В сер. XVIII в. в Решме и Нагорном вместо деревянных были возведены 4 каменных приходских храма. В 1754 г. в Нагорном был освящен 5-главый бесстолпный 3-апсидный Воскресенский холодный храм с шатровой колокольней. Вероятно, тогда же рядом возвели и теплый Никольский храм. Вскоре в Решме была построена и приходская Христорождественская ц., также имевшая летнее и зимнее помещения. Летний храм в честь Рождества Христова был 5-главым, 3-апсидным, с высокой шатровой колокольней; небольшой зимний - в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом прп. Иоанна Рыльского. В 60-х гг. XVIII в. в мон-ре на пожертвования жителей Решмы, Нагорного и всей Юмахонской вол. был выстроен и в 1767 г. освящен каменный Троицкий собор с шатровой колокольней и 2 приделами: правый - во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского и левый - вмц. Екатерины. Все 4 храма Решмы и Нагорного стояли рядом: храмы Нагорного - на вершине, храмы Решмы - под ними, на склоне. В 1-й пол. XIX в. все церкви окружила каменная ограда с металлической решеткой. Внутри ограды находилось кладбище. Церковный Нагорно-Решемский ансамбль уникален тем, что ни в одном др. селе на В. Волге такого количества приходских храмов не было. Своеобразие ансамблю придавали 2 высокие шатровые колокольни-близнецы, возносившиеся над берегом Волги. На рубеже XVIII и XIX вв. у стен монастыря была учреждена Макариевская Решемская ярмарка (впервые упом. в 1813), приуроченная к 25 июля, главному престольному празднику обители - дню памяти прп. Макария. Ежегодно ярмарка проходила с 23 по 26 июля. В числе товаров, продававшихся на ярмарке, были холсты, изготовлявшиеся местными крестьянами. В 1796 г. к мон-рю была приписана Рождественская муж. пуст. на р. Нодоге, находящаяся за Волгой, в 25 верстах от Решмы. Согласно жалованной грамоте царя Феодора Алексеевича от 16 янв. 1682 г., Рождественская пуст. основана в 1645 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Иосифа , «по челобитью черного попа Ионы» (Костромские ЕВ. 1904. 9. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Г. Юнгом-Штиллингом , считавшим, что события во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. свидетельствуют о близости конца света, а Наполеон - это последний антихрист. Этой же теме посвящено соч. Г. «Толкования на Слово 105 о антихристе преподобного отца Ефрема Сирина» (РГБ. Ф. 17. 7, 1820-1821 гг.). В качестве источников для толкований Г. использует Свящ. Писание, Апокалипсис, Четьи-Минеи, «Книгу о вере», Кириллову книгу, труды прп. Максима Грека и сщмч. Киприана. (В старообрядческой традиции считалось, что в этом сочинении Г. прочитал имя Наполеона как имя антихриста, но этот сюжет в сочинении отсутствует.) Предположительно может быть связана с Г. изданная совр. последователями федосеевства «Книга Зерцало таинств и конца всемирного» (М., 2004). Оппоненты Г. в доносах на него исказили мн. факты его биографии и смысл его трудов, создали образ «ужасного изувера», лукавой «семиименной особы», перекочевавший в т. ч. и в совр. историографию. Основываясь на этом недобросовестном источнике, мн. старообрядческие авторы и исследователи безосновательно считают Г. автором апокрифического «Апокалипсиса седмитолкового». Г. был талантливым художником (украсил миниатюрами и орнаментами ркп. «Книги об антихристе» - РГБ. Ф. 98. 906), искусным каллиграфом, писал, подражая старопечатному шрифту. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 9 [следствие по делу Г.]. Лит.: Кельсиев В. И. Сб. правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1860. Вып. 1. Л. 42-74; Нильский И. Ф. Семейная жизнь в рус. расколе. СПб., 1869. Вып. 1. С. 356-380; Титов А. А. 1844-1848 гг.: Дневные дозорные записи о моск. раскольниках//ЧОИДР. 1885. Кн. 2. С. 11; Никанор (Кудрявцев), архим. Гнусин//РБС. Т. Герберский-Гогенлоэ. С. 398-408; Иващенко Н. , Коршунова Н. Собиратель//Альманах библиофила. М., 1985. 18-19. С. 128, 142; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической лит-ре позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 36; Любопытный П. О. Словарь и каталог, или Библиотека: [Ксерокоп. воспроизв.]. М., 1997. С. 106-107; Наставник Сергий Симеонович Гнусин//Месяцеслов на 2001 г. христиан древлеправославно-кафолич. исповедания и благочестия старопоморского согласия. М., 2001. С. 88-89; Агеева Е. А. Антихрист в представлении старообрядцев//ПЭ. Т. 2. С. 575-581. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165191.html

К иконам кисти П. или его мастерской совр. греч. исследователи относят 4 иконы из Вел. Лавры и Ватопеда (с поясными фигурами Христа Вседержителя, воинов-мучеников Георгия и Димитрия - Tsigaridas. 2003. Р. 308-311). Под воздействием пластического стиля П., по мнению Д. Мурики, была создана уникальная икона-микромозаика с полуфигурой ап. Иоанна Богослова в золотом сканном окладе и эмалевыми «портретами» святых на полях (ок. 1300, ризница Вел. Лавры, см.: Βοκοτπουλος Π. Ελληνικ Τχνη: Βυζανιτινς Εικνες. Αθνα, 1990. Σ. 111. Πιν. 90; Яковлева М. И. К вопросу о существовании мозаичной мастерской в Фессалонике на рубеже XIII-XIV вв.//Даниловские чт.: Античность - Средневековье - Ренессанс: Сб. 1/Сост.: О. Е. Этингоф, Е. В. Савостина. М., 2018. Ил. 3. С. 186-200). В настоящее время главным предметом научной дискуссии остается подтверждение существования и исторической достоверности П. др. источниками помимо росписей в Протате или Фессалонике. Работы по сохранению этих фресок, их исследование новейшими технологическими методами позволили сделать открытия, напр. возможные остатки греч. литер на одеждах св. воина Меркурия. В сообщениях СМИ за 2016-2017 гг. они были атрибуированы как часть имени Евтихия, что породило гипотезу об использовании имени П. в качестве псевдонима для др. мастеров, в частности Михаила и Евтихия. Лит.: Порфирий (Успенский) еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Т. 2. С. 29-30; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и русских. СПб., 1890. С. 82-85; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. M., 2004. С. 51, 53, 55-57; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых православных рус. икон. СПб., 1911; Георгиевский В. Т. Фрески Панселина в Протате на Афоне: Альбом с 32 табл. фототип. и 3 цв. снимками по способу Люмьера/[СПб.], Mille G. Les Monuments de l " Athos. P., 1927; Xingopoulos A. Nouveaux temoignages de l " activité des peintres macedoniens au Mont Athos//BZ. 1959. Bd. 52. P. 61-67. Ind. IX; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1983. С. 174; ODB. Vol. 3. P. 1572; Μανουλ Πανσληνος και η εποχ του. Αθνα, 1999; Βασιλκη Μ. Υπρξε Μανουλ Πανσληνος;//Ibid. P. 39-51; Джурич В. Визант. фрески: Средневековая Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 56, 357; Tsigaridas E., ed. Manuel Panselinos: From the Holy Church of the Protaton: Cat. Thessal., 2003; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 24, 47; Βαφειδης Κ. Το Πρωττο ως κομβικ μνιμεο της στερης βυζαντινς ζωγραφικς//ΑΤ. 2015. Τ. 2. Σ. 171-192.

http://pravenc.ru/text/2578831.html

Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876; Трифон (Туркестанов), митр . Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996. С. 123-133; Поучение о послушании в Бозе почившаго отца нашего и пустынножителя Зосимы Верховскаго предавшимся ему по Бозе в духовное окормление сестрам общежительной Троице Одигитриевой пустыни, устроенной им самим// Зосима Верховский, преподобный старец . Творения/Сост., предисл., подготовка текстов и коммент. Т.М. Судник . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 221-374. Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»? Старчество в атмосфере кризиса в Русской Православной Церкви на рубеже XIX и XX вв.//Уральский исторический вестник. 2008 (в печати). Ср. кризис в Оптиной пустыни 1911 г., также закончившийся синодальным расследованием и изгнанием из обители старца Варсонофия. См. Концевич И.М . Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 9-10, 387-390. Государственный архив Калужской области. Ф. 903. Оп. 1. Д. 62. Лл. 36-41. Житие и подвиги в Бозе почившего блаженной памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х частях. М., 1889. Ч. 1. С. 107-108, 136-158, 162-172; Зосима Верховский, преподобный старец . Творения. С. 496-497, 500-501; Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 205-206; Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк/Сост. монахиня Зосима (Верховская) . М., 2008. С. 76-85. Экземплярский В.И . Старчество//Дар ученичества. Сборник/Сост. П.Г. Проценко . М., 1993. С. 220-221. Ср.: «Распутин с самого начала претендовал на статус «старца», подобно Серафиму , и тем самым приобретал доверие светской верхушки (и презрение духовенства)». - Фриз Г.Л . Церковь, религия и политическая культура на закате старой России//История СССР. 1991. 2. С. 113. Георгий Голубцов, протоиерей . Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник (29 января - 18 апреля 1918 г.)/Подготовка текста и публикация М.И. Одинцова . М., 1995. С. 169-180; Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»?

http://bogoslov.ru/article/429277

9 мая 1087 г. купцы из Бари (Юж. Италия), приплывшие в М. Л., открыли мощи свт. Николая и увезли на свою родину, несмотря на протесты находившихся у его гробницы монахов. Согласно барийскому описанию перенесения мощей, жители М. Л. убежали из-за страха перед нападением мусульман на городской акрополь, находившийся в 2 км к северу от храма. В 1100 г., в период 1-го крестового похода, венецианцы, отправлявшиеся морем в Иерусалим, похитили из храма остатки мощей святых из гробницы свт. Николая и из 3 др. гробниц. Захваченные ими мощи венецианцы приписали свт. Николаю, св. Николаю Дяде (упом. в Житии Николая Сионского) и некоему св. Феодору Исповеднику. В венецианском рассказе о перенесении мощей, к-рый написан в 1116 г., отмечено, что к этому времени М. Л. были разрушены «неверными», жители остались только в акрополе и спускались в город по делам лишь раз в 4 недели. Высадившись в М. Л., венецианцы узнали, что недалеко от города кочевало более 5 сотен турок, собиравших дань со мн. окрестных поселений. После завоевания центральной части М. Азии в 70 - нач. 80-х гг. XI в. группы тюрок-сельджуков стали совершать набеги на полуостров, что вместе с внутренним кризисом в Византии и последствиями 1-го крестового похода могло привести к временной потере византийцами прибрежных районов Ликии на рубеже XI и XII вв. В XII в., несмотря на утрату мощей свт. Николая, М. Л. продолжали посещать паломники, прибывавшие теперь через порт Андриаку. Распространилось видоизмененное название М. Л.- Стамира. В 1102 г. здесь побывал Зевульф, в 1106/07 г.- игум. Даниил, в 1146 г.- исландец аббат Никулас из Тверау, в 1191 г.- франц. кор. Филипп II Август, а также крестоносцы, многие из к-рых погибли после взятия М. Л. сельджуками в 1113 г. Продолжал действовать храм свт. Николая: в 1118 г. в его дворе была устроена гробница с аркосолием хартулария Константина и его сына хартофилакса. В 1178/79 г. Евстафий Фессалоникийский был избран митрополитом М. Л. в К-поле, но вскоре был переведен в Фессалонику, вероятно потому, что приехать в М.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

Четко сформулированное учение свт. Афанасия Великого о радикальном различии между абсолютным Божественным бытием и условным бытием мира легло в основание святоотеческого понимания В. ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 1). Но терминологически это различие в данном вопросе было определено не сразу. Напр., у свт. Григория , еп. Нисского, понятие В. выражается еще не достаточно четко: нередко оно относится равным образом и к Богу, и к ангелам, что можно расценивать как своего рода дань платонической традиции, в к-рой единый «умопостигаемый мир», без различия Творца и творения, противопоставлялся миру материи. Но в трудах 2 др. каппадокийцев, святителей Григория Богослова и Василия Великого , граница между В. Божественной и В. тварной проводится уже очень резко. Свт. Василий первым из отцов Церкви стал терминологически отличать век (эон) ангелов от В. Бога. Причем если тварная В. ангелов сопоставима со временем, то В. Божественная ему трансцендентна (см.: Otis B. Cappadocian Thought as a Coherent System//DOP. 1958. N 12. P. 109; idem. Gregory of Nyssa and the Cappadocian Conception of Time//StPatr. 1976. Vol. 14. P. 327-357). Однако и на рубеже V-VI вв. мнение о безусловной В. ангельского мира все еще встречается у отдельных христ. мыслителей, близких к оригенизму. Так, автор капитального труда по антропологии «О природе человека» Немесий , еп. Эмесский, склоняется к этому мнению в интересах теории предсуществования душ. Но позднее благодаря в первую очередь «Ареопагитикам» (Areop. DN. V 4; X 3) и прп. Максиму Исповеднику ( Maximus Conf. Schol. in DN. V 4) система 3 категорий в понимании В. и времени станет общепринятой: 1) время (категория, предполагающая различие «прошлого», «настоящего» и «будущего») - для материального мира; 2) эон («век», тварная В., в к-рой хотя и нет такого различия, но, т. к. она имеет начало, в ней сохраняется возможность некого изменения, развития) - для ангелов; 3) В. в собственном значении этого слова - применительно к безначальному Божественному бытию (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. II 1). В. Божественная

http://pravenc.ru/text/158324.html

Сложно сказать, принимал ли когда-либо свт. Никита активное участие в борьбе с иллирийскими «арианами». Подобного рода информация в источниках отсутствует, если не считать весьма спорное и мало о чем говорящее упоминание некоего Nichae в уже рассмотренном выше послании Герминия Сирмийского. 951 В то же время можно однозначно говорить о том, что Никейский собор был для ремесианского епископа столпом правой веры, и в этом он был совершенно согласен с большей частью епископата других регионов. 952 Раскрывая для своих читателей основы троического учения, свт. Никита, естественно, говорит и о ересях. Однако эти упоминания носят иллюстративный характер. Он говорит о еретиках прошлого Арии 953 и Савеллии (Sabellio Patripassiano), 954 упоминает Фотина, 955 но умалчивает о современных ему предводителях «арианских» общин, с которыми полемизирует свт. Амвросий. Впрочем, одна ересь вызывает, судя по всему, у свт. Никиты живую обеспокоенность. Речь идет о македонианах и тех, кто разделяет их духоборческие убеждения (Macedoniani vel eorum in hac curiositate participes). 956 Судя по всему, это течение тоже приобрело себе сторонников в Иллирийском регионе (на что указывают также и «арианские» памятники, которые будут рассмотрены ниже (3.2). 957 Следует также отметить, что по существу позиция македониан была весьма близка взглядам Герминия, которые он высказывал в ходе своей полемики с Урсакием и Валентом. Вполне возможно, что в Иллирике получила некоторое распространение и такая «смягченная» трактовка омийства. В целом свидетельства свт. Никиты не оставляют ощущения того, что его кафолическая община представляла собой своеобразную «осажденную крепость» в «арианском» окружении. 958 В то же время ситуация в регионе была, очевидно, достаточно сложной, и вероучительный консенсус, к которому пришло большинство епископов как на Западе, так и на Востоке, здесь на рубеже IV и V вв. еще в полной мере не восторжествовал. 3.1.2. Иллирик и церковно-политическая деятельность свт. Амвросия Медиоланского

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

  См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов»)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 80-112. См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89-114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54-66. Γριγοροπολου Ι. Κ. Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Αμρος. Εισαγωγ. Κατερνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83. О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа?  http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267-269. Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250-1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе : Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19)/пер. А.И. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85-86).

http://bogoslov.ru/article/4254619

444-445 ОСОГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сарандапорский), во имя прп. Иоакима Осоговского обитель Кумановско-Осоговской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) 445-446 446-448 ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Георгиевич (ок. 1578 - сер. XVIII в.), сын прп. Георгия Васильевича Осорьина и прп. Иулиании Осорьиной (прав. Лазаревской), рус. агиограф XVII в. 448-449 ОСРОЕНА историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей 449-450 450-451 451-454 454-455 ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима 455-458 ОСТОИЧ Тихомир (1865-1921), серб. историк лит-ры, педагог, музыкант, церковный певец и регент, собиратель церковных песнопений и народных напевов 458-461 461-463 ОСТРОГ муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 463-465 465-466 466-470 ОСТРОГОРСКИЙ Георгий Александрович (1902-1976), немецкий и югославский ученый-византинист российского происхождения; один из основателей школы византиноведения 470-471 ОСТРОЖНИЦКИЕ ЛИСТКИ (кон. XI - нач. XIIb.), фрагменты 2 пергаменных листов из Минеи праздничной восточнослав. (древнерусского) извода, памятник книгописания и книжной культуры юга Руси, возможно, галицко-волынского происхождения 471-477 ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. 477-479 ОСТРОЖСКАЯ И САРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви - см. в статьях Острожское викариатство, Ровенская и Острожская епархия 480-482 ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (Рнб. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

На рубеже XVIII-XIX вв. Ильинское со всеми окрестными деревнями купил горнозаводчик Павел Григорьевич Демидов. В XIX веке Ильинское являлось административным центром одноимённой волости. Здесь было расположено волостное правление, начальная школа, земское народное училище, больница, арестантский дом, несколько купеческих особняков. При торговых рядах еженедельно по воскресеньям, а также в дни престольных праздников (20 июля и 28 октября) устраивались базары. Все эти здания находились на большой сельской площади, в центре которой возвышался великолепный каменный храм (выстроен на месте деревянного) - главная достопримечательность этого населённого пункта и окрестностей, с видимой издали ярусной колокольней. Каменная церковь была построена в 1787 году и имела престолы во имя святого пророка Божия Илии (летний, холодный храм), преподобного Нила Столобенского и святой мученицы Параскевы Пятницы (тёплые приделы в трапезной). Церкви обычно строились на Руси длительное время, и лишь условно можно датировать храм одним годом. Порой десятилетия уходили, чтобы придать ансамблю целостный и законченный вид. Ильинская церковь строилась усердием и иждивением прихожан. Храм был построен на обширной площади, рядом с которым находилось приходское кладбище, обнесённое каменной оградой, которая была возведена в конце XVIII века. Строил ограду крестьянин Николай Васильев сын Широков, происходивший из деревни Турово, вотчины генерал-майора Николая Петровича Высоцкого. 6 сентября 1798 года Широков заключил договор со священниками храма, вотчинными бурмистрами и всеми приходскими людьми на возведение каменной ограды церковного погоста с воротами, калитками и церковной сторожкой. При этом подрядчик обязался выполнить не только полный объём строительных работ, но и заготовки материалов. Вместе со своими работниками он должен был изготовить необходимое количество кирпича - для этого за свой счёт построить печь с горном осенью 1798 года и с 1 мая 1799 года выполнять работу. Делать кирпичи мерой в длину 6, в ширину 3, а в толщину 2 вершка без осьмухи.

http://sobory.ru/article/?object=06678

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010