1642 г. л. 604 и след. изд. 1698 г. л. 484 об. и след. 140 Крауз (R. E. II, 937) и Гах (431) считают древнейшим памятником этого рода изображение на таблетке национал. библ. в Париже 9384, рис. у Рого де Флери L’Evang. pl. VII, 3); но это есть недоразумение: в рисунке Рого де Флери ясно видны два веретена в левой руке Богоматери, что указывает на приражение иных преданий, помимо текста Евангелия. Древность памятника определяется различно: по Р. де Флери IX в.; по Краузу и Гаху V–VII. 143 Фототипический снимок клобука в изд. гр. П.С. Уваровой; каталог ризницы Спасо-Преобр. монастыря табл. 15–16; но благовещения не видно. Клобук, по мнению гр. М.В. Толстого , относится к концу XVI в. (святыни и древн. Ростова 37), а по мнению гр. Уваровой, более вероятному, ко второй полов. XVII в. (Катал. стр. 21–22). 155 Рукоп. пролог Соф. библ. XVI в. 1340. Слово Андр. Крит. Migne S. gr. t. XCVII col. 882–914. Григ. Чуд. Ibid. t. X, col. 1177. 156 25 марта стих. творен. Иоанна монаха: стих. Андр. Иерус.; седален по 3-й каф.; стих. самогласны; тропарь 6-й песни и др. 172 Cum in annunciatione Virginis parvulum puerum formatum scilicet Jesum (faciunt) mitti in uterum Virginis, quasi non esset de substantia Virginis corpus ejus assumptum. Molanus de historia S. Imag. I. II, c. XIII. 174 Памятники: Lacroix, Les arts au moyen âge, tig. 386, p. 499 (по сокращ. изд.); ср. Revue de l’art chr. 1888, I, pl. II. Kraus Anfänge d. chr. Kunst. 216. Bock, Gesch. der liturg. Gewänder I, Taf. VI. Eckl Die Madonna S. 107. Cahier Caracteristiques des saints t. I, p. 4(?). Cloquet Elm d’iconogr. chr. p. 349. 175 Revue de l’art chr. 1888, I, p. 16: текст и рисунки. Ст. эта переведена с немецкого (Verein für Nassauische Alterthumskunde); ее автор – Шнейдер, переводчик И. Гельбиг. 176 Изъяснитель памятника Шнейдер читает beata (ibid. p. 22); но буква, которой начинается это слово, имеет совершенно те же очертания, что и конечные буквы в первых словах hortus, conclusus, а потому мы читаем sancta. Кстати заметить, что на изданной таблице год реставрации поставлен 1617, а в тексте – 1627 (p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Иеродиакона Галактиона Печерского. Иеродиакона Акакия ярославца. Иеродиакона Ионафана свенского казначея, Иеродиакона Феофила черниговского. Иеродиакона Игната Сухотина. Иеродиакона Варлаама Филиповича. Иеродиакона Сосипатра интролегатора. Иеродиакона Паисиа Пескуновского. Род иеродиакона Терентиа свенского монастыря. Род иеродиакона Филорета. Род монаха, Маркиана. Род иеродиакона Августалия. Поминания по статьям монахов: монаха келаря свенского. Монаха свенского Иринарха просфорника. Монаха свенского Елладиа. Монаха свенского Илариа. Монаха Иоанна Алоторцова. Монаха Силвестра Антоновича. Монаху Арефи Неболсина. Монаха Сергия Косова. Монаха Варлаама, выходца с турок. Монаха Филарета Махаринского. Монаха свенского Александра. Монаха свенского Белоколоши, Монаха Исаакия Лаврешевича. Монаха Ионы москвитина. Монаха Дамиана крилошенина. Монаха Киприана святогорца. Монаха Иринарха Иудина. Монаха Иосифа понамаря. Монаха, Питирима. Монаха Варлаама Ефинмова. Монаха Леонида. Монаха Исмаила. Монаха Мелетиа Феодотова. Монаха Дамиана Солодииа. Монаха Леонтиа смолянина. Монаха Варлама болховитина. Поминанья по статьям монахинь: Флоровского киевского монастыря игумении Магдалины Мокиевской. Монастыря Шумеровского игуменьи Таисии, да Аркадии Аршиневской. Брянского монастыря, монахини Таисии Курского монастыря монахини Александри. Богословского киевского монастыря монахини Макарии Флоровского киевского монастыря игумении Феодоры Смаржевской. Волховского монастыря монахини Агафии Хамкиной. Род Федота Родивонова сына Морозова (1798 года). Род орловского купца Феодора Лепяшева. Род карачевца Калошин. Род деревни Журав... дворового человека Ульяна Аксёнова. Род карачевского купца Василия Сафронтиева. Поминания по родам протоиереев, иереев: Род государева духовника протопопа Стефана Вонифатиевича. Род Благовещенского прототпопа Лукиана Курилова. Род брянского протопопа Леонтия. Род брянского протопопа Алексиа Иванова. Род почепского протопопа Иоанна Белявского. Род архангельского иереа Василия, да диакона Михаила, Власовых детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

3. АФВМ. 73031. Рукопись монаха Иосифа. Стихи. 1894 г. (продолжение). 4. АФВМ. 7302. Рукопись монаха Иосифа. О покаянии и девстве и др. 1894 г. 5. АФВМ. 7304. Рукопись монаха Иосифа. Выписки из творений свв. Отцов и стихи. 1896 г. 6. АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. 7. АФВМ. 7306. Рукопись монаха Иосифа. 1901 г. 8. АФВМ. 7307. Рукопись монаха Иосифа. 1902 г. 9. АФВМ. 7305. Рукопись монаха Иосифа. 1902—1904 гг. 10. АФВМ. 7308. Рукопись монаха Иосифа. 1903—1906 гг. 11. АФВМ. 7309. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Спеши в объятия покаяния. 1905—1906 гг. 12. АФВМ. 8115. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Кончина схимонаха Авеля и др. 1906 г. 13. АФВМ. 7339. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. 1907 г. 14. АФВМ. 8279. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Ищи утешения в Господе и др. 1910 г. 15. АФВМ. 82791. Рукопись монаха Иосифа. 1911—1912 гг. 16. АФВМ. 8087. Рукопись монаха Иосифа. Мир Твой даждь нам, Сыне Божий. 1912 г. 17. АФВМ. Без номера. Рукопись монаха Иосифа. Сборник. Времена небывалых в истории войн многомиллионных армий европейских и прочих народов, в которые пролито море человеческой крови, поливает землю не без воли Божией. 1915 г. 18. АФВМ. 8088. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 19. АФВМ. 80881. Рукопись монаха Иосифа. 1916 г. 20. АФВМ. 7314. Рукопись монаха Иосифа. 1916—1917 гг. О любви монаха Иосифа к книге говорит также иером. Сергий (Иртель), составитель краткого Валаамского патерика (См. Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20). Архив Казанского скита в Калифорнии. Валамский патерик /Сост. Сергий (Иртель), иером. Рукопись. Л. 20. Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: Воспоминания //Русский паломник. 2. 1990. С. 112—113. Иеромонах Иоасаф (в миру Иван Шабалин), из мещан города Вятки. Духовник Валаамского монастыря. Скончался 11 июня 1905 года. Погребен на старом братском кладбище. Сам монах Иосиф пишет о нем как своем духовнике в следующем дневнике: АФВМ. 8081. Рукопись монаха Иосифа. 1897—1900 гг. Л. 330.

http://bogoslov.ru/article/1091817

Неделя Пятидесятницы или день св. Троицы (л. 60 оборот). В неделю Пятидесятницы на утрене по псалмах и по Бог Господь поют кафисму одну, и поётся седален праздника и чтется слово Богослова о Пятидесятнице; по сем степенны и прокимен, глас 4: Дух Твой благий; стих: Господи, услыши молитву; Всякое дыханье; евангелие от Иоанна. Сущу позде, потом 50 псалом, а Воскресение Христово не поётся; поются два канона, глас 7 и глас 4, которых ирмосы и стихи поются по дважды; по 3-й песни седален праздника, а по 6-й кондак, глас 8; на Хвалите Господа уставляют стихов 6 и поются 3 стихиры по дважды, глас 4: Преславная днесь и той подобныя («том. под.») две; на Слава, И ныне первая (стихира); на стиховне «самоглас.» 3 стихиры 1 гласа: Пятьдесятницу празднуим, Вся подает Дух Святый, Языки иноплеменны; на Слава, И ныне (поют) первую (стихиру); поются же стихи не по обычаю, но сначала: Сердце чисто созижди во мне, Боже, потом: Не отверзи мене от лица; они же говорятся и на стиховне в предшествующий вечер субботний. А на божественной литургии поются антифоны: 1 (антифон): Небеса поведают 1504 славу Божию, Молитвами Богородицы; стих 2: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь; стих 3: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум; стих 4: Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их; Слава, И ныне: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Антифон 2, псалом 19: Услышит тя Господь в день печали, Спаси ны, Сыне Божий и Утешителю благий, поющия Ти аллилуия; стих 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит 1505 тя имя Бога Иаковля, Спаси нас Сыне; стих 3: Послет 1506 ти помощь от святого и от Сиона заступит 1507 тя, спаси ны, Сыне; стих 4: Помянет 1508 всяку жертву твою и всесожжение 1509 твое тучно буди; Слава, И ныне: Единородный Сыне. Антифон 3, псалом 20: Господи, силою Твоею возвеселится царь; тропарь: Благословен еси, Христе; (стих) 2: Господи, силой Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело, Благословен; стих 3: Желание сердца его дал еси ему и хотения устну его неси лишил его; стих 4: Яко предварил еси его благословением благостынным, положили еси на главе его венец от камене честна,... Благословен. Вход. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него,... Благословен еси, Христе, Боже наш; на Слава, И ныне кондак: Егда сшед, и потом: Елицы во Христа крестистеся; прокимен, глас 8: Во всю землю; стих: Небеса поведают; стих 2: День дни отрыгает; апостол от Деяний: Внегда скончашася дние; аллилуй, глас 1: Словесем Господним; стих: С небеси призре; евангелие от Иоанна: В последний день великий; причастен: Дух Твой благий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

г. по сем поминается игумен и братия и глаголют Господи помилуй. В ι. таж опущение» (рукоп. 330, л. 14 об.). Здесь 11 , как видим, ни слова не говорится о пении великого славословия, а тем более о пении 12 «Святый Боже», которое, по этому краткому изложению устава, очевидно, следует после стихир на стиховне, и именно после тропаря: «Благо есть». За подобное понимание настоящего места говорит между прочим и описание подобного же выноса креста на утрени в день Воздвижения Господня, 14 сентября, в том же самом памятнике. Вот это описание 13 : «На хвалите Господа стихира не поются, но на стиховне стихир. поются в октаи крест на глас и. Вознесеся на крест. Иже в едеме раи. Мосеова пали. на слава и ныне. егда же насажение Креста Твоего. и поют на таковых стихирах. яже на вечерни и на стиховне реченая стиха. по Святый Боже и абие начинают петь Крестови Твоему покланя. предлагаетжеся убо Честный Крест пред олтарем и покланяются ему. внегда же Честному Кресту покланяются и целуют. поют стихира. самоглас глас. Б. Придите вернии и ины доскончания целования и наконьци коегаждо стихиры поют. Крестови Твоему, Господи. по скончании же целования ектения от диакона бывши, больши рекут Господи помилуй р и абие отпустит» (л. 77). Итак, вопреки желанию нашего автора, ни одно из указанных им мест не говорит за него. По-видимому, для него более благоприятно другое, не указанное им место в другой рукописи 1398 года 333. Здесь служба на Воздвижение описывается следующим образом: «По слава в вышних. Святый Боже рекше абие починают петь Кресту Твоему покланяемся» (л. 6 об.). Но благоприятному для г. Мансветова толкованию мешает то весьма важное обстоятельство, что в том же самом памятнике и тот же самый обряд, но в Неделю крестопоклонную описывается совершенно согласно с приведенными выше извлечениями из богослужебных памятников 333, л. 102). Очевидно, мы имеем здесь дело лишь с неточным изложением порядка утренней службы на 14 сентября, и едва ли даже не сделанное под влиянием уже в ту пору начинавшего получать права гражданства в богослужебной практике Церковного Устава иерусалимской отрасли 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подобен: Дом Евфрафов: Днесь Спаситель,/яко Младенец принесен бысть/в церковь Господню,/и руками престарелыми/старец Того подъемлет. В сей день Спаситель, как младенец/принесен был в храм Господень,/и руками старческими/старец Его принимает. Стих: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему, с миром. Угль, проявлейся, Божественному Исаии, – Христос,/яко клещами,/руками Богородицы/ныне старцу дается. Уголь, прежде показанный/божественному Исаии – Христос,/как клещами руками Богородицы/ныне старцу дается. Стих: Свет во откровение языков/и славу людей Твоих Израиля. Страхом же и радостию/на руках Владыку/Симеон держа,/живота прошаше разрешения,/поя Богоматерь. Со страхом и радостью/во объятиях держа Владыку,/Симеон просил об избавлении от жизни земной,/воспевая Богоматерь. Слава, и ныне, глас и подобен тойже: Слава, и ныне, Богородичен, глас и подобен тот же Приими, о Симеоне,/Всечистая вопияше,/во объятия яко Младенца/Господа славы/и мира спасение. “Принимай, о Симеон”,/– Всечистая взывала, –/“во объятия как младенца/Господа славы и мира Спасение!” Тропарь, глас 1: Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение. Тропарь, глас 1 Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Таже, ектениа малая. И отпуст. Также ектения и отпуст. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж, 1й антифон. На Господи, воззвах: поем стихиры на 8, глас 1й самоглас-ны. Германа Патриарха: НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах: стихиры самогласные на 8, глас 1, Патриарха Германа. Глаголи, Симеоне,/Кого нося на руку в церкви радуешися?/Кому зовеши и вопиеши:/ныне свободихся, видех бо Спаса моего?/Сей есть от Девы рождейся,/Сей есть от Бога Бог Слово,/воплотивыйся нас ради и спасый человека,/Тому поклонимся. (3)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Груз. ркп. Типикона XIII b., как выше замечено, указывает на литии стихиры тех святых, в храм которых направляется лития; отсюда, может быть, и вообще требование Типикона петь на литии стихиру храма; стихир указывается несколько (не одна) для каждого храма на глас дня; в притворе главного храма после них — Слава и ныне: Богородичен; греч. ркп. и печ. изд.: «поем самогласен иже в обители (το κατ μονς) Святаго на глас дня — Слава и ныне Богородичен» [ 491 ]. В древнейших XIV b. слав. ркп. Тип.: «начинаем самоглас (др. ркп.: самогласники) святого, егоже церковь, противу настоящаго гласа в охтаи (Октоихе) (ркп. XV b.: + «аще имать», т. е., должно быть, если есть у святого стихиры такого гласа, а если нет, то другого гласа), поют и прочил самогласники Святаго егоже церковь, Слава и ныне стихира Благовещению гл. 8: Веселитеся небеса»; вместо курсива ркп. XV b.: «и по свершении стихир Слава и ныне Богородичен»; ркп. XVI b.: «поем стихиры святому, емуже храм, на глас дню, аще имать; и по свершении стихир слава ныне Богородичен» [ 492 ]. Старообр. уст.: «и поем стихиру святому, емуже есть храм; таже стихиры Павла Аморрейскаго или святому, аще имать — и по свершении стихир, слава святому, аще имать святый, или утрение стиховны славу поем (т. е. славу можно взять из стиховных стихир святому на утрене, так как вечерняя стиховная поется в качестве первой литийной стихиры?), аще ли несть, Слава и ныне Богородичен; аще ли храм Христов или Богородицы, Слава и ныне храму» [ 493 ]. Литийные молитвы За стихирами на литии следует моление, названное «молитвами» (Служебник; Типикон так называет первую его часть: Спаси Боже), но являющееся по строю ектенией из 5 прошений с возгласом. Ектения эта в своих прошениях обширнее даже сугубой ектении и полнее великой. Начинается она с общего прошения словами Пс. 27, 9: «Спаси (Боже) люди Твоя и благослови достояние Твое» за весь народ (λαν — «люди»), как удел (κληρονομαν, «достояние») Божий, и за весь мир Божий с присоединением, однако, особой просьбы за православных христиан («возвыси рог» — дай им преимущество пред другими для блага мира же), при этом тотчас, в начале ектении (не в конце, как на великой ектении) представляются Богу в качестве ходатаев все святые, подвигается к молитве вся Церковь, и торжествующая— с подробным указанием ликов святых и поименованием важнейших (в противоположность общей ссылке на такое ходатайство в великой ектении), именно: Богоматери, Креста, Ангелов, Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и храмового святого. Такое же прошение, кроме вечерней литии, произносится на праздничной и великопостной утрене пред каноном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Эту же мысль высказывают блаженный Феодорит (Бл. Феодорит. Толкование на книгу Бытия. Хр. Чт. 1843. Ч. 3. С. 352), святой Ефрем Сирин ( Ефрем Сирин , прп. Слова против исследования существа Божия. Хр. Чт. 1838. Ч. 1, С. 39) и отчасти святой Григорий Богослов ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 2. Слово 22 о мире. Изд. третье. Ч. 2. С. 181–183). Другие святые отцы полагали отображение Святой Троицы или в уме, воле и памяти человека (свт. Амвросий) (Макарий, еп. Винницкий. Том 2. СПб., 1854. С. 141. (Цит. по: Православному Догмат. Богословию)), или в разуме, слове и духе его (свт. Димитрий Ростовский ) ( Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Ч. 1. С. 62. «Розыск...» (Цит. по: Православному Догмат. Богословию м. Макария)). Образ Божий, заключающийся в душе человека, по разъяснению святых отцов, выражается и во вне, именно в царственном положении человека на земле. Исходным для этой мысли у святых отцов служили слова Самого Создателя, Который, сотворив человека, сказал: И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверей, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли ( Быт.1:26 ). Находя прямое основание в Откровении этой стороне образа Божия в человеке, святые отцы неоднократно останавливали на ней своё внимание. Прежде всего, её отразил в своих стихирах святой Иоанн Дамаскин . «Почел еси образом Твоим рук Твоих, Слове, создание, – говорится в одной из них, – живописав бо в вещественном зраце умнаго существа подобие, его же и причастника мя поставил еси, положив на земли начальствовати тварем самовластием» (Вторая стихира 6 гл. самоглас. на погребение священников). Слова: «И да обладает, показывают, – замечает святитель Григорий Нисский , – что где власть обладания, там и образ Божий» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 309). Больше других отцов видит образ Божий во владычестве человека святой Иоанн Златоуст . В таком смысле он и объясняет библейские слова «по образу» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 6. СПб., 1900. С. 845), «да обладает» (Там же. С. 788), и, наконец, говорит, что сама душа дарована человеку бессмертной потому, чтобы он постоянно «имел власть над всем видимым» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. СПб., 1898. Т. 4. Б. 21 на кн. Бытия. С. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

преподобный Ефрем Сирин 7. СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–60) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но «в чрево вмещается и афедроном исходит» ( Мф. 15, 17 ). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его. 7. Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же, который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет паутинную ткань. 8. Мужественный монах крестом Христовым избегает дьявольских сетей. 9. Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством и самоугодием). 10. Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми делами. Упражнение монаха – благочинные помыслы. Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы. 11. Возделывание монаха – добрая душа, приносящая плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает от плода ее. 12. Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо заграждает для них Царство Небесное. 13. Добрый дар монаху – девство, которое с Илией на колеснице возносит его на небо. Сила девства – воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою. 14. Слезы, проливаемые из очей – древо жизни возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах соберет добрые плоды. 15. Монах, который всем разглашает о даре своем, возбуждает омерзение, – и услышит от Господа: «ты уже восприял мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). А кто стыдится рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010