Протоиерей Максим Козлов: Оратория «Семь песен о Боге» — попытка явить нам факт христианской культуры Давайте ни в негативном ни в позитивном смысле не будем делать из Гребенщикова религиозного учителя. Просто порадуемся талантливой музыке, воспринятой другим, не менее талантливым композитором Андреем Микитой 14 ноября, 2012 Давайте ни в негативном ни в позитивном смысле не будем делать из Гребенщикова религиозного учителя. Просто порадуемся талантливой музыке, воспринятой другим, не менее талантливым композитором Андреем Микитой Премьера оратории Бориса Гребенщикова и Андрея Микиты «Семь песен о Боге» состоится в Большом зале Московской консерватории 20 ноября 2012 года. Протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии и семинарии рассказал корреспонденту Правмира о значении этого события и о своем отношении к творчеству Бориса Гребенщикова.  Событие, которое произойдет в Московской Консерватории 20 ноября этого года, мне видится и знаковым и значимым. Знаковым – потому что в нем есть выражение некой общехристианской, общецерковной традиции – принятие в церковную или околоцерковную культуру того светлого и позитивного, что есть в культуре внешнего мира. В каком-то смысле, на мой взгляд, это продолжение того, о чем писал святитель Василий Великий в своем известном творении «К юношам – о том, как пользоваться языческими книгами». Святитель Василий не делал из Гомера христианина, но объяснял, как христианин может читать Гомера, Гесиода или трагиков, и при этом не только повышать свой общекультурный уровень, но и извлекать из этого духовную пользу. Второе, о чем в этой связи хочется сказать, — каждый настоящий творец, если он одарен от Бога талантом, в акте творчества становится больше собственной личности. Это почти банальное утверждение, но не будем о нем забывать в данном случае. Я думаю, что и по отношению к Борису Гребенщикову, творчество которого я нежно люблю, мы должны признать – то, что БГ пытается формулировать вербально в области философии, мировоззрения, религиозных взглядов и его музыкально-певческое творчество – вещи разного порядка. Второе уже никуда не денется из отечественной культуры последней трети ХХ – нач. XXI века, а сказанные по разным поводам Борисом Борисовичем слова, скорее всего, забудутся. Я думаю, что он и сам забыл большую часть из того, о чем говорил в разных интервью.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-kozl...

Святыни Покровского Собора Богоматерь Владимирская. Mockba,XVI в. Многие знают, что на Красной площади находится неповторимый шедевр древнего зодчества, жемчужина в обрамлении Московского Кремля – Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В воссозданной ризнице этого уникального храма в предверии Рождества Христова открылась уникальная выставка – «Святыни Покровского Собора», которая продлится до 24 января 2005 года. Потир. Москва, нач. XX века. Собор Покрова на Рву построен Иваном IV в 1555 – 1561 годах, после покорения Казанского царства в ознаменование победы дарованной милостью Божией русскому воинству во время этого похода. Собор, построенный при митрополите Макарии, которому и принадлежал уникальный замысел многопредельного храма, воплотивший образ священного города – Иерусалима с течением времени изменял свой облик. В 1588 г. к Собору Покрова на Рву была пристроена церковь святого Василия Блаженного, давшая ему второе название, впоследствии слившееся с храмом в народном сознании. В 1680 г. к Собору пристроили ещё одну церковь святой Феодосии Девы, но уже в 1783 году верхняя часть церкви была разобрана, а нижняя превращена в ризницу, где хранились иконы, церковная утварь и облачения. Ризница и сегодня используется по своему прямому назначению. К сожалению, об этой церкви осталось только одно свидетельство – картина, написанная художником Ф. Гильфердингом в 1770 году, ее мы можем увидеть на выставке в подлиннике. В рамках проводимой выставки мы соприкасаемся с настоящими сокровищами - святынями, принадлежавшими храму Василия Блаженного в период XVI - XXI веков, и милостью Божией уцелевшими после роковых для Русской Церкви событий начала XX века, когда и сам храм чуть не был уничтожен до основания. Среди представленных экспонатов можно увидеть редкие образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства. Расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи На площадке перед входом в ризницу выставлены подлинные архитектурные украшения XVI-XVII веков, выявленные во время реставрации собора.

http://pravoslavie.ru/259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТУЛЬСКИЙ Блж. Иоанн Тульский. Икона над гробницей свя-того. Нач. XXI в. (Успенский кафедральный собор в Туле) Блж. Иоанн Тульский. Икона над гробницей свя-того. Нач. XXI в. (Успенский кафедральный собор в Туле) (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 23.09.1773, Тула - 12.01.1850, там же), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых). Небольшой материал к жизнеописанию И. Т. был собран в нач. XX в. свящ. С. М. Архангельским и краеведом И. М. Суриковым на основе свидетельств «очевидцев, лиц авторитетных, лично знавших» подвижника ( Архангельский. 1912. С. 96). И. Т. род. в богатой купеческой семье Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых, крещен в честь ап. Иоанна Богослова. Семья, приписанная к приходу тульской ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1759), отличалась благочестием, Котельниковы регулярно исповедовались и причащались вместе со слугами (ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2150. Л. 5 об.). К нач. XX в. в ризнице этого храма хранился напрестольный серебряный крест, пожалованный «по отроку Иоанну» 14 сент. 1785 г. купцом Михаилом Котельниковым (возможно, дядей И. Т.). Дом Котельниковых, расположенный на ул. Посольской (с 1918 ул. Советская) рядом с корпусом 1-й жен. гимназии, был снесен в 30-х гг. XX в. при строительстве трамвайных путей и 5-этажного дома. «Даровитый от природы, знавший грамотность и много читавший, с представительной наружностью, окруженный целым штатом прислуги», И. Т. помогал отцу, торговавшему лесом, часто приезжал в Серпухов, где закупал лес, к-рый сплавляли по р. Оке. В эти годы недалеко от серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря подвизалась блж. Евфросиния Колюпановская , знакомство с к-рой определило дальнейший жизненный путь Котельникова. Блж. Евфросиния благословляет блж. Иоанна Тульского. Фрагмент росписи Успенского кафедрального собора в Туле. Нач. XXI в. Блж. Евфросиния благословляет блж. Иоанна Тульского. Фрагмент росписи Успенского кафедрального собора в Туле. Нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/471517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий Квиткин. Икона. Нач. XXI в. (ц. свт. Николая в с. Нижнепавловка Оренбургской обл.) Сщмч. Макарий Квиткин. Икона. Нач. XXI в. (ц. свт. Николая в с. Нижнепавловка Оренбургской обл.) Сщмч. Макарий Квиткин. Роспись Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия в Саракташе Оренбургской обл. Нач. XXI в. Сщмч. Макарий Квиткин. Роспись Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия в Саракташе Оренбургской обл. Нач. XXI в. Федорович Квиткин (23.07.1882, г. Орск Оренбургской губ.- 5.04.1931, Оренбург), сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи мещан. В 1900 г. окончил 4-классное городское уч-ще в Орске. В 1900-1907 гг. учитель церковноприходской школы. Проходил обучение на педагогических курсах в Орске в 1901 и 1903 гг. В 1905 г. окончил епархиальные пастырские курсы в Оренбурге. В 1907 г. назначен псаломщиком к Александро-Невской ц. с. Александровка Оренбургской губ. В 1912 и 1915 гг. обучался на миссионерских противораскольнических и противосектантских курсах. Состоял в епархиальном миссионерском обществе. 4 февр. 1913 г. рукоположен во диакона к храму с. Бердяш Орского у., 24 нояб. 1913 г. переведен в храм станицы Наследницкой Верхнеуральского у. Оренбургской губ. С 1914 г. служил в храме с. В. Павловка Оренбургского у. и губ. (ныне с. Н. Павловка Оренбургского р-на). В 1917 г. был рукоположен во иерея. В 1918 г. назначен священником в храм пос. Новотроицк Оренбургской губ. В 1920 г. переведен священником в молитвенный дом в с. Александровка Оренбургской губ. В 1924 г. построил в селе деревянную церковь, которая была закрыта властями в том же году. В 1925 г. назначен 2-м священником в оренбургский храм во имя прп. Серафима Саровского. После «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) М. прекратил поминать его во время богослужений (см.: «Непоминающие» ). Получив поддержку большинства прихожан, М. стал настоятелем «непоминающей» общины, но вскоре, видимо, вернулся в подчинение канонического священноначалия. В 1930 г., после закрытия Серафимовской ц., перешел в оренбургскую Николаевскую ц.

http://pravenc.ru/text/2561330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Кадымцева. Нач. XXI в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Кадымцева. Нач. XXI в. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Троицкой епархии Челябинской митрополии), находится близ с. Кадымцева Троицкого р-на Челябинской обл. Основан в нач. XX в. мещанином Евсевием Васильевичем Слепых, к-рый при содействии др. мещанина, Ивана Михайловича Петрякова, пожертвовал для буд. мон-ря 44 дес. земли в 20 верстах от г. Троицка по Челябинскому тракту, в лесной глуши. 18 дек. 1908 г. на месте буд. обители был учрежден скит, названный по желанию жертвователя Николаевским. Скит был причислен к Оренбургскому архиерейскому дому. В 1909 г. для управления скитом и духовного руководства насельниками был назначен иером. Евгений, подвизавшийся в оренбургском Успенско-Макариевском мон-ре. По инициативе строителя иером. Евгения и крестьян Никиты Повелко и Петра Глущенко была возведена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца, освященная 26 нояб. 1910 г. еп. Оренбургским и Тургайским Феодосием (Олтаржевским). На территории Н. Ч. м. также находились 4 келейных корпуса, наполовину каменный 2-этажный странноприимный дом (1912). Основу благосостояния скита составляли доходы от земельных угодий (478,5 га), переданных жертвователями. Богослужения совершались по афонскому уставу. В 10-х гг. XX в. в обители проживали 4 монаха и 28 послушников. Общине предназначалась миссионерская и просветительская роль «для поднятия религиозного духа среди переселенцев», к-рые прибывали в малонаселенную Оренбургскую губ. 28 авг. 1910 г. управлять скитом был назначен иером. Варнава (Калашников). Указом Синода от 8 авг. 1913 г. скит был обращен в самостоятельный общежительный мон-рь «того же наименования и с таким числом братии, какое обитель в состоянии будет содержать на собственные средства, причем заведующий сим скитом иеромонах Варнава назначен строителем сего монастыря». 30 мая 1916 г. Н. Ч. м. посетил совершавший поездку по епархии еп. Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) . «Оренбургские епархиальные ведомости» сообщали: «В 14 верстах от Троицка в березовом лесу, на берегу пресного озера находится монастырь. Кругом прекрасная растительность и засеянные хлебом поля. Деревянная новая церковь, в которой стройно поет небольшой хор монахов. 30 человек насельников монастыря, во главе с игуменом Варнавой, усердно трудятся над благоустройством нового сего монастыря. При монастыре ведется небольшое хозяйство: 30 десятин посева, 60 голов скота, пчельник с 16 ульями, огород. Сооружены приличные домики для иноков. Монахи и послушники от трудов своих одеты и обуты за счет монастыря». Через неск. лет настоятельства о. Варнава был возведен в сан игумена, затем архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2566190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛОВ БЕЛОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Кирилловской епархии), находится в г. Кириллове Вологодской обл., на берегу Сиверского оз. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Кон. XX — нач. XXI в. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Кон. XX — нач. XXI в. История основания К. Б. м. основан, вероятно, в 1397 (1407?) г. прп. Кириллом Белозерским, в прошлом архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , на землях удельного кн. Можайского и Белозерского Андрея Дмитриевича, 3-го сына Димитрия Иоанновича Донского. В его удел входила и Белозерская земля. Традиционно датой основания К. Б. м. считается 1397 г.: согласно Житию прп. Кирилла, написанному иером. Пахомием Логофетом в нач. 60-х гг. XV в., преподобный пришел в Белозерье 60-летним старцем и прожил в обители 30 лет до своей кончины (9 июня 1427). В нач. XXI в. высказана др. т. зр.: мон-рь был основан не ранее 1407 г. (см. подробнее: Серебрякова. 2003; Она же. 2006. С. 180-189; Шибаев. 2009). Согласно Житию, однажды ночью прп. Кирилл читал акафист Божией Матери и услышал Ее голос, повелевавший уйти из московского Симонова мон-ря на Белоозеро. Затем осветилось то место, где должен стоять новый мон-рь. После чудесного явления преподобный расспросил о Белозерье инока прп. Ферапонта , поскольку тот уже бывал на белозерских землях по хозяйственным делам Симонова мон-ря. Вскоре архим. Кирилл и инок Ферапонт ушли из Москвы в Белозерье. Преподобный узнал холм на берегу Сиверского оз., указанный в видении. С 3 сторон холм окружали озера, а с 4-й протекала р. Свияга. На склоне холма старцы поставили крест, а затем ископали земляную келью. Вскоре прп. Ферапонт покинул архим. Кирилла и основал между Бородавским и Паским озерами свою обитель - Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. XIII - нач. XXI в. Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области . Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен , буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским ( Строев. Стб. 696, 1029). Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий . В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ (Св. Креста мужской мон-рь) [груз. ; греч. Ιερα Μον του Τιμιο Σταυρο], находится в Иерусалиме, с сер. 80-х гг. XVIII в. принадлежит К-польской Православной Церкви; один из крупнейших средневек. центров Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в небольшой долине Св. Креста, недалеко от совр. зданий парламента Израиля (Кнессета) и Музея Израиля. Сведения о месте основания К. м. Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Фотография. Нач. XXI в. Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Фотография. Нач. XXI в. Предания связывают место основания К. м. с произраставшим здесь Живоносным Древом. Бог, явившийся прав. Аврааму (XXI-XX вв. до Р. Х.) в виде 3 ангелов, оставил ему 3 своих посоха. После уничтожения Содома прав. Авраам передал посохи своему племяннику Лоту , с тем чтобы тот посадил их близ Иерусалима и поливал водой из р. Иордан. Прав. Авраам сказал, что если посохи прорастут, грех Лота и его дочерей (подробнее см. в ст. Лот ) будет искуплен. Посохи выросли в триединое Древо - пинию, кипарис и кедр. Во времена евр. царя Соломона (X в. до Р. Х.) Древо было спилено для постройки храма иерусалимского , но оказалось непригодным: выструганные из него балки не подошли и были выброшены как проклятые (по др. версии, использовались как скамьи возле храма). Впосл. из них был сделан Крест Господень. По сведениям пилигрима Эрнуля (XII в.), Живоносное Древо произрастало на месте, где был похоронен праотец Адам ( Gu é rin. 1868. Vol. 1. Р. 79-80). По свидетельству К. де Бруина, оно представляло собой кипарис или оливковое дерево ( Давид. 1976. Т. 1. С. 266). В сочинении еп. Маюмского Иоанна Руфа (V в.) содержится наиболее раннее упоминание о Кресте в связи с груз. общиной К. м. на Св. земле: еп. Маюмский Петр Ивер (грузин по происхождению) привез в Иерусалим части Св. Креста, к-рые он приобрел в К-поле у иерусалимских старцев ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 273, 274). Побывавший в Иерусалиме в 1102 г. англ. паломник Зевульф писал, что К. м. был построен на «том месте, где был изготовлен Святой Крест» ( Зевульф. 1885. С. 283). Со слов русского паломника игум. Даниила , путешествовавшего по Палестине в 1106-1107 гг., «на этом месте были вырезаны ступени распятия Христа, на которых распяли ноги Христа» ( Даниил, игум. 1883. С. 32). Факт, что алтарь кафоликона К. м. был выстроен на месте произрастания дерева, подтверждают археологические раскопки.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК I Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) Свт. Мелхиседек I, католикос-патриарх Грузии. Икона. XXI в. (частное собрание) [Груз. ], свт. (пам. груз. 24 янв., 1 окт.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх всей Грузии (ок. 1010-1033). Долгое время считался 1-м предстоятелем ГПЦ, имевшим титул патриарха. В церкви Ткобай-йерда в Ингушетии сохранилась лапидарная надпись XI в.: «Христос, возвеличь патриарха [всего] Востока Мелхиседека, аминь» ( Гамбашидзе. 1993. С. 47). Однако в нач. XXI в. В. И. Силогава передатировал надпись на кафоликоне мон-ря Пархали , в к-рой как «патриарх Картли и всего Востока» упомянут груз. католикос Иоанн IV Окропири (980-1001), которого стали считать 1-м католикосом-патриархом всей Грузии ( Силогава. 2006. С. 227-233). Патриаршество М. пришлось на время царствования в Грузии Баграта III (975/8-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). По сведениям древнегруз. хроники «Матиане Картлиса» (Летопись Картли), М. происходил из знатного рода и был воспитанником Баграта III. М. известен как обновитель мцхетского патриаршего собора Светицховели , его имя упомянуто в 2 надписях на храме ( Мусхелишвили. 1942. С. 135-137). В поздней вставке к «Матиане Картлиса» содержится рассказ о том, как М. ездил в К-поль к визант. имп. Василию II Болгаробойце и просил содействия в восстановлении разрушившегося с течением времени собора, поскольку «никто не мог помочь в возобновлении его, и никто не имел средств на это». Император дал М. «много церковной утвари: икон, крестов и всякого облачения для архиереев и священников»; возвратившись, М. «начал строить ворота и возобновил кровлю и все сделал, как следует» (КЦ. 1955. Т. 1 С. 282). Также он украсил собор «золотом и серебром, дорогими камнями и жемчугом» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 21-22). Известно, что М. неск. раз бывал в К-поле, где помимо Василия II встречался также с визант. императорами Константином VIII и Романом III Аргиром (КЦ. Т. 1. С. 282, 290, 294). Считается, эти визиты не могли быть связаны только с восстановлением Светицховели; очевидно, М. выполнял дипломатические поручения груз. царей. Можно предположить, что во время этих визитов (или одного из них) К-польский патриарх дал согласие на получение груз. католикосом титула патриарха.

http://pravenc.ru/text/2562936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЫЛТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии РПЦ), расположен в пос. Кылтово Княжпогостского р-на Республики Коми. Основан в 1878 г. по инициативе еп. Великоустюжского и Тотемского Иоанникия (Казанского) архангелогородским купцом 1-й гильдии А. В. Булычёвым, владельцем Серёговского солеваренного завода. Место было выбрано в урочище Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Б. Ель, где подвизался пустынник Василий Алексеевич Пестерев († 1832), уроженец соседнего сел. Ляли (Ляй). В 20-х гг. XIX в. рядом с избой он поставил деревянный крест, от которого, по утверждению местных жителей, исходил свет. Место на берегу р. Кылтовка получило название Крестовый Стан. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского купец Булычёв обещал построить при мон-ре богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами и ежегодно жертвовать сумму в размере 3 тыс. р. Он же открыл счет в Вологодском банке на 17,5 тыс. р., чтобы на проценты от ценных бумаг содержать монастырских священников. Купец И. Г. Калашников в свою очередь пожертвовал на основание обители ок. 3 тыс. га земли. В К. м. из Варлаамиева Важского монастыря перевели неск. монахинь. Одна из них, Филарета, была возведена в сан игумении и стала 1-й настоятельницей обители. В богадельне получали уход и заботу 20 престарелых. На территории К. м. воспитывались ок. 50 девочек, которых обучали грамоте, рукоделию, домоводству. Нуждающимся ежегодно выдавалось более 10 тыс. благотворительных обедов. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. К 1894 г. в К. м. были выстроены ц. во имя свт. Стефана Пермского с колокольней, кирпичный сестринский корпус с 2 деревянными 2-этажными пристройками, 2 деревянных 2-этажных дома священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, скотные дворы, конюшни, каретный сарай, мастерские, в т. ч. гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. К. м. был обнесен кирпичной стеной. К 1912 г. в мон-ре был воздвигнут кирпичный 5-главый собор во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в визант. стиле с тепловым отоплением от калориферной печи. В соборе был поставлен 11-метровый резной дубовый иконостас, украшенный серебром, золотом и бриллиантами.

http://pravenc.ru/text/2462369.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010