23). Он как бы перекладывает ответственность за это чудо на самого человека, чтобы мобилизовать в нем тот внутренний потенциал веры, способность найти в себе необходимую ответную реакцию на действие Божие. Когда мы, священнослужители, работаем с людьми, — здоровыми или больными — то всегда апеллируем не к какой-то внешней силе, которая может прийти и человека чудесным и магическим образом исцелить, а к внутренним ресурсам человека. Мы знаем, что в очень многих случаях внутри самого человека таятся позитивные, добрые силы, которые, если они помножены на Божественную благодать, получаемую через исповедь, через причащение, через молитву, через общение со священником, способны творить чудеса. В. Каледа: Действительно, силы способны творить чудеса. Мы часто это видим. В нашей врачебной практике нередко бывают больные пограничного круга расстройств, и когда они обретают веру, то обретают и смысл жизни, умудряясь, при минимальной помощи психиатров, преодолевать те расстройства, которые у них есть.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4122305...

На третьем курсе я читал большой и сложный раздел теоретической физики под названием «Электродинамика и теория относительности». Лекции и семинары этот крепыш посещал редко, не помогали ни мои увещевания, ни вызовы в деканат. Наступила сессия. На экзамене он посидел полчаса над билетом и ушёл. На пересдачу явился с пачкой шпаргалок, зная, что я смотрю на это сквозь пальцы: не помогают шпаргалки на экзамене по физике. Ответ его явно не дотягивал до тройки. Через две недели наступил срок последней пересдачи, но за это время ничего не прибавилось в его голове. Видно, она была крепко забита чем-то другим. Очень долго я пытался вытянуть его на тройку: предлагал задачи, доступные даже школьнику, разрешал пользоваться конспектом, но всё было тщетно. – Какой же из вас будет инженер, если вы даже с алгеброй не в ладах? – А я не в инженеры собираюсь, а учителем физики в школу. – Ну и чему же вы научите детей, если вы так и не усвоили, что такое электромагнитное поле! А главное, не поняли, что значит учиться. В общем, в третий раз поставил я ему двойку, но ушёл он спокойно и, как мне показалось, без особой обиды на меня. На следующий день вышел приказ о его отчислении, а через некоторое время его призвали в армию. Отслужил он два года, вновь вернулся в наш университет и восстановился на третьем курсе. Когда он снова явился ко мне сдавать «электродинамику», я с трудом его узнал. Из разболтанного лентяя он превратился в собранного и старательного студента. Безо всяких натяжек я поставил ему «хорошо». Закончил он обучение с неплохими показателями и уехал работать учителем куда-то в глубинку. Встретил я его лет через десять, когда он приехал на курсы повышения квалификации. Разговорились. Оказывается, работает он уже директором школы в районном городе. Ведёт в старших классах физику, информатику. Женился, растит двоих сыновей. Школа его славится тем, что выпускники поступают в столичные вузы физико-технического профиля. – А знаете, – сказал он, – вы тогда правильно сделали, что двойку мне поставили. Это мне на пользу пошло. Я ведь какой был, мне всё было «до лампочки» – и учёба, и работа. В общем, никчёмный человек.

http://pravoslavie.ru/36634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010