Как и в былые времена, Русская Православная Церковь была вместе со своим сражающимся народом. Задача священников на войне была " ободрить упавшего духом, остановить отступающего, сплотить разрозненных, напомнить о долге, Бога в помощь призвать, крестом осенить " . Они освящали русское победное оружие, вместе с солдатами шли в атаку и на штурм вражеских крепостей, вдохновляя на ратный подвиг святым спасительным крестом. Свой пастырский долг они исполняли в госпиталях и лазаретах, в солдатских окопах и на передовых... Перевязывали и ободряли раненых и увечных, напутствовали умирающих и горячо молились за воинов, " живот свой за Отечество положивших " . Многие полковые священники своими наставлениями и личным примером поощряли воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать оружием врагов. Немало военных пастырей сложили свою голову в ожесточённых сражениях и битвах, многие были неоднократно ранены и контужены. Благодарная Россия помнит их подвиги и имена! " В последних боях, - сообщал журнал " Русский паломник " от 12 октября 1914 года, - под неприятельскими выстрелами пали священники Янов, Кульчицкий, иеромонах Антоний, иеромонах Стефан, а число раненых священнослужителей насчитывается десятками - они направлены, по преимуществу, в лазареты Москвы и Киева " . Сотни священников за самоотверженность и мужество, проявленные в сражениях первой мировой войны, были награждены боевыми орденами и медалями. В годы войны во многих монастырях, обителях и больших лаврах (Александро-Невской, Киево-Печерской, Троице-Сергиевой) были организованы особые лазареты для раненых и увечных воинов, где, проявляя чудеса милосердия, трудились священники, послушники и монахи. Только в московских монастырях были устроены лазареты на 1500 человек. Одновременно духовенство создавало попечительские комитеты и учреждало церковные сборы в пользу воинов, их семей и сирот. Печатные издания, невыдуманные солдатские рассказы и письма времен первой мировой войны свидетельствуют о случаях небесной помощи и чудесных знамениях Божьего милосердия к христолюбивому воинству России. Среди них - многочисленные сообщения о сияющем кресте на небе и явлении Богородицы, о чудесной помощи Архистратига Михаила и Николая Угодника, силе горячей молитвы и родительского благословения. Есть и бесхитростные рассказы о том, как металлический образок святителя и чудотворца Николы или нательный дедовский крест времён обороны Севастополя (1854-1855) спасали от пуль, осколков и неминуемой гибели. Зримые чудеса на полях сражений были для солдат отрадой и утешением, источником героизма и мужества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Понимала, что без Бога и Причастия я их не уберегу, не справлюсь Заболеют младшие – и трое старших по очереди пропускают школу. Сидят с детьми. Ходили в храм постоянно. Понимала, что без Бога и Причастия я их не уберегу, не справлюсь. Много проблем было, и много милости Божией было. Но, слава Богу, все выросли. Дорога к Богу проложена. Один в Интернет-магазине Сретенского монастыря работает, книги покупателям отправляет. Другой окончил Свято-Тихоновский университет. Богослов. Но работу пока найти не может. Третий – повар. Женат. Дочь родилась. В храм ходит редко, но дочь водит причащаться. Дочь вышла замуж, учится в пединституте. А последний сынишка – парикмахер. Самый рукастый парень вырос. Он – единственный, кто может отремонтировать розетку, поменять полы на даче, да и многое другое. Все – хорошие, добрые ребята. И я счастлива с ними! Что тут сказать? На таких людях мир держится. Мне бы очень хотелось поставить здесь фотографии этой матери-героини, чтобы все увидели, какие светлые лица у всех членов этой семьи. Но человек стесняется.... Рейтинг: 10 Голосов: 2608 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии София 22 мая 2018, 15:17 СпасиБо за эти невыдуманные рассказы, трогательные до слез, и за то, что познакомили, Мария, с этими настоящими Людьми и Матерями.Пол их значения не имеет, не надо, Елена, разделять по половому признаку героев, принижать " современников " в сравнении с " современницами " : как будто не было в лютую войну подвижников и мучеников мужского пола. Конечно, женский подвиг особенный, так нужно, видимо. Анна 19 мая 2018, 17:20 Мария,спасибо за истории!!! Моя жизнь похожа на третью... Павел З. 18 мая 2018, 17:44 Написано вроде бы без прикрас, а сколько любви! Спаси Господи за прекрасные рассказы! светлана 18 мая 2018, 16:34 Благослови Господи всех этих людей ! Михаил 18 мая 2018, 15:01 Написано без подробностей переживаний, когда тяжело на душе, но наверное, так и получается, бывает и есть на самом деле: молишься, просишь у Господа милости и переживаешь (проходят) душевные терзания, а там и свои силы восстанавливаются!!!!!

http://pravoslavie.ru/112969.html

1830; Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска из Трапезного храма Свято-Троицкой Сергиевой лавры; Сошествие во ад. Иоаким Сковгаард. 1891-1894//Фома. - — март 2023. - С.26-31. - (Раздел «Вера» ). Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала       «Фома» в YouTube - новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона на QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. - — март 2023. - С.32-33. - (рубрика « Смотрите новые видео от “ Фомы ”»). В материале предложены три видео: Хочу стать счастливой женщиной. Что будем делать? В новом выпуске программы«Что будем делать?» священники психолог Александр Гаврилови эксперты реабилитационногоцентра «Крылья» отвечают на вопросзрительницы о том, как найти своесчастье и ощутить полноту жизни.- С.32; Мозг и грех: разговор нейробиолога и священника. В программе «Райсовет»доктор биологическихнаук Вячеслав Дубынин ипротоиерей Павел Великановрассуждают о самых больныхвопросах человеческойприроды. – С.33; Молитва оптинских старцев: о чем она? ПротоиерейАлексей Батаноговв программе «Тет-а-тет» рассказываетоб истории исмыслах известнойи любимой многимимолитвы. – С.33. Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Григорий (Хлебунов). 1873-6.03.1930 . На фото: Священномученик Григорий; Комсомольские активисты готовятся к рейду по раскулачиванию. Фото начала 30-х; Акт о приведении в исполнение приговора о расстреле священномученика Григория (Хлебунова) и других жителей села Началова//Фома. - – март 2023. – С.34-37. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).  Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Большое Шуватово Карсунского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье Никиты и Татьяны Хлебуновых. Образование он получил в сельской школе, остальное дополнилось самообразованием и полученным в семье христианским воспитанием.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

Ил.: Василий Блаженный. (Моление). Сергей Кириллов. 1994. - С.38. Часто спрашивают: Как молиться о неверующих родственниках или знакомых? Отвечаем: Фото.  — С.38. Говорят, что в православии нет понятия судьбы. На самом деле.        Фото. - С.39. [Ответ священника:] « Может ли христианин отмечать день рождения? ..». Отвечает протоиерей Андрей Ефанов . Фото//Фома. - – сентябрь 2020 –           С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). ЛЮДИ (раздел). – С.40-63. Монахиня Мариам ( Юрчук ). « В жизни ничего подобного не читал, чтобы так плакать ». Реальный случай на Святой Земле . Подготовил Владимир Басенков . Фото Rich Herrmann/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0//Фома. - — сентябрь 2020. - С.40-41. - (раздел « Люди »).   « Это была трагедия, я уже собиралась уйти в монастырь ». Невыдуманная история любви священника и его супруги . [Сначала своими воспоминаниями делится Ольга Смирнова , супруга священника Антония Смирнова, затем  рассказывает иерей Антоний Смирнов , клирик храма святого Иоанна Воина на Якиманке]. Подготовила Анастасия Спирина. Имена некоторых людей изменены по желанию героев материала . Фото из семейного архива//Фома. - — сентябрь 2020. - С.42-49. - (раздел « Люди »).    Это любовь !» - так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда. Читайте больше историй любви на сайте foma.ru. У вас будет ребенок: Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»). Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям   авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами .  Поддерживая это полезное и доброе начинание, журнал «Фома» в каждом номере знакомит читателей с двумя (или тремя) конкретными детьми, которые ищут маму и папу.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopassport.ru //Фома.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

Поэтому мне трудно читать, например, проповеди о. Иоанна Кронштадского. Владыка Вениамин (Федченков) , еще будучи ректором семинарии, преподавал гомилетику. Однажды он дал студентам на разбор проповедь о. Иоанна, которого не просто любил, но им дышал, и весь был к нему устремлен. Студенты прочитали и вынесли резолюцию: «Проповедь провинциального священника». О том, какие бывают проповеди, есть немало историй — выдуманных и невыдуманных. Вот, например: некий священник говорил проповедь после Евангелия. «Господь — сказал он, — сотворил чудо: он пять человек накормил пятью тысячами хлебов». Потом, вспоминая, чтó сказал, понял, что оговорился, и после службы начал заново: «Как я уже сказал, Господь сотворил чудо: пять тысяч человек накормил пятью хлебами…». «Ну и в чем же чудо? — спросил его кто–то из толпы, — У него же с прошлого раза хлебы остались!» Или еще: священник говорил проповедь на Преображение, пересказывая содержание евангельского чтения. «Хорошо нам зде быти, — сказал апостол Петр, — Сотворим три кущи: Тебе одну, мне одну, Моисею одну и Илии одну». Почувствовал, что что–то не так, но сразу нашелся: «Вот современный человек так бы и сказал, а апостол Петр сказал по–другому!» Я знал троих великих проповедников. Это были о. Николай Колчицкий, митрополит Николай (Ярушевич) — «Крутицкий», и Патриарх. У каждого была своя манера. Колчицкий начинал проповедь властно, спокойно и мог удерживать аудиторию в течение сорока минут и более. Проповедовал обычно после вечерней службы, которая в Елоховском соборе начиналась в шесть и заканчивалась не раньше половины одиннадцатого — и народ не расходился. Голос у Колчицкого был звучный — бас–баритон, каждое слово звучало веско и убедительно. Мне запомнилось, как он, проповедуя в каком–то храме (а его часто приглашали служить в разных храмах, почти как архиерея), закончил проповедь стихотворением: Одна есть в мире красота, Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа. Я потом пытался найти, откуда это стихотворение — но среди того, что у меня было, не встречал .

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

С другой стороны, православные агиографы всегда брали за правило слова, приведенные святителем Димитрием Ростовским : “Да не солгу ни о едином святом”. Также и поэтому Православная Церковь очень заботится о том, чтобы передать из поколения в поколение оригинальные источники, рассказывающие о святых – те жития, которые основаны на непосредственном опыте автора и рассказах очевидцев, известных ему лично. Таким образом, сохраняется свежесть впечатлений и изумление того, кто лично знал святого, и, так сказать, “между строк” и прямо до нас доходит искренний “тон” святой жизни. Через несколько лет после смерти святителя Мартина Сулпиций Север составил два (иногда подразделяются на три) “Собеседования” о святителе Мартине. Этот труд тоже подвергается большой критике учеными-рационалистами не просто за содержащееся в ней описание чудес, но даже больше за ее “анекдотический” характер. Один критик пишет о ней, что этой книгой “Сулпиций на века закрепил агиографическую традицию, которая ставит анекдоты чудотворения выше духовного описания” (Хор, “Западные Отцы”, стр. 7). Для православных христиан именно этот “анекдотический” характер является источником скорого наслаждения и делает “Собеседования” Сулпиция очень близкими по духу “Прологу”. Ученых-рационалистов оскорбляют эти “анекдоты”, поскольку они утратили всю картину, к которой эти фрагменты относятся. Православные христиане, без сомнения, видят в этих “анекдотах” суть жизни и характер святого, и, конечно, мы наслаждаемся чудесами наших святых и не устаем от них, зная, что в этих невыдуманных историях мы уже можем видеть прорыв в мир совершенно других законов духовного, небесного мира, которые в конце времен окончательно восторжествуют над законами этого падшего мира. Для нас каждый “анекдот”, который дышит духом истинного Христианства, на практике есть часть именно христианской жизни, образца для наших собственных слабых борений во имя спасения. “Собеседования” Сулпиция все-таки отчасти “утонченные” и потому не так оскорбительны для рационалистических критиков, как более поздние православные труды на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Свою прежнюю жизнь Авсеенков пересмотрел и понял, что давно растерял идеи, и их заменили приказы, стандартные прописные истины и циркуляры. Связь с живым народом, массой людей он утерял, доклады и газетные статьи – вот что заменило ему живого человека. Соприкасаясь с заключенными, увидел Авсеенков жизнь подлинную, невыдуманную, настоящую. К о. Арсению тянулся Авсеенков, необычное отношение ко всем без различия людям, сердечность, доброта, постоянно оказываемая всем помощь в любых ее формах и, как теперь он узнал, глубокая интеллигентность и образованность покорили его. Беспредельная вера в Бога, постоянная молитва вначале отталкивали его от о. Арсения, но в то же время что-то необъяснимо притягивало его. С о. Арсением чувствовал он себя хорошо, трудности, тоска, лагерный гнет сглаживались. Почему? Он не понимал. Сазиков Иван Александрович оказался старым известным уголовником. Был он человек властный, жесткий, уголовную братию знал хорошо и вскоре подчинил себе весь барак и, конечно, установил связь со всеми уголовниками лагеря. Слово его было законом, боялись его, но в дела барака вмешивался он мало и как бы стороной. В первые месяцы после своего выздоровления отдалился он от о. Арсения и вроде бы замечать не стал, но, повредив как-то себе сильно ногу, пролежал пять дней в бараке, рана стала загнивать, и создалась опасность потери ноги. Освобождение продолжали давать, но положение не улучшилось, и вторично выходил Сазикова о. Арсений. Попробовал Сазиков дать о. Арсению подачку, но о. Арсений, улыбнувшись, сказал: “Не ради вознаграждения Вам делаю, а ради Вас – человека, ради Вас самого”. Помягчал Сазиков к о. Арсению, мимоходом вроде бы и о своей жизни рассказывал, а однажды вдруг сказал: “Не верю я людям, а попам, говорят, и совсем верить нельзя, а Вам, Петр Андреевич, верю. Не продадите. В Боге своем живете, добро делаете не для своей выгоды, а ради людей. Мать у меня такая же была!” Сказал и пошел. Записано по воспоминаниям Авсеенкова Александра Павловича, рассказам Сазикова Ивана Александровича

http://pravmir.ru/lager-chast-vtoraya/

Смотрите новые видео от «Фомы» ! [Каждую неделю на канале журнала «Фома» в YouTube - новые программы о вере, психологии, невыдуманные истории из жизни священников. Наведите камеру смартфона на QR-koд и смотрите их прямо сейчас!]. Ил.: Кадры из представленных видеоматериалов//Фома. - — ноябрь 2023. - С.16-17. - (рубрика « Смотрите новые видео   от “ Фомы ”»). В материале предложены три видео: Чего хотят женщины? В новом выпуске программы «Райсовет» женщины честно рассказывают о поиске своего предназначения, ошибках и находках, сделанных на жизненном пути. На откровенную беседу собрались Тутта Ларсен , Светлана Феодулова , матушка Светлана Зайцева , ведущая — Кира Лаврентьева. – С.16; Каин убил Авеля: о чем эта история? Библейский клуб журнала «Фома» вновь приглашает совершить глубокое погружение в мир текстов Священного Писания вместе с четырьмя известными священниками.– С.17; Кто написал Библию? В программе «Тет-а-тет» протоиерей Павел Великанов отвечает на «неудобные» вопросы о Библии, которые приходят в редакцию журнала «Фома»: откуда мы знаем, кто настоящий автор Библии? Почему верим в ее подлинность и правда ли, что в ее тексте есть противоречия? - С.17. Вопрос номера: Смысл исповеди не в том, чтоб сказать: «Я плохой». [Когда в первый раз сталкиваешься с исповедью, возникает много вопросов. «Не знаю, с чего начать. Боюсь: что про меня подумает священник». Что делать в такой ситуации? Об этом «Фома» побеседовал с настоятелем московского храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиереем Игорем Фоминым ]. Фото: Елены Феризбы; Кристины Кормильцыной; священника Андрея Рассанова//Фома. - — ноябрь 2023. - С.18-22. - (рубрика « Вопрос номера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает писатель Ян Таксюр //Фома. - — ноябрь 2023. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Реклама: С. 23-25. ВЕРА(раздел). – С.26-39. Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с радио «Вера» . Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

– Наверное, армия повлияла на ваш характер? – Армия, конечно, повлияла. Но знаете, что ещё меня сильно задело? Уходя с того, третьего, экзамена, забирая зачетку со стола, я увидел у вас на глазах слёзы. Ну, думаю, довёл я преподавателя. А потом понял, что вы из-за меня очень сильно расстраивались. С тех пор я и стал думать, что в жизни моей что-то не так. Улыбнулся этот приветливый и открытый человек и добавил: – А с электромагнитным полем я разобрался. Теперь веду кружок радиолюбителей, и, вы знаете, отбою нет от детей, желающих в нём заниматься. «Было чудо, стало чудовище» Ехали в автомобиле четверо немолодых, малознакомых между собой людей. Путь был неблизкий, дорога однообразная: вдоль шоссе тянулись заснеженные поля и леса. И разговор тоже был однообразным: две женщины на заднем сиденье увлечённо пересказывали эпизоды из своей любимой телепередачи «Криминальная хроника». Только и слышалось: всю семью зарезали, из горящего дома никто не выбрался, всех обокрал и сбежал. Наконец, мужчина, сидевший рядом с водителем, не выдержал: – Ну и передачи вы смотрите. А что-нибудь хорошее по этому ящику можно увидеть? – А что поделаешь, если жизнь такая. Что у нас в жизни, то и на экране, – ответила одна из женщин. – Нет, жизнь не такая, – сказал мужчина. – Вот у меня на дачном участке есть и клумба с цветами, и помойка. Пчела летит к цветам, а муха – на помойку. Так вот, тележурналисты – это мухи помойные. – Ну, не все такие, – вмешался водитель. – Вот я недавно смотрел хороший документальный фильм про изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Он после революции уехал из России в Америку, поэтому американцы считают его своим. Умер он в 80-е годы и к концу жизни очень огорчался, видя, что стало с его детищем. «Было чудо, стало чудовище» – вот что он говорил про телевидение. И телевизора у себя в доме не держал. – Не знаю, как там сейчас в Америке, – продолжал мужчина, – а у нас такие фильмы крутят – прямо пособие по воспитанию маньяков-убийц. Как не понимают телевизионщики, что и сами пострадают от роста преступности. Ведь скоро и у нас, как в Америке, подростки начнут врываться в школы и расстреливать своих учителей и одноклассников.

http://pravoslavie.ru/36634.html

НМ 24 августа 2014, 03:35 Мне это мне сильно напомнило рассказ Вересаева, который все же был одним из лучших пушкинистов своего времени. " В середине двадцатых годов существовало в Москве литературное общество " Звено " . Один молодой пушкинист прочитал там доклад о Пушкине. Докладчик серьёзнейшим образом доказывал, что Пушкин был большевиком чистейшей воды, без всякого даже уклона. Разнесли мы его жестоко. Поднимается беллетрист А. Ф. Насимович и говорит: - Товарищи! Я очень удивлён нападками, которым тут подвергся докладчик. Всё, что он говорит о коммунизме Пушкина, настолько бесспорно, что об этом не может быть ни какого разговора. Конечно, Пушкин был чистейший большевик! Я только удивляюсь, что докладчик не привёл еще одной, главнейшей цитаты из Пушкина, которая сразу заставит умолкнуть всех возражателей. Вспомните, что сказал Пушкин: ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ... " © Викентий Вересаев. " Невыдуманные рассказы о прошлом " Мораль сей басни действительно такова: " Пушкин такой писатель, что надёргав из него цитат, можно пытаться доказать, что угодно " . Хотите - православие, самодержавие, народность. Хотите - атеизм, тираноборчество, эротику. А уж делать из Пушкина, ни разу не бывавшего за границей Российской Империи, " знатока " США и их пороков (в Америке тогда из всего Санкт-Петербурга в то время бывало, я думаю, человек 5-10, не больше) - это примерно как просить героя Никулина из " Бриллиантовой руки " прочитать лекцию " Нью-Йорк - город контрастов " , где тот не бывал!. Храни вас Господь. Василий 6 июля 2013, 23:32 " Миловать своих холопей вольны, а и казнить вольны же " . Неужели мы этого хотим? И вообще, какое отношение это имеет к спасению души? Василий 7 июня 2013, 18:14 Во многом согласен с Дмитрием. Простой вопрос: а кто остановит монарха-тирана? Наталия 10 февраля 2013, 17:52 А.С.Пушкин: К чему стадам дары свободы--Им не доступен чести клич.В наследье вам из рода в роды ярмо с гремушками да бич. Воин 21 сентября 2011, 00:01 Замечательная статья. C Дмитрием абсолютно не согласен.

http://pravoslavie.ru/44690.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010