В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой… Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу (блаженный Феофилакт). “ Все они были единодушно вместе ”.Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И “ внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились ”.Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: “ Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра “показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим . Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена. Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов ( Исх. 23:16 ). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа. Какое слово использовалось в наименовании Господа Его современниками? иеромонах Иов (Гумеров) В греческом тексте в этих местах святого Евангелия стоит Кюриос. Так как во времена Спасителя разговорным языком был арамейский, то искавшие исцелений в обращении к Иисусу Христу, по-видимому, произносили Марэ (Господь). Как, когда и кем была крещена Богородица? иеромонах Иов (Гумеров) Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, по-видимому, на основе предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, говорит: Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. P. G. 87/3, col. 3372; цит. по кн.: Святитель Софроний. Проповеди. Перевод и комментарии архимандрита Амвросия (Погодина) . Б.г., б.м., с.153). Почему Римская империя преследовала христиан? иеромонах Иов (Гумеров) Св. апостол Павел говорит: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим.3:12–13 ). Таков удел всех, для кого Евангелие является руководством к жизни. Гонениями здесь названы не только преследования со стороны антихристианской власти, но и искушения, скорби и печали, которым подвергаются люди благочестивые. Обращаясь к Своим ученикам Спаситель сказал: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ветхозаветное человечество, оставшееся верным среди многих искушений, отступничеств и падений своему Богу, Творцу и Промыслителю, с любовью в простоте сердца принимало всю землю и природу, по повелению Божию приносило Ему начатки плодов земли, возносило Ему жертву от всего, что было самого ценного и дорогого, красивого и насущного в земледельческом быту, ибо Богу это было приятно. От чистого сердца приносилась жертва. Господь принимал ее с любовью в воню благоухания. Золотая пшеница с плодородных, тучных полей и искрящиеся, темные, сочные грозди винограда, первенцы мужского рода от всякого скота – все неслось Богу. И из далеких аравийских пустынь, из финикийских портов, из сказочных сирийских городов неслись Богу в Его храм воскурения фимиама из душистых смол, ладана и смирны, ценнейшие плоды аравийские… И все сие с верою, любовью и страхом Божиим приносилось, и Бог принимал. И когда царь Давид решил построить дом Богу, храм Иерусалимский, и передал святое сие и великое дело сыну своему Соломону, собрал он собрание и всем им объявил об этом и благословили все Господа, и тогда пред всем собранием он сказал: «Благословен Ты, Господь Бог Израиля, отца нашего от века и до века. Твое, Господи, величие и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле Твое; Твое, Господи, Царство и Ты превыше всего как владычествующий… И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое» ( 1Пар.29:10–13 ). И принес Давид Господу для храма Его все, что собрал и имел: тысячи талантов серебра офирского, и золота, и меди, и железа, и драгоценных, самоцветных камней и оникса – все это от чистого сердца принес царь-псалмопевец к Престолу Господню, принес в жертву всесожжения Господу и воскликнул: «От Тебя все, от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (ст. 14). Не напоминает ли это нам ежедневное нами слышимое: «Твоя от Твоих Тебе приносяще…» Наибольшее приближение Творца к твари произошло в момент воплощения, когда Слово стало плотью, Глагол Божий стал человеком, Божия Матерь собрала расстоявшееся естества, «совокупила небесным отринувшееся естество нашего рода» 44 . Тогда точно небо и земля соединились, точно стерлась кажущаяся нашим несовершенным очам тонкая линия горизонта. От момента рождения, встреченного землей лучшими ее дарами с богатейшего Востока и до дня погребения Его в земле, в новом гробе с ароматами – вся жизнь Его была беспредельной любовью к твари, в добровольно принятом облике раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Глава 34, 3 ст. Никто не должен восходить с тобою (на гору Синай), и никто не должен показываться на всей горе (на верху ее, вдали от места Богосошествия или на склоне ея); даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Бог благопромыслительно заботится, чтобы кто-нибудь из людей, по любопытству видеть Бога, или из животных, ищущих себе пищи, не подошел к горе или на самую гору, освященную особенным присутствием Бога всемогущего и страшного, и не погиб мгновенно от неприступного величия Его, потрясающего и попаляющего Своим прикосновением все дебелое 46 , вещественное и нечистое. Велик и страшен Ты, Боже наш. Как должны мы быть духовны и чисты, чтобы удостоиться Твоего лицезрения! По повелению Господню Моисей утром восходит на Синай с двумя каменными скрижалями. Вот Господь сошел на гору в облаке; Моисей предстает пред Ним и призывает Его по имени. Господь прошел мимо пред ним и воззвал: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех [ст.6–7]. Моисей поспешно приник лицом к земле, поклонившись Богу, и сказал Ему: если я обрел благодать у Тебя, то да пойдет Господь мой с нами: мне ничего не сделать с этим народом, это – жестоковыйный народ. А чтобы Тебе идти с нами, Ты отыми беззакония и грехи наши, и мы будем Твоими. Господь полагает далее завет с Моисеем: не делать никаких условий с языческими народами хананейскими, не кланяться их богам, не выдавать дочерей еврейских за юношей хананейских и не женить своих детей на их девицах; хранить праздник опресноков семь дней в месяце новых плодов, когда вышли израильтяне из Египта; первородного от тельца и овцы посвящать Ему, а первородное от осла выкупать овцею или давать цену за него; также искупать всякого первенца из сынов своих и не являться по рождении с пустыми руками пред Богом. Это было живым напоминанием, что и людей, и животных плодит Сам Бог, питая и возращая их. Шесть дней работать, а в седьмой почивать от дел; делать праздник начала жатвы пшеницы (и пшеницу, вообще все плоды, Бог возращает) и праздник собрания ее – среди лета. Три раза в году всякий мужеский пол должен был являться пред Богом – в скинию, или во храм. Начатки от первособранного жита должно было вносить в дом Божий. Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей не евши, не пивши. В это время лицо Моисея просветилось несозданным светом лица Божия, так что Аарон и израильтяне, увидев его, побоялись приступить к нему, и он должен был надевать покрывало на лицо свое и снимать, когда являлся лицу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Главы 21-25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в т. ч. о трупе человека, убийца к-рого неизвестен (Втор 21. 1-9), о браке с пленницей (Втор 21. 10-14), о праве первородства детей от двух жен и о двойной доле наследства для первенца (Втор 21. 15-17), о наказании непокорных детей (Втор 21. 18-21), о казненном, а затем повешенном на дереве (Втор 21. 22-23), о сбережении чужой собственности (Втор 22. 1-4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор 22. 13-19); специальный закон о побиении камнями жены, у к-рой муж не нашел девства (Втор 22. 20-21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор 22. 22-30), о принятии в общину Израиля (Втор 23. 1-8), о чистоте стана (Втор 23. 10-14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор 23. 15-16), о запрете жен. и муж. культовой проституции (Втор 23. 17-18), о запрете отдавать ч.-л. в рост брату (Втор 23. 19-20), о необходимости соблюдать обеты (Втор 23. 21-23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор 23. 24-25), о разводе и разводном письме (Втор 24. 1-4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор 24. 5), о залогах (Втор 24. 6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор 24. 7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор 24. 8-9), о возвращении залога (Втор 24. 10-13), о своевременной оплате труда наемных работников (Втор 24. 14-15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор 24. 16), о правосудии (Втор 24. 17-18), о социальной благотворительности (Втор 24. 19-22), о справедливости в суде (Втор 25. 1), о телесном наказании виновных (Втор 25. 2-3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор 25. 4), о левиратном браке (Втор 25. 5-10) (см. Левират ) и др. Короткая заключительная часть 2-й речи Моисея (Втор 26. 1-15) содержит предписания принести к месту, к-рое Господь изберет на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведенного землей в 3-й год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения. Стихи Втор 26. 5-9 названы Г. фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»».

http://pravenc.ru/text/160983.html

Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна». Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить... Так откуда взялась печаль?» Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения. Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

http://pravoslavie.ru/114845.html

Если кто скажет, что невозможно человеку воздержаться от гнева, тот пусть знает, что он должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу... Испов., II, отв. на вопр. 35. См. еще ниже (о делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 53. ε) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 5-е Блаженство. (Сию заповедь должно исполнять) посредством дел милости телесных и духовных. Ибо, как говорит св. Златоуст, различен образ милования и широка заповедь сия (на Мф. Бес. 15). Катих. стр. 87. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу? Семь Первое – дать алчущему пищу, как сказал Христос: алкал Я и вы дали Мне есть ( Мф.25:35 ), т.е., бедным и немощным, которые не могут пропитывать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды ( Притч.3:9 ). При том должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большем множестве открыто просят или которые находятся в богадельнях, но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою ( Мф.6:2 ). Испов., II, отв. на вопр. 41. (Второе дело милосердия) – напоить жаждующего, т.е., того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство, по словам Спасителя нашего, Который говорит в Писании: и кто напоит вас (учеников) чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам не потеряет награды своей ( Мк.9:41 ). Сюда принадлежат все услуги, которые каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т.е., которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыслом своим. Там же, отв. на вопр. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Если увидишь, что осел, принадлежащий твоему врагу, лежит под тяжестью, то не проходи мимо, но вместе с ним облегчи его. Не уклоняйся [от истины] в разбирательстве дела бедняка. Избегай лжи. Безответного и правдивого не предавай смерти, ибо я не избавлю [от наказания] человека нечестивого. Не принимай даров, которые ослепляют даже благоразумных и извращают дела праведных. Иностранцу не будь в тягость ибо вы знаете состояние души пришельцев, так как и сами были иностранцами в земле Египетской (ст. 1–9). И затем после некоторых промежуточных слов, когда говорится о чужестранцах: Не почитай богов их и не поклоняйся им. Не делай дел их, но сокрушай их и раздроби их изображения, и служите Господу Богу вашему [ст. 24, 25]. И потом много спустя в той же книге о богах язычников (gentium) [гл. XXXIV]: Но разрушь жертвенники их, сокруши изваяния и выруби рощи. Не поклоняйся богу чужому. Господь ревнитель, имя Его: Бог есть ревнитель. Не вступай в договор с людьми тех стран, чтобы тебя не пригласил кто-либо вкусить от идоложертвенного (immo-latis), когда они будут блудодействовать с богами своими и поклоняться их изображениям. И не бери в жены для сыновей твоих из их дочерей, чтобы они не побудили и сыновей твоих блудодействовать с богами своими, после того, как совершили прелюбодеяние сами. Богов литых не устрояй себе. И немного спустя: Начатки плодов земли своей приноси в доме Господа Бога твоего [ст. 13–17, 27]. Вот это я счел необходимым собрать из книги Закона, которая называется Исход. А теперь таким же образом рассмотрим в следующей – Левит. Из книги ЛЕВИТ [Гл. XVIII]: Всякий человек, говорится там, да не приближается к ближней своей по крови, чтобы открыть стыд [turpitudinem] ее. Я – Господь. Стыда отца своего и стыда матери своей не открывай: она матерь твоя; не открывай стыда ее. Стыда жены отца своего не открывай, ибо это есть стыд отца твоего. Стыда сестры своей по отцу или по матери своей, [сестры] родившейся в доме и вне дома, не открывай. Стыда дочери сына своего или внучки по дочери твоей не открывай, потому что это твой стыд.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Жир и кровь – в большом количестве, вот что было достойной и довольной жертвой Богу, по мнению народа, извратившего истинное понятие о Боге. Но Дух Божий не питается веществом и не требует вещественных благ ( Пс.15:2 ). Плотские склонности и наслаждения народа и его представителей убили в них мысль ту, что Богу угодны, приятны и дороги чистые, искренние, постоянные чувства преданности, верности, любви, знаками которых, только внешними знаками служат вещественные жертвы во всех видах. Потребно не количество, а качество, приятно не вещественное, а духовное. А этого в плотском, языческом Израиле не было... 12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? (Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? Ходити по двору моему не приложите). Покорный своему Господу и верный Его закону, Израиль должен был от времени до времени являться пред Его лице, т.е. приходить в храм – на место особенного присутствия Божия и приносить сюда на жертвенник Божий начатки плодов и дары от трудов своих, благословенных Господом, в знак благоговения пред Ним, благодарности и любви к Нему. Но Израиль омрачил свой ум, и огрубело сердце его: он уже не понимал значений тех жертв, какие приносил по привычке или по чувству рабского страха. Страсти и невежество, вот что сопровождало его в храм, грешным и жалким являлся он здесь пред лицом Божиим. И Господь обличает его неверие и невежество, повелевает ему прекратить свое привычное, но бесцельное посещение храма: его сбивчивые понятия и страстные склонности только оскверняют святое место, посетители, как праздношатающиеся бездельники, принося на своих ногах сор и грязь, только портят чистый двор, где они должны бы стоять с чувством глубочайшего благоговения, с непокрытой головой и босыми ногами ( Исх.3:4–5 ). А иное поведение народа совершенно нежелательно. 13–14. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. (И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть. Новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю: поста и праздности, и новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа моя: бысте ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И именно на этой скользкой дорожке отношения к власти в связи с налогами фарисеи и решили искусить Господа Иисуса Христа. Сказано: « Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? » ( Мф.22:15–17 ). Здесь мы видим заговор религиозной секты фарисеев и политической партии иродиан, «партии власти». Иродиане были партией царя Ирода Антипы, которые всегда и везде поддерживали своего лидера. И хотя Ирод был номинальным правителем, в задачу иродиан входило всячески поддерживать его авторитет и престиж в народе – например, как современные российские СМИ оберегают престиж кремлевских марионеток. Реально же всем управляли римляне (оккупанты), и если и возникали восстания «несогласных», они подавлялись со страшной жестокостью. Царь Антипа был преемником царя Ирода Великого и всячески стремился ему подражать жестами, походкой и даже голосом. Казалось, что призрак Ирода буквально витал над царем Антипою, делая его совершенно безвольным и несамостоятельным. Испрашивая Христа: « позволительно ли давать подать кесарю, или нет? » – они задавали вопрос-«вилку», свойственный разным талмудическим школам. Суть такого вопроса заключалась в том, что при любом ответе отвечавший становился виновным. В случае с Иоанном Крестителем Сын Божий также использовал подобный метод ( Мф.21:25 ). Теперь, если отвечая фарисеям и иродианам, Христос скажет, что позволительно давать подать, то его обвинят в потворстве римским языческим властям; если же Он запретит давать подать кесарю, то это будет повод для передачи Его римским центурионам по политическому обвинению (отказ от подати в те времена приравнивался к мятежу). Блаженный Иероним Стридонский писал: «Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами, и когда по всему [тогдашнему] миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью; тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, – ибо римляне воевали в защиту всех, – должно платить подать; а фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию, – который платил десятины, давал начатки плодов (Богу. – О.С.) и исполнял все остальное, предписанное Законом, – не следует подчиняться человеческим законам. Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству » 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010