Количество использованных гласов произвольно - от одной перемены гласа до использования полного осмогласия. Пример последнего - стихира вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе» в Стихирарях БАН. 34.7.6 (XII в.) и РГБ. Ф. 304. 440 (20-е гг. XV в.), гласы в к-рой выставлены по порядку от 1-го до 8-го; на рубеже XV и XVI вв. это песнопение вошло в корпус осмогласников. В М. присутствуют нек-рые тенденции, не перерастающие, однако, в закономерности. Гласовые обозначения проставляются на границах муз. оборотов. Часто обозначения предваряют мелизматические обороты. Очевидно, смена гласа не зависит от гласа, предписанного в Уставе, однако наибольшее число М. принадлежит 8-му гласу (23 песнопения), на 2-м месте - 5-й глас (12 песнопений), М. остальных гласов единичны. Порядок гласов также произволен, но выделяются наиболее употребительные: 8-й, 4-й (12 песнопений), 8-й, 2-й (7 песнопений), 5-й, 1-й (7 песнопений). В разных списках одно и то же песнопение с практически неизменной крюковой строкой может иметь разные гласовые обозначения, что встречается также при двойной фиксации песнопения в одной рукописи. Напр., стихира «В постницех вышним мученик» записана в разд. «Подобьницы» Типографского устава с Кондакарем (Л. 119; XI-XII вв.) с гласовыми обозначениями 3, 6, 5, 2, 6, 2, 3, а в Стихираре РГБ. Ф. 304. I 439 (кон. XIV - нач. XV в.) помещена дважды: в службе свт. Василию Великому (1 янв.; л. 57 об.) с гласовыми обозначениями 3, 6, 5, 6, 6, 3 и в службе свт. Афанасию Великому (2 мая; л. 96 об.) с обозначениями 3, 4, 5, 6. Поскольку списки имеют разночтения, характерные для любых песнопений этого периода, не представляется возможным судить об идентичности или о различии мелодий. Неясно также, какую роль играют гласовые обозначения: заменяют ли они прочтение знаков или лишь уточняют звучания муз. оборотов. С XVI в. большинство М. отличаются регулярным чередованием гласов. Согласно аутентичной терминологии сер. XV в., они носят названия «осмогласник», «из осми гласов», позднее «четверогласник».

http://pravenc.ru/text/2563868.html

После адм. реформы имп. Диоклетиана, на рубеже III-IV вв., И. вошел в состав пров. Палестина Вторая. Территория И. была довольно обширна: на севере до вади Эс-Самак, на юге до р. Ярмук, на юго-западе до истока Иордана. В состав полиса входил паломнический центр в Курси, севернее И. История христ. общины И. по письменным источникам известна мало. Об И. не упоминается в НЗ, поэтому названия города нет в списках св. мест Палестины и через него не проходят маршруты паломников, но эти обстоятельства не помешали его процветанию как христ. поселения в ранневизант. период (IV-VII вв.). Здесь довольно рано возникла епископская кафедра: уже в 359 г. епископ И. Петр присутствовал на Аримино-Селевкийском Соборе (в Селевкии Исаврийской), а в 363 г.- на Соборе в Антиохии. Епископы Конон и Феодор участвовали в Иерусалимских Соборах 518 и 536 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1036). Установление в VII в. араб. правления прошло достаточно спокойно: церкви, возведенные в визант. период, существовали по крайней мере в VII и в 1-й пол. VIII в.; керамика эпохи Омейядов и монеты на месте одной из церквей указывают на ее сохранность до сер. VIII в. В 749 г. И., как и большая часть др. поселений Палестины, был разрушен мощным землетрясением и, вероятно, после этого жители покинули город. В кон. XIX в. античные развалины близ араб. дер. Сусия были идентифицированы как И. нем. археологом Г. Шумахером. В то время на холме сохранились главная улица И., остатки городской стены, башен и ворот. В 1937 г. исследование продолжили жители Эйн-Гева под рук. М. Нуна. Во время 1-й арабо-израильской войны покинутая жителями-арабами Сусия стала опорным пунктом сир. войск и с боями была занята израильтянами в июне 1948 г. После установления временной границы в 1949 г. рядом с И. была построена израильская пограничная застава. После войны 1967 г. район И. оказался на территории Израиля. Консервационные археологические работы вели в 50-х гг. XX в. К. Эпстайн, М. Ави-Йона, А. Шульман, Э. Анати. С 2000 г. масштабными раскопками руководят А. Сегал и М. Айзенберг (ун-т Хайфы, Израиль). Топография

http://pravenc.ru/text/673805.html

Т. о., для 1-й пол. XI в. посвящение обители в Торжке князьям Борису и Глебу выглядит весьма сомнительным вопреки Житию прп. Ефрема Новоторжского. Решение вопроса о первоначальном посвящении обители предложил Малыгин: данные об основании Н. Б. м., имевшиеся в погибшем после 1316 г. древнейшем Житии прп. Ефрема Новоторжского, могли сохраниться в Службе прп. Ефрему, передававшейся через литургическую практику до кон. XVI в. ( Малыгин. 2007. С. 120; 2014. С. 414-415). В «Повести о разорении Торжка» упоминается, что «не по многих летех [после разорения Н. Б. м. в февр. 1316.- Авт.] …благоискуснии мужие града Торшку преподобному чюдотворцу Ефрему составиша службу, ею же преподобный славится и доныне…» ( Будовниц. 1960. С. 451, 2-я редакция «Повести...»). В списках 2-й пол. XVII в. Службы прп. Ефрему содержится важнейшая информация: «Преподобне отче и богоносне Ефреме… церковь прекрасну страстотерпцемъ христовымъ Роману и Давыду воздвиглъ еси и обитель составилъ еси, и в неи трудолюбно подвизася…» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 10-10 об., 15, 25; ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 457. Л. 14 об.). Становится очевидным, что Ефрем Новоторжский в 1-й пол. XI в. основал мон-рь во имя патрональных св. князей Бориса и Глеба - Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца. Т. о., первоначально мон-рь в Торжке был Романодавидовским, а, вероятно с 1072 г., стал именоваться Борисоглебским. О глубокой древности Н. Б. м. свидетельствуют и еще 2 обстоятельства. Мон-рь расположен всего в 200 м от напольных укреплений Новоторжского кремля, и он единственный из 9 городских монастырей, существовавших на рубеже XVI и XVII вв., плотно окружен домонг. культурным слоем посадов. Археологическая (курганная, языческая) топография окрестностей Торжка свидетельствует о ранней христианизации данного региона - в радиусе 12-25 км от Торжка не зафиксировано ни одного языческого курганного могильника XI-XII вв. ( Малыгин. 2014. С. 416). XII в.- 1927 г. XII век стал периодом расцвета обители. Для реконструкции истории Н. Б. м.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Большинство исследователей считают, что именно А. В. в 1401 г. написал в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция А. В. этого произведения основывается на послесловии, к-рое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского мон-ря (РГБ. Рум. 445, 1428 г.), др.- из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском , Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском , Саввине Сторожевском и др. мон-рях. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец А. В. «с миром к Господу отиде». В сер. 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. 201. Л. 332 об.). А. В. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397; Описание о российских святых. С. 428; Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192; Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

http://pravenc.ru/text/76986.html

В 60-х гг. IV в. иран. войска, вторгшиеся в Армению, разрушили В. до основания (Фавстос Бузанд). Город был восстановлен при католикосах Нерсесе Великом (353-373) и Сааке Партеве (387/88-439), в правление к-рого на рубеже IV-V вв. страна испытала кратковременный подъем: ок. 406 г. усилиями этого католикоса, Месропа Маштоца и царя Врамшапуха (389-414) создана арм. письменность, в 406 г. в В. открылась 1-я арм. школа. Близость храма Эчмиадзин к царскому дворцу сыграла важнейшую роль в утверждении патриаршей кафедры именно в В., так же как после упразднения царства (428 г.) пребывание марзпанов (правителей Армении в составе Сасанидского Ирана) в Двине привело к переезду католикоса в новую столицу в 461 г. Важная роль В. сохранилась, в 484 г. кн. Ваан Мамиконян с основания восстановил здание кафедрального собора, здесь сформировался крупный монастырский центр, объединивший собор и прилегающие к городу общины, а настоятель Лазар Парпеци учредил 1-ю в Армении б-ку. К V-VI вв., вероятно, относятся руины 2 однонефных церквей, одна к востоку от совр. ц. прмц. Рипсиме, др. недалеко от ц. Шогакат. На протяжении VII в. строительство в В. велось попечением католикосов, по большей части халкидонитской ориентации. Католикос Комитас I Ахцеци в 618 г. возвел церковь-мартирий дев Рипсимид (см. ст. Рипсиме церковь ) и вновь восстановил собор, католикос Езр I Паражнакертци (630-641) выстроил церковь-мартирий прмц. Гаяне (Гаиании), католикос Нерсес III Таеци (641-661/62) возвел круглый храм Звартноц и патриарший дворец вблизи В. на месте знаменательной встречи освобожденного из неволи свт. Григория и царя Трдата III. Оккупация Араратской долины арабами, турками-сельджуками, монголо-татарами и др. кочевниками привела к разрухе и упадку В. Возрождение древних обителей началось в 1441 г., когда решением Эчмиадзинского Собора резиденция католикоса из Сиса (Киликия) была перенесена в В. Покупка В. католикосом Григором Х Джалалбекянцем (1443-1465/66) и превращение его в монастырское владение повысили значение церкви и способствовали развитию сельского хозяйства, во 2-й пол. XV в. производилось восстановление обветшалого кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/153815.html

Почитание А. в России начинается на рубеже XIV-XV вв. в связи с распространением Иерусалимского устава. Тропарь и кондак А. находятся в месяцеслове Псалтири с восследованием 1-й четв. XV в. (РГБ. Фунд. собр. МДА. 142), к-рая является рус. списком с рукописи, принадлежавшей митр. Киприану ; помещены они и в тверском списке Иерусалимского устава 1438 г. (ГИМ. Син. 331). Жития А. в восточнослав. рукописной традиции неизвестны, но с 70-х гг. XV в. в списках Стишного Пролога новгородского (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3933. 1479 г., Спасо-Хутынский мон-рь) и западнорус. (ГИМ. Увар. 56-1о, посл. четв. XV в.) происхождения под 28 окт. встречается стих А. (список аналогичный хутынскому использован и при составлении Великих Миней-Четьих ). С сер. XV в. известны и восточнослав. списки службы А. (редакция архиеп. Даниила) в составе Миней служебных и праздничных, получившей к XVI в. достаточно широкое распространение и в Московской Руси и в Западнорусской (Киевской) митрополии. В сер. XVI в. А. был включен в число новых чудотворцев, общерус. почитание к-рых было установлено Собором 1549 г. Агиография Древнейшее житие А. (точнее, Слово об обретении мощей с элементами похвалы, по-видимому, совр. событию) сохранилось в единственном списке рубежа XIII-XIV вв. в составе серб. нестишного Пролога (Загреб. Архив ХАЗУ. III с 6), изданном В. А. Мошиным . Через полвека после преставления А. его житие было написано архиеп. Даниилом II (Старшим) как составная часть своеобразной серб. Степенной книги - «Житий королей и архиепископов сербских» (как отдельный памятник не встречается). А. А. Турилов Гимнография Древнейшая служба А., написанная, вероятно, вскоре после его кончины в связи с обретением мощей, сохранилась фрагментарно, в объеме 9-й песни канона, на листах из серб. Минеи служебной на октябрь 2-й четв. XIV в., приплетенных к Евангелию тетр (ГИМ. Хлуд. 13. Л. 293); др. списки в наст. время неизвестны. В серб. рукописной и печатной традиции, начиная со 2-й четв. XIV в., распространена служба А., автором к-рой исследователи считают архиеп. Даниила II (1324-1337). Древнейший датированный список 1342 г. находился в Оливеровой Минее из старого собрания Народной б-ки Сербии в Белграде, сгоревшей в результате фашистской бомбардировки в 1941 г.; ныне старшим полным является, вероятно, список в составе Минеи служебной октябрьской 1388 г. (ГИМ. Хлуд. 146). Служба А. обозначается как бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ). Она входит во все издания «Сербляка» , начиная с рымникского (1761). В списке сер. XIX в. (не ранее 1854) известны акафист и похвала А. (Черногория, мон-рь Св. Троицы близ Плевли. 60/76). Иконография

http://pravenc.ru/text/76266.html

Карла Великого , но потом пришел в упадок и был восстановлен аббатом Айгмаром. Аббат подарил Фижаку большое Распятие, а К.- маленькое, чтобы показать, что К. должен подчиняться Фижаку. К. описан как поселение «отшельников», не имевших даже канонически избранного аббата (Historia monasterii Figiacensis// Stephani Baluzii Miscellanea/Ed. J. D. Mansi. Lucae, 1764. Vol. 4. P. 1-2). Монахи К. в свою очередь решили, по-видимому, еще больше «состарить» историю своего мон-ря. В прологе к монастырской хронике, составленном на рубеже XII и XIII вв., утверждалось, что К. был основан в 371 г. монахами по примеру егип. пустынников, но все они были убиты язычниками. Франк. кор. Хлодвиг восстановил и щедро одарил мон-рь, насельники к-рого уже тогда якобы соблюдали бенедиктинский устав. В 730 г. обитель была разорена сарацинами, но вскоре восстановлена кор. Пипином Коротким по просьбе св. Дадона. Имп. Карл Великий даровал мон-рю привилегии и реликвии, в т. ч. крайнюю плоть Спасителя и литеру «альфа» из золота и серебра; К. вошел в число имперских монастырей. Др. привилегии К. получил от Людовика Благочестивого и его сына Пипина I Аквитанского, который основал монастырь Фижак («Новый Конк») и подчинил его К. Впосл. зависимость Фижака от К. подтвердил папа Римский Григорий VII , несмотря на притязания насельников мон-ря, стремившихся к самостоятельности. При короле зап. франков Карле Лысом в К. были перенесены мощи св. Веры ( Gaujal M.-A.-F., de. Études historiques sur le Rouergue. P., 1859. T. 4. P. 391-394). В сказании о перенесении мощей св. Веры (ActaSS. Oct. T. 6. P. 294-299), сохранившемся в рукописях XI-XII вв., говорится об основании Фижака кор. Пипином (каким именно, не уточняется), при этом Фижак назван владением К. Основная часть монастырской хроники К. представляет собой перечень аббатов (составлена между 1087 и 1096; изд.: Mart è ne E., Durand U. Thesaurus novus anecdotorum. P., 1717. T. 3. Col. 1387-1390), но достоверность приведенных сведений ставится исследователями под сомнение.

http://pravenc.ru/text/1841928.html

Кн. Деяния св. апостолов в Ватиканском кодексе имеет 2 системы деления - на 36 глав (видимо, более древняя) и на 69 глав (она же представлена в Синайском кодексе). В большинстве же греч. рукописей эта книга делится на 40 глав; некоторые главы содержат подразделы, всего их насчитывается 48 (в последующей традиции различие между главами и подразделами стерлось, что привело к их объединению, и т. о. глав стало 88). Деление апостольских Посланий в Ватиканском кодексе также представлено 2 системами: сплошной (на ее архаичность указывает сбой в нумерации: при последовательном подсчете Послание к Евреям должно было находиться после Послания к Галатам, а не в самом конце) и размечающей каждое послание на главы (Иак - 5 глав, 1 Петр - 3; 2 Петр - 2; 1 Ин - 3; 2 Ин - 2; 3 Ин и Иуд без деления, Рим - 8; 1 Кор - 11; 2 Кор - 8 (1 и 2 Кор имеют сплошную нумерацию); Гал - 4; Еф - 3; Флп - 2; Кол - 3; 1 Фес - 2; 2 Фес - 2; для Евр нумерация полностью не сохранилась, только Евр 9. 1 отмечено как начало гл. 5). В визант. традиции кн. Откровение Иоанна Богослова преимущественно копировалась отдельно от др. библейских книг и имела деление, введенное Андреем Кесарийским, на 24 слова (по числу старцев в Откр 4. 4), при этом каждое слово делилось на 3 главы. Истоки деления на главы, принятого в совр. печатных изданиях Библии, лежат в лат. традиции. В каролингскую эпоху получила распространение система деления на главы, разработанная Алкуином (в ее основе деление, которое встречается уже в Амиатинском кодексе Библии). В частности, в каролингских Библиях Евангелие от Матфея имеет 28 (или 30) глав, Евангелие от Марка - 13 (или 12), Евангелие от Луки - 20, Евангелие от Иоанна - 14 глав. Схема Алкуина была скорректирована на рубеже XII и XIII вв. Обычно этот процесс связывают с именем архиеп. Стефана Лангтона († 1228) и становлением Парижского ун-та (одни исследователи полагали, что последовательное применение аристотелевского метода привело к делению текста не по смыслу, а на примерно равные отрезки, в т. ч. для удобства преподавания и ориентирования в тексте; другие отмечали широкое распространение в этот период приватного чтения Свящ. Писания, последовательного, в отличие от лекционарной системы). Однако более детальное изучение рукописей показало, что новая система была известна до Лангтона в аббатстве Сент-Олбанс, а ее закрепление связано с трудами кард. Гуго Сен-Шерского. Окончательная унификация произошла после Тридентского Собора. В греч. НЗ система Лангтона была перенесена издателем Р. Стефанусом (Этьенном). С его именем связано также введение нумерации не только для глав, но и для стихов (нумеровать стихи впервые стали в сер. XV в. в евр. тексте Библии, при этом обычно отмечался только каждый 5-й стих).

http://pravenc.ru/text/2463365.html

Священноцерковнослужители на 1913 год: 1. Настоятель священник Рафаил Павлов Виноградов 37 лет, награжден набедренником в 1904 г., скуфьею в 1907 г., окончил курс Нижегородской семинарии по 1 разряду – студентом, на настоящем месте с 12 марта 1910 г. 2. Священник Павел Ильич Виноградов 30 лет, награжден набедренником в 1912 г., окончил курс Нижегородской семинарии по 1 разряду – студентом, на настоящем месте с 29 июля 1906 г. 3. Диакон Николай Николаев Соколовский, 28 лет, на настоящем месте с 1912 г. 4. Псаломщик Владимир Алексеев Ремезов 21 года, обучался в 1-м классе Нижегородской духовной семинарии, уволен по прошению, на настоящем месте с 1913 г. 5. Псаломщик Петр Николаев Коченский 21 года, из 3-го класса Нижегородского духовного училища, на настоящем месте с 1913 г. Источник: В 3-х км от г. Павлово, на противоположном (левом) берегу Оки привольно раскинулся рабочий посёлок в Нижегородской Мещёре-Тумботино, получивший статус в 1938 году. Населённый пункт возник на месте древнего бортного мордовского ухожья, получивший своё название сначала от имени первопоселенца - Тулбутино; позже название было связано с фамилией владельца Тумболинова, и лишь в конце XVI века селение получило свое нынешнее название - Тумботино, впервые упоминаемое в писцовых книгах в 1580 году как пустошь с 12 дворовыми местами. По переписи 1621-1623 гг., это была крупная деревня с 32 дворами и более чем 70 жителями, которые занимались бортничеством, охотой, рубкой строевых деревьев с дальнейшей их обработкой и продажей, а также добычей кричного железа и древесного угля. На исходе XIX в. в Тумботине насчитывалось 1222 человека. В 1884 году в селе была основана фабрика Родионова. На рубеже XVIII-XIX вв. здесь возводится каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в формах сельского провинцильного классицизма. Благовещенская церковь принадлежит к одному из самых распространённых в России типов храмов, в основе которого - восьмерик на высоком четверике. Вот что говорится в краткой исторической ведомости от 1904 года, хранящейся в Центральном архиве Нижегородской области: " Построена тщанием прихожан в 1800 году. Зданием каменная с таковою колокольней, крепка; в зимнее время мало поместительная. Вокруг церкви возведена железная ограда на каменном цоколе, взамен ветхой деревянной. При церкви есть деревянная сторожка. Престолов в ней три: 1-й - центральный (летний) - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, 2-ой (зимний) - на правой стороне - во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и третий - на левой стороне - во имя Преподобных Отцов Зосимы и Савватия, - Соловецких чудотворцев. Утвари достаточно. Причта по штату 1885 года: священник, диакон и псаломщик. Земли при сей церкви - усадебной 1 десятина 800 саженей, сенокосной 3 десятины и пахотной 32 десятины 484 сажени. Приписных церквей нет. Библиотеки нет. В приходе братств и попечительств нет. Прихожан означенной церкви мужского пола 1718 человек, женского - 1947 человек " .

http://sobory.ru/article/?object=29138

В юности М. познакомился с И. Г. Усовым (см. Иннокентий (Усов) ) и Уральским еп. Арсением (Швецовым) . Вместе со старшим братом М. рано вступил «на путь начетничества»: «Василию не было еще полных 18 лет, а Феодор был и того моложе - 16 лет, когда они уже сражались на миссионерских состязаниях сначала в родном своем городе Новозыбкове (Черниговской губернии), а потом во всех посадах знаменитого Стародубья» ( Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 486). В янв. 1893 г. М. провел беседу с православным свящ. Алексием Елеонским (Беседа Мельниковых с миссионером о. Алексеем Елеонским//Старообр. вестн. Климовцы, 1905. 7. С. 434-440; 8. С. 493-520). В том же году М. участвовал в беседе с измаильским миссионером Ф. С. Воловеем, затем там же в Измаиле - с прот. Ксенофонтом Крючковым, после чего Кишинёвским окружным судом М. был приговорен к 4 дням тюремного заключения. В 1895 г. он снова был привлечен к уголовной ответственности, уже в Новозыбкове; чтобы избежать наказания, скрылся в Румынии. В 1896 г. в г. Брэила М. организовал выпуск газ. «Слово правды», посвященной положению старообрядчества в России. В июне 1897 г. М. был задержан в Измаиле, провел в заключении 9 месяцев. Василий Мельников, арестованный за хранение и распространение газ. «Слово правды», также был в тюрьме ок. 9 месяцев, дело было прекращено, но Василию пришлось провести ок. года в заключении в одном из скитов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В авг. 1903 г. на Нижегородской ярмарке М. участвовал в беседе с беспоповским начетчиком А. А. Коноваловым, 17 дек. 1906 г. провел диспут с миссионером Валерианом Цветковым (стенограмма: О божественном посланничестве митр. Амвросия//Слово правды. 1906. 3. С. 2-3; 1907. 1. С. 2-3; 2. С. 2; 10. С. 2-3; 13. С. 2-3; 14. С. 2). На рубеже XIX и XX вв. сочинения М. в защиту старообрядчества вышли гектографированными изданиями: «Ответы о Церкви Христовой и о присоединении к ней митрополита Амвросия» (Б-ка редких книг и рукописей Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ. Инв. 2998, 4-я ч.; Инв. 3000. 3-я ч.); «Письмо в газету «Русский листок»» (РГБ. Ф. 579. 381. 12. Л. 198 об.- 202); «Беседа... с наставником нетовского толка А. А. Коноваловым (слепцом) о старообрядческой Белокриницкой иерархии на Нижегородской ярмарке 14 авг. 1903 г.». [Н. Новг., 1904]. Собственную тактику собеседований М. характеризовал как «наступательную»: «Мельниковы разработали и новые вопросы, которые старыми начетчиками не ставились: о цезарепапизме господствующей церкви, о синодском строе, о бессоборности никонианской церкви, об ее внутреннем разложении и т. п. Требовали они на беседах равноправия и ведения бесед речами - по очереди, не перебивая друг друга. Редкие миссионеры соглашались на такие условия... Беседы затягивались на долгие часы - по 10-12 часов» ( Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 487).

http://pravenc.ru/text/2562954.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010