«Если ты принес право, но неправо разделил». Некоторые говорят, что это сказано о жертвах, подлежавших всесожжению; ибо у древних был обычай рассекать назначенное в жертву и разделять оное на части пополам, между тем Каин разделил приношение неправильно и, таким образом, погрешил в своей жертве. Но такое объяснение далеко несогласно с истиною Писания, которое говорит, что Каин принес жертву не из животных, но начатки от плодов рук своих. «Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец. И принес Каин от плодов земли жертву Богу; и Авель также принес от первородных овец своих и от тука их» ( Быт.4:2–4 ). Что же значит: «Если ты принес право, но неправо разделил»? Вот что: ты мог бы принести право, если бы наперёд разделил право. А что значит «разделять право»? Значит разделять по справедливости, т. е. во время раздела и выбора приношений Богу не оставлять на свою часть самое лучшее, а на часть Бога самое худшее. Ибо если и люди при разделе какого-нибудь имения предпочитают и выбирают в посредники того, кто умеет делить равномерно, а того, кто не соблюдает равномерности в дележе, оставляют и удаляют, то возможно ли, чтобы Бог всего без всякой укоризны принял негодного и неправедного разделителя Его собственных даров, Каина, или призрел на его дары? «Мое, Каин, – говорит Он, – все; все – дары Моего промышления, благотворения Моих щедрот. Я сделал тебя общником их не в награду за дела, но по одному человеколюбию. Я принимаю начатки не потому, что нуждаюсь в них, но потому, что желаю твоего спасения; принимаю, не приказывая разделять дарованное тебе на равные части, но ища в приношении начатков боголюбия твоей души. Предоставив тебе пользоваться благами Моими и поставив тебя господином при разделе приношений Мне, Я нашел тебя злым в отношении к благодетелю, неблагодарным за обилие благ, лукавым в разделе начатков. Ибо, производя раздел, ты поступил в отношении к Подателю даров недостойно; ты отделил себе и наибольшую, и наилучшую часть даров, а Меня оскорбил низостью души в приношении».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 Начатки плодов. Начатки плодов олицетворяли весь урожай. Этот образ связывается с воскресением Христа ( 1Кор. 15,20 ). не вари. Этот запрет представляет (в образной форме) этические нормы. Кроме того, не исключается, что, символически, он запрещает использовать то, что предназначено для поддержания жизни (молоко), в целях разрушения этой жизни. Данная часть ст. 19 является библейским обоснованием современной практики кошерной пищи, когда мясные и молочные продукты нельзя употреблять в пищу одновременно. 23:20–33 Эти стихи, завершающие книгу Завета, в какой-то мере соответствуют 20,22–26. Здесь особенно подчеркивается посвящение Израиля Господу и отказ от всех иных богов. 23 Ангела. Ангел Божий таинственным образом отличается от Бога и, в то же время, отождествляется с Ним (14,19 и ком.). Присутствие Ангела, так же как и присутствие Бога, сопровождается облаком (14,19). 23 имя Мое в Нем. Иначе говоря, Ангел воплощает природу Бога. То, что говорит Ангел, говорит Бог (ст. 22). Он будет расценивать бунт против себя как бунт против Бога. См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога». 23 столбы их. Израильтяне также должны разрушить священные столбы в местах поклонения хананеев. Подобные столбы, узаконенные ранее ( Быт. 28,28 ), отныне запрещались. Израильтяне должны уничтожить все, связанное с языческими обрядами. 23 Он благословит. Во Втор. 28,1–14 дан более длинный перечень благословений Израилю. 23 Ужас Мой. Это одно из ключевых выражений, использованных в описании священной войны Израиля. 23 шершней. Возможно, это метафора, связанная с военными действиями египтян против упомянутых народов. 23 пределы. Пределы обетованной земли не были установлены вплоть до царствования Давида, при котором формально окончилось завоевание всей территории. моря Чермного. Очевидно, имеется в виду залив Акаба на юго-востоке (см. также ком. к 13,18). 23 не заключай союза. Однако Израиль не выполнил этот наказ ( Нав. 9 ). Глава 24 24 И Моисею сказал Он. Стихи 1,2 выражают идею всей главы и продолжают повествование, прервавшееся на 20,21. Упоминание об Аароне и двух его сыновьях свидетельствует о достоверности этих событий; позднее сыновья Аарона были убиты за преступление против Бога ( Лев. 10,1.2 ). Семьдесят старейшин в 18,12 (или, возможно, здесь имеются в виду «способные люди», как в 18,21), очевидно, представляют семьдесят потомков Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

42). При изложении податей культа, естественно, не следует брать в расчет добровольно приносимых жертв и случайных платежей в роде, напр., денежных взысканий за жертвы греха ( 4Цар.12:16 ), но только регулярно платимые оклады. Напротив, в данном случае безразлично, доставались ли они священникам или были употребляемы иным способом. В книге завета узаконения еще несложны и не обширны. Мужские первенцы должны быть приносимы Иегове, Исх.22:29 и д.; ср. 34:19 и д., по какому месту вместо человеческих первенцев и ослов надо было платить денежную сумму. Далее, Иегове принадлежат начатки произведений земли, причем, как кажется, выбор и количество были предоставлены свободной воле приносящего, Исх.22:29, 23:19, 34:26 . На способ этого приношения более ясный свет бросает только место во Второзаконии (15:19 и д.; ср. 12:16, 14:23). Мужские первородные овцы и крупный скот, говорится здесь, принадлежат Иегове, почему на первородном воле нельзя пахать, первородного ягненка – стричь; они должны быть приносимы к святилищу, чтобы там съедаться приносящими жертву при торжественных жертвенных пиршествах (cp. 1Цар.1:4 ). Следовательно, эти приношения лишь постольку принадлежат к податям, поскольку не только приносились в жертву кровь и жир, но и священники получали свою часть от жертвенных пиршеств (cp. 1Цар.2:13 ). Можно ожидать, поэтому, аналогичного образа действия с начатками плодов в законодательстве Второзакония. Действительно, мы во Второзаконии встречаем место, где говорится о начатках плодов, и о них дается вполне такое же предписание, как и о первородных. Именно, израильтяне, по Втор.26:1 и д., должны нести свои первые плоды к священнику, и там, по произнесении благодарной молитвы своей за дары милости Иеговы, пользоваться ими, в соединении с членами семейства, бедными левитами и пришельцами, для торжественных пиршеств. В других местах Второзакония – там, где можно бы ожидать начатки, нам встречается десятина от произведений земли, и притом точно в том же употреблении (14:23 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Следующее затем: на берегах его и в болотах или в тех [частях], которые выступают из берегов, воды не сделаются здоровыми, прикровенно указывает на то, что кто не будет в ковчеге Ноя, тот погибнет от господствующего потопа, и до кого не дойдет та река, те не получат исцеления, но будут назначены для соли согласно с написанным: губителю раны приемлющу, безумный благоразумнее будет (Притч. 19:25). Ибо примеры худших научают хороших. Или же оне будут назначены для соли согласно с написанным: добро соль, аще же соль обуяет, нивочтоже будет ктому (Марк. 9:50; Матф. 5. 13), так что никогда не будут иметь плодов и зелени. Это показывает и обсыпание города солью после разрушения. У потока же или реки по берегам его с той и другой стороны будет расти всякое дерево плодовое или, как все согласно перевели, βρω’σιμον (съедобное), которое дает пищу и корм и то, что можно есть, и называющееся на еврейском языке machal. И ничто, по Семидесяти, не устареет на нем, но ежедневно будут возобновляться плоды его или лист с него не опадет и плод его не истощится согласно с написанным в первом псалме: и будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Псал. 1:3). Каждый месяц, говорит, оно будет приносить начатки или как написано у LXX: плод его при возобновлении будет давать начатки, чтобы все плоды верующих были начатками и чтобы каждый месяц относился нами к одному из апостолов. Произойдет же это потому, что воды его будут течь из святилища. А чтобы мы не думали, что такое обилие плодов зависит от берегов, дерев или месяцев, он указывает причины обилия, добавляя: потому что воды его будут из святилища. Таким образом это есть дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога (Рим. 9:16). Первое место среди этих деревьев занимает древо жизни, означающее мудрость, о которой написано: древо живота есть всем держащимся ея (Притч. 3:18). Слова же; и плоды его будут служить в пищу, а лист его для врачевания означают таинства божественных Писаний; из них одно относится к букве, а другое к духу, так что под листьями нужно понимать простые слова, а под плодами сокрытый в них смысл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Настоящее место есть единственное указание этого повеления в Пятокнижии, хотя о нем впоследствии упоминается у Иезекииля XLVIII, 24, и у Ев. Mapka IX, 49–50 . Необычайно замечательно выражение Чucл XVIII, 19 , о части предоставленной из жертв в удел священству на вечно: «это завет соли вечной пред Господом». Соль, замечает О. Герлах, типически противопоставляется брожению; как брожение есть разложение, так соль есть сохранение пищи. – Она притом возвышает вкус и сохраняет здоровье. Соль есть тип ненарушимости союза с Богом. Значение соли в Новом Завете также чрезвычайно важно. Солью, т. е. связью, важнейшим нравственным элементом человеческой общины, называются люди, избранные Господом, посланные, чтобы солию осолить сердца народов: «Вы есть соль земли» ( Mamф. V, 13 ). 913 (Ст. 14–16). Некоторые полагают, что стихи 14–16, прибавлены впоследствии (Иисусом Навином), после вошествия в землю Ханаанскую. Но мы выше видели, в пр. 2 этой главы, что есть много оснований думать, что Израиль и в пустыне имел посевы на склонах Хорива и Синая. Упоминание только что поспевших зерен, без указани каких либо других плодов, чрезвычайно характеристично. Во Второз. X40;III, 4, и XXVI, 2, упомянуты начатки от плодов, и елея и вина, «когда ты войдешь в землю, которую Господь даст тебе». Здесь в Левите, но нашему мнению, присовокуплены указания о приношении тех только плодов земных, которые были в пустыне добыты посевом. Ни о вине, ни о елее, ни о плодах садовых нет речи. Самое приношение чрезвычайно просто, зерна, только что добытые из колосьев, слегка поджаривались на огне и поливались елеем. Главный смысл этого Минха-было установление принципа посвящения Господу первых плодов человеческой работы и освящение самой работы. 914 (Ст. 1). Мы видели выше, что важный отдел жертв всесожжения, сопровождаемых бескровными жертвами, возносился всецело в пламени. Мирная жертва, за отделением части на всесожжение и за выделом части священнодействующего, обращалась в трапезу для приносящего. Эти два разряда жертв: Ола (возносящаяся) и Шелем (мир, согласие) были древнейшими жертвами, переданными в наследство от Ноя через патриархов Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сами же по себе они лишь начатки жития боголюбивого. Прекрасное дело – пост; прекрасное дело бдение; равно как прекрасное дело – подвижничество – странническая жизнь, – но все это лишь начатки жития боголюбивого. А потому совершенно неразумно полагаться на одни подобные сим дела. Хорошо приносить Богу в дар что-либо из своего имущества, но не это главное. Главным и лучшим в имуществе называется сама душа и сам ум, чем и повелевается нам неоскудно возносить Богу хвалы и молитвы н не что-либо обыкновенное предлагать в дар Владыке, но со всей любовью и усердием посвящать ему что есть лучшего в душе, вернее же сказать, всецело саму душу 377 . Ибо как при возделывании виноградника все попечение прилагается для того, чтобы насладиться плодами, а как скоро не оказывается плодов в винограднике, – весь труд возделывания становится тщетным и напрасным, так и внешние добрые дела должны совершаться не ради самих себя, а ради духовных плодов 378 . А потому если преуспели в посте, во бдении, в псалмопении, во всяком подвиге и во всякой добродетели, но на жертвенник сердца не совершено еще благодатью таинственное действие Духа, то все таковое чинопоследование подвижничества далеко не совершенно 379 . Если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействуешь и творишь блуд в помыслах твоих, то прелюбодей ты пред Богом и не приносит тебе пользы девственное тело твое 380 . Все внешние дела благочестия могут легко уживаться с самолюбием... Даже тот, кто отрекся от мира, стал нестяжательным, бесприютным, постником, бывает еще привязан к себе самому, или к мирским вещам, или к дому, или к родительской любви 381 . Можно иметь молитвенную наружность 382 , воздерживаться от общения с женой 383 , отказаться от всякого мирского наслаждения, от отца, матери, сделаться странником, нищим 384 , отличаться всеми телесными подвигами 385 , и в тоже самое время быть λας μρον – солью обуявшей. И такой человек жалок паче всех людей, ибо и здешнего лишен и божественным не насладился 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3. Следует выяснить сперва, почему не было принято приношение Каина. Это недоумение разрешает само Писание, сказав: «Спустя несколько дней принес Каин от плодов земли» 133 , чтобы этим изобличить Каина, так как он не принес Богу ни отборную часть плодов, ни начатки, но взял их себе, а Бога нечестиво почтил лишь во вторую очередь. 4. Затем, почему Писание называет приношение жертв Авеля дарами, а дары плодов Каина именует жертвой 134 ? На исследуемый вопрос снова можно ответить, воспользовавшись правильной догадкой, – даром названа жертва Авеля потому, что он приносит Богу жертву, подражая дарящим. 5. Ведь, как дарящие для угождения одаряемым собирают самое лучшее и всё полноценное и, вовсе ничего не убавляя, приносят своим друзьям в дар, так и Авель жертвует из своих животных только первородных, а из мяса приносит именно самое жирное. 6. Ведь приносящий жертву обычно разделывает ее и кровь выливает на жертвенник, мясо же относит домой. А тот, кто дарит, отдает свой дар всякому, кто его принимает. Именно так, я думаю, Авель и посвятил первородных: его выбор ставит любовь к Богу выше любви к себе. Каин же, выделив себе первородное и нечестиво почитая Бога во вторую очередь, да и то через несколько дней, а не сразу, изобличается в том, что приносит это, больше любя себя, чем Бога. И он, естественно, терпит неудачу, а дар его отвергается, как недостойный. 23. Каин первым придумал плуг и выгоду 135 , Авель же заботился о праведности. Убив Авеля, Каин спрятал труп, думая так укрыться. Но, поскольку кровь того вопияла к Богу, то услышал Бог: ведь Он слышит праведных, даже если они скончались, а от неправедных отвращается даже во время их молитв, ведь первых Он и мертвых признаёт живыми, а вторых даже живых считает умершими для истинной жизни. 2. Наказывает Он Каина, не сразу убив его, но обрекши на пожизненную дрожь и стенание; поэтому, когда тот опасался смерти, как убийца, Бог говорит: «Не так; но всякий, кто убьет Каина, разрушит семикратное отмщение» 136 , словно говоря: «Пойми, что не малым и не скоротечным будет твое наказание, и не надейся слишком быстрой смертью избежать прижизненных бедствий, но следует тебе опасаться наказания, равносильного прегрешению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

проституции ( Ам.2:7 ; Ос.4:13–14 ). Все это с достоверностью показывает, что положение «кн. Завета» ( Исх. 22:31 ): «будете у Меня людьми святыми (=людьми, «Мне посвященными») не составляет противоречия общему уровню религиозных воззрений допророческого времени 188 ; рядом с повелением приносить начатки плодов и первенцев положение это в разъяснении пр. Осии ( Ос.9:3–4 ) обращается в требование ритуального освящения народа Божия; то, что в Исх. 22:29–30; 34:19, 26 говорится просто о принесении Иегове или «в дом Господень», очевидно, имело рядом с собою дополнительную редакцию в другом законодательстве, которое упомянуто пр. Осией в той его части, которая касалась освещения начатков плодов и которая, очевидно, знакома была пророкам в полном виде т. е. и в той части, которая говорит о посвящении Иегове первенцев из народа, а через них и самого народа ( Числ. 8:16, 17; 18:15 ). Десятины. Кроме жертв и праздников нашим пророкам известны из культовых действий десятины ( Ам.4:4 ) и приношение начатков плодов «в дом Господень» ( Ос.9:4 ). а) У Ам. 4:4 , читаем: «приносите десятины ваши хотя через каждые три дня». Пророк говорит о культовой практике давнего происхождения и твердо сохраняемой в его дни. Речь его, как и во всем отделе Ам. 4:4–5 , проникнута здесь иронией 189 : современники пророка очень точны в исполнении культовых обязанностей; усердны они и в точном соблюдении закона о десятинах, – думая этою лицемерною исправностью заменить отсутствие нравственной чистоты и благоговейной настроенности. Ho по приговору Божию – это усердие бесполезно. Если бы израильтяне приносили десятины сверх требуемого законом, чрез каждые три дня, Иегова не примет их. Пророк не говорит, как требует закон приносить десятины и как их действительно приносили в его время, конечно, потому что не имел в этом нужды, трактуя о том, что наблюдал лично. Но уразуметь речь пророка легко. Ни декалоги, (оба), ни «книга Завета» ничего не говорят о десятинах. О них мы встречаем упоминание лишь в законодательстве Лев. 27:30; 31:33 срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Вместо хлебного приношения, которое по-еврейски называется тапаа, Акила и Симмах перевели дар. Затем, вместо заклятого (vomum), что LXX перевели чрез φο’ρισμα, то есть отделенное, Акила, Симмах и Феодотион перевели να’θημα, (отлученное), что по-еврейски называется herem. Должно обратить внимание на то, что все то, что теперь Господь говорит чрез пророка, Он уже прежде сказал чрез Моисея. При этом должен возникнуть также вопрос: почему Он повторяет то, что уже прежде было сказано? Это именно для того, чтобы находившееся в умах людей и изгладившееся из них вследствие небрежного чтения, невнимательного слушания или забвения, возобновилось чрез живое слово, не писанное тростию и чернилами, а чрез Духа и слово Божие. Посему и Спаситель не оставил ни одной собственной книги Своего учения, вопреки вздорным вымыслам многих апокрифов, но ежедневно Духом Своим и Отца говорит в сердце верующих. Это будет служить также ответом для тех, которые ставят пророкам в упрек то, что они в своих книгах повторяют то, что содержится в Пятокнижии. Итак от хлебного приношения и от жертвы за грех и за преступление или неведение должны есть священники, о которых написано: грехи людей Моих снедят (Осии 4, 8). И не столько должно радоваться за приношение даров, сколько страшиться осуждения за почетное отличие (honoris), если мы пользуемся им недостойным образом. Начатки в буквальном смысле означают то, что из числа одушевленных и неодушевленных предметов первое родится и что прежде всего производит земля. Также начатки пищи нашей приносятся священникам, чтобы мы никаких новых плодов не вкушали прежде, чем вкусит от них священник. Делаем же мы это для того, чтобы священник оставлял благословение и приношение наше в доме своем, или для того, чтобы по его молитве Господь благословил домы наши. Велико достоинство священников, но велико и падение их, если они согрешают. Мы должны радоваться возвышению, но страшиться падения. Не столько бывает радости при достижении высоты, сколько печали при падении с высоты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он же называется и мечем. Сказано: «живо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра» ( Евр. 4, 12 ). А спасительное Его учение производит в нас духовное обрезание. При том история показывает, что многие из родившихся в Египте не были обрезаны: потому что родители их, как вероятно, боялись совершить над ними обрезание по причине умерщвления Еврейских младенцев, все же, можно сказать, родившиеся в пустыне, исключая разве немногих, оставались необрезанными. Место обрезания названо Галгала, что значит свобода. Тогда изрек Бог всяческих: «в днешний день отъях поношение Египетско от вас» ( Нав. 5, 9 ). А сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение. Вопрос 5. Кого разуметь должно под Архистратигом силы Господни (Нав. 5, 14)? Некоторые говорят, что Иисусу явился Бог-Слово; а я думаю, что это был Архангел Михаил. Ибо, когда прегрешили Евреи, Бог всяческих изрек Моисею: «Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть, ... но... послю Ангела Моего пред лицем твоим» вперед тебя ( Исх. 33, 2–3 ). Сей-то Ангел, как думаю, явился теперь Иисусу, чтобы ободрить его и предвозвестит ему Божию помощь. Вопрос 6. Почему же Архистратиг употребил слова, изреченные Богом? – Ибо говорит: иззуй сапог с ногу твоею, место бо, на нем же ты стоиши, свято ест (Нав. 5, 15) Потому что Бог всяческих сказал Иисусу: «якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою» ( Нав. 1, 5 ). По сей-то причине, что слышал Моисей, слышит и Иисус, чтобы соделаться ему бестрепетным, как приявшему то же достоинство. Вопрос 7. Почему Бог повелел проклясть город Иерихон (Нав. 6, 16)? Это был первый взятый ими город по перехождении чрез реку. Посему, как Бог заповедал им приносить в жертву начатки плодов, так повелел принести и начатки военной добычи. Притом сими законами приобучаеть их соблюдать законы необходимые. Являя же им Свое могущество, делает, что первый город берут без оружия и без воинских снарядов, и разрушает его одним звуком труб, чтобы, когда, вступив в сражение, будут побеждены, знали они, что сами подали повод к одолению их, пренебрегши Божии законы. Вопрос 8. Почему Раав, будучи иноплеменницею, жила среди сынов Израилевых, как показывает история? И сим прообразуется совершающееся с нами. Ибо Владыка изрек: «и ины овцы имам, иже не суть от двора сего; и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь» ( Иоан. 10, 16 ). Поэтому и законополагая, сказал: «закон един да будет ... и туземцу и пришелцу» ( Исх. 12, 49 ). Посему законодатель Моисей не возбранил идти с Евреями и Египтянам, пожелавшим сего. Надлежало, чтобы и дивия маслина привилась к маслине доброй, как говорит блаженный Павел ( Рим. 11, 24 ). Вопрос 9. Что значит сказанное: на первенце своем оснует его, и на меньшем своем поставит врата его (Нав. 6, 25)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010