Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ Прмц. Мария Гатчинская. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский Новодевичий мон-рь, СПб.) Прмц. Мария Гатчинская. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский Новодевичий мон-рь, СПб.) (Лелянова Лидия Александровна; 1874, С.-Петербург - 17.04.1932, Ленинград), прмц. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из семьи купца, владельца сургучной фабрики. Когда ей было 3 года, умер отец; воспитывалась матерью и старшими братьями. Училась в жен. гимназии, но незадолго до ее окончания тяжело заболела. На выпускные экзамены ее возили в инвалидном кресле. Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала и постепенно привела к практически полному параличу. Больная сохранила только способность говорить, хотя и речь давалась с трудом. С 1909 г. (по др. сведениям, с 1913) она проживала в доме брата Владимира в Гатчине, недалеко от Павловского собора. Вместе с ней находилась младшая сестра Юлия. Обреченная на неподвижность, больная со смирением переносила болезнь как волю Божию. Она была углублена в постоянную Иисусову молитву, стала кроткой, смиренной и сосредоточенной. Долгое смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, она приобрела дар прозорливости и духовного утешения. Прмц. Мария (Лелянова) Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Прмц. Мария (Лелянова) Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Вначале к болящей приходили только ее знакомые, потом они стали приводить своих знакомых, число посетителей постоянно росло. У ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, к-рые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. В 1-й пол. 1922 г. по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) Лидия Лелянова была пострижена в монашество с наречением имени в честь св. равноап. Марии Магдалины. Постриг на Гатчинском подворье Пятигорского монастыря совершил архим. Макарий (Воскресенский) из Александро-Невской лавры, благочинный мон-рей и подворий Петроградской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Латв. Latvijas Evange  liski Luteriska   Baznica], крупнейшая протестант. Церковь Латвии, одна из наиболее консервативных лютеран. церквей Европы. История Лютеранство в Латвии до XIX в. Начало Реформации на территории совр. Латвии связано с деятельностью Андреаса Кнёпкена (ок. 1468-1539), принадлежавшего к кружку И. Бугенхагена при лат. школе в Трептове (Померания; ныне Тшебятув, Польша). Поселившись в Риге в 1517 г., Кнёпкен в 1519-1521 гг. посетил Трептов и Виттенберг, а после возвращения в Ригу 22 июня 1522 г. в ц. св. Петра провел успешный публичный диспут с католиками. В сент. 1522 г. в Риге начал проповедь радикальных реформационных идей сторонник А. Карлштадта Сильвестр Тегетмайер (ум. в 1552). 23 окт. 1522 г. Рижский магистрат назначил Кнёпкена архидиаконом ц. св. Петра, тем самым нарушив полномочия капитула Домского собора, к-рый в соответствии с каноническим порядком ведал такими назначениями. 30 нояб. 1522 г. Тегетмайер был назначен проповедником в ц. св. Иакова. Т. о. 2 прихода в Риге стали лютеранскими, что и считается началом Реформации в Латвии. М. Лютер в авг. 1523 г. отправил советам городов, принявших Реформацию - Риги, Ревеля (ныне Талллин) и Дерпта (ныне Тарту),- приветственные письма. В июле 1524 г. эти города заключили союз для защиты Реформации. В марте 1524 г. в Риге Братство черноголовых - объединение проживавших в городе иностранных купцов инициировало иконоборческое движение; подверглись разорению церкви св. Петра и св. Иакова, но вскоре умеренные реформаторы остановили действия радикалов. Домский собор в Риге. XIII в., нач. XV в. Фотография. Нач. XXI в. Домский собор в Риге. XIII в., нач. XV в. Фотография. Нач. XXI в. Когда в 1525 г. Тевтонский орден в Пруссии был распущен, Ливонский орден и его великий магистр Вальтер фон Плеттенберг остались единственными носителями политической власти в Балтийском регионе.

http://pravenc.ru/text/2463147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Матрона Московская. Фотография. 2-я пол. 40-х гг. ХХ в. Дмитриевна Никонова (10.11.1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885), дер. Себино Епифанского у. Тульской губ.- 2.05.1952, пос. Сходня Химкинского р-на Московской обл.), блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых). Основным источником биографических сведений о М. являются воспоминания о ней ее односельчан и их родственников, собранные в кон. 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в. З. В. Ждановой (1917-2007), дочерью Е. М. Ждановой, на квартире к-рой блаженная проживала в 40-х гг. ХХ в. Блж. Матрона Московская. Скульптура. Нач. XXI в. Скульптор Ю. П. Хмелевской Блж. Матрона Московская. Скульптура. Нач. XXI в. Скульптор Ю. П. Хмелевской Происходила из благочестивой крестьянской семьи. Родилась полностью слепой, но была наделена духовным зрением. Была крещена в церковной сторожке сельского храма в честь Успения Пресв. Богородицы, закрытого в то время для обновления. Во время крещения, согласно рассказам очевидцев, над купелью поднялся столб светлого благоухающего дыма. Как знак особого Божия внимания к М. люди отмечали, что на теле у нее имелась выпуклость в области груди, подобная нательному кресту. С самого раннего возраста тянулась к иконам, не играла с др. детьми, часто присутствовала на богослужениях в Успенском храме, сначала с родителями, потом одна, при каждой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У М. было свое привычное место в храме - слева, за входной дверью, у зап. стены, где она неподвижно стояла во время службы. Вскоре она выучила церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве М. стяжала дар непрестанной молитвы. Когда М. было ок. 7 лет, у нее открылся дар прозорливости и исцеления. К ней потянулись паломники сначала из окрестных сел и деревень, затем из др. уездов и даже губерний, привозили на телегах тяжелых, лежачих больных, иногда по 5-6 подвод в один день.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова. Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря , неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь ( март 1833). В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Сщмч. Михаил Марков. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, Москва) Сщмч. Михаил Марков. Икона. Нач. XXI в. (ц. во имя Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, Москва) Михайлович Марков (4.11.1881, с. Горетово Можайского у. Московской губ.- 16.06.1938, Сиблаг), сщмч. (пам. 3 июня, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1899 г. окончил Звенигородское ДУ, в 1905 г.- Вифанскую ДС. С 1905 по 1907 г. М. был учителем церковноприходской школы в Гуслицкой волости Богородского у., с сент. 1907 по янв. 1909 г. преподавал Закон Божий в московской Даниловской церковноприходской школе при Об-ве трезвости. 15 дек. 1908 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Троицкой ц. с. Горетова на место умершего отца. В 1909 г. назначен заведующим Авдотьинской и Горетовской церковноприходскими школами, с 1912 по 1914 г. преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах. Был членом благочиннического совета 3-го округа Можайского у. В 1913 г. прослушал миссионерские курсы в г. Можайске. В 1929 г. местные власти попытались закрыть Троицкую ц. От священника потребовали уплаты крупной денежной суммы на страхование здания храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. М. обратился к прихожанам с просьбой о помощи. Требуемая сумма была выплачена, но священника арестовали по обвинению в том, что он занимается принудительным сбором «в пользу церковных и религиозных групп». За такого рода преступления по закону полагалось наказание в виде исправительных работ до 6 месяцев или штрафа до 300 р. Однако районный суд приговорил М. к 8 годам ссылки. Приговор, тем не менее, как не соответствующий нормам закона, вскоре был отменен обл. судом, ограничившим наказание выплатой 300 р. штрафа. В 1930 г. М. был раскулачен. В февр. 1933 г. горетовский сельсовет издал постановление о закрытии Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/2563526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) (Кишинёвской епархии РПЦ), близ с. Добруша р-на Шолдэнешть Республики Молдова. Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в. Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в. Основан в 1527 г. молдав. господарем и ктитором правосл. обителей Петру Рарешем (сын Стефана III Великого ) первоначально как подворье мон-ря Пробота (ныне жудец Сучава, Румыния). В 1803 г. монастырь Пробота был приписан к Гроба Господня храму в Иерусалиме, и ежегодно добрушская братия выплачивала обители Пробота от 40 до 80 леев в качестве аренды за использование земли, а с 1807 г. по условию, утвержденному патриархом Иерусалимским Анфимом , Д. м. платил по 25 голл. червонцев. В 1772 г. (по др. сведениям, в 1783) насельник Пробота администратор Добрушского подворья иером. Иоасаф построил в Добруше скит: деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий. Вероятно, в строительстве иером. Иоасафу помогала братия Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря : иером. Ефрем (по др. данным, Евфимий), монахи Феофан, Памва, Иезекииль, Арсений и Макарий. Вскоре число насельников возросло - в обители обнаружилась нехватка питьевой воды. Иноки оставили постройки скита на горе и переселились в низину Добрушской долины, где было много источников. В 1785-1786 гг. выстроили новую Никольскую ц., 17 июня 1797 г. скит посетил еп. Хушский Герасим. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в 1817 г. решением митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) был обращен в общежительный заштатный мон-рь, наместниками к-рого стали архимандриты. В сер. XIX в. архимандриты Д. м. были ректорами Кишинёвской ДС. В 1-й пол. XIX в. в Д. м. велись крупные строительные работы на средства ясского боярина Фомы Козмы ( 1812) и его вдовы Екатерины (в постриге Елисавета). В центре архитектурного ансамбля мон-ря был построен летний храм во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ипатиевский мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Ипатиевский мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Ипатиевский [Ипатской, Ипацкой, Ипатиев, Ипатьев, Ипатьевский] во имя Святой Троицы мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Костроме. Мон-рь, возведенный на холме близ устья впадающей в Волгу р. Костромы, с 2 сторон окружен водой: с востока -р. Костромой, с юга - речкой Игуменкой, правым притоком р. Костромы. Точное время основания И. м. неизвестно; согласно переписным книгам (1595), в монастыре был погребен боярин Иван Дмитриевич Красный, убитый летом 1408 г. (см.: Соколов. 1890. С. 44; Павел (Подлипский). 1832. С. 65). Впервые И. м. упоминается в 1435 г.: весной этого года был заключен мир между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем и претендентом на великокняжеский престол галическим кн. Василием Юрьевичем Косым «на мысе у святаго Ипатия, межи Волгы и Костромы» (ПСРЛ. Т. 25. С. 252; Т. 8. С. 99). Обитель стала пользоваться покровительством вел. князей: в июне 1443 г. вел. кн. Московский Василий II указной грамотой предоставил И. м. право владения перевозом через р. Кострому (АСЭИ. Т. 3. 229). Позднейшая легенда (60-е гг. XVI в.) связывает основание И. м. с татар. мурзой Четом (в крещении Захария): на том месте, где ему чудесным образом явились Богородица с ап. Филиппом и со сщмч. Ипатием , еп. Гангрским, был построен деревянный храм во имя Св. Троицы и собралась братия ( Павел (Подлипский) . 1832. С. 1-4). Считалось, что Захария был погребен в И. м.; его могила сохранялась до сер. XVIII в. ( Соколов. 1890; Веселовский. 1946. С. 56-91; Кузьмин. 2004. С. 708-709). Ктиторы и вклады Монастырю покровительствовали представители боярских фамилий, считавшие мурзу Чета своим родоначальником,- Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы. Первые значительные вклады в И. м. с сер. XV в. делали Сабуровы. Ок.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ И РЫЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. РПЦ, учреждена в 1667 г. как Белгородская и Обоянская, с 1787 г. Белгородская и Курская, с 1799 г. Курская и Белгородская, с 1905 г. Курская и Обоянская, с 1954 г. Курская и Белгородская, с 22-23 февр. 1993 г. имеет совр. название. Входит в образованную 26 июля 2012 г. Курскую митрополию . Кафедральный город - Курск. Кафедральные соборы - в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Курске, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Рыльске. Правящий архиерей - митр. Курский и Рыльский Герман (Моралин ; с 17 авг. 2004 в сане архиепископа, с 1 авг. 2012 в сане митрополита), глава Курской митрополии. Территория епархии включает следующие районы Курской области : Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Золотухинский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Рыльский и Суджанский. Епархия разделена на 13 благочиннических округов: 1-й, 2-й округа, Беловский, Большесолдатский, Золотухинский, Кореневский, Курский, Курчатовский, Медвенский, Обоянский, Поныровский, Рыльский, Суджанский. К 2015 г. в епархии действовали 169 приходов, 158 церквей, 14 часовен и 37 иных молитвенных помещений (молитвенных домов, комнат), 7 монастырей (4 мужских и 3 женских); в клире состояли 285 священнослужителей (244 священника, 41 диакон). При епархиальном управлении работают отделы: религ. образования и катехизации, миссионерский, молодежный, по связям с Управлением исполнения наказаний Минюста РФ по Курской обл., по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, по культуре, по приграничному межъепархиальному сотрудничеству, социального служения, информационно-издательский, а также историко-архивная комиссия. 1667-1917 гг. В 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010