СМИРЕНИЕ Смирение – великая добродетель и берет начало от Христа Христос Сын Божий, хотя и всех добродетелей есть образ нам и зерцало, однакоже смирения и кротости у Себе учитися нам повелевает: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ). Отсюду видим, коль великая есть добродетель – смирение: яко начало свое имеет не от инаго кого, но от Христа, Царя небесе и земли. «Научитеся от Мене», глаголет, не мертвых воскрешать, и прочия чудеса творить: но чего? «яко кроток есмь и смирен сердцем». Аще убо Сам Господь небесе и земли был «смирен сердцем», как исповедует: аще «смирил Себе до смерти крестныя» ( Флп. 2, 8 ); аще не устыдился «ноги ученикам умыть» ( Ин. 13, 5 ); аще свидетельствует Сам о Себе, яко «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити» ( Мф. 20, 28 ); аще глаголет: «Аз посреди вас (учеников) есмь служай» ( Лк. 22, 27 ); много ли паче нам – рабам, по примеру Господа нашего, подобает смиритися и не стыдитися братии своей служити, и с ними, какие бы ни были, обращатися дружески; на сей образ взирали святии Апостоли и вси святии, и от него учились, и тако низким смирения путем в высокое отечество – небо вошли (2:264). Образец смирения – Христос Он, будучи Сын Вышняго и Господь славы, не устыдился зрак раба прияти, смиритися, послушливым быть даже до смерти, смерти же крестныя. К сему глубочайшему и нашим умом непостижимому смирению убедило Его не иное что, как любовь к небесному Своему Отцу, Который гордостию и непослушанием человеческим разгневан был и оскорблен, – и сожаление к человеку, который ради преслушания от лица Божия отвержен был. Таким самопроизвольным смирением правду Божию раздраженную удовольствовал, и человека, от милости Божией отпадшаго, паки в высочайшую Его милость привел. В сие ясное смирения зерцало нам всегда взирать должно, и пред Богом, Котораго грехами оскорбили мы, смириться, и с пророком сердцем и устами исповедаться: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, хотя бы геенны и муки не было. Ибо более всякия муки быть должно нам тое едино, когда видим от нас прогневанного Того, Который есть вечная любовь, Который нас по образу Своему создал, и так чудно о нас промышляет (2:259) (также 4:261, см. ХРИСТОС , 1128).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Донбасс: сбылось или не сбылось? 2 часть 18.12.2023 198 Время на чтение 22 минут Фото: Город воинской славы прошлой и нынешней. Фото автора Продолжение. Начало см. здесь От редакции. Продолжаем публикацию нового материала Кирилла Анатольевича Пшеничного, известного нашему читателю автора статей о войне в Донбассе. Он не раз ездил туда и до начала СВО, в том числе как корреспондент РНЛ. Не раз был на передовой, с риском для жизни. Возил гуманитарку страдающему народу Донбасса. Предлагаемая вниманию статья – результат его последней поездки уже в «новые регионы». Он снова побывал на линии боевого соприкосновения, общался с участниками боевых действий. По сути, это зарисовки с натуры. Порой жёсткие, может быть, чрезмерно критичные, но это – свидетельства очевидцев, это – суровая правда войны, – и этом их особенная ценность. У нас были споры, не стоит ли смягчить, изменить какие-то формулировки, но автор на это отвечал одно: я могу изменить свои оценки, но я не могу менять слова моих собеседников, которые там, «за ленточкой», проливают кровь за Родину и которым я обещал быть честным в передаче их слов. Ну а дальнейшее пускай оценит читатель. Балык «Готов ли он поехать на позиции, с которых может не вернуться?» Хорошее начало, не правда ли? Пришлось открыть рот и произнести: да. Забегая вперёд, скажу, что в этот раз всё было ровно наоборот. На позициях стояла заповедная тишина. Но путь туда… Сначала из Александровки – в Петровский район. Оттуда, в сумерках – через весь Донецк до Макеевки, там на Ясиноватую. В Ясиноватой – сп ешиться и оставить коня в неизвестном пока стойле. По расстоянию вроде и немного, но по ощущениям и скрытым смыслам… наверное, примерно как из-под Пулковских высот на Ладожское озеро в 1941 или 42 году… Скажем так, на СОВСЕМ другой участок фронта! Центр Донецка в этот день тоже был обстрелян – как раз когда мы были в Александровке. Но на главную пищу журналиста – душераздирающие картины ранений и разрушений – можно было уже не надеяться. Дончане не любят демонстрировать свою боль и щеголять ранами. Всё, что можно, убирается мгновенно, так что место очередного военного преступления Украины уже через несколько часов начинает напоминать безобидную стройплощадку… внезапно образовавшуюся в центре города. Таков донецкий характер. Впрочем, людей и сил хватает на всё меньшую и меньшую территорию. А другая – даже без обстрелов – приходит в упадок, даже днём «погружается в темноту». В последнее время, правда, есть отчётливые попытки противостоять этому. Но переломить тенденцию пока не удаётся ни в масштабах республики, ни в масштабах Донецка.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/18/...

Глава 17 1–6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божья Иосафату за его благочестие. 7–9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божию. 10–12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. 13–19. Имена военачальнииков Иосафата и число его войска. 2Пар.17:1 .  И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян. 2Пар.17:2 .  И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его. Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида ( 2Цар.8:14–18 ): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, " Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много, согласно ст. 14–18 до 1 160 000 чел., и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного, Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой ( 2Пар.15:8 ). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже ( 2Пар.18:1–3 ); ср. ( 3Цар.22:2–4 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 472–473), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству. 2Пар.17:3 .  И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов, 2Пар.17:4 .  но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян. 2Пар.17:5 .  И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранная дщи Царя Небеснаго,/истинная служительнице Пресвятыя Богородицы,/новая чудотворице и предивная православным помощнице,/преподобная мати Рахиле,/прославляюще прославльшаго тя Господа,/воспеваем ти похвальная,/ты же имущи дерзновение ко Святей Троице,/от всяких нас бед свободи, да зовем ти:/Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование. Икос 1 Ангелов Творец и славы Сый Господь, дарова тя, Рахиле, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа, да видяще равноангельное житие твое и благодати струю выну текущую, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице: Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая: Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая. Радуйся, во времена гонений лютых за правую веру брань мужески подъявшая: Радуйся, новомучеников российских сопричастнице. Радуйся, на земли совершенствам Отца Небеснаго подражавшая: Радуйся, венец нетленный от Него приявшая. Радуйся, добродетелей лествицею к Небесем востекшая: Радуйся, во плоти ангельски пожившая. Радуйся, пречудное и быстрое падших востание: Радуйся, скорбящих от слез избавление. Радуйся, о рати православней молитвеннице теплая: Радуйся, за Русь Святую предстательнице непостыдная. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование. Кондак 2 Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь жития иноческаго, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа. Икос 2 Разум старческий в юных летех стяжала еси, преподобная, отвращалася бо еси суетных утех мира сего, душу твою Божественными писании веселящи. Темже мы, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению зовем: Радуйся, храм Божий и молитву от юности возлюбившая: Радуйся, безмолвию и богомыслию прилежавшая. Радуйся, начало подвигов твоих во младости положившая: Радуйся, главу твою под благое иго Христово подклонившая. Радуйся, благочестивых родителей отрасль пречестная: Радуйся, Христа ради дом родительский оставившая. Радуйся, нрав боголюбив стяжавшая: Радуйся, верою ум твой просветившая. Радуйся, яко издетска сирым и убогим милосердия токи излияла еси: Радуйся, яко ризы и брашна нищей братии Христовой подавала еси. Радуйся, отроковице добрая, Божественныя благодати преисполненная: Радуйся, вышней премудрости наученная. Радуйся, Рахиле, сокровище Бородинское, земли Московския похвало и радование. Кондак 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Слово 1 Глава 1. Трудами приобретающие в удел Небесную область не на чрево и попечение о тленном обращают внимание, подобно тем, которые из выгоды творят молитвы, думая, что благочестие доставит им прибыль, но духовным видением как ничем не оскверненный сонм, озаряемый светом Божественной славы, причащаются они самого благочестия, питающего умы высокие. И сам ты, таинник добродетелей, Евлогий, питая священную сущность светозарностию превыспреннего, от сонмища помыслов удалил тяготу плоти, зная, что вещество плоти делается пищею помыслов. А как жалом трудов сразивший козни, мне поручаешь стать устами сих дел твоих. Но если бы не дерзко было нарушить повеление любви, то отказался бы я от такого плавания по сему морю. Поскольку же единодушным повиноваться паче должно, нежели противиться, то ты будь для меня «в тех, яже к Богу» ( Рим. 15:17 ), «да дастся ми слово во отверзение уст моих» ( Еф. 6:19 ), и я буду тем, чего требует послушание, да и тебе дано будет пожать плоды сеяния. Глава 2. Первый из достославных подвигов есть странническая жизнь, особливо когда выходишь на оную как борец, мужественно оставляя и отечество, и род, и имение и один представ на достославные сии подвиги. Если так начнешь по Богу, шествуя в начало путей 1 пламенною верою, Божественным духом и обречением себя на терпение, соблюдая жизнь сию неизменною, то душа твоя на позлащенных крылах добродетели отлетит 2 из места своего и поспешит воспарить к самому Небу. Но крыла сего жития старается подрезать отец греха, ту землю, из которой ведет род свой подвижник, представляя ему как в зеркале, особливо во время приключающихся ему болезненных припадков. И пока пребывает еще на месте, понемногу отвлекает от пламенно желаемого переселения; когда же дознает, что душа изнурена скорбями, тогда этот ночной ворон, наведя ночь помыслов, омрачает в душе луч Совершеннейшего. А если подвижник одиноко вступит в подвиг на поприще пустыни и случится телу быть уязвлену болезнию, то враг тем паче трудною представляет душе странническую жизнь, внушая, что преуспеяние в добродетелях зависит не от места, а от образа жизни и что дома, имея утешение от родных, без затруднения сохранит он для себя награды за отречение от мира. Там удобны и пособия против болезни, там нет и злострадания, и мучительного изнеможения, какие терпит теперь, тем паче, что у братии редко бывает старание о странноприимстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Глава XX Заключение дракона в бездну (1–3); тысячелетнее царство сидящих на престоле (4–6). Окончательное осуждение диавола на вечные мучения и уничтожение народов Гога и Магога огнем небесным (7–10). Видение последнего суда после всеобщего воскресения, уничтожение смерти и ада и начало вечных мучений (11–15). Откр.20:1 .  И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Видения двадцатой главы нужно рассматривать не в связи с предыдущею главою, но в связи с общим содержанием Апокалипсиса как откровения истории Церкви до начала вечного царства. В двадцатой главе откровение возвращается снова к началу истории Христианской Церкви на земле. Мы снова встречаемся с диаволом, снова видим его в его отношении к Христианской Церкви, хотя и в отношении, рассматриваемом с другой стороны, – со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага. Некоторые толкователи под Ангелом, сходящим с неба, видят Самого Иисуса Христа, но большинство считает его за обыкновенного Ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких атрибутов славы и величия. Этому Ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну. Откр.20:2 .  Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, Откр.20:3 .  и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. Дракон – это тот самый древний змей, диавол и сатана, о котором была уже речь (в Откр.12:3–4, 7–9, 13–17 ). Теперь побежденный диавол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна ( Откр.9:1, 11:7 ) это есть особенное, свойственное злым духам состояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям 87 . Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет. Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда диавол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени нужно относить символическое действие Ангела связания сатаны и заключения его в бездну, как бы в некоторую темницу. Он не только был связан, не только заключен в бездну, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны и указывает на то, что запечатанное его не может быть вскрыто без воли и желания того, кто положил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Враг не сломил их гордые сердца 03.05.2004 312 Время на чтение 5 минут Миру всему передайте, Чайки, печальную весть: " " В битве врагу не сдалися, Пали за русскую честь! " " Русско-японская война 1904-1905 гг. ознаменовалась целым рядом выдающихся подвигов российских моряков. Всемирную известность получил подвиг крейсера " " Варяг " " , широкий отклик получила и геройская гибель миноносца " " Стерегущий " " . Но меньше знают о доблести бесстрашной команды миноносца " " Страшный " " , хотя она заслуживает не меньшей славы, чем моряки " " Стерегущего " " , почти в точности повторив их легендарный подвиг. В нынешнее смутное, тяжелое время, когда многие наши национальные герои определенными кругами и в определенных целях намеренно подвергаются " " развенчанию " " и циничному осмеянию и поруганию, когда сознательно разрушается присущая русскому народу духовность и душевность, а взамен навязываются чуждые нам меркантильные западные стереотипы мышления и поведения, особенно ценны и дороги примеры бескорыстного и беззаветного служения Отечеству, особенно на поле брани. Ведь в героических ратных подвигах нашего народа как в фокусе появляется та самая загадочная для иностранцев русская душа и тот самый русский дух, который всегда так поражал врагов. Поэтому помянем добрым словом доблестных моряков миноносца " " Страшный " " , честно живот свой за Родину и други своя положивших и вкратце напомним читателям историю бессмертного подвига. ...Начало русско-японской войны в результате вероломного нападения японцев оказалось для России неудачным, но прибывший в Порт-Артур талантливый вице-адмирал С. О. Макаров стал быстро исправлять положение и готовить русскую эскадру к генеральному сражению с японским флотом. Узнав, что японцы хотят высадить десант на Квантунский полуостров и в качестве промежуточной базы для своих транспортов наметили острова Эллиот, Макаров для срыва этой высадки выслал в указанный район в ночь на 31 марта (13 апреля) 1904 г. отряд из 8 миноносцев под командой капитанов 2 ранга М. Бубнова и Елисеева, поставив им задачу торпедировать транспорты с японскими войсками. Русские корабли, не обнаружив у островов Эллиот противника, повернули обратно, однако в темноте и тумане близ острова Сантаншао два концевых русских миноносца отстали от отряда, а затем, разлучившись и между собой, принуждены были возвращаться в Артур самостоятельно. Миноносец " " Смелый " " добрался домой без приключений, а вот миноносцу " " Страшный " " повезло меньше.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > К юбилею победы в Сталинградской битве коллекция Президентской библиотеки пополнилась новыми документами 01.02.2023 249 Фото: Президентская библиотека 2 февраля наша страна празднует День воинской славы России. 80 лет назад, в 1943 году, советская армия в битве под Сталинградом разгромила гитлеровские войска, обеспечив начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в 2022 году был подписан Указ «О праздновании 80-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве», сообщает пресс-служба Президентской библиотеки. Президентская библиотека располагает редкими материалами, рассказывающими о подробностях великой битвы. В разделе «1942» обширной коллекции «Память о Великой Победе» объединены документальные и публицистические издания 1942–1949 годов, документальный фильм Русского Исторического Канала «Следующая цель – Сталинград» (2013), фотографии, запечатлевшие разрушения Сталинграда во время войны и облик восстановленного города. Есть и такие уникальные электронные фотодокументы как, например, фотография знамени, вышитого норвежскими женщинами для защитников Сталинграда и переданного через посольство СССР в Швеции в день первой годовщины окончания Сталинградской битвы. Фрагменты кинохроники «Сталинградская битва. Оборона Сталинграда» (2010) отражают период 1942–1943 годов. На кадрах видно, как бегут солдаты по разрушенному Сталинграду, идут городские бои, движутся танки, пехота в маскхалатах. Крупным планом – командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник Андрей Ерёменко, за столом с картой – Георгий Жуков, также показаны другие выдающиеся советские полководцы. Вся коллекция и посвящённый Сталинградской битве раздел постоянно пополняются новыми материалами. Так, к юбилею победы под Сталинградом на портале библиотеки размещён сборник «Героический Сталинград», изданный в 1943 году Сталинградской областной комиссией по истории Отечественной войны. В нём представлены художественные рассказы, документально-публицистические очерки участников и свидетелей боёв, а также документы – приказы и постановления, например, о мобилизации комсомольцев и молодёжи на защиту Сталинграда.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/01/...

Кутузов объезжает войска. Реконструкция Бородинской битвы, 2 сентября, 2012 года 3 сентября 2012 г. 13:55 На Бородинском поле состоялись поминальные торжества и реконструкция битвы В торжествах, посвященные 200-тию Бородинского сражения на Бородинском поле приняли участие Президент РФ Владимир Путин и политики разных стран. А затем была воспроизведена масштабная реконструкция батальных сцен Бородинской битвы. В этот день здесь " сражались " около 3 тыс. человек. С трибун, по оценкам МВД, за " боевыми действиями " наблюдало свыше 50 тыс. зрителей. Реконструкция одного из самых кровопролитных однодневных сражений проходит на Бородино с 1994 года. Церемониал Праздник начался с традиционного церемониала на командном пункте Наполеона в деревне Шевардино. Почетные гости от правительственных делегаций стран Европы и России возложили цветы у монумента и затем отдали долг памяти минутой молчания. Тишину нарушил пушечный залп. В свое речи экс-президент Франции Жискар д " Эстен в частности отметил, что на этом поле боя 7 сентября 2012 года погибло около сто тысяч лучших воинов России и Франции (историки сходятся на цифре 85 тысяч- авт.), хотя у наших стран нет общих границ. " Они стали заложниками тщеславия, гордыни и амбиций политиков " , - сказал Жискар д " Эстен. Начало торжеств завершилось небольшим парадом перед памятником под звуки Марсельезы. Стоящие в строю французские солдаты с чувством пели свой гимн. В этот же день Бородинское поле посетил и президент России Владимир Путин. Он возложил венок у мемориала памяти героев батареи Раевского, и вручил грамоты о присвоении звания " Город воинской славы " представителям администрации Можайска и Малоярославца, отметив значение этих городов для Отечественной войны 1812 года. " Здесь приводились хорошие слова, что мы при Бородино остались непобежденными. Наполеон говорил, что французы показали, что могут быть победителями. Но сегодня мы все должны работать в едином строю для строительства общего Европейского дома, - сказал президент России. - Но, конечно мы, русские, никогда не должны забывать о своей собственной стране, о ее развитии и ее будущем " . Владимир Путин так же подчеркнул, что народы нашей страны только тогда добивались самых больших результатов в развитии Отечества, когда были вместе. " По большому счету, в этом единстве народов России и заключается патриотизм, ставший главной основой всех великих побед " ,- заключил президент РФ.

http://e-vestnik.ru/history/200_let_boro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010