Часть 4. Тексты отцов Св. Ириней Лионский Против ересей 438.1–3, PG 7, 1105А-1108С 491 1. Если же кто скажет: что же не мог ли Бог вначале представить человека совершенным? – то пусть знает, что Бог всегда Один и Тот же, безначальный, и относительно Него Самого все возможно Ему. Сотворенные же [существа], поскольку они впоследствии получили свое начало, постольку должны быть меньше Того, Кто создал их; ибо не могло быть несотворенным то, что недавно только произошло. А так они не суть несотворенные, то не имеют совершенства. Как недавние существа, они поэтому находятся в состоянии младенческом, а потому необучены и еще неупразднены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец. Посему и Господь наш в последние времена, восстановляя в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть. Ибо Он мог прийти к нам в неизреченной славе Своей, но мы не могли вынести величия Его славы. И поэтому Он, совершенный хлеб Отца, представил нам младенцам Себя Самого как молоко – таково было Его человеческое пришествие, – дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца. 2. И поэтому Павел говорит Коринфянам: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах принимать такую пищу, то есть вы узнали пришествие Господа, как человека, но Дух Отца еще не почивает на вас по причине вашей слабости, ибо, – говорит, – если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» ( 1Кор.3:2–3 ). Это значит, что Дух Отца еще не был с ними по несовершенству их и немощи их в жизни. Итак, как Апостол мог дать пищу, ибо на кого Апостолы возлагали руки, те получали Святого Духа, Который есть пища жизни, но они не были в силах принять Его, потому что имели душевные чувства свои еще слабые и не приученные к обращению с Богом, так и Бог мог дать вначале совершенство человеку, но он, только что получивший бытие, не был в силах принять Его, или, приняв, вместить, или, вместив, удержать Его. И поэтому Сын Божий совершенный сомладенчествовал человеку, и не Сам по Себе, но ради младенчества человека сделался так доступным, как человек мог принять Его. Итак, неспособность и скудость не в Боге, но в человеке, только что созданном, потому что он не был [существо] несотворенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Скачать epub pdf Послание Апостола Павла к Колоссянам Глава 1 1 Павел, волею Божией апостол Христа Иисуса, и Тимофей брат, 2 находящимся в Колоссах, святым и верным братьям во Христе, – благодать вам и мир от Бога, Отца нашего. 3 Благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христе Иисусе и о любви, которую вы имеете ко всем святым, 5 ради надежды, уготованной вам на небесах, о которой вы слышали раньше в слове истины, в Евангелии, 6 которое дошло до вас; как и во всём мире, оно приносит плод и возрастает, как и у вас с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7 как научились от Епафраса, возлюбленного соработника нашего: он есть верный служитель Христов за нас; 8 он и известил нас о вашей любви в Духе. 9 Поэтому и мы с того дня, как услышали, не перестаём молиться за вас и просить, чтобы вы исполнились познания воли Его во всякой премудрости и разумении духовном, 10 так чтобы поступать достойно Господа, всячески угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога, 11 укрепляемые всякой силой по могуществу славы Его ко всякому постоянству и долготерпению с радостью, 12 благодаря Отца, сделавшего вас способными участвовать в жребии святых во свете, 13 Его, Который избавил нас от власти тьмы и перенёс в царство Сына любви Его, 14 в Котором мы имеем искупление, отпущение грехов. 15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари, 16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, – всё чрез Него и для Него сотворено. 17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем, 18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым, 19 потому что Богу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота, 20 и чтобы чрез Него примирить с Собою всё, утвердив мир кровью креста Его, примирить чрез Него то, что на земле, и то, что на небесах. 21 И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами рассудком и злыми делами,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

II. Так учили и Апостолы. Св. Павел выражает это в разных своих посланиях. Римлянам он дал такое наставление: глаголю благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры (12, 3). Коринфянам писал: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), и объяснил им, что это – именно Бог рекий из тмы свету возсияти, иже воссия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове ( 2Кор. 4, 6 ). Ефесеям выражает благожелание: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его (1, 17–19), присовокупляя: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (2, 8). Филипписеям свидетельствовал:вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (1, 29); Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (2, 13). Т. е. по словам учителя языков: а) веру и меру веры разделяет нам Бог ( Рим. 12, 3 ), так что она всецело есть дар Божий ( Еф. 2, 8 ; Фил. 1, 29 ); б) без благодати Духа Святого мы не можем даже назвать Иисуса Господом, и след. даже начать веровать в Него ( 1Кор. 12, 3 ), тем более, что и еже хотети Бог есть действуяй в нас ( Фил. 2, 13 ); в) Он производит в нас начало веры, даруя нам духа премудрости и откровения в познание его, просвещая очеса сердца нашего, яко уведети нам, кое есть упование звания его ( Еф. 1, 17. 18 ), или, что тоже, возсиявая с сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове ( 2Кор. 4, 6 ); – и г) вслед за тем, если мы соделываемся и пребываем верующими: то также по действу в нас державы крепости его ( Еф. 1, 19 ). В книге Деяний апостольских св. Лука повествует о некоей жене – Лидии, порфиропродательнице, что Господь отверзе ей сердце внимати глаголемым от Павла, вследствие чего она приняла проповедь Апостола, уверовала во Христа и крестилась ( Деян. 16, 15 ). След., кроме внешней проповеди евангелия, без которой невозможно уверовать в Господа Иисуса, необходимо еще внутреннее содействие Божие, которое бы предварительно отверзло сердце неверующего к принятию и уразумению проповеди, и так. образом послужило бы к самому началу и зарождению в нем веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мысль о славе храма Христианскаго, конечно, не должно смешивать с мыслию о его благолепии и великолепии. Благословенно и в Христианине чувство древняго любителя храма: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего» ( Ncaл. XXV. 8 ). Благо душе, сочувствующей душе возлюбленнаго Давида, который говорил Пророку Нафану: «се аз живу в дому кедрове, кивот же Завета Господня под кожами» ( 1Пар. 17:1 ). Стыдно, думал он, жить в прекрасном доме, и видеть дом Божий без свойственнаго ему благолепия и великолепия; если Бог благословил меня обилием, надобно, чтобы лучшая часть онаго посвящена была даровавшему. Так размышляющему не усумнюсь и я сказать с Пророком: «добре сотворил еси, яко бысть на сердце твоем» сие ( 3Цар.8:18 ). «Все, еже в сердцы твоем, твори, яко Господь с тобою есть» ( 1Пар.17:2 ). Но если бы кто сказал, что он щедрыми приношениями храму Божию составил славу его: то я повторил бы ему проповедь Аггея Пророка: «Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель». Не ты обогатил Бога, и прославил Его храм: Бог даровал тебе и дары, которые ты принес Ему, и благую мысль посвятить их. Его благодари, о Нем радуйся, Его прославляй; а в себе смиряйся. Един Господь Вседержитель силен и властен исполнить храм Свой славою. Он сказал о храме Иудейском: «исполню храм сей славы»; и дабы знали, откуда произойдет она не в одном знамении, но в существе и силе, Он сказал еще в то же время: «зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель: слово, еже завещах с вами, егда изходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас» ( Агг.2:5–6 ). Подобно и нам, Христиане, сказал Господь наш: «идеже аще два или трие собрани будут во имя Мое; ту есмь и Аз посреде их» ( Мф.18:20 ); и в сем заветном слове, действенном и непреходящем, положил неоскудевающее начало славы для храмов Христианских, которые для того и существуют, чтобы собирать верующих во имя Его. Здесь Он, посреди нас, в слове Евангелия, в облаке таинств, в духе и пламени молитв единодушных. И поелику, где Бог и прославленный Богочеловек, там и небо, всегда исполненное славы: то воистину, Господи, «во храме стояще славы Твоея на небеси стояти мним» 608 . Вот существенная слава храма Христианскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мк.9:1 .  «И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе». Царствием Божиим назвал славу Своего преображения. Он, когда преобразился на Фаворстей горе, тогда воссиял луч Божественной Его славы, той, то есть, славы Отца Своего, с которою приидет судити живым и мертвым; той славы, которой удостоятся быть причастниками праведные в небесном царствии. Ибо «лице Его просветилося тогда яко солнце, ризы же Его быша белы, яко свет» ( Мф.17:2 ): и ученики Его, не могши зреть на таковый преславный и Божественный свет, «падоша ницы, и убояшася зело» ( Мф.17:6 ). Сию-то, говорил, славу Божию, суть нецыи от зде стоящих, – Петр, то есть, Иаков и Иоанн, – иже не могут вкусити смерти, дóндеже узрят. И самым делом, сии три Апостолы видели сию славу на Фаворстей горе, явившуюся тамо в силе Божества Иисуса Христа. Слышали же и глас с небеси глаголющ: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте»! ( Мф.17:5 ) Беседа о душе Богочеловек Иисус премного почтил достойную чести и славы человеческую душу. Поставив сию лучшею паче всего мира, рек, яко ни едина вещь сего мира не может быть за оную изменою. Посему что может быть дражае, или справедливее сказать, всечестнее и бесценнее души? Откуда она получила начало? Какое ее есть существо и сложение? Какой предел существования ее? Многие из древних идолослужителей всячески старались сие постигнуть: но, не имея света Божественного откровения, спутника их стараний, тщетно суетились постигнуть. Иные из сих, естественным светом просвещаемые, достигли до большего степени познания: но таковый свет, недовольный к познанию высочайшего, зашел от них, почему впали они в ров бессмысленных заблуждений; другие же, не просветився столько, сколько нужно, ниже светом естественным осияваемые, так судили о душе, сколько сами были глупы и несмысленны: от чего воспоследовало то, что сколько было языческих философов, столько и мнений о душе. Цицерон утверждал, яко душа от Бога есть; Епиктет, Сенека, Марк Антонин – якобы была часть Божиего существа; Епикурейцы же поставляли количеством, Фалес – существом, всегда в самом себе движущимся, Пифагор – самодвижимым числом, Платон – духовным существом, движимым гармоническим союзом, Аристотель – неокончательностию; Дикеарх, гармониею и согласием четырех стихий; Асклипиад врач – общим движением всех совокупно чувствований; Ираклит – испарением; Емпедокл – смесию всех стихий; Демокрит и Левкит – из огня сотворенною, Епиформ же из солнца, а Ипп из воды, но Ксенофан – из воды и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Когда на просьбу Матери Христос отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой», но потом исполняет просьбу, это не означает, что час Христов уже наступил. В Евангелиях час Христов – это час явления Славы Христа и в то же время это час Страстей; несколько раз евангелисты говорят, что иудеи хотели схватить Христа, но это не удавалось им, «потому что еще не пришел час Его» ( Ин. 7: 30; 8: 20 ), в канун Крестных Страданий Господь скажет, что час Его настал ( Ин. 17: 1 ). Эта мысль о Страстях находит зрительный образ в чуде: вино является не только символом любви, но и символом крови, символом смерти. Господь, начиная служение, уже прикровенно говорит о необходимых, но добровольных страданиях – и при Крещении на Иордане, и в чуде в Кане галилейской, и чуть позже – при первом изгнании торгующих из храма. В ближайшем же смысле, в контексте совершения чуда, то, что час Христов еще не наступил, указывает на то, что люди еще не чувствуют нужды во Христе, Он еще не явил славу Свою как Сына Божия; вместо людей о их нуждах просит Божия Матерь, но сами новобрачные и участники брака не знают еще Иисуса как Христа. Так что чудо, которое Господь, несмотря на изначальный отказ, все-таки совершает «из почтения к Матери» 153 , в должной мере подействовало только на тех учеников, кто с Ним был на браке. Для учеников Христа положенное в Кане начало чудесам стало укреплением их веры, так что хотя они уже признали Иисуса Мессией (см.: Ин. 1: 41, 45, 49 ), но до этого «не знали Его как должно» 154 и следствием явления славы Чудотворца стала вера учеников: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин. 2: 12 ). 2.1.3. Первая Пасха служения Христа: изгнание торгующих из храма В Евангелии от Иоанна с посещением Христом Иерусалима на первую Пасху связано изгнание торгующих из храма ( Ин. 2: 13–25 ). Господь приходит в храм и, сделав бич из веревок, изгоняет из храма продавцов овец и волов, рассыпает деньги у меновщиков и опрокидывает их столы: «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин. 2: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Мф.8:11 и Лк.13:29 ). Но что мы будем со Христом, приобщимся славе Его и станем общниками царства, еще доказывать это большими доводами оставим теперь, как нисколько не сомнительное, и перейдем к другому изречению, именно: «да созерцают славу Мою». Таким образом, не нечистым и грешным, и не бесчестящим Божественный закон будет принадлежать видение славы Христа, а, напротив, одним только праведным и добрым. И это опять мы узнаем из слов Пророка: «да возмется нечестивый, чтобы не видал славы Господа» ( Ис.26:10 ), – и в евангельских проповедях Спасителя Христа (говорится): «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Но кто же могут быть эти имеющие чистое сердце, как не те, которые нахо- —119— дятся в единении с Богом чрез Сына в Духе, удалившись от всякого плотоугодия, возможно более отдалив от себя мирское удовольствие и как бы отрекшись от собственной жизни, но посвятив себя одной только воле Духа и чисто и всецело живя Христом, каковым был и Павел, от превеликой присущей ему чистоты не побоявшийся сказать: «Христу сораспялся я: и живу уже не я, а живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Слышу и другого некоего из святых, воспевающего так: «сердце чисто создай во мне, Боже, и дух прав обнови во внутренностях моих; не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня: воздай мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди меня» ( Пс.50:12–14 ). Радостью спасения называет Духа, как являющегося виновником радости нескончаемой и постоянной и доставляющего владычество над мирскими страстями, ибо Он есть Дух истинного спасения (Спасителя), то есть Христа. Разные имена давая Ему, присоединил и сердце чистое и назвал духом правым, так как не имеющие прямого сердца, но, напротив, кривое и развращенное, как говорит Псалмопевец ( Пс.100:3 ), еще не соединились с Богом и не сделались причастниками благословения Христова чрез Духа. Итак, говоря вообще, Спаситель желал уделить Своим ученикам изрядную благодать – вследствие сопребывания с Ним видеть и славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видно из параллельного выражения Мих.5:3 доколе не родит имеющая родить, в ст. 2-м пророк говорит о рождении в Вифлееме будущего Владыки Израиля. Произойдет Мне, т. е. Богу, для славы Божией, для исполнения божественных планов. «Которого происхождение (mazaothaj) из начала (mikkedem), от дней вечных». Новейшие комментаторы понимают слова пророка, как указание на то, что будущий владыка произойдет из дома Давидова, начало которого относится к глубочайшей древности (Urzeit, Vorzeit), «к дням века». Так как в VIII-м веке, когда пророчествовал Михей начало династии Давида не могло представляться столь древним, то комментаторы отвергают принадлежность всего изречения Михею, относя его к послепленному времени, когда эпоха Давида, отделенная пленом, могла, представляться как бы отдаленной целыми веками (Новак, Марти). Гоонакер, находя выражение неестественным и в устах послепленного пророка, полагает, что Михей представляет время Давида древним не со своей точки зрения, а с точки зрения будущей эпохи самого Владыки Израилева. Другие авторы (Кейль, Орелли) слова пророка о древнем происхождении Владыки Израиля понимают в том смысле, что уже в начальной истории этот Владыка являлся в виде Ангела Иеговы и что вся история Израиля была откровением (у LXX ξοδο, исходы, выходы), состояла из ряда явлений силы будущего Владыки. Церковные учители, однако, объясняют рассматриваемые слова пророка, как указание на свойство природы будущего царя, на предвечное рождение Владыки Израилева. «Это, – замечает, напр. блаж. Феодорит, – совершенно сходно с сказанным в начале Евангелием: «в начале бе Слово и Слово бе к Богу. Сей бе искони к Богу» ( Ин 1.1–2 ). Сходно это и с тем, что изрек Бог устами блаженного Давида: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс 109.3 ). «Происхождение Его, – говорит блаж. Иероним, – совершилось не в то только время, когда Он стал видим во плоти, но от начала вечности или от начала века». В ст. 3-м пророк говорит о том, каково будет положение Иудеев до пришествия Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей…» (Евр. 1, 2–3). «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 15–17). Согласно Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения, кто готов принести плод – своей жизнью признать Его власть и действие в мире, чье признание всегда выражается в хвале и благодарении Богу. «Тот, кто стяжал чистую молитву, тот и богослов, – гласит часто употребляемое высказывание святых отцов. – И богослов – тот, кто имеет чистую молитву». Как писал преподобный Иоанн Лествичник, «совершенство чистоты есть начало богословия». «Совершенство чистоты есть начало богословия. Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его. Но когда это соединение с Богом еще не совершилось, тогда и беседовать о Боге трудно. Слово, соприсносущее Отцу, творит чистоту совершенною, пришествием Своим умертвив смерть; а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение. Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает в век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке. Чистота соделала ученика своего богословом, который сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (Иоанн Лествичник). Люди знают Бога, когда они хранят первоначальную чистоту своей природы как духовные существа, запечатленные несозданным Словом и образом Отца, вдохновленные Его Божественным Духом. Вернее сказать, они познают Бога, когда они снимают с себя покрывало греха и вновь открывают в себе первоначальную чистоту благим действием Божиим в них и к ним через Его Божественное Слово и Дух.

http://pravoslavie.ru/3175.html

Глава I 1 . Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну... Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; Начало книги обещает блаженство читающему, слушающему и сохраняющему [написанное в ней], чтобы, упражняясь в чтении, научался из него и делам, и сохранял то, что заповедано. Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет. [Он говорит: «был»,] потому что Он все сотворил вместе с Отцом, и не от Девы получил начало [бытия]. Грядет, – [имеется в виду,] конечно, на суд. От семи духов, находящихся перед престолом Его. У Исаии читаем: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; дух страха Божия 24 . Эти семь духов, конечно, есть дары Единого Духа Святаго. И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых. Он свидетельствовал в мире, восприняв человеческую [плоть], и, пострадав, разрешил нас от греха Своею кровию. Он, победив ад, первым воскрес из мертвых, и смерть уже не имеет над Ним власти 25 , но, поскольку Он правит, царство мира [сего] уничтожено. И соделавшему нас царями и священниками. То есть всю Церковь верных, как говорит апостол Петр: народ святой, царственное священство 26 . Се, грядет с облаками, и узрят Его все народы 27 . Тот, кто вначале пришел тайно, восприняв человеческую [плоть], Тот в величии и славе явно придет на суд. 2 . Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников. И, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег 28 . Когда он говорит: ходящего посреди золотых светильников, подобного Сыну Человеческому, то подобным называет Его, поскольку смерть побеждена, и Он вознесся на небеса, приобщив и само тело духу Своей славы, который Он получил от Отца, и потому Он мог бы уже именоваться Сыном Божиим, а не Сыном Человеческим.  Ходящий посреди золотых светильников – то есть посреди Церквей, как сказал через Соломона: Я хожу по стезям праведных 29 . Белизна Его главы обозначает Его древность, бессмертие и источник величия, а Христу глава – Бог 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010