их обычно занимал архиепископ Майнца. В Римско-Германской империи капелла была одним из важных институтов управления разрозненными регионами страны и долгое время рассматривалась исследователями как ключевое звено в системе т. н. имперской Церкви . В ходе реформы, проведенной Кёльнским архиеп. Бруно , состав имп. капеллы был расширен за счет членов соборных капитулов важнейших еп-ств. При императорах Оттоне III (996-1002) и Генрихе II (1014-1024) число соборных каноников в составе капеллы еще более увеличилось. По данным Й. Флеккенштайна, в это время в капеллу входили каноники более половины еп-ств, имперскими К. были более 2/3 герм. епископов ( Fleckenstein. 1966). Члены капеллы исполняли многочисленные поручения правителя, составляли его свиту в путешествиях, участвовали в гос. управлении, возглавляли дипломатические миссии (представляли императора при избрании епископов, выступали посредниками в решении конфликтов между иерархами, выполняли поручения за пределами империи и т. п.). На рубеже VIII и IX вв. капеллами назывались специально оборудованные богослужебные помещения не только в Ахене, но и на нек-рых крупных королевских виллах. Постепенно наименование «капелла» стало распространяться и на другие сооружения, где хранились особо почитаемые реликвии, и шире на небольшие богослужебные здания, особенно при дворцах и домах светских и духовных сеньоров (примеры такого употребления встречаются уже в IX в.). Служившие при этих капеллах клирики назывались К. Вероятно, в подражание практике королевского двора должность К. учреждали у себя и др. представители Каролингской династии, и некоторые др. властители. У герцога Баварии Тассилона III (748-788) был по крайней мере один придворный К., выполнявший, в частности, обязанности секретаря ( Fleckenstein. 1959. Bd. 1. S. 23-24). При дворе англосакс. королей К. появились не позднее кон. IX в., о них упоминал Ассер в «Жизнеописании короля Альфреда» (Asser " s Life of King Alfred, together with the Annals of Saint Neots Erroneously Ascribed to Asser/Ed.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Наибольшее признание и распространение получило предание, в котором Л. отождествляется с Луп(п)ом, слугой вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.). Согласно этой традиции, Л. жил на рубеже III и IV вв. и принял мученическую кончину при имп. Максимиане Галерии (293-311) в Фессалонике. В Житии вмч. Димитрия сказано, что Л. присутствовал при казни своего господина, собрал капли его крови в орарь и омочил в ней его перстень. От этих реликвий стали происходить чудеса, молва о к-рых разнеслась по городу. Император приказал казнить Л. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 65, 94-95, 102-103). Вероятно, почитание Л. распространялось вместе с почитанием вмч. Димитрия. На рубеже VI и VII вв. о почитании Л. в Византии свидетельствует историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, брат имп. Маврикия (582-602) стратиг Петр оказался по долгу службы в г. Новы (визант. пров. Н. Мёзия, близ совр. г. Свиштов, Болгария); местные жители просили остаться с ними на праздник в честь Л., в канун которого Петр и прибыл к ним. После нек-рых колебаний, вызванных спешной служебной надобностью, Петр остался в Новах на 2 дня ( Theophyl. Sym. Hist. 1887. P. 249). Исследователь Т. Дьюкет предполагает, что Л. мог быть покровителем солдат дунайской армии, от ветеранов к-рой Феофилакт много лет спустя и получил эту информацию ( Duket T. A. A Study in Byzant. Historiography: An Analysis of Theophanes " Chronographia and its Relationship to Theophylact " s History: Diss. Boston, 1980. P. 79). В стихе, помещенном в календаре гимнографа XI в. Христофора Митилинского, Л., о к-ром сказано только, что он был усечен мечом, упомянут вместе с ап. Титом, чья память также совершается 23 авг. ( Christoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 455; T. 2. P. 423-425). Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 593-595; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2014. Т. 12. С. 58. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 335-336; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. Р. 161-301; Gordini G. D. Luppo//BiblSS. T. 8. P. 383-384; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 380-381; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 9: Αυγουστος. Αθναι, 2009. Σ. 245.

http://pravenc.ru/text/2110904.html

Подпись К. тайнописью имеется в выходной записи канонического сборника, включающего «Мерило праведное» (слова и поучения о праведном и неправедном суде, «Русская правда»), Кормчую книгу и чины поставления во епископа, свещеносца, чтеца, диакона и пресвитера (РГБ. Ф. 173. МДА Фунд. 187, кон. XV в.; запись К. на л. 336 об.). Вопрос о Кормчей К. как источнике взглядов «новгородско-московских еретиков» был поднят Ю. К. Бегуновым ( Бегунов. 1956). Однако Е. В. Белякова показала, что К. не составил собственную редакцию сборника церковных правил, а переписал без существенных изменений Кормчую южнослав. Мазуринской редакции XIV в., скорее всего по митрополичьему заказу ( Белякова. 1984; Она же. 2002). Сын К. Иван нес службу в Государевом дворе, был воеводой в Новгородке (Нейгаузене) во время Ливонской войны в 1561 г. ( Лихачев. 1888. С. 87; Савосичев. 2013. С. 134-135). Ист.: Памятники дипломатических сношений др. России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1. Стб. 87, 88; Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Польско-Литовским. СПб., 1882. Т. 1. 48. С. 237. (СбРИО; 35); ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258; Т. 22. Ч. 1. С. 515; Т. 25. С. 333; Т. 26. С. 296-297; Т. 28. С. 157, 159, 337; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 134, 146, 184, 187. Лит.: Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1888. С. 87, 163; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955 (по указ.); Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 141-159; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); он же. Курицын Иван-Волк//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 503-504 [Библиогр.]; Зимин А. А. Дьяческий аппарат в России 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в.//ИЗ. 1971. Т. 87. С. 246-248; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982 (по указ.); Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 278-279, 280; Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 75-83; она же. Мазуринская редакция как памятник права и культуры на Руси//Мазуринская Кормчая: Памятник межслав. культурных связей XIV-XVI вв.: Исслед., тексты. М., 2002. С. 58-66, 91-93; Булычев А. А. О генеалогии потомков «мужа честна» Ратши: дворян Каменских, Курицыных и Волковых-Курицыных//RES. 1995. T. 67. N 2/3. P. 287-309; Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва: Очерк развития аппарата управления XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 222-224, 227, 281, 292; Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012 (по указ.); Савосичев А. Ю. Дьяки и подьячие XIV - 1-й трети XVI в.: Происхождение и соц. связи: Опыт просопографического исслед. Орел, 2013 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/2462295.html

Кроме зап. мартирологов память А. указывается в ряде греч. календарей к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 348), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 556) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 835). О почитании А. на Руси свидетельствуют упоминания его в древнейших рукописях: наличие памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 283) и службы в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 105об.- 108). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в к-рую была включена память А. без жития (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 82об., нач. XIV в.). 2-я редакция, сформировавшаяся не позднее нач. XIII в., уже содержит краткое житие А. Стих А. находится в составе Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. сербами на Афоне (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ помещены под 22 июля пространное житие А., под 23 июля проложное житие и стих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 324-325 (2-я паг.)). Гимнография. В греч. рукописях визант. периода (Ταμεον. Ν 781. Σ. 252) сохранился канон А. 4-го гласа без акростиха, созданный Георгием, имя к-рого вписано в богородичны; нач.: «Το παναγου περλμπουσα χρις» (греч.- Всесвятого, пресияющего благодатью). Др. канон написан на рубеже X-XI вв. Варфоломеем Младшим в Гроттаферратском мон-ре ( Мурьянов. С. 131-135). В печатных богослужебных книгах рус. и греч. Церквей последование А. отсутствует. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιολιος. Σ. 206). Ист.: BHG, N 2038; Petrus Chrysologus. Sermo 128//PL. 52. Col. 552-555; Gregorius Magnus. Ep. ad Castorius//PL. 77. Col. 845; Agnellus. Liber pontificalis Ecclesiae Ravennatis//MGH. Scr. Lang. P. 280, 322, 329, 352; ActaSS. Iul. Т. 5. P. 328-350; BHL, N 101. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 102, 518; Zattoni G. La data della «Passio S. Apollinaris» di Ravenna. Torino, 1904; Savio. Lombardia. T. 1; Bodet M. Apollinaire (1)// DHGE. T. 3. Col. 957-959; Will E. St. Apollinaire de Ravenne. P., 1936; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Древней Руси по данным календаря Остромирова Евангелия//Древнейшие государства на территории СССР. Мат-лы и исслед. 1982. М., 1984. С. 130-135.

http://pravenc.ru/text/75622.html

В самом деле, глагол решить в русском языке XVII–XVIII вв. мог употребляться в высоком стиле с старославянским значением: «освобождать, давать свободу» (ср. вязать ирешить; ср.разрешить). Но это употребление к концу XVIII в. уже отмирало. И слово решить сохраняло два основных значения: 1) деловое: «Мнением своим заключать, приговор делать, определять. Решить дело. Решить сумнениекакое. Решить тяжбу. Решить ссору»; 2) научно-школьное: «По правилам какой-либо науки находить искомое, желаемое. Решить предложенный вопрос, задачу» (см. сл. АР 1822, ч. 5, с. 1131). Общие, отвлеченные значения и употребления слова решить – «определить смысл чего-нибудь, найти ответ на что-нибудь, избрать образ действий, прийти к практическому выводу» – сложились уже на рубеже XVIII и XIX вв. (ср. сл. 1867–1868, 4, c. 173–174). От делового значения «рассудить, составить приговор, решение» нельзя отделять и такое употребление глагола решить в поэтическом языке Державина: Ты можешь сам себя решить: Почтенну ль быть тебе с Сократом, Или презренну с Геростратом? (На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского ) Опубликовано в журнале «Вопросы языкознания» (1989, 4) вместе со статьями «Охрана», «Уничижать – уничтожать», «Поклонник», «Момент», «Мохры», «Застой», «Постепеновец», «Потусторонний» под общим названием «Из истории слов». Сохранилась рукопись на трех непронумерованных листках относительно старой бумаги разного формата и машинопись без авторской правки. Печатается по опубликованному тексту, сверенному с рукописью, с внесением некоторых необходимых поправок. О слове решимость В. В. Виноградов упоминает также в работе «Русский язык (грамматическое учение о слове)»: «Слова на -мость далеко не всегда соотносительны с соответствующими формами страдательных причастий на -мый или с прилагательными на -мый, обозначающими способность к какому-нибудь действию или возможность какого-нибудь действия (например: решимость, успеваемость и т. п.). Этот тип образования очень распространен в специально-технических диалектах и все больше и больше прививается к современному литературному языку...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1203 г., после начала осады К-поля участниками 4-го крестового похода, И. К. был вовлечен в политическую борьбу вокруг визант. престола. Одни партии требовали от патриарха твердо защищать империю от латинян, другие - вступить с ними в союз и в т. ч. признать примат Папского престола. Патриарх был вынужден искать компромиссные решения. Весной 1203 г. он совместно с имп. Алексеем III направил письмо кор. Калояну Болгарскому с просьбой помочь в борьбе с крестоносцами. Однако ответа не было, летом 1203 г. Алексей III бежал из К-поля. В 1204 г. И. К. стал свидетелем захвата и разорения К-поля крестоносцами; он покинул столицу и удалился в Дидимотих. После признания власти Феодора I Ласкаря визант. городами в М. Азии И. К. весной 1206 г. был приглашен в новую столицу Никею, но отказался от переезда и отрекся от Патриаршего престола По предположению Х. Г. Бека, перу И. К. могут принадлежать 3 небольших анонимных полемических сочинения против латинян, написанные в Византии на рубеже XII и XIII вв. ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 664-665). Однако эта гипотеза представляется необоснованной. Ист.: PG. 119. Col. 889-893; PL. 214. Col. 756-765; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 464; Georg. Acrop. Chron. P. 11; Nicet. Chon. Hist. P. 514-517. Лит.: Три статьи неизвестного греч. писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии/Изд.: еп. Арсений (Иващенко). М., 1892; Papadakis A., Talbot A. M. John X Camaterus Confronts Innocent III: An Unpublished Correspondence//Bsl. 1972. Vol. 33. P. 26-41; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1977. S. 343, 664-665; Browning R. An Unpublished Adress of Nicephoros Chysoberges to Patriarch John X Kamareros of 1202//BSEtB. 1978. T. 5. 37-68; Spiteris J. La critica bizantina del primato romano nel secolo XII. R., 1979. P. 261-299; RegPatr, N 1193-1202a; ODB. Vol. 2. P. 1054-1055, 1098; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni (1081-1261). Camb., 1995; Gastgeber Chr. Sprachliche und übersetzungstechnische Beobachtungen zu dem in den Kanzleiregistern Papst Innocenz " III. überlieferten Schreiben des Patriarchen Ioannes X. Kamateros von Konstantinopel. 1: Einf., Besonderheiten der Übers., Bibelzitate, Ed.//RHM. 1996. Bd. 38. S. 85-127; Hakkarainen M. Der Rhetor Johannes Kamateros: Eine prosopographische Notiz//BZ. 1996. Bd. 89. N 2. S. 377-378; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. М., 20012. С. 197-202; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII вв. М., 2006. С. 487-492.

http://pravenc.ru/text/469596.html

В 1-й работе анализируется религ. политика рим. императоров, создателей системы принципата, стремившихся восстановить значение традиц. рим. культов, авторитет к-рых во II-I вв. до Р. Х. в Римской республике был сильно подорван развившимся религ. индифферентизмом общества и наступлением вост. культов. Чтобы показать закономерность этих усилий рим. имп. власти, равно как и неизбежность общей их неудачи, Б. прослеживает формирование старинных языческих культов у римлян, показывает их связь с патриархальными началами рим. общественной жизни (культы предков и домашнего очага), подчеркивает их роль как гарантов традиц. гражданской морали. По мысли ученого, существенная ограниченность патриархального рим. язычества, его внимание к внешней, обрядовой стороне, его гипертрофированный формализм обусловили кризис религ. сознания в Риме на рубеже старой и новой эры и подготовили вытеснение язычества пришедшим с Востока христианством. Целенаправленные усилия гос-ва в первые века Римской империи лишь приостановили на нек-рое время этот кризис, к-рый с большей силой разразился в IV в. Эта заключительная фаза в религ. истории античного мира рассмотрена во 2-й книге, где главное внимание уделено ключевым событиям и фигурам века Константина Великого . Б. охватывает все явления религ. жизни: и уходящего язычества, и торжествующего христианства. Характеристики защитников язычества Квинта Аврелия Симмаха и имп. Юлиана Отступника соседствуют с обзором проповеднической и лит. деятельности свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина . В обеих работах дан подробный анализ рим. религ. истории от первых установлений легендарных царей Ромула и Нумы Помпилия до краха язычества, нашедшего выражение в удалении по настоянию св. Амвросия алтаря Победы из зала заседаний сената и закрытии древних храмов. Соч.: Собр. соч.: В 10 т./Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., Т. 1, 2, 5; Cicéron et ses amis: Étude sur la société romaine du temps de César. P., 1865 (рус. пер.: Цицерон и его друзья//Собр. соч. СПб., 1993. т. 2); La religion romaine d " Auguste aux Antonins. P., 1874 (рус. пер.: Римская религия от времени Августа до Антонинов. М., 1914); L " opposition sous les Césars. P., 1875 (рус. пер.: Оппозиция при Цезарях//Собр. соч. т. 5); De l " authenticité de la lettre de Pline au sujet des Chrétiens. P., 1876; Promenades archéologiques: Rome et Pompéi. P., 1880 (рус. пер.: Археологические прогулки по Риму. М., 1915); Nouvelles promenades archéologiques: Horace et Virgile. P.,1886; La fin du paganisme: Étude sur les dernières luttes religieuses en Occident au IVe siècle. P., 1891.

http://pravenc.ru/text/153539.html

До И. полногласного церковного пения в Эфиопской Церкви не существовало. Он ввел 3 основных гласа: геэз, эзль и арарай (см. в ст. Гимнография ) - и составил 1-й гимнографический сб. «Дэггва», к-рый практически в неизменном виде сохранялся до 1-й пол. XV в., пока Георгий из Гасчи (см. Георгий из Саглы ) не внес в него существенные дополнения. Считается, что в процессе сочинения гимнов И. создал систему эфиоп. традиц. стихосложения кэне. Ему же приписывают разработку основных движений, используемых дэбтэра в танцах. Что касается эфиоп. нотной грамоты, то, как установили исследователи, из 10 существующих нотных символов И. могли быть введены только 2, поскольку остальные 8 были созданы в сер. XVI в., при царе Клавдии (см. Галавдевос ), мамхерами Герой и Рагуилом. При исполнении муз. произведений И. до сих пор продолжают использовать крайне ограниченный набор инструментов: жезл с навершием в виде Т-образного креста для дирижирования и отбивания такта, а также систр (санасек) и барабан. И. фактически стал придворным музыкантом и певчим царя Габра Маскаля. Согласно агиографическому преданию, в эти годы он сблизился с эфиоп. св. За-Микаэлем Арагави , которого почитал как духовного наставника. Пение И. люди готовы были слушать часами. Однажды он исполнял свои гимны в присутствии царя Габра Маскаля, к-рый, внимая святому, невольно вонзил в его ступню свой железный жезл (этот сюжет часто встречается в эфиоп. иконографии и имеет внешнее сходство с преданием о царе Иоанне Грозном и Василии Шибанове). Ни царь, ни И. не заметили случившегося, пока из раны обильно не полилась кровь. Чтобы загладить свой проступок, Габра Маскаль поклялся исполнить любую просьбу И. Тот попросил разрешения удалиться от двора и стать отшельником. Получив согласие царя, он перешел через р. Тэкэзе и последние годы жизни провел в горах Сымен, где и был похоронен. На рубеже XVI и XVII вв. гробницу И. посетил эфиоп. св. Иосиф по прозвищу Светильник мира; позднее место захоронения И. было забыто. В совр. Эфиопии существует своего рода родословие мастеров традиц. пения, к-рые носят титул «меригета», начиная с И. и его непосредственных учеников и до Лисанэ Вэрка Габра Гийоргиса, составившего в кон. XX в. подробный трактат о жизни и творческом наследии И.

http://pravenc.ru/text/200391.html

В новейший период отдельная М. е. была образована в 1992 г. Ею управляли: как администратор - еп. Канадский Георгий (Джокич) в 1992-1994 гг.; еп. Василий (Вейнович) в 1994-1997 гг.; еп. Филарет (Мичевич) в 1997-2015 гг. Владыка Филарет способствовал реконструкции мон-ря Милешева, восстановлению разрушенных и открытию новых храмов. В 1997 г. епархия была разделена на 3 наместничества, в ней действовали 3 мон-ря (Милешева, Баня и Троицкий под Плевлей) и 18 приходов, в которых служили 17 священников. В наст. время в М. е. 14 обителей. Помимо Милешевы это Баня монастырь во имя святителя Николая , Бистрица (в с. Бистрица близ Приеполя, в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в 1-й пол. XIII в., при турках пришел в запустение, обновлен в 1872 и 2004), Давидовица , Доволя , Дубница (во имя Св. Троицы, основан патриархом Печским сщмч. Гавриилом I (Раичем) , впосл. сожжен и восстановлен в 2007), Дубочица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 1565, при строительстве водохранилища в 1983 перемещен на 11 км южнее), Куманица (в честь Собора арх. Гавриила; основан на рубеже XIII и XIV вв., при кор. Милутине разрушен не позже 2-й пол. XVII в., восстановлен в 2001), Ораховица (или Мажичи; во имя вмч. Георгия Победоносца; основан в нач. XIII в.), Пустиня (во имя апостолов Петра и Павла; основан на рубеже XIV и XV вв., в XVII в. разрушен турками, восстановлен в 2003), Джурджевича-Тара (во имя арх. Михаила; основан в XIV в., при турках разрушен, восстановлен в 2000), Селяни (в честь Успения Пресв. Богородицы; основан в XIV в.), во имя святых Космы и Дамиана (основан в 2010, подворье (метох) мон-ря Милешева), Плевлянский монастырь во имя Святой Троицы . В 2012 г. власти Черногории предписали 7 священникам М. е., имевшим гражданство Сербии, покинуть страну. По причине нехватки духовенства это решение осложнило деятельность епархии. Лит.: Руварац И. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до године 1766. Мостар, 1901; В. Р. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950; П. Прилози за ucmopujy СПЦ. Ниш, 1997. С. 20-44.

http://pravenc.ru/text/2563200.html

Об И. упоминается в кратком Житии св. Иоанна Пенарского (BHL, N 4420), к-рый подвизался в VI в. близ Сполетия. Время составления Жития неизвестно, достоверность изложенных в нем сведений не подтверждается. Согласно этому произведению, св. Иоанн, сир. монах, прибывший в Италию, был принят в Сполетии св. И. и получил от него помощь в строительстве мон-ря близ города. Житийные сведения о гибели И. во время варварского нашествия вызвали интерес исследователей. Л. Фаусти вслед за историками XVII в. полагал, что в основе этого предания лежат достоверные сведения о гибели И. во время захвата города кор. Тотилой. Ф. Ланцони, отвергая достоверность предания, указывал на, очевидно, ошибочные сведения Жития об убийстве святого герулами или сарацинами, а также отмечал склонность италийских агиографов приписывать Тотиле чудовищные злодеяния. Р. Обер полагал, что легенда вполне может быть достоверной, однако др. сведения об И. отсутствуют. Нек-рые исследователи предполагали смешение в Житии сведений о 2 епископах по имени Иоанн, один из к-рых жил на рубеже V и VI вв., другой был убит во время нападения сарацин на Сполето в 887 г. Однако отсутствие к.-л. сведений о еп. Иоанне, занимавшем Сполетскую кафедру в IX в., препятствует принятию этой гипотезы. В XI в. по указанию еп. Гериберта мощи И. были перенесены из мон-ря св. Евфимии в пригородную ц. св. Петра (бывш. кафедральный собор), где хранятся до наст. времени. По указанию еп. Франческо Эроли мощи были освидетельствованы в 1500 г., в 1619 г. еп. Лоренцо Каструччи поместил их в главный алтарь церкви. В XVII в. почитание И. получило широкое распространение в еп-стве Сполето, отмечалось также перенесение мощей И. 21 марта. В наст. время память И. 19 сент. является местным праздником для архиепископства Сполето-Норча. Ист.: Jaffé. RPR. N 411, 423; Acta synhodorum habitarum Romae//MGH. AA. T. 12. P. 400, 408, 434, 452; BHL, N 4437-4438; ActaSS. Sept. T. 6. P. 28-33; Severus Minervius. De rebus gestis atque antiquis monumentis Spoleti libri duo//Documenti storici inediti in sussidio allo studio delle memorie Umbre/Ed. A. Sansi. Foligno, 1879. Pt. 1. P. 92; Ferrarius Ph. Catalogus Sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613.

http://pravenc.ru/text/469412.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010