Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТРОНА Прмц. Матрона (Алексеева) (крайняя справа во 2-м ряду) среди новомучеников Новодевичьего мон-ря. Икона. Нач. XXI в. (Новодевичий мон-рь, Москва) Прмц. Матрона (Алексеева) (крайняя справа во 2-м ряду) среди новомучеников Новодевичьего мон-ря. Икона. Нач. XXI в. (Новодевичий мон-рь, Москва) (Алексеева Матрена (?) Яковлевна; 1862, дер. Замятино Зубцовского у. Тверской губ.- 1.04. 1938, Москва), прмц. (пам. 19 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. К нач. 20-х гг. ХХ в. была монахиней в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре . После закрытия обители в 1922 г. осталась проживать на территории мон-ря. К ней на квартиру часто приходили священники и монахини закрытого Новодевичьего мон-ря. В нач. дек. 1937 г. власти допросили свидетелей, к-рые в своих показаниях представили монахинь враждебно настроенными по отношению к советской власти, очень религиозными, поэтому часто собирающимися вместе для бесед. В ночь на 22 марта 1938 г. М. была арестована и заключена под стражу в 7-м отд-нии милиции Москвы по обвинению в том, что она была «враждебно настроена к Советской власти, собирала а[нти]/с[оветские] сборища на квартире». После ареста М. не была допрошена, поскольку состояние ее здоровья резко ухудшилось. ее перевели в больницу при Бутырской тюрьме, где она вскоре скончалась. Место погребения неизвестно. 1 окт. 2004 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. ПП19432. Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. т. 3. С. 41-42. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2562596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСЕЙ Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы " Собор Блорусских святых " . Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) († 23.10.1250, Лавришевский муж. мон-рь), прп. (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Лавришевский, основатель Лавришевского мужского монастыря . Житие Е. не сохранилось. В сер. XVII в. иезуит А. Коялович издал пересказ Жития святого, список к-рого хранился в Лавришевском мон-ре, с нач. XVII в. принадлежавшем униатам (текст был написан кириллицей). Согласно Житию в пересказе Кояловича, Е. был сыном литов. кн. Тройната (ум. в 1263), служил при дворе Миндовга (Литовский вел. князь в период ок. кон. 30-х гг. XIII в.- 1263). В 1225 г. Е., оставив язычество, принял правосл. крещение и поселился в монастыре. Спустя нек-рое время вместе с неизвестным по имени иноком он основал на собственные средства на р. Неман Лавришевский мон-рь, где позднее жил Литовский вел. кн. Войшелк . В ночь на 23 окт. 1250 г. Е. был убит юношей-слугой. В Житии содержатся анахронизмы, в частности, Е. был убит ранее, чем Войшелк принял монашество (1255). Имя Е. отсутствует в древнейших актах Лавришевского мон-ря посл. трети XIV - нач. XVI в., в месяцесловах, о Е. нет сведений в летописях. В белорус.-литов. летописях XVI в. содержится рассказ об основании Лавришевского мон-ря сыном Тройдена (20-е гг. XIII в.- 1282) Римунтом (Рымунтом, Рамултом), в правосл. крещении Василием или Лавром-Лаврентием (Лаврашем). Уже будучи монахом, Римунт-Лавраш-Василий участвовал в борьбе за литов. великокняжеский трон и победил св. кн. Довмонта , после чего, объявив о своем возвращении в мон-рь, передал престол князьям из рода Гедимина (ПСРЛ. Т. 32; 35 (по указ.)). Рассказ о Лавраше в этих источниках содержит многочисленные анахронизмы и обнаруживает сходство с биографией кн. Войшелка (в изложении Волынской летописи), что заставляет большинство исследователей считать Римунта-Лавраша-Василия лит. персонажем, к-рому как члену правящего рода офиц. летописание Литовского великого княжества приписывает санкции на передачу власти др. роду и в повествовании о к-ром отразилась память о кн. Войшелке. Не ранее XVIII в. возникла легенда о принятии Лаврашем пострига с именем Елисей, и т. о. он был отождествлен с Е. В позднейшей традиции основание Лавришевского мон-ря могло приписываться Войшелку, при этом считалось, что Лаврентий - его монашеское имя, по к-рому мон-рь назван Лавришевским (см.: Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 94). Почитание

http://pravenc.ru/text/189857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в дер. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. Первоначально муж. мон-рь, занимал территорию в 8 верстах от наст. местоположения, вверх по р. Выше (к XIX в. сохр. остатки фундаментов построек). Время основания неизвестно, в нач. XVII в. насельников притесняли местные жители. По челобитной строителя игум. Тихона (1625-1661) и по грамоте царицы-инокини Марфы (Романовой) в 1625 г. Успенская ц., кельи и «всякие хоромы» В. м. были перенесены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну (по преданию, пущенная братией по течению реки икона Божией Матери пристала именно в том месте). В кон. XVII в. В. м. пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Чернееву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1739 г. в В. м. проживали иером. Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в В. м. был переведен иером. Авраамий из Троицкого мон-ря «на устье реки Павловой» (см. ст. Рязанский во имя Св. Троицы мон-рь ). К сер. XVIII в. в В. м. находились деревянные Успенский храм, ц. во имя прп. Сергия Радонежского, кельи. На месте сгоревшей Успенской ц. (ок. 1754) был построен и игум. Василием освящен каменный храм (1761-1762), в к-ром в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Мон-рь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья не полагалось. В 1764 г. В. м. стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четв. земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 р. в год).

http://pravenc.ru/text/161125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871, г. Михайлов Рязанской губ.- 18.11.1937, Рязань), сщмч. (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), свящ. Из мещанской семьи. Родители отличались благочестием и воспитывали детей в правосл. духе. По окончании городского уч-ща Г., как и отец, стал кузнецом. Много читал, в особенности духовные книги. В 1893-1896 гг. служил в звании ефрейтора в 171-м полку в Варшаве. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., получил ранение, попал в плен, был освобожден; за проявленную в боях отвагу награжден Георгиевским крестом. После демобилизации в 1908 г. вернулся в родные места, арендовал кузницу в Печерниковых Выселках Михайловского у., а затем в с. Прилучи. 12 сент. 1918 г. на заседании Михайловского горсовета представлял беспартийных. Сщмч. Гавриил (Масленников). Икона. Нач. XXI в. Сщмч. Гавриил (Масленников). Икона. Нач. XXI в. В нач. 20-х гг. из-за ухудшения зрения оставил профессию кузнеца и принял решение стать священником. В 1923 г. в Рязани архиерею сдал экзамены на знание богослужения и Свящ. Писания, а также основных положений правосл. вероучения; был рукоположен во диакона к ц. Рождества Богородицы в с. Макове Михайловского у. В 1925 г. рукоположен во иерея к ц. Покрова Божией Матери в с. Самодуровка (ныне с. Солнечное) того же уезда. Пользовался авторитетом у прихожан. Сщмч. Гавриил Масленников. Рязанская тюрьма. Фотография. 1937 г. Сщмч. Гавриил Масленников. Рязанская тюрьма. Фотография. 1937 г. 11 марта 1931 г. по разнарядке ОГПУ арестован вместе с неск. верующими женщинами. На допросе 17 марта заявил, что «построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду», невозможно, «необходимо принимать любящих труд»; виновным себя не признал. 25 апр. 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ приговорен к 5 годам ИТЛ; лагерь заменен высылкой по этапу в Казахстан. В 1936 г. вернулся из ссылки. Служил в ц. Преображения Господня в с. Внукове (Хрущевские Выселки) Михайловского р-на.

http://pravenc.ru/text/161245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [лат. Daniel Bancorensis; валл. Deiniol] († 581), св. (пам. зап. 11 сент.), еп. Бангорский, основатель мон-рей в Уэльсе. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Св. Даниил, еп. Бангорский. Икона. Иконописец Э. Харт. Кон. XX - нач. XXI в. Д. упоминается в позднем (кон. XI в.) Житии св. Давида , покровителя Уэльса, составленном Ригивархом, как один из епископов, призывавших святого на церковный Собор ( Rhygyfarch. Vita Beati Dauid. 50). Житие Д. не сохранилось, оно легло в основу литургических чтений на день памяти святого (Legenda novem lectionum de S. Daniele episcopo Bangorensi; сохр. в 1 рукописи - Peniarth MS. 225 (1602). Р. 155. National Library of Wales, Cardiff). Житие, вероятно, было составлено в Юж. Уэльсе, в еп-стве Меневия (см. Сент-Дейвидс ). Там Д. подвизался как отшельник на горе, впосл. названной его именем, и совершил паломничество в Иерусалим. Согласно чтениям, святой был избран епископом Бангор-Ваура (ныне г. Бангор на берегу прол. Менай в Сев.-Зап. Уэльсе). О епископском служении Д. в чтениях нет сведений. Вероятно, Д. был 1-м епископом Бангор-Ваура, епископская кафедра учреждена им при содействии местного правителя Маэлгуна († 547). В X в. влияние кафедры значительно возросло. Бангорские епископы были духовниками и советниками валлийских правителей. По преданию, на к-рое опирались епископы Лландафа (Юж. Уэльс) в споре с епископами Бангор-Ваура, Д. был рукоположен св. Дувригом, 1-м еп. Лландафа. На этом основании Лландафская кафедра претендовала на юрисдикцию над Бангор-Вауром. До наст. времени в Бангоре сохранился собор в честь Д., воздвигнутый в XIII-XV вв. и перестроенный в 1870-1880 гг. по проекту викторианского архит. Дж. Скотта. По преданию, Д. также основал мон-рь Бангор (совр. сел. Бангор-ис-и-Койд, графство Рексем) на р. Ди в Сев.-Вост. Уэльсе. Беда Достопочтенный сообщает, что в нач. VII в. мон-рем управлял аббат Диноот; обитель славилась учеными мужами и большим числом насельников. Во время нападения нортумбрийского кор. Этельфрита на Честер (604) насельники мон-ря вышли, чтобы поддержать соплеменников постом и молитвой, но были перебиты англосаксами. Впосл. мон-рь пришел в упадок, на его месте была построена приходская церковь (1300). В 1699 г. храмовый праздник отмечался еще в день памяти Д., в наст. время церковь носит имя св. Диноота (валл. Динауд). В окрестностях сел. Бангор-ис-и-Койд сохранились св. места, связанные с именем Д. (напр., источник Д.- Ffynnon Daniel и др.).

http://pravenc.ru/text/171212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Сщмч. Иоанн Воронец. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Сщмч. Иоанн Воронец. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Васильевич Воронец (20.06.1864, мест. Холопеничи Борисовского у. Минской губ.- 19.08. 1937), сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых), прот. Из семьи священника. По окончании Минской ДС служил псаломщиком в церкви с. Скепиева Слуцкого у. Минской губ. В 1888 г. был рукоположен во иерея. С 1891 г. назначен настоятелем Троицкой ц. в мест. Смиловичи Игуменского у. Минской губ., затем в Георгиевской ц. в том же уезде. Пользовался авторитетом среди прихожан. В 1916-1917 гг. в мест. Смиловичи размещались тыловые воинские части, в которых И. окормлял солдат и офицеров. Награжден орденом св. Анны 2-й степени, возведен в сан протоиерея. В нач. 1930 г. арестован за проповеди, в которых возражал против экономической политики властей, называя ее «ограблением крестьян». 18 апр. 1930 г. приговорен к высылке в Чернигов сроком на год. По возвращении в Смиловичи служил настоятелем Георгиевской ц. И. неоднократно вызывали на допросы в НКВД, в основном по субботам и в дни больших церковных праздников, чтобы помешать ему служить на приходе. И. призывал верующих объединиться в борьбе за свои права и сохранить храм действующим, однако в 1935 г. Георгиевскую ц. закрыли. После закрытия храма И. совершал требы в домах прихожан. В 1937 г., во время Всесоюзной переписи населения, в частных беседах он говорил о необходимости указывать в анкетах вероисповедание, т. о. исповедуя Христа. 17 июля 1937 г. был арестован. На допросах никого не оговорил и виновным себя не признал. 19 авг. того же года казнен, погребен в безвестной могиле. 28 окт. 1999 г. постановлением Белорусского Синода канонизирован в лике местночтимых святых. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469079.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) Прп. Иоасаф Нижегородский. Икона. Нач. XXI в. (Печерский Вознесенский мон-рь в Н. Новгороде) († ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт.)» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

http://pravenc.ru/text/578040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.). Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).

http://pravenc.ru/text/1681251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кушеловский, Кошеловский), (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии), находится близ с. Кушелэука (Кушеловка) р-на Шолдэнешть (Шолданештского) в Республике Молдова. Основан как скит в 1790 (1786?) г. жительницей с. Котюжаны Марией Токаносовой (мон. Митродорой), происходившей из резешей (собственников этого земельного участка), на косогоре возле р. Чёрной, с др. сторон окружен лесом под названием Кошелевка. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Первоначально в скиту была одна деревянная оштукатуренная церковь. В 1841 г. (по др. источникам, в 1847) стараниями духовника архиерейского дома архим. Никандра и схим. Ирины (его сестры), начальницы скита, на месте деревянной была построена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы. В 80-х гг. XIX в. при церкви имелась колокольня на 4 столбах с 3 малыми колоколами. В 1855 г. по рук. начальницы скита схим. Елены был построен зимний храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Но к 1907 г. в качестве зимней упомянута ц. во имя Св. Троицы. В нач. XIX в. резеши сел Котюжаны-Мич и Котюжаны-Маре Сорокского у. Бессарабской губ. передали в дар скиту 50 фальчей (мера площади в Молдавском княжестве, равная 14,322 кв. м) земли. Самыми крупными жертвователями стали Георге Хыржеу и боярин Стрэжеску из Васкауц. В сер. XIX в. помимо пахотной земли скит владел и неск. садами, приносившими ежегодный доход 80 р. К 1851 г. в скиту проживали 40 сестер, в т. ч. 12 монахинь. 15 июня 1878 г. руководство Кишинёвской и Хотинской епархии постановило открыть при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., школы с приютами для 10 сирот из духовного сословия в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 800 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. В 1890 г. школа при К. м. получила название центральной; в ней бесплатно обучались 10 девочек. 25 авг. 1894 г. школы при монастырях были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета.

http://pravenc.ru/text/2458911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Собор Благовещения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. (Красноярской и Ачинской епархии Красноярской митрополии), находится в г. Красноярске. Основан решением Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. при Благовещенском соборе (1804-1823). Сооружение каменного Благовещенского храма на месте деревянной Покровской (Всехсвятской) ц. началось по грамоте архиеп. Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова-Лавровского) . С 1802 г. велась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести для постройки церкви. В расходной книге 1801-1808 гг. упоминаются енисейские мастера Г. Е. Бусыгин и А. Поспелов, получившие 30 р. за составление «планов». Контролировал возведение храма и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков. 3 нояб. 1804 г. состоялась закладка 3-престольного храма. В 1805 г. было начато возведение нижней теплой придельной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, которым руководил приглашенный из Иркутска мастер Иван Прохоров. В 1808 г., когда Благовещенская ц. была построена, работы приостановились. В 1811 г. строителем был выбран купец П. Ф. Ларионов. В нач. 1812 г. вместо Прохорова был приглашен мастер И. И. Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского в честь Преображения Господня монастыря . В кон. 1812 г. к нижней Благовещенской ц. (освящена 20 мая 1813) был определен свящ. И. М. Евтюгин. Первоначальный замысел о сооружении 2-этажной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова после 1801 г., после восшествия на престол имп. Александра I, был изменен. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Бусыгин и Поспелов дополнили здание 3-м этажом, где 25 авг. 1821 г. был торжественно освящен храм во имя блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора. Оригинальность архитектуры здания заключалась, в частности, в том, что алтарь придельной Александровской ц. в виде хоров выходил в подкупольное пространство Иоанно-Богословской ц., освященной 24 сент. 1823 г. на 2-м этаже. В 1829-1831 гг. красноярскими мастерами Е. Т. Ушаковым и Ф. М. Быкасовым вокруг храма была выстроена каменная ограда.

http://pravenc.ru/text/2458971.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010