Кроме булл и бреве, существует еще такой вид папских законов, как «regulae cancellariae apostolicae» (правила апостольской канцелярии). Это инструкции, которые новый папа издает для центральных церковных учреждений - для папской курии. До XV века они издавались заново с началом каждого нового понтификата, но с тех пор вошло в обычай при восшествии на престол нового папы публиковать от его имени и прежние правила. От булл, бреве и правил апостольской канцелярии отличаются literae apostolicae simplices (простые апостолические документы), издаваемые от имени папы папскими учреждениями. С XVI столетия публикация папских законов через прибитие к дверям Ватиканской и Латеранской базилик их текстов считается состоявшейся urbi et orbi (городу и миру), если в самих законах нет на этот счет оговорок. В новое время все папские акты, разумеется, стали публиковать в официальных печатных изданиях. Постановления западных, так называемых Вселенских, Соборов, как и 7 подлинных Вселенских Соборов, римо-католиками рассматриваются тоже как одна из особо торжественных форм папского законодательства. В западных сборниках законодательные акты Соборов помещаются под именами тех пап, при которых эти Соборы состоялись. Помимо так называемого VIII Вселенского Собора, созванного в Константинополе в 869 г.. Римская Церковь насчитывает еще несколько Вселенских Соборов: четыре Латеранских (1123, 1139, 1179, 1215 гг.); два Лионских (1245 и 1274 гг.) - на втором Лионском Соборе состоялась неудачная уния с Восточной Церковью; она была отвергнута православными; реформационные Соборы XV века: Пизанский (1409 г.), Констанцский (1414-1418 гг.), Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признает «Вселенским,» Ферраро-Флорентийский (1439 г.) - для некоторых канонистов Запада - продолжение Базельского; этот Собор вошел в историю как новая неудачная уния; V Латеранский (1516-1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к «Вселенским»; Тридентский (1545-1563 гг.); I Ватиканский (1869-1870 гг.) и II Ватиканский Собор (1959-1965 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/432377/

Напротив, широко известные по печатным изданиям тексты при включении в свод подвергались сокращению, порой значительному, так что они представляют собой в ряде случаев новые редакции, не имеющие, впрочем, особого научного значения. Опубликованными источниками «Алфавита...» послужили «Книга житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало) ) (обтекаемо называемая старообрядческим книжником «печатными Минеями Четьими»), Пролог, Киево-Печерский патерик (все без указаний на издания), а также, вероятно, одно из московских изданий «Святцев с летописью» - 1646 или 1648 г. (нельзя, впрочем, исключить полностью, что мог привлекаться и рукописный экземпляр этого месяцеслова, снабженного краткими историческими сведениями). Из рукописных книг составитель специально отмечает сентябрьский том Великих Четьих-Миней. Судя по характеру сведений, можно отметить также использование «Книги, нарицаемой о российских святых» и Иконописного подлинника Сводной редакции. И. К. сообщает в предисловии, что он использовал также некие книги «именитых Строгановых» и «древнего князя Пронского», не конкретизируя, о чем именно идет речь. В датировке жизни святых, не имеющих Житий, И. К. находится в сильной зависимости от ненадежных источников, в первую очередь от «Книги, нарицаемой о российских святых», где в датах кончины святых часто недописаны цифры десятков и единиц (см.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 189-190). Примерами значительного отклонения «Алфавита...» от реальных дат, нуждающимися в специальном объяснении, являются отнесение кончины умершего в 1654 г. К-польского патриарха св. Афанасия III Пателлария Лубенского чудотворца, к 1438 (6946) г. и сообщение о его участии в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг. Своду предпослано обширное «предисловие, или предуведомление» И. К.- самостоятельное историко-богословское сочинение, посвященное предыстории и истории христианства, Церкви и святости на Руси. Изложение начинается с апостольских времен, в связи с чем упоминается приход на Русь ап.

http://pravenc.ru/text/578344.html

По своей близости к великокняжескому, а затем и царскому двору Чудов монастырь не имел себе равных среди обителей Москвы. Здесь приняли таинства святого крещения сыновья Ивана IV Грозного царевичи Иван и Федор, а также его дочь царевна Евдокия. В 1629 г. здесь крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича патриарх Филарет. В 1672 г. патриарх Питирим (1672–1673) крестил в Чудовом монастыре будущего императора Петра I. В обители, основанной святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1818 г. принял крещение будущий царь-освободитель Александр II. Нередко в своей истории Чудов монастырь служил «узилищем» для противников Церкви и государства, и для тех, кого впоследствии оправдал суд Божий и суд потомков, а также для тех, кто оказался за тюремными засовами по причине своей верности Церкви и Отечеству. В числе чудовских узников были известный своей ревностной борьбой с ересью жидовствующих, архипастырь и поборник просвещения святитель Геннадий, архиепископ Новгородский († 1504, память его совершается 4/17 декабря), до поставлення на кафедру бывший чудовским архимандритом, и отправленный в заточение в 1441 г. за свою измену православию на Ферраро-Флорентийском Соборе митрополит Исидор – последний грек на кафедре русских первосвятителей. В XVI веке в Чудовом монастыре в заточении находились князь В.И. Патрикеев Косой и архиепископ Новгородский Феофил. А в Смутное время сведенного с престола царя Василия Шуйского здесь постригли в монахи. Кстати, по одной версии, которую можно считать наиболее распространенной в отечественной историографии, из Чудова монастыря происходил Лжедмитрий I, который был здесь иеродиаконом. В Чудовом монастыре стяжал страдальческий венец священномученик Ермоген, патриарх Московский († 1612, память его совершается 17 февраля/2 марта, 12/25 мая). Заключенный в одной из келий обители, он был уморен здесь голодом польско-литовскими интервентами и изменниками из числа русских бояр. Чудов монастырь стал в 1913 г. одним из центров торжеств по прославлению святителя Ермогена в лике святых Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=45847

При Великой церкви она упоминается впервые в 1283 г. В 1328 г. император Андроник III прибавляет к имени хартофилака эпитет великий, и очень возможно, что экклезиархи получают такое же отличие примерно в это же время. Ко времени Сиропула шесть или семь высших патриарших чиновников относились к числу ставрофоров, т. е. носящих крест, как патриаршие архонты нередко и упоминаются в «Воспоминаниях». Также в 1437 г. Сиропул стал одним из коллегии «вселенских судей ромеев», следуя в этом за своим отцом, который также занимал в свое время эту должность 12 . Эта должность была одним из предлогов, на основании которого Сиропул пытался остаться в Константинополе и не ехать в Италию. Он пытался просить о ходатайстве перед императором Луку Нотару: «Нотара доложил об этом императору и добавил с благовидным предлогом, что «необходимо, чтобы здесь действовал всеобщий суд. А он остановится, если сей уйдет, так как мы не имеем, кого другого оставить, равного ему. Те, кто вокруг него, имеют мало знания для того, чтобы судить " " 13 . Тем не менее, император решил, что квалификация Сиропула больше пригодится в Италии, а в качестве судьи его заменит кто-то другой. Что касается архонтов – как императорских, так и патриарших (к которым относился и Сиропул), – то для них поездка на Собор была «рабочей командировкой» чиновников, поскольку они должны были сопровождать свое начальство, выполняя техническую работу и не принимая непосредственного участия в дискуссиях. В самом Константинополе их постоянная близость к высшему начальству давала им, конечно же, определенную степень влияния на события. Но поскольку в Ферраре и Флоренции основные решения принимал император, а не Патриарх, то соответственно и роль патриаршего окружения делалась менее значимой. В IV части «Воспоминаний» Сиропул так говорит об этом: «Здесь я хочу рассказать и о положении нашего чина. Первые архонты Великой церкви, ставрофоры, принимали участие и в заседаниях, и в обсуждениях и собраниях, чтобы всегда быть близко к Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии десять лет своей жизни. Немало трудов по благоустроению академии приложил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) , чей мемориальный кабинет поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе Церкви», — сказал митрополит Иларион. Он посвятил докторскую лекцию светлой памяти митрополита Никодима. В своем выступлении, посвященном теме межправославного сотрудничества в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви, митрополит Иларион рассказал об истории предсоборного процесса и о том, чего следует ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится. «С темой подготовки Святого и Великого Собора подчас связаны различные недоумения, а порой и прямые спекуляции в определенных кругах. Некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва Собора. Существуют интернет-сайты, где размещается дезинформация по различным аспектам, связанным с предсоборным процессом. Приводятся цитаты из высказываний святых отцов, прозвучавших некогда по другим поводам и произвольно вырванных из контекста. Те же приемы используются и в анонимных листовках, распространяемых порой в наших храмах, — в них перспектива созыва Собора рассматривается как нечто устрашающее. Иногда даже встречаются призывы вовсе отказаться от общения с другими Поместными Церквами. Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет " антихристовым " , потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами», — отметил владыка. Он засвидетельствовал, что «подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их практикует, исторических фактов и церковной традиции». Лектор заверил всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений Семи Вселенских Соборов: «Этот Собор не отменит постов, не введет женатый епископат, не разрешит второбрачие духовенства, не признает власть Римского папы над Православной Церковью, не подпишет унию с католиками — одним словом, не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые " защитники Православия " , проявляющие ревность не по разуму. Если же что-либо противное духу и букве Семи Вселенских Соборов, противное многовековому Преданию Православной Церкви — упаси Бог — произойдет на этом Соборе, Русская Церковь его не признает и не примет, как это было с Ферраро-Флорентийским Собором 1441 года. Впрочем, я полагаю, что и другие Поместные Православные Церкви в таком случае не признают подобный Собор».

http://patriarchia.ru/db/text/1663969.ht...

также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает продюсер, театральный режиссер, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков //Фома. - — май 2019.  - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл . На литургии мы не вспоминаем Тайную Вечерю — мы в ней участвуем. Из проповеди в Великий Четверг после литургии в Храме Христа Спасителя, 5 апреля 2018 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов//Фома. - — май 2019. - С.34-35. - (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Именины: Марк. [Инфографика]. Значение имени : Марк – латинское имя, предположительно происходит от названия месяца марта, посвященного римскому богу войны Марсу; Апостол и евангелист Марк.  День памяти: 8 мая: Житие Апостола и евангелиста Марка, ученика апостола Петра.   Подготовил Игорь Цуканов ;   Другие святые и известные люди с именем Марк :  Преподобный Марк  Подвижник (IV в. - начало V в.) - один из важнейших аскетических писателей православного Востока, прожил более ста лет. Святитель Марк Ефесский (1392-1444) — главный защитник православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов; Марк Твен (1835-1910) — американский писатель, автор знаменитых книг: «Приключения Тома Сойера»,  «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» и др.   Марк Захаров — знаменитый российский кино- и театральный деятель, художественный руководитель театра «Ленком»; [ И нтересные факты ]; Ил.: «Евангелист святой Марк». Деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225; Лев апостола Марка на пьяцца делле Эрбе в Вероне, обл. Венеция, Италия; Собор Сан-Марко, Венеция; Митрополит Сурожский Антоний (рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином). Фото//Фома. - – май 2019. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Где скрываются богатства православного прихода . Священник Алексей Гугливатый , настоятель Спасо-Преображенской единоверческой общины г. Куровское и единоверческого храма св. Петра митрополита д. Авсюнино Московской области рассказывает о своих прихожанах - деревенских старожилах, бабушках, повидавших жизнь и знающих настоящую ее ценность.  Подготовил Владимир Басенков .   Фото Владимира Ештокина//Фома. - — май 2019. - С.38-39. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Таким образом, представления об установлении свт. Филофеем триодной памяти свт. Григория Паламы не имеют подтверждения в источниках, в то время как авторство свт. Филофея для канонов и ряда других песнопений ноябрьской службы свт. Григорию Паламе и почитание им 14 ноября как дня смерти святителя (свт. Филофей пишет, что свт. Григорий Палама почил на следующий день после памяти свт. Иоанна Златоуста, то есть 14 ноября; см.: PG. 151. Col. 635) — несомненны. Но, если выбор 14 ноября как дня памяти свт. Григория Паламы очевиден, причины установления триодной памяти святителя менее ясны. Для их выяснения можно прибегнуть к свидетельству главного гимнографического текста триодного последования свт. Григория Паламы — канона. Имя Георгий в акростихе богородичнов, присутствующее в этом каноне, характерно для многих канонов авторства гимнографа IX в. Георгия, поэтому можно предположить, что комплект богородичнов был заимствован из одного из них; однако среди опубликованных канонов Георгия эти богородичны не встречаются. С другой стороны, те факты, что канон был создан около середины XV в.; что имя Георгий носил в миру один из самых известных православных богословов того времени — патриарх К-польский Геннадий II Схоларий; что свт. Марк Эфесский, оказавший большое влияние на будущего патриарха Геннадия, известен как автор нескольких песнопений в честь свт. Григория Паламы; что сам Геннадий II Схоларий написал канон свт. Григорию Паламе с акростихом «Схоларий» в богородичнах, привели диак. Василия Волудакиса к выводу об авторстве Геннадия Схолария (еще до принятия им монашества) также и для триодного канона свт. Григорию Паламе (Idem. S. 40). Можно высказать и дальнейшее предположение — что само установление памяти свт. Григория Паламы в неделю, следующую за неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию и имело целью подчеркнуть отказ Православной Церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском Соборе унии с католичеством и других соблазнов того времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

1971. P. 568-570). В апр. 1443 г. в Иерусалиме состоялся антиуниат. Собор, в котором приняли участие 3 вост. патриарха - Филофей Александрийский, Иоаким Иерусалимский и Дорофей I Антиохийский. Аутентичность ороса этого Собора ставилась учеными под сомнение ( Gill. 1959. P. 354). Из него следует, что М. обвиняли в «разбойничьем» захвате К-польской кафедры и во вмешательстве в юрисдикцию восточных патриархов (Orientalium documenta minora. 1953. P. 68-72). В 1443 г. М. вновь потребовал от императора более решительного проведения в жизнь униат. политики, и Иоанн VIII был вынужден объявить о созыве поместного Собора, который должен был окончательно утвердить унию. Было отведено 15 дней на подготовку к Собору, но еще до завершения срока, 1 авг. 1443 г., М. внезапно скончался, и Собор так и не состоялся. Сиропул увидел в этом совпадении действие Божественного провидения, не попустившего окончательного утверждения Флорентийской унии ( Laurent. 1971. P. 570-574). Несмотря на униатскую позицию М., патриарх Геннадий II Схоларий признавал его последним законным патриархом, занимавшим престол до падения К-поля от рук османов (1453). Сменивший М. униат Григорий III Мамма законным патриархом не считался, поскольку бежал в Рим ( Georges (Gennadios) Scholarios. 1935. P. 510). По словам Схолария, М. раскаялся перед смертью, но, будучи окружен латинянами, не смог принести покаяние открыто (Ibid. 1930. P. 194). Ист.: Georges (Gennadios) Scholarios. Œuvres complétes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 194; 1935. Vol. 4. P. 510; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Epistolae pontificiae ad concilium Florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. R., 1946. Vol. 3: Epistolae pontificiae de ultimis actis concilii Florentini annis 1440-1445 et de rebus post concilium gestis annis 1446-1453; Orientalium documenta minora/Ed. G. Hofmann. R., 1953; Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini/Ed. J. Gill. R., 1953; Laurent V. Les «Mémoires» du grand ecclésiarque de l " Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). P., 1971; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 632; 1977. Bd. 2. S. 458; Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439): В 12 ч./Пер. с греч.: диак. А. Занемонец. СПб., 2010. Лит.: PLP, N 18069; Λμπρος Σ. Μιχαλ Καλοφρενς κα Μητροφνης Β//ΝΕ. 1904. Τ. 1. Σ. 43-56; Τωμαδκης Ν. Μιχαλ Καλοφρενς Κρς, Μητροφνης Β κα πρς τν νωσιν τς Θλωρεντας ντθεσις τν Κρητν//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 110-144; Hunger H. Zwei byzantinische Urkunden der Späten Palaiologenzeit aus der Österreichischen Nationalbibliothek (Suppl. gr. 143 und 144)//BZ. 1955. Bd. 48. N 2. S. 297-308; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 1134; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 9. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563450.html

Более глубокое богословское образование Петр Ивер получил в Константинополе. Несколько позднее, когда он отправился со своим учителем Митридатом в Иерусалим, там он, по принятии монашества, основал «Грузинский монастырь» в Вифлееме. Также благодаря свт. Петру, была устроена грузинская церковь в монастыре св. Екатерины на Синае. В течение многих столетий, в монастыре св. Екатерины грузинский язык являлся вторым богослужебным языком. По гипотезе грузинского (и советского) философа и историка Шалвы Нуцубидзе, а также бельгийского историка Эрнеста Хонигмана, Петр Ивер является автором знаменитых сочинений, подписанных именем Дионисия Ареопагита. Вот такой высокий уровень был задан грузинскими богословами вскоре после принятия Иверией христианства. В результате войн с арабами в VII и VIII веках, а также непростых отношений с Византией и Хазарией, в Грузии наступил период упадка. Лишь только в конце X – начале XI веков началось объединение грузинских царств в одно государство. Дело объединения Грузии завершил царь Давид IV Строитель, отвоевавший все земли у турок-сельджуков, и перенесший столицу в Тбилиси. При царе Давиде Строителе были устроены духовные академии в Икалто и Гелати. Инициатором устроения академий был духовник царя прп. Арсен Икалтолийский. Его сподвижником являлся грузинский философ Иоанэ Петрици. Есть основания полагать, что, в первую очередь духовное строительство, связанное с устроением национальных грузинских академий, предопределило и культурный расцвет при царице Тамаре, и духовную стойкость грузинского народа, как в период завоеваний со стороны мусульманских Персии и Турции, так и во время утверждения ересей латинства и протестантизма. Характерно, что присутствовавшие на Ферраро-Флорентийском соборе представители Грузии – митрополит Григол и посол царя Александра I Великого, наотрез отказались подписывать унию. Митрополиту Григолу даже пришлось скрываться, переодевшись в рясу обычного монаха, и изображать из себя юродивого, чтобы не быть схваченным и брошенным в темницу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/gr...

В начале XIII века Абу-Салих писал: " Этот монастырь владеет многими вкладами и землями в Египте. Он окружен высокой укрепленной стеной. В нем живет много монахов. Внутри его стен находится большой сад, в котором растут пальмы, яблоки, груши, гранаты и другие деревья, также выращиваются овощи. В монастыре есть три источника, вода из которых течет круглый год, и служит для нужд монахов и орошения сада. Один феддан земли занимает виноградник, плоды которого удовлетворяют потребности всего монастыря. Говорят, что число деревьев в саду достигает одной тысячи… Подобного ему нет среди других египетских монастырей " . В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Неизвестно, затронула ли в XIV веке монастырь преподобного Антония эпидемия чумы, превратившая Нитрийские монастыри в пустыню. В 1439 году игум. монастыря Иоанн представлял Коптскую церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). Игумен прибыл во Флоренцию уже после завершения работы собора, когда греческая делегация покинула Флоренцию. Тем не менее, был подписан документ, провозглашавший унию между римо-католической и коптской церквями, не имевший, однако реальных последствий. О разорении монастыря в конце XV века сохранились противоречивые сведения. Согласно одной версии, монахи прибегали к помощи бедуинов, которые работали в монастыре в качестве садовников, рабочих, и др. В 1454 году (по другим данным, в 1484 или в 1493 г.г.) бедуины в одну из ночей убили монахов и завладели монастырем. В церкви преподобного Антония они устроили кухню, причем для растопки печей использовали рукописи из монастырской библиотеки. Другую историю в 1850 году рассказал архимандриту Порфирию (Успенскому) игумен монастыря Дауд (Давид). " 350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течение 70-ти лет оставался в запустении. Но патриарх Гавриил VII принудил нитрийских монахов обновить его и поселиться в нем, напомнив им, что они — духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем и процветал молитвами великого угодника Божия " . На вопрос о. Порфирия, что послужило причиной запустения монастыря, настоятель ответил: " Его разорили грехи. Диавол внушил монахам делать тайно золото; и они накупили рабов, и с помощью их занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвили, а обитель разорили " .

http://sobory.ru/article/?object=22005

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010