Прор. Илия. Икона. 1-я четв. XVIII в. (Троицкий мон-рь в Муроме) (МИХМ) Прор. Илия. Икона. 1-я четв. XVIII в. (Троицкий мон-рь в Муроме) (МИХМ) В различных редакциях Иерусалимского устава , как в древних, так и в современных, память И. отмечается 20 июля. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, содержащейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 225-226), последование И. соединяется со службой Октоиха: на «Господи, воззвах» стихиры И. поются на 6, отпустительный тропарь и кондак И. те же, что и в Типиконах студийской традиции, на утрене исполняются каноны Октоиха и И. (на 6), И. назначаются стихиры на хвалитех, в качестве славников на стиховне вечерни и утрени выступают самогласны И.; указания для литургии помещены под 14 июня (пам. прор. Елисея). Такой же устав службы И. зафиксирован в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 20 июля отмечено знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); предлагаются 2 варианта совершения службы И.: в 1-м - соединяются последования И. и Октоиха, служба имеет праздничное окончание; во 2-м - в честь И. совершается всенощное бдение (бденная служба И. встречается уже в рукописных слав. Минеях XVI в. (напр., РГБ. Троиц. 580, 1509 г.)). В издании Типикона 1633 г. был оставлен только 1-й вариант совершения службы И., причем без праздничного окончания. В издании 1641 г. вновь были помещены оба варианта. В этих изданиях 20 июля также отмечалось знаком . В исправленном издании 1682 г., к к-рому восходят совр. слав. богослужебные книги, 1-й вариант службы И. был отмечен знаком  (см.: Там же), а 2-й вариант - . Последование И., помещенное в совр. богослужебных книгах, содержит: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο νσαρκος γγελος (      ); кондак 2-го гласа Προφτα κα προπτα (      ); канон авторства Иоанна монаха 2-го гласа с акростихом Αν χορεων Ηλιο τ θαματα (Восхвалю, ликуя, Илии чудеса; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны), ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αιδειν προρημνοι (    ); в греч. Минее также помещен канон И. авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Νμοις μκαρ μοι θεαν Ηλιο χριν. Ιωσφ (Подай, блаженне, мне божественную Илии благодать. Иосифов), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Νενεκρωμνην τν ψυχν μου (Умершую душу мою); в слав. Минее также содержится канон И. 8-го гласа с акростихом «Пою хвалу великому Илии», ирмос:     нач.:     (этот канон представляет собой редкий образец слав. гимнографического творчества, посвященного ветхозаветному пророку; по всей видимости, канон составлен Пахомием Логофетом; см.: Спасский. Рус. литург. творчество. С. 125-126, СККДР. Вып. 2 ч. 2. С. 168); 3 цикла стихир-подобнов; 2 цикла самогласнов; неск. седальнов; светилен.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Пророка, и мученика, и Спасителя Крестившего,/придите, люди, восхвалим:/ибо бегая от мipa, он в пустыне водворялся,/дикий мед и акриды вкушая,/ и царя беззаконие творившего обличил;/наше же малодушие утешал, возглашая:/«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Слава, глас 5, Иоанна монаха: Обличения беззаконного деяния/избежать замыслив, Ирод/главу твою, Предтеча,/беззаконной жене предает по своему непостоянству,/ибо не уразумел несчастный,/что себя выставляет на позор,/ позволив носить ее на блюде./Но как чистоты деятельный учитель/и покаяния наставник спасительный,/ходатайствуй, Креститель Христов,/об избавлении нас от страстей бесчестных. И ныне, глас тот же: Воспойте, люди, Матери Бога нашего, воспойте,/ибо Она в сей день предает всесветлую душу Свою/в пречистые руки от Нее без семени Воплотившегося,/Которого и молит непрестанно/даровать вселенной мир/и великую милость. На стиховне стихиры самогласные, глас 2 Покаяния проповедник, Иоанн Креститель,/отсечением главы твоей/землю ты освятил,/ибо закон Божий верным изъяснил/и беззаконие истребил./Как предстоящий престолу Небесного Царя Христа,/моли Его помиловать души наши. Стих: Праведник как пальма расцветёт,/как кедр, что на Ливане, преумножится. Пс 91:13 За Закон Господень/главу тебе отсекли,/о всесвятой Иоанн!/Ты царя нечестивого, беззаконие совершившего/обличил с дерзновением непорочным./Потому удивляются тебе воинства Ангелов,/славят тебя сонмы Апостолов и мучеников./Чтим и мы твою ежегодную память, всеславный,/прославляя Святую Троицу,/увенчавшую тебя, Предтеча блаженный. Стих: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Пс 63:11 От пророка рожденный пророк/и большим всех пророков ставший,/от чрева матери освященный на служение Господу,/в сей день беззаконным царем был обезглавлен,/и непристойно плясавшую девицу/ясно и до отсечения главы и по отсечении обличив,/посрамил полчище греха./И потому мы взываем: «Креститель Иоанн,/как имеющий дерзновение,/усердно моли о душах наших!» Слава, глас 8: Предтеча Спасителя! Ты царя обличал,/ убеждая его беззакония не делать./Вот почему беззаконной жены игра/побудила Ирода отсечь твою главу;/но из–за того от востока солнца до запада/восхваляется имя твое./Дерзновение имеющий пред Господом,/усердно моли о спасении душ наших!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Отец благоизволи,/Слово плоть бысть,/и Дева роди Бога вочеловечшася;/звезда возвещает, волсви покланяются,/пастырие чудятся, и тварь радуется.   Слава, глас 6. Германово: Егда время еже на землю пришествия Твоего/первое написание вселенней бысть,/тогда восхотел еси человеков написати имена,/верующих Рождеству Твоему./Сего ради таковое повеление от кесаря возгласися,/вечнаго бо Твоего Царствия безначальное/Рождеством Твоим обновися./Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия/православнаго богатства Богословия,/яко Богу и Спасу душ наших. И ныне, глас 2 Иоанна монаха: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный  начинается,/и Слово воплощается;/силы Небесныя радуются,/и земля с человеки веселится;/волсви Владыце дары приносят,/пастырие Рожденному дивятся./Мы же непрестанно вопием:/слава в Вышних Богу, и на земли мир,/в человецех благоволение.   Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника и ектении.   Светилен Посетил нас с высоты Спаситель наш,/прежде солнца восшедшее Светило;/и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину,/ибо от Девы родился Господь. (3) На «хвалите» стихиры самогласные на 4, глас 4, Андрея Иерусалимского Веселитесь праведные, небеса, радуйтесь;/играйте горы, ибо родился Христос!/Восседает Дева, Херувимам подобная,/нося на лоне Бога – Слово воплощенное./Пастухи Рожденного славят,/волхвы Владыке дары приносят./Ангелы возглашают хвалу:/«Непостижимый Господи, слава Тебе!»   Богородица-Дева, родившая Спасителя,/Ты древнее проклятие Евы упразднила,/ибо стала Матерью по благоволению Отца,/нося в лоне Бога – Слово воплощенное./Невозможно это таинство исследовать,/только верою его все мы славим,/восклицая с Тобою и возглашая:/«Неизъяснимый Господи, слава Тебе!» Придите, воспоем Матерь Спасителя,/после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой:/«Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, –/Христос, в Него вселившись, совершил спасение»/С Гавриилом воспеваем Тебя,/с пастухами славим, восклицая:/«Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя/о нашем спасении!»

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

Тогда Ирод, увидев, что он осмеян волхвами, разгневался весьма и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда исполнилось сказанное Иеремией пророком, который говорит: «Глас в Раме был слышен, плач, и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет она утешиться, потому что их нет». Когда же скончался Ирод, вот, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». И он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует над Иудеей вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, удалился в пределы Галилейские. И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем. Мф 2:13–23 Причастен: Хвалите Господа: Другой: Радуйтесь праведные: ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ 1 января НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На «Господи, воззвах:» стихиры на 4, глас 3, самогласные: Германа: Христа, источник жизни, вселив в душу твою/чистою твоею жизнью, священноявленный Василий,/ты источил вселенной учений благочестивых реки,/из которых орошаясь, верный церковный народ/плод уст, исповедующих благодать, приносит/Прославляющему память твою во век века. Излившееся на тебя Mvpo благодати,/помазало тебя священнодействовать Евангелие Царства Небесного,/Василий богоявленный./Ибо, сделавшись Христовым благоуханием,/ты ароматом познания Его вселенную исполнил./Потому, голоса служителей твоих принимая благосклонно,/испроси нам, чтущим тебя, великую милость. Византийца: Святительским одеянием облачен,/поборник Троицы Василий,/предстал ты судейскому седалищу,/опасности за веру подвергаясь./И, подвижническое сопротивление показав,/гнев посрамил епарха, дерзкого силою нечестия/и угрожавшего истязанием немилосердным./Ты же с готовностью это избрал,/и, мучеником став произволением,/венцом победы был увенчан от Христа,/имеющего великую милость. Слава, глас 2, Иоанна монаха: Изучив всего существующего естество/и усмотрев во всем непостоянство,/Одного обрел ты непоколебимого:/ Того, Кто по природе выше всякого естества, Создателя всего./К Нему и еще более простершись,/и вожделение к не существующему отвергнув,/ходатайствуй, чтобы и нам достигнуть божественной любви,/преосвященный Василий. И ныне: праздника. На стиховне стихиры, глас Подобен: Дом Евфрафов: Храмом будучи всесветлым/трисолнечной зари,/ты озаряешь души/питающихся/словами твоими, Василий. Стих: Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего – разум. Пс 48:4 Труба с Небес/– звук гласа твоего, Василий,/и огонь, которым сожигаются/все еретические учения. Стих: Уста праведного изрекут премудрость,/и язык его возвестит суд. Пс 36:30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Воцарившася над страстьми терпением,/Христос тя прият, Симеоне богоносе,/Своему общника Царству:/тем тя песньми почитаем. Целебней благодати сподобився/от некрадомых Духа сокровищ, богоносе Симеоне,/исцеления подаеши торжествующим память твою. Возшед, преподобне, небеснаго течения на добродетельный воздух,/страданьми препоясан, возлетев к скиниям небесным,/моли спастися душам нашим. Богородичен: Купина, горящая огнем и неопаляема, явилася еси, о Владычице,/заченши безсеменно Бога и Спаса мира,/Егоже непрестанно величаем. Катавасия: Таин еси, Богородице, рай,/невозделанно возрастивший Христа,/Имже крестное живоносное на земли насадися Древо./Тем, ныне возносиму,//покланяющеся Ему, Тя величаем. Другий ирмос: Снедию древа роду прибывшая смерть/Крестом упразднися днесь,/ибо праматерняя всеродная клятва разрушися Прозябением/Чистыя Богоматере,//Юже вся Силы Небесныя величают. Светилен индикта. Подобен: Учеником: Боже богов и Господи,/триипостасное Естество,/Неприступне, Присносущне, Несозданне/и всех Содетелю, Вседержителю,/Тебе припадаем вси и Тя молим:/настоящее лето сие яко Благ благословив,/сохрани в мире вся люди Твоя, Щедре. Слава, преподобнаго. Подобен тойже: Якоже светило, преподобне,/светоносное твое житие облиставшее/просвети подсолнечную всю чудес лучами./Столпом бо, отче, возшел еси, яко лествицею, к Богу,/идеже всех желаний, Симеоне,/конечное истинно восприятие есть,/о нас моляся, чествующих Тя, блаженно. И ныне, индикта. Подобен той же: Содетелю и Правителю всея твари сый,/времена и лета положив в Твоей власти,/летний круг, благословеньми, Щедре, благости венчай,/в мире сохраняя Твоя люди невредны и целы, молимся,/молитвами Рождшия Тя и Божественных Ангел. На хвалитех стихиры самогласны индикта, на 4. Глас 3. Иоанна монаха: Превечное Слово Отчее,/Иже во образе Божии сый/и составивый тварь из не сущаго во еже быти,/времена и лета в Своей власти положивый,/благослови венец лета благости Твоея,/даруя мир церквам Твоим/и победы православным христианом,/благоплодие же земли и нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, подчиняйтесь со всяким страхом господам – не только добрым и снисходительным, но и суровым. Ибо это благодать, если кто по совести ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо какая слава, если вы терпите, подвергаясь ударам за проступки? Но, если делая добро и страдая, терпите, это благодать пред Богом. Ибо на то вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по стопам Его: Он греха не сотворил и не нашлось лукавства в устах Его; злословимый, Он не злословил в ответ; страдая не угрожал, но предавал то Судящему праведно; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, чтобы мы, избавившись от грехов, жили для праведности. 1 Петр 2:11–24 Стихиры на литии, самогласные, глас 2 Андрея Иерусалимского: Приди же ко мне в сей день,/верных прекрасное собрание,/вместе радостно составляя хор,/благодати избранных ткачей – Петра и Павла/подобающими хвалами увенчаем,/ибо они, щедро всем посеяв слово,/тем и благодать Духа преумножили;/и, будучи побегами истинной Виноградной Лозы,/гроздь зрелую для нас возрастили,/веселящую сердца наши./Возгласим же к ним,/с открытым лицом и чистой совестью возглашая:/«Радуйтесь, избавители от неразумных дел/и служители совершаемого в разуме!/Радуйтесь, Творца и Промыслителя всего избранники любезные!/Радуйтесь, податели благ и прогонители замыслов коварных!»/Их будем умолять, да ходатайствуют всегда/пред Создателем своим и Учителем/мир прочный мipy даровать/и душам нашим великую милость. Арсения: Учеников Христовых и основания Церкви,/истинные столпы и подножия/и трубы Богодухновенные Христовых учений и страданий,/верховных Петра и Павла,/мы и весь мip, как защитников своих восхвалим:/ведь они, пройдя все пространство земли,/как плугом, посеяли веру/и всем источили Богопознание,/учение о Троице являя./О Петр, камень и основание,/и Павел, сосуд избранный!/Вы – вместе запряженные волы Христовы,/всех привлекли к Богопознанию:/народы, города и острова,/и Евреев снова ко Христу возвели,/и ходатайствуют о спасении душ наших. Германа: Петр, глава славных Апостолов, камень веры,/и Павел чудный, Святых Церквей оратор и светило!/Божественному престолу предстоя,/о нас перед Христом ходатайствуйте. Павел, уста Господни, догматов основание,/некогда – гонитель Иисуса Спасителя,/но ныне сам ставший первопрестольным среди Апостолов, блаженный./Потому неизреченное ты увидел, мудрый,/взойдя до третьего неба, и взывал:/«Придите со мною, и не лишимся благ!» Глас 3. Иоанна монаха: Вышнего Иерусалима граждане:/камень веры, оратор Церкви Христовой,/двоица Троицы, мipa уловители/в сей день, оставив то, что на земле,/в подвиге отошли к Богу/и ходатайствуют Ему со дерзновением/о спасении душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Канон с запевом «Упокой (или покой), Господи, душу раба Твоего». Выпускать чтение тропарей канона и ограничиваться только пением запевов нежелательно. Непременно следует читать седален: «Воистину суета всяческая». По VI-й песни канона малая ектенья и пение «Со святыми упокой» и икоса «Сам един еси бессмертен» (полностью). Большое значение имеют (стихиры «самогласны» Иоанна Монаха, первую из них «Кая житейская сладость» и последнюю «Плачу и рыдаю» ни в коем случае выпускать не следует, в них изображается скоротечность жизни и тленность земных благ. «Блаженны» – изречения Господа о разных видах блаженства можно исполнять следующим образом: заповеди – поются хором, а тропари читает священник. Прокимен. Апостол. Евангелие. (Стих прокимена следует дополнить словами: «Боже, Боже мой, да не премолчиши от мене». Прощальная или разрешительная молитва (см. приложение 3). В это время, а не раньше, надо гасить свечи в руках. Пение стихир «Придите, последнее целование» и других на ряду. Прощание с усопшим (см. приложение 4) Трисвятое по Отче наш. «Со духи праведных». Ектенья об упокоении. Отпуст. Провозглашение и пение «Вечной памяти». Предание земле со словами «Господня земля...» (см. приложение 5). Возливание елея, если усопший был соборован (петь в это время «аллилуйя» нет основания). Закрытие гроба крышкой. Проводы до дверей храма. Приложения. 1. Гроб в храме. Священник при выносе умершего из дома бывает редко, чаще ему приходится встречать усопшего в церковном притворе, где совершается лития. Крышка гроба и венки оставляются вне храма или в притворе, вносить их в храм не надо. При внесении гроба в храм его обычно полагают посреди церкви. В некоторых храмах для покойников есть прекрасные катафалки, украшенные резьбой и бронзировкой, возвышающиеся на одну-две ступеньки. Этот помост, на котором будут торжественно провожать в последний путь дорогого умершего, венчать его добродетельную жизнь. Очень же часто бывает, что церковная администрация «не подготовлена» должным образом, не продумывает детали своего служения в храме, не вносит своей доли в красоту церковную. Нередко гроб кладут на табуретки, козлы, носилки или скамейки. Со стороны глядя, впечатление остается убогое и несоответствующее величию церковного погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Пророки Захария и Даниил. Икона. 60-70-е гг. XVI в. (ЯИАМЗ) Пророки Захария и Даниил. Икона. 60-70-е гг. XVI в. (ЯИАМЗ) Последование Д., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 2-го гласа Μεγλα τ τς πστεως κατορθματα (      ), общий для Д. и 3 отроков; кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» Καθαρθεσα Πνεματι καθαρ σου καρδα (          ); кондак 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, общий для Д. и 3 отроков, Χειργραφον εκνα μ σεβασθντες (        ; иногда этот кондак трактуется как относящийся только к 3 отрокам); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Феофана, с акростихом Σοφν Δανιλ σμασιν περιστφω (        ), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Στερ εεργτα το παντς τν γαθν ατιος (          ); 2 самогласна, цикл из 3 стихир-подобнов; светилен. В греч. печатной Минее присутствуют также 2 цикла стихир-подобнов (по слав. рукописям известен один из них). В рукописях встречаются др. каноны Д.: канон Д. и 3 отроков 1-го гласа, творение Мефодия, с длинным акростихом, образованным не по одной, а по неск. начальным буквам тропарей канона (нач.: Θοινιχθεημεν χελη γεσει τν θεων - Мы обагрили губы вкусом божественных), ирмос: Εσωσε λαν θαυματουργν δεσπτης (        ), нач.: Θς πνεμα πατροπροβλτως βλσαν (Свет, просиявший Отчеисходно Дух Христов); канон Д. и 3 отроков 4-го гласа с акростихом Υμνοις Δανιλ τν προφτην δοξσω. Ιωσφ (Песнями Даниила пророка прославлю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Υμνοντα τν νδοξον κα φωταυγ σου πανγυριν (Поющего славный и световодящий твой праздник); канон предпразднства Рождества Христова, Д. и 3 отроков плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, с именем Георгий в богородичнах, ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Η προαστρπτουσα αγλη τς το Χριστο π γς λεσεως (Предсияющее сияние Христова на землю пришествия) (AHG. T. 4. P. 342-361, 385-394). А. А. Лукашевич Почитание в Византии Д. посвящено неск. богословских и агиографических текстов визант. авторов (BHG, N 484v-488n). Основные сочинения: Комментарии на Книгу пророка Даниила Феодорита Кирского (BHG, N 484v), Житие Д., составленное Дорофеем (BHG, N 484w), Житие Д., приписываемое свт. Афанасию I Великому, патриарху Александрийскому (BHG, N 484z), комментарии на Книгу пророка Даниила прп. Симеона Метафраста (BHG, N 485; PG. 115. Col. 372-404), Слово прп. Ефрема Сирина (BHG, N 486), Слово, приписываемое свт. Кириллу, архиеп. Александрийскому (BHG, N 487), Слово Евстафия Солунского (BHG, N 488), Слово Михаила Монаха (Студита) (BHG, N 488a), Похвальное слово Никиты Пафлагона (BHG, N 488b), Слово Астерия Амасийского (BHG, N 488c), 3 Слова свт. Иоанна Златоуста, патриарха К-польского (BHG, N 488f; Ibid. N 488i - 488k), Слово Германа II, патриарха К-польского (BHG, N 488g), Гомилия Нила, патриарха К-польского (BHG, N 488h), Слово о Д. и Аввакуме прп. Симеона Нового Богослова (BHG, N 488m).

http://pravenc.ru/text/171183.html

(т. е. 1 Тим 2. 1-7 и Лк 4. 16-22а; см. также синодальный указ от 18 июля 1763 г.). В издании «Книги молебных пений» 1779 г. чина молебна на 1 янв. еще нет, но в издании 1789 г. он уже присутствует. В основе его, в соответствии с указами имп. Петра I и Святейшего Синода, лежит чин обычного благодарственного молебна, но он дополнен тропарем, апостольским и евангельским чтениями из службы Н. 1 сент., а также особыми прошениями на ектениях и молитвой (к-рая явно представляет собой переделку самогласна Иоанна Монаха из хвалитных стихир 1 сент.). В отпусте чина упоминается праздник Обрезания Господня, т. к. в синодальную эпоху в России использовался юлианский календарь. Вопрос о приведении этого, составленного чересчур формально, чина в соответствие более традиционным богослужебным последованиям, с использованием канона и иных текстов из службы Н. 1 сент., поднимался на заседании Поместного Собора Российской Церкви 30 нояб. 1917 г., но никаких решений на этот счет принято не было. В наст. время в РПЦ широко распространена практика совершать 1 янв. - но не по юлианскому, а по григорианскому календарю! - новогодний молебен согласно чину синодальной эпохи, вопреки задумке его авторов, предполагавших, что Новый год будет праздноваться в день Обрезания Господня (к-рый в советское время в результате получил наименование «старого Нового года», но к-рый новогодним молебном уже не сопровождается). При этом не отменена и минейная служба 1 сент., совершаемая по юлианскому календарю (т. е., с т. н. народной т. зр., вечером 13 и утром 14 сент.). Постепенно набирает популярность обычай служить в ночь под 1 янв. - опять-таки по григорианскому, а не по юлианскому календарю! - Божественную литургию, начинающуюся в полночь (богослужебный устав определяет такое начало литургии только для величайших праздников: прежде всего Пасхи и Рождества Христова). Т. о., фактически Н. в РПЦ все более отождествляется с 1 янв. по н. ст., хотя сохраняется и память о визант. начале индикта 1 сент. по ст. ст., и о дореволюционном Н.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

греч. букв.: вид Везека греч. букв.: вид фарсиса Прокимен, псалом 126, глас 4: Прокимен, глас 4 Аще не Господь созиждет дом,/всуе трудишася зиждущии. Стих: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Если Господь не построит дома,/впустую потрудились строители. Стих: Если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Пс 126:1 И чтется Евангелие по предписанному чину. По чтении же, Скоро да предварят ны щедроты Твоя Господи: Трисвятое, с поклоны. По Отче наш: Кондак дне. Господи помилуй, 40. И прочее по обычаю, и отпуст. Ведомо же буди: яко Евангелие от Матфеа все чтется, подобне и от Марка, и от Луки: от Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до Ныне прославися Сын Человеческий: Чтется же тако в трех днех, сиречь, в Понедельник, во Вторник, в Среду: И совершается в Среду на 9м часе. Бывают же от Луки чтения три. Прочая же по два. Вкупе всех чтений девять, и вящше ничтоже. Девятый же час трех дней стихословия не имать, якоже речеся. Но по трипсалмии поется от учиненнаго монаха: Иже в девятый час: Слава, и ныне: Иже нас ради рождейся от Девы: И бывает чтение в Четвероевангелии: По немже глаголем: Не предаждь нас до конца: Трисвятое с поклоны. По Отче наш: Кондак дне. Во Царствии Твоем: И прочее последование, яко обычно. Глаголем же и кондак дне. Присовокупляем же и Вечерню. И читается Евангелие по предписанному чину. По чтении же: Скоро да встретит нас сострадание Твое, Господи: Трисвятое по Отче наш: Кондак дня. Господи помилуй, 40. И прочее по обычаю, и отпуст. Девятый же час во все три дня без кафизмы, но с чтением Четвероевангелия: После же читаем Не предай нас до конца: Трисвятое по Отче наш: Кондак дня. Во Царствии Твоем: И прочее последование, как обычно. И начинаем Вечерню. ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ВЕЧЕРА, ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ по предначинательном псалме обычное стихословие: Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах: На Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры самогласны дне 4 по дважды, а два по единожды, глас 1:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010