Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Освящение плодов, пророки и дата сотворения мира 2 мин., 01.08.2009 Что означает обычай освящения меда, яблок и орехов? Не язычество ли это? Освящение плодов — обычай, очень глубоко укорененный в Священном Писании. Как говорится в библейской книге Исход, начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх 23 :19). Следуя этому обычаю, мы исповедуем нашу веру в Бога как в Подателя всех благ и, в частности, пищи. Предназначение еды — не только утолять голод, но и вести нас к богообщению. Освящая плоды, мы признаем, что мед, яблоки и орехи — дар Бога, проявление Его отеческой щедрости, слова Его любви, ставшие для нас пищей. Мы находимся в Его мироздании, сидим за Его столом и принимаем угощение, приготовленное Его руками. Как сказал один благочестивый человек, «хлеб, который ты ел сегодня утром, Бог готовил всю ночь». Поступая так, мы исповедуем Божью заботу о творении: энергия, которая выделяется в недрах солнца, изливается на землю, реки текут, дожди проливаются, плоды произрастают, люди трудятся, и через все это Бог подает нам хлеб наш насущный. Как Пророки понимали, что им пришло откровение именно от Бога, а не от диавола? Писание дает ясные признаки для отличения истинного пророчества от ложного. По меньшей мере, слова истинного пророка должны сбываться: И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (Втор 18 :21, 22). Однако этот критерий недостаточен, есть и более важный: Бог не противоречит самому Себе; между подлинными пророками существует преемство в учении. Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего (Втор 13 :1-3).

http://foma.ru/prostyie-voprosyi-osvyash...

5 . Вот почему и Сам Господь, когда творил на земле чудеса, упомянул о времени страдания, как будто вера в человеческих душах уже была утверждена, и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин. 17:1 ). Об этом вожделенном прославлении и праздновании страдания Он учит в другом месте, говоря: Пойдите, скажите этой лисице: Се, изгоняю бесов сегодня и совершаю исцеления завтра, и в следующий день совершу ( Лк. 13:32 ). Иисус совершает это для тех, кто уже стяжал начатки совершенства, и они сами могут поверить в полноту Его Божества и искупления. 6 . Поэтому мы исчисляем и день, и час в соответствии с тем, как нас наставляет Писание. Также и пророк Давид говорит: Время действовать, Господи ( Пс. 118:126 ), – прося, чтобы ему можно было обрести разум для познания свидетельств Господних. Екклесиаст говорит: Всему свое время ( Екк. 3:1 ). Иеремия восклицает: Горлица и ласточка, птицы полевые, знают время, когда им при­лететь ( Иер. 8:7 ). Но что очевиднее всего сказано о страдании Господа: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего ( Ис. 1:3 ). Так познаем и мы эти ясли Господни, которые нас питают, услаждают и укрепляют. 7 . Поэтому мы особенно хорошо должны знать то время, когда по всему миру согласно возносится моление святой ночи, потому что и молитвы совершаются в свое время, как написано: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе ( Ис. 49:8 ). Это время, о котором апостол сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор. 6:2 ). 8 . Сказать об этом было необходимо потому, что и после исчислений египтян и точного указания, предписания Александрийской Церкви, а также и епископа Римской Церкви, многие до сих пор ожидают моего суждения в письме: что я думаю написать о дне Пасхи. Хотя вопрос возник о предстоящем дне следующей Пасхи, однако думается, что и на будущее надо решить, чего держаться, если вдруг такой вопрос возникнет. 9 . В праздновании Пасхи следует соблюдать две вещи: это четырнадцатый день от новолуния и первый месяц, который называется «месяцем новых плодов». Итак, чтобы не показалось, что мы отступаем от Ветхого Завета, вспомним ту самую главу, где говорится о праздновании Пасхи. Моисей увещевает народ, говоря, что надо соблюдать месяц новых плодов, объявляет его первым месяцем и говорит: Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым между месяцами года ( Исх. 12:2 ), и совершай Пасху Господу, Богу твоему ( Втор. 16:1 ) в четырнадцатый день первого месяца ( Числ. 9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

К 180 г. по Р.Х. относится VII отрывок из утраченных сочинений Иринея епископа Лионского, упоминающий о Пасхе и Пятидесятнице: «Не преклонение колен в (день) Господний есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвленной. Этот обычай получил начало от времен апостольских… упоминает и о пятидесятнице, в которую также не преклоняем колен, потому что она равняется дню Господнему…» 412 Пятидесятница, упоминаемая Священномучеником Иринеем, еще один праздник, полностью изменивший смысл в Новозаветном Откровении. Прежде она называлась праздником седмиц или жатвы. При появлении первых плодов начатки их приносились Господу в собрание ( Лев. 23:21 ; Чис. 28:26 ). В Новом Завете Апостолы «При наступлении дня пятидесятницы (τν μραν τς πεντηκοστς)… были единодушно вместе» ( Деян. 2:1 ). (Пятидесятница пришлась на Воскресный день Ин. 19:31 , Лев. 23:15 ). Тогда произошло явление Духа Святого – Третий Ипостаси Пресвятой Троицы. Это событие апостолы праздновали, начиная с первых лет своего служения. Святой Апостол Павел старался всегда быть в Иерусалиме на Пятидесятницу и прочие праздники, которые отмечала местная христианская община, и временное исчисление у него базировалось на праздничном круге. «…ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы (μραν τς πεντηκοστς ) быть в Иерусалиме» ( Деян. 20:16 ). Своим ученикам, находящимся в Коринфе, Апостол писал о будущих планах: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы…» ( 1Кор16:8 ) Поэтому на слова сектантов о ненужности церковных праздников можно ответить его словами: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» ( Кол. 2:16–17 ) Апостол учит нас не осуждать тех, которые лишают себя плодов духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней для Господа не различает» ( Рим. 14:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Мал.3:8 . Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя? Яко десятины и начатцы с вами суть. С Евр.: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажите: чем обкрадываем мы Тебя? десятиною и приношениями». Господь Бог Сам отвечает на предложенный от лица народа вопрос, показывая, что Иудеи виновны противу Него Самого в том, что они думают обмануть Его Всеведущаго. Скажите, – говорит Господь Иудеям, – можно ли обмануть Бога ( «обольстить») 45 , можно ли у Него похитить что либо? А вы обманываете Меня, похищаете у Меня то, что по преимуществу Мне принадлежит. Вы скажете, чем Тебя обманываем, что похищаем? Вы похищаете, – отвечает Господь, – Мои десятины и приношения, которые вы обязаны, по закону, приносить Мне, в храм. Закон повелевал начатки и первые десятины приносить Богу, а потом уже остающееся брать себе. Всё первородное от человека мужского пола до скота принадлежало Иегове и Ему посвящалось ( Исх. 13:2, 15 ; Чис. 8:17 ). Первенцы из людей заменялись Левитами, и в 40-й день по рождении в храме выкупались ( Чис. 18:16 ); первенцы из крупного рогатого скота, также овцы, козы приносились в храм, как бладарственная жертва ( Втор. 12:17 ). Также приносились Иегове первые плоды всех произведений земли (святыня Иегове): жито, овощи или в сыром виде, или как приготовляются в пищу человеку (масло, мука, каша, тесто) ( Исх. 23:19 ). Кроме сего, всё общество ежегодно перед началом жатвы хлеба, в Пасху, приносило в жертву Иегове первый сноп, а в Пятидесятницу первые два хлеба в благодарность за благословение жатвы. Все эти приношения не сожигались на жертвеннике, а отдавались Левитам ( Чис. 18:12 ; Втор. 18:4 ). Равным образом Иегове посвящались " десятины», т. е. десятая часть от всех семян земли, или полевых плодов, от плодов древесных и от скота крупного и мелкого. И эти десятины отдавались в пользу Левитов ( Чис. 18:20 ). Все такие приношения и десятины, посвящавшиеся Господу Богу, Иудеи брали и употребляли в свою пользу, таким образом и Богу не отдавали, похищали у Него, что Ему принадлежит, и Левитов лишали средств в содержании, а между тем считали себя правыми, ссылаясь на бедность, голод, лгали, обманывали других и Самого Господа Бога. Так Иудеи думали обмануть Бога при Неемии. " Я узнал, – пишет Неемия, – что части Левитам не отдаются, и что Левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле... я собрал их и поставил... на места их. И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовыя» ( Неем. 13:10–12 ). Значить, могли приносить, только не хотели, обманывали, ссылаясь на бедность, утаивали, обольщали Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

По заповеди Господней (Чис 18, 8—24), десятины в пользу левитов, а приношения и начатки священникам были посвящены; но мера начатков была такова, что пятидесятая часть плодов или животных доставлялась на службу храма или священников. Этот размер некоторые холодные по неверию уменьшали, а более набожные увеличивали; те доставляли шестидесятую, а эти — сороковую часть своих плодов. Ибо праведные, которым закон не положен (1 Тим 1, 9), не состоят под законом; это доказывается тем, что они не только исполняют оправдания закона, но стараются даже превзойти, и набожность их, которая бывает больше повеления закона, с избытком соблюдает заповеди: добровольное прибавляет к должному. глава 4 Авраам, Давид и другие святые с избытком исполняли повеления закона Так, мы читаем, что Авраам превзошел заповеди будущего закона, когда, победив четырех царей, из добычи содомской, которая справедливо принадлежала ему как победителю и которую сам царь с покорностью просил взять, никакие согласился взять что–либо; свидетельствуясь именем Божиим, он говорил: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего (Быт 14, 22, 23). Так исполнял заповеди закона, как знаем, и Давид, который по заповеди Моисея, по которой воздавалось отмщение врагам, не только этого не сделал, но еще оказывал любовь к гонителям и, усердно молясь о них Богу, даже горько плакал и отмстил за убитых. Также утверждаем, что не были под законом Илия и Иеремия, которые хотя безукоризненно могли бы воспользоваться позволенным супружеством, однако захотели остаться девственниками. Так превзошли Моисеевы заповеди и Елисей, и набожные мужи одинакового с ним расположения, о которых апостол так говорит: скитались в милотях и в козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37, 38). Что сказать о сынах Ионадава, сына Рехава, о которых читаем, что пророку Иеремии, принесшему по поведению Господню вино, они отвечали так: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши вовеки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей. За то и удостоились услышать от того же пророка: за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского ( Лев.23:16 ), праздник седмиц ( Исх.23:15 , Втор. 16:9 ), или пятидесятница, был праздником «начатков жатвы пшеничной» ( Исх. 34:22 ). Начатки этой последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки, приносились Господу, как первый плод ( Лев.23:16–17 ). Праздник собирания плодов в конце года ( Исх. 34:22 ), или праздник кущей ( Втор. 16:13 ), продолжавшийся семь дней ( Лев.23:34 , Чис. 29:12 ), был временем веселья и благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление которого еврей видел в собранных плодах ( Втор. 16:15 ). Исх.23:17 .  Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [твоего]. Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и собирались пред «лице Его» ( Втор. 16:16 ), т.е. в скинию. Являлся мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не исключало явления на эти праздники и женщин ( 1Цар. 1:3–4 и др.). Исх.23:18 .  [Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои], не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра. Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам. Греко-славянский текст в начале стиха 18-го имеет прибавку против еврейского текста: « ταν γρ κβλω θνη π προσπου σου κα μπλατνω τ ρι σου», «егда бо изжену языки от лица твоего и разширю пределы твоя». Прибавка эта возможно перенесена сюда из параллельного места Исх. 34:24–25 ст. (ее нет в некоторых кодексах). «Не изливай крови жертвы Моей на (евр. «ал») квасное». Так как еврейский предлог «ал» значит не только «на», но и «с», то смысл данного предписания тот, что пасхальный агнец, являвшийся жертвой (см. выше толкование 3 ст. 12 гл.), не должно вкушать с квасным хлебом. «Тук от праздничной жертвы Моей не оставляй до утра», – не должна оставаться до утра жертва праздника Пасхи ( Лев.7:15 , Исх. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Разделяющиеся языки, как бы огненные». Пострадавший по плоти добровольной страстью и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собой и нас, умерших грехом, и разрушил власть диавола. Поэтому до Пятидесятницы от Пасхи мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: «Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» ( Пс. 19, 9 ). Но, при явлении нам в огненных языках Духа Святаго, мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святаго Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице, потому что Бог «есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ). Сошествие Святаго Духа совершилось в день Пятидесятницы по следующей причине. В день Пятидесятницы в Ветхом Завете дан был закон. Итак, в какой день дан был закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святаго Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах. В день Пятидесятницы народ израильский получил закон в пустыне Синайской, потому что в четырнадцатый день первого месяца по лунному счислению, когда праздновали опресноки и тайну Пасхи, вышли сыны Израиля из Египта. От четырнадцатого дня считай до конца месяца семнадцать дней, потом тридцать дней следующего месяца и три дня третьего. Вот на сколько дней Пятидесятница позже праздника опресноков или Пасхи. Итак, от четырнадцатого дня первого месяца до третьего дня третьего месяца – пятьдесят дней. Посему говорится: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской… сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра» ( Исх. 19, 1, 10 ). Это Господь говорит в новомесячии. «В третий день», говорится далее, «сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (ст. 11). Итак, в какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, но в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святаго Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый. Итак, в Ветхом Завете закон дан был в пятидесятый день. А после пришествия в обетованную землю израильтяне в память об этом событии устроили праздник и в это время от начатков новых плодов и от новых колосьев приносили Богу; и это было символом праздника. Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Рассмотрим кратко некоторые аспекты ветхозаветного представления о пище, которые могут иметь значение в перспективе новозаветной Евхаристии. Библейские данные Пища и творение Первое, на что мы должны обратить наше внимание, – это то, что указания относительно пищи обнаруживаются уже в самом начале книги Бытия и помещены в Шестоднев, то есть составляют неотъемлемую часть повествования о творении. Сразу по сотворении живых существ и человека Бог дает распоряжение относительно пищи: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам [сие] будет в пищу... ( Быт.1:29 ). Бог не только творит, вычленяет (именно такова семантика глагола br – «отделять, вычленять») мир из небытия и приводит его в бытие, но и питает его, то есть не оставляет мир Своим благим промыслом (любопытно, что каузативная форма от того же корня br’ – имеет значение «питать, кормить, утучнять»). Образ Бога, заботящегося о пропитании Своих творений, постоянно обнаруживается на страницах Библии: Очи всех на Тебя уповают, И Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь Ты руку Твою И насыщаешь все живущее по благоволению. ( Пс.145:15–16 ) В наиболее общем виде эта идея представлена в описании творения из книги Иисуса, сына Сирахова: Навек устроил Он дела Свои, И начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются, И не прекращают своих действий. ( Сир.16:27 ) Благодарение за особую непрестанную заботу о Своем народе, за Провидение Божие предписывалось совершать во время специального приношения и вкушения «начатков» (первых плодов): И поставь это [начатки плодов. – Авт.] пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим. И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой дал тебе... ( Втор.26:10–11 ). Пища и Завет Другой очень важный момент: в центре творения стоит Завет – союз Бога и человека. Бог – Творец, и Он же – «Бог верный, Который хранит завет» ( Втор.7:9 ). Всякий раз, когда заключается или обновляется Завет, обновляется всё творение. Какие события, сопровождавшие Синайский завет, наиболее глубоко врезались в память древних евреев? Первое – что Бог разделил воды Красного моря, отделив сыновей Израиля от египтян, и второе – что Бог питал народ Свой в пустыне. В Новом Завете все эти библейские образы находят свое предельное и окончательное исполнение: во Христе человек именуется новою тварью ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ) – это новое творение, которое Господь изымает из власти смерти и питает Своей Собственной Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Рассмотрим кратко некоторые аспекты ветхозаветного представления о пищи, которые могут иметь значение в перспективе новозаветной Евхаристии. I Библейские данные Пища и творение Первое на что мы должны обратить наше внимание – это то, что указания относительно пищи обнаруживаются уже в самом начале книги Бытия и помещены в шестоднев, т.е. составляют неотъемлемую часть повествования о творении. Сразу по сотворении живых существ и человека Бог даёт распоряжение относительно пищи. И сказал Бог: «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу...» ( Быт.1:29 ) Бог не только творит, вычленяет (именно такова этимология глагола N " Q – отделять, вычленять) мир из небытия и приводит его в бытие но и питает его т.е. не оставляет мир Своим благим промыслом (любопытно, что каузативная форма от того же корня N Q имеет значение питать, кормить, утучнять). Образ Бога заботящегося о пропитании Своих творений постоянно обнаруживается на страницах Библии . «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». ( Пс.144:15–16 ) В наиболее общем виде этот аспект творения представлен в описании творения из книги Иисуса сына Сирахова: Навек устроил Он дела Свои, и начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются и не прекращают своих действий. ( Сир.16:27 ) Благодарность за особую непрестанную заботу о Своем народе, за Провидение Божие предписывалось совершать во время специального приношения и вкушения начатков, т.е. первых плодов: «И поставь это (начатки плодов – Л.Г.) пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим. И веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе...» ( Втор 26. 10–11 ) Пища и Завет Другой очень важный момент: в центре творения стоит Завет – союз Бога и человека. Бог – Творец, и Он же «Бог верный, Который хранит завет» ( Втор 7. 9 ) (слово rp-Q завет, союз производное от того же корня K-Q). Всякий раз, когда заключается или обновляется Завет, обновляется все творение. Какие события, сопровождавшие Синайский завет, наиболее глубоко врезались в память древних евреев? Первое – то что Бог разделил воды Чермного моря, отделив сыновей Израиля от египтян, и, второе – то что Бог питал народ Свой в пустыне. В Новом Завете все эти библейские образы находят свое предельное и окончательное исполнение: во Христе человек именуется новою тварью (см. 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ) – это новое творенье, которое Господь изымает из власти смерти и питает Своей Собственной Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Слово «святой» можно понимать двояко: как имеющий святость и как отделенный от мира, предназначенный к святости. Эти два разных понимания можно наблюдать у протестантов и православных. Протестанты не стесняются называться святыми, для православного же уха это звучит как кощунство. Протестанты указывают, что апостол Павел, которому важно было подчеркнуть, что христиане предназначены к святости, обращался к христианам словом «святой». В православной же традиции, святой — это человек, уже имеющий святость. Подобная двоякость смысла существует и по отношению к предметам: иконе, плодам земли и т.п. Икона, крест, вода, принимая освящение, предназначены к освящению человека по его вере. Плоды земли приносятся в храм с другой целью: на благословение. И благословение, в первую очередь, получает не столько плод, сколько сам человек, выражающий через это приношение свою благодарность, любовь и верность Господу. Как говорил святой Максим Исповедник , благодать имеет разные степени и роды. Благословение плодов Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Старом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» ( Исх.23:19 ) и сохранился в христианстве. В Евангелии Господь Иисус Христос, осуждая горделивое и поверхностное исполнение фарисеями приношение десятины, не осудил сам обычай: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф.23:23 ). Сам по себе обычай освящения первоплодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все — от Бога, что мы «Им движемся и существуем». Навык все делать с Богом, все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Достаточно посмотреть содержание полного Требника, чтобы понять, что молитва сопровождала человека практически во всех сферах его деятельности: сеяние огорода, насаждение виноградника, копание колодезя, борьба с хозяйственными вредителями, строительство жилья и многое другое.

http://azbyka.ru/kuda-devat-kocheryzhku-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010