Иезекииль был снова приведен к вост. воротам, к-рые оказались затворенными. Господь сообщил ему, что они не будут открыты и «никакой человек не войдет ими», поскольку через них прошел Бог Израилев. Лишь князь, входя через притвор, сможет воссесть в них, «чтобы есть хлеб пред Господом» (Иез 44. 1-3). Приблизившись к сев. воротам, пророк снова увидел, как «слава Господа наполняла дом Господа» (Иез 44. 4), и получил указание обличить дом Израилев, вводящий в храм «сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью» (Иез 44. 6-7). Бог запрещает входить в храм не только иноплеменникам (даже живущим «среди сынов Израиля» - Иез 44. 9), но и левитам, «которые удалились от» Него «во время отступничества Израилева» (Иез 44. 10). Впредь им запрещается «священнодействовать... и приступать ко всем святыням»; они могут быть лишь сторожами и прислужниками храма (Иез 44. 10-14). Приступать к священнодействию будут лишь те «священники из колена Левиина, сыны Садока», к-рые стояли на страже святилища во время отступления сынов Израилевых от Бога (Иез 44. 15). Даются предписания о том, что одежды священников должны быть только льняными (Иез 44. 18), а самим им не следует ни брить голову, ни отпускать длинные волосы (Иез 44. 20). Повторяется древнее установление о том, что женой священника может быть девица «из племени дома Израилева», в то время как «ни вдовы, ни разведенной с мужем они не должны брать себе в жены». Имеется небольшое отличие от установления в Лев 21. 7, состоящее в том, что священнику теперь разрешается взять в жены также «оставшуюся вдовою от священника» (Иез 44. 21-22; ср.: Лев 21. 7, 13-14). Далее следуют др. установления относительно жизни и богослужебной деятельности священников (запрещение участия в погребении умерших, кроме ближайших родственников; право священников на «начатки из всех плодов» и т. п.- Иез 44. 23-31), также во многом повторяющие сказанное в книгах Левит и Числа. Дается указание о выделении «священной части земли», которая «принадлежать будет священникам, служителям святилища, приступающим к служению Господу»; на этой земле должны располагаться и храм, и дома «служителей святилища» (Иез 45.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: " возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве " (Ин.4:35); и еще: " жатвы много, а делателей мало " (Лк.10:2). Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Они называет это жатвою. " При наступлении " , сказано, " дня Пятидесятницы " , то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это соверши­лось также во время праздника, чтобы те, которые присутство­вали при кресте Христовом, увидели и это событие. " И внезапно сделался шум с неба " . Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили, " они напились сладкого вина " , то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось? И не просто произошел шум, но – " с неба " . А своею внезапностью он возбудил уче­ников. " И наполнил весь дом " . Это показывает великую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что гораздо поразительнее: " и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные " (ст. 3). Прекрасно везде прибавлено: " как бы " , чтобы о Духе ты не подумал ничего чувственного: " как бы огненные " , сказано, и: " как бы от несущегося сильного ветра " . Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Свя­того Духа, – Он сошел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. " И почили по одному на каждом из них " , т.е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников сошел (Святый Дух), а не на остальных? Нет, – Он сошел и на всех сто двадцать человек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мал.3:9 . И взирающе вы взираете, и Мене вы обольщаете. С Евр.: «Проклятием вы прокляты; потому что вы – весь народ, обкрадываете Меня». Здесь под проклятьем, как показывают след. слова, разумеются безплодие, голод. А потому бл. Иероним 46 так объясняет: «поскольку вы не приносите Мне (говорит Господь) ни десятин, ни начатков, то и прокляты (обречены) на голод и бедность». Проклятием «прокляты» 47 все вы, Иудеи, «весь народ» 48 ; поскольку все оказались вероломными, похитителями священных вещей, Моей собственности, Моих десятин и начатков. Мал.3:10 . Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение его в дому его: обратитеся убо о сем, глаголет Господь Вседержитель: аще не отверзу вам хлябий небесных и излию вам благословение Мое, Дóндеже удовлитеся. С Евр.: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, – говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных, и не изолью ли на вас благословение до избытка?» «Лето скончася» и пр. Св. Кирилл Алекс. так объясняет по LXX: «Бог говорит: «обольщаете Меня». Год кончился, плоды собраны, а десятины и начатки, определенные законом, еще до сих пор у вас. «И будет расхищение в дому его». Бог как бы так говорит: вы собрали плоды с полей в свои дома, и думаете, что они будут лежать в ваших жилищах в целости и безопасности. Знайте же, что они погибнут, и ничто не сохранится от расхищения; вы будете томиться голодом, несмотря на то, что в поту собирали стяжания». Но чтобы вам избавиться от бедствий, – продолжает пророк, – от засухи, голода, которые вы терпите вследствие Моего проклятия за пренебрежение закона, вам остается одно средство – обратиться ко Мне умом и сердцем, в точности исполнять Мои приказания касательно жизни, Богослужения, содержания Левитов. Вам Мною приказано приносить десятины, делать приношения храму. Исполните это, принесите десятины от плодов, от животных в сокровищницы ( «сокровища») 49 или в кладовые, устроенные при храме ( Неем. 10:37–39 ), чтобы в доме 50 или храме Моем всегда была пища 51 , т. е. чтобы всегда были в наличии готовые материалы для принесения жертв и для содержания Левитов. Исполните это хотя для опыта, дабы видеть вам, что от этого произойдёт, не изменятся ли Мои отношения к вам, не снимется ли с вас Мое проклятие, под коим страдаете от засухи, голода, не открою ли Я для вас небесных отверстий ( «хлябий» 52 ), т. е. не дам ли вам дождя с неба? ( 2Цар. 7:19 ; Быт. 7:11 ; Ис. 26:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Милость В законе было много как повелений о том, чтобы не делать вреда ближнему, так и заповедей том, чтобы быть человеколюбивым и милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого недостаточно к исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу, так и не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не уделяет из своей собственности. О тех, которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых – мерзость пред Господом ( Притч. 15:8 ). А о немилостивых сказано: кто затыкает ухо свое от вопля нищего, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан ( Притч. 21:13 ). Поэтому притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды ( Притч. 3:9 ) 63 . Ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдой и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как написано: обеты правоходящих приятны Ему ( Притч. 15:8 ) 64 . И опять, если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то это вменится тебе в хищение (1). Должно вам, срастворив милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно ( Ос. 12:6 ) 65 . Ибо милостыню и суд любит Бог . Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и суде. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и Богатый пусть посмотрит на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыствовался ли чем от подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть?.. А если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое Богатство, внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну неправдой, намереваясь принести то, в рассуждении чего надо тебе пожалеть другого нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему окажи милость и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностью: Господь не сообщник разбойников и хищников. Не потому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения. Не бывает милостыня от неправды, благословения от клятвы, благодеяний от слез (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Мф.22:13 .  Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (exteriorem, τ σκτος τ ξτερον): там будет плач и скрежет зубов. Связанные руки и ноги, плач очей и скрежет зубов, ты понимай в смысле доказательства истины воскресения или, может быть, и так, что руки и ноги связываются ему для того, чтобы они перестали делать зло и устремляться к пролитию крови. А в плаче очей и скрежете зубов образно через телесные члены показывается величина мучений. Мф.22:14 .  Ибо много званых, а мало избранных. Все притчи Он обнимает одним кратким заключением, – именно: и в возделывании винограда, и в создании дома и в брачном пиршестве значение имеет не начало [деяния], а конец. Мф.22:15–16 . [начало 16-го]  Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря. Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами, и когда по всему [тогдашнему] миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью; тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, – ибо римляне воевали в защиту всех, – должно платить подать; а фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию, – который платил десятины, давал начатки [плодов] и исполнял все остальное, предписанное законом, – не следует подчиняться человеческим законам. Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству. Итак, фарисеи посылают учеников своих вместе с иродианами, то есть воинами Ирода, или с теми, которых фарисеи в насмешку называли «иродианами» за то, что они платили дань римлянам и не были преданными исполнителями Божественного служения. Некоторые из латинян имеют смешную мысль, будто иродиане – это те, которые Ирода признавали Христом, о чем мы совершенно никогда не читали. Мф.22:16–17 . [окончание 16-го]   Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам, как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не одобряет ли эта притча приобретения имущества неправдою? – Нет; Господь ни в каком случае не может одобрить неправды, и не принимает тех жертву которые приобретены неправдою и приносятся без покаяния и исправления жизни. Тексты, относящиеся к притче о домоправителе 1. Кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядию своею, даяти во время житомерие? Лк. 12:42–48 2. Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих. 1Кор. 4:1 . 3. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Пс. 40:2 . 4. Не благоволит Вышний о приношении нечестивых, ни множеством жертв очистить грехи. Яко жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих. Сир. 34:19–20 . 5. Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Еф. 4:28 . 6. Чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды. Притч. 3:9 . XV. Притча о неправедном судье. Лк. 18:2–8 Сказал (Господь) притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в некотором городе был судья, который Бога не боялся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь; но как вдова сия не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? Притча научает нас терпению и постоянству в молитве. Кто изображается в притче под образом неправедного судьи? – Люди, которые, по жестокости и неправде своей, бывают невнимательны к нуждам своих ближних. Что говорится о таких людях? – То, что и они, иногда, удовлетворяют нуждам своих ближних, хотя бы для того только, чтобы те не беспокоили их более своими просьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pritchi...

Но это не значит, что тунеядцы имеют право пользоваться чужими трудами. Под нищим должен уразумеваться действительно бедный, убогий человек, а не тунеядец. Апостол Павел писал во втором послании к солунянанам (3:10–14): «мы слышали, – что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его». А несколько выше (10 ст.) апостол выражается с крайнею строгостью: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, – говорит блаженный Иероним в письме к павлину, – чтобы не расточать неразумно собственности Христа, т.е. чтобы при строгой неразборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа (Циц. 1.2. De officiis), благотворительность не потеряла значения от щедрости». Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не обеспеченно положение всех действительных бедняков, мы не в праве отказаться от просьбы наших ближних о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Вторая сказала о правосудии: «я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, нежели наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, нежели погибнет один, от того, что мы не поддержали его в нужде». В заключение мы должны напомнить всем милостынедавцам, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, – говорит св. Василий Великий , – которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви ( Притч.16:9 ). Поэтому, притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3:9), – ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и приобретать такого имущества и не приносить из него.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-hristiansk...

О времени смерти святой Ревекки ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела. Патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия Что страннику бездомному, Богом ведомому, остается? Идти – от колодца, от камня в Вефиле, от лествицы, которая снится, до колодца с чистой водицей – для овец Рахили... Страннику – первородство добывшему обманом, скрытым Ревеккой от Исаака, остается – навеки быть обманутым Лаваном... Кровью-потом, семилетней уступкой – добиваться Рахили-голубки... (Но будто плетью горячею жизнь огрели-разбили...) В ночь брачную – вместо пастушки-Рахили – любить Лию незрячую... Что страннику – первородством- ношей скошенному, от любви излеченному – пространствами-далями – остается? С Богом бороться – стать Израилем, хромотою отмеченным... Л. Колодяжная Иаков (Израиль) – патриарх ветхозаветной Церкви, сын Исаака и Ревекки, брат Исава и внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля». Его история излагается в книге Бытия (XXV, XXVII-L). Еще в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всем ему противоположном. Услышав, как сыновья ее в утробе стали биться, Ревекка спрашивает Бога об этом, и Тот отвечает ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» ( Быт.25:23 ). «И настало время родить ей (т. е. Ревекке), – говорит бытописатель, – и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков». Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков – человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует книга Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды, воспользовавшись голодом усталого Исава, Иаков покупает у него за кушанье из чечевицы (за «чечевичную похлёбку») право первородства ( Быт.25:29–34 ). Напомним, что первородство – одна из высших ценностей в израильском обществе. Первородные от стада и начатки плодов приносятся в жертву Богу, как Творцу жизни. Первородный сын (первенец) – это «крепость и начаток силы» отца, «верх достоинства и верх могущества» ( Быт.49:3 ). Недаром (забежим немного вперед) фараон, который девять раз обманывал Моисея, так болезненно воспринял поражение первенцев и только после этой, десятой «казни египетской», выполнил наконец свое обещание – отпустил народ Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

О таком человеке апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» ( 1Кор.2:14–15 ). Поэтому тот, кто назван «душой», не может пожертвовать всего, так как не способен всего исследовать. Он жертвует только тонкую пшеничную муку и пресный хлеб, то есть обыденную жизнь, посвященную, например, сельскому хозяйству или мореплаванию или другому занятию повседневной жизни. И все же она является приношением Богу, даже если сказано, что оно – всего лишь тонкая пшеничная мука, смешанная с елеем. Ибо всякая душа нуждается в Божественной милости, и никто не может уйти от земной жизни, если не будет у него елея небесного милосердия. Во вторую очередь должно приносить «дар от первых плодов» (ср. Лев.2:14 ), иными словами, начатки урожая. Если вы помните, закон предписывает совершать это приношение в день Пятидесятницы (ср. Исх.23:16 ; Втор.16:9 и далее), и повеление это дано им как «тень» (ср. Евр.10:1 ), но нам предуготовлена истина. Ибо в день Пятидесятницы, после того, как принесены жертвы молитв, Апостольская Церковь обретает первые плоды пришествия Духа Святого (ср. Деян.2:4 ). И поистине они молодые, ибо новые; поэтому сказано, что «они напились молодого 7 вина» (ср. Деян.2:13 ). «Сожжены огнем». Ибо огненные языки «почили по одному на каждом из них» (ср. Деян.2:3 ). И «разломлены пополам». Ибо они были разломлены надвое, когда буква отделилась от духа. И «хорошо очищенное» (ср. Лев.2:14 ). Ибо присутствие Святого Духа очищает всю мерзость, даруя прощение грехов. На эту жертву возливается также и елей милосердия и возлагается ливан, посредством которого мы соделываемся Христовым благоуханием (ср. 2Кор.2:15 ). Затем говорится о спасительных жертвах, приносимых из животных, то есть быков или «овец или коз» (ср. Лев.3:1 и далее), и в эту жертву нельзя приносить ничего другого, даже птиц, о которых было сказано выше, что ими можно заменять жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Примечание 3. …В седьмой день.... обошли вокруг города семь раз… Хотя из этого примечания и можно заключить о небольшом пространстве города Иерихона; при всем том, жители его были люди сильные, как называет их само писание 107 ; притом же на защиту его стеклись толпы из всех тогдашних Хапанейских племен, о чем также говорит пови- димому само писание ( Нав. 6:1 ). Так что для веры и послушания Израильтян были немалым искушением эти утомительные семидневные походы, и, особенно, последнее семикратное обхождение вокруг стен Иерихонских. Господь хотел довести Израильтян до того, чтобы они оставили всякую надежду на свою собственную силу и оружие, а возложили все свое упование лишь на Него. Ст. 16–18. … Город будет под заклятием, (т. е. совершенно разрушен и поголовно истреблен, со всеми жителями)... И все серебро и золото его, и сосуды медные и железные, да будет святынею Господу, и войдут в сокровищницу Господню.. . Поголовное истребление Иерихона входило в планы правосудия Божия за нечестие и развращение его жителей. Но особенная мысль и цель религиозная открывается и в том обстоятельстве, что Евреи не берут в свою пользу, а посвящают Богу военную добычу из первого побежденного города Хананейского. Это были, как бы, жертвенные начатки военных приобретений на земле Обетованной, подобно жертвенным начаткам от плодов земных 108 . Ст. 19–20. ... и обрушилась (вся) стена (города) до своего основания.... и взяли город.... И... (все) истребили мечом.... Блаженный Феодорит по сему случаю замечает следующее: Господь, являя своему народу могущество Свое, делает, что первый город берут без оружия и без воинских снарядов, и разрушают его одним звуком труб, чтобы – когда, вступив в сражение, будут побеждены, – знали они, что сами подали повод к одолению их, пренебрегши Божии законы 109 . Ст. 22. ... и ввели Раав (блудницу)…, и всех, которые у нее были, и всех родственников.... и поставили их вне стана Израильского.... Поскольку спасенные язычники Иерихонские еще не нриняли обрезания, то их, как нечистых, и не допускают в общество Господне, но держат вне стана Израильского. Впоследствии, конечно, все они приняли веру народа Израильского, и вошли в состав его, приняв обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010