Установленный в новом государстве усташами режим стал одним из наиболее жестоких, возникших в ходе Второй мировой войны. Основой его стало уничтожение православных, евреев, цыган и коммунистов. Министр образования этой «страны» доктор Миле Будак определил политику своего правительства следующим образом: «Часть сербов мы уничтожим, часть будет изгнана, а та часть, которая примет католицизм, будет включена в состав хорватского народа. Наша политика определяется верностью религии и католической церкви». Посланник германского МИДа Г. Нойбахер докладывал Риббентропу: «Политика вождя усташей и norлabhukai Хорватии, Анте Павелича, напоминает религиозные войны, особенно самые кровавые из них: «Одна треть должна стать католиками, одна треть покинуть страну, а одна треть – умереть!» Последний пункт этой программы уже выполнен». В новом хорватском государстве проживало 6,7 миллиона человек. Половина из них были католиками, 2,2 миллиона человек православных, 750 тысяч мусульман, 70 тысяч протестантов и 45 тысяч евреев. Вся агрессия католиков была направлена исключительно против православных и евреев. Фанатизм и смертельная ярость хорватских фашистов имели в своей основе религиозную нетерпимость, а государственный план предусматривал создание монорелигиозного государства. Без преувеличения инфернальный кошмар воцарился на территории Независимого Хорватского Государства. Патологическую жестокость усташей запечатлели фотографии очевидцев этих событий: женщины с отрезанными грудями, вырванные глаза, отсеченные гениталии, палачи в «ошейниках» из человеческих языков и глаз. Зверства германских нацистов по сравнению с этим ужасом выглядят просто бюрократической рутинной работой, как бы ни кощунственно это звучало. Немецкие генералы в Хорватии были потрясены действиями Павелича и его подручных. В начале июня 1941 года генерал вермахта Edmund Glaise von Horstenau докладывал в Берлин: «Усташи обезумели. Шесть наших батальонов пехоты бессильно взирали на ослепленных кровавой яростью хорватов».

http://pravoslavie.ru/38124.html

17:49. Поражение Голиафа. Текст не предоставляет сведений о расстоянии между Давидом и Голиафом в момент метания из пращи. Камень, пущенный из пращи, может нанести смертельное ранение только в том случае, если попадет в определенные участки головы (которая была защищена шлемом). Своим броском Давид попал в один из уязвимых участков, в результате чего его противник потерял сознание. Это позволило Давиду подбежать, вынуть из ножен меч Голиафа и поразить пребывающего в бессознательном состоянии врага. 17:51. Обезглавливание врага. Поражение врага его собственным оружием не было беспрецедентным подвигом. Ванея отнял копье у одного египтянина, и убил его собственным копьем ( 2Цар. 23:21 ). В египетской «Истории Синухета» главный герой убил богатыря из Речену его собственным боевым топором. Вероятно, голова Голиафа была трофеем, который предполагалось выставить на всеобщее обозрение. Об ассирийском царе Ашшурбанипале рассказывали, что он обедал со своею царицей в саду, а на ближайшем дереве была выставлена голова царя Элама. 17:52. Геф, Аккарон (Экрон) и Шаарим. Аккарон, как и Геф, был одним из главных городов филистимлян. Он находился примерно в 5 милях к северу от Гефа. Шаарим – город близ Сокхофа и Азека (см.: Нав. 15:36 ). Вероятно, это современный Khirbet esh-Sharia, в миле к северо-востоку от Азека. Следовательно, Шаарим находился примерно в 6 милях к востоку от Гефа и в 7 милях к юго-востоку от Аккарона. По ведущей на запад дороге из Шаарима можно было попасть как в Геф, так и в Экрон. 17:58. Небиблейская информация о Давиде. Давид не упоминается ни в древних израильских надписях, ни в источниках за пределами Израиля, ни в относящихся к его эпохе археологических материалах, найденных в Иерусалиме. Однако обнаруженный недавно в Tel Dan фрагмент арамейской надписи IX в. до н. э. содержит слова «дом Давида», которые обозначают царскую династию Иудейского царства – государства, образовавшегося в результате распада единого царства Израиля. Таким образом, мы располагаем свидетельством враждебного государства, что иудеи возводили свою царствующую династию к некоему Давиду, который, по всей вероятности, и был прославленным библейским Давидом. 18:1–30 Давид вступает в семью Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

За исключением некоторых библейских текстов, до наших дней не дошли литературные произведения Древнего мира, создание которых приписывают придворным пророкам, поэтому определить характер этих источников не представляется возможным. Вторая книга Паралипоменон 1:1–17 Бог благословляет Соломона 1:3. Высота в Гаваоне. Гаваон (el-Jib), примерно в 4 милях к северо-западу от Иерусалима, находился в пределах холмистой области земли колена Вениаминова. Вблизи города было несколько природных источников и сооружена сложная система водоснабжения, что делало его благоустроенным и удобным для поселения местом. Вероятно, высота, на которой Соломон приносил свое колоссальное жертвоприношение в тысячу всесожжении ( 3Цар. 3:4 ), в действительности находилась на мысе Nebi Samwil, в миле к югу от Гаваона. О значении Гаваона свидетельствует его включение в перечень городов, завоеванных Сусакимом в ходе палестинской кампании. Использование высот для жертвоприношений до сооружения Иерусалимского храма и совершения «греха Иеровоама» (см. коммент. к 1Цар. 10:8 ; 3Цар. 12:28–31 ) библейским автором не осуждается. 1:3. Скиния собрания. См. коммент. к Исх. 27и 33:7–10 о сооружении и использовании святилища во время скитаний в пустыне. Тот факт, что скиния была отделена от ковчега Завета, известен только из данного фрагмента повествования. 1:4. Кириафиарим. В этом месте хранился ковчег Завета после того, как он был отнят у филистимлян ( 1Цар. 7:1,2 ). Этот город отождествляют с Tell el-Achar, в 9 милях к северо-западу от Иерусалима, что, однако, не подтверждено археологическими или небиблейскими данными. Его связь со станом Дановым в Суд. 18:12 позволяет полагать, что они находились в пределах одной местности (см. коммент. к Суд. 13:25 ), всего в 6 милях от Гаваона. 1:5. Медный жертвенник. См.: Исх. 38и 39о сооружении этого жертвенника, который должен был находиться перед скинией собрания (см. также: 4Цар. 16:14 ). Нахождение скинии собрания и медного жертвенника в Гаваоне в то время, когда ковчег Завета перевозили в Иерусалим, указывает на существование двух разных религиозных центров до сооружения храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Днем открытия сейма назначено было 7 мая (н. с.). В этот день Варшава представляла город, занятый двумя враждебными войсками, готовыми к бою. Партия Чарторыйских явилась на сейм, но членов противной партии не было: они с раннего утра совещались у гетмана и наконец подписали протест против нарушения народного права появлением русских войск. Хотели сорвать сейм – не удалось, требовали составить немедленно тут же в Варшаве конфедерацию, но Браницкий струсил, объявил, что не видит для себя безопасности в столице, и выступил из Варшавы с целью составить конфедерацию в более удобном месте; но время тратилось в бесплодных толках, а между тем следом за гетманом шел русский отряд Дашкова, перешедший из Литвы в Польшу. В 21 миле от Варшавы этот отряд имел небольшое дело с гетманским ариергардом; при этом деле случился и Репнин, приехавший повидаться с Дашковым. По поводу стычки Репнин писал: «Могу справедливо сказать, что храбрости и желания нельзя больше иметь, как наши войска показали; но и бег неприятельский также был скор, что никак невозможно было успех распространить потому особливо, что невступно в три дни наши войска 21 милю перешли и преследовать далее уже не в силах были. Еще же должен по справедливости сказать, что усерднее и расторопнее нельзя быть, как действительно князь Дашков есть». Репнин осыпал также похвалами Понятовского: «Благодарнее человека и нам преданнее мы бы нигде и николи не нашли: и он первый в собрании сейма говорил, чтоб государыню возблагодарить за милостивое ее республики подкрепление чрез вход российских войск; он же отвратил взятое было почти всеми намерение, чтоб производить сеймики множеством (большинством) голосов, а не единогласием, и то тотчас сделал, как скоро мы к нему об оном отозвались». Но иначе отозвался Репнин Панину о соотечественниках Понятовского: «Я не от лени и не от нерадения в подробности здешних партикулярностей не вхожу, а из страху, чтоб не изолгаться или бы не показаться лживым. Ваше высокопревосходительство не можете себе изобразить, сколь мало основания имеет почти генерально вся здешняя нация: что ныне за верное сказывают, что с клятвами уверяют и очевидцами чему выдаются, то назавтра откроется совершенною ложью».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

(18.5) Как-то захотел он войти в гробницу Ианния и Иамврия 86 , как он нам рассказывал. Эта гробница осталась от тогдашних волхвов, имевших большое влияние при фараоне. Поскольку имели династию уже долгое время, построили сооружение из квадратных камней, и создали там свою гробницу, и положили много золота. Посадили и деревья, ибо сыроватое это место, и колодец здесь вырыли. (18.6) А поскольку святой не знал дороги, а по некоему наитию следовал по звездам, – как по морю, следуя по пустыне, – то, взяв связку камыша, каждую милю ставил отметку, чтобы найти обратную дорогу. И следуя в течение дней девяти, приблизился к месту. Между тем бес, который всегда противодействует воинам Христовым, собрав весь камыш, когда святой спал примерно в миле от гробницы, положил к его голове. (18.7) И встав, нашел камыш. Может быть, это попустил Бог ради большего его искусства, чтобы не верил камышу, но столпу огненному, ведшему Израиль сорок лет в пустыне. Рассказывал он, что: «Семьдесят бесов вышли навстречу мне из гробницы, крича и маша крыльями, как вороны, мне в лицо и говоря: «Чего ты хочешь, Макарий? Что ты хочешь, монах? Что ты пришел в наше место? Ты не можешь оставаться здесь " ». Сказал он им: «Войду только и посмотрю, и уйду». (18.8) «И войдя, – говорит он, – нашел висящую медную бадью, и железную цепь у колодца, наконец, на исходе времени, и плод фаната, пустой изнутри, поскольку был иссушен солнцем». И так возвращаясь, шел двадцать дней. Когда же закончилась вода, которую он нес, и хлебы, – был он в весьма большом затруднении. И когда близок он был к изнеможению, привиделась ему некая женщина, – как он рассказывал, одетая в чистое льняное платье и держащая сосуд с капавшей из него водой. (18.9) Говорил он, что она была от него как бы в одной стадии. И шел три дня, видя ее с сосудом как бы стоявшую, достичь же не мог, как во сне, но имея надежду напиться, смог вытерпеть «жажду». После нее появилось множество буйволиц, из которых одна имела теленка. Ибо их много в тех местах. И как говорил он, сочилось у нее вымя молоком. Подкравшись и пососав вымя, насытился. И до его кельи дошла буйволица, кормя его фудью, теленочка же своего не принимая. (18.10) В другой раз, копая колодец близ сухих ветвей, был ужален аспидом, а это смертоносное животное. И взяв его двумя руками за челюсти, разорвал, сказав ему: «Не посылал тебя Бог , как ты осмелился прийти?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преданию, в И. П. м. подвизался прп. Зосима , причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую . По непонятной причине об И. П. м. не упоминается в «Луге духовном», хотя его автор Иоанн Мосх , хорошо знакомый с топографией местности, пишет о расположенной в миле от места Крещения лавре Сапсас (Сафсафас). В связи с этим архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение о тождестве И. П. м. с мон-рем Пентукла ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. XXIX; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана совр. исследователями. Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане В 659 г. находившиеся близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением. Ок. 670 г. галльский еп. Аркульф, совершивший паломничество, сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а построенная непосредственно на берегу Иордана небольшая квадратная в плане церковь на 4 каменных сводах, под к-рой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя во время Его Крещения. Что касается большого, окруженного стеной мон-ря с ц. св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, неясно на каком, но, вероятнее всего, на зап. берегу реки ( Adamn. De locis sanctis. II 16. 8//CCSL. T. 175. P. 214; Wilkinson. 1977. P. 107). Когда в 724/5 г. мон-рь посетил св. Виллибальд , еп. Айхштеттский, русло Иордана сместилось и вода к церкви на месте Крещения проходила по специально вырытому каналу. В И. П. м., отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало ок. 20 иноков ( Wilkinson. 1977. P. 129). Ок. 808 г., согласно «Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis» (Памятной записке о домах Божиих и мон-рях), ц. на месте Крещения принадлежала И. П. м., в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. P. 138). Из «Описания Св. града» (715/7 и 1000), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха , следует, что И. П. м. находился на зап. берегу Иордана, был укреплен стенами и имел большую ц. Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящен во имя св. Иоанна Предтечи (Повесть Епифания. 1886. С. 30). Мон. Бернард (IX в.) упоминает только мон-рь, сведений о церкви на месте Крещения у него нет. Пострижеником И. П. м. был прп. Герман , основатель мон-ря Икосифинисса в Македонии.

http://pravenc.ru/text/577918.html

Греч. редакция BHG, N 1323 содержит нек-рые дополнительные детали: в ней указано, что дом Н. в Риме находился в месте, называемом Эпинисиеос-Эптамилиос (греч. Επινησεος πταμλιος; запись в рукописях испорчена и не встречается в др. редакциях Мученичества), Савио предложил переводить это место как «на 7-й миле портовой дороги» ( Savio F. La leggenda dei SS. Nazario e Celso. Mil., 1897. P. 27. Not. b. (Ambrosiana; 7)); Дзанетти считает, что слово «πινησεος», возможно, является прилагательным от сущ. «νσος» (остров) и переводится как «расположенный недалеко от острова» ( Zanetti. 1987. P. 351. not. 2). Приняв в 9 лет веру матери, Н. в течение 10 лет проповедовал Христа др. юношам Рима и стал хорошо известен всему городу. Когда случился голод, он говорил, обращаясь к язычникам, что их боги не способны никого накормить, но есть др. Бог, К-рый питает всех. За эти слова его хотели казнить. Н. получил крещение от св. Лина, еп. Рима, который к тому времени уже 12 лет занимал кафедру. В возрасте 20 лет Н. отправился по городам Италии проповедовать Христа и крестил новообращенных. Через 10 лет Н. пришел в г. Плаценция, а оттуда в Медиолан, где встретил единоверцев Г. и П. Правитель, заключивший этих святых в темницу, назван Анулианом. Братья Г. и П. были благородного происхождения и принадлежали к сенаторскому сословию. Африкан, отец Н., крестился со всем домом, после того как во сне ему явился ап. Петр и сказал, что Африкан увидит сына и при жизни, и после своей смерти и что Н. будет пребывать во веки веков. Правитель Галлии назван Динова. Покинув Галлию, Н. и К. пришли в города, расположенные на Тибре, а не в Треверы, как в лат. Мученичестве. Воин Нерона - Дентон, нашел Н. в г. Эбредун, где тот строил ораторий. Женщина-христианка, которой Н. передал К. в Медиолане, названа Фортуной. После того как Анулиан изгнал Н. из Медиолана, он посетил Африку, где обратил в христианство своего деда со стороны отца. В Риме Н. увидел отца, живущего благочестиво, и сестер-вдов Ромилиану и Несторию, которых укрепил в вере. В Медиолане казнь мучеников произошла в субботу 14 окт., в месте, называемом Тримоли (Τριμλοι; в греч. редакции BHG, N 1323d указано - ς τος τρες μλους, т. е. «у трех мельниц», ср. лат.: tres muros или moros, т. е. «три стены» или «три тутовых дерева»), К. тогда было 9 лет и 7 месяцев. Христианин, похоронивший тела мучеников, назван Кереалием. Почитание

http://pravenc.ru/text/2564630.html

А.И. Кирпичников I. Путешествие в Вифлеем Евангельское повествование о рождестве Христа начинается рассказом о переписи и путешествии Иосифа с Богоматерью из Назарета в Вифлеем ( Лк.2:4–6 ). Эти события рано нашли себе выражение и в поэзии, и в искусстве, но не в равной степени: древняя иконография их небогата памятниками (см. у Н. В. Покровского : Евангелие в памятниках иконографии Спб. 1892 г., стр. 46 – 7), и памятники эти не представляют большого разнообразия и возбуждающих любо з нательность особенностей 1 . Не то в литературе: не говоря о древнейших общеизвестных апокрифах, уже в VI веке существовала легенда об этом путешествии, приуроченная к одному камню на третьей миле от Иерусалима по дороге в Вифлеем; доехав до него, Богоматерь сошла с ослицы, села на камень и потом благословила его 2 . Через 6 веков Даниил Паломник видел на том же пути камень и нашел легенду о нем развившуюся: а оттуду (от гроба Рахили) верста одна до места, идеже ссела с осляти св. Богородица, понуди бо ее сущее в утробе ее, егда хотяше изыти. И ту есть камень велик; на том камени опочивала св. Богородица, как с осляти сседши; и от того камени вставши шла пешь до вертепа святого» и т. д. 3 Прошло еще четыре с половиною столетия, и легенда не забыта, но пострадала от времени: место ее приурочения несколько иное и обстановка ее начинает стираться. Василий Позняков, путешествовавший по Св. Земле между 1558 –1561 гг. 4 , пишет: На той же дороге от Иерусалима, не доходя места Ильи Пророка, стоит древо маслина и до сегодня зелено, а сказывают: Егда изыде Богородица непраздна в Вифлиом родити Господа нашего I. X. и от труда изнеможе и опочину под тем древом маслиною, а то дерево и поныне зелено». Тоже дословно повторено у так наз. Трифона Коробейников 5 , который пользовался, как известно, огромной популярностью. Если сопоставить это опочивание Богоматери с тем пророческим видением о двух народах, которое имела она во время этого путешествия, то всякому невольно придет на память знаменитый Сон Богородицы, столь распространенный и в народной словесности 6 нашей, и в позднейшей письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/etyudy-p...

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи В Деян. св. (Jun. IV. 711) есть пространное исследование об обретениях главы Иоанна Предтечи. Все всякого сомнения полагается сказание о втором обретении главы архимандритом Маркеллом близ Емесы в 452 году, описанное им самим в подлинности сего описания нет ни каких оснований сомневаться. Свидетельство в историческом отношении важное о первом обретении принадлежит Созомену, который не был разделен большим временем от описываемого им события; он пишет 2 (кн. VII, гл. 21): около того же времени (т: е: в царствование Феодосия В. в конце 4 в.) перенесена в Константинополь глава Иоанна Крестителя: Говорят, она обретена была монахами, при- надлежавшими к македониевой ереси. Эти Монахи сначала жили в Иерусалиме, а потом переселились в Киликию. Валент приказал перенесть ее в Константинополь. Когда посланные достигли Пантихия местечка Халкидонского; то мулы, запряженные в колесницу, остановились и не пошли далее не смотря на побои возницы. Это событие для всех, даже для самого царя, показалось делом необыкновенным и божественным и сию св. главу положили в ближайшем селении Косилае. Впоследствии (ок. 390 г.) прибывший в это селение царь Феодосий хотел взят останок Крестителя; но ему воспротивилась, говорят, одна матрона, посвященная Богу дева, сопутствовавшая главе в качестве служительницы и хранительницы. Когда же после просьб она согласилась на перенесение, думая, что напрасны будут усилия Державного, судя потому, что случилось во времена Валента; то ковчеге, в котором лежала глава, царь покрыл порфирою и, взяв его с собою, возвратился в Константинополь, где положил его в так называемом предместии на 7 миле (Евдомон) и воздвиг там огромный и прекраснейший храм Богу. Матрона (она была несторианка) до самой кончины оставалась в селении Косилае и жила весьма свято и благочестиво, начальствуя над посвященными Богу девами, из которых многие, как я слышал, и доселе еще живы. В 23 главе той же 7 книги Созоном говорит о чуде от Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010