Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в. (Удалов Иван Иванович; 5.04.1886, Уфа - 2.12.1937, Казань), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Чистопольский. Сын ремесленника-часовщика, ставшего впосл. купцом. Окончил в 1900 г. Уфимское ДУ, в 1906 г.- Уфимскую ДС. На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит). В 1906 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за соч. «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова ). В июле того же года Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Иоасаф в Богоявленском мон-ре г. Житомира и рукоположен во иерея. С 1 сент. 1910 г. преподаватель Житомирского пастырского уч-ща. С 3 окт. 1911 г. помощник инспектора КазДА. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского мон-ря. Строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митр. Ефрема . В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов, находившихся в Спасо-Преображенском мон-ре. На курсах 2 года обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, к-рые затем могли стать священниками. И. преподавал на курсах общую и рус. церковную историю. С 1915 г. заведующий Казанскими миссионерскими курсами, возведен в сан архимандрита; также был председателем курсовых Педагогического совета и Хозяйственного комитета. Возглавлял курсы до их закрытия в кон. 1917 г. В нач. сент. 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митр. Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский еп. сщмч. Анатолий (Грисюк ; впосл. митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , И. с 10 сент. фактически руководил епархией. 12 сент. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани преподобномучеников - иноков казанского Зилантова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 22 сент. кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт казанский Спасо-Преображенский мон-рь. И. организовал вывоз из мон-ря и кафедрального Благовещенского собора святынь - мощей святителей Гурия и Варсонофия и др. С возвращением в Казань 26 сент. в качестве временно управляющего Казанской епархией еп. Анатолия И. стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Глава I Исторический обзор трудов, касающихся литературной деятельности Иоанна Схоластика, как канониста. §1. I. Среди изданных впервые по II томе знаменитой Bibliotheca juris canonici veteris в 1661 году трудов, принадлежавших «insigniores juris canonici veteris collectores Graeci», находятся три сборника, автором которых ученый секретарь короля Генриха IV протестант Christophe Justel (1580 – 1649) 4 , а за ним и издатели его труда Gulielmus Voell 5 и Henri Justel 6 не задумались признать антиохийского пресвитера Иоанна Схоластика, бывшего впоследствии патриархом Константинопольским (565 – 577) 7 . Первый сборник (стр. 499 – 602) озаглавлен: Ιωννου πρεσβυτρου Αντιοχεας του α π σχολαστικω ν· ο τος συντττει του ς λους καννας ες ν ττλους. и у Justel называется Ioannis Antiocheni collectio canonum; состоит он из 1) предисловия (нач. Ο του μεγλου θεου ...), заканчивающийся перечнем использованных канонов под заглавием τξις τω ν καννων, 2) оглавления 50 титулов (под заглавием Ττλων κατστασις τη ς πραγματεας), за которым следуют 3) самые 50 титулов, где в каждом выписаны относящиеся к нему каноны целиком, однако, не всегда в порядке, намеченном предисловием. Второй сборник (стр. 603 – 660) 8 , называемый у Justel Ioannis Antiocheni nonocanon, озаглавлен: ωννου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως του σχολαστικου νομοκνων. затем подзаголовок (A­ ρχη τω ν ν ττλων или, по Cod. Ox., Ττλων κατστασις) и сразу идут 50 титулов, где в каждом на каноны сделаны только ссылки, но зато почти к каждому (за исключением 9 ) титулов IX, XII, XXIXXIII, XXIX, XXXI, XLIII, L) присоединены соответствующие государственные постановления о церковных делах ( Τα συν δοντα νμιμα), взятые обыкновенно из новелл и Кодекса Юстиниана и очень редко (в титулах XXXVI, XL, XLII, XLV, XLVI) из Дигест. Перед самым текстом законов титула I есть предисловие: Πρλογος α ττλου. ( Ες δξαν του μεγλου θεου ... θεομιμτως περισκοποσης.) В конце этого сборника есть приписка: Τλος τω ν ττλων τω ν συν δντων νομμων τοι ς κκλησιαστκοι ς κανσι τη ς νεαρα ς διατξεως.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Магутны Божа» – антихристианский и антинародный гимн БЧБ-революции Часть 1. Гимн католического Костела и БЧБ-революции 03.12.2020 2027 Время на чтение 13 минут Источник: Телескоп Именно так и есть: «Магутны божа» – антихристианский и антинародный гимн БЧБ-революции – революции, направленной в своей основе не против Александра Лукашенко и «неосоциалистического режима», а против Христианства, Православной Церкви, Белой Руси и единого целого мира Святой Руси. Более того, гимн «Магутны божа» вполне законно назвать и сатанинским, то есть (по сущности самого понятия ), – в отличие сатанистского, где зло воспевается прямо и открыто, – клеветническим, лукавый, в котором злой дух и злой умысел сознательно прикрываются благовидными словами и образами. И не просто благовидными, а даже благочестивыми – вплоть до имени Христова и Креста Господня. Ново ли это для нас? Не под именем ли Христовым и под Крестом регулярно с начала XIII века на русскую землю и, в первую очередь, на земли Белой, Западной Руси (не говоря уже про земли Византийской Империи, Ближнего Востока) вторгались «крестоносцы» под благовидным предлогом ее «христианского оцивилизовывания»? Но всегда за этими предлогами стояли цели захвата земель, порабощения населения и, наконец, обращения его в псевдохристианскую веру – от латинско-папистской ереси до современных форм постхристианства (в сер. XX в.) и антихристианства (в нач. XXI в.). Даже когда они с крестами на знаменах и броне напали на частично помраченный марксистским соблазном под красной пентаграммой русский народ в 1941 году, даже когда они пытаются вторгнуться на западнорусские земли так и не возвратившегося толком к Богу и в Церковь народа в наши дни – цели их неизменны. Собственно, во время такого вторжения нацистских крестоносцев в 1941-1944 гг. и в условиях зверской оккупации ими и родился гимн «Магутны божа». И большая беда состоит в том, что не только государственные чиновники и даже деятели культуры (в том числе и вполне включенные годами в государственную систему государства Александра Лукашенко), но даже ряд священнослужителей не способны отличить «крестоносцев» от «крестоходцев».

http://ruskline.ru/opp/2020/12/03/magutn...

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. 1814–1842 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. РПЦ, образована в 1672 г. В 1672-1799 гг. именовалась Нижегородская и Алатырская, в 1799-1932 гг.- Нижегородская и Арзамасская, в 1932-1990 гг.- Горьковская и Арзамасская, с 1990 г. имеет совр. название. С 15 марта 2012 г. входит в Нижегородскую митрополию и имеет совр. границы. Епархия включает городские округа: города Н. Новгород, Бор, Дзержинск, город обл. подчинения Арзамас, ЗАТО Саров, а также Арзамасский, Балахнинский, Кстовский, Богородский, Воскресенский и Дальнеконстантиновский районы Нижегородской области . Н. Новгород разделен на 8 благочиннических округов: Нижегородский, Автозаводский, Молитовский (Ленинский р-н города), Сормовский, Приокский, Канавинский, Московский, Нагорный (Советский р-н города). На территории Нижегородской обл. существует 9 благочиннических округов Н. и А. е.: г. Арзамаса, Арзамасского р-на, Балахнинский, Богородский, Борский, Воскресенский (городской округ г. Дзержинск), Дальнеконстантиновский, Кстовский и Саровский. Кафедральные города - Н. Новгород и Арзамас. Кафедральные соборы - нижегородский во имя блгв. кн. Александра Невского и арзамасский в честь Воскресения Христова. Правящий архиерей - митр. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов , со 2 февр. 2003 в сане епископа, с 24 февр. 2006 в сане архиепископа, с 18 марта 2012 в сане митрополита). К нач. 2017 г. в Н. и А. е. числилось 9 мон-рей (5 мужских и 4 женских), 212 приходов. В клире состояли 291 священник и 50 диаконов. При ЕУ имеются комиссии: дисциплинарная, церковно-каноническая, по канонизации святых; работают отделы: образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, по взаимодействию с высшими учебными заведениями, социальный, издательский, культуры, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с учреждениями уголовно-исполнительной системы, контрольно-ревизионный, имущественно-правовой, торговый; действуют епархиальный суд, объединенная редакция епархиальных средств массовой информации, служба телефона доверия, центр помощи семье и детям «Быть мамой», паломнический центр, церковные музеи, пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Красноярске. 1785–1795 гг. Фотография. Нач. XXI в. РПЦ, учреждена 25 мая 1861 г. как Енисейская и Красноярская епархия, выделена из Томской и Енисейской (см. Томская и Асиновская епархия ). Входит в состав Красноярской митрополии . К. и А. е. включает центральный и зап. районы Красноярского края (Ачинский, Балахтинский, Берёзовский, Большемуртинский, Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Козульский, Краснотуранский, Курагинский, Манский, Минусинский, Назаровский, Новосёловский, Тюхтетский, Сухобузимский, Ужурский, Шушенский, Шарыповский), а также 9 городских округов (Красноярск, Ачинск, Боготол, Дивногорск, Железногорск, Минусинск, Назарово, Сосновоборск, Шарыпово). Правящий архиерей - митр. Красноярский и Ачинский Пантелеимон (Кутовой ; на кафедре с 5-6 окт. 2011, возведен в сан митрополита 8 окт. 2011). Кафедральный город - Красноярск; кафедральный храм - собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Красноярске. К. и А. е. разделена на 8 благочиннических округов: Красноярский городской левобережный, Красноярский городской правобережный, Красноярский окружной, Ачинский, Берёзовский, Минусинский, Назаровский, Шарыповский. На 1 янв. 2014 г. в К. и А. е. действовали 78 приходов, 135 храмов, 44 часовни, 4 молитвенных дома, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состояли 149 священников, 34 диакона. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, Церкви и общества, по делам молодежи, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с системой здравоохранения, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию с енисейским казачеством, по взаимодействию с МЧС, тюремного служения, по профилактике и реабилитации наркозависимостей, информационно-аналитический и издательский; также действуют Архиерейский образовательный центр, паломническая служба, комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Лик славы святителя Новгородского Никиты Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона из новгородского храма во имя святителя Никиты. Кон. XX – нач. XXI в. В 2008 году исполняется 900 лет со дня преставления ко Господу одного из самых известных русских святителей – епископа Никиты, подвизавшегося в Великом Новгороде с 1096 по 1108 год. Память о нем новгородцы верно хранили четыре с половиной столетия – до самого его прославления как общерусского святого в 1547 году. Обретение нетленных мощей святителя произошло 30 апреля 1558 года. Подчеркнем интересный факт: от того апрельского события минуло еще 450 лет. Поэтому в один год мы празднуем сразу два юбилея. Когда смотришь на изображения епископа Никиты, невольно обращаешь внимание на отсутствие у него бороды. Трудно даже припомнить кого-нибудь из святителей безбородым. Иногда возникает такое впечатление, что некоторые иконники писали Никиту действительно в молодом возрасте. Однако если даже для «подвигов» в пещере преподобные отцы не благословляли его из-за молодости, то кто бы благословил и избрал молодого человека на епископскую кафедру? Вне всяких сомнений, живя в Новгороде, святитель пребывал в зрелых летах. Это подтверждается и житием . Тогда, быть может, владыка, по заведенному в Европе обычаю, брился?! И бритье исключено. Семью годами раньше обретения мощей новгородского епископа Стоглавый Собор, проходивший по инициативе царя Ивана Грозного, строго напоминал: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша» . И, наверное, оттого на одной московской иконе (и не только на ней одной) новгородский подвижник, молящийся рядом с преподобным Сергием Радонежским, написан в 1560 годы все-таки с бородой. Дабы простой народ еретиком не считал. Но на других иконах бороды нет. Почему? Михаэль Дорфман выдвинул свою диковинную версию: «Одной из возможных причин могло быть то, что Никита был скопцом, что и указано в житии: “наложил на себя особенное воздержание”« . Странная логика. Если всякое «особенное воздержание» считать скопчеством, то большинство православных аскетов оказались бы скопцами. Хотя сам Дорфман и сознает: «Скопчество… не поощрялось официальной Церковью», но приводит в качестве неотразимого аргумента пару имен скопцов-византийцев, в XII веке правивших русскими епархиями. В таком случае, процитируем 21-е Апостольское правило: «Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом» . Поэтому ничего сверхъестественного в том нет, что некоторые священники и иерархи оказались в свое время не по своей воле оскопленными. Однако зачем авторской волей превращать святителя Никиту в скопца? Умысел пишущих подобное совершенно очевиден: это замутнение славы русских святынь.

http://pravoslavie.ru/4214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 28.01.1929, с. Благодатное, ныне Амвросиевского р-на Донецкой обл.), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины». После средней школы поступил в 1946 г. в 3-й класс Одесской ДС. По окончании семинарии в 1948 г. продолжил учебу в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью кандидата богословия. 1 янв. 1950 г., во время учебы на 2-м курсе МДА, был пострижен в монашество с наречением имени Филарет. Одновременно назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в ТСЛ. 15 янв. 1950 г. рукоположен во диакона, 18 июня 1952 г.- во иерея. В 1952 г. по окончании МДА назначен преподавателем Свящ. Писания НЗ Московской ДС и благочинным ТСЛ. С 1954 г. доцент, старший помощник инспектора МДА. В 1956 г. возведен в сан игумена, назначен инспектором Саратовской ДС. В 1957 г. переведен в той же должности в Киевскую ДС. В 1958 г. возведен в сан архимандрита. В 1960 г. назначен управляющим делами Украинского Экзархата РПЦ. С мая 1961 по янв. 1962 г. настоятель подворья РПЦ в г. Александрии (Египет). 4 февр. 1962 г. в соответствии с решением Свящ. Синода хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии с назначением временно управляющим Рижской епархией. 16 июня того же года освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского Экзархата, к-рым временно управлял до 10 окт. 1962 г.; 16 нояб. того же года назначен епископом Венским и Австрийским. С 22 дек. 1964 г.- епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор МДА и Московской ДС. 14 мая 1966 г. возведен в сан архиепископа и переведен на Киевскую и Галицкую кафедру, назначен Патриаршим экзархом Украины, постоянным членом Свящ. Синода. 25 февр. 1968 г. возведен в сан митрополита. Неоднократно участвовал в экуменических мероприятиях по линии Всемирного Совета Церквей и др. организаций, а также в различных миротворческих форумах.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотография. Нач. XXI в. (Крестьянкин Иван Михайлович; 29.03.1910, Орёл - 5.02.2006, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), архим., прав. старец. Из семьи мещан. Рано лишился отца, воспитывался матерью. С детства прислуживал в Ильинском (Николо-Песоцком) храме Орла. В 10 лет совершил паломничество в с. Спас-Чекряк к прав. старцу прот. священноисп. Георгию Коссову . Был иподиаконом Орловского архиеп. сщмч. Серафима (Остроумова) . В 1925 г. поступил сразу в 7-й класс средней школы. По окончании школы с 1929 г. учился на бухгалтерских курсах. Работал в Орле по специальности, но был уволен за отказ выходить на службу в церковные праздники. В 1932 г. переехал в Москву, стал бухгалтером на небольшом предприятии. Активно участвовал вместе с двоюродными братьями Александром (впосл. архим. Афанасий) и Василием (впосл. иером. Владимир) в церковной жизни Москвы, во встречах и в беседах правосл. молодежи. Был духовным сыном последнего оптинского старца игум. Иоанна (Соколова). 20 июля 1944 г. назначен псаломщиком в храм в честь Рождества Христова в Измайлове. 14 янв. 1945 г. рукоположен целибатом во диакона Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. 7 окт. того же года сдал экстерном экзамены за курс ДС. 25 окт. 1945 г. рукоположен Патриархом Алексием I в Христорождественской ц. в Измайлове во иерея к этому храму. В 1946 г. определен ризничим возвращенной Церкви Троице-Сергиевой лавры, но вскоре был отозван на прежнее место служения. С 1947 г. заочно обучался в МДА, подготовил дипломную работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Много проповедовал; несмотря на относительную молодость, пользовался большим уважением прихожан, что не осталось без внимания со стороны представителей власти. В ночь на 30 апр. 1950 г. арестован. Был помещен в Лубянскую тюрьму, в июле переведен в Лефортовскую, в авг.- в Бутырскую. На допросах не признал себя виновным, не стал давать показания против др. лиц. 6 сент. того же года особым совещанием при МГБ СССР приговорен за «антисоветскую агитацию» к 7 годам ИТЛ строгого режима. 8 окт. отправлен по этапу в Каргопольлаг на территории Архангельской обл., работал на лесоповале. В окт. 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов близ г. Куйбышева (ныне Самара), работал там бухгалтером. 12 февр. 1955 г. было принято решение о его условно-досрочном освобождении.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Одна из Восточных католических Церквей ; образована коптами , соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви . Возглавляет К. к. Ц. Александрийский патриарх коптов (с 15 янв. 2013 Ибрагим Исаак Сидрак); его резиденция находится в Каире (Египет). Патриарший кафедральный собор Пресв. Богородицы расположен в районе Каира Мадинат-Наср. К. к. Ц. состоит из патриаршего диоцеза Александрия и 6 еп-ств в Египте (Асьют, Гиза, Исмаилия, Луксор, Эль-Минья и Сохаг). Глава копт. католич. Патриархата избирается Синодом К. к. Ц., после чего папа Римский утверждает избранного патриарха; ему вручается паллий . Синод назначает епископов, к-рые затем утверждаются в Риме. При Синоде действует состоящий из мирян Совет копт. католич. общины. В нач. XXI в. численность К. к. Ц. составляла, по разным оценкам, от 160 до 220 тыс. чел., большинство коптов-католиков проживают в Каире, Александрии и неск. деревнях В. Египта. После событий «Египетской весны» (2012) и прихода к власти «Братьев-мусульман» часть членов общины эмигрировала в Европу и Сев. Америку. Отдельные приходы К. к. Ц. представлены в Европе, Сев. Америке, Австралии и на Ближ. Востоке. В каирском р-не Эль-Маади действует патриаршая ДС св. Льва, существуют начальные семинарии в Александрии и Тахте, а также катехизационный ин-т Сакакини (Каир). В К. к. Ц. нет своих мон-рей, но существует неск. небольших муж. и жен. монашеских общин различных католич. орденов и конгрегаций. Впервые переговоры об унии Коптской Церкви и Папского престола состоялись в 1440 г., когда папа Римский Евгений IV направил к копт. Александрийскому патриарху Иоанну XI францисканца Альберто Бердини да Сартеано с приглашением прислать делегатов на Ферраро-Флорентийский Собор . Патриарх отправил к папе Римскому игум. Андрея из мон-ря св. Антония с посланием, в к-ром исповедовал веру в единую природу Христа. Прибыв на Собор, игум. Андрей согласился объявить об унии Коптской и Римско-католической Церквей, что было подтверждено декретом «Cantate Domino» (4 февр. 1442); однако подписание акта об унии не имело к.-л. реальных последствий.

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747, Владимир - 5(6?).10.1792, г. Ст. Крым), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии. Биография М. мало исследована. Служил причетником, вероятно, пономарем во Владимире, в 1770 г. поступил во Владимирскую ДС, в 1774 г.- в московскую Славяно-греко-латинскую академию, по окончании к-рой в 1777 г. был назначен учителем евр. и греч. языков, в 1778 г. переведен в класс поэзии. Будучи студентом, Гумилевский давал уроки Закона Божия кн. Ивану Михайловичу Долгорукому ( Долгорукий. 1997. С. 67). К этому времени относятся его оды и «возблагодарения» архиеп. Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву) (1775) и митр. Московскому и Коломенскому Платону (Левшину) (1777), кн. Г. А. Потёмкину (1775), а также «Надпись ее императорскому величеству Екатерине II… на рождение… вел. кн. Александра Павловича» (1778). 15 дек. 1779 г. в Москве Гумилевский принял постриг, 21 нояб. 1784 г. был возведен в сан игумена московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря . Служил с 1781 г. проповедником и преподавателем риторики в академии, с дек. 1785 г.- преподавателем философии. В марте 1786 г. был назначен префектом академии и почти одновременно по благословению митр. Московского Платона (Левшина) - постоянным духовным цензором книг, печатавшихся в вольных типографиях. Преподавательскую деятельность М. совмещал с лит. трудами, переводил на рус. язык произведения церковных авторов. По словам митр. Евгения (Болховитинова) , «писал много на разные случаи латинских, греческих и российских стихотворений», но к нач. XXI в. известны 11 его стихотворений, из которых 4 написаны по-русски, остальные - на латинском языке ( Бегунов. 1988. С. 234). М. стал известен новаторскими для XVIII в. переводами с древних и новых языков (см. подробнее: Беликов. 2009). Ему приписывался прозаический перевод «Одиссеи» Гомера («Одиссея, героическое творение Омира, с эллинско-греческого, прозою, в двух томах» (1788)). Опыт своей переводческой деятельности М. систематизировал в составленной им при участии преподавателя греческого языка Симеона Протасова «Еллино-греческой грамматике» (М., 1788). Пользовался особенным вниманием и благосклонностью митр. Московского Платона и кн. Г. А. Потёмкина. По поручению князя М. переводил с франц. языка многотомную «Церковную историю» аббата К. Флери , начал готовить «Еллино-греческую грамматику», завершенную Протасовым (Наставления греч. языка. М., 1788).

http://pravenc.ru/text/2563994.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010