Юлиан хотел доказать из истории жертвоприношении я Каина и Авеля, что еврейскому Богу приятны только кровавые жертвы. Но это неправда. По закону Моисея можно было приносить в жертву не только животных, но также муку, зерна, масло. В кн. Левит и во Второзаконии Бог повелевает евреям принести Ему в жертву начатки от своих плодов, когда они вступят в обетованную землю. Если же Он сам повелел приносить Ему жертвы от земных плодов, то как же Он мог отвергнуть жертву Каина потому, что она была от не животных, а от плодов? Юлиан говорит верно, что грех Каина был в разделении, а не в принесении, только не в том именно, что он из животных и плодов выбрал плоды, а в том. Что из плодов он выбрал не самые лучшие. 595 Жертва отпущения, на которой в частности останавливается Юлиан, желая сблизить ее с языческими жертвоприношениями аверрункам, богам отвратителям зла, имеет то же прообразовательное значение, как и все ветхозаветные жертвы, и к какому-то аверрунку не имеет никакого отношения. Под образом двух козлов, из которых один закалался, а другой отпускался в пустыню, в ней изображается один Христос, который заклан был за наши грехи и в то же время остался жив и сделался победителем смерти. Под пустыней здесь разумеются языческие пароды, которые долго оставались бесплодными, не давая плодов веры и благочестия. В прообразовательном значении этой жертвы и заключался весь ее смысл, но она не освобождала народа от грехов сама по себе; ибо если достаточно одной крови жертв для освобождения от всякой неправды, то почему всякий грешник не прибегает к этому средство? Во всяком случае, не по недостатку козлов, а потому что, как говорит ап. Павел, «невозможно уничтожить грехи кровью быков и козлов». 596 Никакими гаданиями еврейские жертвы не сопровождались. Юлиан, усмотревший их в жертвоприношении Авраама, похож на тех людей, которые, наблюдая бегущие облака, видят в них то, чего в них совсем нет, – центавров, львов, людей; по обычаю он и в данном случае совершенно произвольно искажает смысл св. Писания. Бог показал Аврааму на звезды для сравнения с ними его многочисленного потомства; но нигде не сказано, чтобы Бог указывал в положении звезд подтверждение своих слов. Обряд прохождения между частями закланных жертв употреблялся халдеями при совершении клятвы, а не для гадания, и Бог велел устроить его Аврааму, приспособляясь к тем обычаям, к которым Авраам привык у халдеев. А если налетели на жертвы хищные птицы, и Авраам отогнал их, то, что здесь удивительного? Нельзя же, чтобы назначенное для обряда клятвы сделалось добычею птиц; но никакого гадания по полету птиц здесь не было. Не было гадания и со стороны домоправителя Авраама Элиезера, когда он выбирал жену для сына своего господина; он хотел найти ему достойную жену и поэтому просил Бога сделать так, чтобы лучшая из встретившихся ему девушек предложила ему напиться воды; это была молитва , а не гадание. 597

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В то же время и Господь наш Иисус Христос (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7), и апостол Павел (1Кор. 9, 1–14; 1Тим. 17–18) говорят о том, что благовестники Евангелия и священнослужители вправе получать материальное обеспечение от своей паствы. Десятина в ранней Церкви и в церковном праве В ранней Церкви (I–III вв.) существовали приношения в пользу ее служителей и нуждающихся членов общины. Наиболее подробно об обязанностях христианской общины по содержанию клира и помощи бедным говорится в таком известном и авторитетном церковно-каноническом памятнике, как «Апостольские постановления». «Апостольские постановления» представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I–III вв., но также содержат и некоторые оригинальные тексты. В «Постановлениях» последовательно проводится мысль, что новозаветное священство, как «служащее алтарю» подобно ветхозаветному жречеству, «питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность. Согласно этому памятнику, Господь освободил христиан от приношения в жертву Ему животных, однако Кроме добровольных приношений, «Постановления» предписывают приносить на содержание клира начатки, десятину и др. обязательные части. Как правило, это делалось через епископа, как предстоятеля местной общины. «Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения , епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки , и десятины , и добровольные дары ему же приносите…» (II.27) . Канон предписывает чтить епископа, «давая ему, как священнику Божию, начатки ваши, десятины ваши, части ваши и дары ваши, начаток хлеба, вина, елея, яблок, шерсти и всего, чем снабжает вас Господь Бог…» (II.34) . Некоторые каноны прямо указывают на обязанность верующих отделять часть плодов на содержание священников: «Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам , чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей…» (VII.29) . На вспомоществование нуждающимся предписывается приносить как добровольные приношения (II.25; III.4) , так и десятины (VII.29; VIII.30) :

http://pravoslavie.ru/129581.html

Каждый да вкушает во имя Господа. Ибо Богу угодно, чтобы мы ревнителями были у людей в единстве и трезвости. 30. О вечере вдов Если кто-нибудь когда-нибудь желает, чтобы вдовы преклонного возраста участвовали в вечере, то пусть отпустит их до наступления вечера. Если же он не может принять их из-за избранного у него клира, то пусть, подавая им еду и вино, отпустит их, а они пусть берут все к себе, как им угодно. 31. О плодах, которые следует приносить епископу Начатки плодов все пусть поспешат принести епископу; тот же, кто принимает, пусть благословляет и называет по имени того, кто принес, говоря: «Благодарим Тебя, Боже, и приносим Тебе начатки плодов, которые Ты дал нам, для употребления, взращивая их словом Твоим, повелевая земле производить всякие плоды для радости и питания людям и всяким животным. За все это хвалим Тебя, Боже, также и за все то, что Ты даровал нам, украшая для нас землю различными плодами, через Отрока Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава во веки веков. Аминь». 32. Благословение плодов Благословляются же плоды: виноград, смоква, гранат, маслина, груша, яблоко, тутовые ягоды, персик, вишня, миндаль, слива, но не арбуз, дыня, огурцы, лук, чеснок и ничего из других овощей. Но иногда приносят и цветы. Приносят розу и лилию, других же цветов не приносят. И за все, что приносится, пусть возносят благодарение Святому Богу, принимая все к Его славе. 33. О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы. Ибо Пасха, которую мы празднуем не является [символом] 10 . Образ [typus] уже прошел, поэтому пост переносится на второй месяц, и кто должен поститься, пусть сделает это в действительности. 34. О том, что диаконы должны находиться при епископе

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Слово повелевает, чтобы учители Церкви трубили словом учения; трубили трубой, то есть мертвостью тела; в новомесячие, то есть в новолуние, ибо месяцем называется луна. А благознаменитый праздник – это праздник труб, совершавшийся у иудеев в седьмой месяц ( Лев. 23, 24 ). 521 На десятый же день этого месяца они соблюдали пост умилостивлени, 522 а на пятнадцатый совершали праздник Поставления Кущей. 523 Мы же совершаем эти празднества духовно. Так, мы [тоже] празднуем благознаменитый день Евангелия в седьмой месяц, то есть по седьмому закону – [закону] благодати. Ведь, [если считать] сначала, [Творец] всего Бог даровал человеческой природе семь законов: два закона Адаму – до преступления не вкушать плодов древа 524 , а после преступления есть хлеб в поте лица ( Быт. 3, 19 ); третий закон Ною; 525 четвертый – при Аврааме, то есть [закон] обрезания; 526 пятый – [закон] Моисеев; 527 шестой – пророческий; седьмой же – евангельский, по которому мы в начале [нашего] просвещения приносим Богу начатки плодов добродетели. Ведь и [служившие] Закону приносили Богу начатки плодов в первый день месяца. На десятый день месяца мы совершаем пост умилостивления, тайноводствуемые ради имени Господа нашего Иисуса, 528 ставшего нам умилостивлением, 529 постимся от всякого зла; на пятнадцатый же [день] совершаем праздник Кущей: ведь мы представляем таинству, согласно Господу нашему Иисусу, пять воспринимающих сил души, 530 чтоб они ничем чувственным не были заняты, но, соединенные с самим Господом, в Нем обретаем зрелость добродетелей. 93 . В нравственных [беседах] святого Василия, [а именно] в беседе о посте, есть неясное речение: Когда не стало надежды на совершенство, тогда дозволено наслаждение. 531 Надежды на совершенство не стало тогда, когда человек через преслушание извратил данные ему естественные способности. Было невозможно, чтобы естество, подверженное пристрастию к вещественному, возвратилось к совершенству, пока Творец естества, став человеком превыше естества, не возвратил естество в естественное состояние. То же, что наслаждение дозволено, 532 говорится вместо: предано самовластию обольщения. 533

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

А если будет возможно, то хорошо бы стать мне одним из князей и принести драгоценные камни для украшения ефода и наперсника первосвященника. Но так как все это для меня недостижимо, может, я заслужу, чтобы моей в скинии была козья шерсть, дабы не оказаться мне вовсе безучастным и во всем бесплодным. «Каждый воспринимающий сердцем». Смотрите, понимаете ли вы, смотрите, храните ли вы, как бы сказанное не пропало и не исчезло безо всякой пользы. Я хочу привести вам примеры из вашей духовной жизни. Вы, привыкшие участвовать в Божественных таинствах, знаете, когда вы принимаете Тело Господа, с какими благоговением и осторожностью вы следите, чтобы ничего не потерялось, как бы ни одна частичка святых даров не пропала. Ибо вы верите, и справедливо, что вы в ответе за то, чтобы по вашему небрежению ничего не пропало. Но если вы так осмотрительны по отношению к Его Телу, и правы в этом, то как же вы думаете, что небрежение Его словом вменится вам в меньшую вину, чем небрежение Его телом? Итак, велено принести начатки, то есть первые плоды. Тому, кто приносит начатки, безусловно, достается остальное. Смотри, сколько у нас должно быть золота и серебра и всего прочего, чтобы и Господу пожертвовать, и себе осталось. Ибо прежде всего мой ум должен постичь Бога и принести Ему начатки плодов своего понимания с тем, чтобы когда он постигнет Бога, смог он познать и все прочее. Пусть и речь принимает в этом участие, и все остальное в нас. Но давайте рассмотрим и другие приношения. «Гиацинт, порфиру и багряницу двойную, и виссон крученый» ( Исх.35:6 ). Вот четыре вида материала, из которых изготовлены одеяния первосвященника либо другие священные украшения. Некоторые и прежде нас говорили об этом, а так как не должно похищать чужие слова, то я думаю, что если уж использовать их, то признавать их источник. Так вот, для наших священников было очевидно, что эти материалы обозначают четыре стихии, из которых состоит и этот мир, и тело человека, то есть воздух, огонь, вода и земля. Таким образом, гиацинт относится к воздуху – ибо на это указывает сам его цвет, – как и багряница означает огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

26:1–15. Приношение первых плодов на древнем Ближнем Востоке. Религиозный смысл приношения богам «первых плодов» (животных, растений или людей) заключается в обеспечении плодородия. С древнейших времен существовало убеждение, что боги, создавшие жизнь во всем ее многообразии, считают, что начатки урожая и первые плоды всякого чрева принадлежат им по праву. В еврейской религии этот принцип смягчен возможностью выкупа некоторых животных и всех человеческих первенцев мужского пола ( Исх. 13:11–13 ; Чис. 18:14,15 ). Иногда приношение первых плодов принимало политический характер. Анналы ассирийского царя Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.) содержат повеление о том, чтобы покоренные народы приносили богам Ассирии первенцев овец, молодое вино и начатки урожая фиников. 26:5. Странствующий арамеянин. В изложенном здесь кредо подчеркнута кочевая природа праотцов Израиля. Родиной Авраама принято считать Паддан-Арам ( в русском переводе – «Месопотамия»; см. коммент. к Быт. 11:28 ). Вероятно, упоминание арамеев в связи с Авраамом и Иаковом указывает на разбросанные по Верхней Месопотамии племена, не присоединившиеся к государству Арам, сведения о котором встречаются в более поздних текстах. Судя по упоминаниям Арама в клинописной литературе, первоначально так мог называться весь регион, а впоследствии это название стали применять по отношению к жившим там людям. См. коммент. к Быт. 28:5 . 26:8. «Рукою сильною и мышцею простертою» как египетские метафоры. Это устойчивое сочетание встречается также в 4:34, 5:15; 7:19; 11и в пророческих писаниях ( Иер. 32:21 ; Иез. 20:33 ). Оно ведет происхождение из египетских царских гимнов и официальной корреспонденции. Например, в одном из амарнских писем XIV в. до н. э. Авдихева, правитель Иерусалима, упоминает «сильную руку царя» как причину его назначения на этот пост. В «Гимне Осирису» (18-я династия) возмужание бога описывается выражением «когда его рука стала сильной», а в «Гимне Тоту» Хоремхеба изображен лунный бог, ведущий свою ладью по небу «мышцею простертою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29. О том, что следует вкушать с принесением благодарений Каждый да вкушает во имя Господа. Ибо Богу угодно, чтобы мы ревнителями были у людей в единстве и трезвости. 30. О вечере вдов Если кто-нибудь когда-нибудь желает, чтобы вдовы преклонного возраста участвовали в вечере, то пусть отпустит их до наступления вечера. Если же он не может принять их из-за избранного у него клира, то пусть, подавая им еду и вино, отпустит их, а они пусть берут все к себе, как им угодно. 31. О плодах, которые следует приносить епископу Начатки плодов все пусть поспешат принести епископу; тот же, кто принимает, пусть благословляет и называет по имени того, кто принес, говоря: " Благодарим Тебя, Боже, и приносим Тебе начатки плодов, которые Ты дал нам, для употребления, взращивая их словом Твоим, повелевая земле производить всякие плоды для радости и питания людям и всяким животным. За все это хвалим Тебя, Боже, также и за все то, что Ты даровал нам, украшая для нас землю различными плодами, через Отрока Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава во веки веков. Аминь " . 32. Благословение плодов Благословляются же плоды: виноград, смоква, гранат, маслина, груша, яблоко, тутовые ягоды, персик, вишня, миндаль, слива, но не арбуз, дыня, огурцы, лук, чеснок и ничего из других овощей. Но иногда приносят и цветы. Приносят розу и лилию, других же цветов не приносят. И за все, что приносится, пусть возносят благодарение Святому Богу, принимая все к Его славе. 33. О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы. Ибо Пасха, которую мы празднуем не является [символом] Образ [typus] уже прошел, поэтому пост переносится на второй месяц, и кто должен поститься, пусть сделает это в действительности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/679/...

«Если бывает агапа или устраивается кем-либо вечеря для бедных в день Господень ( κυριακ), во время возжжения светильника, в присутствии епископа встает диакон для возжжения. Епископ же молится над ними (бедными, участниками агапы) и над пригласившим их (устроителем агапы)... И отсылает их, чтобы шли восвояси до наступления темноты. Читают псалмы прежде чем разойдутся» 396 . В Канонах Ипполита и Египетских даются сходные с «Завещанием» предписания и о благоповедении за трапезой агапы, и чин ее заключается указаниями относительно того, что должны делать вдовы (диакониссы) после агапы, напоминающими наставления в «Завещании» об участии вдов и дев в пасхальном бдении, но напоминающими полной противоположностью им. Там вдовы остаются после пасхальной агапы для всенощной молитвы, здесь – по Канонам Ипполита: «Если кто пожелает приготовить вдовам 397 трапезу, пусть позаботится, чтобы они имели трапезу и были отпущены прежде, чем зайдет солнце 398 . Если же их будет много, пусть остерегается, чтобы не было беспорядка и пусть не препятствует разойтись им прежде вечера. Пусть каждой из них дается достаточно пищи и питья. Но пусть уходят прежде чем наступит ночь» 399 . Здесь те самые вдовы, которые одни с духовенством и девами совершают в «Завещании» пасхальное всенощное бдение после агапы, заботливо удаляются с наступлением вечера по домам, причем указывается и причина такого требования; беспорядки, возникавшие, очевидно, благодаря прежней практике. Есть и еще в этих памятниках несколько новых, по сравнению с «Завещанием», замечаний относительно агап, характерных для их истории. Так памятники ясно дают понять, что невоздержность и шумное поведение на агапе нередко «опечаливали» благотворителя – устроителя ее, 400 и для предупреждения этих беспорядков Каноны Ипполита советуют просить устроителя агапы о присутствии на ней его со всем семейством 401 . На устройство агап шли начатки, которые верующие приносили клиру от своих плодов и доходов. Такой древний памятник, как «Завещание», эти начатки поставляет в зависимость от доброй воли каждого: «Кто желает принести плоды или начатки жатвы, пусть приносит епископу»; епископ же благословляет принесенное и читает над ним особую молитву; при этом делается замечание: «Овощи не благословляются, но плоды деревьев, цветы – розы и лилии» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Оставались ли эти начатки на пользу Церкви, или же по благословении возвращались владельцу, об этом прямо не говорится. Но принимая во внимание слова молитвы, которая произносилась над начатками: «Да будут они в насыщение неимущим из народа Твоего», правильнее утверждать, что начатки были церковным достоянием (Постан. Апост. Кн. 8, гл. 40). Этим положено начало пожертвований начатков в пользу Церкви. О десятине Ипполит, однако же, ничего не упоминает. Также и Киприан, кажется, ничего не знал о подобном учреждении в христианском обществе. Если же Киприан в одном из своих писем проводит параллель между ветхозаветными левитами и христианскими клириками, то здесь раскрывается учение не о десятине, а о том, что духовенство должно пользоваться свободой от мирских занятий, чтобы беспрепятственнее служить Богу. Мысли эти само собой предполагают, что духовенство должно содержаться за счет верующих, но не за счет десятины, а вообще от подаяний. В другом случае Киприан говорит, что прежде христиане продавали свои дома и деньги полагали к ногам апостолов, а теперь мы не даем даже десятины от своих стяжаний (Книга «О единстве Церкви»).    Обычай брать десятину сначала появился на Востоке и отсюда перешел на Запад. На Востоке прежде всех учитель Церкви Ориген заговорил о десятине, а также о начатках. Об этом предмете он в особенности распространяется в одной беседе (которая известна под названием «De primitiis offerendis»). Отправляясь от мысли, что Ветхий Завет повелевает жертвовать в пользу священников начатки от плодов и домашних животных, он считает необходимым буквальное исполнение этих предписаний и в христианстве. Он говорил: «Пусть не возражают мне, что ветхозаветные правила не обязательны для христиан, потому что в Ветхом Завете есть различного рода предписания. Псалом XVIII говорит о законе, заповеди и оправдании. «Закон» — это такое предписание, которое находит в христианстве свое высшее исполнение, и потому христиане должны понимать и соблюдать его не буквально, а в духовном смысле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Те, которые пробудившись от сна, пишет святой Кассиан 126 первым движением своего языка призывают Бога, прославляют Его имя и совершенства, отверзая свои уста сначала для воспевания Ему песней, обязанности своих уст приносят Богу в жертву. Также приносят Ему первые жертвы своих рук и ног, когда поднявшись с постели, становятся на молитву и, прежде нежели начнут исполнять обязанности своих членов для своих нужд, ничего не предвосхищают себе из служения их, но направляют стопы свои для почитания Его, утверждают их в хвалении Его, и, таким образом, приносят Ему начатки всех своих движений: воздеянием рук, преклонением колен и простертием всего тела. Что постся в псалмах: Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру поучитися словесем Твоим ( Пс. 118, 147, 148 ). И утро молитва моя предварит тя 127 . Этого иначе мы не можем исполнить, как если после покоя сна, пробудившись на этот свет, как бы из мрака и подобия смерти, из всех обязанностей духа и тела, совершенно ничего не будем наперед предпринимать для своих нужд. Ибо нет никого другого, кого бы Пророк предварял поутру, или кого мы должны бы также предварить, кроме нас самых, т. е. предварить наши занятия, расположения и житейские попечения, без которых обойтись не можем, или (предварить) тонкие внушения врага, которые он нам, еще покоящимся и погруженным в сон, старается всеять мечтаниями суетных сновидений, которыми бы нас тотчас по пробуждении занять, осетить, чтобы, сорвав тук (лучшую часть) наших начатков, он сам первый похитил. Посему со всею осторожностью нам надобно стараться, если, впрочем, силу вышесказанного стиха хотим исполнить делом, чтобы осмотрительная бдительность охраняла первые появления утренних помыслов, чтобы чего-нибудь из них поспешное предвосхищение завистливого врага (диавола) не осквернило и не сделало того, чтобы Бог отверг наши начатки как маловажные и оскверненные. Если мы не будем предупреждать его бдительною осмотрительностью ума, то он не оставляя обычая злого предупреждения не перестанет ежедневно предварять обольщениями. Посему, если желаем принести богоугодные начатки из плодов нашего духа, должны прилагать большую заботу, чтобы все наши чувства телесные, особенно в утренние часы, сохранять как священную жертву Господу, не оскверненную и не прикосновенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010