Семьдесят: вот что говорит Господь: вспомнил Я о милосердии юности твоей и о любви совершенства твоего. Подробнее это говорится у Иезекииля, когда Господь берет себе Иерусалим в супружество и под образом жены соединяет в своих объятиях, или чтобы показать более сильную любовь, называет его отроковицею, юною, и невестою: ибо к обладанию тем, чем мы еще не овладели, мы более стремимся. Когда, говорит, ты последовала за Мною в пустыне, и когда, на подобие свадебных подарков и приданого, Я подарил тебе украшения закона и ожерелья словес Моих. И все это относит не к заслуге его (Иерусалима), а к Своему милосердию, по которому он и любовь получил. У Семидесяти также нет и поставленных нами слов: в пустыне, в земле не обсеменяемой. Ст. 3. Святый Израиль Господу – начатки плодов Его: все поедающие его согрешат, бедствия придут на них, говорит Господь. Когда называет Израиля начатками плодов Господа, то показывает, что народ, собранный из язычников, стоит после начатков, согласно написанному в другом меете: помяни сонм твой, его же стяжал еси исперва ( Пс. 73, 2 ). Начатки же всегда должны принадлежать священникам, а не врагам. Следующее за тем: все поедающие его согрешат; бедствия придут на них, говорит Господь, – имеет такой смысл: как поедающие начатки не из рода священнического виновны в преступлении (Числ. гл. 5): так и развращающие Израиля подвергнутся бедствиям, согласно тому, что в двадцать шестом псалме говорит Давид: внегда приближитися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорблящии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша ( Пс. 26, 2 ). И от наказания не будут они свободны вследствие того, что они исполняют определение Божие, но на них придут бедствия: ибо «надобно придти соблазнам; но горе тому, чрез кого приходят соблазны» ( Мф. 18, 7 ). Ст. 4–5. Слушайте слово Господа, дом Иаковлев и все роды дома Израилева. Вот что говорит Господь: что нашли отцы ваши во мне неправедного, что удалились от Меня, и пошли за суетою и осуетились? Эту мысль высказывает и другой пророк; люди мои, что сотворих вам, или чем стужих вам; отвещайте ми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

6 . Мы сравнили жрецов со священниками. Теперь, если хочешь, давай сравним и египтян с израильтянами. Ибо далее сказано, что после голода и рабства египтяне должны были отдавать пятую часть фараону (ср. Быт.47:24 ), тогда как израильтяне жертвовали священникам десятину. Заметь также поразительную разумность Божественного Писания; смотри: египтяне определяют налог числом пять, ибо наше тело обладает пятью чувствами, которым служат плотские люди, потому что египтяне всегда подчиняются вещам видимым и телесным, а израильтяне чтят десять – число совершенства, ибо они получили десять слов закона и, связанные силой десяти заповедей, они входят, по дарованию, в Божественные тайны, неизвестные этому миру. Но и в Новом Завете число десять почитается как число плодов духа, проистекающих, как объясняется, от десяти добродетелей (ср. Гал.5:22 ), и верный раб принес господину десять мин прибыли от своих торговых предприятий и получил управление над десятью городами (ср. Лк.19:16–17 ). Но так как есть один творец всего и только Христос – источник и «начаток», поэтому и народ приносит десятину священникам, но жертвует своих первенцев рожденному «прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ) и начатки плодов«начатку» всего, о Котором сказано: «Он – начаток» ( Кол.1:18 ), «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Из всего этого уразумей различия между египетским народом и народом Израиля и разницу между жрецами фараона и священниками Господа и, заглянув в себя, реши, к какому народу принадлежишь ты и какого порядка священства ты держишься. Если ты еще служишь плотским чувствам, если еще платишь налог, кратный пяти, и обращаешь взор к вещам видимым и временным и не смотришь на невидимое и вечное (ср. 2Кор.4:18 ), знай, что ты – египтянин. Но если всегда держишь перед глазами десять заповедей закона и четыре Евангелия Нового Завета, которые мы объясняли выше, и от этого приносишь десятину и в вере жертвуешь первенцев чувств своих «первенцу из мертвых» ( Кол.1:18 ) и возвращаешь начатки плодов своих «начатку» всего, то ты – «подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ). И если священники Господа внимательно посмотрят на себя, освободятся от всех земных попечений и мирских владений, то они смогут воистину сказать Господу: «Мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф.19:27 ) и услышать в ответ: «Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Какое же именно значение? Все и всякие жертвоприношения имели тесную связь с обстоятельствами грехопадения. Вкусив от запрещенного древа познания добра и зла, первый человек лишился плодов древа жизни и подвергся вечной смерти. А чтоб избавить человека от вечного осуждения, Бог сказал праматери нашей Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь раждать детей; праотцу Адаму сказал: за то, что ты ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возратишися в землю, от нея же взят еси; а змию искусителю, как и первым людям, Бог изрек: Семя жены сотрет главу змия, сотрет первородное семя лучшей части человечества, посредством собственной искупительной смерти. И затем сам Бог научил первых людей, с одной стороны, закалять и сожигать в жертву первородных от стад, а с другой приносить в дар Господу начатки плодов земных, чтобы напоминать человечеству об искупительной жертве обетованного Семени, грядущего Избавителя, иже есть перворожден всея твари, есть единородный Сын Божий и первенец пречистой своея Матери Приснодевы, первенец от мертвых, от сынов человеческих, иже есть начаток, святой начаток святого примешения; чтоб напоминать о вкушении от древа познания добра и зла и лишении плодов древа жизни, о проклятии земли в делах человека и необходимости каждому отыти в землю; чтоб питать в нас надежду на восстановление падшего человека, на избавление от смерти, на снятие проклятия с земли и на обновление видимой природы, на новое совершеннейшее вкушение от плодов не только древа жизни, но и древа познания, от безконечной мудрости божественной, и на полнейшее обоготворение природы самого человека. Одним словом, принесение даров и жертв от плодов земли, как и от животных, указывало всегда и должно указывать людям на два преображения: на преображение природы внешней и человеческой в прошедшем, преображение на худшее, и на преображение как человека, так и земли в будущем, преображение на лучшее, чтобы постоянно питать в духе человеческом смирение и чувство зависимости от Бога, отвращение ко греху, живую веру в силу страданий от грядущего, то уже пришедшего Искупителя и надежду возвратить себе богоподобную невинность, а природе свободу от привнесенного человеческим грехом истления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

LXX: «Обратитесь ко Мне. и Я обращусь к вам, говорит Господь всемогущий. И вы сказали: В чем мы должны обратиться? Обманывает ли [какой-либо] человек Бога так, как вы обманываете Меня? И вы сказали: В чем мы обманываем Тебя? Ибо у вас есть десятины и начатки приношений. И взирая [на них] вы раздумываете и обманываете Меня [или: обманули Меня]. Исполнился год, и вы внесли плоды в кладовые; и будет расхищение в домах ваших. Итак, вот в этом обратитесь, говорит Господь всемогущий. Разве Я не открою вам глубины неба и разве не изолью на вас благословения Моего пока не будет его достаточно, разве не разделю вам хлебы; и разве Я не заставлю истлеть плоды ваши; и разве не будет крепким ваш виноградник на поле, говорит Господь всемогущий. И блаженными назовут вас все народы, ибо вы будете землею желанною, говорит Господь всемогущий». Мы и в начале сказали, что под пророком Малахиею нужно разуметь священника Ездру, потому что все, что пишется в повествовании сего последнего, содержится также и в объясняемом нами свитке [в книге пророка Малахии]; и ныне мы говорим, что во время его и Неемии, – который, очевидно, жил одновременно с ним, – был весьма большой голод, и вследствие голода бедные люди, вынуждаемые необходимостью, продавали своих сыновей и дочерей и решительно все свое имущество. Наконец они говорят: «Наши сыновья и наши дочери слишком многочисленны; получим ценою их хлеб и будем питаться и жить. Были и такие, которые говорили: Прибавим также поля наши, наши, виноградники и дома, и приобретем себе пропитание во время голода. И я разгневался», говорит Ездра ( Неем.5:2–6 ). Итак, во время голода, при весьма большой дороговизне необходимого для жизни, так что некоторые были вынуждены продавать своих детей, как те, у которых было мало припасов, так и те, которые в житницах своих собрали много плодов, вследствие ли нужды или вследствие большой дороговизны, не хотели платить десятины левитам, которые не имели в Иудее поземельного надела, и наделом которых были десятины и начатки плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вот что сказал нам авва Пинуфий о времени окончания покаяния и о доказательствах удовлетворения за грехи! Он усердно просил, чтобы мы остались в общежитии его; но так как слава Скитской пустыни влекла нас туда, то, не в силах удержать, он отпустил нас. 21. собеседование аввы Феоны (первое) о льготах в пятидесятницу глава 1 Прежде изложения этого собеседования с высоким мужем аввою Феоною, считаю необходимым кратко описать начало обращения его; потому что из этого яснее может открыться читателю и заслуга этого мужа, и благодать. Итак, по желанию и власти родителей он очень молодым обязался узами брака. Они по благочестивой заботливости о его целомудрии, опасаясь сомнительного падения поползновенного возраста, сочли нужным предупредить увлечения юности позволительным средством брака. Прожив с супругою пять лет, он пришел к авве Иоанну , который в то время из уважения к святости был избран на должность эконома. Ибо на эту должность никто не вступает по своей воле или честолюбию, а только тот, кого собрание всех старцев, по преимуществу возраста и ради свидетельства веры и добродетелей, признает высшим и превосходнейшим. Когда вышесказанный юноша с набожным расположением пришел к блаженному Иоанну, принеся благочестивые дары вместе с прочими владельцами, приносивших упомянутому старцу десятины и начатки своих плодов из своего имущества, и когда старец увидел, что они пришли к нему с большими дарами, то, желая воздать им за их благочестивое усердие, начал, по апостолу (1 Кор 9, 11), сеять духовное тем, у которых пожинал блага телесные. Итак, предложил им наставление такое. глава 2 Наставление аввы Иоанна Феоне и прочим, пришедшим с ним Утешаюсь, любезнейшие дети, благочестивой щедростью ваших подарков, и усердное это приношение, распоряжение которым мне вверено, я с благодарностью принимаю, потому что вы с верою приносите ваши начатки и десятины для пользы бедных, как благоприятную жертву Господу. Вы уверены, что этим приношением будет обильно благословлена и полнота плодов, и всего имущества, из которого жертвуете для Господа, и что вы по вере в эту заповедь даже и в этом веке будете наделены многоразличным изобилием всех благ: чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Притч 3, 9, 10). Верно совершая это благовестное приношение, знайте, что вы исполнили правду древнего закона, под которым состоявшие тогда и преступавшие его неизбежно становились виновными, да и исполнявшие его не могли достигнуть верха совершенства. глава 3 О приношении десятин и начатков

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Иак.1:16 . Не заблуждайтесь, братья мои возлюбленные , полагая, что порочные искушения берут начало от Бога, хотя мы и знаем, что некоторые, получив по заслугам за прошлые злодеяния, опять впадают в новые прегрешения, по справедливому попущению строгого Судьи. Потому и апостол говорит: И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, то предал их Бог безрассудному уму делать недолжное, исполненных всякой неправды ( Рим 1:28 ). Иак.1:17 . Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов. Научив, что присущие нам пороки, которыми мы искушаемся, [происходят] не от Бога, а от нас самих, апостол показывает, что всё мыслимое нами добро, напротив, мы получаем в дар от Бога. Поэтому именует Бога Отцом светов, зная, что Он является источником духовных даров. Это согласуется со словами апостола Павла: Что же ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор 4:7 ). У Которого нет изменения, ни тени перемены. Ибо в природе Бога нет изменчивости, и Его свет не пропадает от какой-либо тени перемены, подобно свету мира сего, и к тому же он не допускает тьмы прегрешений. Вполне понятно, что дары света [предназначены] только для нас. Иак.1:18 . Ведь по Своей воле Он родил нас словом истины. И Господь в Евангелии [говорит]: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин 15:16 ). И у пророка Осии [сказано]: Возлюблю их по Своей воле ( Ос 14:5 ). Подтверждая сказанное прежде: Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит от Бога, апостол [этим] добавляет, что Бог по Своему благоволению, а не по нашим заслугам, посредством воды возрождения, превратил нас из сынов тьмы в сынов света. Чтобы нам быть неким началом Его творения. Чтобы мы не подумали, будто в этом рождении мы становимся тем, чем Он является Сам, поэтому апостол показывает некое дозволенное для нас первенство в творении через усыновление такого рода. Ведь некто перевёл эти слова так: восхотев, Он родил нас словом истины, чтобы нам быть начатками Его творений. То есть, чтобы нам быть лучшим из творений, которые мы видим. Ибо закон предписывал посвящать Господу начатки плодов и животных, а для устроения скинии [Моисей] повелел приносить начатки золота и серебра, то есть самое лучшее из металлов. И о древнем народе Божьем сказал пророк Иеремия: Израиль – святой для Господа, начаток плодов Его ( Иер 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Такое представление весьма обыкновенно у пророков: ср. Иез. 16:8 , Ос. 2:2 . Евр.  значит собственно: твой совершенный возраст, твое совершеннолетие, далее значит: «время, когда ты была невестою». Иер. 2:3 3 . Стъ Гдеви, начатокъ плодовъ его: вс подающ и его согршатъ: зла пр идтъ на нихъ, реч Гдь. 3. Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь. Ст. 3. Пророк начинает говорить от своего лица, излагая внушения Божии. « Стъ Гдеви, начатокъ плодовъ его». Подобно тому, как начатки плодов земли, по закону Моисееву, приносились в дом Господень ( Исх. 23:19 ), – подобно тому, как посвящались Господу начатки вина, елея и пшеницы ( Чис. 18:12, 15:20, 21 ), – и Израиль избран был из всех народов, чтобы сделаться царством священников и народом святыми ( Исх. 19:6 ). Как к святыне, к нему не должны прикасаться нечистые и чужие; иначе они становятся виновными и подлежат наказанию. Всякому иноплеменнику запрещено было законом Моисеевым есть святыню, т. е. освященное, или посвященное Господу, и иноплеменник, преступивший этот закон, подлежал наказанию; человек, который ел «святая по неведению» ( Лев. 22:10, 14 ), т. е. не зная, что это святыня, ел как не освященное, – такой человек становился виновным и подлежал наказанию. Подобным образом становятся виновными и те народы, которые налагают руку на Израиля, хотят поглотить его, уничтожить его самостоятельность. Такова была воля Божия и эта воля исполнялась бы постоянно в жизни Израиля и в его отношениях к иноплеменникам, если бы сам Израиль не потерял своей святости и не лишился покровительства закона, ограждавшего его неприкосновенность. В ст. 4–13 речь о неверности Израиля, тем более преступной, что Господь с Своей стороны верен заключенному с Его народом завету и что даже язычники в своих верованиях обнаруживают больше устойчивости. Иер. 2:4–5 4 . Оуслышите слово Гдне доме и вс племена дом 4. Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Лев.19:20 .  Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: Лев.19:21 .  пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; Лев.19:22 .  и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил. Жертва вины за соблазн и осквернение рабыни обрученной (если бы она была свободна, требовалась бы смерть соблазнителя, Втор 18.25–26 , или и соблазненной, Лев.18:23–24 ). Лев.19:23 .  Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; Лев.19:24 .  а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; Лев.19:25 .  в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш. Закон – подобно другим некоторым ( Лев.14:34, 23:10, 25:2 ), имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто некультурное, «необрезанное» – нечистое (ср. Ис 52.1 ; Иер 6.10 ); 2) в 4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как благодарение (hitlulim, Vulg.: laudabilis, слав.: « похвален«) за оплодотворение дерева, – как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды дерева были достоянием его собственника, причем ему – за точное соблюдение предписания закона – обещается » прибыток» (слав.; евр.: lehosiph – для прибавления) плодов (LXX: πρσεμα μν τ γενματα). Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в виду, а религиозно-теократическое – посвящение Иегове первых произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота ( Исх 13:12, 34:19 ). Данная статья развита талмудистами в целый трактат «Орла» («необрезанное»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, во времена св. Иустина Евхаристическая молитва остояла из благодарений: никаких новых элементов (призывания Святого Духа и т.п.) в ней не было. Таким образом, она сохранила свою первоначальную основу. Но, вместо краткой застольной формулы, здесь мы видим уже обширную и детальную молитву. Это, без сомнения, вызвано важностью и значением Евхаристии. Иустин Мученик хотя и не приводит примерного текста современной ему Евхаристической молитвы, но он еще довольно конкретно описывает ее. Писатели после него говорят о ней уже в общих чертах. Во времена св. Иринея Лионского Евхаристическая молитва в основных чертах оставалась благодарением. «Заповедуя Своим ученикам, – пишет он, – приносит Богу начатки плодов из Его творений не потому, что Он в них нуждается, но для того, чтобы они не явились неблагодарными (nec infructuosi, nec ingrati) перед Ним – Иисус Христос взял хлеб из творений Божиих, благодарил и сказал: «Это Мое Тело». Точно так же и чашу... и, таким образом, Он научил приношению Нового Завета, которое Церковь , приняв от апостолов, по всей вселенной приносит Богу... Подобает приносить Богу начатки Его творений (offerre... primitias eius creaturae), как и Моисей повелевает не являться с пустыми руками перед лицом Господа Бога, дабы благодарный Богу за творения человек и выражающий свою благодарность в приношении их начатков получил от Него почесть... 63 Мы приносим Ему (хлеб и вино) не потому, что Он нуждается, но выражая тем Ему благодарность и освящая творения... Он желает, чтобы мы это делали ради нас самих: да не явимся неблагодарными пред Ним. И само Слово дало людям заповедь делать приношения Богу не потому, что Он в них нуждается, но чтобы они учились служить Богу» 64 . В другом месте Ириней как будто даже намекает на содержание Евхаристического благодарения: «Поскольку же Церковь делает приношение в простоте, то по справедливости дар ее почитается у Бога чистой жертвой... И такое чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения. Иудеи же не приносят Ему, ибо их руки полны крови, так как они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу... И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... Каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, и чаша есть Кровь Его, когда утверждают, что сам Он не есть Сын Творца мира, то есть Слово Его, через Которое дерево приносит плоды, текут источники, земля дает сперва зелень, потом колос, наконец, полное зерно в колосе (см. Мк. 4, 28 )? " 65

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010