Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске. По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%. На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения. Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г. В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г. Церковь каменная, устроена в 1785 г. помещиком Венедиктом Яковлевичем Арсеньевым, в 1873 г. пристроен придел крестьянином Матвеем Солнцевым. Престолов два: в настоящей холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери, в придельном теплом - в честь Смоленской иконы Божией Матери. Прихожан в 12 селениях, отстоящих в 1-10 верстах, 683 души муж. пола и 715 жен. пола. Земли церковной 36 дес.: пахотной 16 дес., сенокосной 11 дес., остальная - под зарослями и неудобная. Церковной суммы 400 руб. Священник получает жалование 108 руб., псаломщик 36 руб. Священник Иоанн Гавриилович Соколов, священник с 1897 г.; диакон Василий Федорович Чаусов, в сане диакона с 1893 г.; исполняющий должность псаломщика Онисим Александрович Ольховский, в должности с 1894 г. В приходе две школы грамоты. От благочиния в 28 верстах. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г. Станище (Владимирское, Рыбки), 40 км от г. Вязьмы (Вяземский район). Усадьба секунд-майора В.Я. (р. 1720 г.) и жены его А.С. (урожд. Нечуй-Каховской, р. 1724 г.) Арсеньевых известна с 1770-х гг.; на рубеже XVIII—XIX вв. владела майорша П.В. Полибина (урожд. Арсеньева, 1750-1805 гг.), в середине XIX в. - штаб-ротмистр П.П. Шегаров, в начале XX в. — помещица Е.Ф. Дейш. Сохранились руины церкви во имя иконы Владимирской Божьей Матери 1785 г. и пейзажный липовый парк. Иконников, с. 25; РГАДА. Ф. 1354. Оп. 447. Ч. 1. Л. 78; Ч. 2. Л. 35 об.; РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1452. Л. 36; Д. 1453. Л. 83 об - 84; Д. 1455. Л. 402 об.; Д. 1457. Л. 78; Санковский, с. 181; Свод, с. 357-358. А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская «Смоленские усадьбы», каталог 2009 г. Комментарии и обсуждение Здравствуйте, в церкви Владимирской иконы Божией матери сейчас проводятся консервационные работы, для последующей реставрации здания. Сайт церкви www.stanishe.ru и  http://www.v-stanishe.narod2.ru/  информацию по истории храма можете узнать на этих сайтах, фотографии можете взять там же.

http://sobory.ru/article/?object=21861

Во 2-й пол. XVII в. вместо деревянного Георгиевского придела возвели каменный 2-столпный храм, вероятно, с шатровой колокольней. На рубеже XVIII и XIX вв. Георгиевский храм был перестроен в стиле елизаветинского барокко: четверик, увенчанный 8-гранной ротондой с одной главой. В 1801 г. в ходе перестройки колокольню разобрали, и в 1802 г. возвели новую, 4-ярусную (архит. С. А. Воротилов). В 1802 г. Георгиевский храм был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». В XIX - нач. XX в. Воскресенский храм воспринимался как один из важнейших памятников церковной старины Костромы. При визитах в город его обычно посещали представители Дома Романовых: 8 авг. 1850 г.- вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, 1 июля 1863 г.- наследник престола цесаревич Николай Александрович, 3 июня 1908 г.- королева Греции Ольга Константиновна с детьми и братом вел. кн. Константином Константиновичем. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, храм посетили имп. св. Николай II Александрович с великими княжнами святыми Ольгой Николаевной, Татианой Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной. О Воскресенской ц. писали исследователи и историки И. В. Баженов , Н. В. Покровский, И. А. Шляков, Г. К. Лукомский, ее изображали художники Н. К. Рерих , Б. М. Кустодиев, Н. Г. Чернецов. 26 июня 1909 г. храм посетили участники проходившего в Костроме IV областного историко-археологического съезда, пояснения им давал Н. В. Покровский, директор С.-Петербургского археологического ин-та. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, из Воскресенского и Знаменского храмов были вывезены серебряные изделия общим весом 9 пудов 35 фунтов (ок. 158 кг). Оба храма были закрыты в нач. 30-х гг. XX в. Воскресенская ц., формально переданная городскому музею, долгое время использовалась под склад ячменя пивоваренного завода. В 1936 г. была разрушена колокольня, а строительный материал использован Костромским спиртзаводом, затем в полуразрушенном здании Знаменского храма был гараж. В 1937 г. приняли решение в Воскресенской ц. устроить филиал музея «Раннее зодчество и его социальные корни», но фактически до 1941 г. в храме находился склад ячменя. Во время Великой Отечественной войны в Воскресенской ц. размещался военный склад.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

Церковная Г. в Зап. Европе начала формироваться на рубеже XII-XIII вв. (первоначально появились гербы у клириков), постепенно распространяясь в религ. среде. С рубежа XIII-XIV вв. гербами пользовались монастырские общины и Римские папы (сведения об употреблении ими гербов с XI в. не подтверждаются источниками). Гербы пап употреблялись в качестве герба Папской обл., самостоятельный герб (и флаг) у гос-ва Ватикан появился 11 февр. 1929 г. вслед. Лютеранского конкордата между Пием XI и правительством Б. Муссолини (в красном поле - папская тиара, сопровождаемая снизу 2 скрещенными ключами). С XIV в. Г. занимала видное место в религ. искусстве и сохраняла значение на протяжении эпохи барокко. В рамках распространенного в средневековье представления о вневременном и внепространственном существовании Г. с кон. XII в. составлялись фантастические гербы для исторических деятелей, лит., мифических и библейских персонажей, ветхозаветных пророков, апостолов и т. п. Известны также гербы Пресв. Троицы и Иисуса Христа (с изображением Агнца или орудий Страстей Господних). Практика составления и применения церковных гербов в зап. христ. Церквах, сложившаяся в средневековье, в основном сохраняется в наст. время. В России церковная Г. развития не получила. В XVII в. нек-рые иерархи РПЦ пользовались гербами, в т. ч. митр. Петр (Могила) - родовым с добавлением золотой архиепископской митры, креста и посоха (30-е гг. XVII в.) и Патриарх Никон - составленным по модели папского с дополнительными украшениями (не позже 1659; высказывались сомнения в его подлинности). Эти начинания не получили продолжения. С кон. XX в. частными лицами разрабатывается концепция гербов для РПЦ. Она предполагает введение их для церковнослужителей, церковных учреждений и орг-ций и основана на модифицированной системе ранговых отличий, принятой в католич. Церкви (см. ст. Герб ), официально концепция не признана и широкого распространения не получила. Лит.: Seyler G. A. Geschichte der Heraldik. Nürnberg, 1885-1889. 2 bde; Лукомский В. К. О геральдическом художестве в России//Старые годы. 1911. 2. С. 5-35; он же. Гербовая экспертиза: Случаи и способы применения//Архивное дело. 1939. 1. С. 46-76; Лукомский В. К. , Типольт Н. А. Рус. геральдика. Пг., 1915. М., 19962; Meurgey de Tupigny J. Armorial de l " Église de France. Mâcon, 1938; Соболева Н. А. Рос. городская и обл. геральдика XVIII-XIX вв. М., 1981; Henning E. , Jochums G. Bibliographie zur Heraldik. Köln, 1984 [библиогр.]; Pastoureau M. Traité d " héraldique. P., 1979, 20034; Герб и флаг России, X-XX вв./Отв. ред.: Г. В. Вилинбахов. М., 1997; Наумов О. Н. Геральдика: Библиогр. указ. отеч. лит-ры XVIII-XX вв. М., 2003; он же. Отеч. историография геральдики. М., 2003. Ч. 1. О. Н. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления)

http://pravenc.ru/text/164529.html

их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден. Описание [ править править код ] Обитель окружает каменная ограда 1992 г. с включением остатков стены XV-XVII вв. (упоминаемая в описании 1571 г. каменная стена была усилена в 1599-1608 гг.). В кольцо ограды входит расположенная на северо-восточном склоне холма крепостная башня с воротами и колокольным ярусом (с XV в. она имела 4 яруса при высоте 18 м; чтобы попасть в крепость через ворота на 1-м ярусе, нужно было пройти по деревянному мосту через ров, а позже мост заменили земляной насыпью; в 1840-х гг. на башне надстроили 5-й колокольный ярус с куполом, и ее высота составила 30 м до креста). Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь С северо-запада к башне примыкает 1-этажный корпус келий и воскресной школы, вытянутый вглубь монастырской усадьбы на запад. К юго-западному углу башни примыкает вытянутый с севера на юг 1-этажный корпус 1827 г. постройки, где в 1833-1877 гг. находились монастырские училища (ныне – кельи). В центре обители возвышается каменный храм Св. Троицы, датируемый историками нач. XVII в. и приобретший нынешний вид после достроек XVIII и сер. XIX вв. В 1992-1996 гг. интерьер храма заново расписан. Южнее храма стоит Т-образный в плане («ножкой» в центр двора) 2-этажный корпус 1821 г. с храмом св. Феодора Острожского 1871-1872 гг. на 2-м этаже, вновь освящен в 2004 г. (св. Феодор – отец Василия Красного и прадед Константина Ивановича, жил на рубеже XIV-XV вв. и почил иноком Киево-Печерской Лавры с именем Феодосий). Северо-восточнее корпуса с храмом прп. Феодора находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее храма Св. Троицы протянулся с севера на юг старинный 2-этажный корпус келий – результат перестройки в XIX в. здания 2-й пол. XVII – XVIII вв. На 2-м этаже в северной части корпуса устроен храм Казанской иконы Божией Матери; напротив него к зданию примыкает крыльцо с подъемом на 2-й этаж (с 2010 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Алексия (возможно, в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ) группы переводчиков, связанных с К-полем и переведших помимо Чудовского НЗ также «Устав литургии» патриарха Филофея, Служебник и Триоди и т. о. подготавливавших переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных мон-рях, прямо или косвенно связанных с митр. Алексием) со Студийского на Иерусалимский устав. Списки этих переводов не получили в древнерус. рукописной традиции XIV-XV вв. широкого распространения (в XVII в. Чудовский НЗ использовался в ходе никоновской К. с. как авторитетнейший список) и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху 2-го южнослав. влияния кон. XIV - 1-й пол. XV в. (см. в ст.: Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ). На рубеже XIV и XV вв., после длительного перерыва, восстановились прерванные монголо-татар. нашествием контакты Русской Церкви с др. правосл. Церквами, к-рые к этому времени перешли на богослужение по Иерусалимскому уставу (К-польская - в XIII в., Сербская и Болгарская - в 1-й пол. XIV в.). Начальный этап реформы богослужения и книжности на Руси в ходе 2-го южнославянского влияния связан с преемником свт. Алексия - Киевским митр. св. Киприаном (1390-1406), болгарином и бывш. афонским иноком, при котором на Руси получили распространение Иерусалимский устав (рубежом XIV и XV вв. датируются списки Иерусалимского устава ГИМ. Син. 320 и тесно связанного с ним в употреблении Стишного Пролога ГИМ. Чуд. 17 из митрополичьего Чудова монастыря; тот же устав до 1406 г. имелся, вероятно, в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре ) и переводы библейских и богослужебных книг и аскетических сочинений, выполненные в кон. XIII-XIV вв. южнослав. (в первую очередь болгарскими) книжниками в Тырнове и на Афоне. Свт. Киприан перевел с греч. языка ряд гимнографических текстов. В ходе 2-го южнослав. влияния на Руси утвердилась систематическая К. с. как продолжение процесса, начавшегося на Балканах.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Менее достоверны свидетельства рим. агиографических сказаний V-VI вв., в к-рых, однако, сохранились отрывочные воспоминания о событиях нач. IV в. Одна из версий предания о М. изложена в Liber Pontificalis. В 1-й редакции сообщается, что М. был сыном римлянина Марцелла, во 2-й его отцом назван некий Бенедикт «de regione Via Lata» (7-й августовский регион в сев. части города). Епископ подвергался притеснениям за проведенную им реорганизацию Римской Церкви, очевидно, после гонений (eo quod ecclesiam ordinaret). Имп. Максенций велел ему отречься от епископского сана (ut negaret se esse episcopum) и принести жертву демонам. За презрительное отношение к требованиям императора М. был осужден на принудительный труд в гос. конюшне (damnatus est in catabulum). Через 9 месяцев клирики ночью освободили М., к-рый поселился у богатой матроны Луцины (в тексте сообщается, что она прожила 15 лет со своим мужем Марком и стала вдовой 19 лет назад). Луцина устроила в своем доме церковь, названную в честь М. (domum suam nomine beati Marcelli titulum dedicavit). Когда весть об этом дошла до имп. Максенция, тот велел приспособить дом Луцины под конюшню. Епископ, вновь отправленный на принудительные работы, скончался от нужды и притеснений. Матрона Луцина похоронила его 16 янв. на кладбище Присциллы и вскоре сама получила обвинительный приговор (Lucina vero scriptione damnata est - LP. T. 1. P. 164). Это повествование содержится лишь во 2-й редакции Liber Pontificalis и, вероятно, представляет собой пересказ несохранившейся версии агиографического сказания о М. Во мн. рукописях Liber Pontificalis содержится интерполяция, согласно к-рой еп. Маркеллин перед казнью заставил пресв. М. дать клятву, что он отвергнет требования гонителей; затем пресвитер с др. клириками похоронил тело епископа. Т. о., М. представлен как буд. преемник Маркеллина (Ibid. P. CCIX). Среди мер по восстановлению Римской Церкви после гонения, принятых М., в Liber Pontificalis говорится об устройстве «25 титулов... как бы округов ради крещения, покаяния и погребения мучеников» (quasi diocesis propter baptismum et penitentiam et sepulturas martyrum - Ibid. P. 74-75, 164). Об основании «титулов», в которых пресвитеры осуществляли пастырское служение, впервые сообщается в жизнеописании еп. Дионисия (259-268) (Ibid. P. 70-71, 157). Неясно, насколько можно доверять этим свидетельствам. Проблема происхождения рим. «титулов», к-рые упоминаются в источниках IV-V вв., является дискуссионной. Одни исследователи полагают, что система «титульных» церквей сложилась в доконстантиновскую эпоху (напр.: Kirsch. 1918); по мнению др. ученых, «титулы» были основаны в IV-V вв. (напр.: Pietri. 1976). Также в Liber Pontificalis М. приписывается основание «кладбища Новеллы» (cymiterium Novellae) на Соляной дороге. Эти катакомбы упоминаются в Симмаховых фальшивках, созданных на рубеже V и VI вв. (Gesta Liberii papae//PL. 8. Col. 1389). По-видимому, они входили в комплекс катакомб Присциллы.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

управлении митр. Даниила . Отдельную статью З. посвятил отношению к опричнине митр. св. Филиппа (Колычева) (Митрополит Филипп и опричнина//ВИРА. 1962. Т. 11. С. 269-292). В 1968 г. вышла работа З., посвященная борьбе дворянства с монастырским землевладением в кон. XVI - нач. XVII в. (Из истории Татарии. Каз., 1968. Сб. 3. С. 109-124. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 52)). Одной из тем, активно разрабатывавшихся ученым, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV-XVI вв. В 1963 г. З. сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов (Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV-XVI вв.//История, фольклор, искусство славянских народов: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М.,1963. С. 91-119). В ст. «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» (Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 128-138) и в монографии «Россия на рубеже XV-XVI вв.» (М., 1982) историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков сер. XVI в. М. Башкина , Феодосия Косого , а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в кн. «И. С. Пересветов и его современники». З. принял участие в издании 1-й в советский период коллективной монографии, посвященной истории Русской Церкви: «Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967. С. 110-125, 145-161 (гл. 7: «Борьба за подчинение Церкви государству. Учреждение патриаршества» (совм. с В. И. Корецким); гл. 9: «Церковная реформа и раскол» (совм. с А. М. Сахаровым и Е. Ф. Грекулом)). Историк выступил соавтором и др. коллективных научных трудов: «История Москвы» (М., 1952. Т. 1), «Очерки по истории СССР: Период феодализма (кон. XV - нач. XVI в.)» (М., 1955), «Всемирная история» (М., 1958. Т. 4), «История СССР с древнейших времен до наших дней» (М., 1966. Т. 2). З. был редактором и составителем собрания сочинений В. О. Ключевского ( Ключевский В. О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1957. Т. 2, 3 (подгот. текста и коммент. совм. с В. А. Александровым); Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983 (сост. и коммент. совм. с Р. А. Киреевой)). З.- автор концепции о позднем (80-е гг. XVIII в.) происхождении «Слова о полку Игореве» (см. монографию З.: «Слово о полку Игореве». М., 2006). Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник кон. XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архим. ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря Иоиля (Быковского). Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом.

http://pravenc.ru/text/199799.html

В отличие от митр. Даниила и Нила (Полева) Д. был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения прп. Симеона Нового Богослова, для Д. переписал буд. митр. Даниил, Евангелие - буд. Суздальский еп. Симеон , Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник - Иван Пищулин, Лествицу - Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава - дьяк Ф. Вараксин (ГИМ. Епарх. 348(502). Л. 326; КЦДР. С. 25, 29, 35, 73, 82, 184, 364). Ист.: Горский А. В. , прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113: Дополнительная опись к печ. описанию иером. Иосифа «Опись рукописей...» (М., 1882)/Рукописи обработаны Л. В. Тигановой, Н. Б. Тихомировым, Ю. А. Неволиным. М., 1972. 121(449). С. 69; 235(661). С. 153-154; Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 146; 1996. Вып. 3. С. 406; РИИР. Вып. 2. С. 42, 112; КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 10-12, 25-26, 29, 31, 34-35, 38, 62, 73, 80, 82-83, 85, 184, 207, 364, 366, 400. Лит.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Дионисий Звенигородский Лупа//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 191-192; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 72, 88, 114-115, 267-268; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: Очерки соц.-полит. истории. М., 1982. С. 205-207; Клосс Б. М. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 108-109; он же. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв. С. 334-335, 347. Примеч. 10; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Ист.-генеалогическое исслед. М., 1986. С. 39-44, 74, 75; Анхимюк Ю. В. Новообретенные рукописные книги из б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в.//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси»: Сб. докл. науч.-практ. конф., 30 окт. 1998 г. М., 1999. С. 74-76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/178380.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010