Ταμ βδοβы οсταюτся ποcλε παсχαλьνοй αγαπы δλя βсενοщνοй μολητβы, ζδεсь – πο Κανοναμ Ηππολητα; «Εcλη κτο ποжελαετ πρηγοτοβητь βδοβαμ τραπεζυ, πυсτь ποζαβοτητся, чτοβы ονη ημελη τραπεζυ η βыλη οτπυщενы πρεжδε, чεμ ζαйδετ сολνцε. Εcλη жε ηχ βυδετ μνογο, πυсτь οсτερεγαετся, чτοβы νε βыλο βεсπορяδκα η πυсτь νε πρεπяτсτβυετ ραζοйτηсь ημ πρεжδε βεчερα. Πυсτь καжδοй ηζ νηχ δαετся δοсτατοчνο πηщη η πητья. Νο πυсτь υχοδяτ πρεжδε чεμ ναcτυπητ νοчь». Ζδεсь τε сαμыε βδοβы, κοτορыε οδνη c δυχοβενcτβομ η δεβαμ сοβερшαюτ β «Ζαβεщανηη» παсχαλьνοε βсενοщνοε βδενηε ποcλε αγαπы, ζαβοτληβο υδαλяюτся c ναcτυπλενηεμ βεчερα πο δομαμ, πρη чεμ υκαζыβαετся η πρηчηνα τακογο τρεβοβανηя; βεсπορяδκη, βοζνηκαβшηε, οчεβηδνο, βλαγοδαρя πρεжνεй πρακτηκε. Εсτь η εщε β эτηχ παμяτνηκαχ νεсκολьκο νοβыχ, πο сραβνενηю c «Ζαβεщανηεμ», ζαμεчανηй οτνοсητελьνο αγαπ, χαρακτερνыχ δλя ηχ ηcτορηη. Τακ παμяτνηκη ясνο δαюτ πονяτь, чτο νεβοζδερжνοсτь η (c. 84) шυμνοε ποβεδενηε να αγαπε νερεδκο «οπεчαληβαλη» βλαγοτβορητελя – υсτροητελя εε, η δλя πρεδυπρεжδενηя эτηχ βεсπορяδκοβ Κανονы Ηππολητα сοβετυюτ προсητь υсτροητελя αγαπы ο πρηcυτcτβηη να νεй εγο cο βcεμ сεμεйсτβομ.    На устройство агап шли начатки, которые верующие приносили клиру от своих плодов и доходов. Такой древний памятник, как «Завещание», эти начатки поставляет в зависимость от доброй воли каждого: «Кто желает принести плоды или начатки жатвы, пусть приносит епископу»; епископ же благословляет принесенное и читает над ним особую молитву; при этом делается замечание: «Овощи не благословляются, но плоды деревьев, цветы – розы и лилии». Каноны Египетские и Ипполита уже советуют приносить начатки, но гл.о. для благословления их епископом, – первые менее решительно: «Пусть стараются приносить во всякое время епископу начатки», а Каноны Ипполита: «Кто имеет начатки..., пусть приносит». Как и в «Завещании» над принесенными начатками читается епископом (Кан. Ипп.) или священником особая молитва, в которой возносится благодарение Богу за плоды земные, призывается на них и на принесшего благословение Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Были и иные десятины, которые собирали для бедных и которые на греческом языке называются πτωχοδεχα’δαι (десятины бедных). Но те начатки, которые приносили от плодов, не были ограничиваемы определенным числом, а предоставлялись усмотрению приносящих. Нам известно также предание евреев, не предписанное законом, а утвердившееся по воле учителей: по нему, как самая большая часть давалась священникам сороковая, а самая меньшая — шестидесятая; в пределах же между сороковою и шестидесятою частью каждый мог приносить, сколько хотел. Таким образом то, что осталось неопределенным в Пятокнижии, здесь в частности определяется по причине корыстолюбия священников, чтобы они при принесении даров не требовали от народа более [должного], то есть приношения более шестидесятой части из того, что родит земля. Ибо если кор, который по-еврейски называется homer, а у LXX гомор, заключает в себе тридцать модиев в отношении как к твердым, так к жидким телам, а ефа и бат, как мы выше сказали, составляет десятую часть кора, и если заповедуется, чтобы при приношении начатков давалась священникам шестая часть как ефы, так кора, что из трех модиев составляет половину модия; то из этого вычисления ясно, что священники должны получать шестидесятую часть начатков. Пока достаточно это узнать и выслушать применительно к еврейскому тексту и буквальному смыслу. Теперь обратимся к духовному смыслу, причем прежде всего возникает вопрос; каким образом говорится: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды, да исполнятся житницы твоя множеством пшеницы, вино же точила твоя да источают (Притч. 3:9. 10), чтобы, принесши начатки от трудов и сил твоих и сказав: се принесох Тебе начатки от плодов земли, которые дал ми еси, Господи (Второз. 26:10), ты удостоился услышать: благословен ты во граде и благословен ты на селе; благословена исчадия чрева твоего и плоды земли твоея и плоды волов твоих (Второз. 28:3-4) и прочее, и чтобы ты обладал всяким духовным благословением на небесах во Христе (Ефес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что же касается административных функций, то в источниках пророку они нигде не приписываются.    Мы сказали выше, что, будучи лицами, имевшими миссию — наставлять верующих, пророки иногда, для большого успеха своего дела, из странствующих проповедников превращались в проповедников, остававшихся на более или менее продолжительное время в данной общине, или даже совсем поселялись в ней. В подобном случае к пророку применяли слова Господа: «делатель достоин мзды своей» (Мф. 10:10; Лук. 10:17), и общины считали своей обязанностью принимать на себя материальное содержание проповедника. Указанием, как поступать в таком случае, служил пример обеспечения священника в Ветхом Завете. Пророку предназначались так называемые начатки, не только начатки от плодов земных, но и начатки от точила (т. е. вина) и гумна, а также волов и овец, от всякой приготовляемой пищи, также часть от каждого кувшина с вином и елеем, а равно известная доля денег и материи, из которой шьется платье; от всего следовало уделять, сообразно принятому правилу (гл. XIII). Отсюда видно, что пророк вел не аскетическую жизнь: ему полагалась часть ото всего, что потребно человеку в обыденной жизни. Этого рода предписания, находимые в Διδαχ, указывают, что бескорыстие пророка должно заключаться не в том, чтобы он, подобно апостолу, довольствовался пропитанием от общины в течение короткого срока и брал с собою хлеба, сколько нужно для дневного пропитания, но в том, чтобы он не требовал ничего лишнего, довольствуясь тем, что определено практикой. Διδαχ задает себе вопрос, как поступать с начатками в том случае, если в данной общине нет пророка — и разрешает его так: «начатки нужно отдавать бедным» (XIII, 4). Следовательно, пророку предназначалась та доля, какая в другое время шла на бедных в общине. — Таковы свидетельства Διδαχ о пророке. Автор Διδαχ утверждает, что, делаясь оседлым, пророк уже получал содержание от общины, что это содержание состояло из начатков от плодов и от всякого имущества верующих, что даяние это было добровольным со стороны последних и не было чем-либо вроде определенного жалования, и что, наконец, пророки имели средства для весьма удобной, не аскетической только жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Разумеется, — вслед за тем прибавлено в Правилах, - что епископ и пресвитер разделят их с дьяконами и прочими клириками» (пр. 4). С особенной подробностью говорится о начатках и их приношении на пользу клириков в Постановлениях Апостольских. «Всякий начаток должно приносить епископу, пресвитерам и дьяконам на пропитание их, ибо начатки принадлежат священникам и служащим им дьяконам» (VIII, 30). Постановления Апостольские стараются уяснить, почему именно начатки должны принадлежать клиру. «Вы — (обращение к духовным) — образцы подчиненным вам мирянам, ибо не думайте (обращение к мирянам), что епископство есть бремя легкое и удобное, поэтому так как вы, духовные, несете более тяжелое бремя, то и нужно, чтобы первые пользовались плодами» (II, 25). Рассматриваемый памятник очень тщательно высчитывает, что именно должны приносить миряне духовенству в качестве начатков. «Епископа вы должны любить, принося на благословение ваше плоды ваши и дела рук ваших, и дары ваши — начатки хлеба, вина, елея, яблок, волны (шерсти)» (II, 34). «Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам, чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих, давай и произрастания земли, чтобы умножились стада волов твоих, стада овец твоих. Всякий начаток хлебов теплых, вина из сосуда, или елея, или меду, винограда или других плодов начатки давай священникам».    Кроме этих доходов обыкновенных и более или менее определенных, т. е. остатков от евхаристической жертвы, церковных денег и начатков, у духовенства были доходы, так сказать, экстренные. Сюда нужно относить подачки в пользу высших и низших клириков от пиров, какие устраивались мирянами. В Постановлениях Апостольских читаем (II, 28): «на пиру пусть уделяют обычное епископу («пастырю»), хотя бы он и не присутствовал здесь, пусть отделяют ему в честь Бога, вручившего ему власть. А дьяконам пусть дают в честь Христа, вдвое против того, что сколько дается дьякониссе. А пресвитерам, как постоянно трудящимся около слова учения, пусть дают двойную же часть, в честь (благодати) Апостолов Господних.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Сначала рассмотрим вопрос о веществе таинства. Здесь ключевым понятием, которое вводит Кавасила и на котором основывается вся его концепция Евхаристической Жертвы, является понятие «начатки жизни человека» (παρχς τς νθρωπνης ζως) 29 . Начатками жизни человека в евхаристическом приношении он называет хлеб и вино. Суть данного понятия Кавасила раскрывает через проведение параллелей между ветхозаветной практикой приношения даров в храм и евхаристическим приношением: если во времена Ветхого Завета приносились в храм начатки от плодов (т. е. первый урожай), первородные из животных ( Исх. 22, 28–29 ), то в Новом Завете в Евхаристии как «начатки жизни» (παρχς τς ζως) человека приносятся в дар Богу хлеб и вино 30 . Здесь можно выделить несколько причин, почему именно хлеб и вино являются начатками жизни человека. Во-первых, сама пища (в т. ч. хлеб и вино) есть символ (σμα) жизни, ибо пищей поддерживается всякая жизнь 31 . Во-вторых, именно хлеб и вино являются «исключительно человеческой пищей» 32 , ибо потребность в печении хлеба и выделывании вина свойственна только человеку. Хлеб и вино есть то жизненно важное, чем он дорожит, чем поддерживается его жизнь и без чего она угасает. Поэтому, согласно мысли Кавасилы, если в Ветхом Завете под видом начатков урожая приносился в дар Богу весь урожай, то в Новом Завете под видом хлеба и вина (начатков жизни человека) христиане в Евхаристии приносят в дар Богу свою жизнь, то есть посвящают её на служение Ему. Принесение «начатков жизни» (хлеба и вина) есть символ принесения всей жизни Богу. Главная причина, согласно которой дары приносятся именно как «начатки жизни» и символизируют (σημανεται) жизнь человека, заключается в том, что Христос в ответ на приношение этих даров подаёт Саму Жизнь, Самого Себя: «Сам Спаситель, милостиво принимая эти дары и ценя их выше всякого законного служения, подаёт взамен (ντιδδωσι) нам Своё Тело и Кровь» 33 . Кавасила отмечает, что приносимый дар «не совершенно должен отличаться от воздаяния», но должен иметь некое «сходство» (συγγενς) с воздаянием, ибо Тот, Кто его подаёт, есть Праведный Судия, который «во всём определяет вес и меру» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Ибо она не делала бы этого, если бы не знала, что так поступил и Христос; она слышала Его повеление; сие творите, и если бы в этом (действии) не было сходства (с тем, как поступил Христос), тогда здесь не было бы с ее стороны подражания Ему.   3. О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни Какой же вид даров? Древние приносили начатки от плодов, от стад, от скота или от других тварей. А мы, как начатки нашей жизни, посвящаем Богу эти дары, служащие человеку пищей, посредством которой поддерживается телесная жизнь; мало того, жизнь не только поддерживается пищей, — пища служит признаком жизни. Мы ели и пили вместе с Ним по Воскресении, говорили о Христе апостолы, желая показать, что они видели Его живым. И Господь, когда воскресил одного мертвого, велел дать ему есть, чтобы посредством пищи удостоверить всех в его жизни. Кто начинает употреблять пищу, о том без малейшей несообразности можно заключать, что он начинает жить. Но, может быть, кто-нибудь скажет, что почти всё, что приносили Богу и древние, также может служить пищей человеку? Это были плоды, над которыми трудятся земледельцы, и животные из числа употребляемых в пищу. Так что же? Все это служило начатками человеческой жизни? Нет. В числе этих предметов нет ни одного, который бы составлял пищу собственно человеческую: они служат пищей и для других животных: одни — для птиц и травоядных, другие — для плотоядных. Человеческой пищей мы называем то, что служит отличительной принадлежностью одного человека, а между тем потребность в приготовлении хлеба для пищи, в выделывании вина для питания свойственна только человеку. Под этим самым видом и приносятся святые дары.   4. Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни Какая же причина, какое основание тому, что мы должны приносить эти дары Богу как начатки жизни? Это потому, что Бог за эти дары дает нам жизнь. А справедливость требует, чтобы дар не совершенно разнился от воздаяния, но чтобы имел с ним какое-нибудь сходство, и если последнее есть жизнь, то первый также должен быть жизнью, в каком бы то ни было смысле, особенно потому, что установитель дара и податель воздаяния есть один и тот же праведный Судия, всему полагающий вес и меру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Если в лице других Господь Сам и в темнице посещается и принимается, как больной и в голоде, и жажде насыщается и подкрепляется питием, то почему не признать, что в лице служителей Своих не Он Сам получает десятины; а если они не поступают от народа в кладовые, то не Он ли лишается Своей части достояния? Выше упомянутое нами слово haiecba ( ) на языке Сирийцев и Халдейцев имеет значение: если оскорбит, [в смысле: прибьет, пригвоздит], посему и мы уже много лет тому назад переводили его в этом именно смысле, относя написанное у пророка больше к страданиям Господа, когда люди пригвоздили Бога ко кресту, чем к десятинам и начаткам от плодов, которыми Господь посещается в темнице, принимается, как болящий. получает пищу и питье во время голода и жажды ( Мф.25:35–36 ). Пусть благоразумный читатель сам ищет: каким образом эти слова нашего толкования можно согласить с теми, которая следуют, – со словами: В десятинах и начатках, и пусть он увидит: могли ли мы сказать это [т.е. истолковать в смысле]: Ибо вы пригвождаете Меня ко кресту, ибо вы налагаете преступные руки на Бога вашего; вы сделали это, не помыслив о многих вещах, тайно похищая десятины и начатки плодов, – Я не говорю: У Моих священников и левитов, но: У Меня, повелевшего давать их чрез Моисея ( Исх.23:14–20 ). – Это мы сказали по поводу одного слова, предоставляя суждение свободному благоразумию читателя. А теперь продолжим следовать порядку пророческого слова. Так как вы не доставляли Мне десятин и начатков от плодов, и обманываете Меня, как бы подставляя Мне ногу и грабите Меня, то вы, – весь народ, – будете прокляты голодом и бедностию. Вместо слова народ на Еврейском стоит aggoi ( ), что значит год, и Семьдесят перевели: τος (не θνος), т.е. лето. И смысл этого места такой. Вот исполнился уже год, а вы ничего не принесли в Мои житницы, а потому за десятины и начатки плодов, которые были не велики, если бы вы только отдали их Мне, вы потеряли все ваше благосостояние и все количество плодов ваших. Но чтобы вы знали, что это совершилось вследствие Моего гнева, ибо вы обманули Меня в Моей доле благосостояния, Я предупреждаю и увещаваю вас, чтобы вы собрали десятины в житницы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

    Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4.    Здесь мы соединили синодальный и церковнославянский тексты для лучшего понимания фразы.    То есть заботу. Слово 120. О начатк а х    По поводу начатков: всяким образом подобает то, что принадлежит Богу, Богу же и приносить от своих трудов и от своей силы, которую Он нам подает и, промышляя, заботится о нас, по Писанию: Чти, говорит, Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Да исполнятся житницы твоя множеством [Col. 1808] пшеницы (Притч. 3:9). И Закон: да не явишися предо Мною тощь… Начатки первых жит твоих да внесеши в дом Господа Бога твоего (Исх. 23:15, 19); Не ослушайся Его… имя бо твое есть на нем (Исх. 23:21); Начатки от гумна и от точила твоего да не косниши принести (Исх. 22:29) и:принесеши жертву от начатков жит твоих (Лев. 2:14), и да помолится о нем жрец греха ради его, и оставится ему (Лев. 4:26). И еще: И принесоша, говорит, князи… дары своя пред олтарь (Чис. 7:10). Говорит же и Иезекииль: Вси же людие да дадят сей начаток старейшине (Иез. 45:16). Поэтому и Товия сказал [о себе]: начатки произведений земли отдавал священникам… для жертвенника (Тов. 1:7). И другой: да не явишися пред Господом тощь (Исх. 23:15). Итак, все это по заповеди отдай Вышнему, и даянием Своим Он седмижды воздаст тебе. Оком благим прослави Господа и не умали от начатка рук твоих (Сир. 35:7). И всякое даяние совершай с веселым лицом, потому что приношение праведного умащает жертвенник. Хранитель заповедей Давид говорит: Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы (Пс. 65:13-15). И в другом увещательном слове: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни (Пс. 28:1), возмите жертвы и входите во дворы Его (Пс. 95:8) и: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси иже окрест Его принесут дары (Пс. 75:12), то есть приближающиеся Ему (Пс. 148:14). И Апостол говорит: чтобы мне быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

37 Этот праздник совершался 25-го числа девятого месяца, Хаслева (=ноябрь – декабрь), и установлен был Иудой Маккавеем в память очищения храма в 164 году до Р.Хр., после осквернения его Антюхом Епифавом в 167 году до Р.Хр. См. 1Мак.4:52–59 . 39 По разъяснению Талмуда, должно было различать начатки двух родов: биккурим и терумот‘. Первым именем назывались естественные произведения земли, начатки от плодов земли, семи указанных видов ( Втор.8:8 ). Второе же название прилагалось к начаткам искусственно, руками человеческими, приготовленных произведений, напр.: ткани, муки, напитков и т.п. Эти последние начатки не приносились во храм, а прямо посылались священникам и левитам, в пользу которых они шли, и притом посылались Иудеями, жившими не только в Палестине, но и в Египте, земле моавитян и аммовитян, в Сирии и Вавилоне (Biccurim, 2, 2; см. Winer, cit. Werk. Bd. I. S. 343, и Herzog, ibid. S. 482). По свидетельству Иосифа Флавия (Antt. 16, 6, 7; edit. Bekkeri, t. IV, p. 27) те же начатки посылались иудеями, жившими в Малой Азии, а по Филону (орр. II, 578 см. Winer, ibid.) и из Рима. 52 Оно защищается даже такими авторитетными учеными, как Ольсгаузен (Biblisch Comment. 2-ter B d., 3 Aufl. 1838, S. 139–140) и Неандер (Leben lesu. 1 Aufl. S. 436). К этому мнению присоединяется и Фаррар («Жизнь Иисуса Христа», перев. Матвеева, ч. I, Мскв. 1876, стр. 181–183). 54 Пурим значит жребий. Такое название этот праздник получил потому, что празднуется в тот самый день, который Аманом по жребию был назначен для истребления всего народа еврейского. Современные нам Иудеи празднуют этот праздник 14-го и 15-го Адара следующим образом. 13-й день Адара они постятся в память поста Есфири, почему в Иудейском календаре он обыкновенно и называется постом Есфири. Богатые иудеи в этот день раздают бедным так называемое серебро дани Пурим, в количестве точно указанном талмудом. Бедные должны истратить эти деньги на празднество следующего дня, так чтобы ничего от них не осталось. Вечером евреи собираются в синагогу, где читается книга Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Великое и удивительное преобразование тайны искупления! Один только Первосвященник и однажды только в год мог входить во Святая Святых, но без крови, которую приносили в жертву о грехе за себя и за грехи всего народа, с тем, чтобы доказать нам, что, в то время, как существовал закон с его Храмом, его жертвами и его священнодействием, небо не было еще никому отверсто, и что оно отверсто токмо может быть одним Иисусом Христом, вечным и Святым Первосвященником, Который, проливши кровь Свою для очищения таких беззаконий, долженствовал чрез завесу Своей плоти войти в истинное Святое Святых и отверзать двери оного всем тем, которые в нем соединены друг с другом верою и любовью. Начатки Израильтяне обязаны были приносить Господу часть плодов своей жатвы, чтоб засвидетельствовать Ему свою покорность и зависимость, и признать верховное владычество Бога, виновника всех благ. Приношения сии делались до начатия жатвы, именем всего народа, приносившего сноп и хлебы, так как было говорено о сем выше; а, после жатвы, частными людьми, прежде нежели они начинали сами пользоваться оными; и по сей-то причине называли их начатками. Для начатков, частными людьми приносимых, не было назначенного времени; равно как и количество оных не было определено. Для принесения с большим великолепием сих начатков во Храм Иерусалимский, составлялись сонмы, каждой из двадцати четырех человек. Впереди каждого сонма шел телец, для жертвоприношения назначенный, увенчанный масличными ветвями и имевший позлащенные рога. Каждой нес в корзине начатки своих полей: у богатых корзины были золотые или серебряные, у беднейших же ивовые. Они шли торжественно до Храма, поя песни; по достижении же горы Храма, все, не исключая самого Царя, если ему случалось быть там, ставили корзины свои на плечи и несли их до двора жрецов, которые принимали их, читая приличные благоговейному сему действию молитвы. Приноситель говорил: Исповедую ныне пред Господом, что я вошел в страну обетованную Им отцам нашим; для того-то я приношу начатки плодов земли, данной мне Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010