Начало сказания Хотя ты и заверяешь себя и окружающих, что душа твоя еще молодая, но по закону естества ты уже пережил меру возраста ( Пс.89:10 ). Настало время, когда надо все пережитое и пройденное на своем жизненном пути проверить, проанализировать и подытожить. Наступила пора, приостановившись на жизненном пути своем, оглянуться назад, на прожитый наибольший отрезок жизни, и решить – можно ли жить так, как ты жил до сего дня. Ты ныне переступаешь уже на малый конец жития своего, на новые начала исправления и преодоления тех препятствий, которые мешали в прошедшие годы идти по начертанному тобою постоянному пути. Ты должен совершить великий плач, подобно египетскому и вавилонскому еврейским плачам. Есть что оплакивать, есть о чем воздыхать горестно, есть о чем вспоминать со стыдом и презрением к себе. Что поддерживало меня в минуты мрачной тоски, что предохраняло меня от уныния, ропота и отчаяния? Сознание своей духовной и физической ничтожности, своей неполноценности, своих недостатков, своей греховности, а главное – сознание, что я еще не искупил своих грехов, что я не достоин никакой милости Твоей, Господи! Но Ты, создавший мя, сжалься надо мною. Ныне Ты видишь, как оживший из мертвых, я предаю себя всецело воле Твоей ( Рим.6:13 ). А ты, Смерть, бодрствуй надо мною, и меня утверждай ( Откр.3:2 ) в близости твоей ко мне и исходу моему. Снова я слышу голос Твой, Господи: «В минуты суетной и шумной жизни чаще вспоминай и размышляй о жизни праведного Панфалона Дамасского. Не горюй безутешно о, быть может, навсегда потерянной возможности великого и славного святительского служения твоего в Церкви Христовой. Не горюй и о потерянных тобою и рассеянных твоих чадах духовных. Придет час воле Моей свершиться над тобою, и все восполнится, и вновь предстанешь пред Престолом Славы Моей». Я пришел требовать от тебя уплаты и ответа Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв ( Откр.3:1 ) Ты забыл, какие подвиги исповедничества своего носили св. мученики Виктор и Мануил, в честь которых тебя дважды крестили. А ты кому уподобился в своих беззакониях и мерзостях пред очами Моими?

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Приложение 10 (к разделу 7.15)Циркуляр благочинным московских приходов, изданный с благословения митр. Сергия (Страгородского) 467 Циркулярно О. о. благочинным православных приходов гор. Москвы В целях единообразия церковно-богослужебной практики в православных приходских храмах гор. Москвы, а также для избежания произвольного отношения к Типикону, с благословения Преосвященного Заместителя, временно управляющего Московской епархией, к руководству и исполнению напоминаю уже ранее предлагавшийся епархиальной Властью нижеследующий образец воскресного (и праздничного) богослужения как обязательный минимум для православных приходских храмов гор. Москвы. А. Всенощное Бдение По открытии диаконом царских врат священник благословляет кадило и кадит весь алтарь в предшествии диакона со свечой. По окаждении алтаря диакон выходит на амвон и возглашает: «Востаните. Господи благослови». Священник пред престолом делает кадилом крест (и) говорит возглас: «Слава святей...» Лик: «Аминь». Священник с повышением голоса произносит: «Приидите поклонимся» (как указано в Типиконе), а где есть обычай – поет все духовенство. На клиросе медленно поют избранные стихи 103 псалма, с установленными припевами, во время пения которых священник в предшествии диакона кадит весь храм. По окончании пения обязательно: Слава и ныне, Аллилуйя (трижды). Следует великая ектенья, начинать которую диакон должен не ранее того времени, когда после обхождения храма возвратится в алтарь, закроет царские врата и выйдет на амвон. Лик же свое пение должен при этом соразмерять с окаждением всего храма священнослужителями. По великой ектенье поются из первой кафизмы первой славы следующие стихи: 1)      Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ... аллилуия (трижды) 2)      Яко весть Господь путь праведных... 3)      Работайте Господеви со страхом... 4)      Блажени вси надеющиися Нань... 5)      Воскресни, Господи, Спаси мя, Боже мой. (Аллилуия трижды) 6)      Господне есть спасение... Слава и ныне... Малая ектенья. «Господи воззвах» в глас, положенный по Уставу. Поется не менее четырех стихир с положенными стихами неспешно и разборчиво. Б дни предпразднества, попразднества, триоди, а также, когда в Минее случится великий святой, поется 6 стихир: три воскресных и три минеи или триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf Сентябрь Феодор (Поздеевский), еп. Задача духовной школы (Речь перед началом учения в Московской Духовной Академии на молебне у раки преподобного Сергия)//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 1–5 (1-я пагин.) —1— Ежегодно, братия, по установившемуся доброму и святому обычаю берём мы благословение на начало наших трудов у Преподобного Сергия, а ныне и исходим на дело своё от раки Преподобного. Да благословит же Он благословением небесным нашу обновлённую семью, подавая новым членам её уразуметь величие и святость той цели, которую они должны осуществлять через пребывание в Академии, а прежним членам её, надеюсь, уже уразумевшим эту цель, силы и бодрость к её осуществлению. Не думайте, братия, что эта связь нашей духовной школы с этой пустыней, нас, людей науки, с Преподобным, коему открыта небесная мудрость о Христе Иисусе, только внешняя и отношение наше к Нему есть отношение только религиозного приличия. Я думаю не только по идее своей и по той задаче, какую предполагается должна осуществлять православная дух. Академия, но и по живым уже фактам её истории и быта она внутренне и интимно связана и с этой пустыней, и с этой святой гробницей. Я думаю, при этой гробнице и от неё зачиналось множество жизней, рождалось духовно множество людей и силой этой гробницы зачиналось и совершалось множество великих и славных дел. Я думаю, если бы возможно было какому-нибудь живому свидетелю слышать и воспринимать у этой гробницы всё то, что здесь совершалось за эти многие годы, удалось бы подслушать те настроения, с коими приходили и уходили отсюда люди, то открылся бы целый, как бы —2— могучий духовный поток великого и славного, что здесь зачиналось и рождалось, а потом раскрывалось в шири жизни. Здесь паки восставала погибшая человеческая личность, здесь паки обреталась живая вера, здесь успокаивалась смятенная совесть, здесь возрождалась нравственная природа, здесь почерпалось мужество всякого рода и нравственное, и мирское, гражданское и общественное; мы хорошо знаем факты нашей родной истории, которые сами говорят об этом всему миру. Думается, мы знаем и факты нашей маленькой жизни, которые тоже говорят о силе, действующей от этого гроба и в нас маловерных. Иначе зачем же сюда и ранним утром, и днём, и вечером идут и профессора, и студенты; неужели это только дело простой привычки или подражания? И я думаю, если бы попросить всех приходивших сюда за эти долгие годы духовной славы Преподобного ответить; „чесо приидосте в пустыню видети“?.. они бы все сказали: приходили видеть воочию торжество нашей веры и укрепить и веру свою, и любовь ко Христу, и всё это сделать святым началом своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слова на случай выборов по Владимирской губернии чиновников, при собрании Владимирского дворянства Источник Слово I. Пред присягою на беспристрастный выбор Чиновников И почто в сем храме Господнем, в месте селения славы Божией, почто столь многочисленное, блистательное, великоименитое Сословие? – Вот, и мечи при бедрах – почесть или доблести подвизавшейся за благо отечества противу врагов внешних, или правды, поборающей поистине противу коварства в ограждение мирных граждан! Вот, и блистающие на персях отличия – стяжание достохвальных заслуг, или тяжких, кровавых подвигов! Почто весь сей блеск знаменитости, достоинств и благородства? – Но для чего вопрошаю? Се крест Святый и Евангелие – наидрагоценнейший залог всемирного Искупителя! Так, здесь должны быть произнесены клятвенные обеты; – должны: ибо кончилось трехлетнее поприще призванных на дело общеполезного служения, и чреда – вступишь на подобное поприще тем, на коих падет жребий избрания. Но для чего клятвенные обеты? Уже ли честь, долг и совесть не достаточны к утверждению истины в беспристрастном и нелицеприятном избирании? для чего? – Клятва не есть вымысел человеческого ума, или дальновидной политики. Во все времена и у всех просвещенных народов она была священнейшим долгом. Начало ее и установление истекает от Высочайшего, Вседержавного Законодавца. Изрекши устами Пророка сию непререкаемую святую волю: Господа Бога Твоего да убоишися, и Тому Единому послужиши, и к Нему прилелишися, приложил Он и сию заповедь: и именем Его клянешися 1 . Убо сколь непременна обязанность благоговеть пред Господем, яко Вездесущим, Всеведущим, и вся Собою исполняющим, служить Ему, как Создателю и Верховному Владыке всяческих, всем сердцем любить Его, яко Бога сердца нашего, яко Отца щедрот, и Бога всякие утехи: столь же непременная обязанность – запечатлевать свидетельство истины святейшим Его именем. Нужны ли примеры? Кто был праведнее Авраама, отца верующих, когда Сам Господь благоволил именовать Себя Богом Авраамовым? Кто был угоднее Богу Вождя Израилева и Пророка Моисея, удостоившегося беседовать с Ним лицом к лицу, и нареченного Боговидцем? Кто был любезнее Господу Давида, избраннейшего из всех Царей земных? – но и сии святейшие мужи, когда требовала важность дела, клялись Господем Богом небесе и Босом земли 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Содержание Переславское озеро в царствование Петра I Памятники пребывания Петра I в Переславле и плавания его на Переславском озере Памятник Петру Первому Рыболовство на Переславском озере В прежнее время Цены на сельди Рыболовство в нынешнее время Тони Ветры Ловля сельдей Снасти, которыми ловят другую рыбу на озере Общее количество рыбы, вылавливаемой на озере в течение года     Переславль-Залесский, занимавший видное место в истории во время междоусобной вражды князей и татарского, и польско-литовского погрома, в настоящее время, кроме истории, не имеет памятников тех времён и по своему административному положению среди других городов занимает незавидное место. Известен он более в промышленном отношении по прекрасному озеру, окружающему его, и его замечательной рыбе – сельдям, и по тому историческому событию, что по водам озера плавал Пётр I-й с своей флотилией. Здесь на водах Плещего озера положено было начало славы России в мореходном деле и зародыш того грозного и мощного властелина флота, который громил Турецкий флот во времена Чесменского и в недавние годы при Синопе. Памятником времён пребывания и плавания Петра I-ro по озеру до сих пор хранится ботик его. Переславское озеро известно стало в истории гораздо ранее основания самого города Переславля. В глубокой древности оно называлось «Клещино озеро». По сказанию Нестора, на озере Клещине жил народ Меря 1 . Об основании Переславля в 1152 году суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким говорится в летописи: «преведе от Клещина заложение церкви, и заложи во имя Всемилостиваго Спаса», а в другом списке (Никоновском) добавлено: «и назвал реку (впадающую в озеро) Трубежем», именем южной реки 2 , впадающей в Днепр. В 1176 году при сыне Долгорукого Всеволоде III, княжившем в Переславле, оно называлось ещё Клещино озеро 3 . В 1498 году после коронования внука Uoahha III Дмитрия Иоанновича на великокняжеский престол за столом великокняжеским подано было юному Дмитрию блюдо сельдей переславских. С этого времени теряется в истории название Клещина озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцатая. Приезд во Францию Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине и важности соображениями. В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры. Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого. У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему Богдан по нраву прозвище – Порох. А в те далекие времена турецкие султаны вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками... Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда – сын Гетмана, казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил его в икону Спасителя. По прошествии времен прозвище «Порох» удлинилось, превратившись в фамилию Пороховых. Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину – генерал, профессор математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа. Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию, оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией, выехала за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Гордость Гордость есть слепота, не позволяющая познать свое окаянство. Желание отличаться от других есть признак гордости. Человек употребляет множество усилий, чтобы возвыситься над другими. Гордость всегда выставляет себя наружу. Нет ничего опаснее и скрытнее гордости. Гордый и САМОНАДЕЯННЫЙ заодно с диаволом. Начало гордости – диавол. Кто СМИРЕНИЯ не имеет, того участь с диаволом. Начало гордости от незнания самого себя. В гордости человек подобен скоту. Чем более человек удаляется от Бога, тем более превозносится. Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым. Гордость есть причина других грехов. Гордость помрачает, СМИРЕНИЕ просвещает. Гордость мучает человека. Желающего избавиться от гордости житейской ожидает гордость духовная. Где гордость, ВЫСОКОУМИЕ, ЛУКАВСТВО, там не бывает Христа. Гордость искореняется с большим трудом. Гордость низлагается рассуждением о конце жизни человеческой. Чтобы победить гордость, надо познать Христово смирение. Гордость не имеет основания, так как человек не имеет ничего своего, но все Божие. Немощи и бесконечные скорби не дают повода к гордости. Немощи рождения и младенчества не дают повода к гордости (8, с.220–227). Гордость рождается от самолюбия (6, с.120). Гордость – главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели. Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке (4, с.190). «Гордость, еже есть бесчинное власти и славы желание» (1.3) (7, с.306–307). Гордость – наиболее опасная страсть Наиболее опасной страстью, препятствующей человеку в деле его спасения, является гордость, которая ведет свое начало от падения ангелов (7, с.318). Ни один порок так не подвергается суду Божию, как гордость (7, с.319). Родоначальницей всех зол является гордость, приведшая все Божие мироздание в хаос и расстройство (7, с.321–322 ). Происхождение гордости Как свидетельствует Священное Писание , первый ангел – Денница, которому были дарованы Богом силы и возможности для восхождения по лествице духовного совершенства, не восхотел повиноваться своему Творцу, но превознесся умом и впал в самообольщение, возмечтав быть равным Богу и восходить к духовному совершенству без помощи Всевышнего ( Ис.14,12–15 ). За это десница Божия, державшая его на высоте, была отнята от него, и он, увлекая с собой множество других ангелов, пал в безысходную бездну мра­ка и отчаяния. Гордость уничтожила в падших ангелах все доброе и святое, поэтому они нравственно омрачились, утратили истинное познание о Боге, забыли свой долг любви к Творцу и тем самым расторгли с ним вечный и благодатный союз. Таким образом, гордость родилась не на земле, а на небе, в высших сферах бесплотных духов (2.170). Вот почему гордость, по мысли святителя Тихона Задонского , является родоначальницей всех зол и исчадьем диавольским (7, с.319).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися ( Аввак. 3:2 ). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе ( Исх. 25:22 ). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Галат. 4:4–5 ). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля ( Псал. 10:3; 95:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава 2 Агг.2:1. В двадесять четвертый день месяца шестаго . Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова: Агг.2:4. Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней; и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? Помня прежнюю славу храма и прежнее его великолепие, как можете равнодушно видеть его в таком запустении, если только найдутся между вами прожившие от того времени до ныне? Агг.2:5. И ныне укрепляйся Зоровавелю, глаголет Господь, и укрепляйся Иисусе сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель . Агг.2:6. И слово Мое, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас. Отложив всякую леность и боязнь, приимите подаваемую вам крепость, веруя, что Я в законоположении пребываю с вами, и что промышляет о вас благодать всесвятого Духа. И поелику препятствием служило многое, и бедность и недостаток необходимого, и набеги соседей; то не без причины присовокупляет: «Дерзайте: зане сице глаголет Господь Вседержитель» : Агг.2:7—8. Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Предвозвещает сие о Гоге и Магоге, которым, когда вознамерились они со многими народами ополчиться против Иерусалима, попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга, друг другом они были истреблены, богатство же их отдал Господь храмоздателям. И успокаивая слух внимающих сему, продолжает: Агг.2:9. Мое сребро, и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель. Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство; и поелику не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010