Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мэтьюс Ф. Томас. Фотография. Нач. XXI в. [Англ. Mathews] Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934, г. Стамфорд, шт. Коннектикут, США)], амер. византинист, специалист по истории раннехрист. искусства и архитектуры и арм. миниатюры. Окончил Бостонский колледж (1957) со степенью бакалавра; получил степень мастера по философии (1958); степень по богословию в Уэстон-колледже (1965); защитил диссертацию в ун-те Нью-Йорка (1970). Работал в ун-тах Пенсильвании, Принстона (1990), затем Нью-Йорка, в Ин-те изобразительных искусств; в качестве Senior Fellow - в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс (2001-2003); в наст. время почетный профессор истории искусств в Дамбартон-Оксе. М. неоднократно выступал в качестве куратора выставок (в Музее Гетти, Лос-Анджелес; в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в б-ке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). М. начинал исследовательскую работу с локальной темы, посвященной столичной, к-польской архитектурной школе. Однако уже в 1-й монографии он сумел выработать характерный научный метод, к-рый не только определил на долгие годы его интересы и достижения, но и создал традицию в византинистике. В работе «Ранние церкви Константинополя: Архитектура и литургия» (Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. 1971) впервые была сделана попытка представить обобщающую реконструкцию церемониальной роли ранневизант. архитектуры на основе изучения археологического, литургического и архивного материалов 12 строений К-поля доиконоборческого периода. М. исследовал их как самостоятельные объекты и как части городского пространства, сопоставив с данными о литургической практике той эпохи. Такой анализ памятников стал важным методом последующих его работ. Во время работы над монографией «Византийские церкви Стамбула» (The Byzantine Churches of Istanbul. 1976) М. сделал ок. 10 тыс. фотографий памятников византийской архитектуры. В книгу включено 650 снимков, представляющих внешний вид, интерьеры, конструктивные детали, скульптурные элементы и декор церквей. На тот момент это был 1-й за 50 лет полный обзор столичной визант. архитектуры, сделанный на качественно новом уровне. Новые снимки автор сопоставил с архивными, что позволило ему уточнить масштаб разрушений, изменения городской среды, круг основных проблем. Книга также включает планы зданий, которые систематизированы и приведены вместе с подробной визуальной презентацией каждого из 40 памятников, а также план с точной локацией объектов.

http://pravenc.ru/text/2564542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Палладий (Добронравов), еп. Фотография. 10-е гг. XX в. (Добронравов Николай Константинович; 18.11.1865, Могилёвская губ.- 1922, Москва), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель. Из семьи коллежского советника, помощника губ. землемера. Во время учебы в Могилёвской муж. гимназии у него «возникло намерение посвятить свою жизнь на служение св. Церкви в звании инока». В 1881 г., окончив 5-й класс гимназии, перевелся в Могилёвскую ДС. Впоследствии продолжил обучение в Вифанской ДС и Московской ДС, которую окончил в 1887 г. В том же году поступил в МДА. Во время учебы в академии, 29 мая 1888 г., был пострижен ректором МДА Волоколамским еп. Христофором (Смирновым) в рясофор, а 27 нояб. того же года - в мантию с именем Палладий. Рукоположен 25 дек. 1888 г. еп. Христофором во диакона, 15 апр. 1890 г.- во иерея. В 1891 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Преподобный Ефрем Сирин и его нравственное учение». 2 сент. того же года назначен смотрителем Коломенского ДУ. 28 марта 1892 г. переведен на ту же должность в Звенигородское ДУ. С 1892 г. преподавал словесность, греч. язык и богословие в Вологодской ДС, затем гомилетику в Могилёвской ДС (с 1894) и Тульской ДС (с 1896). В 1897 г. назначен наблюдателем миссионерских курсов при КазДА и наместником Спасо-Преображенского мон-ря в Казани, возведен в сан архимандрита. В 1899 г. защитил дис. «Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)» на соискание степени магистра богословия. В том же году был назначен ректором Литовской ДС. В 1901 г. определен синодальным ризничим. Получил известность как духовный писатель благодаря своим работам о раннехрист. святых, основоположниках христ. монашества и учителях веры: преподобных Пахомии Великом, Антонии Великом и Макарии Великом (нек-рые работы П. переизданы в нач. XXI в.); также было опубликовано неск. сборников проповедей П.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прав. Евфимий Такаишвили. Икона. Нач. XXI в. [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (3(16)/5(18)01.1863, с. Лихаури Озургетского у. Кутаисской губ.- 21.02.1953, Тбилиси), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ). Род. в семье дворянина Симеона Такаишвили и кнж. Нино Накашидзе. Рано осиротел, мальчика воспитывала бабушка по отцу Мака Шарашидзе. Начальное образование Е. получил в Озургетском и Потийском уездных уч-щах, среднее - в Кутаисской классической гимназии. Одноклассником Е. был Н. Я. Марр , в будущем известный востоковед и языковед, с к-рым Е. сотрудничал на протяжении всей жизни. В 1883 г. Е. с серебряной медалью окончил гимназию и поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1887 г., получив степень кандидата историко-филологических наук, вернулся в Грузию. Выпускная работа Е. «Отношения России и Грузии до конца смутного времени» (ЦГИА С.-Петербург. Ф. 14. Оп. 13. Ед. хр. 756) была обнаружена проф. Г. Шарадзе в 2004 г. Е. преподавал историю, географию, лат. и греч. языки в Тифлисском дворянском уч-ще и 3-й тифлисской гимназии (1887-1894), заведовал Тифлисской частной дворянской гимназией (1894-1904) (Избр. тр. 1968. С. 290, 303). В 1896 г., как он писал об этом в дневнике, Е. «поставил перед собой цель охраны, собирания, выявления, публикации и изучения памятников грузинской культуры» (Там же. С. 310). В 1904 г. подал в отставку, чтобы целиком посвятить себя науке, сохранив неск. часов преподавания истории во 2-й тифлисской жен. гимназии. При поддержке Марра и Д. Бакрадзе Е. одним из первых в Грузии начал раскопки Мцхеты (1893), с. Ворнак (Борчалинский у. Тифлисской губ.) (1894), городища Вани и с. Хуцубани близ Кобулети (1896). Узнав, что рабочие продают случайно выявленное при дорожно-строительных работах богатое погребение VI-V вв. до Р. Х. в Ахалгори (т. н. Ахалгорийский клад), он нашел скупщиков, перекупил предметы из клада и передал их в Кавказский музей (Там же. С. 375; Мегрелидзе. 1989. С. 135), где позже они были описаны Я. И. Смирновым ( Смирнов. 1934) (в наст. время хранятся в Национальном музее Грузии).

http://pravenc.ru/text/187687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Псковский Детинец. Фотография. Нач. XXI в. Внутренняя крепость в составе деревянных или каменных укреплений средневек. города (X-XVII вв.), основное ядро древнерус. города, синоним «града»; военно-адм. и религ. центр (место, где размещались царский, княжий, наместнический или воеводский двор, церковь или городской собор); архитектурный ансамбль в центре рус. города XIV-XVII вв., сложившийся как сочетание символов светской и духовной власти, на территории к-рого находились дворец правителя, кафедральный собор, др. храмы и мон-ри, усадьбы аристократии. В. Б. Силина производит название «кремль» от слова, обозначающего «лес», строительный материал высокого качества, который использовался в сочетании со словом «город». Производным от этого словосочетания считается синоним К.- «кремник» («кремленик», «кремельник»), этим термином в летописях называют укрепления в Торжке (1315) и в Москве на Боровицком холме (1331). «Кремлеником» также названы расширенные укрепления в Твери, возведенные в 1317 г., после пожара 1316 г., уничтожившего прежний К., который существовал как княжеская резиденция в кон. XIII в. Особое название укреплений в центре Пскова - Кром (Крем, от «закрома», «кромьство» - внутренний, предназначенный для хранения) - известно по местным летописям и сохранилось до наст. времени. Кремль в Н. Новгороде. 1500–1512 гг. Кремль в Н. Новгороде. 1500–1512 гг. В домонг. период для центра важнейших городов Др. Руси характерно было наименование «детинец» (вероятно, от «дети, детский» - слуга, служащий) или «град», «град камен». Он мог быть возведен не только князем, как в Киеве, Новгороде или во Владимире, но и архиереем, как напр. в Переяславле Южном, на границе с печенегами, митр. Ефремом (ок. 1089). Форму и планировку этих центральных крепостей на раннем этапе (X-XIV вв.) определял характер окружающей местности, расположение возвышенностей и мысовых участков, близость рек и водоемов.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Клюни. Фотография. Нач. XXI в. [лат. Cluniacum; франц. Cluny], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. (см. Клюнийская реформа ). Основан в 909 или 910 г. на земле, принадлежавшей Гийому (Вильгельму) I Благочестивому (ок. 875-918), гр. Буржа, Оверни, Лиможа, Лиона, Макона и герц. Аквитании. В 825 г. Маконский еп. Хильдебальд передал усадьбу (villa) К. гр. Варину и его супруге в обмен на др. земельные владения. Впосл. усадьба и др. земли в графстве Макон перешли в распоряжение Бернарда († 886), гр. Оверни и Тулузы. В 893 г. дочь Бернарда Ава завещала эту усадьбу и земли своему брату Гийому Благочестивому. Дата основания мон-ря остается дискуссионной. Грамота об учреждении аббатства, составленная диак. Одоном в Бурже в присутствии Гийома Благочестивого, его жены Ингельберги и 41 свидетеля, датирована 11 сент. 11-го года правления кор. Карла, 13-го индикта. Индикт указывает на 910 г.; 11-м годом правления Карла III Простоватого был 908-й (при отсчете от года, в который он стал единоличным правителем зап. франков (898)), но в грамотах Карла Простоватого годы его правления определялись по-разному, в т. ч. от даты коронации (28 янв. 893). Высказывалось мнение, что основание К. следует датировать по индикту ( Bruel A. Études sur la chronologie des rois de France et de Bourgogne d " après les diplômes et les chartes de l " abbaye de Cluny aux IXe et Xe siècles. P., 1880. P. 13-19); эта датировка подтверждается «Хронологией клюнийских аббатов» (кон. XI в.- Paris. Nouv. acq. lat. 1497. Fol. 2v). Согласно Г. де Валу, датировка 910 г. основана на неверном подсчете индикта; правильная дата - 909 г. (DHGE. T. 13. Col. 40). Мн. совр. исследователи датируют основание К. 909-910 гг. (напр.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich etc., 1996. S. 19).

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. Формированию этого процесса в 60-70-х гг. XX в. способствовало неск. факторов: вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в 1961 г., к-рому предшествовали консультации с представителями различных христ. конфессий, решения Всеправославных совещаний по подготовке Св. и Вел. Всеправославного Собора (1961, 1963, 1964 на о-ве Родос, Греция; 1968 в Шамбези, Швейцария), а также I (1976, Шамбези) Предсоборного всеправославного совещания. Ватиканский II Собор (1962-1965), где присутствовали наблюдатели от РПЦ, в постановлении «Об экуменизме» заявил, что Римско-католическая Церковь поддерживает экуменические устремления др. Церквей и рассматривает в качестве начала пути к христ. единству диалог par cum pari (на равных) с христианами др. исповеданий. В 1960 г. была образована Комиссия Свящ. Синода РПЦ по вопросам христ. единства и межцерковных сношений под председательством митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , который много сделал для формирования основных принципов участия РПЦ в диалогах с неправосл. конфессиями во 2-й пол. ХХ в. Митр. Никодим неоднократно отмечал, что единственным базисом для правосл. христианина в диалоге с представителями инославия является учение Неразделенной Единой Вселенской Церкви Христовой. Все, что несогласно с ним,- неприемлемо. В разные исторические периоды существования РПЦ двусторонние диалоги имели помимо главной задачи - свидетельства Православия инославному миру - и дополнительные цели. В кон. XIX - нач. ХХ в. диалог определялся стремлением привести в Православие англикан и старокатоликов (см. ст. Англикано-православные связи ). В 60-80-х гг. ХХ в. собеседования, по мнению митр. Никодима, содействовали сближению христ. конфессий и более глубокому взаимопониманию между ними, основанным на тщательном изучении сходств и различий во взглядах в догматической, литургической и церковно-исторической областях, на детальном сопоставлении вероучения Церквей, на исследовании их традиций христ. свободы и послушания божественному откровению. Двусторонние диалоги

http://pravenc.ru/text/171923.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗУЛА [лат. casula], в католич. Церкви литургическое облачение епископов и пресвитеров, надеваемое ими для совершения мессы поверх др. облачений. Аналог греч. фелони . Происхождение и названия К. восходит к повседневной греч. и рим. верхней одежде для путешествий - пенуле (paenula) или амфибалу (amphibalus). Такая одежда представляла собой круглый кусок ткани с разрезом посередине для головы и различными украшениями. В кон. IV в. исключительное право на ношение пенулы было закреплено за сенаторами (CTh. XIV 10. 1 (382 г.)), амфибал и его варианты (каракалла и др.) продолжали использоваться в повседневной жизни до VII в. Происхождение названия «казула» не вполне ясно. Исидор Севильский считал слово «casula» уменьшительным от «casa» (дом), т. к. она «покрывает всего человека» («totum hominem tegat» - Isid. Hisp. Etymol. XIX 24. 17). В Галлии до романизации галликанского обряда К. чаще называлась амфибалом (к XII в. это название было уже непонятным, так что Гальфрид Монмутский принял слово «амфибал» в Мученичестве св. Альбана (текст, вероятно, франц. происхождения) за имя священника, к-рого пытался укрыть св. Альбан - см. ст. Амфибал ). В Италии и Испании К. также называлась планетой (planeta). В Польше (а также у рус. католиков) К. называется «орнат» (Ornat). Казула. Нач. XXI в. Первоначальную форму К. унаследовала от рим. плащей - длинное ниспадающее с плеч одеяние покрывало тело клирика в равной степени спереди, сзади и с боков. Такой К. предстает, напр., на мозаиках в капелле Сан-Витторе ц. Сант-Амброджо в Милане (IV-V вв.) и Сан-Витале в Равенне (VI в.). Одетые в К. иерархи держат в освобожденной из-под ткани правой руке крест, в то время как левая рука и вся левая половина туловища до колен прикрыты К. На мозаиках представлены К. разных цветов, что подтверждается письменными источниками лишь более позднего времени. До XI в. К. чаще оставалась одноцветной, лишенной дополнительных отделок.

http://pravenc.ru/text/1319884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ [От лат. liber, liberalis - свободный, ничем не связанный, достойный свободного человека], направление в протестант. богословии кон. XIX-XX в., в основе к-рого лежат антропоцентризм, главенство непосредственного религ. опыта, отказ от необходимой связи богословия с догматическими определениями и жизнью Церкви . Широкое распространение Л. т. получила в Германии и США, ее идеи были также восприняты представителями движения социального евангелизма в Европе (Л. Рагаз, Г. Куттер) и в Америке (У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс). Менее существенное влияние Л. т. имела во Франции (Л. О. Сабатье) и в Швейцарии (А. Э. Бидерман). Некоторые совр. исследователи вписывают Л. т. в более широкую «либерально-богословскую традицию», имевшую место на протяжении всей истории христианства (мч. Иустин Философ , Ориген , Иоанн Скот Эриугена , Петр Абеляр , Б. Спиноза , Дж. Локк , Кембриджские платоники , деисты (см. ст. Деизм )). Понимая Л. т. в узком смысле, в ее историческом развитии можно выделить следующие этапы: 1) формирование (с 90-х гг. XVIII в. по 40-е гг. XIX в.); 2) распространение (с 50-х по 80-е гг. XIX в.); 3) расцвет (с 90-х гг. XIX в. до начала первой мировой войны); 4) упадок и растворение в др. богословских направлениях (после первой мировой войны до нач. XXI в.). Несмотря на то что к 20-м гг. XX в. доверие к Л. т. было подорвано, ее интуиции и подходы были восприняты в XX в. представителями некоторых других богословско-философских направлений: неолиберализма (Р. Нибур, П. Тиллих) и постлиберализма (Дж. Линдбек), «совершеннолетия мира» (Д. Бонхёффер , У. Гамильтон, Т. Альтицер), радикальной ортодоксии (Дж. Милбанк), феминистской теологии (Э. Шюсслер Фьоренца, Р. Радфорд Рютер), теологий процесса и освобождения. Начавшиеся издания полных критических собраний сочинений Ф. Э. Д. Шлейермахера (с 1984) и Э. Трёльча (с 1998) способствовали возрождению интереса к Л. т. Ее идеи особо востребованы в процессах межрелиг. и межкультурного диалога, выводящих на первый план социально-культурный аспект христианства.

http://pravenc.ru/text/теологии ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Гавриил. Икона. Нач. XXI в. (22.03.1684, дер. Зверки близ Заблудува (рус. Заблудово), Польша - 20.04.1690, Белосток, там же), мч. (пам. 20 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток). Г. был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии . 11 апр. 1690 г. Г. был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской иудаистской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался. Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, к-рые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Г. был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты к-рого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской». В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Г. и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Г. остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский мон-рь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения мон-ря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения К-польского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Г. в слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике (Литовские ЕВ. 1885. 35. С. 346).

http://pravenc.ru/text/161257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Досифей (Церетели). Икона. Нач. XXI в. (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820). Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители к-рого занимали высшие гос. должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногруз. царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798). Занимая Кутаисскую кафедру, Д. проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и мон-рям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. (Кут. E 455), Мгвимеви в 1808 г. (Кекел. H 1705) и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 424). Вблизи храма Баграта Д. имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 60-х гг. XVIII в. Д. жил также и во 2-й резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси). Д. являлся активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногруз. деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии ( Иоселиани. 1978. С. 15) После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Д. преемником католикоса. Однако интронизация Д. так и не состоялась. В документах этого периода Д. подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 1105, 1119).

http://pravenc.ru/text/180311.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010